Пеленание и развитие осязания (несколько слов в защиту пеленки). Почему грудничок может пугаться собственных ручек? Ребенок боится своих рук

26.06.2020 Android

Все родители с трепетом относятся к здоровью своего малыша. Особенно внимательно они присматриваются к ребенку в первые недели и месяцы после его рождения: все ли в порядке? Если ребенок первый, то мамы и папы могут не знать о некоторых особенностях его развития, и иногда их удивляют или даже пугают самые обычные явления. Что же чаще всего беспокоит родителей новорожденного?

У ребенка все время напряжены ручки и ножки. Может быть, это гипертонус и надо начать какое-то лечение?

Да, это гипертонус — повышенный тонус мышц-сгибателей, но это совершенно нормальное явление, которое до определенного возраста есть у всех младенцев.

Если посмотреть на новорожденного, то можно увидеть, что его ручки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу и прижаты к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, большие пальцы кистей рук лежат под четырьмя остальными. Ножки крохи тоже согнуты в суставах и отведены в бедрах, в стопах преобладает тыльное сгибание. Тонус мышц в руках обычно выше, чем в ногах.

Внимательные родители увидят, что мышечный тонус может изменяться, например, при поворотах головы вбок он выше на стороне, противоположной повороту головы. Меняющийся тонус в одной и той же группе мышц называется мышечной дистонией — такое название мамы и папы часто слышат на приеме у невролога, но пугаться этого не стоит, это тоже совершенно обычное явление у младенцев.

К 3,5-4 месяцам физиологический гипертонус у детей ослабевает , движения становятся более слаженными, кисть открывается, развиваются так называемые локомоции − движения тела, при которых задействованы практически все группы мышц. Лечить физиологический гипертонус никак не надо , но можно делать общеукрепляющий массаж, он будет способствовать развитию мышечной системы и координации движений.

Малыш постоянно совершает какие-то движения, они очень хаотичны. Почему это происходит?

У новорожденного ребенка нервная система еще незрелая, поэтому-то он и не может совершать координированных движений. Нервные волокна малыша только начинают покрываться специальной миелиновой оболочкой, которая отвечает за скорость передачи нервного импульса к мышцам. Чем быстрее происходит передача, тем более плавными становятся движения крохи. А пока нервная система не созрела, маленький ребенок может находиться в постоянном движении, которое иногда сохраняется даже во сне.

Как правило, хаотичные подергивания исчезают на втором месяце жизни. Тогда движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными.

У ребенка дрожат руки, ноги, подбородок — может быть, он мерзнет или у него какое-то неврологическое заболевание?

Дрожание, или тремор, — это физиологическое явление, которое возникает у большинства детей в первые 3 месяца жизни.

Появляется тремор опять-таки из-за незрелости нервной системы. Дрожь обычно возникает во время плача или после какого-то напряжения (например, после купания), но иногда начинается совершенно внезапно, может быть, даже в покое. При треморе у ребенка обычно дрожит подбородок и нижняя губа, еще могут дрожать ручки и ножки.

Тремор может быть симметричным (дрожат обе ручки) и несимметричным, когда разные части тела подрагивают по отдельности (например, одновременно дрожат подбородок и ручки или одна ручка и одна ножка).

Как только родители замечают, что у малыша появился тремор (а он может появиться не сразу после рождения, а даже спустя месяц), они очень беспокоятся. Однако, как мы уже говорили, это нормальное явление у маленьких детей. Тем не менее надо обратить внимание на следующие моменты: физиологический тремор длится недолго — всего несколько секунд; если тремор усиливается, эпизоды становятся чаще и продолжительнее, надо показать малыша неврологу.

Малыш часто вздрагивает и раскидывает ручки в стороны. Это нормально или надо показать ребенка врачу?

Это проявление одного из врожденных рефлексов — так называемого рефлекса Моро (разведение рук с последующим сведением). Он сохраняется до 4-5 месяцев и возникает обычно в ответ на резкие звуки или при перемене положения тела. Родители называют этот рефлекс вздрагиванием.

Мамы и папы замечают, что если изменить положение малыша в пространстве (например, поднять его из кровати, а затем снова положить), ребенок вскинет чуть согнутые в локтях ручки вверх. То же самое может произойти при каком-либо резком звуке (хлопке в ладоши, стуке двери). Иногда рефлекс Моро возникает спонтанно, то есть малыш вскидывает ручки без каких-либо раздражителей. Все эти явления совершенно нормальны для маленьких детей и не требуют какого-либо лечения . Единственное, за чем надо следить: рефлекс Моро не должен становиться более выраженным; после 4-5 месяцев он должен исчезнуть.

Ребенок постоянно хочет сосать (соску, грудь, палец). Может быть, он голодный, и ему не хватает молока?

У детей до 1 года ярко выражен сосательный рефлекс: на любое раздражение губ, языка ребенок совершает сосательные движения. Это самый первый и самый главный безусловный рефлекс: именно способность к сосанию (а значит, и утоление голода) обеспечивает выживание малыша . Полностью рефлекс сосания пропадает только к 3-4 годам.

Еще у младенцев можно заметить поисковый рефлекс (он сохраняется до 2-4 месяцев): при раздражении угла рта кроха поворачивает голову в сторону раздражения; хоботковый рефлекс (его можно наблюдать до 2-3 месяцев): при постукивании по губам ребенок вытягивает губы трубочкой. Перед едой эти рефлексы проявляются ярче и вызываются легче, но сами по себе они не являются показателем того, что малыш голоден.

Кроха много срыгивает, слышала, что это может быть из-за неврологических нарушений. Так ли это?

— очень частая жалоба в первые месяцы жизни. Большинство здоровых детей срыгивают до 3-5 раз в сутки. Для младенцев срыгивания являются скорее нормой, нежели патологией , так как строение и функционирование желудочно-кишечного тракта у них предрасполагают к срыгиваниям.

Желудок новорожденных расположен горизонтально, имеет округлую форму и маленький объем — всего 5-10 мл: вот почему нескольких капель бывает достаточно, чтобы только что родившийся малыш наелся. Вход в желудок малютки относительно широкий, а сфинктер (мышца, закрывающая вход в желудок) развит недостаточно. Поэтому продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту несколько замедленное.

Незрелость некоторых ферментов и недостаточная скоординированность в процессах дыхания, сосания и глотания, характерные больше для недоношенных и маловесных детей, также предрасполагают к срыгиваниям. Еще срыгивания могут быть связаны с перееданием, частыми кормлениями, аэрофагией (заглатыванием воздуха). Да, они могут быть проявлением какой-то неврологической патологии, но это бывает очень редко, особенно если других симптомов заболевания нет.

Малыш часто «таращит глаз». Врач сказал, что это симптом Грефе и лечить его не нужно. А что это за симптом, и почему он появляется у маленьких детей?

Симптом Грефе у младенцев называют белую полоску, которая остается между радужкой и верхним веком, когда ребенок опускает глаза вниз. Сам по себе симптом Грефе не свидетельствует о наличии у детей каких-либо проблем со здоровьем. Он часто наблюдается у здоровых ребятишек при перемене освещения или положения тела, а еще симптом Грефе может быть просто индивидуальной особенностью строения глаз малыша (он часто есть у детей с большими глазами).

Иногда этот симптом возникает из-за незрелости нервной системы ребенка. В этих случаях симптом Грефе лечить не надо, он обычно проходит в течение первых 6 месяцев жизни крохи. Но если кроме симптома Грефе у ребенка есть повышенная возбудимость, тремор, отставание в развитии, если он часто закидывает голову назад — это уже говорит о наличии у него неврологических проблем. Для точной постановки диагноза необходимо пройти ряд дополнительных исследований: нейросонографию, электроэнцефалографию.

Крошечный человечек, едва появившись на свет, практически ничего не умеет, его движения беспорядочны, ручки не могут схватить и удержать предмет, и кажется, что единственное, что малыш делает, — это только ест, спит и плачет. Но уже через пару месяцев он уверенно фиксирует взгляд на окружающих его предметах и лицах, может улыбнуться в ответ, а также хорошо удерживает голову. С каждым месяцем жизни ребенок постигает все новые и новые горизонты в своем развитии — остается только терпеливо дождаться этого времени.

Появившись на свет, новорожденный малыш попадает из привычной и комфортной для себя внутриутробной среды в совершенно другой мир. В этом новом и неизведанном пространстве он не знает ничего, и выживать ему помогают лишь наделенные природой инстинкты.

Взросление происходит в несколько этапов, которые обобщаются приобретением специфических навыков и умений. Хотя, как известно, они очень условны, так как каждый ребенок развивается индивидуально. В виду неокрепшей мышечной системы, движения ручками и ножками малыша являются неосознанными и хаотичными.

Достаточно часто родители могут наблюдать, как ребенок пугается резких движений своих ручек, может от этого просыпаться, плакать, порой вздрагивать не только ночью, а и днем.

Почему ребенок пугается собственных ручек?

Те моменты, когда кроха раскидывает в стороны свои ручки, как бы пугаясь их, вызывает у родителей неоднозначные эмоции. Кто-то умиляется таким поведением, а кого-то оно попросту пугает и является поводом задуматься, все ли в порядке с малышом.

В действительности ребенок попросту еще не понимает, что это его ручки, когда они мелькают перед его лицом или касаются тела. Таким же образом он может испугаться их и во время сна.

Эти симптомы являются достаточно распространенным явлением у грудничков до достижения ими 6-месячного возраста .

Из всех природных рефлексов полностью сформированным в момент рождении у малыша является только сосательный , поэтому кроме своего ротика, он не знает прочих частей тела и будет знакомиться с ними постепенно и поэтапно.

Опасно ли это для детей?

Как наследие внутриутробной жизни, у новорожденного ребенка после появления на свет присутствуют резкие, хаотичные и нескоординированные движения ножками и ручками, которых он пугается и даже может плакать по этому поводу. В педиатрии эти движения получили название «вскидывания». Однако отличия этих движений от внутриутробных все же существуют. Так, внутри маминого живота, малыш при каждом движении ручками или ножками касался стенок матки. Здесь же в новой для него среде при подобных движениях, они не находят совершенно никакой опоры, что очень пугает и настораживает. Однако, как только малыш прижимается к теплому телу своей мамы, он тут час же успокаивается.

Кроме того, слишком свободные движения ручками могут быть чреваты различного рода травмами. Так, например, ребенок может сам себя ударить ручкой по другим частям тела или поцарапать нежную кожу ноготками (про уход за ногтями грудничка).

Что сделать, чтобы ребенок не пугался своих ручек?

Чтобы ребенок не мог нанести себе травму вскидыванием, родителям необходимо следить, чтобы ногтики были всегда подстрижены до необходимой длины, а их края были тщательно запиляны. Сегодня продаются также специальные антицарапки, которые закрывают ручки младенца вместе с пальчиками. Приобрести их можно как отдельно, так и в комплекте с прочей детской одеждой.

Девять месяцев в животе у матери ребенок пребывает в состоянии невесомости. Появившись на свет, о своем теле он пока не знает ничего. Неокрепшие мышцы находятся в своеобразном тонусе и не могут пока служить крохе в полной мере. В первые месяцы после рождения движения ребенка неосознанные и хаотичные. Конечности как будто не принадлежат ему, поэтому родители в этот период могут заметить, что новорожденный боится своих рук. Внезапные прикосновения ручками к телу, царапанье пугают ребенка. Он вздрагивает, просыпается и плачет.

Почему младенец пугается своих рук?

Младенцы сначала осознают частью своего тела только рот, поскольку имеется во внутриутробном состоянии и к рождению ребенка уже полностью сформирован. Освоение других частей тела происходит постепенно.

После рождения руки у детей почти все время сжаты в кулачки и расслабляются только во сне. И хотя присутствует безусловный хватательный рефлекс, примерно до 2-3 месяцев ребенок не владеет своими руками. До этого возраста хватательные движения малыша рефлексивны, ребенок хватает то, что прикасается к ладошке или находится вблизи от нее (рефлекс Робинзона). Это и объясняет наличие нескоординированных малышом действий: щипание, хватание, царапанье, которые так пугают ребенка.

Чем помочь крохе?

Днем, когда ребенок бодрствует, то пугается рук не часто, это происходит из-за того, что малыш себя нечаянно царапает и потом плачет от боли. Поэтому необходимо следить, чтобы ноготки были , и надевать антицарапки. Удобней, когда они приделаны к рукавам. Отдельные антицарапки многие малыши снимают.

Во время сна внезапные взмахи руками и хватания действительно пугают кроху. Для того чтобы он не бояться своих рук, новорожденного пеленают.

Современные педиатры советуют «свободное» пеленание, которое сохраняет естественное положение конечностей и возможность движения.

«Тугое» пеленание, которое использовали раньше, может тормозить развитие моторных, осязательных и других навыков малыша.

«Свободное» пеленание способствует более быстрому знакомству новорожденного со своими руками. Поэтому пеленать с ручками стоит не дольше первого месяца, а в дальнейшем, месяцев до трех, пеленать только ножки. После 3-х месяцев в пеленании смысла уже нет, так как с этого возраста начинается угасание безусловного хватательного рефлекса и формирование произвольного хватания.


В последнее время принято считать, что большинство педиатров и детских психологов советуют не пеленать ребенка, чтобы не тормозить развитие у него осязания. Но, скорее всего, мнение психологов в данном случае интерпретируется неправильно. Большинство специалистов в наше время также не склонны видеть в пеленании «насилие» и «принуждение». Порпробуем обратиться к культурному опыту разных народов и представить, что же чувствует новорожденный?

Чувствительность кожи возникает у ребенка еще на третьем месяце внутриутробного развития. Малыш свободно плавает в околоплодных водах и развивает осязание, наталкиваясь на стенки матки. А к четвертому месяцу, с появлением координированных движений, начинает сосать свой палец или кулачок. С 32 недели внутриутробного развития окружающая ребенка матка постоянно соприкасается с разными частями его тела. Периодические сокращения стенок матки создают ощущение плотных объятий, и это остается в памяти малыша важной частью счастливой жизни в животе. На последних неделях перед родами ребенок, как правило, уже ограничен в плечевых суставах - руки плотно прижаты к телу из-за тесноты. К такому положению ребенок тоже привыкает. В это время он ощупывает в основном собственное тело, получая тактильную информацию ото всей поверхности кожи, которую обнимает матка.

" После рождения ребенок попадает в непривычно огромное свободное пространство. Однако он пока сохраняет свои внутриутробные «привычки». Одна из них - резкие нескоординированные движения руками и ногами, так называемые «вскидывания».

Если понаблюдать за новорожденным, можно заметить, что он испытывает панику при всяком движении своих конечностей и успокаивается, если его прижать к теплому телу взрослого или хотя бы придержать болтающиеся ручки или ножки. Во время "вскидываний" ребенок пугается, потому что его руки и ноги, привыкшие упираться в стенки матки, не находят никакой опоры.
Если конечности младенца оставлены свободными, и их движения не ограничены тесной пеленкой, то он будет «вскидываться», переживая испуг. Это очень сильная реакция, которая заглушает все остальные. В том числе как раз и нарушается развитие осязания! А чтобы оно успешно развивалось, необходимо, чтобы руки и ноги ребенка постоянно натыкались на разные поверхности. Стимулами является абсолютно все, к чему младенец может прикоснуться: пеленка, одежда, тело взрослого человека, собственное тело и т. д. Чем разнообразнее стимулы и чем чаще они воздействуют на малыша, тем активнее идет развитие его осязания.

Что полезно для развития осязания?

  • Ношение на руках. Когда мама носит малыша на руках или спит с ним вместе, она не позволяет ему «вскидываться» и создает знакомые ощущения объятий. Рядом с ней ребенок спокойно спит без пеленки. Мамино тело выделяет достаточно тепла, поэтому ручки и ножки ребенка можно оставлять обнаженными. Так он будет соприкасаться с различными поверхностями, воспринимать информацию, а комфортные условия помогут спокойно ее усвоить. У многих примитивных народов до сих пор принято носить ребенка на руках 24 часа в сутки. Для этой цели они создают различные приспособления: держатели, перевязи. При этом отдельных люлек и гамачков для младенцев вообще не предусмотрено.
  • Свободное пеленание. Когда ребенок вынужден находиться без мамы, например, во время сна, лучшим способом развития осязания является обычная пеленка. Как только новорожденного спеленывают, придав ему внутриутробную позу, он тут же успокаивается. Но пеленать ребенка важно так, чтобы он мог совершать движения руками и ногами.
    Ребенку полезно наталкиваться ручками и ножками не только на пеленку, но и на собственное тело. Поэтому под пеленкой лучше оставлять как можно меньше одежды. Сама пеленка, обхватывая малыша, стимулирует осязание всей кожи, которая с ней соприкасается. Основное ее назначение - создавать иллюзию опоры, но движения ограничивать только в плечевых суставах, как в матке. Свободно спеленатый ребенок может подтянуть ручки к лицу, найти свой ротик, сосать палец или кулачок, болтать ногами. К 10-30 дню ребенок привыкает к своим рукам и управляет ими более уверенно. С этого времени малыши перестают будить себя резкими движениями. Дети, у которых сохраняются "вскидывания" до 3-6 месяцев, нуждаются в более продолжительном пеленании.

Пеленку придумали те народы, которым прохладный климат не позволял носить ребенка на себе во время ежедневной работы. В их культурах обязательно существуют и отдельные места для детей: зыбки, колыбельки. Они повторяют форму пеленки, и их, как правило, можно качать. Тогда младенцу кажется, что он все еще на руках у взрослого.

" Спеленатый ребенок часто протестует, когда его вместо удобного уютного покачивающегося "гнездышка" кладут на жесткую громадную кровать. Родители же зачастую считают это протестом против пеленки.

Кроме того, заметив, что ребенок вытащил ручку из пеленки и сосет палец, современная мать зачастую перепеленывает его более плотно. Между тем в данном случае ребенку, если ему уже больше семи дней, нужно предоставить наслаждаться преимуществами свободного пеленания.

Что не полезно для развития осязания?

  • Распашонка с зашитыми ручками . От мира ребенок в такой одежде получает только один стимул: ощущение распашонки. Если младенец находится у мамы на руках, он и без специальной защиты не расцарапает себе лицо. Без мамы же любое беспорядочное движение ручек будет его пугать, поэтому их лучше просто запеленать. Когда малыш перестает бояться своих рук, то перестает и царапаться. Поэтому необходимость таких распашонок сильно преувеличена.
  • Тугое пеленание. В деревне тугое свивание ребенка использовалось для выхаживания ослабленных недоношенных детей. Сегодня техникой тугого свивания владеют лишь отдельные специалисты. Но чаще всего под "тугим" понимают просто более плотное пеленание с выпрямлением рук и ног ребенка. Именно так пеленали детей в российских роддомах и яслях лет 20-30 назад. Такое пеленание защищает от "вскидываний", но, конечно, никак не стимулирует развитие осязания. Количество сенсорных стимулов и ответных реакций минимально. Более того, бездумное использование тугого пеленания замедляет развитие основных движений руками, и ребенок привыкает к своим ручкам только к 6 месяцам и может даже в 7-8 месяцев будить себя резкими движениями.
  • Полное отсутствие пеленания. Если новорожденный находится без мамы и без пеленки, то количество сенсорных стимулов опять-таки уменьшается. Ребенок беспомощно барахтается в огромном пространстве, испытывая ужас. Дети, которых содержат совсем без пеленки и оставляют подолгу лежать, размахивая руками и ногами, впоследствии гораздо медленнее приспосабливаются к своим рукам, чем те, кого знакомили с ними постепенно. Малыш, одетый в костюмчик или комбинезон, не может касаться ладошками своего тела - теплого, знакомого и самого развивающего стимула.
  • Слишком рано надетые штанишки. Прекращать пеленание нужно тогда, когда ребенок перестанет «вскидываться» во сне. Кожа ног для ребенка такой же источник информации, что и кожа рук. Поэтому младенца, «выросшего» из пеленок, не следует сразу же одевать в ползунки. Подходящая одежда в этом возрасте - рубашечка и больше ничего, в крайнем случае - подгузник. Для детей, которых мамы много носят на себе, такая одежда проста и естественна, потому что так ребенок не перегревается и его легко переодевать. Если же родители слишком рано отказываются от пеленания, им приходится тепло одевать мерзнущего ребенка, и часто к трехмесячному возрасту он оказывается одет дома гораздо теплее, чем его ранее пеленавшийся сверстник.

Конечно, в носочках и боди младенец выглядит симпатичнее, чем в пеленках. Однако не стоит сбрасывать со счетов ни народный опыт, ни современные исследования физиологических особенностей и психологических потребностей ребенка.

На нашем сайте вы можете приобрести интересующий вас продукт, воспользовавшись одним из способов оплаты:

Безопасность и конфиденциальность платежа

При выборе данной формы оплаты заказа на сайте сайт Вы будете автоматически перенаправлены на платежную форму процессингового центра PayU, для внесения данных Вашей банковской карты.
Все данные, введенные Вами на платежной форме процессингового центра PayU, полностью защищены в соответствии с требованиями стандарта безопасности PCI DSS. Мы получаем информацию только о совершенном Вами платеже.
На указанный Вами при оформлении платежа адрес электронной почты, будет отправлено сообщение об авторизации платежа.
Сразу после совершения платежа вы будете перенаправлены обратно на наш сайт. Информация о вашем платеже может идти до нас от 5 секунд до нескольких минут. В случае, если по вашему мнению произошла задержка в обработке заказа, Вам необходимо обратиться в офис компании по телефону 8 800 500-65-37

Личные данные покупателя.

При оформлении Заявки на Сайте Клиент предоставляет следующую информацию: Фамилия, Имя, адрес электронной почты, телефон, адрес доставки.
Продавец использует информацию для выполнения своих обязательств перед Клиентом. Продавец обязуется не разглашать полученную от Клиента информацию. Не считается нарушением предоставление Продавцом информации агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для исполнения обязательств перед Клиентом.

Не считается нарушением обязательств разглашение информации в соответствии с обоснованными и применимыми требованиями закона. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные Клиентом на Сайте в общедоступной форме.

После оплаты войдите в ваш "Личный кабинет" и выберите "Мои курсы"
Там вы найдете все продукты, которые были приобретены вами на нашем сайте сайт
В случае если вы не получили ваш продукт в течение часа после оплаты, необходимо написать в службу поддержки info@сайт

Правила возврата денежных средств

Заказчик имеет право отказаться от предоставления оплаченных Услуг и потребовать возврата денежных средств в следующих случаях:

1. За оплаченный электронный товар (запись вебинара, семинара, тренинга, обучающий курс, шаблоны и вспомогательные материалы, доступные для скачивания). Запрос о возврате денег должен быть направлен с адреса электронной почты, с которого был осуществлен заказ, в службу поддержки Исполнителя в течение 7 (семи) дней с момента оплаты. По истечении указанного времени претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность (паспорт).

2. За оплаченный и посещенный им семинар или консультацию. Запрос о возврате денег должен быть направлен с адреса электронной почты, с которого Заказчик регистрировался на семинар, в службу поддержки Исполнителя до 14:00 по Московскому времени дня, следующего за днем оказания Услуги. По истечении указанного времени претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность (паспорт).