Начала отладки и профилирования веб-приложений.

29.04.2019 Приложения

Использование средств разработчика F12 для отладки ошибок JavaScript

Это содержимое ссылается на более старую версию средств разработчика F12. Скачайте последнюю версию документации по средствам F12 .

Средства F12 позволяют разработчикам быстро отладить код JavaScript, не выходя из браузера. Встроенные в каждый экземпляр Windows Internet Explorer 9 средства разработчика F12 предоставляют средства отладки, такие как точки останова, просмотр контрольных и локальных переменных, а также консоль для сообщений и немедленное выполнение кода.

В этой статье рассматривается, как использовать средства разработчика F12 для отладки кода JavaScript. Эта статья не является исчерпывающим учебным пособием по отладке, ее цель - выделить инструменты, которые могут помочь разработчику начать работать с созданным кодом. В Internet Explorer 9 нажмите клавишу F12 , чтобы открыть средства разработчика, и щелкните вкладку Сценарий для начала работы.

На вкладке Сценарий слева находится область исходного кода, где разработчик может просмотреть свой код JavaScript, задать точки останова и пошагово выполнить свои функции. В правой области можно переключиться между вкладками консоли, переменных Watch, локальных переменных, стеком Watch и точками останова.

Запуск и остановка отладчика

Когда вы впервые открываете средства разработчика F12 и щелкаете вкладку Сценарий , ваш код появляется в левой части, а консоль в правой. В консоли можно увидеть сообщение: "Обновите страницу, чтобы просмотреть сообщения, полученные до открытия средства разработчика F12. " При обновлении веб-страницы на консоли появятся все ошибки и предупреждения, вызванные браузером.

Чтобы устанавливать точки останова, просматривать контрольные и локальные переменные, а также видеть стек вызовов последовательности функций, нажмите кнопку Начать отладку . Нажатие кнопки Начать отладку обновляет веб-страницу и перезапускает код в отладчике.

Использование консоли для обнаружения синтаксических и других ошибок кода

В большинстве проектов программирования ошибки делятся на синтаксические, логические и ошибки ввода данных. В представлении консоли показываются ошибки и исключения JavaScript, а также исключения модели DOM. Внутри вашего кода вы можете использовать объект консоли для передачи на консоль состояния и сообщений об ошибках программы вместо вызовов "alert()" или доступного пространства на экране. Например, вы можете добавить строку

Window.console.log("The file opened successfully");

В ваш код JavaScript, чтобы получить информацию о состоянии сценария, не прерывая его выполнения. Дополнительные сведения: .

Исправление внешнего вида сценариев

Средства разработчика F12 могут отлаживать JavaScript на уровне строки или оператора независимо от способа отображения кода. Можно пошагово выполнять даже сценарии, сжатые так, что они выглядят большим блоком кода. Но иногда трудно отслеживать логику, когда код является одним блоком.

Для форматирования сценария нажмите кнопку Конфигурация и выберите пункт Форматировать JavaScript . На следующих снимках экрана показан блок кода JavaScript до и после форматирования.



Прерывание выполнения кода

Задание точек останова в средствах разработчика F12 аналогично заданию в отладчиках двоичного кода, таких как Microsoft Visual Studio. В левой области щелкните слева от строки кода, в которой нужно остановиться. Точки останова являются переключаемыми, поэтому щелчок добавляет точку останова, а повторный щелчок удаляет ее.


В код можно добавить столько точек останова, сколько нужно. Можно либо щелкнуть строку кода правой кнопкой мыши и выбрать команду Вставить точку останова , либо щелкнуть в левом поле рядом с оператором, в котором нужно установить точку останова.

Используя средства разработки F12, можно задать точку останова на уровне оператора, даже если эти операторы находятся в блоке или строке из нескольких операторов. Это позволяет создать точку останова в сжатом сегменте кода. Оптимальным способом задания точки останова в этих условиях является щелчок кода правой кнопкой мыши и выбор в контекстном меню пункта Вставить точку останова . Также можно использовать описанное ранее форматирование сценария (красивая печать), форматируя строки, чтобы упростить их щелчок на полях.

Управление несколькими точками останова с помощью вкладки "Точки останова"

При использовании большого объема кода с большим количеством точек останова или даже состоящего из нескольких файлов можно воспользоваться вкладкой Точки останова , чтобы отследить все нужные точки. На вкладке Сценарий щелкните вкладку Точки останова в свойстве или правой области. См. пример на следующем изображении:

На вкладке Точки останова разработчик может включать или отключать, удалять, выбирать и копировать точки останова без необходимости точно переходить к местонахождениям нужных точек. Чтобы включить или отключить точку останова, установите или снимите флажок рядом с параметром, который нужно изменить. Также можно сразу перейти к точке останова в коде, дважды щелкнув ее в списке. Можно выбрать одновременно несколько точек останова, нажав клавишу CTRL и щелкая нужные точки останова.

На вкладке Точки останова также можно воспользоваться контекстным меню (которое открывается щелчком правой кнопки мыши), позволяющим удалять, включать, отключать или копировать группы точек останова. Эти параметры показаны в следующей таблице.

Пункт меню Действие
Удалить Удаление точки останова без возможности восстановления.
Удалить все Удаление всех точек останова без возможности восстановления.
Включить все Установка всех флажков в списке.
Отключить все Снятие всех флажков в списке.
Условие Позволяет установить условную точку останова для одной точки. Этот пункт недоступен, если выбрано несколько точек останова.
Копировать Копирование текста описаний выбранных точек останова.
Выделить все Выделение всех точек останова в списке.
К исходному коду Переход в левую область кода для отображения выбранной точки останова. Этот пункт недоступен, если выбрано несколько точек останова.
Условные точки останова

Безусловный останов на строке кода полезен, но еще более мощным средством является останов, когда свойство или переменная достигает конкретного значения. Чтобы остановиться при достижении или установке конкретного значения, создайте точку останова, а затем откройте вкладку Точки останова . Щелкните правой кнопкой мыши нужную точку останова и выберите команду Условие .

В диалоговом окне условий добавьте правильный оператор JavaScript. Выполняемый код остановится в этой точке останова, когда результатом оператора будет значение true. Например, на следующем изображении выполнение кода останавливается, когда значение свойства oAudio.paused становится равным false.

Можно задать одно условие или, используя логические операторы, создать более сложное условие останова. Но помните, что область действия переменных и объектов останется той же, что и при их отображении в окне просмотра точки останова. Значение условия, не попадающего в область действия, не будет оцениваться как true.

Пошаговое выполнение кода

Когда выполнение кода останавливается на точке останова, можно воспользоваться кнопками перехода для продолжения выполнения (F5 ), прерывания выполнения (CTRL+SHIFT+B ), пошагового входа в функцию (F11 ), пропуска функции (F10 ) или выхода из функции (SHIFT+F11 ). Когда выполнение остановлено на точке останова или при пошаговом выполнении, окно отладки фактически становится модальным.

Поэтому перед продолжением взаимодействия с веб-страницей нужно остановить отладку (SHIFT+F5 ) или продолжить выполнение (F5 ). Следует вспомнить об этом, если кажется, что веб-страница перестала отвечать. Если, когда открыто несколько окон, окно отладчика не находится сверху, оно может ожидать реакции в точке останова. В этом случае, чтобы вернуть управление веб-страницей, найдите окно отладки для этой веб-страницы и нажмите F5 для продолжения или нажмите SHIFT+F5 для прекращения отладки.

Просмотр переменных с помощью вкладок "Watch" и "Локальные"

Вкладка Watch позволяет определять и просматривать контрольные переменные в отлаживаемом коде. Она содержит имя, значение и тип заданных переменных. Можно щелкнуть строку, помеченную щелкните для добавления... , на вкладке Контрольные значения и ввести имя переменной. Если не хочется вводить имя переменной, можно скопировать и вставить его в список контрольных переменных.

Значения в списке контрольных переменных отображаются независимо от того, отлаживается ли в данный момент код или нет. При включении отладки и трассировке кода или заданных точках останова область действия значений переменных в списке определяется текущей точкой выполнения сценария. Если отладка отключена, область действия является глобальной, и будут показываться значения только глобальных переменных.

В отличие от вкладки Контрольные значения , значения на которой показываются независимо от того, находятся ли соответствующие переменные в области действия, на вкладке Локальные показываются только переменные в текущей области действия. Переменные для просмотра добавлять не нужно, так как при изменении области действия эта вкладка обновляется, отображая все доступные переменные.

Чтобы увидеть разницу, откройте следующий пример в Internet Explorer 9 и выполните указанные действия.

JavaScript debugging example //create a global variable for our var display; function init() { //initialize only after the HTML has been loaded display = document.getElementById("results"); } function firstParam() { //set breakpoint here var a = 5; secondParam(a); } function secondParam(a) { var b = 10; thirdParam(a, b); } function thirdParam(a, b) { var c = 15; var d = a + b + c; //display to console if F12 tools is open if (window.console && window.console.log) { window.console.log(a + " + " + b + " + " + c + " = " + d); } else { display.innerText = a + " + " + b + " + " + c + " = " + d; } }

Run

  • Загрузите пример в Internet Explorer 9.
  • Нажмите клавишу F12 , чтобы открыть средства разработчика F12, и щелкните вкладку Сценарий .
  • В левой области выполните прокрутку до первой функции, щелкните правой кнопкой мыши строку "var a = 5;" и выберите команду Вставить точку останова .
  • Нажмите кнопку Начать отладку , а затем на веб-странице в браузере нажмите кнопку Run (Выполнить).
  • В средствах разработчика F12 щелкните вкладку Контрольные значения на правой стороне и добавьте переменные "a, b, c, и d.".
  • Пошагово выполните код, нажимая клавишу F11 или кнопку Шаг с заходом , и просмотрите переменные на вкладке Контрольные значения .
  • При пошаговом выполнении каждой функции просматриваемые значения должны меняться с неопределенных на некоторые значения.

    Чтобы почувствовать отличия от вкладки Локальные , нажмите клавишу F5 для продолжения из средств разработчика F12. На веб-странице в браузере нажмите кнопку Run (Выполнить), чтобы еще раз выполнить код и вернуться в средства разработчика F12. В правой области вкладки Сценарий щелкните вкладку Локальные и нажмите клавишу F11 , чтобы снова пошагово выполнить функции. Обратите внимание, что список локальных переменных содержит только переменные, имеющие значения. В представлении Локальные также показываются аргументы, передаваемые в функцию, их значение и тип.

    Просмотр стека вызовов

    Вкладка Стек вызовов позволяет просмотреть путь, проходимый при вызове функций из кода. Это может помочь обнаружить неожиданный путь выполнения кода, ставший результатом ошибки. На вкладке Стек вызовов можно дважды щелкнуть любую функцию и перейти к ее вызову в исходном коде.

    Попробуйте выполнить вышеупомянутый пример и следите за вкладкой Стек вызовов при пошаговом выполнении кода с заходом в функции.


    На вкладке Стек вызовов текущая функция или расположение всегда находится сверху (они указаны стрелкой как на вкладке Стек вызовов , так и на полях кода). При двойном щелчке любой из функций в списке выделяется оператор, вызывающий функцию.

    Отладка нескольких сценариев

    Большие веб-страницы, как правило, используют несколько файлов JavaScript. Средства разработчика F12 позволяют работать с несколькими файлами сценариев, так же как при отладке вашего кода. Для просмотра другого файла щелкните стрелку вниз рядом с кнопкой Начать отладку , чтобы вывести список сценариев, связанных с этой веб-страницей. При использовании средств разработчика F12 пошаговое выполнение кода будет осуществляться по всем файлам. Можно добавить для просмотра переменные из любого файла сценария, а в представлении стека вызовов будет показываться путь выполнения через функции, содержащиеся в различных файлах сценариев.

    Изменение настройки режима документа

    Настройка режима документа с правой стороны строки Меню доступна на каждой вкладке средств разработчика F12, но особенно полезна эта настройка при отладке кода на вкладке Сценарии . Internet Explorer 9 позволяет изменять режим документа, чтобы эмулировать стандарты предыдущих версий Windows Internet Explorer. В Internet Explorer 9 выход из объявления по умолчанию устанавливает для типа документа режим совместимости. При работе с новой возможностью или новым стандартом, например или в HTML5, некоторые ошибки могут выглядеть как ошибки программирования, но в действительности быть вызваны пропущенным или неправильным объявлением doctype.

    Средства разработчика F12 для Internet Explorer 9 не могут исправить ваш код за вас, но несколько облегчают поиск ошибок JavaScript.

    На данный момент существует большое количество различных браузеров, в той или иной степени поддерживающих существующие стандарты HTML. Лично я отдаю предпочтение браузеру от корпорации Mozilla. Этот браузер имеет долгую историю (он написан на основе знаменитого браузера Netscape Navigator). Также этот браузер мне нравится тем, что он поддерживает систему плагинов - отдельно распростаняемых дополнений, при подключении которых можно изменить функциональность и выполнить настройку под свои нужды. И, наконец, этот браузер является свободно распространяемым с открытыми исходными кодами, что также немаловажно. Поэтому я и решил описать возможности, которые данный браузер предоставляет не только пользователю, но и разработчику Web страничек, насколько легким и удобным может быть процесс отладки написанных продуктов.

    Mozilla Firefox является одним из самым популярным браузеров среди разработчиков и web-developers. Он привлекает к себе их внимание из-за тех возможностей, которые этот браузер предоставляет для отладки созданных проектов, исправления ошибок, улучшений. В стандартную поставку браузера включается java console (или «консоль ошибок»). Эта утилита позволяет выполнять отладку встроенных сценариев java-script. Но, гораздо большую функциональность браузеру придают сторонние плагины, которые можно скачать и установить с офицального сайта Mozilla Foundation . Сейчас я хочу рассмотреть два из этих плагинов - это Web Developer и Firebug . Оба из этих дополнений могут быть скачены по вышеперечисленным ссылкам с официального сайта дополнений. После их их установки и перезапуске браузера перед разработчиком открываются широкие возможности, которые я опишу ниже, по очереди для каждого из плагинов.

    Firebug plugin

    Как сказано на официальной страничке: «Firebug интегрируется с браузером Firefox, чтобы замечательно обогатить инструментарий разработчика. Вы сможете редактировать, отлаживать и исследовать CSS, HTML и Javascript «вживую», на любой веб-странице.» И это действительно так. Рассмотрим некоторые из функций данного плагина, а именно:

    • Просмотр и редакция HTML.
    • Построение CSS.
    • Мониторинг сетевых запросов
    • Отладка JavaScript
    • Исследование JavaScript
    • Логирование для JavaScript

    Это далеко не полный перечень всех его возможностей. Так проект является открытым (opensource), то любой желающий может изменять и дополнять функциональность.

    Для работы с плагином необходимо нажать клавишу F12 (Ctrl-F12 для работы с ним в отдельном окне). После успешного запуска получим следующее - рисунок 1а,1б.

    Рисунок 1а. Начальное окно плагина firebug.


    Рисунок 1б. Начальное окно плагина firebug.

    Далее начинается собственно работа с плагином. Скажем, нам необходимо найти тот или иной объект в HTML-коде, или определить, как именно реализуется с помощью CSS текущий фрагент. Для этого просто необходимо мышкой выбрать необходимые опции в меню окна плагина. В нижеприведенном примере - это HTML в режиме Inspect. Теперь, перейдя на страницу документа, под курсором мыши мы заметим прямоугольную область, иллюстрирующую тут участок, с которм ведется работа. В окне плагина мы увидим те параметры HTML и CSS которые используются. Также, нажав на каждый из них, можно производит изменения и отслеживать их в динамике. Описанные действия проиллюстрированы на рисунках 2,3,4.



    Разработке данного проекта вышеописанные плагин был использован именно для этих целей. Однако, хотя здесь и не был использован java-script, плагин firebug может быть использован также для его отладки. Пример отладки изображен на рисунке 5.


    На этом, как было описано выше, функциональность данного расширения, не ограничивается. Изучить его полностью и использовать в своих нуждах можно, загрузив по приведенным ссылках, предварительно установив Mozilla Firefox.

    Web Developer plugin Web Developer - второе расширение для браузера Mozilla Firefox, очень мощное и функциональное, которое позволяет производить быструю и эффективную отладку. После его установки в окне браузера появится дополнительная панель с инструментами, изображенная на рисунке 6.

    Дальнейшая работа с плагином интуитивно понятна. К примеру, если нам необходимо выполнить работу с CSS (хотя не так полнофункционально, как с плагином Firebug), то можно щелкнуть меню CSS и заблокировать, включить или выключить.

    Очень удобным для разработчика является возмоность просмотреть, как будет выглядить его проект на мониторах, с разным разрешением. Для этого необходимо использовать вкладку Resize. Здесь можно вручную задать необходимые разрешения экрана (800x600, 1024x768 и т.п.), а затем свободно переключаться между ними, приближать или удалять содержание. Данная функциональная возможность изображена на рисунке 7.

    Данное расширение также обладает богатыми функциональными возможностями, которые все описаны и доступны на официальных сайтах.

    Перечень использованных источников
    • 1. www.getfirebug.com
      Официальный сайт дополнения.
    • 2. http://addons.mozilla.org
      Официальный сайт компании Mozilla, где размещается плагины для браузера Firefox, информация для разработчиков, информация по использованию плагинов.
    • 3. http://chrispederick.com/work/web-developer/
      Официальный сайт разработчика плагина WebDeveloper.

    Есть, конечно, и другие - о них я обязательно упомяну.

    Firebug для Firefox

    Не знаю точно, является ли FireBug прародителем других средств для разработчиков, но он определенно самый популярный, удобный и функциональный на сегодняшний день в .

    Firebug - это дополнение для Firefox, а значит его надо скачать с сайта Firefox add-ons и установить.

    Для того, чтобы вызвать файербаг, достаточно нажать F12.

    Возможности этого дополнения:

    • Инспектирование и редактирование динамически изменяемого HTML;
    • Редактирование CSS на лету;
    • Отладка JavaScript, командная строка для выполнения скриптов;
    • Мониторинг сетевых запросов - можно увидеть размеры и время загрузки файлов и скриптов, заголовки запросов;
    • Анализатор DOM.

    Можно долго рассказывать про эти возможности в деталях, но я думаю, что они всем нашим читателям известны, а если нет - подробная информация есть на домашней страничке Файербага или то же самое в переводе Ильи Кантора.

    Кроме самого firebug’a вам может пригодится полезная примочка к нему - FireCookie , c помощью которой (сюрприз:-) можно просматривать и изменять куки.

    WEB Developer Toolbar для Firefox

    Еще одно полезное дополнение к Огнелису. Выглядит оно так:

    Разберем по пунктам.

    Disable

    Позволяет выключить JavaScript, запретить использование кэша, что очень полезно при разработке (позволяет быть уверенным, что страница загрузилась вместе с последними обновлениями), отменить цвета, используемые на странице и заменить их стандартными, запретить отправление в заголовке реферера (страница, с которой был переход).

    Cookies

    Полезная опция для работы с куками: их можно просматривать, удалять, запрещать и добавлять.

    CSS

    Это меню хранит самую крутую фичу Developer Toolbar’a - редактирование CSS на лету. Кроме этого есть возможность просматривать css, запрещать и так далее, и тому подобное. На мой взгляд здесь очень полезно наличие быстрых клавиш (CTRL+SHIFT+C, к примеру, позволяет сразу перейти к просмотру стилей страницы)

    Forms

    Все для работы с формами: показывать пароли, показывать информацию о формах, конвертировать методы форм (GET » POST и наоборот) и многое другое. Полезная функция «Populate Form Fields» для автоматического заполнения полей формы (например, при тестировании сайта, когда функция запоминания паролей в отключена. В остальном не вижу в этом пункте ничего полезного.

    Images

    Здесь есть полезная функция отключения изображений - чтобы посмотреть как выглядит ваш сайт без картинок. Картинки можно обвести, показать их размеры, показать alt-атрибуты.

    Information

    В этом меню очень много опций. Может быть полезной функция отображения атрибутов class и id на странице. Кроме этого интересен пункт «View Color Information» - чтобы быстро получить информацию о цветах, которые используются на странице. «View document size» - просмотр размера страницы. «View Response Headers» - просмотреть заголовки страницы.

    Miscellaneous

    Самая часто используемая функция - очистка кэша. Кроме этого здесь доступны функции «Page ruler» - линейка, «Page Magnifier» - лупа и «Line guides» - несколько линий, которые могут быть полезны чтобы подровнять шаблон.

    Outline

    Выделение разных элементов страницы - таблиц, заголовков, ссылок, фреймов, блоков. Resize позволяет изменять размер окна браузера под какие-либо стандартные расширения экранов. Tools здесь хранятся фичи для валидации страниц. Как локальных, так и внешних. Удобный и быстрый доступ к валидации HTML, CSS, и прочего. Для валидации HTML можно использовать клавосочетание CTRL+SHIFT+H.

    View Source

    Просмотр исходного кода. Возможность просмотра в внешнем приложении, просмотр сгенерированного кода.

    То, что находится в правом углу мне нравится больше всего. Это быстрый валидатор HTML, CSS и индикатор ошибок JavaScript. Если проблем никаких нету - значок зеленый , а если есть проблемы - красный .

    Internet Explorer Developer Toolbar

    Начиная с 8.0 debug ошибок встроен уже в этот браузер. Вызывается он легко по клавише F12 . Правда он убогий как программа 90 годов.

    Но есть куда круче инструмент для этого браузера, так называемый Internet Explorer Developer Toolbar скачать можно по ссылке.

    С виду этот тулбар, конечно, похож на firebug, но, увы, до него еще не дорос. Хотя, с другой стороны в нем есть некоторые возможности, которых нету у файербага. Я бы назвал Internet Explorer Developer Toolbar неким гибридом Firebug’a и FireFox WEB Developer Toolbar’a.

    Как и в firebug здесь есть возможность инспектировать элемент простым кликом. Но, если в мы сразу можем увидеть padding’и и margin’ы, то здесь такой возможности нету.

    Кроме того Internet Explorer Developer Toolbar не обновляет дерево элементов динамически, как это делает Firebug. То есть, если мы изменим что-нибудь на странице средствами js, с помощью этого тулбара мы ничего не увидим.

    Из того, чему можно порадоваться - изменением CSS на лету (легкий способ найти, что хакать:), возможности запретить CSS и изображения, возможность быстро очистить кэш и поиграть с печеньками, быстрый доступ к валидации.

    Самое вкусное: здесь есть встроенный color picker, который позволяет получить любой цвет со страницы с помощью пипетки. (для ff есть отдельный плагин ColorZilla).

    Debug DebugBar для Internet Explorer

    DebugBar для Internet Explorer скачать можно по указанной ссылке.

    По своему интересное расширение. Устанавливается как дополнительная панель к браузеру:

    Имеется встроенный зачем-то поисковик, пипетка, возможность изменять размер окна и, опять-таки, зачем-то возможность отсылать страницу другу на мыло. Хотя, может быть это и полезно. Но воспользоваться этой возможностью мне не удалось.

    Кроме этого имеется инспектор:

    Способ испектирования кликом или наведением разработчиков не устроил: они придумали штуку поинтереснее. В DebugBar’e надо перетащить прицел на нужный элемент, чтобы увидеть его в дереве. Возможности редактировать CSS нету. Зато есть валидатор и встроенная консоль js.

    А если покопаться в настройках можно найти и такое:

    И смешно и грустно.

    Известно, что в восьмой эксплорер будет встроен Developer Toolbar. Он будет похож на тот, который описывался в третьем пункте, но надеемся, что будет лучше.

    Debug DragonFly для Opera

    DragonFly встроен в Оперу, начиная с версии 9.5, поэтому устанавливать не надо. Для того, чтобы активировать Драгонфлай переходим в Инструменты → Дополнительно → Средства для разработчиков. А если по английски, то Tools → Advanced → Developer Tools.

    Сразу предупрежу, что DragonFly находится в стадии Alpha2, этим объясняются многие его глюки.

    Возможности списком:

    • DOM инспектор;
    • Инспектирование кликом (опять-таки, мы не увидим отступов, как в FireFox);
    • Редактирование ;
    • Быстрый доступ к консоли ошибок.

    DF - что-то вроде отдельной страницы во фрэйме. Если вы его открыли, оно будет открыто для всех вкладок (в отличие от firebug’a). Поэтому перед инспектированием элемента надо выбрать из списка страницу, которую мы хотим просмотреть.

    К сожалению здесь, как и в Internet Explorer Dav Toolbar не отображаются динамически создаваемые элементы. И вообще, когда мы инспектируем страницу, никакой JavaScript не запускается: ссылки и кнопки не нажимаются. Будем надеяться, что когда DragonFly подойдет к релизу, мы увидим все эти возможности.

    Debug WEB Inspector в Safari

    Сразу скажу, что про браузер Safari информацию свистнул, поэтому за адекватность материала, как говориться, не отвечаю.

    Для того, чтобы включить в меню Сафари пункт «Разработка», необходимо в настройках (закладка «Дополнительно») включить соответствующий пункт:

    В меню «Разработка» нам доступны следующие функции:

    Давайте рассмотрим в деталях WEB инспектор:

    По умолчанию инспектор открывается в режиме просмотра HTML . Но его можно переключить в режим просмотра DOM. Для этого на верхней плашке имеется переключатель. При наведении на элемент в инспекторе, он будет подсвечен на самой странице. Увидеть отступы, изменить разметку или CSS на лету или увидеть динамические изменение в DOMe на лету, как в FireBug нельзя. Зато, согласитесь, выглядит весьма мило.

    Если есть желание работать с инспектором в окне браузера, можно нажать на кнопочку в нижнем левом углу.

    Еще в сафари доступна такая функция, как «Шкала времени сети», (кнопка «Network» в инспекторе):

    Наглядно можно увидеть, когда и как долго грузятся файлы. Также можно просмотреть заголовки запросов, но само содержимое просмотреть, к сожалению, нельзя.

    Debug для разработчиков в Google Chrome

    Хромой появился на свет в продвинутом виде, и у него сразу имеются, пусть пока что кривые, но все же средства для разработчиков.

    • DOM Inspector;
    • Отладчик javascript;
    • Консоль JavaScript.

    Для того, чтобы проинспектировать какой-либо элемент, на него надо нажать правой кнопкой и в контекстном меню выбрать «Просмотр кода элемента»:

    Функционал тот же, что и в Сафари: элементы подствечиваются при наведении, но не доступны редактирование CSS и HTML, не отслеживаются изменения в DOM. Вот только, кнопка в левом нижнем углу, которая должна прикреплять инспектора к окну браузера не работает.

    В закладке «Resources» мы можем увидеть следующее:

    Неможко отличается от шкалы в сафари. Полупрозрачным на этой схеме изображны относительны размеры файлов, а полным цветом - время загрузки. Так или иначе очевидно, что эта часть Хрома еще далеко не доделана.

    В этой статье я рассмотрел наиболее известные расширения и встроенные средства для браузеров.

    Есть и другие, например:

    • Internet Explorer WEB Development Helper - хороший помощник для ASP.NET разработчиков (Internet Explorer);
    • WEB Developer Toolbar - тулбар для Internet Explorer и FireFox. Есть несколько полезных функций;
    • WEB Accessibility Toolbar - тулбар для Internet Explorer. Ничего интересного.

    Если есть дополнения, о которых я не упомянул, а стоило бы, или есть функции у упомянутых расширений, которые я упустил, пишите.

    Пользуйтесь на здоровье!

    Написать HTML - здорово, но как понять, где ошибка, когда что-то не работает? В этой статье описаны несколько инструментов, которые помогают искать и исправлять ошибки в HTML.

    Отладка - это не страшно

    Во время написания какого-нибудь кода, обычно все идет хорошо, пока не появляется тот момент, когда вы совершаете ошибку. Итак, ваш код не работает, или работает не так, как вы задумывали. Если вы попытаетесь скомпилировать неработающую программу на языке Rust , компилятор укажет на ошибку:

    В данном случае, сообщение об ошибке понять относительно просто - "unterminated double quote string". Если вы внимательно посмотрите на println!(Hello, world!"); , то заметите, что здесь отсутсвует двойная кавычка. Разумеется, сообщения об ошибках могут становиться куда более сложными для понимания по мере роста вашего кода, и даже самые простые случаи могут показаться пугающими для тех, кто ничего не знает о Rust.

    Но не бойтесь отладки! Чтобы комфортно писать и отлаживать любой код, нужно понимать язык и его инструменты.

    HTML и отладка

    HTML не так сложен к пониманию, как Rust. HTML не компилируется в какую-либо другую форму перед тем, как браузер проанализирует это и покажет результат (он является интерпретируемым, а не компилируемым). Синтаксис HTML элементов намного понятнее, чем у "настоящих языков программирования", таких как Rust, JavaScript , или Python . Способ, которым браузеры читают HTML более толерантен , чем у языков программирования, интерпретирующих свой код строже. Это одновременно и плохо, и хорошо.

    Толерантный код

    Так что же означает толерантный? В общих чертах, когда вы напортачили в коде, есть два типа ошибок, с которыми вы столкнетесь:

    • Синтаксические ошибки (Syntax errors) : Это ошибки в правильности написания, как это было выше, в примере с Rust. Такие обычно легко исправлять, в той мере, в какой вы знакомы с синтаксисом языка и знаете, что означают сообщения об ошибках.
    • Логические ошибки (Logic errors) : Это ошибки, появляющиеся в том случае, если синтаксис корректен, но код не выполняет своего предназначения, то есть программа выполняется неверно. Такие исправлять сложнее, чем синтаксические, поскольку не выводится сообщений, указывающих место, где вы ошиблись.

    HTML не страдает от синтаксических ошибок, потому что браузер читает код толерантно, в том смысле, что страницы могут отображаться даже если синтаксические ошибки присутсвуют. Браузеры имеют встроенные правила по интерпретации неверно написанной разметки, и вы можете запустить что-либо, даже если вы имели в виду другое. Это может стать настоящей проблемой!

    На заметку : HTML читается толерантно, потому что когда веб только появился, было решено позволить людям публиковать контент даже при условии некорректностей в коде, так как это куда более важно, чем уверенность в абсолютно верном синтаксисе. Веб не был бы сейчас так популярен, если бы относился к новичкам строго.

    Активное обучение: Знакомство с толерантным кодом

    Время изучить природу толерантного кода в HTML.

  • Для начала, скачайте наш пример отладки и сохраните локально. Эта демонстрация намеренно написана с ошибками, которые нам предстоит обнаружить.
  • Далее, откройте её в браузере. Вы увидете нечто вроде этого:
  • Сейчас документ выглядит не особо хорошо; Давайте посмотрим в код и выясним почему (Показано только тело документа): HTML debugging examples

    What causes errors in HTML?

    • Unclosed elements: If an element is not closed properly, then its effect can spread to areas you didn"t intend
    • Badly nested elements: Nesting elements properly is also very important for code behaving correctly. strong strong emphasised? what is this?
    • Unclosed attributes: Another common source of HTML problems. Let"s look at an example: не закрыт, и сообщение указывает прямо на открывающий тег.
    • "End tag strong violates nesting rules": Элемент неправильно вложен - на этом уровне нет парного открывающего тега.
    • "End of file reached when inside an attribute value. Ignoring tag": Загадочное сообщение. Дело в том, что где-то (скорее всего, в конце документа) неправильно прописано свойство элемента, и конец файла оказался внутри этого свойства. В браузере не видно ссылки - скорее всего, проблема рядом с ней.
    • "End of file seen and there were open elements": Файл закончился, но некоторые элементы не закрыты. Сообщение указывает на конец файла, в данном случае не закрыт элемент example: