История граммофона. История изобретения граммофона

02.07.2020 Звуковые устройства


Патефон - переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус.

Слово патефон образовалось из двух составляющих: Пате - известная французская фирма по производству патефонов. Фон в переводе на русский язык - звук.


Патефон портативный, "Артель Граммофон", вариант, г. Ленинград, СССР, 1930-40 гг.

Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали на площадках в парках. Звук был достаточно громким. Уровень громкости не регулировался. Выпускалось несколько разновидностей патефонов.

Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный чемоданчик. Его можно было брать с собой и даже держать на руках, в отличии от граммофона, который был стационарный. Звук с пластинки снимался посредством иглы. Иглу приходилось часто менять, да и пластинки изнашивались, бились, и т. д. и т. п. В чемоданчике предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл. Иглы можно было покупать на вес и были дешевыми.

Патефон - это не переносная версия граммофона. Граммофон - предтеча патефона, но с внешней трубой - так же существует мнение, что граммофонные пластинки имели более крупную нарезку бороздок ввиду более тяжёлого звукоснимателя. Разница никак не в величине и размещении рупора и не в корпусе (чемодане). Патефон - неправильное название портативного граммофона, которое прижилось только в СССР неизвестно по каким причинам. На самом деле, даже "Граммофон" - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами.


Граммофон "Gramophone & Typewriter ltd", Россия, ХIХ век.

В Америке в принципе не было граммофонов, а были Графофоны, Фонографы, "Говорящие машины" и т.п., по причине "патентных войн" с Э.Берлинером, "отцом" граммофона. Настоящий патефон, "изобретенный" и запатентованный братьями Пате (и названный именно так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом записи - глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером.

При проигрывании патефонных пластинок применялась сапфировая игла, рассчитанная на многократное использование, в отличие от граммофонной стальной иглы (смена после 3-4 минут, т.е. проигрывание 1-й стороны грампластинки). И еще один момент - патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные - от края к центру. На настоящем патефоне НЕВОЗМОЖНО прослушать граммофонную пластинку (и наоборот). А название "патефон" - оно, конечно, является частью советской "культуры", и так же неистребимо, как название "ксерокс" для всех копиров, неважно Canon, Xerox, или еще какой фирмы.

Первые пластинки назывались рекордами (от английского слова "record" - "запись"). Они были толстые, с шероховатым краем и весили почти полкилограмма! В центре делались два отверстия. Запись занимала только одну сторону (двусторонние "рекорды" появились лишь в 1903 году), на другой стороне печатали название пластинки вместе с либретто или нотным примером.

Самая первая грамзапись на русском языке была сделана в 1897 г. в Ганновере. А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже... шоколада. Да, да, самого настоящего шоколада! В начале века продавались такие "вкусные" пластинки - сначала их можно было послушать, а потом съесть, - наверное, если запись не очень понравилась.

Все эти материалы в общем-то не годились для пластинок. Дело вот в чем. Длина звуковой бороздки только одной песни составляла около километра. Пока игла пробегала этот путь, она давила на дно канавки с невероятной силой - около тонны на квадратный сантиметр! Это примерно то же самое, что поставить слона на одной ноге на спичечный коробок. Какой же материал выдержит такое давление? Наверное, сталь? Нет, пластинки из самой лучшей стали изнашиваются в 20 раз быстрее, чем из шеллака.

Шеллак? А что это такое? В Индии водится крохотный жучок - лаковый червец. Он выделяет смолу, из которой делает себе скорлупу (скорлупа по-английски "shell", отсюда и шеллак). Оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими веществами, подвергать давлению - она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Единственный ее недостаток - дороговизна. Ведь для изготовления только одной пластинки требовалась скорлупа 4 тысяч жучков. Эту смолу отрывали от коры дерева, обливали горячей водой, промывали, процеживали, чтобы удалить кусочки коры.

Понятно, что таким способом много пластинок не сделаешь. Поэтому уже с 1908 года фирмы-изготовители стали скупать старые, негодные, разбитые пластинки. Печатались объявления такого рода: "За три старые пластинки выдается одна новая того же размера при условии покупки еще одной новой". Нужно было чем-то заменить смолу. На помощь пришла пластмасса. Плотная поверхность пластмассы позволила сблизить и сузить звуковые бороздки - появилась долгоиграющая пластинка.

Общеизвестно, что диски гарантируют более высокое качество звучания, чем магнитофонные записи. Сейчас выпускают чрезвычайно прочные пластинки, которые в диаметре имеют всего лишь 12,5 сантиметра, но каждая сторона играет в течение часа - записи на них весьма компактны. Отсюда и название современных пластинок - "компакт-диски". Звук на этих пластинках записан с помощью сложнейших электронных устройств.


Торт Ж. Зубовой.

Томас Эдисон (Thоmas A Edisоn, 1847–1931), работая над улучшением телефонного аппарата, как-то раз запел над мембраной, к которой была припаяна иголка. Чуткая металлическая пластинка, вибрируя, уколола палец знаменитого изобретателя. «Я задумался, - признавался он впоследствии. - Если бы можно было записать эти колебания иглы, а потом снова провести иглой по такой записи - отчего бы пластинке не заговорить? Вот и вся история: не уколи я палец - не изобрел бы фонографа».

Первый фонограф Эдисон испытал 12 августа 1877 года. Данное громоздкое сооружение, которое обошлось изобретателю в 18 долларов, состояло из цилиндрического валика, покрытого оловянной фольгой, и усиливающей акустические волны трубы. К узкой стороне трубы была приделана мембрана с иголкой, прочерчивающей на валике борозды, профиль которых зависел от воздействующих на мембрану звуковых колебаний. Цилиндр поворачивался при помощи ручки, которая также задавала игле поступательное движение.

Понимая, что созданный аппарат имеет невысокую чувствительность, Эдисон буквально прокричал в широкую часть трубы куплет популярной песенки «У Мэри была маленькая овечка». После чего вернул иглу на исходную позицию - в самое начало прочерченной ею спиралеобразной дорожки, и вновь привел в движение валик фонографа. Из раструба раздались негромкие шипящие звуки, в которых можно было узнать песенку про пейзанку Мэри, несмотря на то, что Эдисон был начисто лишен музыкального слуха.

У изобретателя фонографа были весьма смутные представления о том, для каких целей человечество могло бы его использовать. Среди различных предложенных им версий запись музыки занимала одно из последних мест. Эдисон предполагал, что куда полезнее было бы заменить фонографом стенографисток, выпускать с его помощью звуковые книги для слепых, использовать как будильник и даже как устройство, обучающее попугаев разговорной речи. Но история распорядилась этим изобретением по-своему: массовому потребителю в первую очередь нужна была музыка, которой можно было бы наслаждаться, не дожидаясь, когда состоится концерт любимого исполнителя. Однако о наслаждении применительно к качеству звучания фонографа на первых порах говорить не приходилось. В связи с чем Эдисон постоянно работал над усовершенствованием своего детища. Он заменил олово более чувствительным к вибрациям воском. Это дало дополнительный эффект - появилась возможность, разровняв воск, делать на валике новые записи. Оптимизировал звукозаписывающую иглу и мембрану, доведя длительность звучания валика до трех минут. Ввел маховик, который сглаживал неравномерность вращения ручки, приводящей в движение валик. И, наконец, заменил ручку пружинным приводом, а затем электродвигателем постоянного тока.

Эдисон пытался наладить массовое производство фонографов, которые стоили недешево - 150 долларов. Поэтому их приобретали в ограниченном количестве лишь состоятельные люди либо организации. Например, Николай Николаевич Миклухо-Маклай записал на фонографе Российского географического общества речь папуасов.

Более прогрессивный граммофон не появился раньше фонографа исключительно по причине головотяпства французских чиновников. В апреле 1877 года, почти за полгода до первого испытания фонографа, фантастически одаренный поэт, музыкант и ученый Шарль Кро (Charles Crоs, 1842–1888), в четырнадцать лет окончивший университет, послал в Парижскую академию наук описание прибора, названного им «палеофоном» - «голос прошлого». Его принцип действия был таким: прикрепленная к мембране игла прочерчивает на вращающемся стеклянном диске, покрытом сажей, звуковые дорожки. При этом игла колеблется в горизонтальной плоскости, в то время, как у фонографа она перемещается в вертикальном направлении. После записи звука дорожки оптическим путем переносятся на светочувствительную хромовую пластинку. При вращении пластинки игла отслеживает акустические колебания и, соприкасаясь с мембраной, извлекает записанные звуки. Изобретатель просил о выделении средств на реализацию своего проекта.

В декабре Кро, прочитав в газете об изобретении Эдисоном звукозаписывающего прибора, пришел в академию и потребовал, чтобы ему наконец-то дали ответ относительно перспективности его технического предложения. Выяснилось, что конверт с его бумагами так и не удосужились вскрыть. После изучения описания граммофона академия признала идеи Шарля Кро правильными, однако отказала ему в финансовой поддержке.

Спустя 10 лет идеи француза-неудачника развил и реализовал Эмиль Берлинер (Emile Berliner, 1851–1929), перебравшийся в США из Германии в 19-летнем возрасте. Юноша был талантлив и энергичен. Работая на первых порах разнорабочим, все свободное время он просиживал в библиотеках, изучая научно-техническую литературу. Там он и наткнулся и на публикации Шарля Кро.

Действуя с огромным воодушевлением, изобретатель в короткий срок реализовал идеи своего французского коллеги. Полученная фотохимическим способом цинковая пластинка, по которой заскользила соединенная с мембраной игла, запела самым наилучшим образом. И 26 сентября 1887 года Берлинер запатентовал устройство, назвав его граммофоном. После чего пять лет работал над усовершенствованием как самого граммофона, так и технологии изготовления пластинок. Вначале он заменил фотохимический метод методом травления кислотой цинковой пластинки, покрытой воском с проделанными в нем звуковыми дорожками. В результате не только возросла скорость тиражирования записей, но и увеличилась громкость звучания.

В конце концов Берлинер разработал процесс штамповки эбонитовых пластинок при помощи стальной печатной матрицы, и ввел его на открытом им заводе граммофонных пластинок. А вскоре дорогой эбонит был заменен дешевым шеллаком. Это был фантастический прорыв в утверждении принципов взаимоотношения поставщиков и потребителей массовой культуры: дешевизна, крупнотиражность и материальная заинтересованность исполнителей. Берлинер, который начал строить такого рода индустрию, первым ввел принцип выплаты гонораров записывающимся на пластинках певцам и музыкантам.

Граммофоны начали стремительно завоевывать мир. Вслед за Америкой их производство было налажено и в Европе. Первыми тут были братья Пате, основавшие во Франции фирму Pathe. Именно здесь были произведены первые патефоны - миниатюризированные граммофоны с акустическим раструбом, размещавшимся в корпусе проигрывающего устройства.

Начался граммофонно-патефонный бум. Аппараты производились для всех слоев населения. Роскошные граммофоны изготавливали из красного дерева и обильно инкрустировали, а рупоры делали из чистого серебра. В России их стоимость доходила до тысячи рублей. Демократичные патефоны собирали поточно из недорогих комплектующих. Конструкторы изощрялись, предлагая покупателям патефоны на все случаи жизни: для салонов, для пикников, для морских путешествий, для многолюдных балов. Делали даже крошечные проигрывающие аппараты, умещающиеся в кармане.

Более всего на этом буме заработали, конечно же, звукозаписывающие фирмы, плодившиеся, словно грибы после дождя. В начале XX века в мире ежегодно выпускалось 3 000 наименований грампластинок общим тиражом свыше 4 млн. Эти цифры из года в год возрастали почти по экспоненциальному закону. Поп-идолами в ту пору, как ни странно, были не исполнители фокстротов и танго, а Карузо, Шаляпин, Собинов. Даже безумно популярная в широких народных кругах Анастасия Вяльцева, которую в газетах величали «ярой жрицей пошлости», не могла состязаться с Федором Шаляпиным по части гонораров. За одну запись прославленный бас получал 10 тыс. рублей, Вяльцева же за целый год «непосильного труда» зарабатывала 100 тыс.

Звукозаписывающие фирмы разработали стандарт, согласно которому скорость вращения пластинки равнялась 78 об/мин. Это обеспечивало оптимальное воспроизведение 3-минутных записей. Однако, несмотря на ухищрения инженеров, частотный диапазон у патефонов был невелик - от 150 до 4000 Гц.

И лишь впоследствии, когда появились ламповые усилители и пьезокристаллические звукосниматели, электропроигрыватели начали адекватно воспроизводить записанную на пластинках музыку. Да и пластинки при этом существенно изменились: их стали изготавливать из винила. За счет понижения скорости вращения до 33 об/мин и увеличения плотности записи, время звучания каждой стороны возросло до 40 минут. Появилась возможность стереофонической записи и воспроизведения звука. В 60-е годы прошлого века наступила эпоха винила, которая, как тогда казалось, не закончится никогда. Однако в конце века пластинки были вытеснены компакт-дисками. Наступила цифровая эпоха.

Обзор «ископаемых» видов звукозаписи был бы неполон без упоминания об аналоговой магнитной записи. Первое упоминание о ней можно найти в американском техническом журнале «The Electrical Wоrld» в статье, опубликованной в 1888 году. Американский инженер Оберлин Смит (Oberlin Smith, 1840–1926) уже тогда обращал внимание специалистов на то, что магнитный материал способен хранить информацию о звуковых волнах, записанную последовательно на каком-либо линейном носителе. И эту информацию можно считывать, если носитель записанной электромагнитной волны будет перемещаться мимо обмотки, индицируя в ней сигнал, эквивалентный звуковому. В статье проводится параллель с фонографом: нанесенную иглой на валик борозду автор уподобляет линейной магнитозаписи, осуществляемой при вращении барабана. При этом в качестве борозды он предлагает использовать хлопчатобумажную нить с закрепленными на ней металлическими опилками. Автор ограничился теоретической стороной вопроса, не приведя никаких соображений относительно конструкции такого аппарата.

Когда технический прогресс достиг таких высот, что для магнитозаписи более не нужны были огромные бобины с километрами тяжелой пленки, настала эра владычества компакт-кассет. Длилась она около двадцати лет, пока компакт-диски и цифровые технологии не захватили пальму первенства. Фото (Creative Cоmmоns licens): GracinhaMarcо Abundо

Прошло всего лишь десять лет, и 29-летний лаборант телефонной станции Копенгагена Вальдемар Паульсен (Valdemar Pоulsen, 1869–1942) запатентовал действующую модель «телеграфона», которая была создана с учетом гипотетической теории американца Смита. Паульсен производил запись на стальную проволоку толщиной 0,5 мм, навитую на цилиндр, который вращался при помощи часового механизма. Записывающий электромагнит перемещался вдоль струны со скоростью 2,1 м/с. При воспроизведении сигнал, наведенный магнитозаписью, поступал на телефонную мембрану. Запись стиралась при помощи мощного постоянного магнита. Громкость у такого устройства была невелика, да и частотная полоса оставляла желать лучшего: 150–2500 Гц.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году телеграфон получил Гран-при. В определенной степени этому способствовал рекламный трюк: Паульсен продемонстрировал запись голоса императора Австро-Венгрии Франца Иосифа. Через год он создал новый аппарат, который имел большое конструктивное сходство с «настоящими» магнитофонами. Запись осуществлялась на стальную ленту шириной 3 мм и толщиной 0,5 мм. Лента сматывалась с одной катушки и наматывалась на другую, проходя мимо двух головок - записывающей и считывающей. Запись прослушивалась при помощи наушников.

В этой же области работал Гульельмо Маркони (Guglielmо Marcоni, 1874–1937). Вес его магнитозаписывающего прибора приближался к тонне, а катушки со стальной лентой имели диаметр в 60 см. В случае обрыва лента восстанавливалась при помощи электросварки. Для того, чтобы записать на магнитофон доклады проходившего в Копенгагене в 1916 году международного конгресса, пришлось израсходовать сто километров ленты весом почти в две с половиной тонны. При этом продолжительность записи составила всего четырнадцать часов.

Несмотря на отсутствие спроса на магнитофоны вплоть до конца 1940-х годов, инженеры и конструкторы не прекращали работу по превращению «динозавра» в более соответствующее новейшей истории «существо». Разрабатывались более совершенные записывающие и считывающие головки, снижалась скорость движения ленты, расширялась полоса воспроизводимых частот, оптимизировался лентопротяжный механизм. Стальная лента была заменена пластмассовой с нанесенным на нее ферромагнитным слоем. И уже в 1935 году немецкая фирма AEG выпустила магнитофон, имевший конструктивную структуру и электрическую схему, принципиально не отличавшиеся от тех, которыми обладают современные магнитофоны. Намотанная на катушку диаметром 30 см лента позволяла воспроизводить запись длительностью двадцать минут в диапазоне частот от 100 до 6000 Гц.

Ну, а магнитофонный бум начался в развитых странах в 1947 году. В Советском Союзе первый бытовой магнитофон «Днепр» начали выпускать двумя годами позже. Но, конечно же, о насыщении рынка говорить не приходилось: во-первых, магнитофон был дорогим, а, во-вторых, ориентирующаяся прежде всего на оборонные нужды советская электронная промышленность выпускала «Днепр» в очень ограниченных количествах. Ощутимый прорыв в производстве отечественной бытовой звукозаписывающей аппаратуры произошел лишь во второй половине 60-х годов. И со временем воспроизводимый магнитофоном частотный диапазон перекрыл акустический спектр, воспринимаемый человеческим ухом.

Потом пришли кассетники и плееры, благодаря которым у каждого человека появилась возможность сделать музыку постоянным фоном вне зависимости от местонахождения, времени суток и любых прочих обстоятельств. Что же касается сегодняшнего дня, то на смену движущимся носителям все больше и больше приходят чипы памяти, хранящие звук в цифровой форме. Что соответствует глобальной тенденции развития человечества, когда непрерывные, аналоговые процессы все больше и больше вытесняются их дискретной нарезкой.

Некоторые утонченные ценители музыки предпочитают CD-дискам виниловые пластинки. Почему? Этот вопрос нужно задавать непосредственно музыкальному гурману. А вот устройства для проигрывания этих самых пластинок крайне занимательны. Про граммофоны, наверное, слышал каждый, но слово "патефон" у многих вызывает негодование и абсолютное непонимание. Патефон - это что такое?

Что такое патефон?

Человек, говорящий о патефоне, обычно так обозначает портативную версию граммофона, которая получила свое название благодаря французской фирме «Патэ». Именно она в советские времена импортировала эти устройства на территорию Страны Советов. Аппарат существовал для того, чтобы проигрывать виниловые пластинки. Мобильность этой версии проигрывателя обеспечивало то, что он был скомпонован как чемодан с ручкой, позволяющей переносить его без особого труда.

История патефона

Согласно историческим источникам, автоматизировать проигрывание музыки пытались ещё в XI-м веке в древней Персии - был орган, работающий за счет гидравлической силы, изобретенный учеными-братьями Бану Муса. Спустя какое-то время эти же братья изобрели механическую флейту, способную издавать звуки без участия музыканта. Достоверные описания механизма этого изобретения не дошли до наших дней.

С тех пор было немало попыток создать такое устройство, которое способно издавать звуки без особой помощи человеческой руки. Наиболее удачной стала попытка Томаса Эдисона: в 1877 году был изобретён фонограф. Это был совершенно неидеальный аппарат, дающий звук плохого качества, а пластина, на которую он записывался, была недолговечной.

Звук записывался на восковой валик тонкой металлический иглой, что никак не могло обеспечить хорошее качество воспроизведения. Несмотря на все эти недостатки, это было настоящим прорывом. С тех пор появлялось огромное количество различных конфигураций фонографа, которые успешно использовались вплоть до тридцатых годов двадцатого века.

Первые граммофоны были массивными и непрактичными. Ввиду отсутствия прослушивание музыки в небольших помещениях было даже опасно ввиду большой громкости воспроизводимого звука.

Самый первый патефон появился в 1907 году благодаря одному служащему фабрики «Патэ», который предложил рупор граммофона перенести внутрь корпуса, что обеспечивало малогабаритность. В массовое производство портативные граммофоны пустила фирма DEKKA в 1913 году.

Слово «патефон» на территории Советского Союза употребляется неправильно. Часто можно услышать, что патефон - переносная версия граммофона, но основная проблема этого утверждения заключается в том, что у этих устройств разный принцип работы. Говоря о том, о чем обычно думают люди при слове «патефон», мы действительно говорим о портативном граммофоне. Принцип работы был взят у граммофона, а внешний облик - у устройства, чьё название было заимствовано.

Крупные заводы, производившие это устройство на территории СССР:

  • «Молот» - в Вятских полянах.
  • Московский патефонный завод.
  • Ленинградский патефонный завод
  • Ленинградский завод «Грампласттреста».
  • Коломенский патефонный завод.

Со временем патефоны и граммофоны начали вытесняться более современными электрофонами.

Устройство патефона

Внутри патефона находится механизм с пружиной, отвечающий за вращение подложки для пластинок. Звукоусилителем выступал раструб, скрытый внутри корпуса. Звукосниматель состоял из мембраны, вибрации которой передавали звук, и иглы. Мембрана и была проводником звука в раструб. Звук выходит из отверстия под металлической Двигатель обладал центробежным регулятором скорости; одного завода хватало на проигрывание одной стороны пластинки, реже - двух сторон.

Как правильно пользоваться патефоном?

Важно понимать, что граммофон и патефон - не одно и то же, поэтому невозможно проиграть патефонную пластинку на граммофоне, как и наоборот. Пластинки нужно всегда протирать от пыли, потому что пыль мешает чистому звучанию пластинок. Также рекомендуется заменять иголку после каждого прослушивания, потому что тупая игла может оставлять царапины на пластинке, что неизбежно приводит к «треску», по которому можно узнать виниловую запись.

Иголку ни в коем случае нельзя устанавливать перпендикулярно пластинке - ценители считают, что эталонным будет отклонение в 45-50 градусов, но это зависит исключительно от модели проигрывателя. Не лишним является плавность хода тонарма - если в сложенном виде его подтолкнуть, он должен поддаться и переместиться. Вес тонарма тоже играет роль в воспроизведении, ведь слишком тяжёлый элемент может обеспечить усиленное давление на пластинку, что исказит истинное звучание.

Люди часто не могут сходу сказать, чем отличаются патефон от граммофона. Основное отличие заключается в методе проигрывания пластинок. Пластинки для граммофона играют от края к центру, тогда как - наоборот - от центра к краю. Также имеются отличия в методе записи непосредственно пластинок.

Средняя цена патефона

Сколько стоит патефон - это вопрос спорный. В настоящее время средняя цена может варьироваться в зависимости от ряда всевозможных факторов: страны-производителя, года выпуска, состояния. Интернет-магазины, специализирующиеся на этих музыкальных проигрывателях, могут значительно завышать цены, и можно неплохо сэкономить, если покупать подобные старинные раритеты на платформах, предлагающих объявления непосредственно от живых продавцов, с которыми к тому же можно договориться о скидке.

Покупка старого патефона со всеми комплектующими может очень ударить по бюджету среднестатистического гражданина. Средняя цена за устройство составляет двадцать тысяч рублей, на такую же сумму можно набрать разнообразных музыкальных пластинок.

Если вы хотите продать аппарат, то сколько стоит патефон, будет зависеть только от вас, состояния патефона и наличия платёжеспособного покупателя, жаждущего приобрести устройство именно у вас.

Под него мы плакали, любили и плясали...

В СССР патефон был неотъемлемой частью различных мероприятий: популярны были танцы под музыку, проигрываемую патефоном. Это был незаменимый атрибут в каждом доме, который выставляли на видном месте на всеобщее обозрение. Про этот аппарат существует огромное количество стихов, песен и книг. На ум приходит рассказ В каждом произведении он занимает особую роль.

Патефон - это устройство, которое повсеместно использовалось в начале двадцатого века, а теперь вызывает трепет у старьёвщиков. И несмотря на то что время идет, техника устаревает, представители старшего поколения будут вспоминать с особой любовью те времена, когда в местном доме культуры они заводили пластинку, танцевали, влюблялись и развлекались под звуки музыки патефона.

Во все времена человека сопровождала разного рода информация, которую он стремился запомнить и передать. Нематериально, эта информация переходила из уст в уста. Постепенно появилась возможность придать ей осязаемый облик. Знания, события, эмоции получили место для хранения. Значение письменности неоценимо. Книги, например, по сей день выполняют свой долг, эволюционируя в большей степени внешне. С появлением первых фотоаппаратов мы получили возможность увековечивать моменты и события на пленку, а в наше время - в цифровом виде. Но меня затронула история мира звуков. Звук не бесконечен и запечатлеть его до определенного момента истории считалось невозможным. Это существенно усложняло жизнь любителям музыки. Здесь пойдет речь об одном из предшественников современных проигрывателей - о граммофоне.

21 ноября 1877года Томас Алван Эдисон представил миру устройство под названием «фонограф». Фонограф - первый прибор для записи и воспроизведения звука. Но у изобретателя были смутные представления о том, для каких целей человечество могло бы использовать его творение. Запись музыки не являлась первоочередной функцией. Эдисон предполагал, что куда полезнее было бы заменить фонографом стенографисток, выпускать звуковые книги для слепых, использовать как будильник. Но среднему человеку в первую очередь нужна была музыка, которой можно было наслаждаться, не дожидаясь концертов. Эту функцию как раз и принял на себя родоначальник популярной музыки - граммофон.

Создатель граммофона - немецкий изобретатель, владелец телефонной компании Эмиль Берлинер наткнулся на десятилетней давности статью об устройстве под названием "палеофон", написанную молодым французским ученым и поэтом Шарлем Кро. Последний описал изобретенное им звукозаписывающее устройство, которое очень походило на фонограф. Но судьба распорядилась так, что Кро не нашел спонсоров. Тогда никому и в голову не пришло, что в сентябре 1887 года Берлинер запатентует новое, записывающее и воспроизводящее звук, устройство.

Основное преимущество граммофона над фонографом - уменьшение искажений в десятки раз, а также более громкий звук. Берлинер открыл способ поперечной записи: игла, находясь параллельно мембране, двигалась вдоль поверхности, тем самым прочерчивая на диске звуковые дорожки. Вместе с легкостью тиражирования записей, всё это обеспечило быструю победу граммофона над фонографом.

Годы трудоемкой работы Эмиля Берлинера подвели его к созданию граммофонной пластинки, которая стала первым тиражируемым носителем звука.

Невероятно популярным граммофон стал в 1902 году, когда знаменитый итальянский тенор Энрико Карузо записал десять песен на граммофонную пластинку. Успех был ошеломляющим как для тенора, так и для граммофона. Слушатели были в восторге, многие говорили, что при прослушивании пластинки создается впечатление, будто Карузо поет за стенкой.

Берлинер первым ввел принцип выплаты гонораров записавшимся на пластинках певцам и музыкантам, положив начало музыкальной индустрии.

Граммофон стал массовым продуктом. Мир охватила мания. Всем хотелось иметь у себя этот волшебный прибор, пластинки путешествовали по всему свету. Аппараты производились для всех слоев населения. Роскошные граммофоны изготавливали из красного дерева, инкрустировали, а рупоры делали из чистого серебра. В России их стоимость достигала тысячи рублей.

Сегодня я, как человек, который с утра первым делом включает музыку, испытываю огромную благодарность за это великое устройство.

Катерина Алешенкова

К чему приводит медлительность

История создания граммофона довольно неординарна и сумела вобрать в себя несколько интересных фактов. Предшественником устройства принято считать фонограф, разработка которого принадлежит известному учёному Томасу Эдисону. Как позже сказал по этому поводу сам изобретатель: «Мы бы не получили бы фонограф, если б я не уколол палец». Волей случая Эдисон, работавший в то время над созданием телефона, запел во время одного из своих опытов. От звука голоса пришла в колебание тонкая диафрагма телефона, которая имела иглу. Став жертвой собственного пения, учёный задумался о возможности записи с помощью подобных колебаний и дальнейшем их воспроизведением той же иглой.

Работа в этом направлении принесла свои плоды. В 1877 году изобретатель провёл первую презентацию фонографа перед почтенным учёным сообществом. Устройство использовало для записи цилиндр обёрнутый бумагой, которая была покрыта воском. С помощью ручки цилиндр вращался и игла, приводимая в движение звуком, оставляла на воске бороздки. Передвинув иглу на начало дорожки и снова покрутив, можно было услышать шипящий звук, повторяющий произнесённое.

Гениальность Томаса Эдисона не подвергается сомнению, однако, оказывается, был человек, который опередил его и выдвинул идею воспроизведения звука на полгода раньше. Одарённый музыкант и учёный Шарль Кро создал устройство, которое назвал «палеофон» - «голос прошлого». В его основе лежала всё та же игла, чертившая след на саже покрывающей стеклянный диск. Свою работу изобретатель направил в Парижскую академию наук, надеясь получить от последней финансирование на развитие идеи. Когда же он узнал о фонографе Эдисона, Кро лично направился в академию, чтобы узнать шокирующую правду. Конверт с его разработками до сих пор лежал нераспечатанным. Французские учённые, правда, тут же изучили документы и признали правильность идей талантливого учёного. Денег, однако, они при этом выделять отказались. Дальнейшая история показала, что подобная нерасторопность лишила Францию права называться родиной изобретения звукозаписи.

Кто изобрел граммофон?

Несмотря на неудачу самого Шарля Кро, его идея не погибла в бумажных архивах академии. 19-летний немец Эмиль Берлинер, работавший в то время в Америке, горячо заинтересовался трудами Кро, прочитав в библиотеке публикацию его статей. Неуёмная энергия молодого немца позволила ему перевести идеи французского коллеги в практическое русло. Так 26 сентября 1887 года Эмиль оформил патент на устройство, которое назвал граммофоном. Первые образцы использовали для проигрывания цинковые диски, а игла, создающая звук, двигалась от центра к краю. Прошло немало времени, пока устройство граммофона стало напоминать привычный нам вид.

В России бум на граммофоны пришёлся на начало ХХ-го века. Несмотря на сумасшедшую стоимость, новинка продавалась с большим энтузиазмом. Продавцы предлагали различные виды граммофонов, предлагая устройства для пикников, салонов или балов. Самые дорогие из них имели рупоры из чистого серебра и короба, сделанные из красного дерева.

Франция берёт реванш

Запомнив предыдущий урок, французы решили больше не упускать шанс заработать на набирающем популярность устройстве. Братья Пате были первыми, кто открыл во Франции фирму, назвав её своим именем- «Pathe». Продукция новой компании быстро получила признание во всём мире, дав при этом общественности ещё один вид граммофона - «патефон». «Чем отличается патефон от граммофона?»,- спросите вы. Всё просто. Патефон имел более компактный вид за счёт того, что его рупор прятали в корпус. Чаще всего он делался в виде чемодана и мог свободно переноситься. Так же как и граммофон, патефон применял иглы, однако принцип снятия звука несколько отличался. Большинство первых патефонов имело пружинный механизм, который заводился с помощью ручки точно так же, как заводится пружина в часах. Подобного завода хватало на проигрывание одной стороны пластинки, а это на тот момент составляло 3-4 минуты.

Эволюция пластинок

Эмиль Берлинер работая над улучшением граммофона, не забывал совершенствовать пластинки, на которые записывался звук. Он искал замену цинковому диску, пробуя различные варианты. За время развития проигрывателя было опробовано немало материалов, среди которых была сталь, целлулоид, каучук и даже шоколад. Одним из эффективных материалов был признан эбонит, пластинки из которого печатались с помощью стальной матрицы. Эра эбонитовых пластинок была недолгой из-за дороговизны материала, и производители продолжили искать альтернативы.

Помощь разработчикам пришла из Индии. Подходящий материал был назван шеллак, от английского слова «shell», которое переводится как скорлупа. Оказывается, в Индии водится жучёк - лаковый червец, выделяющий особое вещество при производстве яиц. Похожее на смолу, оно проходит обработку и, после смешивания с другими компонентами, позволяет делать из него эластичные пластинки. Для производства одной пластинки требовалась скорлупа 4000 жуков. Несмотря на трудоёмкий процесс изготовления шеллака, он использовался как материал для пластинок ещё долгое время.

1948 год стал знаменательным для производства грампластинок. Крупный производитель «Колумбия» разработал материал, который некоторые и сейчас считают эталоном для звукозаписи. Речь идёт о виниле. Новые пластинки позволяли делать записи продолжительностью 30 минут на сторону и являлись прорывом на тот момент. Дальнейшая история многим известна. Технический прогресс вытеснил виниловые пластинки магнитными лентами, компакт-дисками и mp3, остаив винил фанатам и коллекционерам.