Линейный параллельный и динамичный монтаж. Линейный и нелинейный монтаж

30.10.2019 Звуковые устройства

Монта́ж медиаконте́нта - творческий и технический процесс в кинематографе , на телевидении или звукозаписывающих студиях, позволяющий в результате соединения отдельных фрагментов исходных записей получить единое, композиционно цельное произведение . Аналогичная переработка видеозаписей на телевидении называется словом «видеомонта́ж », однако во всех отраслях медиа общепринят термин монта́ж (фр. montage ). Монтаж является важнейшей частью кинематографического языка, способной придать повествованию выразительность и внятность минимальными средствами . Важный момент в монтаже: убрать всё лишнее, чтобы максимально сфокусировать внимание зрителя (слушателя) на главном в произведении.

В профессиональном кинематографе сначала монтируются рабочие позитивы изображения и фонограммы, отпечатанные с соответствующих негативов . В случае использования магнитной фонограммы монтируется также её копия . Такой способ позволяет свести повреждения оригиналов к минимуму. После отбора удачных дублей из всего отснятого материала на монтажном столе определяются точные места склеек, в которых позитив разрезается. Затем его отобранные фрагменты при помощи склеечного пресса соединяются в последовательности, соответствующей режиссёрскому сценарию. Длина склеенных таким образом роликов должна соответствовать стандартной части фильма . Склеенные позитивы просматриваются и прослушиваются съёмочной группой , а затем используются для дальнейшего монтажа и сведе́ния фонограммы. В случае поправок склеенные части вновь разрезаются и соединяются в другом порядке.

После утверждения фильма на двух плёнках, содержащих отдельно изображение и фонограмму, происходит разрезание и склейка исходных негативов в точном соответствии с футажными номерами , пропечатанными на смонтированных позитивах . Одновременно в цехе звукозаписи с фонограммы перезаписи печатается негатив оптической дорожки фильма . Со склеенного негатива изображения и негатива фонограммы перезаписи печатается монтажная фильмокопия , а после её утверждения - совмещённый интерпозитив («лаванда»), предназначенный для печати дубльнегативов , с которых тиражируются фильмокопии . При съёмке на обращаемую киноплёнку монтируется непосредственно отснятый и проявленный оригинал. Однако, количество склеек, допустимое для негатива, проходящего через кинокопировальный аппарат всего несколько раз, для обращённого позитива, предназначенного для многократной демонстрации, неприемлемо. Поэтому, кинооператоры , снимавшие на обращаемую плёнку на телевидении, а также кинолюбители, были вынуждены проводить съёмку таким образом, чтобы свести последующий монтаж к минимуму .

Кроме сложности и дороговизны ещё одним недостатком такой техники монтажа была низкая долговечность смонтированных плёнок, терявших прочность в местах склеек. Технические сложности разрезки и склейки магнитной видеозаписи вынуждали так же, как при съёмке на обращаемую киноплёнку, применять предварительный монтаж, когда порядок и длительность сцен тщательно определялись заранее, а многокамерные съёмки записывались непосредственно через видеомикшер . Такие меры позволяли свести количество склеек к минимуму. Несмотря на недостатки, поперечно-строчная система записи долго оставалась международным стандартом под названием «формат Q ». Добавление блоков кадровой памяти позволило осуществлять электронный монтаж без нарушения целостности пленки.

Два таких перехода подряд требуют трёх видеомагнитофонов в качестве источников для четвёртого. Синхронизация и управление таким количеством сложных аппаратов крайне затрудняет процесс, вынуждая упрощать монтажные решения. Кроме того, весь смонтированный фильм даже без промежуточного копирования отдельных кадров оказывается копией, а не оригиналом . Именно эта причина служила препятствием для распространения электронного монтажа в аналоговой звукозаписи , особенно чувствительной к потерям качества. При создании сложных трюковых монтажных переходов требуется двух- и трёхкратная перезапись видео. Например, наложение сплошных титров возможно только на уже смонтированный фрагмент, и его включение в итоговый фильм означает двойное копирование. Большинство недостатков многократного копирования при линейном монтаже ушли в прошлое с появлением цифровых видеомагнитофонов .

На телевидении нелинейный монтаж стал возможен с появлением компьютеров , способных обрабатывать цифровое видео в реальном времени. Технология работает за счёт мгновенного доступа к произвольному месту любого из монтажных кадров, хранящихся в цифровой памяти. Для этого все исходные материалы переводятся на общий жёсткий диск или другой накопитель, и создаётся лист монтажных решений . Последний представляет собой фактически инструкцию для компьютера о последовательности воспроизведения заданных исходных фрагментов в готовом фильме. Последний полностью готов к просмотру уже в момент завершения создания листа монтажных решений. Кроме границ монтажных кадров и их последовательности, лист содержит информацию об изменениях уровней звуковых дорожек и типах монтажных переходов, которые могут быть любой сложности без ограничения их количества. Спецэффекты генерируются непосредственно компьютером, а титры и надписи накладываются на любые части фильма.

Нелинейный монтаж осуществляется при помощи специальных компьютерных приложений , получивших общее название видеоредакторов . Важное достоинство нелинейного монтажа заключается в ненужности полной перезаписи готовой программы для изменения монтажной последовательности, сокращения или удлинения фрагментов . В этом случае достаточно отредактировать лист монтажных решений . Воспроизведение смонтированного сюжета может быть осуществлено сразу же после создания листа, многократно повышая оперативность новостного вещания. Нелинейный монтаж возможен и на маломощных компьютерах, непригодных для обработки видео в реальном времени. В этом случае новый файл , соединяющий исходные фрагменты в нужной последовательности, генерируется компьютером и при необходимости выводится на магнитную ленту или оптический видеодиск . При невысокой мощности компьютера длительность вывода файла с готовым фильмом может превышать его хронометраж в несколько раз, однако и в этом случае нелинейный монтаж технологичнее линейного, предоставляя профессиональные возможности даже в домашних условиях.

Технология пригодна не только для видеопроизводства, но и для кинематографа . В последнем случае исходные монтажные кадры могут быть как цифровыми копиями отсканированной киноплёнки (Digital Intermediate), так и файлами, созданными цифровой кинокамерой . После создания листа монтажных решений и цветокоррекции исходные ролики объединяются компьютером в общий файл, служащий в качестве мастер-копии, пригодной как для цифрового театрального показа, так и для фотовывода интернегатива для тиражирования фильмокопий на плёнке . В настоящее время такой способ монтажа почти вытеснил классическую «оптическую» технологию кинопроизводства. Это исключает накопление механических повреждений киноплёнки и градационных искажений при многократном контратипировании , а также даёт более широкие возможности цветокоррекции и создания спецэффектов .

Классический линейный монтаж до недавнего времени считался предпочтительным в новостном видеопроизводстве, поскольку не требовал дополнительных затрат времени на оцифровку магнитных лент, обязательную при нелинейном монтаже . С распространением видеокамер с твёрдотельными накопителями , позволяющих загружать исходный материал сразу или осуществлять монтаж непосредственно с носителя, линейный монтаж перешёл в разряд устаревших технологий . На крупных телекомпаниях черновой нелинейный монтаж материала, поступающего на видеосерверы , может проводиться непосредственно журналистами по локальной сети . Созданные ими монтажные решения служат основой при выдаче в эфир чистового материала, смонтированного уже профессиональными монтажёрами . В кинопроизводстве весь контент сохраняется на киностудиях в общем, чаще всего облачном , цифровом хранилище с доступом по высокоскоростной локальной сети . Нелинейный монтаж используется также в современной звукозаписи и радиовещании , если работа ведётся с цифровыми источниками фонограмм. В этом случае в качестве листа монтажных решений выступает плейлист .

Базовые монтажные правила [ | ]

Монтажёр во время работы с киноплёнкой

Монтаж любого видеоряда подчиняется некоторым законам, выработанным за годы развития кино- и телевизионного производства. Некоторые из этих законов считаются простейшими, но их нарушение приводит к искажённому восприятию происходящего на экране и потере ориентации зрителем. Например, при монтаже кадров, в которых движутся одни и те же персонажи или транспортные средства, направление их движения до и после склейки должно совпадать . Монтажные кадры, на которых объект снят с противоположной стороны и движется в обратном направлении, использовать нельзя. В противном случае у зрителя может возникнуть впечатление, что действия происходят в разных обстоятельствах . Тот же принцип относится к направлению съёмочного освещения, которое должно приблизительно совпадать в соседних кадрах одной сцены. В связи с этим, любая смена точки съёмки должна быть оправдана не только соображениями композиции кадров, но и соответствием логике повествования.

Творческие методы монтажа [ | ]

Понятие «монтаж» в кинематографе происходит от слова фр. Montage , одно из значений которого - «сборка», «соединение». На сегодняшний день известны как минимум три основных направления в подходе к монтажу фильма:

  • Правило 1: любая склейка должна быть оправдана;
  • Правило 2: если не уверен, где отрезать монтажный кадр, оставляй запас;
  • Правило 3: заканчивай кадр, по возможности, во время движения;
  • Правило 4: лучше оригинально, чем банально;
  • Правило 5: каждая сцена должна начинаться и заканчиваться продолжением действия;
  • Правило 6: содержательная склейка всегда лучше, чем «подходящая»;
  • Правило 7: вначале - содержание, потом - форма;

Американский звукорежиссёр Уолтер Мёрч выделял шесть критериев выбора места и значения склейки. Они располагаются в порядке убывания значимости :

Классический и альтернативный монтаж [ | ]

В современном кинематографе преобладает голливудская школа монтажа, созданная в первой половине XX века, и называемая «непрерывным монтажом». Школа предусматривает временную и пространственную взаимосвязь, придавая выразительность повествованию использованием правила 180 градусов, «адресного » и «обратного» планов.

Советский режиссёр Сергей Эйзенштейн разработал альтернативную технику, получившую название «интеллектуальный монтаж». Свои творческие методы применяли при монтаже ранние сюрреалисты и дадаисты , такие как Луи Бунюэль и Рене Клер . Оба начали экспериментировать в стилистике, впоследствии получившей название «стиль MTV», задолго до его появления.

Кинематографисты французской новой волны , такие как Жан Люк Годар и Франсуа Трюффо , как и их американские оппоненты Энди Уорхол и Джон Кассаветис значительно расширили границы монтажной культуры в 1950-х и 1960-х годах . Фильмы французской новой волны и бессюжетные фильмы 1960-х монтировались в беспорядочном стиле и являли собой полную противоположность традиционной голливудской монтажной этике. Продолжая традиции сюрреализма и дадаизма , монтаж во французской новой волне привлекал к себе внимание нарушением непрерывности действия и использованием скачков изображения на склейках или не относящихся к сюжету монтажных планов.

См. также [ | ]

Источники [ | ]

  1. , с. 194.
  2. , с. 29.
  3. , с. 194.
  4. , с. 145.
  5. , с. 159.
  6. , с. 151.
  7. , с. 11.

Линейный монтаж - это монтаж, при котором видеосигнал переписывается с одноговидеомагнитофона на другой, по пути претерпевая множество изменений согласно режиссерскому замыслу. Его используют многие режиссеры, работающие на телевидении не менее пяти лет. А при нелинейном монтаже видеосигнал записывается в компьютер, где впоследствии и осуществляется его обработка.

В линейном монтаже перезапись приводит к ухудшению качества. Основной источник помех - это запись сигнала на магнитную ленту и воспроизведение с нее, а также множество соединений, контактов, устройств и т. п., через которые проходит сигнал.

Достоинства: 1 ) При любых действиях - полный видеосигнал. Высокая оперативность, особенно при большом количестве исходников. 2) Легкость работы с большим количеством дублей. 3) Создание сложных эффектов в реальном времени. 4) Большая надежность аппаратуры.

Недостатки: 1) Большая зависимость качества от количества перезаписей. 2) Громоздкость аппаратуры.

3) При любой последующей корректировке необходимо стирать и записывать сигнал заново.

Средства нелинейного монатжа: 1) Источники видеоинформации; 2) Источники аудиоинформации.

Плата оцифровки (захвата) видеоинформации. 3) Звуковая карта. 4) Комплекс программ для реализации компьютерной анимации и видео монтажа; 5) Программа создания трехмерных сцен, объектов, анимации.

6) Программа нелинейного компьютерного монтажа. 7) Программа редактирования аудиоматериала

Средства записи цифровой информации. 8) Плата преобразования цифрового видеосигнала в аналоговый.

Нелинейный компьютерный монтаж подразумевает, что вся имеющаяся видеоинформация вводится через плату оцифровки (захват видео). Далее в программах нелинейного видеомонтажа эта информация делится на куски, добавляются какие-либо эпизоды, накладывается музыка, реализуются сложные переходы, существует реализация возможных наложений одного изображения на другое в виде полупрозрачных слоев, наложение статических (неподвижных) графических файлов на живое видео.

В результате исходный файл легко разбивается на множество фрагментов. Каждый фрагмент можно просмотреть, изменить его длину переназначением первого и последнего кадров и объединить фрагменты в нужную режиссеру последовательность. При этом все операции определения и монтажа фрагментов производятся в десятки и сотни раз быстрее, чем в традиционной аналоговой монтажной линейке. Действительно, аналоговые технологии требуют для выделения фрагмента его перезаписи на отдельный носитель. В цифровом же монтаже используются только адреса граничных кадров фрагментов, а затем компьютер автоматически выстраивает нужные видеопоследовательности.

Естественно, цифровые системы нелинейного монтажа позволяют включать в видеопоследовательность компьютерную графику и анимацию, видео и аудиоэффекты.

На этапе монтажа восстанавливается синхронность аудио и видео потоков.

Достоинства:

  • Отсутствие контактных и структурных шумов во время «сгона» видеоряда, так как операция перезаписи отсутствует.
  • Прямой доступ к любому месту видеосюжета, так как ввиду отсутствия ленты ее не надо перематывать.
  • Низкая стоимость аппаратуры.
  • Относительная легкость выполнения операции из-за возможности визуального контроля частотного спектра на мониторе.
  • Возможность многоразового возврата к монтажу.

Недостатки:

  • Большое время оцифровки видеосигнала в случае применения ленточных носителей.
  • Временные затраты на обратное преобразования сигнала в аналоговый вид (так как в настоящее время основное телевещание происходит в аналоговом виде).
  • Трудность работы с большим количеством «исходников» из-за ограниченности дискового пространства видеосервера. В случае необходимости восстановления исходной информации частотный спектр сокращается, так как цифровой сигнал, как правило, подвергается компрессии.

Существуют различные инструментальные программы для производства и обработки видеоматериалов:

  • Windows Movie Maker (обработка видео)
  • Pinnacle Studio (обработка видео)
  • Adobe Premiere Pro (обработка видео)
  • Adobe After Effect Pro (обработка видео и создание видео)
  • Boris RED 3D (обработка видео и создание видео)
  • Light Wave (создание видео)
  • Maya (создание видео, мультфильмов)
  • Общая характеристика видео редактора Adobe Premiere
  • Видео редактор Adobe Pmemiere компании Adobe считается одним из лучших видео редакторов.

Существует два способа монтажа: линейный и нелинейный (компьютерный).

Линейный монтаж осуществляется прямой перезаписью с видеокамеры на видеомагнитофон или DVD-рекордер (с прямой записью на DVD- диск) в реальном времени, стыкуя видеофрагменты последовательно друг за другом. При этом вырезается брак, а в начале и конце добавляются заготовленные шаблоны на все случаи жизни. Использование дополнительных музыкальных фрагментов, фото, цифровых переходов, фильтров для получения эффектов и анимации весьма ограничено. Этот вид монтажа используют любители.

Нелинейный (компьютерный) монтаж. При этом способе монтажа возможно всё – режиссура, компьютерная графика, переходы, эффекты, музыкальное оформление, титры и многое другое. Чем насыщеннее монтаж, тем он дороже.

Автор видеомонтажа, он же режиссёр, исходя из происходившего события, решает - каким наилучшим спосо - бом донести атмосферу этого события до зрителя: раскрыть в деталях характеры жениха, невесты, родителей, дру - зей и т. д., удаляя сцены, портящие общий колорит фильма. Если по ходу фильма «навязывается» мультик, то он может быть вставлен для более яркого выражения действия.

Такой монтаж требует авторского подхода, режиссуры и огромных трудозатрат. Это дорогое удовольствие, но в итоге Вы получите действительно кинофильм, равный по качеству профессиональному кино, который с удовольстви- ем будете смотреть Вы, Ваши дети, родители, друзья…

Основной задачей видеомонтажа является состыковка отдельных фрагментов видеоматериала, создание переходов между ними, добавление спецэффектов и поясняющих титров, а также удаление ненужных участков сюжета. Существуют три вида видеомонтажа: линейный, нелинейный и комбинированный.
Линейный монтаж подразумевает перезапись видеоматериала с двух или нескольких видеоисточников на видеозаписывающее устройство с вырезанием ненужных и «склейкой» нужных видеосцен и добавлением эффектов. Этот способ применяется с самого начала видеопроизводства и подразумевает использование, по крайней мере, двух устройств -камеры или видеомагнитофона с исходным материалом и рекордера - видеомагнитофона с чистой кассетой. Посредством различных манипуляций материал переписывается в нужной последовательности с плеера на рекордер, с ленты на ленту. Записываемый видеопоток может проходить через устройство наложения спецэффектов, переходов и титров, которое в реальном времени осуществляет необходимые преобразования. Основными недостатками этого вида видеомонтажа являются высокая трудоемкость, большое количество видеоаппаратуры и потеря качества в процессе перезаписи.
Нелинейный монтаж осуществляется на базе компьютерных систем. При этом исходные видеоматериалы сначала заносятся в компьютер, а затем над ними производятся процедуры монтажа. Отличительным признаком нелинейного монтажа является мгновенный доступ к любому кадру отснятого материала. Данные хранятся в цифровой форме на жестком диске. Для помещения на жесткий диск отснятый материал необходимо предварительно оцифровать с помощью какой-либо платы видеоввода. Соответственно, все спецэффекты потом реализуются из программы, которая обрабатывает файлы-источники и выдает на выходе готовое видео. Заметьте, что все это подразумевает наличие компьютера, что при линейном монтаже вовсе не обязательно.
Достоинствами нелинейного видеомонтажа являются практическое отсутствие потерь качества при многократных перезаписях видеосюжетов, значительная экономия видеоаппаратуры. Недостатки - работа не в реальном времени (при использовании простейших карта захвата), большое время обработки видеоматериала, высокая трудоемкость, ограниченный объем заносимого в компьютер видеоматериала.
Комбинированный монтаж сочетает в себе достоинства линейного и нелинейного монтажа. При этом нелинейная видеомонтажная система выступает в роли видеоисточника. Недостаток - это, как правило, более высокая цена.

Наиболее прогрессивным методом видеомонтажа является нелинейный. В настоящее время существует множество программ нелинейного монтажа.

Обзор программ нелинейного видеомонтажа.
Рынок программных продукт для нелинейного видеомонтажа также достаточно насыщен. Рассмотрим ряд наиболее популярных программ.
Adobe Premiere

Впервые появившись в 1991 году, программа Adobe Premiere стала пионером в области нелинейного видеомонтажа на настольных компьютерных системах. Программа имеет поддержку большого количества оборудования для работы с видео. Последние версии программы позволяют предварительно просматривать спецэффекты в реальном масштабе времени. Так же появилась возможность экспорта вMPEG2 и запись видео на DVD . Real-time Preview (предварительный просмотр) дает возможность существенно сократить время работы с видео, так как раньше для просмотра результата требовалось произвести предварительный рендеринг сцены. Adobe Title Designer дает возможность создавать титры с более чем 100 готовыми шаблонами и более чем с 90 высококачественными шрифтами от Adobe .
Для программы выпускаются специальные фильтры и эффекты сторонних разработчиков (Plug ins). Также, многие производители плат нелинейного видеомонтажа поддерживают данную программу.
Ulead MediaStudio
Основной конкурент Adobe Premiere . Существует много приверженцев данной программы. По возможностям Ulead MediaStudio ничуть не уступает Adobe Premiere , а порой даже превосходит ее. Существенным недостатком является отсутствие поддержки фильтров и эффектов сторонних производителей.
Pinnacle Studio
Данная программа поставляется с платой Pinnacle Studio DC 10+ и является неплохи вариантом для начинающих видеолюбителей. В программе имеются инструменты для авторинга и записи DVD/VCD/SVCD и транскодирования из DV в MPEG2 в реальном времени. Процесс записи на диск также интегрирован в саму программу. Pinnace Studio полностью использует возможности современных процессоров, обеспечивая необходимое быстродействие при создании и редактировании видео и звука.
Canopus Edius
Данная программа имеет все возможности причисленных выше продуктов. Что особенного в ней?
Edius Pro 3 (последняя версия программы) позволяет смешивать на тайм-лайне совершенно разные форматы (DVCPro25, Flash, DivX...) и менять разрешение вывода без предварительного просчета! Программа рассчитана на профессиональное применение – свидетельством тому служит интерфейс, представляющий собой несколько самостоятельных окон, каждое из которых может быть размещено где угодно и как угодно. Явно подразумевается необходимость использования двух мониторов.
Помимо перечисленных, существует большое количество других программных продуктов, которые менее распространены в силу своих более слабых возможностей, либо наоборот, своей профессиональной ориентации.

Когда я учился в институте, один из преподавателей сказал, что "в области радиоэлектроники понятия и техника обновляются за пять лет на пятьдесят процентов". Позднее, уже работая на телевидении, я понял, что для телевизионной техники этот срок сокращается до года-двух, так как она развивается необычайно быстрыми темпами.

На сегодняшний день в зависимости от используемой аппаратуры существует два типа монтажа: линейный и нелинейный, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

Линейный монтаж - это монтаж, при котором видеосигнал переписывается с одного видеомагнитофона на другой, по пути претерпевая множество изменений согласно режиссерскому замыслу. Его используют многие режиссеры, работающие на телевидении не менее пяти лет. А при нелинейном монтаже видеосигнал записывается в компьютер, где впоследствии и осуществляется его обработка. Что же лучше?

В линейном монтаже перезапись приводит к ухудшению качества. Основной источник помех - это запись сигнала на магнитную ленту и воспроизведение с нее, а также множество соединений, контактов, устройств и т. п., через которые проходит сигнал.

В нелинейном монтаже сигнал переводится в цифровой вид и находится в компьютере, не подвергаясь никаким изменениям (типа перезаписей) до процесса "сгона" смонтированного материала на кассету. Это очень большое преимущество. Однако и в нелинейном монтаже существует проблема, так как во многих аппаратных сигнал оцифровывается с компрессией, то есть сжимается (некомпрессированный сигнал занимает очень много памяти в компьютере). Конечно, есть аппаратные, которые работают с некомпрессированным сигналом, но пока это - редкость. А при компрессии часть сигнала теряется безвозвратно. Есть способы восстановления сигнала, но на практике невозможно восстановить его полностью. Повторная компрессия еще больше ухудшает качество, что вообще ставит под сомнение целесообразность архивирования компрессированного материала. В линейном монтаже такой проблемы не существует.

Теперь о других недостатках нелинейного монтажа. "Закачивание" материала в компьютер занимает довольно много времени. И тем больше, чем больше исходного материала, так как перевод сигнала в цифровой вид осуществляется в реальном времени. На первый взгляд кажется, что оно расходуется совершенно непродуктивно. Кроме того, приходится выбирать между количеством материала, необходимого для работы, и уровнем компрессии, влияющей на качество записанного материала, поскольку емкость памяти компьютера ограничена. Эта проблема будет решена, когда камеры со сменными жесткими дисками, заменяющими камерный видеомагнитофон, будут широко использоваться. А пока, при большом количестве исходников, линейная аппаратная предпочтительней.

Теперь вернемся к перезаписям. Они необходимы также при создании какого-либо сложного эффекта, когда аппаратура не позволяет сделать его сразу. В этом случае приходится записывать каждую составную часть такого эффекта отдельно, в результате возникают перезаписи, которых не бывает в нелинейном монтаже. В цифровом виде создавать сложный эффект довольно просто, даже если он делается по частям, при этом качество не теряется.

Каждому режиссеру и монтажеру знакома проблема хронометража. Очень трудно уложить передачу в заранее заданные рамки, так как перерасход или недобор времени измеряется даже не десятками секунд, а единицами (например, плюс-минус пять секунд). В нелинейном монтаже такой проблемы нет: в любой момент и в любом месте передачи вы можете вставить или вырезать нужный кусок. С приходом новых технологий остается только сожалеть, что уходит время профессионалов, которые приходили на монтаж с готовым монтажным листом и расписанными вплоть до кадров исходниками. Сейчас многие режиссеры думают о хронометраже только тогда, когда есть недобор времени или (что еще хуже) перебор. Тогда начинается лихорадочная работа над всей программой в поисках мест, которые можно было бы сократить или увеличить. И если такое место нашлось на десятой минуте пятидесятиминутной передачи, следует либо переписать все, что было записано после этого места (а это очень сложно), либо взять в качестве "мастера" (то есть кассеты, на которую собирается передача) другую кассету и переписать на нее смонтированный материал, вставляя или убирая все, что нужно. А это перезапись, то есть ухудшение качества. И если учесть, что в нелинейном монтаже отсутствует необходимость заменять кассеты при переходе на другой исходник и есть возможность мгновенного доступа к любому кадру, то вы будете за нелинейный монтаж.

Для создания сложных эффектов, особенно эффектов, связанных с изменением видеосигнала (цветокоррекция, яркость, расфокусировка и т. п.), нужен очень мощный процессор, который мог бы обработать огромное количество данных. В связи с этим многие эффекты в нелинейном монтаже делаются не в реальном времени (тогда как аппаратура, предназначенная для линейного монтажа, позволяет это делать в реальном времени и даже очень просто). Но это временный недостаток, ведь вскоре может появиться новый, более мощный процессор. Зато есть удобство совместимости, которое позволяет передавать информацию из одного компьютера в другой (например, из монтажного компьютера в аппаратуру видеографики и обратно). Вообще, при переходе в цифровой вид проблема передачи информации перестает быть актуальной. Например, в формате Betacam SX, можно передавать цифровую информацию в четыре раза быстрее, чем в реальном времени.

В наши дни компьютер перестал быть экзотикой. Теперь трудно найти человека, который не имел бы с ним дела. А дети подчас разбираются в компьютерах даже лучше взрослых, поэтому молодому поколению сейчас легче научиться нелинейному монтажу. А чтобы стать хорошим монтажером или, как сейчас говорят, режиссером монтажа, мало знать аппаратуру, надо изучить теорию монтажа и уметь чувствовать его.

Чтобы определить, какой вид монтажа нужен для конкретного случая, следует правильно поставить перед собой задачу, ответив, например, на следующие вопросы: что необходимо получить в конечном итоге, какие средства для этого имеются и сколько времени, какое качество должно быть и т. д. Я составил сравнительную таблицу достоинств и недостатков линейной и нелинейной монтажных аппаратных (характеристики усредненные), которая, надеюсь, поможет вам в выборе.

Это статья для тех, кто пытается разобраться в разнице между линейным и нелинейным монтажом и сопутствующими преимуществами с недостатками, не имея особых знаний в этой области. Поэтому объяснять буду на пальцах.

Линейный и нелинейный монтаж - термины, которые можно применить только к электронному видео. В кинопроизводстве не существует такого разделения.

Сначала был просто монтаж…

Монтаж киноплёнки подразумевал работу с самим носителем. Плёнку можно было резать и склеивать в любых местах. Режиссёр мог вбежать в монтажную комнату с более качественно отснятым дублем в любое время: плёнку отматывали на нужный фрагмент, вырезали некачественный дубль и вклеивали новый. Тут всё просто. Настолько просто, что плёнка в кинематографе только в самое последнее время стала вытесняться цифрой.

Линейный монтаж

Линейный монтаж появился с видеомагнитофонами и электронным способом записи видео-аудиосигнала. Потому что сигнал записывается хитрым образом: из ленты нельзя вырезать неудачный дубль и вклеить новый - появятся помехи. Поэтому все сцены на кассету записывались последовательно - линейно. Впрочем, никто не называл линейный монтаж линейным до появления нелинейного монтажа. Точно так же, как никто не станет называть первую часть фильма первой, пока не появится вторая.

Но давайте начнём с музыки…

Вы, вероятно, уже делали это!

Возможно, у вас не было сразу двух видеомагнитофонов. Но наверняка многие застали эпоху двухкассетных магнитофонов и музыкальных центров, а значит - занимались линейным монтажом.

Представьте: у вас есть кассета, на которую нужно записать сборник любимых песен - это мастер. И есть компакт-диск или кассета, откуда эти песни нужно переписать - это источник. Загвоздка в том, что на источнике песен много, а нравятся вам только некоторые, не все подряд.

И вот что вы делаете: ставите одну кассету на запись, другую на начало первой любимой песни и одновременно отжимаете кнопки паузы, запуская проигрывание и запись. Любимая песня закончилась, вы ставите запись на паузу и ищете следующую достойную песню на источнике. Нашли - ставите источник на паузу перед песней, затем одновременно отжимаете паузы и записываете вторую песню. Последовательная запись с источника на мастер - это и есть линейный монтаж. Вы могли записать песни с разных дисков или кассет на одну кассету, последовательно меняя источник и своевременно включая запись.

А теперь - видео!

Что-то подобное проделывали и обладатели видеокамер, переписывая с кассеты-источника не всё подряд, а избранные фрагменты на мастер-плёнку в видеомагнитофоне. Некоторым родственникам требовалось записать на одну кассету сразу несколько записей с разных кассет - это тоже в своём роде линейный монтаж.

Назад в будущее

Двухкассетники, музыкальные центры и любительские видеокамеры с видеомагнитофонами - это то, что можно было отечественному человеку застать в конце 80-х и позже. А первые «видеомагнитофоны» для телевещания работали с середины 50-х до середины 80-х в Мире и с 60-х до начала нулевых в этой стране. Тогда же появился и успешно развивался линейный монтаж (который тогда никто не называл линейным).

Преимущество линейного монтажа - лайв-монтаж

Линейный монтаж можно считать безоговорочным лидером в деле производства телепрограмм различной направленности. Обычно на съёмочной площадке ставят несколько камер, а режиссёр лайв-монтажа записывает мастер-плёнку, переключая источники и создавая динамику. Такой монтаж позволяет создавать мастер-плёнку без пауз, «на лету». Всевозможные ток-шоу, спортивные мероприятия, прямые трансляции попросту невозможны без линейного монтажа. И не забывайте, что видеокамеру скрестили с устройством записи относительно недавно, а до этого времени каждая камера подключалась к отдельному магнитофону, или - сквозь пульт режиссёра линейного монтажа - несколько камер писались на один магнитофон.

Приёмы, стандартные для линейного лайв-монтажа видеосигнала, были практически невозможны в обычном кинематографе. Представьте, что запись спортивной трансляции ведётся на киноплёнку. В итоге вы получаете материал для монтажа только после события (с задержкой), и с каждой камеры - километры киноплёнки. Неудобненько.

Линейный монтаж на лету - лучшее, что было, но…

Необходимость делать монтаж с паузами тоже была. И это тоже линейный монтаж. Не думайте, что нелинейный и линейный это как оффлайн и онлайн - в прямом эфире и нет. Про нелинейный монтаж вообще пока не думайте - его ещё нет.

В общем, величайшим геморроем линейного монтажника были всевозможные вставки, накладки и переходы. Сегодня вы просто вставляете между двумя клипами скрипт смены кадра через «перелистывание», а раньше для этого требовалось три профессиональных видеомагнитофона и видеопульт - это минимум. Два магнитофона использовались в качестве источников: на одном видео «до», на втором «после» смены кадра. Видеопульт обеспечивает плавный переход. На третий магнитофон пишется готовый результат. И всю эту технику надо было синхронизировать между собой.

Так выглядит типичный «интерфейс» пишущего магнитофона. Вся эта куча кнопочек и лампочек была реально нужна. На непишущих магнитофонах их было не сильно меньше. И если вы думаете, что это полный абзац, то позвольте показать что творилось сзади каждого такого магнитофона.

В отличие от обычных бытовых видиков, где на звук и видео нужно было всего два «тюльпанчика», профессиональные решения имели два разъёма на аудио, несколько разъёмов на видео и до кучи служебные соединения для подключения контрольных панелей, видеопультов, сигналов синхронизации и прочего. Я детально не вникал, но видеосигнал там передавался не композитный тюльпановый, а компонентный. Что-то похожее вы можете видеть в современных DVD-проигрывателях и ресиверах, где видео передаётся тремя-четырьмя «тюльпанами», вместо одного.

Э-э-э-э, а что такое «тюльпаны»?

Тюльпаном называют соединение типа RCA (как гнездо, так и штекер теперь). Первые штекеры выпускались не с цельным кольцом, а лепестковым и по форме действительно чем-то напоминали тюльпан. Сегодня повсеместно распространены штекеры с цельным кольцом (так дешевле), но название осталось и распространилось не только на штекеры, но и на сам разъём.

Очевидный недостаток линейного монтажа

Представьте: мастер-плёнка готова, но тут вбегает режиссёр с кассетой и требует заменить один дубль другим. Мастер-плёнка тут же становится обычным источником, кассета режиссёра вторым источником, а новая чистая кассета объявляется мастером. И уже на неё пишется всё с прошлого мастера, затем новый дубль, затем остаток материала с бывшего мастера. Постоянные перезаписи, конечно же, сказывались на итоговом качестве, хотя производители предпринимали все мыслимые и немыслимые шаги, чтобы снизить деградацию плёнки. Если попробовать повторить такой трюк на бытовом оборудовании с VHS-кассетами, вы увидите решительное ухудшение качества итоговой записи.

Так когда же появился нелинейный монтаж?!

Формально сам термин популяризовался в 1991 году, вместе с публикацией книги Майкла Рубена. А первая система нелинейного монтажа появилась в 1971 году, работала с чёрно-белым видео, занимала кучу места и стоила как платиновый космический корабль. Монтировать на таком оборудовании ток-шоу было очень затратно, поэтому фактически нелинейный монтаж появился в девяностых, когда сразу несколько компаний сделали компьютерные программы для монтажа.

Компьютерные программы для монтажа: начало

Сначала все компьютерные программы для монтажа только лишь упрощали работу линейщиков. Фактически это был продвинутый монтажный пульт, который мог запомнить все монтажные переходы и склейки, чтобы уменьшить объём работ. Некоторые компьютеры использовались для добавления титров и спецэффектов (но их памяти хватало в лучшем случае на пару минут видео). Потом в эти программы стало возможно загружать упрощённое видео (заведомо худшего качества) и работать уже с ним. Таким образом, оригинальную плёнку требовалось крутить всего два раза: первый раз для ввода видео в систему, а второй в момент записи на мастер.

Информатика, кибернетика и программирование

Снимаемый или съемочный кадр несколько длиннее того который будет виден на экране после монтажа фильма этот кадр называют монтажным. План составляется после тщательного ознакомления со всем снятым материалом и определения основной концепции монтажа фильма отсюдато название: план монтажа фильма. она является лишь элементом упорядочивающим готовый но еще сырой материал раньше всего в процессе монтажа фильма. Длинным может быть рабочий материал для просмотра или хранения в архиве а фильм должен быть кратким лаконичным лемким по...

1. Технология создания видеофильма


1. Технология создания видеофильма

Технология создания видеофильма - это целостный творческий процесс, разбитый на определенные этапы и направленный на достижение главного результата - создание видеофильма. Каждому этапу свойственны особые задачи и средства, позволяющие решить эти задачи.

1 этап: выбор темы видеофильма.

Этот этап носит информационно-мотивационный характер. Если Вы участвуете в создании видеофильма, то на этом этапе Вы выступаете в роли автора сценария и прежде всего должны определить для себя что хотите снимать и зачем.

Можно смело сказать, что хороший фильм - это, в первую очередь, удачно выбранная тема, а во-вторых - интересный, хорошо разработанный сценарий.

2 этап: Определиться со звуком и музыкой.

Звук бывает синхронный и несинхронный.

Синхронный звук, как правило, используется при проведении событийных видеосъемок, при съемке монологов, для передачи атмосферы места действия.

Это, естественно, и голос человека, это и другие звуки, участвующие в действии (записанные как синхронно, так и наложенные на видеозапись уже после проведения съемок). Несинхронные звуки могут создавать определенный эмоциональный настрой, объяснять поступки героев, усиливать звуковую характеристику персонажей и т. д.

3 этап: Когда вся эта работа проделана, можно садиться за сценарий.

Фильм складывается из кадров, сцен и эпизодов.

Кадр наименьшая динамическая единица фильма. Снимаемый или съемочный кадр несколько длиннее того, который будет виден на экране после монтажа фильма (этот кадр называют монтажным). Для каждого кадра нужно выбрать наиболее подходящий для него план (масштаб съемки). Решающим в этом является выразительность кадра и необходимость передачи каких-либо содержащихся в нем сведений. Эпизод - относительно завершенная часть фильма, не требующая единства места, но обладающая единством действия и темы. Сцена - элемент действия, который характеризуется и единством места. Рекомендуемые этапы создания сценария: 1. Планируются эпизоды. 2. Определяется задача каждого эпизода. 3. Определяется драматургическая последовательность эпизодов. 4. Эпизоды делятся последовательно на сцены. 5. Ставятся задачи для этих сцен. 6. Уточняется характер действия. 7. Определяются роли действующих лиц. 4 этап: проведение видеосъемок. Когда написан сценарий, выбраны соответствующие сюжеты, место проведения съемок, определились с музыкой и самое главное есть видеокамера, можно приступать к съемке фильма.

5 этап: составление монтажного плана. Монтажный план - это перечень кадров, составленный в том порядке, в котором эти кадры должны быть расположены в фильме. Такой план ускоряет работу по монтажу, предохраняет от ошибок, позволяет ориентироваться в форме будущей картины, облегчает написание текста и озвучивание. План составляется после тщательного ознакомления со всем снятым материалом и определения основной концепции монтажа фильма (отсюда-то название: план монтажа фильма).

6 этап : монтаж фильма. Разработка конструкции, объединяющей содержание в единое целое. Задача конструкции - сохранить все в равновесии и гармонии. Основная роль тут отводится систематизации видеоматериала в определенном логическом порядке в соответствии с требованиями драматургии и кинематографической фотогеничности. Конструкция в противоположность концепции иногда может быть творческим приемом, т.е. она является лишь элементом упорядочивающим готовый, но еще сырой материал, раньше всего в процессе монтажа фильма. Общие композиционные закономерности построения фильма по-своему преломляются в микромире фильма - эпизоде. При этом следует учесть, что в кино, как и любом искусстве, форма играет чрезвычайно важную роль, но она не должна доминировать над содержанием. Только единство содержания и формы, равновесие между ними и содружество могут дать необходимый результат. Длинным может быть рабочий материал для просмотра или хранения в архиве, а фильм должен быть кратким, лаконичным, лемким по содержанию, "скупым", но выразительным и точно отвечать своей главной задаче - ради чего он снимался

Существует 2 вида монтажа: линейный и нелинейный. В следующей главе рассмотрены преимущества и недостатки каждого из видов.


2. Линейный и нелинейный монтаж

В наши дни компьютер перестал быть экзотикой. Теперь трудно найти человека, который не имел бы с ним дела. А дети подчас разбираются в компьютерах даже лучше взрослых, поэтому молодому поколению сейчас легче научиться нелинейному монтажу. А чтобы стать хорошим монтажером или, как сейчас говорят, режиссером монтажа, мало знать аппаратуру, надо изучить теорию монтажа и уметь чувствовать его.

На сегодняшний день в зависимости от используемой аппаратуры существует три типа монтажа: линейный, нелинейный и комбинированный , каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

Линейный монтаж подразумевает перезапись видеоматериала с двух или нескольких видеоисточников на видеозаписывающее устройство с вырезанием ненужных и «склейкой» нужных видеосцен и добавлением эффектов. Этот способ применяется с самого начала видеопроизводства и подразумевает использование, по крайней мере, двух устройств – камеры или видеомагнитофона с исходным материалом и рекордера – видеомагнитофона с чистой кассетой.

Нелинейный монтаж осуществляется на базе компьютерных систем. При этом исходные материалы сначала заносятся в компьютер, а затем над ними производятся процедуры монтажа.

Комбинированный монтаж сочетает в себе достоинства линейного и нелинейного монтажа. При этом нелинейная видеомонтажная система выступает в роли видеоисточника. Недостаток – это, как правило, более высокая цена.

Что же лучше?

В линейном монтаже перезапись приводит к ухудшению качества. Основной источник помех - это запись сигнала на магнитную ленту и воспроизведение с нее, а также множество соединений, контактов, устройств и т. п., через которые проходит сигнал.

В нелинейном монтаже сигнал переводится в цифровой вид и находится в компьютере, не подвергаясь никаким изменениям (типа перезаписей) до процесса "сгона" смонтированного на практике невозможно восстановить его полностью. Повторная компрессия еще больше ухудшает качество, что вообще ставит под сомнение целесообразность архивирования компрессированного материала. В линейном монтаже такой проблемы не существует.

Теперь о других недостатках нелинейного монтажа. "Закачивание" материала в компьютер занимает довольно много времени. И тем больше, чем больше исходного материала, так как перевод сигнала в цифровой вид осуществляется в реальном времени. На первый взгляд кажется, что оно расходуется совершенно непродуктивно. Кроме того, приходится выбирать между количеством материала, необходимого для работы, и уровнем компрессии, влияющей на качество записанного материала, поскольку емкость памяти компьютера ограничена. Эта проблема будет решена, когда камеры со сменными жесткими дисками, заменяющими камерный видеомагнитофон, будут широко использоваться. А пока, при большом количестве исходников, линейная аппаратная предпочтительней.

Теперь вернемся к перезаписям. Они необходимы также при создании какого-либо сложного эффекта, когда аппаратура не позволяет сделать его сразу. В этом случае приходится записывать каждую составную часть такого эффекта отдельно, в результате возникают перезаписи, которых не бывает в нелинейном монтаже. В цифровом виде создавать сложный эффект довольно просто, даже если он делается по частям, при этом качество не теряется.

Каждому режиссеру и монтажеру знакома проблема хронометража. Очень трудно уложить передачу в заранее заданные рамки, так как перерасход или недобор времени измеряется даже не десятками секунд, а единицами (например, плюс-минус пять секунд). В нелинейном монтаже такой проблемы нет: в любой момент и в любом месте передачи вы можете вставить или вырезать нужный кусок. С приходом новых технологий остается только сожалеть, что уходит время профессионалов, которые приходили на монтаж с готовым монтажным листом и расписанными вплоть до кадров исходниками. Сейчас многие режиссеры думают о хронометраже только тогда, когда есть недобор времени или (что еще хуже) перебор. Тогда начинается лихорадочная работа над всей программой в поисках мест, которые можно было бы сократить или увеличить. И если такое место нашлось на десятой минуте пятидесятиминутной передачи, следует либо переписать все, что было записано после этого места (а это очень сложно), либо взять в качестве "мастера" (то есть кассеты, на которую собирается передача) другую кассету и переписать на нее смонтированный материал, вставляя или убирая все, что нужно. А это перезапись, то есть ухудшение качества. И если учесть, что в нелинейном монтаже отсутствует необходимость заменять кассеты при переходе на другой исходник и есть возможность мгновенного доступа к любому кадру, то вы будете за нелинейный монтаж.

Для создания сложных эффектов, особенно эффектов, связанных с изменением видеосигнала (цветокоррекция, яркость, расфокусировка и т. п.), нужен очень мощный процессор, который мог бы обработать огромное количество данных. В связи с этим многие эффекты в нелинейном монтаже делаются не в реальном времени (тогда как аппаратура, предназначенная для линейного монтажа, позволяет это делать в реальном времени и даже очень просто). Но это временный недостаток, ведь вскоре может появиться новый, более мощный процессор. Зато есть удобство совместимости, которое позволяет передавать информацию из одного компьютера в другой (например, из монтажного компьютера в аппаратуру видеографики и обратно). Вообще, при переходе в цифровой вид проблема передачи информации перестает быть актуальной. Например, в формате Betacam SX, можно передавать цифровую информацию в четыре раза быстрее, чем в реальном времени.

Чтобы определить, какой вид монтажа нужен для конкретного случая, следует правильно поставить перед собой задачу, ответив, например, на следующие вопросы: что необходимо получить в конечном итоге, какие средства для этого имеются и сколько времени, какое качество должно быть и т. д. Я составил сравнительную таблицу достоинств и недостатков линейной и нелинейной монтажных аппаратных (характеристики усредненные), которая, надеюсь, поможет вам в выборе.

Таблица 1

Достоинства

Недостатки

Линейная монтажная аппаратная

При любых действиях - полный видеосигнал.Высокая оперативность, особенно при большом количестве исподников. Легкость работы с большим количеством дублей.

Создание сложный эффектов в реальном времени.Большая надежность аппаратуры.

Большая зависимость качества от количества перезаписей.Громоздкость аппаратуры.

При любой последующей корректировке необходимо стирать и записывать сигнал заново.Трудность обучения обслуживающего персонала.Необходимость предварительного перевода композитного сигнала в компонентный.

Нелинейная монтажная аппаратная

Сохранение информации в случае сбоя аппаратуры.Не требует перезаписей.Мгновенный доступ к любому кадру.Совместимость со многими цифровыми и нелинейными системами.Небольшая цена по сравнению с аналоговой аппаратурой.Возможность изменять смонтированный материал в любое время и в любом месте.Возможность работы с большим количеством звуковых дорожек.

Любая "склейка" происходит в реальном времени.Компрессия.Требует много времени на ввод сигнала в компьютер.Требует перевода в аналоговый вид для выдачи в эфир.

Необходима большая аккуратность при подготовке к монтажу.Трудность чередования двух и более программ при работе на одном компьютере.Чем больше записано исходного материал, тем хуже работает аппаратура.


В общем, разница между линейными и нелинейными системами монтажа точно такая же, как между пишущей машинкой и текстовым процессором, — последний дает вам свободу творчества и позволяет работать в удобном для вас стиле и темпе. Вы можете сначала легко наметить ключевые точки фильма, а затем прорабатывать все остальное вокруг них.

Определившись с монтажом, остается выбрать программу для создания видеофильма.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68282. ФОРМУВАННЯ СИСТЕМИ ОЦІНЮВАННЯ ІНТЕЛЕКТУАЛЬНОЇ ВЛАСНОСТІ В УКРАЇНІ 238.5 KB
В умовах переходу економіки України до інноваційної моделі розвитку та постійного зростання інтелектуальної складової у кінцевій продукції найважливіших галузей національного господарства масштаби та якісний рівень обєктів інтелектуальної власності як обєктів майна субєктів господарювання...
68283. ПРОБЛЕМИ НАЦІОНАЛЬНОЇ БЕЗПЕКИ В РЕГІОНАЛЬНІЙ ПОЛІТИЦІ АРЄ 160.5 KB
Оскільки АРЄ діє на міжнародній арені як передусім регіональна держава, для адекватного аналізу безпекових пріоритетів країни основну увагу необхідно зосереджувати саме на регіональному рівні зовнішньої політики Єгипту, де зосереджено основні безпекові інтереси, та звідки походить більшість загроз безпеці країни.
68284. Пряма та непряма реваскуляризація при стегно-підколінно-гомілковій оклюзії в умовах хронічної критичної ішемії 327 KB
Відсутність комплексних досліджень стосовно зясування основних патогенетично обґрунтованих критеріїв застосування аутовени низхідної артерії коліна реваскуляризуючої остеоперфорації трансплантації кісткового мозку великогомілкової кістки при лікуванні хворих на хронічну...
68285. ПІДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ ФІНІШНОЇ ОБРОБКИ ВНУТРІШНІХ ЦИЛІНДРИЧНИХ ПОВЕРХОНЬ ДЕТАЛЕЙ РЕДУКТОРІВ 725.5 KB
Створення сучасних високонадійних машин і систем вимагає застосування ефективних технологій механічної обробки деталей які забезпечують необхідну точність якість і продуктивність їх обробки.
68286. ПРОФІЛАКТИКА ПРОТЕЗНИХ СТОМАТИТІВ У ХВОРИХ НА ЦУКРОВИЙ ДІАБЕТ ПРИ КОРИСТУВАННІ ЗНІМНИМИ АКРИЛОВИМИ ЗУБНИМИ ПРОТЕЗАМИ (КЛІНІКО-ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЕ ОБҐРУНТУВАННЯ) 181.5 KB
Мета дослідження. Підвищення якості ортопедичного лікування хворих на цукровий діабет 2 типу шляхом удосконалення конструкцій часткових знімних пластинкових протезів, розроблення методу профілактики протезних стоматитів.
68287. ОСОБЛИВОСТІ ПРОТИДІЇ УКРАЇНСЬКИХ ГРЕКО-КАТОЛИКІВ РЕЛІГІЙНІЙ ПОЛІТИЦІ РАДЯНСЬКОЇ ВЛАДИ У 1946 – 1989 РОКАХ 153.5 KB
Метою дисертаційного дослідження є встановлення особливостей поширення опору населення релігійній політиці радянської влади у середовищі грекокатоликів у західних областях України у 1946-1989х рр. на Закарпатті; дослідити характерні риси формування підпільної мережі грекокатоликів у другій половині...
68288. ПРИНЦИПИ АРХІТЕКТУРНО-ПЛАНУВАЛЬНОЇ ОРГАНІЗАЦІЇ ТОРГОВО-РОЗВАЖАЛЬНИХ КОМПЛЕКСІВ (НА ПРИКЛАДІ КРАЇН БЛИЗЬКОГО СХОДУ) 6.2 MB
Найбільш чітко ця система реалізується в сучасних торгово-розважальних комплексах ТРК. Аналіз європейського і близькосхідного досвіду проектування ТРК свідчить про необхідність систематизації наукового обґрунтування і розробки основ проектування сучасних ТРК для країн регіону АльШам.
68289. УДОСКОНАЛЕННЯ МЕХАНІЗМІВ ФУНКЦІОНУВАННЯ ДЕРЖАВНОГО ТЕХНІЧНОГО НАГЛЯДУ НА РЕГІОНАЛЬНОМУ РІВНІ 180 KB
Важливою складовою останнього є реалізація державної політики щодо нагляду за технічним станом та дотриманням правил технічної експлуатації машин в агропромисловому комплексі яку покладено на органи державного технічного нагляду.
68290. УДОСКОНАЛЕННЯ СТРУКТУРИ ТА ЗМІСТУ ФІЗИЧНОЇ ПІДГОТОВКИ ЛИЖНИКІВ-ДВОБОРЦІВ НА ЕТАПІ ПОПЕРЕДНЬОЇ БАЗОВОЇ ПІДГОТОВКИ 290 KB
Зростання спортивних результатів у лижному двоборстві великою мірою залежить від ефективності системи багаторічної підготовки юних спортсменів. Проблемі фізичної підготовки юних спортсменів присвячено низку робіт вітчизняних і закордонних спеціалістів...