Соцсети вредны. Чем опасны социальные сети и есть ли польза от них

07.04.2019 Звуковые устройства

Сегодня, наверное, практически все люди знакомы с социальными сетями. Одни просто там зарегистрированы и заходят от случая к случаю, другие — посещают сети каждый день, читают новости, играют в игры, третьи — ассоциируют свою жизнь с социальными сетями. В первых двух случаях волноваться не стоит, вы просто , но живете . В третьем случае есть поводы для беспокойства. Зависимость от социальных сетей — нередкое явление. Давайте разберемся, в чем польза и вред социальных сетей.

Польза социальных сетей:

  1. Общение

    Пускай и виртуальное, но общение. Вы переписываетесь с друзьями, поздравляете их с праздниками, находите старых друзей. Со многими людьми, с которыми вы общаетесь в социальных сетях, вы бы не общались в реальной жизни.

  2. Расширение кругозора

  3. Вы постоянно в курсе новостей

    Для современной жизни это очень важно — быть в курсе новостей. Чего-то не узнал, опоздал. Социальные сети дают нам возможность читать и обсуждать все последние новости и новинки в разных сферах.

Вред социальных сетей:

  1. Зависимость

    Это самое большое негативное последствие. Помните, что от любой зависимости избавиться очень сложно. Происходит все очень быстро. Сначала вы зарегистрировались, добавили фотографии, нашли друзей. Все нормально! Потом вы начали все больше времени проводить в социальных сетях, добавлять массу фотографий, читать все новости, играть в игры. А через некоторое время вы не можете жить без социальных сетей. От первого до последнего пункта можно пройти за месяц.

  2. Замена реального общения виртуальным

    Человек должен участвовать в коммуникации. Это его естественная потребность. А виртуальное общение в социальных сетях вытесняет реальное. На него просто нет времени. Да и зачем тратить время и силы, куда-то идти, если можно сесть за компьютер?

  3. Отказ от реальной жизни

    Вас волнует только то, что происходит в социальных сетях. Вам не интересен окружающий мир. Он слишком сложный, жестокий и беспощадный. Иногда можно уйти от своих проблем в виртуальную реальность. Но жить там нельзя. Все равно когда-нибудь вы встретитесь с реальным миром лицом к лицу. И вряд ли эта встреча будет радостной.

У социальных сетей есть положительные и отрицательные стороны. Общение с большим количеством человек, можно найти нужную информацию, расслабиться, забыть о проблемах. Только не забывайте возвращаться в реальность. Во всем хороша мера. Если вы будете контролировать время, проведенное в социальных сетях, то проблем не будет. Поймите, что жить реальной жизнью намного интереснее.


Чем же так манят нашу молодёжь социальные сети? Рассмотрим положительные и отрицательные стороны общения в соц. сетях.

1. Скорость поиска. В социальных сетях можно без проблем найти нужное видео, музыку, человека, а также просто отыскать единомышленников. Регистрируясь в социальной сети, пользователь сообщает свои имя и фамилию, а также другие данные – возраст, учебные заведения, контактные телефоны. Это позволяет в считанные секунды найти любого человека, при условии, что он указал достоверные сведения о себе. Это очень весомый плюс – ведь раньше для того, чтобы найти друзей детства или одноклассников требовалось гораздо больше времени.

2. Простота общения и обмена информацией. Конечно же, у каждого из нас есть мобильный телефон, и мы можем обмениваться информацией посредством смс и ммс сообщений. Но ведь на это уходит немалое количество денег. Гораздо удобнее пересылать данные в соц. сетях. Имея аккаунт в социальной сети, человек находится в курсе всего, что происходит с его друзьями, он может зайти на страничку любого интересующего его человека, посмотреть фотографии, прокомментировать новости или просто пообщаться. Это очевидное достоинство соц. сетей – сегодня общаться стало гораздо проще и удобнее.

3. Создание круга интересов. Чем бы ни увлекался человек, можно не сомневаться, что в социальной сети он обязательно найдет своих единомышленников. Для этого существуют интересные сообщества и группы, в которых можно совершать определенные покупки, обменять что-либо и даже найти работу.

1. Расход большого количества времени. Для кого-то соц. сети – это отличный шанс «убить» время, а для кого-то – это просто потраченные впустую часы. Ведь это время можно провести с гораздо большей пользой: встретиться с друзьями, приготовить вкусный ужин или же заняться самообразованием.

2. Отрешение от реального мира. В социальных сетях мы позиционируем себя несколько иначе, нежели в жизни. Опираясь на современные исследования в области Интернет - общения, можно сказать, что 70% активных посетителей социальных сетей приукрашивают свою жизнь. Кроме того, возможность изменить реальность и предстать в социальной сети богатым и успешным также многих прельщает. В итоге есть риск настолько вжиться в созданный виртуальный образ, что, так сказать, вернуться вовремя на землю не всегда получается.

3. Деградация личности. Если обратить внимание на речь чрезмерно активных пользователей социальных сетей, то можно заметить бессмысленность большинства их разговоров и присутствие в них непонятных обычным людям слов, типа «лайкнуть», «юзать», «лол» и т.д.

4.. Потеря навыков социального общения. Подмена реального общения ведет к потере чувства реальности и навыков социального общения. В живом разговоре нельзя поставить смайл. Понятия «добавить в друзья», «удалить из друзей», создают ощущение, что в реальной жизни так же просто строятся отношения, а это не так. Добавь на страницу свечу памяти по погибшим, добавь георгиевскую ленточку, гвоздику и т.д. в честь Дня Победы. Вместо реальной гвоздики ветеранам, вместо активной помощи благотворительным организациям и пострадавшим людям - человеку в сети кажется, что он, добавив картинку, сделал дело.

5. Вероятность возникновения зависимости. Соц. сети обладают большим аддиктивным потенциалом, т.е. значительным риском возникновения зависимости. Особенно подвержены этому подростки, у которых отсутствие доступа в Интернет может вызвать настоящую психическую «ломку».

7. Вред здоровью. Постоянное присутствие в соц. сети может нанести определенный вред здоровью. Многочасовое сидение за компьютером может привести к снижению зрения и гиподинамии.

8. Потеря мотивации к работе. Человек, попавший в зависимость от социальных сетей, становится менее активным. Сегодня на многих предприятиях вход сотрудников в соц. сети недоступен, так как подобное общение сильно отвлекает от работы. ъ

Исходя из всего написанного выше, можно сделать вывод: Социальные сети не несут в себе вреда, если пользоваться ими в меру.

ПОМНИТЕ! Активное общение в социальных сетях является лишь дополнением к полноценному живому общению. Нужно уметь брать от социальных сетей только хорошее и отсеивать плохое!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«КУРЛЕКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ученица 7 класса

Руководитель: Никулина Светлана Сергеевна,

учитель истории и обществознания
с. Курлек 2014г.

Введение 2

Как избавиться от своей интернет-зависимости 16

Результаты исследования 17

Заключение 25


Введение

Двадцать первый век. Век компьютерных технологий и новинок. Именно за ними наше будущее. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации, и во многом упрощает нашу жизнь. Одна из сторон Интернета – социальная сеть.

Одноклассники, ВКонтакте, ФэйсБук настолько заполонили разумы юных школьников, что даже случайных знакомств сейчас не бывает, все встречи спланированы через Интернет. Уже в раннем детстве появляется зависимость подростков от социальных сетей. Начиная с 3-х лет, дети могут самостоятельно включать компьютер и играть в полюбившиеся игры, а со школьной скамьи первым делом регистрируются в социальных сетях и ищут своих новоиспеченных одноклассников. Подростки «выходят на прогулки» в социальные сети, где становятся частью общества зачастую без должного контроля со стороны своих родителей. Усердно оформляя свои страницы, подростки, демонстрируют свой внутренний мир. Ведь те по сути уже являются их своеобразными визитными карточками.

И что же ждет нас в ближайшем будущем? Неужели компьютеры станут нашими лучшими друзьями? Заменит ли «виртуальная реальность» реальную жизнь?

Мы уже сейчас не можем жить без Интернета, и считаем, что за ним наше будущее. Но так ли это? Вопрос спорный.

О вреде и пользе до сих пор спорят ученые. Поэтому я и захотела выяснить, в чем заключаются положительные и отрицательные моменты при работе в социальных сетях и нужно ли подростку проводить там время.

Актуальность проблемы влияния социальных сетей на процесс социализации подростков очевидна. Все чаще в последнее время стала появляться информация в СМИ, что социальные сети вредят здоровью молодёжи и отупляют современное поколение. И мне, как активному пользователю, захотелось узнать: социальная сеть – лучший друг, тайный враг или помощник?

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:


  1. изучить литературу об истории создания и развития социальных сетей;

  2. охарактеризовать виды социальных сетей;

  3. проанализировать статистику пользователей выбранных социальных сетей, возможности регистрации;

  4. провести исследования среди учеников нашей школы о роли социальных сетей в их жизни;

  5. обработать полученные данные, построить сравнительные таблицы, диаграммы;

  6. выявить преимущества и недостатки социальных сетей;

  7. дать рекомендации ученикам и родителям, как избежать интернет-зависимости и не попасть в «виртуальную реальность».
Гипотезы исследования:

  1. Предположим, что социальные сети приводят к расширению круга общения подростков, положительно влияют на их развитие личности.

  2. Предположим, что социальные сети оказывают отрицательное влияние на формирование личности подростка.
В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования:

Теоретический – изучение и анализ литературы и различных информационных источников по данной теме.

Практический – анкетирование и анализ опросов, математическая обработка данных, построение диаграмм.

Предмет исследования: достоинства и недостатки социальных сетей, информационная безопасность в сети.

Практическая значимость исследования заключается в умении воспринимать виртуальный мир как дополнительный, но не основной.

Термин «Социальная сеть» был введён задолго до появления Интернета и собственно современных интернет - сетей, ещё в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом. Первыми компьютерными социальными сетями стали, как ни странно, всё те же группы людей, использовавшие для создания и поддержания социальных связей средства компьютерного общения, которыми стала электронная почта. Случилось это 2 октября 1971 года – день первого сообщения, отправленного на удалённый компьютер, а первыми пользователями социальной сети стали военные в сети ARPANet. Следующим шагом стало изобретение IRC (англ. Internet Relay Chat - ретранслируемый интернет-чат) – сервисной системы для общения в режиме реального времени, созданной в 1988 году финским студентом Ярко Ойкариненом.

Предпосылками возникновения социальных сетей стали гостевые книги (web-приложения, состоящие из списка сообщений, показанных от последних к первым, которые может оставить каждый посетитель), форумы (сообщения группируются тематически, каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, его сообщения сортируются в хронологическом порядке, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу).

Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться социальные сети, отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками.

В 1995 году появилась первая, приближенная к современным, социальная сеть Classmates.com, которую создал Рэнди Конрад, владелец компании Classmates Online, Inc. Этот сайт помогал зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками и другими знакомыми людьми. Сейчас в этой сети зарегистрировано более 40 миллионов людей, преимущественно из США и Канады. Концепция Classmates оказалась успешной, и с далёкого 2005 года она развивается и уже не только в пределах этой сети появились такие мировые гиганты, как MySpace, FaceBook, Bebo и LinkedIn или гиганты рунета Одноклассники.ру, ВКонтакте, МойМир.

Социальные сети стремительно набирают популярность во всём мире, аудитории некоторых из них уже превышают население крупнейших стран. В Интернете сейчас существует множество различных социальных сетей, и рассказать обо всех просто нереально. Поэтому изложу самые популярные социальные сети среди подростков:

Владелец социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров.
Сервис приобрёл широкую популярность непосредственно в России, на Украине, в Беларуси и Казахстане. Социальная сеть насчитывает 200 миллионов аккаунтов. Ежедневная аудитория «ВКонтакте» - около 60 миллионов человек 2 , преимущественно это школьники и студенты.

Пользователям «ВКонтакте» доступен характерный для многих социальных сетей набор возможностей: создавать профиль с информацией о себе, производить и распространять контент, гибко управлять настройками доступа, взаимодействовать с другими пользователями приватно (через личные сообщения) и публично (с помощью записей на «стене», а также через механизм групп и встреч), отслеживать через ленту новостей активность друзей и сообществ.

Возможность загружать на сайт собственные записи и использовать файлы, загруженные другими пользователями, делает «ВКонтакте» одним из крупнейших медиа-архивов Рунета.

2. «Одноклассники» - мультиязычная социальная сеть, используемая для поиска одноклассников, однокурсников, бывших выпускников, а также родных и близких родственников и общения с ними. Проект запущен 4 марта 2006 года, его автором является российский веб-разработчик Альберт Попков.



Создатель сайта «Одноклассники» - Альберт Попков.
По данным собственной статистики сайта по состоянию на 1 января 2013 года в «Одноклассниках» зарегистрировано более 205 миллионов пользователей. Посещаемость сайта - более 40 миллионов посетителей в сутки. 3 Охват аудитории российских интернет-пользователей 14 - 55 лет.

В «Одноклассниках» можно расслабится и поиграть в игры, добавить свое видео к себе на страницу, добавить и послушать любимую музыку. По аналогии с «ВКонтакте» можно отправлять пользователям сообщения, оставлять комментарии, ставить оценки фотографиям, а также вступать в группы. Отличительная черта от главного конкурента («ВКонтакте») – это то, что вы можете посмотреть, кто заходил к вам на страницу.

3. «Facebook» в настоящее время самая крупная социальная сеть в мире. Была основана в 2004 году Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете .

Создатель «Facebook» Марк Цукерберг
По данным представителей компании, в четвертом квартале 2013 года число человек, каждый месяц пользующихся социальной сетью «Facebook» составило 1,2 миллиарда пользователей. Ежедневная аудитория – около 757 миллионов пользователей. 4

Социальная сеть «Facebook» позволяет пользователям зарегистрироваться, добавив свою личную фотографию и описание о себе. Добавлять друзей, переписываться сообщениями, добавлять статус, делать сообщения на стенах (у себя и у друзей). Также есть возможность добавить фото, видео, создавать группы, вступать в них. Есть возможность обмениваться музыкой, фотографиями, видеозаписями, играми. Существует вариант выбрать самому адрес страницы, а также в «Facebook» был интегрирован «Skype».

Социальная сеть в нашей жизни

Раньше часто можно было услышать и от взрослых и от детей: «Зайдешь ко мне?». Фраза эта означала приглашение зайти домой, чтобы пообщаться, провести вместе время, поесть или попить чего-нибудь, помочь в домашних делах. Словом, любая совместная деятельность или совместное безделье. Несколько лет назад эта фраза получила новое значение – посетить профиль в социальной сети. Смысл приглашения примерно тот же, что и раньше – пообщаться, обменяться новостями и сплетнями, похвастаться достижениями или пожаловаться на жизнь. При этом заметна экономия времени: общаться можно не выходя из дома в любое удобное время суток, если собеседник надоел, то нет необходимости высокохудожественно зевать и намекать, что гости уже не в радость, можно просто отключить интернет.


  • наличие регистрации (т.е. учетной записи) пользователя, при регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе, по которой его можно идентифицировать;

  • вход в систему посредством открытия сеанса (пользователь указывает имя и подтверждает свою личность вводом пароля);

  • настройка окружения (например, указание дополнительных данных о себе, своих интересов).
Социальные сети, хотя и работают по единой концепции, имеют разные функции и опции, что позволяет делить аудиторию и успешно конкурировать. Мало, кто зарегистрирован более чем в трех глобальных социальных сетях, обычно даже очень общительные пользователи выбирают одну локальную социальную сеть, чтобы общаться с соотечественниками, одну международную, если есть друзья или родственники в других странах .

Всплеск интереса к социальным сетям стал настолько сильным, что многие люди уже не представляют себе жизни без своего виртуального двойника, живущего насыщенной и интересной социальной жизнью. Чтобы интерес к сайтам не падал, и, соответственно, чтобы не падали доходы, владельцы социальных сетей придумывают новые развлечения для жителей своих виртуальных мегаполисов, чтобы те как можно больше времени проводили по другую сторону экрана.

В психологии и педагогике подростковый возраст – это возраст примерно от 11 до 15 лет. Подростковый возраст иначе называют переходным возрастом от детства к взрослой жизни. Подростка в последнее время называют английским словом тинейджер.

Современные тинейджеры значительно отличаются от подросткового поколения прошлых лет, когда мир существовал без гаджетов, компьютера и социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени.

Родители часто недоумевают, как можно проводить столько времени возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода!

Действительно, современные подростки и социальные сети стали почти неразделимыми, это интернет-зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех. Сейчас дети и подростки все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей.

Часто тандем «подростки и социальные сети» является губительным для детской психики. Общаясь в социальных сетях, подросток присоединяется к различным группам, субкультурам, знакомится с сомнительными людьми. Все это может плачевно обернуться для неустойчивой психики подростка.

Следует отметить, что в последнее время обострилась ситуация влияния Интернета на подрастающее поколение. Из всего Интернет - пространства особое влияние на молодежь оказывают социальные сети. Современные подростки все свои потребности в социализации находят именно здесь. Некоторые считают, что это приносит пользу, другие же склонны различать в этом явлении негативные последствия.

С развитием Интернет – технологий мир очень сильно изменился. Вслед за ним меняется и образ мысли, и образ жизни молодых людей. Таким образом, несомненно, можно выделить определенные плюсы социальных сетей.


  1. Общение упростилось до максимального уровня. В наше время огромное расстояние между людьми теперь не помеха для их коммуникации. Достаточно иметь компьютер или ноутбук, подключенный к Интернету, и специальное программное обеспечение, которое дает возможность общаться, слышать и видеть друг друга 5 .
Подростки могут сказать гораздо больше через сеть, чем в реальной жизни, и не чувствовать себя при этом неудобно: у них есть время обдумать свою мысль и выразить ее наиболее точно.

  1. Сеть дает возможность найти себе друзей, знакомых одноклассников , а неуверенному в себе подростку почувствовать себя востребованным. Он заводит новые знакомства , не опасаясь того, что возможно в дальнейшем с этим человеком не о чем будет поговорить. Вступая в группы по интересам, не боится того, что может быть отвергнутым.

  2. Социальные сети привлекают своей возможностью самовыражения , ознакомить всех со своими талантами, увлечениями, достижениями. Некоторые выкладывают результаты своего творчества – стихи, песни, музыку, видео. Это также происходит и через оформление страниц: интересы, увлечения, хобби.

  3. В сети можно почерпнуть значимую для образования позитивную, познавательную информацию . Например, «В Контакте» является самым крупным в Рунете хранилищем аудио, видео и фотоматериалов по многим учебным предметам, которые можно слушать, просматривать и скачивать. Кроме того, социальная сеть – это быстрая передача или распространение информации о школе, классе, мероприятиях и новостях учащихся.
Мы видим, что с одной стороны, социальные сети дают подростку все то, что ему необходимо в этом возрасте: социализацию, коммуникации, самовыражение, создание своего образа, нахождение интересов и формирование взглядов, а главное – самостоятельность !

Отрицательные черты влияния социальных сетей


Влияние социальных сетей на подростков может быть как позитивным, так и негативным. Почти всегда отрицательных факторов становится больше.

1. У подростков появляется зависимость от виртуального мира . Вечерние прогулки по городу, посещение культурных мест, кафе теперь с легкостью заменит вербальное общение в сети. Такой путь приводит к аутизму и полной деградации личности , как составляющей общества.

2. При злоупотреблении сетью у молодых людей на подсознательном уровне развивается фобия (страх) общения с реальными людьми . Подростки стесняются знакомиться в жизни с противоположным полом, возникают трудности с речевыми оборотами. Ведь гораздо проще зайти в Интернет и написать сообщение невидимому объекту. Становится сложно заводить новых друзей. Общение современных людей мутирует в сторону подмены истинных чувств и ощущений на виртуальные переживания.


  1. Добавляя себе в друзья незнакомцев, подростки становятся потенциальными жертвами обмана . Для Интернет– мошенников социальные сети – золотая жила. Например, с помощью такой сети, как «В Контакте» можно продать что угодно и кому угодно. Для поглощения рекламной информации более благодарной аудитории не найти. Создаются соответствующие группы, рассылаются приглашения и предложения, добавляются в друзья...

  2. Общение в социальных сетях снижает и упрощает уровень грамотности . При переписке язык упрощается, допускаются грамматические ошибки, к которым люди привыкают и впоследствии не могут избежать в живой речи. Кроме того, не используются и забываются языковые средства, которыми так богат национальный язык.
Потеря времени на пребывание в сети, в результате безразличие к учебе, ухудшение оценок, нехватка времени для чтения художественной литературы и иного обогащения внутреннего мира.

Посещения сети в ночное время является причиной недосыпания, умственной утомляемости подростков , которая очень опасна в этот возрастной период.


  1. Со временем у подростка может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте – виртуальная зависимость , от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Острая тяга к пользованию сетевыми ресурсами – это своего рода болезнь, которая может возникать из-за каких-либо личностных или психологических проблем, из-за нереализованных желаний, а также скрытых комплексов и трудностей в общении. Ведь в виртуальном мире намного легче выражать себя, создавать идеальный образ, особое значение имеет осознание собственной защищенности и анонимности, чего нет в реальном мире. Происходит полная замена реальных отношений на виртуальные.

  2. Неконтролируемое взрослыми зависание в сети может влиять на формирование моральных норм, отличающихся от принятых в обществе: пропаганда употребления алкоголя и наркотиков, убийств, изнасилований, распространение порнографии и т. д.

Признаки зависимости от социальных сетей

Постоянно возникает навязчивая потребность просмотреть свои входящие сообщения, даже зная о том, что никто не должен был написать. А возможно человек вообще постоянно находится онлайн, даже на ночь не отключая интернет, чтобы не пропустить что-либо интересное.

Люди с ярко выраженными признаками зависимости слишком много времени проводят у экрана монитора , и каждый раз, заходя в социальную сеть, обещают себе, что пробудут там лишь пару минут, а в итоге с ужасом обнаруживают, что прошло полдня. Их тянет десятки раз на дню просматривать страницы друзей, в надежде, что хоть кто-нибудь из них обновил информацию.

Пользователь сети испытывает острое желание регулярно обновлять статус на своей странице, обсуждать с друзьями каждый свой шаг, фотографировать себя везде и всюду, и чаще выкладывать новые снимки.

Известен такой случай в Белграде: пользователь Снежана Павлович угодила в психиатрическую клинику из-за того, что на ее заметку в сети «Facebook» не отреагировал никто среди ее друзей. После этого клинические врачи назвали этот случай «синдром Снежаны», объяснили, что поведение пациентки – это стресс от неудовлетворенности в общественной потребности особи в современном мире.

Игра в различные приложения является хорошей альтернативой другим повседневным делам, оправданием того, почему человек «застрял» в сети на полдня .

Зависимые люди испытывают жуткое раздражение, если по какой-либо причине не могут попасть на свою страничку в социальной сети.

Как избавиться от своей интернет-зависимости

О социальных сетях – как наркотиках нашего времени говорилось немало. И о том, что социальные сети могут загнать в депрессию. В любом случае, это привыкание может, изрядно испортить ваше физическое или душевное состояние. Этому следует противостоять.

Даже если вы обнаружили в себе описанные признаки зависимости, вспомнили подозрительных собеседников – не стоит отчаиваться, у вас всегда есть время взять себя в руки, нужно только вовремя суметь сказать себе «Стоп!».

Прежде всего, ограничьте свое время пребывания в социальной сети, установите себе временные рамки. Лучше потратьте свободное время с пользой для себя, наверняка, у вас накопилась приличная масса незавершенных дел, которые вы всё время откладывали «на потом». Также лучше отключить все уведомления социальной сети, приходящие на почту, так у вас будет меньше соблазна посетить свою страницу в незапланированное время.

Старайтесь почаще встречаться с друзьями лично, звоните им больше по телефону, приглашайте в гости, посетите вместе какое-нибудь уютное местечко, где можно хорошо провести время, и вы поймете, что это гораздо интересней, чем проводить свой вечер у монитора.

Чаще проводите свое время на свежем воздухе, найдите себе интересное занятие, которое отвлечет вас.

Поймите, что реально только то, что происходит с вами здесь и сейчас, а не в виртуальном мире, сетевые ресурсы даже не заметят вашего исчезновения, зато вы увидите, на сколько вам свободней и легче станет без них. Поверьте, что ваш придуманный мир никогда не заменит вам реального общения с людьми. И если так получилось, что у вас нет возможности часто общаться с друзьями, заведите себе домашнего питомца – и вам будет намного приятнее проводить время, ухаживая за ним.

И помните одно, не стоит приносить в жертву свою реальную жизнь , ведь окружающий нас мир гораздо интереснее, научитесь использовать ресурсы социальных сетей с пользой для себя и только по мере острой необходимости.

Результаты исследования

В рамках данной работы мною было проведено исследование путем анкетирования, целью которого явилась оценка степени влияния социальных сетей на подростков нашей школы. В анкетировании участвовало 53 учащихся 5-11 классов.

Я предложила подросткам максимально честно ответить на опрос. Все ответы учащихся я обработала и отразила на диаграммах. Приведу результаты нашего исследования:


  1. На вопрос «Зарегистрированы ли Вы в социальных сетях?» 48 человек ответили положительно, и лишь 5 – отрицательно, что в процентном соотношении составляет – 91% и 9% соответственно.


  1. Какими социальными сетями Вы пользуетесь? (многие зарегистрированы сразу в нескольких).
Результаты свидетельствуют, что «ВКонтакте» по праву стал истинно молодёжной социальной сетью. Если говорить об «Одноклассниках» то их популярность в данной группе не очень высока, т.к. основная целевая группа этой сети люди более старшего возраста.


  1. На аватарке аккаунта ваша фотография?
Ответ «Да» – дали 38 респондентов, ответ «Нет» –10.

4. В информации о себе вы указываете правдивые сведения, ничего не преувеличивая?

Ответ «Да» – дали 40 респондентов, ответ «Нет» –8.

На аватаре у большинства пользователей загружена собственная фотография и анкетная информация о себе правдива – это указывает о доверии и принятии норм и правил сетевого общения, ведь если общение человека в сети в границах нормы, он не скрывает информацию о себе и собственную фотографию.

Большинство опрошенных (40 человек) заходят в социальные сети ежедневно, 6 респондентов сказали, что посещают, свои страницы в социальных сетях 2-3 раза в неделю.

Это говорит о том, что существует некая зависимость. К тому же по данным о проведенном в социальных сетях времени за один сеанс видно, что большая часть подростков находится там более 2 часов.

На диаграмме видно, что подростки в большей степени используют социальные сети как средство общения.

7. Кого Вы приглашаете в друзья?

По полученным ответам на данный вопрос видно, что подростки нашей школы предпочитают приглашать в друзья и принимать приглашения от реальных друзей и знакомых. Так поступают 36 респондентов. Полученные результаты свидетельствуют об устойчивых социальных связях и предпочтениях в общении участников опроса.

8. Какое количество людей насчитывает ваш список «друзей»?

Количество друзей в социальной сети, очевидно, свидетельствует об уровне сплочения социальных связей. Данные указывают на следующее - большинство пользователей имеют количество от 200 друзей, что указывает на некоторое зеркальное отражение количества среднего показателя связей в социуме и в сети.

9. Согласны ли Вы, что частое пользование социальными сетями может вызвать у подростка отстраненность и комплексы?

Чуть больше половины опрошенных (29 человек) не согласны с данным высказыванием. Отсюда следует, что эти подростки, используют социальные сети в допустимых рамках и объемах, без фанатизма.

11. Готовы ли вы отказаться от пользования социальными сетями под угрозой ухудшения здоровья (ухудшение зрения, нарушение биоритма, сколиоз) или снижения учебных показателей?

По результатам опроса видно, что готовы отказаться – 14 человек, частично готовы - 25, и не готовы – 9 человек. Отсюда можно сделать вывод, что те подростки, которые даже под угрозой ухудшения здоровья не могут отказаться от пользования социальными сетями, стали зависимыми от виртуального мира.

В результате проведенного опроса я получила всю необходимую информацию, по которой стало возможным провести исследование.

При анализе результатов исследования отчетливо вырисовывается двойственный характер особенностей использования социальных сетей молодежью. С одной стороны всевозрастающие потребности активной аудитории Интернета – молодежи – в освоении и использовании социальных сетей, как коммуникативных площадок, в удовлетворении своих психологических потребностей. С другой стороны с – созданием собственного виртуального микромира, теряется реальность, появляется полная зависимость от интернета.

Альтернативы социальным сетям

Как мы смогли отметить, негативного влияния социальных сетей на процесс социализации учащихся значительно больше, чем положительного. Точнее сказать, оно гораздо опаснее и вреднее. Но, на мой взгляд, это не повод отказываться раз и навсегда от их использования. Достаточно просто свести к минимуму все опасные факторы.

1. Важно, чтобы у подростка была постоянная альтернатива социальным сетям: в первую очередь, дружеское общение с родителями, во вторую – спорт, рукоделье, физический труд, чтение литературы, кружки. В идеале несовершеннолетнему не стоит входить в интернет без взрослых, видящих происходящее на мониторе. Взрослые должны разъяснять подросткам, какие опасности скрыты в сети, и как их избежать 6 .

2. Необходимо освещение этической стороны использования сетей: какие фото и видео можно размещать, а какие нельзя.

3. Подросткам необходимо тренировать силу воли, твердость характера, вводя для себя ограничения времяпровождения в сети.

6. Необходимо заниматься поиском альтернативных способов времяпрепровождения . Например, занятие спортом, рисование, вышивание, чтение книг. Ну и, несомненно, нужно оказывать больше внимания своей реальной жизни: проблемам в школе, в семье, друзьям, а также увеличивать время пребывания в компании реальных, а не виртуальных друзей 7 .

Выводы

В начале своего исследования я предположила, что социальные сети приводят к расширению круга общения подростков, положительно влияют на их развитие личности. В результате проведенных опросов и обработки информации можно сказать, что мое предположение было верно, ведь большинство опрошенных подростков добавляют к себе в друзья непосредственно только друзей и знакомых, а также используют социальные сети в качестве общения со своими реальными друзьями. Несомненные плюсы от использования социальных сетей – это и коммуникация на дальних расстояниях, и возможность полноценного общения для замкнутых, неуверенных в себе подростков, и самовыражение, интеграция подростков по интересам и взглядам, быстрый способ обмена информацией. Главное, на мой взгляд, взрослым необходимо найти общий язык с подрастающим поколением и рассказать о возможных последствиях чрезмерным увлечением социальными сетями или их аналогами.

Говорить о том, что социальные сети оказывают только отрицательное влияние на формирование личности подростка нельзя. Но следует учитывать отрицательные факторы, такие как фобии (страхи) общения с реальными людьми, снижение уровня грамотности, а также патологическую зависимость от Интернета, которая отрицательно сказывается на учебе, психическом здоровье, умственной утомляемости и качестве жизни в целом. Некоторые наши ученики добавляют себе в друзья незнакомцев, что делает их потенциальными жертвами Интернет - мошенников.

Заключение

В своей работе мы провели социологическое исследование по теме «Влияние социальных сетей на личность подростка». Опрос и анкетирование были проведение среди учащихся 5-11 классов МБОУ Курлекская СОШ.

Данный возраст бы выбран неслучайно. В первой главе мы установили, что подростковый возраст (от 11 до 15 лет) - это самый сложный, но в то же время важный этап в социализации личности. Ведущей деятельностью подростка является коммуникативная деятельность. Подросток ищет себя, свои интересы, взгляды, ценности, свой образ. Как было установлено нами, оказалось, что все эти задачи подросткового образа он находит в социальных сетях.

В результате анализа проведенного исследования было выявлено как положительное влияние, так и отрицательное, на формирование личности подростка.

На жизнь человека достаточно обширна, поэтому данный список представляет лишь самые ошеломляющие результаты исследований, касающихся социальных медиа.

Скорее всего, если Вы читаете эту статью, то связаны тем или иным образом с социальными сетями. Приведенные ниже исследования и их результаты помогут раскрыть ту опасность для психологического здоровья, которую несут в себе социальные сети.


Зависимость от социальных сетей

Исследования показывают, что 63% американцев заходят в социальные сети ежедневно, а 40% заходят по несколько раз в день (сегодня можно с уверенностью говорить о том, что и наши соотечественники в этом вопросе не далеко ушли от американских интернет-пользователей). Люди используют такие сайты, преследуя много целей, однако основная причина - это отвлечь внимание от повседневности или уйти от скуки.

Любят люди оставлять комментарии, размещать какую-либо информацию. И это затягивает так, что человек просто не может остановиться. Сегодня существует даже шкала измерения зависимости от социальных сетей.

Влияние социальных сетей

Социальные сети способствуют идеализированию того, что на самом деле не стоит особого внимания: так, виртуальная жизнь искривляет понятие настоящих ценностей. Пользователей это заставляет постоянно сравнивать себя с другими людьми и меньше думать о своей собственной жизни. В человеке искореняется индивидуальность, тем самым происходит негативное влияние социальных сетей на жизнь человека.

Если дела идут хорошо у знакомых в Вашей новостной ленте, а у Вас выдался тяжелый день, то это будет отрицательно влиять на Ваше настроение.

Сравнительно недавно британские исследователи опросили группу пользователей социальных сетей, и оказалось, что 53% людей считают, что социальные медиа влияют на их поведение, а 51% пользователей признались, что их настроение ухудшалось из-за сравнений с жизнью других пользователей.

Проблема социальных сетей

А вот еще одна психологическая проблема, связанная с социальными сетями. Из выше упомянутой исследуемой группы две трети признались, что испытывают стресс, когда не в состоянии по тем или иным причинам попасть на свой аккаунт в социальной сети.

Угрозы в Интернете

Угрозы в Интернете или киберзапугивание особенно актуально для подростков.

К сведению! Киберзапугивание – это противоправные действия, которые осуществляются через сеть Интернет и направлены на психологическое давление на подростка. Методы могут быть самыми различными: психологическое насилие, угрозы в Интернете, запугивания, шантаж, устрашения и другие.

Существует даже целая организация под названием Enough is Enough, которая стремится сделать Интернет безопасным для всех. Согласно результатам опроса данной организации, 95% подростков, которые используют социальные медиа, стали свидетелями киберзапугивания, а 33% сами стали жертвами этого явления.

Минус социальных сетей

Исследования, изучающие взаимосвязь между подростками, социальными сетями и употреблением наркотиков, показали, что 70% подростков в возрасте от 12 до 17 лет, которые пользуются социальными сетями ежедневно, в пять раз чаще курят табак, в три раза чаще употребляют алкоголь и в два раза чаще курят марихуану.

Кроме того, 40% подростков признались, что были подвержены влиянию фотографий и различных изображений в социальных медиа.

Социальные сети приносят несчастье

В рамках исследования, проведенного в Университете Мичигана, собрали данные о пользователях Facebook и влиянии этой социальной сети на их настроения.

По результатам было видно, что те пользователи, которые регулярно заходили в социальные сети, являются более несчастными и в целом неудовлетворенными жизнью по сравнению с теми пользователями, которые посещали этот же интернет-сайт гораздо реже.

Социальные сети развивают страх

Социальные сети развивают чувство страха перед пропуском какого-либо события, причем под давлением этого страха пользователь находится постоянно. Многочисленные исследования показывают, что человек постоянно обеспокоен тем, как будет выглядеть в глазах других пользователей социальных медиа его статус, фото и другие детали, размещенные на его веб-странице.

Социальные сети отвлекают

Сколько вкладок у Вас открыто прямо сейчас? Уверены, что сосредоточены на чем-то одном? Дело в том, что вряд ли Вы достаточно сосредоточены, если на мониторе открыта страница какой-нибудь социальной сети.

Исследования показали, что наш мозг не имеет возможности в полной мере сосредоточить внимание на двух задачах сразу . Вместо того чтобы решать определенные задачи, человеческий мозг постоянно переключается с одной задачи на другую. Это затрудняет обработку информации и уменьшает производительность мозга.

Facebook-депрессия, привыкание, жизнь в иллюзиях и другой вред, который наносит зависимость от соцсетей.

Специалисты в области здравоохранения утверждают, что сидение - это новое курение. Учитывая число заболеваний, к которым приводит привычка подолгу сидеть, и то, сколько людей ежегодно от этого умирает, сидение является одной из серьезнейших угроз нашему здоровью.

Однако, возможно, еще больший вред наносит психологическая болезнь, которая в наше время превратила в зомби огромное число людей: неспособность оторваться от социальных сетей. Это понятно на интуитивном уровне и подтверждается исследованиями: сидение в соцсетях не приводит ни к чему хорошему.

Американская академия педиатрии предупреждает, что использование социальных сетей приводит к таким негативным последствиям для здоровья детей и подростков, как травля в интернете и Facebook-депрессия. Однако и взрослые люди всех возрастов подвержены такому же риску. Вот исследования, которые показывают, что социальные сети небезопасны для психического здоровья, а иногда и очень вредны.

1. Соцсети вызывают привыкание

У экспертов нет единого мнения по поводу того, существует ли синдром привыкания к интернету, не говоря уж о синдроме привыкания к социальным сетям, однако есть все основания полагать, что в обоих случаях ответ утвердительный.

Ученые из Университета Ноттингем Трент изучили научную литературу о связях между психологическими характеристиками человека, типом личности и использованием социальных сетей. Авторы работы пришли к следующим выводам:

«Есть все основания говорить о синдроме привыкания к Facebook, поскольку у ряда людей, которые слишком много времени проводят в социальных сетях, наблюдаются все классические признаки зависимости, такие как игнорирование личной жизни, зацикленность на Facebook, уход от действительности, резкие перепады настроения, попытка оправдать и скрыть свое аддиктивное поведение».

Также исследования показали наличие абстинентного синдрома. Несколько лет назад ученые из Университета в Суонси обнаружили, что люди, перестающие пользоваться интернетом (не только социальными сетями), страдали от психологической ломки.

Недавно они провели новое исследование на эту тему и выяснили, что отказ от интернета приводит не только к психологической травме, но и к ущербу для физического здоровья - незначительному, но измеряемому. Как сказал один из авторов этой работы Фил Рид:

«Мы уже давно знали, что люди, которые слишком много времени проводят в интернете, впадают в тревожное состояние, когда перестают пользоваться мобильными устройствами, но сейчас мы выяснили, что перемены в психологическом состоянии сопровождаются реальными физиологическими изменениями».

2. Соцсети делают человека несчастным

Несколько лет назад было проведено исследование , которое показало, что, сидя в Facebook, человек лишает себя счастливых мгновений и получает меньше удовлетворения от жизни. Ученые предположили, что Facebook создает ложное ощущение социальной вовлеченности, которое не возникает, когда человек просто предоставлен самому себе. Авторы пишут:

«На поверхности Facebook служит уникальным средством общения между людьми. Однако если реальное взаимодействие с живыми людьми действительно благотворно влияет на самочувствие человека, то общение в Facebook, как показывают недавние исследования, оказывает обратный эффект на молодых людей, делая их несчастными».

На самом деле, как показало еще одно [исследование](http://www.ajpmonline.org/article/S0749−3797 (17)30016−8/fulltext), пользование соцсетями вызывает чувство социальной изоляции. Ученые изучили, как соотносится время, проводимое людьми в 11 социальных сетях таких, как Facebook, Twitter, Google+, YouTube, LinkedIn, Instagram, Pinterest, Tumblr, Vine, Snapchat и Reddit, с тем, насколько социально изолированными они себя ощущают.

Оказалось, что корреляция прямая. Ощущение социальной изоляции может нанести огромный вред психическому и физическому здоровью человека.

3. Сравнение своей жизни с жизнями других людей приводит к психологическим травмам

Одной из причин того, что Facebook заставляет людей ощущать себя социально изолированными (хотя в действительности это может быть не так), служит фактор сравнения. Пролистывая френдленту, мы волей-неволей сравниваем себя с другими людьми.

Было проведено исследование , в котором изучалось, как мы оцениваем себя в сравнении с нашими друзьями в соцсетях - выше или ниже, то есть лучше ли, на наш взгляд, у нас идут дела, чем у других, или хуже. Оказалось, что в обоих случаях сравнение вызывает у людей состояние депрессии, что странно, поскольку в реальном мире нас расстраивают только те ситуации, когда сравнение оказывается не в нашу пользу. Однако в мире соцсетей, похоже, к депрессии приводит любое сравнение.

4. Соцсети могут привести к зависти и создать порочный круг

Не секрет, что сравнение в социальных сетях вызывает зависть - кто из нас не испытывал этого чувства, разглядывая фотографии друзей с тропических пляжей или читая, как идеальны чужие дети? Научные исследования однозначно подтвердили, что использование соцсетей приводит к возникновению чувства зависти. Авторы одного из таких исследований пришли к следующему выводу:

«Один только Facebook порождает столько зависти, что его можно воспринимать как рассадник негативных эмоций».

Также они добавляют, что все это приводит к появлению порочного круга: зависть вынуждает человека изображать свою жизнь в выигрышном свете и публиковать вызванные этим чувством статусы, что, в свою очередь, вызывает зависть у других и заставляет их поступать так же.

В другой работе исследовалась связь между завистью и Facebook-депрессией, и, что любопытно, оказалось, что чувство депрессии возникает именно из-за зависти. То есть, если человеку удается контролировать свою зависть, то Facebook не вызывает депрессию. Это означает, что причина Facebook-депрессии - именно зависть.

5. Мы пребываем в иллюзии, что от использования соцсетей нам станет лучше

Одной из причин всех проблем, связанных с использованием социальных сетей, является то, что мы вновь и вновь возвращаемся к ним, даже если нам от этого становится плохо.

Мы уподобляемся наркоманам, которые думают, что благодаря новой дозе они почувствуют себя лучше, однако на самом деле убивают себя. Это приводит к тому, что мы не можем правильно предсказать последствия своего поступка.

Есть исследование , посвященное тому, как люди прогнозируют свое состояние после использования Facebook и как они в действительности себя чувствуют. Состояние испытуемых после сеанса в Facebook почти всегда хуже, чем у людей, которые занимались какой-то другой деятельностью. Однако дополнительные эксперименты показывают, что люди думают, будто, посидев в соцсетях, они почувствуют себя лучше, а не хуже.

6. Если у нас много друзей в соцсетях, это не значит, что мы ведем активную социальную жизнь

Пару лет назад было проведено исследование , которое показало, что большое число друзей в социальных сетях не означает, что человек ведет активную социальную жизнь. Судя по всему, есть некое ограничение на то, сколько дружеских связей может вместить в себя мозг, и чтобы поддерживать дружбу необходимо общаться с людьми в реальной жизни, а не виртуально. Поэтому пребывание на Facebook не заменяет живого общения.

Поскольку чувство одиночества приводит к множеству психологических и физиологических проблем, которые могут вызвать, в том числе, преждевременную смерть, живое общение - необходимое условие здоровья человека. Время, проведенное с виртуальными друзьями, не оказывает такого терапевтического эффекта, как живое общение.

Вывод

Все вышесказанное не означает, что от социальных сетей нет никакой пользы. Разумеется, они помогают нам поддерживать связь на большом расстоянии и находить друзей, с которыми мы давно потеряли контакт. Однако сидеть в соцсетях просто для того, чтобы убить время или, еще хуже, в надежде поднять себе настроение, - это очень плохая идея.

Исследования показали, что перерыв в пользовании Facebook улучшает психологическое состояние человека. Если вам хватает смелости, попробуйте взять небольшую паузу и посмотреть, что получится. Если же вы не готовы даже не время отказаться от соцсетей, хотя бы знайте меру.

Подготовила Тая Арянова