Программы обучения. Для музыкального развития детей

27.07.2019 Разное

МУЗЫКАЛЬНО­КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ­
КАК СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Компьютер за короткий срок своего существования образовал новый
мощный пласт культуры. Из инструмента для производства только вычисли­
тельных операций он довольно быстро превратился в универсальное интел­
лектуальное орудие труда. Компьютерные технологии стремительно прони­
кают во все новые сферы человеческой деятельности, в том числе и в музы­
кальное образование.
Педагогу­музыканту в современной школе важно связывать традици­
онные и автоматизированные формы обучения. Широкие возможности для
педагогического творчества в обучении представляют многие компьютерные
программы. В педагогических ситуациях, когда дети работают на компьютере,
он используется для пошагового усвоения детьми учебной программы, для
упражнений соответствующего уровня сложности, для обеспечения обратной
связи и для выдачи необходимой информации.
Существует мнение, что компьютер «программирует» ребёнка, но если
учесть, что школьники осуществляют контроль за компьютером, то в итоге
сам школьник «программирует» компьютер. При обучении компьютера, как
тому «думать», дети приобщаются к исследованию, как думают они сами.
Опыт подобного исследования действует возбуждающе: мышление о мыш­
лении превращает ребёнка в исследователя способов познания, таким опытом
обладает далеко не всякий взрослый
Л. П. Робустова выявила особенности по активному внедрению музы­
кальных компьютерных программ в учебный процесс, определённо отмечая,
что результат их применения будет гораздо эффективнее, нежели при тради­
ционных формах и методах деятельности учащихся. Практика показала, что
дети легко усваивают учебный материал; работают результативно и с интере­
сом, подтверждая тем самым не только целесообразность использования
компьютерных программ для школьников, но и их необходимость.
По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на
иллюстрирующие, консультирующие, программы­тренажёры, программы
обучающего контроля, операционные программы. Одни из них предназна­
чены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение
новых понятий. Существуют обучающие программы, которые позволяют
учащимся стать непосредственными участниками открытий, композиторами
или художниками. Игровые программы способствуют формированию моти­
вации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление, развивают
умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям.
Г. М. Коджаспирова выделяет основные аспекты, которыми надо руко­
водствоваться при анализе обучающих компьютерных программ:
­
психологический (влияние данной программы на мотивацию
учения, на отношение к предмету);

­
педагогический (общая направленность школьного курса, которая
способствует выработке у учащихся правильных представлений об окру­
жающем мире);
­
методический (возможность программы лучшему усвоению учеб­
ного материала, методически грамотная подача материала);
­
организационный (рациональное планирование уроков с примене­
нием компьютера и новых информационных технологий) .
Типологию и особенности практического применения обучающих про­
грамм приводит С. П. Полозов в своей диссертации, раскрывая специфику
среды обучения с помощью компьютерных программ. Он предлагает
пирамидальную структуру классификации программ, состоящую из трёх
уровней.
На первом уровне программы классифицируются в наиболее общем
плане. В соответствии с тем, используется ли компьютер в обучающей или
учебной деятельности, программы можно разделить на два основных класса:
обучающие и учебные программы.
На втором уровне каждый класс делится на несколько типов. Крите­
рием выделения здесь является соответствие той или иной форме учебной
работы. Обучающие программы включают в себя презентативные, трена­
жёрные и тестовые, учебные программы – справочные, креативные и ис­
следовательские.
На третьем уровне каждый из перечисленных типов делится на не­
сколько видов. Критерием выделения здесь является характер возникающей
среды обучения. Презентативные программы включают в себя инструктив­
ные, гипертекстовые, сюжетные, моделирующие и демонстрационные;
тренажёрные программы – линейные, прогрессирующие и игровые; тестовые
программы – адаптивные, блиц­опрос, контрольные, музыкальный диктант
и викторину; справочные программы – постатейные, гипертекстовые и ре­
феративные; креативные программы – музыкальный редактор и компью­
терный синтезатор; исследовательские программы – статистические и
моделирующие.
Презентативная программа предназначена для изложения учебного
материала. Показателями эффективности работы с ней являются надёжность
информационного потока компьютер – ученик и способность компенсации
возможных информационных потерь.
Тренажёрная программа предназначена для формирования практиче­
ских навыков. Так как прочность усвоения практических навыков находится в
прямой зависимости от количества повторений формирующего его действия,
последнее и является показателем эффективности работы с тренажёрной
программой. Обучающая стратегия линейного тренажёра – это постоянное
повторение программного блока без какого­либо изменения темпа и харак­
тера деятельности ученика. Обучающая стратегия прогрессирующего трена­

жёра – это постепенное усложнение деятельности ученика. Обучающая стра­
тегия игрового тренажёра – это облечение учебной задачи в игровую ситуа­
цию. Учебная задача здесь присутствует лишь косвенно, поэтому приобрете­
ние навыков получает непроизвольный характер.
Тестовая программа предназначена для контроля за результатами
учебной деятельности ученика. Например, программа блиц­опрос, по мнению
С. П. Полозова, предназначена для проведения опроса по принципу «короткий
вопрос – короткий ответ», а программа музыкальный диктант предназначена
для проведения широко распространённой в традиционном обучении формы
учебной работы – музыкального диктанта. Программа викторина
предназначена для проведения проверки знания реального звучания музы­
кальных произведений.
Справочная программа предназначена для поиска и получения необхо­
димой учебной информации. Процесс развития информационно­поисковых
систем можно охарактеризовать как интеллектуализация работы компьютера
и усложнение структуры мыслительной деятельности человека.
Креативная программа, которая была нами рассмотрена в первом раз­
деле, предназначена для выполнения различных творческих учебных заданий.
Исследовательские программы предназначены для проведения научных
исследований. Процесс исследования музыкальной деятельности сложный,
многоэтапный, требующий детального анализа.


в обучении музыке. Например, рассматривая блок специальных музыкальных
дисциплин стандартов высшего образования, следует отметить более
перспективные учебные предметы, где применение информационных
технологий способно поднять подготовку специалистов на более высокий
уровень.
Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет
увеличить его интенсивность, за счёт более быстрого поиска и простого вос­
приятия самой разнообразной информации. Применение современных ком­
пьютерных технологий позволяют существенно сжимать объёмы информа­
ционных носителей. Специфика современных цифровых носителей заключа­
ется не только в их практичности, но и в их долговечности, которая позволяет
хранить записанную информацию без утери её качества.
Широкие возможности для педагогического творчества в обучении
указанных дисциплин представляют многие компьютерные программы­эн­
циклопедии. Так, например, энциклопедия «Musical Instruments» содержит
сведения о двухстах музыкальных инструментах разных стран и народов.
Учащийся может слышать, как звучат инструменты, как они устроены, из чего
изготовлены, получить сведения об истории их создания. Здесь можно
получить сведения о великих мастерах, прослушать звучание любого инст­
румента экспозиции, просмотреть видеозаписи. Данные об инструментах и

музыкальных ансамблям классифицированы по трем основным принципам: по
алфавиту, по принадлежности инструментов определенной группе, по
различным ансамблям, по географическому расположению мест изготовления
.
Применительно к компьютеру следует отметить, что появление техно­
логий значительно опередило разработку условий и системы их использования
в обучении музыке.
Cовременное программное обеспечение делает
компьютеры универсальным средством для создания, передачи, и обработки
различного материала. Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни, а
также одной из важнейших составляющих эстетического воспитания детей и
взрослых. Она развивает образное и абстрактное мышление, чувство ритма,
помогает в учёбе и работе, незаменима при проведении досуга. Использование
компьютера на уроке музыки в общеобразовательной школе делает урок
музыки не похожим на обычный урок. Использование музыкальных программ
делает компьютер «маленьким классным оркестром». Учителю музыки,
который имеет возможность применять компьютер, необходимо уметь
обращаться с разными музыкальными программами.
Программы для редактирования аудио информации (Cool Edit, Sound
Forges) – программы, которые могут собирать фрагменты различных музы­
кальных произведений в одно целое, с точностью до долей секунд, увеличи­
вать темп произведения, не изменяя высоты звучания, накладывать различные
спецэффекты. С помощью программы Cool Edit можно записать аудио файл с
компакт­кассеты, лазерного диска или другого источника звука, уменьшить
или увеличить уровень звука, убрать посторонние шумы в воспроизведении,
наложить на звучание различные эффекты (реверберацию, вибратто, ревер­
сивное звучание и т.д.).
Программы для набора нот («Mozart», «Sibelius») – программы, с по­
мощью которых учитель может не только набирать многоголосную партитуру,
но и произвести расстановку нюансов, динамики, штрихов, педали (для
фортепиано).
Отдельно нужно отметить программы для создания и воспроизведения
караоке­файлов. Школьники могут исполнять песни под фонограмму, а на
мониторе компьютера находится бегущая строка со словами песни. Это всё
можно создать самим школьникам с помощью программы «Kar Maker» и про­
игрывателя караоке­файлов «Karaoke­Galaxi». «Kar Maker» – это программа,
в которой можно синхронно совместить слова и музыку любой песни,
предварительно записав её в Bend­in­a­box или Cakewalk в виде миди файла.
Использование этой программы, сделает урок и интересным, и
познавательным, т. к. школьники сами создают караоке­файлы.
Одним из важнейших этапов создания музыкального произведения яв­
ляется аранжировка. С помощью музыкальных редакторов музыкант выбирает
тональность,
ритмическое
сопровождение, подбирает для каждой партии соответствующий midi­
записывает мелодию,

Аккомпанемент,

инструмент, редактирует темп, уровни громкости звучания инструментов.
Музыкальные программы (редакторы) облегчают и упрощают выпол­
нение музыкантом большинства операций, связанных с рутинной работой,
оставляя больше времени для творчества. Поэтому персональный компьютер
приобретает всё большую популярность не в среде «профессионалов», а в
среде «пользователей», поэтому стремительно растёт количество и
разнообразие программного обеспечения. Композитор, аранжировщик,
дирижёр, музыкант для усиления эффекта, производимого музыкой на
слушателя, мог сочинить прекрасную мелодию, подобрать красивую
гармонию, привлечь для исполнения произведения большой оркестр,
творчески распорядится тембрами инструментов, имеющихся в его составе,
добиться слаженности ансамбля и выразительности исполнения партии
каждым инструментом.
С использованием компьютера и специальных музыкальных программ­
редакторов один человек может стать композитором, аранжировщиком, ди­
рижёром, звукооператором, и даже целым оркестром, обладая дополнитель­
ными техническими возможностями. Тембр он может выбрать не из двух­трёх
десятков тембров, присущих реальным музыкальным инструментам, а из
сотен синтезированных искусственным путём, имитирующих звучание, как
реальных инструментов, так и совершенно фантастических. Каждый из этих
тембров он может модифицировать по своему усмотрению, а если и этого
окажется недостаточно, то в состоянии синтезировать инструмент с
уникальным тембром. Все виртуальные источники звука можно произвольным
образом разместить в акустическом пространстве, добиваясь наивысшей
выразительности и наилучшей различимости звучания партии каждого инст­
румента. Каждый источник звука и каждое отдельное звуковое колебание
можно отредактировать, обработать набором разнообразных эффектов.
Следовательно,
итогом работы с музыкально­компьютерными
программами может стать не просто музыка, а звуковое пространство, новый
музыкальный мир. Средствами любого музыкального редактора можно
гармонизовать мелодию,
подобрать и
синтезировать тембры инструментов, что поможет значительно повысить
уровень школьного музыкального образования.
оркестровать композицию,

Есть ли у ребенка музыкальные способности? Стоит ли учить его музыке и если да, то на каком ему заниматься инструменте? И с какого возраста? Пока родители задаются всеми этими сложными вопросами, их чада только и ждут удобного момента, чтобы стащить папин или мамин iPad или iPhone и убежать с ним играть.

Мы предлагаем решение, которое устроит всех: с помощью приложений для iOS вы сможете выяснить, на чем хочет и хочет ли вообще играть музыку ваш ребенок, а сам малыш - отлично проведет время с любимым гаджетом и заодно, возможно, чему-нибудь научиться.

Baby Piano (4+)

Распространенное мнение говорит о том, что чем раньше начать, тем больше вероятность, что вам удастся привить ребенку любовь к музыке. Создатели приложения Baby Piano уверены: начинать можно чуть ли не с колыбели.

Семь ярких разноцветных клавиш, переключатель между детскими стишками и мелодиями, три мелодии, чтобы разучить их вместе с ребенком и «секретные» мультики, которые появляются, если нажать на фон.

Несмотря на простоту, Baby Piano отлично выполняет свою функцию: пусть даже оно не сделает из вашего ребенка Бетховена, но название нот и их расположение на клавиатуре фортепиано он точно запомнит.

Загрузить Baby Piano для iPad и iPhone из App Store: [бесплатно ]

Toca Band (4-5 лет)


Сотрудники компании Toca Boca убеждены, что их игры стимулируют детское воображение и помогают ребенку познавать мир. У Toca Boca много идей для того, чтобы занять ребенка в свободное время, и в том числе - милое, великолепно придуманное и нарисованное приложение Toca Band.

Итак, у нас есть сцена и 16 забавных персонажей (каждый - со своим инструментом, уникальным звуком и партией). Персонажей можно размещать на сцене, причем чем выше на сцене оказывается мультяшный музыкант, тем активнее он извлекает звуки из своего инструмента. С каждым из персонажей можно наиграться отдельно, а потом попробовать составить из мультяшек ансамбль (в котором также будет и место для солиста). Благодаря волшебным настройкам, виртуальные музыканты всегда будут попадать в ритм и в ноту. Великолепная анимация, хорошая идея, очевидная польза: благодаря игре у ребенка впервые появится возможность слушать и слышать ритм, различать темп и создавать свои ритмические партии.

Купить Toca Band для iPad в App Store: [249 ₽ ]

Tongo Music (4-5 лет)


Хотя формально Tongo Music и рассчитано на детей от 4 лет, размах приложения совсем не детский. И дело здесь не только в том, что обучающая часть программы затрагивает сложные музыкальные понятия - длителность, пауза, нотный стан. Tongo Music предлагает маленьким музыкантам скорее переходить от музыкальной теории к практике. Tongo Music во многом похожа на анимированную медиа-энциклопедию о музыке для самых маленьких. Здесь есть чего посмотреть и есть чего послушать. В программе - 12 мультфильмов, посвященных акустическим инструментам (скрипка, виолончель, труба, контрабас, гитара и другие) и 15 великолепно записанных отрывков из классических произведений (Моцарт, Бах, Гайдн). Но приложение не рассчитано на пассивного наблюдателя: в комплект входят виртуальные фортепиано и ударные инструменты как раз на тот случай, если поддавшись вдохновению ребенок начнет импровизировать.

Купить Tongo Music для iPad в App Store: [169 ₽ ]

Loopimal (6-8 лет)


В том случае, если ваш ребенок увлечется живой музыкой, выход найден. Но как быть, если в нем спит еще никем не узнанный Джефф Миллз, Хуан Аткинс или Лоран Гарнье? Для того, чтобы помочь будущему продюсеру еще в раннем детстве разобраться, как строится трек в электронной музыке, и существует приложение Loopimal. Оно позволяет создавать свои композиции из блоков или, иначе говоря, микшировать петли и строить секвенции. Конечно, Loopimal никогда не удостоился бы почетного титула «выбор редакции App Store», если бы не отлично нарисованная и невероятно смешная анимация: под созданный вами трек будут вместе танцевать мамонт, свинья, зяблик и какие-то совсем уже невиданные зверушки.

Купить Loopimal для iPhone и iPad в App Store: [249 ₽ ]

Crayola DJ (6-8 лет)


Приложение Crayola DJ создано специально для тех, кто видит своего подросшего ребенка не за пультом в студии звукозаписи, а среди толпы восторженных фанатов на Ибице или в Берлине. Здесь все как у взрослых: около 100 качественных петель в жанрах dance, pop или hip-hop, кроссфейдеры, звуковые эффекты. Получившиеся миксы, которые сопровождаются мощным цветовым и световым шоу на экране, можно будет скачать и сохранить на память.

(англ. musical program education) на специальных курсах на студии звукозаписи – это серьезный и трудоемкий процесс, требующий от учеников усердия и терпения. Разнообразные музыкальные редакторы предоставляют массу возможностей для будущих звукорежиссеров и операторов.

Самые популярные музыкальные программы

В современном мире существует огромное количество программ для создания и обработки музыкальных композиций. Особенно актуальна работа с такими редакторами для диджеев, продюсеров и звукорежиссеров. Каждый из них выбирает именно ту рабочую станцию, которая устроит его по всем аспектам – удобный интерфейс, простота использования, функциональность и наличие спецэффектов.

Среди популярных музыкальных программ преподаватели курсов особое внимание уделяют таким редакторам, как sound forge, Cubase, Ableton. Каждая аудио виртуальная станция имеет свои особенности и тонкости, обучиться которым можно только с помощью специальных курсов.

В обучение музыкальным программам входит сочетание теоретических и практических занятий, на которых слушатели курса получат массу полезной информации и навыков, которые пригодятся им в будущем при построении профессиональной карьеры. Музыкальные программы являются своеобразным инструментом, облегчающим процесс создания и обработки музыки. С их помощью можно устранить дефекты мелодичных звуков и голоса исполнителя, а также добавить самые разнообразные спецэффекты.

Сведение (до и после)

TZ

Пример 1.
Группа «Tetris» - Песня «Скрывайся» - ДО СВЕДЕНИЯ

TZ

Пример 1.
руппа «Tetris» - Песня «Скрывайся» - ПОСЛЕ СВЕДЕНИЯ

TZ

Пример 2.
Группа «Руны» - Песня «Фонари» - ДО СВЕДЕНИЯ

TZ

Пример 2.
Группа «Руны» - Песня «Фонари» - ПОСЛЕ СВЕДЕНИЯ

Как выбрать подходящую музыкальную программу?

Каждый музыкальный редактор отличается от других аналогов своими особенностями и тонкостями. В различных программах присутствуют разные опции и функции. Почти все они снабжены удобным интерфейсом, что облегчает задачу звукорежиссера , диджея или продюсера в создании и обработке музыки в несколько раз. Важную роль в функциональности программ играет также и импорт треков в разнообразные форматы. Лидирующее место среди самых комфортных и востребованных программ занимает Cubase . Почти все профессионалы работают именно с этой виртуальной станцией, которая заслужила любовь и доверие пользователей. В результате такое обучение сможет стать отличным началом профессионального роста в сфере музыки.

Студия «ТопЗвук» предлагает всем желающим пройти курсы по обучению разнообразным музыкальным программам. Опытные педагоги с высокой квалификацией предоставят теоретическую информацию и помогут лучше усвоить материал. Кроме того, преподаватели помогут правильно и грамотно выполнить практические задания. Таким образом, обучение музыкальным программам за доступную цену сделает отличного специалиста даже из новичка в сфере музыкальной деятельности.

В настоящее время в музыкально-образовательной деятельности применяются различные электронные издания. Однако важно определить назначение электронного издания музыкально-образовательной направленности по цели (обучающее, развивающее, игровое) и по содержанию (электронная энциклопедия, интерактивная музыкальная игра).

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.

Первая группа программ знакома любому пользователю персонального компьютера - это Windows Media Player, WinAmp и другие. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах.

Широкое применение получили музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку». Работая с программой «Энциклопедия классической музыки» возможно использование тематических экскурсий, которые знакомят с музыкальной культурой разных стран. Можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.

Энциклопедия «Музыкальные инструменты» . В ней собрана редчайшая коллекция музыкальных инструментов различных стран и народов, включая археологические находки. Совершая виртуальную экскурсию по любой из выбранных стран (США. Англия, Германия, Польша, Австрия, Франция, Италия, Россия), можно познакомиться с многовековой историей возникновения и развития инструментов, особенностями их устройства и звучания. Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей данных программ (видеосюжеты, анимация, звук, качественные иллюстрации, викторины) процесс обучения становится более эффективным и интересным.

Программа «Шедевры музыки». В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой. Кроме этого, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Для проверки знаний можно использовать раздел Викторина. В этом разделе дети должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.

Не менее интересна программа «Музыкальный класс» , где есть возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа обучающего характера идеально подходит для ребят только начинающих заниматься музыкой. Каждый ребенок любит играть. В музыкальных играх «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики» они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков. Прекрасно дополняют друг друга разделы «История музыкальных инструментов» и «Электронное пианино». В первом разделе учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в другом разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как ребята не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на них. Интересный синтез представляет собой использование на занятиях синтезатора и компьютера. Детям интересно и послушать произведение в исполнении педагога, самому самостоятельно попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром.

Практический курс «Учимся понимать музыку» позволяет легко ориентироваться в многообразном и изменчивом мире музыки. Все занятия построены в современной мультимедийной форме. Материал предлагается в интересном и увлекательном виде и не только рассказывает о музыкальных жанрах, стилях и направлениях, но и учит слушать и понимать музыку.

Таким образом, можно говорить о компьютере, как о мощном инструменте в педагогической деятельности музыкального руководителя. Музыкальная информатика рассматривает компьютер как средство для решения традиционных задач музыкально-педагогической деятельности. Она побуждает к освоению различных музыкальных редакторов, программ по нотному набору. Обучающие программы - презентаторы, справочники, тесты - способствуют развитию самостоятельности в музыкально-познавательной деятельности детей. Это направление помогает эффективно решать традиционные задачи освоения необходимых знаний, умений и навыков и применять их на практике. Работа с готовыми программами вызывает интерес и подталкивает на продолжение общения с компьютером. Создание компьютерных презентаций с использованием средств Microsoft Power Point, позволяют прекрасно иллюстрировать занятие произведениями живописи, музыки, развивают способности сравнивать, сопоставлять.

Применяя компьютерные обучающие программы на музыкальных занятиях нельзя забывать о том, что мы общаемся с искусством. Важно «не подменить» его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум. Важно помнить о разумном использовании компьютера для раскрытия, развития и реализации способностей ребенка.