"Культурный блогер" Софья Багдасарова: "Искусство должно быть понятным". Подборка ЖЖ: блоги об искусстве Кузьма Петров-Водкин «Смерть комиссара»

15.02.2024 Интернет

Для нас немаловажен и тот факт, что Софья - опытнейший редактор и администратор русской Википедии , а также активный участник Викисклада (Shakko ). Становится очевидным, что Викиновости просто не могли пройти мимо такого события, и сегодня мы предлагаем нашим читателям эксклюзивное интервью с Софьей Багдасаровой. С лучшим блогером рунета беседовал Дмитрий Рожков .

Дмитрий Рожков : Прежде всего, разреши поздравить тебя с победой. Какие у тебя от неё впечатления?

Софья Багдасарова : Конечно, приятные. Очень здорово, что победу получил именно блог по искусству, что он пользуется популярностью. За последний год моя аудитория сильно выросла (до ок. 50-40 тысяч просмотров в день). Смешной показатель в сравнении с Ютубом, но для длинных текстов, не только в блогах, но и в нормальных СМИ , - это отличный показатель.

ДР : Расскажи, кто ты по образованию, по профессии, и как, собственно, пришла к идее своего блога.

СБ : Я закончила искусствоведение на истфаке МГУ , и более десяти лет профессионально занимаюсь журналистикой в области культуры. Все эти годы для структурирования информации я использовала два инструмента - Википедию и мой блог. Причём Википедию тоже не как читатель, а как место, где можно вести заметки. Многие об этом не догадываются, но Википедия - прекрасное место для ведения конспектов прочитанных книг и статей. В блог же я скидывала забавные факты и картинки, а также дублировала свои журналистские статьи - и не зря, многие из тех журналов, для которых я когда-то писала, уже успели исчезнуть. Так что немалая часть текстов, которые привлекают сегодня читателей, были написаны не для блога, а за зарплату.

ДР : К твоему участию в Википедии мы обязательно вернёмся. А как возникла эта популярная тема твоего блога - хэштэг «омерзительное искусствоведение»? Это область твоих особых интересов, или просто такая попытка «хайп словить»?

СБ : Эта рубрика блога появилась года полтора назад, когда у меня было дурное настроение. Просто в искусстве много отвратительного: кастрации , отсекания голов , сдирания кожи … А образовательный стандарт включает обычно только красивое - Рафаэля да Шишкина . Но это я давно знаю. Если копнуть поглубже, открывается дикое: не просто эротика , но и зооэротика , всяческие пытки , детоубийства , бородатые женщины . Дело в том, что искусство, никуда не деться, отражает все стороны жизни - включая и внутренних демонов, снедающих многих. Мне попадалось это под руку, и я это выписывала - потому что это необычно; заметив, что людей это привлекает - превратила в одну из постоянных рубрик.

ДР : Но наверняка остальные твои рубрики появились тем же образом. Почему «выстрелило» именно «омерзительное искусствоведение»?

СБ : Потому что людям нравится приобщаться к высокому, но чтоб при этом не скучать. Однако классические картины привычно воспринимаются именно как тоскливые и непонятные. И когда появляется кто-то, кто объясняет, что оно не скучное, а такое же «жареное», как обычные новости, это даёт индульгенцию наслаждаться пикантным, но при этом одновременно приобщаясь к высокому. В результате мои читатели через всякие «ужасы» познают культуру.

ДР : Какие ещё твои рубрики популярны?

СБ : Следующей успешной рубрикой стали «вопросы про искусство». Мне задают максимально идиотский вопрос, и я начинаю на него отвечать. И рассказывая какие-то теоретические вещи, выруливаю на смысл жизни, Вселенной и всего такого .

ДР : Почему этот художник «плохой».

СБ : Да, этот текст особенно популярен: «Почему Шилов плохой художник, а Брюллов хороший? Они же очень похожи!» - это же гениальная формулировка, да? Я очень люблю такие абсурдные вопросы, потому что они позволяют сравнить максимально непохожее, и из этого рождаются классные обобщения. Или вот ещё: «Расскажите о современном искусстве в двух словах» - невыполнимая ведь задача! Когда просят: «напишите про прерафаэлитов », это скучно. Я пишу так, чтобы самой было интересно, о том, что сама часто только что узнала и этому удивляюсь. Например, про пальцы трупа Наполеона в прорвавшихся сапогах (в произведениях искусства, разумеется).

ДР : Объекты твоей критики, тот же Шилов , например, как-то реагировали на публикации, пытались связаться с тобой?

СБ : Шилов небожитель, он выше этого. А вот недавно появился новый памятник Александру III , рельеф которого украшен «важными событиями царствования». Среди них, как я у себя в блоге перечислила, оказался портрет Достоевского , умершего до воцарения Александра III , фасады музеев, основанных или построенных при других царях, корабль Русско-японской войны , силуэт советского памятника Чайковскому , и много ещё загадочного с точки зрения логики выбора. Это, конечно, не так вопиюще, как памятник Калашникову с силуэтом немецкого автомата , но поражало количеством. Мой текст разошёлся, что-то на основе него даже сделали СМИ. Через несколько дней скульптор выступил с интервью, в котором обрушился на неграмотную интернет-общественность, которая не знает о том, что Достоевский дружил с будущим императором (поэтому тот и изображён), и что он прочитал биографию императора , и по ней всё это и выбрал.

ДР : Да, я помню эти объяснения, они сводились к тому, что всё, что было до правления Александра III - при нём утвердилось, а всё что после - при нём зародилось.
С реакцией небожителей всё понятно, расскажи теперь про отзывы простых читателей.

СБ : Отдача большая, и это здорово. Многие пишут: «Никогда ничего не комментировал, но ради вас напишу». Мои читатели - люди, которые, по их словам, ни один другой топовый блог вообще не открывают. Недавно на выставке познакомилась с одним из них, и он стал представлять меня друзьям со словами: «с этой женщиной я начинаю своё утро». И примерно с такой формулировкой, что я «нужна, как кофе», пишут многие, это очень греет.

ДР : А бывают недовольные, агрессивные комментарии?

СБ : Да, я баню. Это моё личное пространство, меня нельзя в нём оскорблять.

СБ : Первое время я разрешала почти всё. Матерится человек, ну бывает. А потом мои старые френды стали жаловаться: «Извини, но мне некомфортно. Ты стала популярной, атмосфера изменилась». И я подумала, а кто мне дороже: люди, с которыми я нормально общаюсь не первый год, или какие-то тролли? И я стала банить всех этих персонажей, которые ходят из одного популярного блога в другой и всех пытаются провоцировать. И оказалось, что их ограниченное число, новые появляются теперь редко. Атмосфера в комментариях стала приятной.

ДР : Слышал, что твой проект выходит в офлайн, и ты пишешь уже настоящую книгу.

ДР : Но присутствие непосредственно в русскоязычной Википедии ты всё же сократила?

СБ : Да. Я продолжаю использовать её как вспомогательный аппарат для сохранения выписок из книг. Если мне нужно написать статью о человеке, я сначала пишу о нём биографическую статью в Википедии, где голые факты. Потом на её основе сочиняю нормальный текст, художественный, с эпитетами, прилагательными и моим личным отношениям.

ДР : И в статусных проектах ты больше не участвуешь?

СГ : Уже года три или четыре ни за какими «звёздами» не охочусь. Правила становятся всё более сложными, приближаются к правилам ВАК . Лучше уж написать реальную диссертацию. Количество придирок к оформлению сносок - это какое-то безумие.

ДР: Со многими ли википедистами ты знакома в реальной жизни?

СБ : С достаточным количеством. И это очень приятно - встречаться с людьми, с которыми ты много общался онлайн и с которыми ты вместе писал тексты. За время коллективного написания статей ты понимаешь о человеке очень много: как он мыслит, умный ли он или глупый, какой у него темперамент, способен ли он к переговорам. Это такое общение, которое в стандартных социальных сетях практически немыслимо. В интернете люди в основном развлекаются или занимаются хвастливой саморепрезентацией, а при наполнении Википедии люди трудятся волонтёрами, проявляя свою натуру более правдиво.

ДР : Соня, большое спасибо тебе за такую содержательную беседу, новых тебе успехов и побед в наступившем году!

Источники

Эксклюзивное интервью

Это странице обсуждения . Используйте страницу комментариев для обсуждения интервью по существу. Если у вас есть вопросы к участникам Русских Викиновостей, напишите на форум .

Софья Багдасарова – искусствовед, журналист и популярный блоггер. В этом году ее блог об искусстве получил премию как лучший лонгрид LiveJournal. На сегодня Софья занимает шестое место в рейтинге пользователей ЖЖ. В интервью «Культуромании» она делится размышлениями о феномене популярности своего блога, о том, как писать об искусстве интересно и о культурной журналистике в России сегодня.


- Поздравляем Вас с получением премии. Расскажите, пожалуйста, как появился Ваш блог и как он набрал такую популярность?

Действительно, мой блог получил премию NeForum Award-2017, где одной из номинаций было «Лучший лонгрид LiveJournal». Именно в ней мой «Блог шкодливого историка искусства» (shakko-kitsune.lj.ru) занял первое место. Честно говоря, я сама удивляюсь, какую популярность он приобрел: количество его просмотров - около 40-50 тыс. в день (это примерно пятое-шестое место в общем топе ЖЖ). Наверно, секрет успеха в том, что я в первую очередь, конечно, не «блогер», а профессиональный журналист, с искусствоведческим образованием. Пишу об искусстве в различные издания более десяти лет. И мой блог существовал все это время параллельно с основной работой, но заметную популярность стал набирать именно в 2017 году. Раньше я больше использовала его как вспомогательную площадку: выкладывала заметки и свои старые статьи, вела на этой платформе, так сказать, профессиональный архив. При подготовке материалов часто попадаются забавные факты и картинки, которые я тоже складывала в свой блог. Через некоторое время эти интересные мелочи и детали стали привлекать все больше и больше внимания. Читателям понравилось личное отношение к искусству, эмоциональность. Дело в том, что когда журналист пишет статьи для определенного издания, то он сдерживается форматом, стилистикой, внутренней цензурой - будь то рассказ об открытии выставки или о художнике. А в личном блоге есть пространство для высказывания, для индивидуального и, конечно, для юмора.

- То есть, секрет именно в подаче материала?

Не только. Я пишу о тех темах в искусстве, о которых редко рассказывают в серьезных изданиях. Впрочем, на Западе они давно попали в научную сферу (например, можно вспомнить «Историю уродства» Умберто Эко), у нас с этим пока бедно. А людей-то интересует все необычное! Таким образом, у меня возникла рубрика «Омерзительное искусствоведение» (названная в честь ленты Тарантино «Омерзительная восьмерка»). В ней я стала публиковать всякие шокирующие вещи, ужасающие произведения искусства - причем не современные, а исключительно классику. Первый крупный поток читателей, мне кажется, привлекли именно эти сюжеты, а затем они стали читать и другие, более «спокойные» записи.

- Получается, что людей притягивает, в первую очередь, что-то запретное?

Я бы назвала эти темы, скорее, «маргинальными». Они всегда существовали, возьмем те же античные мифы. Но в основном при изучении истории искусства люди ориентируются на привычную, традиционную программу. И оттого большинство зрителей считают, что классика – это скучно и уныло. Но если показать искусство с другой, более чувственной и человечной стороны, люди начинают интересоваться. Дело не только в «темной стороне», которая присутствует в каждом человеке. Просто неожиданная точка зрения, взгляд на картины с юмором - это способ ликвидировать усталость от надоедливого «надо просвещаться!». Таким образом, меняя формат, я показываю то же самое искусство, но делаю это нескучно, с помощью популярного языка. Именно это смещает ракурс с привычного на захватывающее. По той же причине оказались востребованными мои художественные загадки: я зашифровываю названия картин или фамилии художников, и читатели с удовольствием их разгадывают. Такие материалы набирают по триста-пятьсот комментариев. Так они узнают произведения, о которых никогда не слышали. Игра доставляет удовольствие и приносит пользу.

- Какие темы блога оказались наиболее популярны? И как они появились?

Когда я поняла, что у меня образовалась довольно большая постоянная аудитория, которая не прочь узнать про более серьезные вещи, то придумала рубрику «Вопросы про искусство». Читатели, не являющиеся профессионалами от искусства, присылают для нее вопросы, и чем они проще и неожиданнее, тем интереснее на них отвечать. Сама постановка вопроса позволяет отвечать необычно. Именно так появился пост-ответ «Почему Шилов – плохой художник, а Брюллов – хороший, они же похожи?» На сегодня это самый популярный мой текст, около 400 тыс. просмотров. По сравнению с рекордами You Tube, конечно – мелочь, но для материалов про живопись это очень здорово. Или вот «Расскажите, что такое "современное искусство"? Только в двух словах, пожалуйста» и «Почему Репин дешевле Малевича и Кандинского?». На это, по идее, невозможно ответить серьезно, но в итоге вскрываются какие-то основополагающие принципы. Вдобавок, я вкладываю в ответы собственные чувства – слава богу, формат блога именно для этого предназначен. И поскольку я человек эмоциональный, то это личное отношение читателей и цепляет.

- А если тема будет серьезной? Нет ли здесь снижения планки, ведь искусствоведение – наука серьезная?

Такой риск присутствует всегда. Поэтому я сознательно не касаюсь вещей, опрощение которых могло бы унизить меня или оскорбить кого-то еще. Например, я обычно не пишу о христианском искусстве, поскольку снижение стилистики в рассказе о нем может порой звучать вульгарно и даже святотатственно. Но почти о каждом шедевре можно рассказать так, чтобы он запомнился. Моя позиция такова: мир сегодня настолько утопает в самой разной информации на всевозможные темы, что возможность рассказать именно об искусстве, а не о светской жизни или политике, надо ловить. И ценить.

- Откуда вы берете те самые интересные факты? Ведь они не водят в «комплект» академического образования.

В основном я пользуюсь англоязычными книгами и статьями, делаю выписки запоминающихся деталей, фамилий художников, про которых надо копнуть поглубже. И пользуюсь этими рабочими заметками, когда нужно писать новый пост. Это хорошая привычка – не выбрасывать золото в отвалы, а складывать все в копилочку, чтобы потом использовать.

- В последнее время научно-популярные блоги и порталы по искусству стали очень востребованными...

Да, это правда. Пожалуй, это продолжение тех же процессов, зримым симптомом которых стала знаменитая уже «Очередь на Серова». Но хотя говорят, что это связано с кризисом и обеднением, я бы не стала бы связывать этот феномен именно с этими факторами. На мой взгляд, дело в том, что вариантов развлечений стало так много, более простые потребности уже удовлетворены, поэтому «элитные» способы времяпрепровождения стали доступны и, главное, интересны большему количеству людей. Сегодня ты можешь позволить себе скачать любой фильм или книгу. Значит, ты можешь позволить себе и определенный рост в самообразовании, нечто, что тебя улучшит. Ведь благодаря заложенной образованием традиции мы привыкли, что учение и культура – это хорошо. И когда музеи стали более комфортными и открытыми, то зрители откликнулись, особенно в крупных городах.

- Ваши читатели действительно меняются благодаря информации, полученной в блоге?

Мне бы хотелось так думать, тем более, что я регулярно получаю благодарности за это в комментариях. И мне уже почти удалось убедить основной массив читателей, что авангард – это хорошо! Следующая цель – объяснить контемпорари-арт, но вот боюсь браться. В некотором смысле мои записи, благодаря регулярности, превратились в онлайн курс по искусству. Но идет тяжеловато, когда доходит до начала ХХ века. Если на Западе детям с ранних лет объясняют, что экспрессионизм и абстракционизм – это такие же важные творческие направления, как и предшествующие, то наше образование все еще «реалистоцентрично». Это не только наследие учебной программы, но и это черты национального характера: мы довольно замкнуты и консервативны, нам приятнее и спокойнее иметь дело с понятными вещами. Поэтому я уже устала отвечать на стандартные реплики типа «Мой ребенок нарисует лучше Малевича». Но искусство не может быть плохим, просто нужно лучше и больше про него узнать.

Какие процессы в культурной журналистике в России можно было бы назвать обнадеживающими? Если обратить внимание на комментарии читателей СМИ, то мы видим, что перформансы и совриск вызывают гораздо большую читательскую активность, чем вернисажи.

Правда, что люди активнее реагируют на газетные статьи про современных художников, чем о выставках старых мастеров. Но это, как правило, просто возмущение, а не «рецензии на произведение искусства». Людей задевают эти поступки, художественные акты, затрагивающие именно окружающую повседневность, поэтому про скандальный, эпатажный акционизм и говорят больше всего (ну, он так и задуман). При этом если интерес к новостям о культуре (судя по бюджетам, выделяемым редакциям), снижается, то к развлекательному формату, напротив, внимание растет. Получение информации в форме игры, видео, инфографики интригует современного читателя. Тот же процесс мы наблюдаем в музеях, которые предлагают развлекательные мероприятия, интерактивные программы, мультимедиа – и количество посетителей увеличивается. Журналистам приходится писать все увлекательней и увлекательней – то, что в других темах называется «добавлять желтизны». Формат научной статьи стал почти совсем неинтересен широкой аудитории, и если мы не хотим запереться в башне из слоновой кости, чтобы взирать оттуда свысока, то надо искать новые форматы. И хотя серьезные ученые осуждают популяризаторов науки – в этом есть какое-то скопидомство. Ведь знание – это сокровище, причем когда ты им делишься, ты сам не беднеешь, а, наоборот, богатеешь.

Екатерина Ким Фото: Дмитрий Рожков / Wikipedia

Конец XVIII века

© Государственный Исторический музей

Несколько столетий подряд после прихода на Русь христианства сцены убийства можно было найти лишь в религиозном искусстве - на иконах, фресках да еще в иллюстрациях к рукописям. Святых убивали там с толком и во множестве подробностей - как на этой иконе царевича Дмитрия, где в левой части - смерть самого мальчика, а в правой - побивание камнями подозреваемых силами местных жителей.

Антон Лосенко «Жертвоприношение Исаака»

© Русский музей

После включения России в культурный ареал Западной Европы наша живопись усвоила реалистический (ну, относительно - барокко же) язык. Однако с темой убийства оставалось все так же бедно - только религиозные сюжеты. Причем по сравнению с иконами - никакого натурализма, никаких кровавых деталей! Исторических и тем более бытовых картин, посвященных насилию, не возникало.

Федор Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация»


© Русский музей

Постепенно в русской академической живописи появляется исторический жанр и с ним - исторические убийства. Поначалу используются лишь сюжеты из древней истории, поскольку лишь они считались достаточно «благородными». Стилистика, позы и жесты, архитектурные задники - все очень театральное: «т-р-р-рагедия» чувствуется, а вот трагизм - не очень.

Пимен Орлов «Смерть святого князя Михаила Тверского в Орде»

© Тверская областная картинная галерея

После публикации «Истории» Карамзина, сочинений Пушкина и других писателей тема прошлого России наконец полноправно поселяется в отечественной живописи. Однако художники по старой памяти осмеливаются «убивать» лишь святых (как здесь - князя Михаила Тверского) или народных героев. Да и традиции напыщенной академической живописи никуда не делись.

Константин Маковский «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова»

© Третьяковская галерея

Как ни крути, русский национальный характер достаточно целомудрен: и с обнаженкой в русском искусстве небогато, и откровенного насилия не много. Однако со временем художники набираются храбрости и начинают «убивать» не только общепризнанных благородных мучеников, но и просто исторических персонажей, которым не повезло. Насилие становится уже более откровенным - как, например, здесь, в сцене убийства Федора Годунова и его матери. Изображен непосредственный телесный контакт, передано эмоциональное напряжение. Впрочем, театральность еще ощущается, хотя отход от скучного академизма уже случился. Спасибо автору также за внимательность к историческим деталям, костюмам и интерьерам - во второй половине XIX века этим вопросом художники уже серьезно озаботились.

Василий Верещагин «Смертельно раненный»

© Третьяковская галерея

Написать убийство современника в рамках бытового жанра долгое время было немыслимо. Это становится возможным лишь в условиях жанра батального, потому что война выводит зрителя из повседневности в мир героизма, в иную реальность. Другой вариант - если индульгенцию дает литература: в конце XIX века появляются иллюстрации к «Преступлению и наказанию» с кровищей и топором.

Василий Суриков «Утро стрелецкой казни»


© Третьяковская галерея

Насилие в живописи по мере роста мастерства основной массы русских живописцев, а также появления отдельных талантов становится все более нескрываемым и эмоциональным. Однако опять лишь в историческом жанре, хотя он и делается намного реалистичнее.

Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

1883–1885 годы


© Третьяковская галерея

Суперхит! Выбивавшаяся из этого ряда картина Репина была заклеймена как «шарж и непозволительное безвкусие». Изображение помазанника божьего в подобной ситуации не одобрил император, несколько месяцев картину нельзя было выставлять по запрету цензуры. Нескрываемое воссоздание насилия, обилие крови спровоцировали нападение на полотно одного психически неуравновешенного юноши.

Василий Смирнов «Смерть Нерона»


Сюжеты из чужой древней истории остаются более безопасными. В них можно откровеннее экспериментировать с насилием и кровью без боязни оскорбить чувства верующих в родную историю. Простота линий и лаконичность цветов знаменуют приближение ХХ века и его самых невероятных художественных опытов.

Илья Репин «Дуэль»

1896–1897 годы


Даже обличители-передвижники ограничиваются картинами на тему подсудимых или заключенных, избегая демонстрировать, за что именно подвергается суду или наказанию их персонаж. (Тем более что обычно художники все-таки подразумевают «рукопожатную» политическую борьбу, а не бытовуху). А вот Репин снова идет поперек. Хотя итоговая картина, по сравнению с ее экспрессивными эскизами, оказывается более спокойной и может сойти за иллюстрацию к какому-нибудь роману.

Мстислав Добужинский «Октябрьская идиллия»

1905 год. Иллюстрация для журнала «Жупел»

Наступивший ХХ век с его веющими в воздухе грозами революциями позволяет избавиться от цензуры - как от официальной, императорской, так и от внутренней. Многие художники откликаются на кровопролитие 1905 года - и посвящают ему свои произведения, еще вполне реалистические. И вдобавок - документальные. В следующие революции будет уже некогда - выжить бы.

Кузьма Петров-Водкин «Смерть комиссара»


© Русский музей

Авангарду рисовать такие эксцессы, как насильственная смерть, было не особо интересно - он занимался выворачиванием наизнанку нормального мира, а убийство - это все же противоестественно. А вот некоторые приемы «нового искусства» ХХ века в относительно реалистической живописи пригодились. Но, как и в примере с Верещагиным, убийство - это опять повод для героизации убитого, воспевания его подвига.

Исаак Бродский «Расстрел 26 бакинских комиссаров»


© Волгоградский областной музей изобразительных искусств

Поскольку возникла новая империя, тема убийства, мелькнувшая было в бытовом жанре, снова уходит в героику.

Соломон Никритин «Суд народа»


© Третьяковская галерея

На Западе уже появляются такие откровенные картины про насилие, даже над женщинами, как «Всего-то несколько царапин!»Работа Фриды Кало 1935 года . В СССР подобное немыслимо, в том числе и потому, что социалистический реализм со временем вытесняет любые другие стилистики. Пока еще сохраняющиеся абстракционисты и экспрессионисты рассказывают про смерть другими способами - как Никритин в этой картине. Она написана в 1934 году, и там пятеро, но кажется, что она про 1937-й и особую тройку НКВД.

Борис Неменский «Это мы, Господи!»

Тема убийства - вернее, героической гибели нашего воина и заслуженного воздаяния немецкому оккупанту - в обилии встречается в советской живописи, посвященной Великой Отечественной войне. Картина Неменского вызвала в свое время большие споры, потому что показала мальчиков обеих армий, убивших друг друга, абсолютно равными.

Интернет пестрит блогами самых разных форматов на самые разные темы: красота, мода, игры, кино, книги, развлечения... Но даже сегодня, когда вокруг столько интересных ниш, нельзя забывать об искусстве. В Живом Журнале вы найдете немало познавательных блогов об искусстве, тем более, что мы уже подобрали для вас несколько прекрасных проектов.

1. Татьяна Андрющенко

Популярный блог Татьяны рассматривает культуру в целом. Автор делится не столько собственными предпочтениями, сколько предлагает своим читателям познакомиться с различными художественными направлениями и самим сделать свой выбор: что нравится, а что нет. Сама Татьяна о своем блоге пишет так: «Здесь можно найти и сюрр, и арт, и салон, моду и ретро, и... эротику». Местами провокационный, заглядывающий в потаенные уголки современной массовой культуры, но от этого еще более интересный для изучения. Рекомендуем!

2. Софья Багдасарова

Звучный ник Shakko Kitsune (в японском фольклоре — красная лиса-оборотень) принадлежит историку искусства Софье Багдасаровой. Основные сферы ее профессионального интереса — живопись и история российской культуры. Им Софья посвятила и продолжает посвящать немало статей, публикуемых на Портале культурного наследия и традиций России «Культура.РФ», ссылки на которые можно найти в верхнем посте блога. А совсем недавно у Софьи вышла еще и электронная иллюстрированная книга «Загадки о русских царицах, императрицах, регентшах и великих княгинях московских».

Если среди вас найдутся читатели, который думают, что искусство — это скучно, то советуем заглянуть в посты Софьи по тегу

В своем блоге Анна открывает многообразный мир живописи и знакомит с выдающимися работами мастеров. Особое внимание она уделяет большому пласту нашей истории — изобразительному искусству советского периода. Обращаясь к зарисовкам такой знакомой и понятной многим обыденной жизни того времени, Анна смогла системно осмыслить и задокументировать ее. Первомай, полеты в космос, пионеры, труженики и первооткрыватели — на картинах подборок все наполнено теплым светом и дышит верой в будущее.

4. Валентина Феофилактова

Блог Учителя — искусствоведа и педагога с 40-летним стажем затрагивает широкий круг тем: от средневековья XII в., романского искусства, искусства Византии, Италии, Ренессанса до архитектуры, скульптуры, мозаики, истории орнамента и стилей в искусстве.

Принцип Валентины можно сформулировать как «меньше субъективизма, больше общих принципов и закономерностей». Поэтому здесь вы не найдете больших комментариев, зато увидите много прекрасного ее глазами. Подмечено, фотографии из путешествий автора работают лучше любого урока искусствоведения!

В блоге Надежды каждый неравнодушный к искусству непременно найдет для себя что-то свое, будь то простые подборки под настроение или тематические посты. Мы же оценили и рекомендуем по более, чем 350 художникам. Бьемся об заклад, что имена многих вы ранее не слышали, а, значит, самых пытливых впереди ожидает не один час погружения в чудесный мир изобразительного искусства.

Подготовлено LiveJournal Russia специально для Hello, blogger.