Программирование Arduino на C в AVR Studio. Ардуино язык программирования

07.09.2019 Ios

Arduino — это готовая отладочная плата и очень простой язык для программирования, упрощающая начало работы с микроконтроллерами ценой размера и быстродействия программ. С недавних пор Atmel добавила поддержку бутлоадера Arduino в AVR Studio, то есть можно писать загружать без программатора программы написанные хоть на C, хоть на C++, хоть на Assembler. Более того — можно в AVR Studio писать код на языке Processing/Wiring.
Рекомендую начать чтение статьи с update’а в конце!
В этой статье мы предлагаем пошаговую инструкцию по установке ПО для программирования Arduino с использованием AVR Studio. За основу мы брали обзор расширений AVR Studio с сайта easyelectronics.ru . Все примеры мы будем запускать на нашей плате .

Установка Arduino IDE

Мы используем версию Arduino 1.5.2. Скачать ее можно на официальном сайте . Последняя версия (1.6.2-r2 на момент написания статьи) по каким-то причинам не работает с микроконтроллером Atmega8.
Вы скачаете zip-архив с уже развернутой средой. Останется только распаковать ее в директорию с программами.

Установка Atmel Studio

UPD

Я смотрю тема пользуется популярностью и я хочу прояснить несколько моментов.
Есть три способа, которые я пробовал, чтобы запрограммировать Arduino-совместимую плату на С:

  1. Писать прямо на в Arduino IDE на С. Надо понимать, что Processing/Wiring это не язык, а просто набор макросов и библиотек. Когда вы на нем пишите, то он смотрит в своих заголовочниках, преобразует ваш простой для человека код в С и затем компилирует стандартным компилятором AVR GCC. Если вы напишите код на С, то он не будет обращаться к своим либам и сразу все скомпилирует как надо, НО!… при этом линковщик добавит к вашему проекту все что ему заблагорассудится. Достоинства в том, что кроме Arduino IDE вам ничего не надо. Недостаток в магии, которая спрятана от разработчика. Этот метод часто используют в тех случаях, когда нужно реализовать функцию, которую наши итальянские друзья в своем языке не предусмотрели.
  2. Способ предложенный в этой статье (на самом деле самый странный, ибо совмещает все недостатки). Идеологически, этот extension нужен для того, чтобы программировать на Processing/Wiring и использовать в качестве интерфейса Atmel Studio. Еще есть платный функционал, позволяющий дебажить код, но его я не пробовал. Так вот, по сути при программировании происходит все то же самое, что и при первом варианте, но вы работаете в другой IDE. При этом с точки зрения результата получаете одно и то же. Если вы программировали Arduino, и решили сделать это на С — смело пишите прямо в Arduino IDE. Если не нравится интерфейс, то можно использовать нормальный редактор (рекомендую, Sublime Text). Если вы работаете в Atnel Studio и хотите прошивать вашу плату прямо из ее интерфейса или писать в нем на Processing/Wiring (вдруг!), то этот аддончик для вас. Кстати, студия работает только под виндой, то есть способ сразу не для всех. Эту статью я написал только потому, что нашел новый для себя способ, но он мне не нравится.
  3. Третий способ, как мне кажется, лучший для продвинутого пользователя. Сначала все происходит как обычно — пишешь код, компилируешь и получаешь hex-файл. Затем, помня что у тебя в руках обычная отладочная плата с бутлоадером, качаешь утилиту, которая к этому бутлоадеру мжет обратиться и передать в память ваш код. мы уже выкладывали пошаговую инструкцию. В этом случае разработчик получает максимальный контроль над всеми функциями, но могут возникнуть и проблемы из-за использования стороннего бутлоадера.

Хочется раскрыть еще один момент, который происходит в Arduino. Чтобы вы не делали, Arduino IDE обязательно будет сама включать периферию. Например, запустит таймеры. И если вы захотите с ними поработать на С, то можете обнаружить, что работают они не так, как вы ожидали. И это может стать настоящей проблемой. И таких примеров много, то есть много и потенциальных граблей, костылей и багов.
Если вы просто заливаете hex-файл, то проблемы могут возникнуть только из-за бутлоадера. Пока я нашел только одну — после завершения работы бутлоадера остается включен UART. Если вы пишете через Arduino IDE, то она в ваш код вставит его отключение и кто знает что еще. Если вы просто хотите запустить свой hex, то контроль за ногами UART’а вы не получите. Придется руками в свой проект добавить отключение UART. Подробно этот артефакт и примеры кода описаны в .
Ну, и в заключение. На большинстве Arduino-совместимых плат есть разъем для ISP-программатора. Если купить этот программатор у китайцев за 3-4 доллара вы быстро забудете про все эти проблемы.

Мы будем очень рады, если вы поддержите наш ресурс и посетите магазин наших товаров .

Целевой аудиторией Ардуино являются непрофессиональные пользователи в сфере роботостроения и простейших систем автоматики. Основной продукцией является набор плат, комбинируя которые, возможно создавать различные устройства, способные выполнять широкий ряд задач.

В качестве примера, из набора плат, выпускаемых данной фирмой, можно собрать автоматическую кормушку для своих домашних животных. И это лишь один из наиболее простых примеров. Сфера их возможного применения ограничивается лишь фантазией пользователей.

Кроме печатных плат, выпускаемых под торговой маркой Arduino, у них имеется собственный язык программирования Ардуино, который основывается на широко известном в кругу программистов языке C/C++ . Давайте более подробно разберемся, что он из себя представляет.

Язык программирования Ардуино довольно прост в освоении, так как основной целевой аудиторией его применения являются любители. Однако считается одним из самых лучших языков для программирования микроконтроллеров.

Arduino IDE является бесплатной программой, скачать которую может любой желающий. На нашем сайте вы можете любую подходящую для вас версию среды. Также доступ к скачиванию IDE предоставлен на официальном сайте компании, а при желании, разработчиков можно отблагодарить, сделав денежный перевод.

Программу, написанную на языке программирования Ардуино называют скетчем. Готовые скетчи записываются на плату для их выполнения.

Среда IDE поддерживается такими операционными системами, как Windows, MacOs и Linux. На официальном сайте компании указанно, что данный язык программирования написан на Wiring, но на самом деле его не существует и для написания используется C++ с небольшими изменениями.

Что необходимо для начала работы с Arduino IDE?

Для начала нам потребуются следующие вещи:

  • платы Arduino;
  • кабель USB;
  • компьютер с установленной на него программой Arduino IDE.

Имея этот набор, можно начинать экспериментировать с имеющимися у вас платами, записывая на них ваши первые скетчи.

Как настроить Ардуино на компьютере?

Делается это просто. Необходимо выполнить следующие действия:

  • необходимо подключить собранное вами изделие к компьютеру посредством USB кабеля;
  • в диспетчере устройств необходимо проверить, к какому порту подключен ваш микроконтроллер. Если он не отображается или написано, что устройство не опознано – значит, вы не правильно установили драйвер или ваша плата нуждается в диагностике;
  • следующим шагом будет запуск нашего языка программирования Arduino IDE. В меню необходимо выбрать вкладку инструменты. При ее нажатии откроется список, в котором необходимо выбрать пункт – порт. Там надо выбрать порт, указанный в диспетчере устройств;
  • конечным пунктом является выбор платы, которую мы будем использовать для загрузки скетчей.

Важно! При подключении вашей платы к другому USB порту все настройки будет необходимо произвести заново.

Знакомство с интерфейсом Ардуино

Одним из основных элементов ардуино является главное меню программы, которое позволяет получить доступ ко всем доступным функциям нашей программы.

Ниже расположена панель с иконками, которые отображают наиболее используемые функции Arduino IDE:

  • проверка на наличие ошибок;
  • создание нового скетча;
  • открытие окна порта микроконтроллера;
  • Следующим по важности элементом является вкладка с файлами проекта. Если это простой скетч, то файл будет всего один. Однако сложные скетчи могут состоять из нескольких файлов. В таком случае на панели вкладок можно быстро переключить просмотр с одного файла на другой. Это очень удобно.

    Самым большим из блоков является поле редактора наших скетчей. Тут мы можем просмотреть и, при необходимости, отредактировать нужный нам программный код. Отдельно реализовано поле для вывода системных сообщений. С его помощью можно убедиться, что сохранение вашего скетча или его загрузка были проведены успешно, и вы можете приступать к следующим действиям. Также в программе существует окно, отображающее наличие в ходе компиляции вашего скетча.

    Компиляция – преобразование исходного кода языка высокого уровня в машинный код или на язык ассемблера.

    Основные функции языка программирования

    Давайте наконец-то перейдем к самым основным функция языка программирования Ардуино.

    Сразу скажем, что все функции вы можете найти в нашем удобном на .

    Точка с запятой;

    Точка с запятой должна следовать за каждым выражением, написанным на языке программирования Arduino. Например:

    Int LEDpin = 9;

    В этом выражении мы присваиваем значение переменной и обратите внимание на точку с запятой в конце. Это говорит компилятору, что вы закончили кусок кода и переходите к следующему фрагменту. Точка с запятой в коде Ардуино отделяет одно полное выражение от другого.

    Двойная обратная косая черта для однострочных комментариев //

    // Всё что идет после двойной косой черты будет серым и не будет считываться программой

    Комментарии - это то, что вы используете для комментирования кода. Хороший код хорошо комментируется. Комментарии предназначены для того, чтобы сообщать вам и всем, кто мог бы наткнуться на ваш код, то как вы думали, когда вы его написали. Хорошим комментарием было бы что-то вроде этого:

    // К этому пину Arduino подключаем светодиод int LEDpin = 9;

    Теперь, даже через 3 месяца когда я просматриваю эту программу я знаю о том куда подключался светодиод.

    Компилятор будет игнорировать комментарии, поэтому вы можете писать все, что вам нравится. Если вам нужно много текста для комментария вы можете использовать многострочный комментарий, показанный ниже:

    /* Многострочный комментарий открывается одним обратным слэшем, за которым следует звездочка. Все последующее будет выделено серым цветом и будет игнорироваться компилятором, пока вы не закроете комментарий, используя сначала звездочку, а затем обратную косую черту */

    Комментарии похожи на сноски кода, но более распространены, чем те что ставят в книгах внизу страниц.

    Фигурные скобки { }

    Фигурные скобки используются для того, чтобы добавить инструкции, выполняемые функцией (мы обсудим функции дальше). Всегда есть открытая фигурная скобка и закрывающая фигурная скобка. Если вы забудете закрыть фигурную скобку, компилятор выведет код ошибки.

    Void loop() { //эта фигурная скобка открывается //крутая программа здесь }//эта фигурная скобка закрывается

    Помните - никакая фигурная скобка не может не быть закрыта!

    Функции ()

    Теперь пора поговорить о функциях. Функции - это фрагменты кода, которые используются так часто, что они инкапсулированы в определенные ключевые слова, чтобы вы могли использовать их более легко. Например, функцией может быть следующий набор инструкций в случае если вам нужно помыть собаку:

    1. Получить ведро
    2. Заполнить его водой
    3. Добавить мыло
    4. Найти собаку
    5. Намылить собаку
    6. Помыть собаку
    7. Ополоснуть собаку
    8. Посушить собака
    9. Отложить ведро

    Этот набор простых инструкций может быть инкапсулирован в функцию, которую мы можем назвать WashDog. Каждый раз, когда мы хотим выполнить все эти инструкции, мы просто набираем WashDog и вуаля - все инструкции выполняются.

    В Ардуино есть определенные функции, которые часто используются в среде . Когда вы вводите их, имя функции будет оранжевым. Например, функция pinMode() является общей функцией, используемой для обозначения режима вывода Arduino.

    А что с круглыми скобками после функции pinMode? Для многих функций требуются аргументы. Аргумент - это информация, которую функция использует при ее запуске. Для нашей функции WashDog аргументами могут быть имя собаки и тип мыла, а также температура и размер ведра.

    PinMode(13, OUTPUT); //Устанавливает режим вывода Arduino

    Аргумент 13 относится к выводу 13, а OUTPUT - режим, в котором вы хотите, чтобы пин работал. Когда вы вводите эти аргументы, в терминология это называется передачей данных, вы передаете необходимую информацию в функции. Не всем функциям требуются аргументы, но открытие и закрытие круглых скобок остаются, хотя и пустыми.

    Millis(); //Получает время в миллисекундах за которое Arduino запускается

    Обратите внимание, что слово OUTPUT обычно синего цвета. В языке программирования Ардуино есть определенные ключевые слова, которые часто используются, а синий цвет помогает их идентифицировать. Arduino IDE автоматически превращает их в синий цвет.

    void setup ()

    Функция setup (), как следует из названия, используется для настройки платы Arduino. Ардуино выполняет весь код, который содержится между фигурными скобками после setup() только один раз. Типичные вещи, которые происходят в setup() - это, например, установка режимом контактов:

    Void setup() { //код между фигурными фигурными скобками выполняется только один раз }

    Возможно, вам интересно что означает void перед функцией setup(). Void означает, что функция не возвращает информацию.

    Некоторые функции возвращают значения - наша функция DogWash может вернуть количество ведер, необходимых для очистки собаки. Функция analogRead() возвращает целое значение от 0 до 1023. Если это сейчас кажется немного странным, не беспокойтесь, поскольку мы будем охватывать каждую общую функцию Arduino по мере продолжения курса.

    Давайте рассмотрим пару вещей, которые вы должны знать о setup():

    1. setup() запускается только один раз;
    2. setup() должна быть первой функцией в скетче Ардуино;
    3. setup() должна иметь открывающиеся и закрывающие фигурные скобки.

    void loop()

    Вы должны любить разработчиков Arduino, потому они сделали так, что имена функций говорят сами за себя. Как следует из названия, весь код между фигурными скобками в loop() повторяется снова и снова, а слово loop переводится именно как "цикл". Функция loop() - это место, где будет находиться тело вашей программы.

    Как и в случае с setup(), функция loop() не возвращает никаких значений, поэтому перед неё предшествует слово void.

    Void loop() { //любой код, который вы здесь задаете, выполняется снова и снова }

    Вам кажется странным, что код работает в одном большом цикле? Это очевидное отсутствие вариации - иллюзия. Большая часть вашего кода будет иметь определенные условия ожидания, которые вызовут новые действия.

    Существуют ли еще программы, работающие с Ардуино?

    Помимо официальной Arduino IDE, существуют программы сторонних разработчиков, которые предлагают свои продукты для работы с микроконтроллерами на базе ардуино.

    Аналогичный набор функций нам может предоставить программа, которая называется Processing. Она очень схожа с Arduino IDE, так как обе сделаны на одном движке. Processing имеет обширный набор функций, который мало уступает оригинальной программе. С помощью загружаемой библиотеки Serial пользователь может создать связь между передачей данных, которые передают друг другу плата и Processing.При этом мы можем заставить плату выполнять программы прямо с нашего ПК.

    Существует еще одна интересная версия исходной программы. Называется она B4R, и главным ее отличием является использование в качестве основы не языка си, а другой язык программирования – Basic. Данный программный продукт является бесплатным. Для работы с ним существуют хорошие самоучители, в том числе и написанные создателями данного продукта.

    Есть и платные варианты Arduino IDE. Одним из таких является программа PROGROMINO. Главным ее достоинством считается возможность автодополнения кода. При составлении программы вам больше не нужно будет искать информацию в справочниках. Программа сама предложит вам возможные варианты использования той или иной процедуры. В ее набор входит еще множество интересных функций, отсутствующих в оригинальной программе и способных облегчить вам работу с платами.

    Конкуренты Ардуино

    Данный рынок по производству микроконтроллеров для создания различных электронных схем и робототехники имеет много поклонников по всему земному шару. Данная ситуация способствует появлению на рынке не только конкурентов, которые предлагают схожие продукты. Кроме них выпускается значительное количество подделок разного качества. Одни очень тяжело отличить от оригиналов, ведь они имеют идентичное качество, другие обладают очень плохими характеристиками и могут вовсе не работать с оригинальными продуктами.

    Существуют даже платы Arduino, которые поддерживают работу микропроцессоров с интерпретаторами JavaScript. Актуальны они, в первую очередь, для тех, кто желает использовать язык Java вместо Си. Ведь он более прост, и позволяет добиваться результатов с повышенной скоростью. Однако данные платы являются более дорогими по отношению к ардуино, что является существенным минусом.

    Если вы ищите себе хобби и вам интересно такое направление, как электротехника, вы смело можете выбирать для этого Arduino. Плюсов такое хобби имеет массу. Вы будете развиваться в интеллектуальном плане, так как данное занятие потребует от вас знаний в разных областях.

    Помимо развлечений, ваше хобби поможет вам в создании массы полезных изделий, которые вы сможете использовать для облегчения повседневной жизни. С каждым разом вы будете находить все новые и новые способы использования вашего увлечения.

    Освоить данное занятие будет не так сложно, благодаря наличию большого количества учебников и самоучителей. В дальнейшем вы найдете множество единомышленников по всему миру, которые поделятся с вами своими знаниями и дадут вам стимул для совершения новых экспериментов!

    Вам понадобится

    • плата Arduino UNO;
    • кабель USB (USB A - USB B);
    • персональный компьютер;
    • светодиод;
    • пара соединительных проводов длиной 5-10 см;
    • при наличии - макетная плата (breadboard).
    Arduino IDE

    Загрузите среду разработки для Ардуино (Arduino IDE) с официального сайта для своей операционной системы (поддерживаются ОС Windows, Mac OS X, Linux). Можете выбрать установщик (Installer ), можете архив (ZIP file for non admin install ). Во втором случае программа просто запускается из папки, без установки. Скачанный файл содержит кроме среды разработки также драйверы для плат семейства Arduino.

    Загружаем среду разработки Arduino IDE с официального сайта

    2 Подключение Arduino к компьютеру

    Подключите плату Arduino с помощью USB кабеля (типа USB-A - USB-B) к компьютеру. Должен загореться зелёный светодиод ON на плате.


    Кабель "USB-A - USB-B" для подключения Arduino к компьютеру

    3 Установка драйвера для Arduino

    Установите драйвер для Arduino. Рассмотрим вариант установки на операционную систему Windows. Для этого дождитесь, когда операционная система предложит установить драйвер. Откажитесь. Нажмите клавиши Win + Pause , запустите Диспетчер устройств . Найдите раздел «Порты (COM и LPT)» . Увидите там порт с названием Arduino UNO (COMxx) . Кликните правой кнопкой мыши на нём и выберите Обновить драйвер . Укажите операционной системе расположение драйвера. Он находится в поддиректории drivers в той папке, которую мы только что скачали.

    Запомните порт, к которому подключена плата Arduino. Чтобы узнать номер порта, запустите диспетчер устройств и найдите раздел «Порты (COM и LPT)». В скобках после названия платы будет указан номер порта. Если платы нет в списке, попробуйте отключить её от компьютера и, выждав несколько секунд, подключить снова.

    Arduino в диспетчере устройств Windows

    4 Настройка Arduino IDE

    Укажите среде разработки свою плату. Для этого в меню Инструменты Плата выберите Arduino UNO .


    Выбираем плату Arduino UNO в настройках

    Укажите номер COM-порта, к которому подключена плата Arduino: Инструменты Порт .


    Задаём последовательный порт, к которому подключена плата Arduino

    5 Открываем пример программы

    Среда разработки уже содержит в себе множество примеров программ для изучения работы платы. Откройте пример "Blink": Файл Образцы 01.Basics Blink .Кстати, программы для Ардуино называются «скетчи».


    Открываем пример скетча для Arduino

    6 Сборка схемы со светодиодом

    Отключите Arduino от компьютера. Соберите схему, как показано на рисунке. Обратите внимание, что короткая ножка светодиода должна быть соединена с выводом GND, длинная - с цифровым пином "13" платы Arduino. Удобно пользоваться макетной платой, но при её отсутствии соедините провода скруткой.

    Цифровой пин "13" имеет встроенный резистор на плате. Поэтому при подключении светодиода к плате внешний токоограничивающий резистор использовать не обязательно. При подключении светодиода к любым другим выводам Ардуино использование резистора обязательно, иначе сожжёте светодиод, а в худшем случае - порт Ардуино, к которому подключён светодиод!


    Схема подключения светодиода к Arduino в память Ардуино

    Теперь можно загрузить программу в память платы. Подключите плату к компьютеру, подождите несколько секунд, пока происходит инициализация платы. Нажмите кнопку Загрузить , и Ваш скетч запишется в память платы Arduino. Светодиод должен начать весело подмигивать вам с периодичностью 2 секунды (1 секунду горит, 1 выключен). Ниже приведён код нашей первой программы для Ардуино.

    void setup() { // блок инициализации pinMode(13, OUTPUT); // задаём пин 13 в качестве выхода. } void loop() { // цикл, который повторяется бесконечно, пока включена плата: digitalWrite(13, HIGH); // подаём на 13 вывод высокий уровень - зажигаем светодиод delay(1000); // на 1000 мсек = 1 сек. digitalWrite(13, LOW); // подаём на 13 вывод низкий уровень - гасим светодиод delay(1000); // на 1 сек. } // далее цикл повторяется

    Почитайте комментарии в тексте программы - их достаточно чтобы разобраться с нашим первым экспериментом. Сначала описываем блок инициализации setup() , в котором задаём начальные значения переменных и функции выводов Arduino. Далее следует бесконечный цикл loop() , который повторяется снова и снова, пока на плату подаётся питание. В этом цикле мы выполняем все необходимые действия. В данном случае - зажигаем и гасим светодиод. Оператор delay() задаёт длительность выполнения (в миллисекундах) предшествующего оператора. Оператор digitalWrite() указывает Ардуино, на какой вывод подать напряжение, и какой именно уровень напряжения.Ваш первый скетч готов!

    В сети есть множество сайтов, посвящённых работе с платами семейства Arduino. Читайте, осваивайте, не бойтесь экспериментировать и познавать новое! Это увлекательное и полезное занятие, которое принесёт вам много удовольствия.

    Обратите внимание

    Будьте внимательны при работе с платой Arduino - это электронное изделие, которое требует бережного отношения. Снизу платы есть оголённые проводники, и если Вы положите плату на токопроводящую поверхность, есть вероятность сжечь плату. Также не трогайте плату влажными или мокрыми руками и избегайте при работе сырых помещений.

    Введение

    Freeduino/Arduino программируется на специальном языке программирования – он основан на C/C ++, и позволяет использовать любые его функции. Строго говоря, отдельного языка Arduino не существует, как и не существует компилятора Arduino – написанные программы преобразуются (с минимальными изменениям) в программу на языке C/C++, и затем компилируются компилятором AVR-GCC. Так что фактически, используется специализированный для микроконтроллеров AVR вариант C/C++.

    Разница заключается в том, что Вы получаете простую среду разработки, и набор базовых библиотек, упрощающих доступ к находящейся «на борту» микроконтроллера периферии.

    Согласитесь, очень удобно начать работу с последовательным портом на скорости 9600 бит в секунду, сделав вызов одной строчкой:

    Serial.begin(9600);

    А при использовании «голого» C/C++ Вам бы пришлось разбираться с документацией на микроконтроллер, и вызывать нечто подобное:

    UBRR0H = ((F_CPU / 16 + 9600 / 2) / 9600 - 1) >> 8;
    UBRR0L = ((F_CPU / 16 + 9600 / 2) / 9600 - 1);
    sbi(UCSR0B, RXEN0);
    sbi(UCSR0B, TXEN0);
    sbi(UCSR0B, RXCIE0);

    Здесь кратко рассмотрены основные функции и особенности программирования Arduino. Если Вы не знакомы с синтаксисом языков C/C++, советуем обратиться к любой литературе по данному вопросу, либо Internet-источникам.

    С другой стороны, все представленные примеры очень просты, и скорее всего у Вас не возникнет трудностей с пониманием исходных текстов и написанием собственных программ даже без чтения дополнительной литературы.

    Более полная документация (на английском языке) представлена на официальном сайте проекта – http://www.arduino.cc . Там же есть форум, ссылки на дополнительные библиотеки и их описание.

    По аналогии с описанием на официальном сайте проекта Arduino, под «портом» понимается контакт микроконтроллера, выведенный на разъем под соответствующим номером. Кроме того, существует порт последовательной передачи данных (COM-порт).

    Структура программы

    В своей программе Вы должны объявить две основных функции: setup() и loop().

    Функция setup() вызывается один раз, после каждого включения питания или сброса платы Freeduino. Используйте её, чтобы инициализировать переменные, установить режимы работы цифровых портов и т.д.

    Функция loop() последовательно раз за разом исполняет команды, которые описаны в ее теле. Т.е. после завершения функции снова произойдет ее вызов.

    Разберем простой пример:

    void setup() // начальные установки
    {
    beginSerial(9600); // установка скорости работы серийного порта на 9600 бит/сек
    pinMode(3, INPUT); // установка 3-его порта на ввод данных
    }

    // Программа проверяет 3-ий порт на наличие на нём сигнала и посылает ответ в
    // виде текстового сообщения на последовательный порт компьютера
    void loop() // тело программы
    {
    if (digitalRead(3) == HIGH) // условие на опрос 3го порта
    serialWrite("H"); // отправка сообщения в виде буквы «Н» на COM-порт
    else
    serialWrite("L"); // отправка сообщения в виде буквы «L» на COM-порт
    delay(1000); // задержка 1 сек.
    }

    pinMode (порт, режим);

    Описание:

    Конфигурирует указанный порт на ввод или вывод сигнала.

    Параметры:

    порт – номер порта, режим которого Вы желает установить (значение целого типа от 0 до 13).

    режим – либо INPUT (ввод) либо OUTPUT (вывод).

    pinMode(13, OUTPUT); //13й вывод будет выходом
    pinMode(12, INPUT); //а 12й – входом

    Примечание:

    Аналоговые входы могут использоваться как цифровые входы/выходы, при обращении к ним по номерам с 14 (аналоговый вход 0) по 19 (аналоговый вход 5)

    digitalWrite(порт, значение);

    Описание:

    Устанавливает высокий (HIGH) или низкий (LOW) уровень напряжения на указанном порте.

    Параметры:

    порт: номер порта

    значение: HIGH или LOW

    digitalWrite(13, HIGH); // выставляем 13й вывод в «высокое» состояние

    value = digitalRead (порт);

    Описание:

    Считывает значение на указанном порту

    Параметры:

    порт: номер опрашиваемого порта

    Возвращаемое значение: возвращает текущее значение на порту (HIGH или LOW) типа int

    int val;
    val = digitalRead(12); // опрашиваем 12й вывод

    Примечание:

    Если к считываемому порту ничего не подключено, то функция digitalRead () может беспорядочно возвращать значения HIGH или LOW.

    Аналоговый ввод/вывод сигнала

    value = analogRead(порт);

    Описание:

    Считывает значение с указанного аналогового порта. Freeduino содержит 6 каналов, аналого-цифрового преобразователя на 10 битов каждый. Это означает, что входное напряжения от 0 до 5В преобразовывается в целочисленное значение от 0 до 1023. Разрешающая способность считывания составляет: 5 В/1024 значений = 0,004883 В/значение (4,883 мВ). Требуется приблизительно 100 нС (0.0001 С), чтобы считать значение аналогового ввода, так что максимальная скорость считывания - приблизительно 10000 раз в секунду.

    Параметры:

    Возвращаемое значение: возвращает число типа int в диапазоне от 0 до 1023, считанное с указанного порта.

    int val;
    val = analogRead(0); // считываем значение на 0м аналоговом входе

    Примечание:

    Аналоговые порты по умолчанию определенны на ввод сигнала и в отличие от цифровых портов их не требуется конфигурировать с помощью вызова функции pinMode.

    analogWrite(порт, значение);

    Описание:

    Выводит на порт аналоговое значение. Эта функция работает на: 3, 5, 6, 9, 10, и 11 цифровых портах Freeduino.

    Может применяться для изменения яркости светодиода, для управления двигателем и т.д. После вызова функции analogWrite, соответствующий порт начинает работать в режиме широтно-импульсного модулирования напряжения до тех пор, пока не будет следующего вызова функции analogWrite (или функций digitalRead / digitalWrite на том же самом порте).

    Параметры:

    порт: номер опрашиваемого аналогового входа

    значение: целочисленное между 0 и 255. Значение 0 генерирует 0 В на указанном порте; значение 255 генерирует +5 В на указанном порте. Для значений между 0 и 255, порт начинает быстро чередовать уровень напряжения 0 и +5 В - чем выше значение, тем, более часто порт генерирует уровень HIGH (5 В).

    analogWrite(9, 128);// устанавливаем на 9 контакте значение эквивалентное 2,5В

    Примечание:

    Нет необходимости вызвать функцию pinMode, чтобы установить порт на вывод сигналов перед вызовом функции analogWrite.

    Частота генерирования сигнала – приблизительно 490 Гц.

    time = millis();

    Описание:

    Возвращает число миллисекунд, с момента исполнения Freeduino текущей программы. Счетчик переполнится и обнулится приблизительно через 9 часов.

    Возвращаемое значение: возвращает значение типа unsigned long

    unsigned long time; // объявление переменной time типа unsigned long
    time = millis(); // передача количества миллисекунд

    delay(время_мс);

    Описание:

    Приостанавливает программу на заданное число миллисекунд.

    Параметры:

    время_мс – время задержки программы в миллисекундах

    delay(1000); //пауза 1 секунда

    delayMicroseconds

    delayMicroseconds(время_мкс);

    Описание:

    Приостанавливает программу на заданное число микросекунд.

    Параметры:

    время_мкс – время задержки программы в микросекундах

    delayMicroseconds(500); //пауза 500 микросекунд

    pulseIn(порт, значение);

    Описание:

    Считывает импульс (высокий или низкий) c цифрового порта и возвращает продолжительность импульса в микросекундах.

    Например, если параметр «значение» при вызове функции установлен в HIGH, то pulseIn() ожидает, когда на порт поступит высокий уровень сигнала. С момента его поступления начинается отсчет времени до тех пор, пока на порт не поступит низкий уровень сигнала. Функция возвращает длину импульса (высокого уровня) в микросекундах. Работает с импульсами от 10 микросекунд до 3 минут. Обратите внимание, что эта функция не будет возвращать результат, пока импульс не будет обнаружен.

    Параметры:

    порт: номер порта, с которого считываем импульс

    значение: тип импульса HIGH или LOW

    Возвращаемое значение: возвращает длительность импульса в микросекундах (тип int)

    int duration; // объявление переменной duration типа int
    duration = pulseIn(pin, HIGH); // измеряем длительность импульса

    Последовательная передача данных

    Freeduino имеет встроенный контроллер для последовательной передачи данных, который может использоваться как для связи между Freeduino/Arduino устройствами, так и для связи с компьютером. На компьютере соответствующее соединение представлено USB COM-портом.

    Связь происходит по цифровым портам 0 и 1, и поэтому Вы не сможете использовать их для цифрового ввода/вывода если используете функции последовательной передачи данных.

    Serial.begin(скорость_передачи);

    Описание:

    Устанавливает скорость передачи информации COM порта битах в секунду для последовательной передачи данных. Для того чтобы поддерживать связь с компьютером, используйте одну из этих нормированных скоростей: 300, 1200, 2400, 4800, 9600, 14400, 19200, 28800, 38400, 57600, или 115200. Также Вы можете определить другие скорости при связи с другим микроконтроллером по портам 0 и 1.

    Параметры:

    скорость_передачи: скорость потока данных в битах в секунду.

    Serial.begin(9600); //устанавливаем скорость 9600 бит/сек

    Serial.available

    count = Serial.available();

    Описание:

    Принимаемые по последовательному порту байты попадают в буфер микроконтроллера, откуда Ваша программа может их считать. Функция возвращает количество накопленных в буфере байт. Последовательный буфер может хранить до 128 байт.

    Возвращаемое значение:

    Возвращает значение типа int – количество байт, доступных для чтения, в последовательном буфере, или 0, если ничего не доступно.

    if (Serial.available() > 0) { // Если в буфере есть данные
    // здесь должен быть прием и обработка данных
    }

    char = Serial.read();

    Описание:

    Считывает следующий байт из буфера последовательного порта.

    Возвращаемое значение:

    Первый доступный байт входящих данных с последовательного порта, или -1 если нет входящих данных.

    incomingByte = Serial.read(); // читаем байт

    Описание:

    Очищает входной буфер последовательного порта. Находящиеся в буфере данные теряются, и дальнейшие вызовы Serial.read() или Serial.available() будут иметь смысл для данных, полученных после вызова Serial.flush().

    Serial.flush(); // Очищаем буфер – начинаем прием данных «с чистого листа»

    Описание:

    Вывод данных на последовательный порт.

    Параметры:

    Функция имеет несколько форм вызова в зависимости от типа и формата выводимых данных.

    Serial.print(b, DEC) выводит ASCII-строку - десятичное представление числа b.

    int b = 79;

    Serial.print(b, HEX) выводит ASCII-строку - шестнадцатиричное представление числа b.

    int b = 79;

    Serial.print(b, OCT) выводит ASCII-строку - восьмеричное представление числа b.

    int b = 79;
    Serial.print(b, OCT); //выдаст в порт строку «117»

    Serial.print(b, BIN) выводит ASCII-строку - двоичное представление числа b.

    int b = 79;
    Serial.print(b, BIN); //выдаст в порт строку «1001111»

    Serial.print(b, BYTE) выводит младший байт числа b.

    int b = 79;
    Serial.print(b, BYTE); //выведет число 79 (один байт). В мониторе
    //последовательного порта получим символ «O» - его
    //код равен 79

    Serial.print(str) если str – строка или массив символов, побайтно передает str на COM-порт.

    char bytes = {79, 80, 81}; //массив из 3 байт со значениями 79,80,81
    Serial.print("Here our bytes:"); //выводит строку «Here our bytes:»
    Serial.print(bytes); //выводит 3 символа с кодами 79,80,81 –
    //это символы «OPQ»

    Serial.print(b) если b имеет тип byte или char, выводит в порт само число b.

    char b = 79;
    Serial.print(b); //выдаст в порт символ «O»

    Serial.print(b) если b имеет целый тип, выводит в порт десятичное представление числа b.

    int b = 79;
    Serial.print(b); //выдаст в порт строку «79»

    Описание:

    Функция Serial.println аналогична функции Serial.print, и имеет такие же варианты вызова. Единственное отличие заключается в том, что после данных дополнительно выводятся два символа – символ возврата каретки (ASCII 13, или "\r") и символ новой линии (ASCII 10, или "\n").

    Пример 1 и пример 2 выведут в порт одно и то же:

    int b = 79;
    Serial.print(b, DEC); //выдаст в порт строку «79»
    Serial.print("\r\n"); //выведет символы "\r\n" – перевод строки
    Serial.print(b, HEX); //выдаст в порт строку «4F»
    Serial.print("\r\n");//выведет символы "\r\n" – перевод строки

    int b = 79;
    Serial.println(b, DEC); //выдаст в порт строку «79\r\n»
    Serial.println(b, HEX); //выдаст в порт строку «4F\r\n»

    В мониторе последовательного порта получим.

    Начать свой путь в IT бывает очень сложно хотя бы просто потому, что глядя на окружающие технологии невозможно отделить «железный» интерес от программного. С одной стороны - желание создать устройство с безупречным внешним видом, множеством датчиков и безграничными возможностями, с другой - таинство обработки данных, стремление максимально увеличить быстродействие, не пренебрегая функциональностью. Arduino - первый шаг к большим изобретениям, не требующий ни глубоких знаний схемотехники, ни опыта в программировании.

    Что такое Arduino

    Если называть вещи своими именами, то Arduino - это конструктор для тех, кому надоело созидать бесполезные образы и захотелось хоть немного наделить их жизнью. В самом простейшем случае Arduino - печатная плата, на которой расположен контроллер, кварцевый генератор, АЦП/ЦАП, несколько разъёмов, диодов и кнопок. Остальное - дело рук хозяина: хотите - создавайте робота, хотите - программно-аппаратную платформу для «умного» дома, ну или забудьте про практическую пользу и развлекайтесь .

    Конечно, в зависимости от того. насколько далеко вы хотите зайти в своих экспериментах, хотите ли вы получать фильтрованное удовольствие или сделать из Arduino платформу для собственного заработка, вам придётся совершенствоваться и в проектировании железа, и в изучении языков программирования. О последнем сегодня чуть подробнее.

    Arduino достаточно ограниченная платформа в плане возможностей программирования, особенно в сравнении с Raspberry Pi. В силу того, что порог входа неприлично низкий (базовый Tutorial занимает 3 листа формата A4), то рассчитывать на изобилие языков без подключения дополнительных модулей не приходится. За основу здесь принят C/C++ , но с использованием различных IDE и библиотек вы получите доступ к оперированию Python, C#, Go, а также таким детским развлечениям, как Snap! и ArduBlock. О том как, когда и кому их использовать, поговорим далее.

    C/C++

    Базовый язык платформы Arduino, который с некоторыми доработками и упрощениями используется в стандартной программной оболочке. Найти все доступные команды «для новичка» можно , но никто не мешает вам воспользоваться исходными возможностями языка C++, никаких надстроек не потребуетс. Если же есть желание поиграть с «чистым» C, то к вашим услугам программа , предназначенная, как следует из названия, для взаимодействия ОС Windows и МК серии AVR, которые и используются на Arduino. Более подробное руководство можете прочитать вот .

    Ardublock

    Временно отойдем от языков взрослых к любимому ребятней языку Scratch, а вернее к его адаптации - Ardublock. Здесь всё тоже самое, но с адаптацией к вашей платформе: цветные блоки, конструктор, русские названия, простейшая логика. Такой вариант здорово подойдет даже тем, кто с программированием не знаком вовсе. Подобно тому, как в языке Logo вы можете перемещать виртуальную черепашку по виртуальной плоскости, здесь с помощью нехитрых операций вы можете заинтересовать ребенка реальной интерпретацией его программных действий.

    Да, кстати, для использования необходимо на вашу стандартную среду Arduino IDE установить . Последние версии лучше не хватать, они довольно сложные, для начала подойдет датированная концом 2013 года. Для установки скачанный файл переименовываем в «ardublock-all» и запихиваем в папку «Мои документы/Arduino/tools/ArduBlockTool/tool». Если её не существует - создаем. Если что-то не поняли, то вот более подробно.

    Snap!

    По сравнению с Ardublock, Snap! имеет расширенные возможности в виде дополнительных блоков, возможности использования списков и функций. То есть Snap! в общем и целом уже похож на взрослый язык программирования, не считая, что вам по прежнему необходимо играть в конструктор кода.

    Для того, чтобы использовать этот язык, придется сходить на сайт snap4arduino.org и скачать необходимые компоненты для вашей ОС. Инструкции по установке, использованию и видеопримеры ищите здесь же.

    Python

    Формально программировать на Arduino вы можете используя хоть язык Piet, просто потому что при должном упорстве вы скомпилируете в машинный код что угодно. Но в силу того, что Python - один из наиболее популярных языков с практически оптимальным сочетанием сложность\возможности, то обойти стороной его применяемость в Arduino было бы нелепо. Начать изучение Python вы можете с нашего бесплатного