Ламповый гитарный усилитель (distortion и clean). Усилитель для бас-гитары своими руками

07.09.2019 Мониторы

November 17th, 2010

И так. Как я уже писал я уже около 3х месяцев бьюсь над поиском наилучшей схемы и наиболее интересного по звуку лампового усилителя. Цель сделать с наименьшими потерями как финансовыми так и в качестве звука сделать ламповый усилитель своими руками. Я попробовал несколько ламп разного типа и производителей первый мой усилитель по делу собранный своими руками это был 2х ламповый на 6п6с и 6н9с. Лампа 6п6с (но правельней все же собирать маршал 18 ватт на лампах типа 6п14п,6п14п-ев,6п43п ну и коне что же на оригинале EL84) мне очень понравилась по звуку самый оптимальный вариант для гитары. 6н9с это двойной триод так что в целях экономия места мы его заменяем на 6н2п более современного собрата. Поиграв месяц на однотактном усилителе я все таки понял что нет. МАЛОВАТО! надо что то больше и по громче мутить. Прочитал несколько десятков статей из форумов, понял по какому принципу они работают я сначала попробовал схему на 3х лампах а потом все таки вернулся на 4х ламповую схему Marshall 18 Watt.

Схема Marshall 18 Watt


на Яндекс.Фотках

Схемы различаются только темброблоками, я лично делал как на нижней, но выбор оставляю за вами.

(для просмотра в большом размере перейдите по линку на фотографию и выберете "в другом размере > оригинал")



Представленные схемы являются Lite версиями

В общем схема стара как мир, скажем так классика музыкального звука. Одна из самых распространенных схем знаменитой компании. У этого усилителя есть даже собственный сайт где сотни вариантов реплик. И так, начался процесс покупки и подбора деталей. На тот момент у меня был пару ламп 6п6с и пару ламп 6н2п до купились площадки. Дальше я начал искать трансформаторы. Выходной трансформатор можна заказать в интернет магазине у Ерасова, или попытаться найти что то подобное на развалах. Я нашел трансформатор на радио рынке в Царицино.Использовал ТПП 245-127/220-50, первичные обмотки как раз в тему для разбитие на
полупериоды от ламп, а вторичные 15-16 и 17-18 то есть 10+10 вольтовые
обмотки.


Для снижения шума сразу после диодного моста рекомендуется установить небольшой дроссель. Я использовал Д22 хоть он и маленький по току но нечего смертельного с ним не произошло. Лампы можно заказать либо в том же Ерасове либо в интернет магазине http://www.istok2.com/ . Все сопутствующие детали либо покупаем где можем купить, либо набираем сами.

Далее делаем шасси. Шасси это основа на которой делается весь монтаж. Можно купить, что собственно около 100 $ но можно сделать из старого компьютерного корпуса. Как собственно я и поступил. Старый АТ корпус у него верхняя крышка и обе стенки это единый согнутый лист. Отмеряем сколько нам надо и отпиливаем.


« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках


Плату питания я выполнял на текстолите.


Не забываем о токах! Так что бы накала 6,3 вольта хватало на все лампы. Мне пришлось докупать отдельно трансформатор 4*6,3 для того чтобы запитать все 4 лампы. Также незабываем шунтировать 6,3 вольта на общий "-". Еще из рекомендаций по питанию могу сказать лишь что при возможности попытайтесь разбить накал и 300в на разные тумблеры. Так как напругу лучше подавать на теплую лампу.



на Яндекс.Фотках

Сначала я поленился и спаял фактически как попало. Все совсем страшно, фонит гудит короче хаос. Так что лучше сразу и на совесть. Но на этой стадии рекомендуется определиться где у вас что будет находиться. И чисто практических рекомендаций могу посоветовать расположить лампы на противоположной стороне от передней панели. И НЕ ВКОЕМ!!! случае не красить если вы не уверены. придется все разбирать и перекрашивать шасси!


Плату можно выполнить из чего угодно, главное чтобы все было чисто и аккуратно. и с наименьшим расстоянием проводов по которым течет сигнал. А питание просто постарайтесь сосредоточить в одном месте и пустить все провода по одному жгуту.

Если мы все собрали и у нас все работает то должно получиться примерно вот такое.

(статья не закончена и будет дописывать, впереди покраска,сборка корпуса головы и кабинета мелкая настройка и семплы!)


Опять же рекомендация, перед тем как сверлить дырки внимательно подумайте или на коленке попробуйте какая конфигурация будет у вас в итоге. Для крепления шасси к корпусу к боковым стенкам были прикручены 2 доски. Усилитель своими руками он собственно предполагает что вы все будете делать и переделывать по 150 раз если все изначально не продумаете.

Теперь немного про прокладку проводов. Из моих рекомендаций... сразу после гнезд ставиться резистор на общий (-) 1Мом, смонтируйте его на прямо на ножках лампы, провод от гнезд строго экранированный.

Провода накала 6,3 вольта должны быть сплетены в тугую косичку (витая пара).

Все общие провода (землю) сводим в одну точку, такой монтаж называется звезда. Провод берем из любого старого дросселя сечением 0,75 если найдете то изаляционную надо делать из лако-ткини но в принцепе можно безпроблем использовать любой кембрик.


Ну и как я и говорил что придется перекрашивать шасси.

В итоге я оставил только мастер громкость, всю остальную мишуру просто выбросил.


Во избежания попадания тока в шаловливые ручки я поставил сетку. Сетка обычная, садовая, покупается на любом строительном рынке. Для эстетики покрашена в черный цвет.



К стенкам прикручиваются боковые поперечины и на них крепиться сетка.

Напоминаю для тех кто уже потерял мысль, мы уже несколько месяцев делаем Ламповый усилитель для гитары своими руками .



Всем друзьям спасибо за помошь, за информацию. Даю еще несколько ссылок на статьи с . У http://rumapucm.ya.ru схема была полностью мною переработана и из итак Лайт была сделана еще лайтовей.

На самом деле оболденный усилитель Маршал 18 ватт я к сожелению собирал не оригинальную схему а земенял выходные лампы на актальные. Конечто это координально меняет звук все таки настоящим Маршал 18 считается усилитель на 6п14п (EL84)

На некоторое время уступив дорогу сначала транзисторам, а потом и микросхемам, радиолампы вновь вернулись в кладовки радиолюбителей. В настоящее время эти электровакуумные приборы снискали большую популярность у любителей хорошего звука. Это касается как музыкантов, так и тех, кто слушает их записи. Многочисленные фирмы отреагировали на спрос и в магазинах сейчас можно без особых хлопот купить достойный усилитель, вот только их стоимость в некоторых случаях просто астрономическая. В итоге, многие радиолюбители осваивают азы построения аппаратуры на радиолампах, конструируя различные усилители для своих наушников, мощных аудиосистем и музыкальных инструментов. И я не "прошёл" мимо, решив заняться усилителем для своей гитары.

За основу будущей конструкции я взял хорошо себя зарекомендовавшую схему предварительного усилителя Slo Recto Twin конструкции небезызвестного в кругу энтузиастов ламповой музыкальной техники Гишяна *AZG* Азнаура. К "преду" добавил двухтактный усилитель мощности на лучевых тетродах 6П3С, схему задержки подачи анодного напряжения и переключение футсвитчем.

Принципиальная схема

Конструктивно усилитель состоит из предварительного усилителя на лампах VL1-VL3, двухтактного усилителя мощности (лампы VL4-VL6) и общего блока питания.

Предварительный усилитель в свою очередь состоит из двух каналов - чистого (clean ) и перегруза (distortion ) с отдельными регуляторами тембра и громкости.

Сигнал со звукоснимателей гитары подаётся на сетку одного из двух триодов лампы VL1.1, являющегося общим усилителем для обоих каналов. В катодной цепи смещения триода при помощи одной из групп контактов реле коммутируется электролитический неполярный конденсатор С1, который включается в схему в режиме чистого звука и расширяет полосу усиливаемых частот в области НЧ. В режиме перегруза (срабатывает реле) он оказывается изолирован большим сопротивлением резистора R3, поэтому остаётся только конденсатор С2, обладающий относительно небольшой ёмкостью. При этом усиление каскада заметно уменьшается на низких частотах, что предотвращает "бубнение" звука. С анода триода сигнал разделяется на два канала. Верхний работает в режиме усиления чистого звука, нижний в перегрузе. Канал clean представлен трёхполосным (treble - высокая, bass - низкая, middle - средняя частоты) регулятором тембра, собранным по схеме фендера, и каскадом усиления на триоде VL1.2.

Перегруз (distortion ) реализован уже гораздо большим количеством ламп и пассивных элементов. Три каскада на триодах VL2.1, VL2.2 и VL3.1 имеют большое общее усиление, за счёт чего звук сильно искажается. Тем самым образуется эффект с характерным тяжёлым и мощным звуком. Для согласования этих каскадов с регулятором тембра, а так же для предотвращения взаимного влияния, в схему включен катодный повторитель на триоде VL3.2. В режиме чистого звука канал перегруза запирается замыканием сетки триода VL2.2.

Для раздельного регулирования уровня сигналов каскадов, каждый из них снабжён переменными резисторами громкости R11 и R38. Кроме того имеется и общий регулятор громкости R40 master volume. Движки всех регуляторов громкости шунтированы постоянными резисторами, сопротивлением 2,2 мегаома. Они необходимы для устранения возможных шорохов, вызванных износом токопроводящего слоя. Сами по себе они не страшны, но вот при этом происходит отрыв сетки от общего провода, в следствие чего громкость шороха становится очень большой.

Усиленный и обработанный сигнал с одного из каналов подаётся на вход дифференциального фазоинвертора, собранного на лампе VL4. Его задачей является дополнительное усиление и создание на выходе двух одинаковых сигналов со сдвигом фазы в 180° друг относительно другадля работы двухтактного усилителя мощности на лампах 6П3С.

Коммутация каналов предварительного усилителя осуществляется при помощи двух реле, которые, в свою очередь, переключаются при помощи футсвича (можно выбрать нужный канал нажатием ноги кнопки, как в примочке) или переключателя на лицевой панели. Так же имеются переключатели режимов bright (S1) и treble shift (S2) для изменения окраса звучания каждого канала. Индикаторный светодиод VD13 в футсвитче включен в цепь коммутирующих реле и загорается, когда нажимается кнопка S6 для включения канала distortion . Конденсатор С57 относительно большим током зарядки в момент нажатия кнопки обеспечивает надёжное срабатывание реле, так как тока, текущего через светодиод, может не хватить для этого.

Питание усилителя осуществляется трансформаторным блоком питания с пассивной фильтрацией анодного напряжения со схемой задержки, и со стабилизатором напряжения накала ламп 12АХ7. В выпрямителе анодного напряжения использованы ультрабыстрые диоды UF4007, благодаря чему удаётся практически полностью избавиться от коммутационных шумов переключения диодов. Для того, чтобы питание на лампы подавалось только после прогревания их катодов, в усилителе используется схема задержки, собранная на транзисторах VT3 и VT4. Реле K3 срабатывает примерно через 10-15 секунд после включения усилителя (подбирается ёмкостью С55) и замыкает контакты К3.1. Накальные нити ламп предварительного усилителя запитаны стабилизированным напряжением 12,6 вольт для уменьшения фона и шумов, а так же для увеличения срока службы этих электровакуумных приборов. Напряжение на катоде повторителя VL3.2 довольно велико из-за большого сопротивления резистора R33, из-за этого создаётся значительная разность потенциалов между катодом и его накалом, что сильно сокращает время работы лампы. Для нейтрализации этого эффекта, потенциал накала "поднимается" относительно общего провода примерно на 75 вольт. Соответствующее напряжение подаётся с делителя R67 и R68 на симметричный делитель накала R65 и R66. Такой же делитель установлен и в цепь накала выходных ламп (6,3 вольт), но его средняя точка подключается к общему проводу.

Развязка земли выполнена по схеме "звезда", когда провода от цепей общего провода разных каскадов соединяются в одной точке и имеют надёжный контакт с корпусом усилителя.

Детали

Все постоянные резисторы усилителя должны быть металлоплёночными (MF) или металлоксидными (MO). Они обладают меньшими шумами, в отличии от углеродных резисторов CF. Годятся так же отечественные резисторы МЛТ.

Плёночные конденсаторы должны быть серии MKP фирм Wima или Epcos на напряжение не ниже 400 вольт. Эти конденсаторы из числа "музыкальных" достаточно распространены. Можно так же использовать хорошие отечественные серии К71. Несколько худшие результаты дают ширпотребные К73. Следует остерегаться старых металобумажных конденсаторов типа МБ или МБМ. Как правило, даже самым "новым" экземплярам больше 30 лет и почти все они имеют значительные токи утечки. Электролитические конденсаторы лучше всего использовать с максимальной температурой работы 105 градусов из-за близости к горячим лампам. Для конденсаторов в анодных цепях напряжение должно быть не менее 400 вольт. Шунтирующие их конденсаторы 0.022 мкф должны быть типа Х2, рассчитанные на работу в цепи переменного напряжения не менее 275 вольт. Значение рабочего постоянного напряжения у них составляет 600-1000 вольт, а низкое внутреннее сопротивление импульсному току способствует хорошему фильтрованию помех и пульсаций. Вместо неполярных электролитов С1 и С10 можно использовать обычные полярные. Конденсаторы небольшой ёмкости в темброблоках и в фазоинверторе лучше взять плёночные, слюдяные из серий КСО и СГБ или импортные высоковольтные керамические конденсаторы синего цвета.

В предварительном усилителе использованы лампы 12AX7 фирмы Tung Sol российского производства. Вместо них можно использовать ЕСС83 или отечественные 6Н2П-ЕВ. При этом следует уменьшить напряжение накала до 6,3 вольт. Для этого необходимо заменить стабилитрон VD9 на другой - с рабочим напряжением 3,3 вольт. С некоторым ухудшением качества звука можно использовать 6Н2П, 6Н23П и даже 6Н9С, а так же другие двойные триоды. В качестве выходных ламп применены распространённые отечественные тетроды 6П3С.

Транзисторы в схеме задержки, а так же VT2 в стабилизаторе накала предварительных ламп, могут быть любыми кремниевыми маломощными структуры n-p-n и с минимальным коэффициентом передачи тока эмиттера 100. Например - КТ315, КТ3102, SS9014 и так далее. Мощный транзистор VT1 должен иметь максимальный ток коллектора не менее 4 ампер и максимальное напряжение не ниже 100 вольт. Если его корпус не изолированный (TO-220FP), то к радиатору его следует прикрепить через изолирующую теплопроводную прокладку "номакон", а стягивающий винт снабдить пластиковой шайбой.

Диоды в анодном выпрямителе VD1-VD4 желательно использовать ультрабыстрые, типа UF4007, но можно поставить и обычные выпрямительные с максимальным обратным напряжением не ниже 600 вольт и прямым током 1 ампер. В этом случае каждый из них шунтируется плёночным или керамическим конденсатором ёмкостью 0,01 мкФ на напряжение не менее 630 вольт. Диоды VD5-VD8 с барьером Шоттки, их можно заменить любыми c максимальным прямым током не менее 3 ампер.

Реле я использовал специализированные для переключения аудиосигналов - 46ND012-P фирмы FUJITSU . Но можно применить любые с рабочим напряжением 12 вольт, с двумя переключающими группами и минимальным током срабатывания.

Трансформаторы и дроссели самодельные. Первые намотаны на каркасах и сердечниках от российского компьютера "Корвет" производства середины 90-х. Их ленточные U-образные магнитопроводы имеют небольшое поле рассеивания и могут быть установлены без магнитных экранов. Подойдёт так же любое трансформаторное железо с сечением 6 см 2 . Данные по обмоткам и напряжениям даны в таблице в схеме. Между слоями следует прокладывать один слой лакоткани или тонкой конденсаторной бумаги, а между обмотками количество слоёв должно быть не менее трёх. Между половинками магнитопроводов помещены изолирующие прокладки из лакоткани, толщиной 0,3 мм. Дроссели намотаны проводом 0,25мм до заполнения каркасов. Их сердечники должны быть сечением не менее 2 см 2 с диэлектрическим изолятором между их половинками.

Конструкция

Внимание! В этом усилителе, как и в большинстве других ламповых устройствах имеется высокое напряжение, опасное для жизни и здоровья, поэтому все монтажные работы и настройку следует производить с соблюдением техники безопасности!

Конструктивно усилитель выполнен на открытом дюралюминиевом шасси, повторяя дизайнерский подход к конструированию ламповых аудиоусилителей. Переменные резисторы, почти все разъёмы и переключатели укреплены на лицевой панели, имеющий удобный для использования изгиб под углом 45 градусов. Гнёзда предохранителя FA1 и выхода звукового трансформатора, а так же разъём питания размещены на задней стенке.

Футсвитч собран в отдельном прочном корпусе, соединяющимся с усилителем длинным кабелем.

Печатная плата довольно длинная, поэтому толщина фольгированного стеклотекстолита должна быть не менее 3 мм, чтобы исключить лишнюю деформацию. если найти такой материал не удаётся, то можно использовать и распространённый с толщиной 1,5 мм, но при этом необходимо предусмотреть отверстия для крепления стоек посередине платы.

Наладка

Несмотря на довольно большую сложность схемы, усилитель начинает работать сразу же после включения, если, конечно же, все использованные в нём детали исправны. Однако работу устройства следует проверять покаскадно. В начале усилитель включается без ламп и проверяется работа схемы задержки. Далее регулировкой подстроечного резистора R63 выставляют напряжение накала ламп предварительного усилителя, равное 12,6 вольт. Далее, уже с лампами слудует вновь подстроить это напряжение, которое "упадёт" под нагрузкой. После этого измеряются напряжение на конденсаторах анодного питания. Оно должно составлять 330-360 вольт. Следует учесть, что у работающего усилителя эти показатели будут ниже.

Дальше вставляем в соответствующие панельки лампы усилителя мощности VL4-VL6. К верхнему по схеме выводу переменного резистора R40 временно подпаивается экранированный провод, второй конец которого можно подключить к любому источнику аудиосигнала - плееру или мобильному телефону. При этом в динамиках должна быть слышна чистая, не искажённая музыка. Далее вставляют в панельки лампу VL1 и подключают гитару ко входу усилителя, который переключают на "чистый" канал. Убеждаются в хорошей его работе. Потом вставляют оставшиеся лампы и проверяют уже канал distortion.

Режимы ламп выбраны оптимальными, и они остаются такими при использовании резисторов со стандартным допуском ±5%, поэтому никаких подборов элементов производить не нужно.

Совместно с этим усилителем я использую кабинет ("колонка" для гитарных усилителей) с установленной в нём динамической головкой Vintage 30 фирмы Celestion. Обычные динамики, применяемые в автомобильных и бытовых акустических системах ставить не рекомендуется, так как именно гитарный динамик с его особой формой АЧХ (завал на средних частотах) формирует особенный звук электрогитары.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
VL1-VL4 Лампа 12AX7 4 ЕСС83, 6Н2П-ЕВ В блокнот
VL5, VL6 Лампа 6П3С 2 В блокнот
DA1 Линейный регулятор

LM7812

1 В блокнот
VT1 Составной транзистор

2SB1340

1 В блокнот
VT2-VT4 Биполярный транзистор

2SC945

3 КТ315, КТ3102, SS9014 В блокнот
VD1-VD4 Выпрямительный диод

UF4007

4 В блокнот
VD5-VD8 Диод Шоттки

SR306

4 В блокнот
VD9 Стабилитрон BZX55C6V8 1 В блокнот
VD11, VD12 Выпрямительный диод

1N4148

2 В блокнот
VD13 Светодиод L-132XHD 1 В блокнот
C1, C10, C11 22 мкФ 3 В блокнот
C2, C47C50 Конденсатор 0.47 мкФ 5 В блокнот
C3, C9, C12, C16, C18, C20, C24, C25, C27, C29, C38, C39, C41, C44 Конденсатор 0.022 мкФ 14 В блокнот
C4, C7, C22 Конденсатор 220 пФ 3 В блокнот
C5, C8, C31-C34, C52 Конденсатор 0.1 мкФ 7 В блокнот
C6 Конденсатор 0.047 мкФ 1 В блокнот
C13 Конденсатор 2200 пФ 1 В блокнот
C14, C17 Конденсатор 1000 пФ 2 В блокнот
C15, C21 Конденсатор 1 мкФ 2 В блокнот
C19, C26, C38, C57 Электролитический конденсатор 10 мкФ 4 В блокнот
C23 Конденсатор 470 пФ 1 В блокнот
C28, C40, C43 Конденсатор 3300 пФ 3 В блокнот
C30, C30 Конденсатор 100 пФ 2 В блокнот
C35, C51 Электролитический конденсатор 470 мкФ 2 В блокнот
C37, C39, C42, C54 Электролитический конденсатор 220 мкФ 4 В блокнот
C46 Электролитический конденсатор 10000 мкФ 1 В блокнот
C53, C56 Электролитический конденсатор 47 мкФ 2 В блокнот
C55 Конденсатор 0.33 мкФ 1 В блокнот
R1, R12, R16, R20, R41 Резистор

2.2 МОм

5 0.5 Вт В блокнот
R2 Резистор

68 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R3, R60 Резистор

100 кОм

2 В блокнот
R4, R24, R32 Резистор

1.8 кОм

3 0.5 Вт В блокнот
R5, R31 Резистор

220 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R6, R7, R13, R22, R26, R33, R45 Резистор

100 кОм

7 0.5 Вт В блокнот
R8, R9, R35 Переменный резистор 250 кОм 3 B В блокнот
R10 Переменный резистор 25 кОм 1 B В блокнот
R11, R19, R36, R40 Переменный резистор 1 МОм 4 A В блокнот
R14 Резистор

820 Ом

1 0.5 Вт В блокнот
R15, R21, R23< R30, R50, R51 Резистор

470 кОм

6 0.5 Вт В блокнот
R17, R42, R43 Резистор

10 кОм

3 1 Вт В блокнот
R18 Резистор

680 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R25, R47, R49 Резистор

1 МОм

3 0.5 Вт В блокнот
R27 Резистор

39 кОм

1 В блокнот
R28 Резистор

330 кОм

1 В блокнот
R34 Резистор

47 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R37 Переменный резистор 50 кОм 1 A В блокнот
R38 Переменный резистор 50 кОм 1 B В блокнот
R39, R48 Резистор

22 кОм

2 0.5 Вт В блокнот
R44 Резистор

82 кОм

1 0.5 Вт В блокнот
R46 Резистор

470 Ом

1 0.5 Вт В блокнот
R52, R53 Резистор

4.7 кОм

2 0.5 Вт В блокнот
R54 Резистор

Собрав следующую прекрасно работающую конструкцию. Попросили меня недавно изготовить усилитель для электрогитары. Требования были не сложными, но все упиралось в некоторые характеристики. Мощность на выход должна быть 400-500 мВт, на нагрузку 32 Ома - большинство микросхем на такую нагрузку выдают раза в 2-3 меньше, питание требовалось реализовать 9 вольт - чтобы можно было подключить от стандартной батареи "крона". Замечу, что понятие гитарного усилителя путают с понятием просто аудиоусилителя, целью которого является именно усиление звукового сигнала с минимальными искажениями. Однако необходимо понимать, что конечное звучание электрогитары есть результат многих факторов - из которых основными являются свойства самой электрогитары и характеристики гитарного усилителя. Разумеется, помимо формирования характера звучания, гитарный усилитель влияет и на громкость звучания электрогитары. Однако, усиление звучания электрогитары является лишь побочной дополнительной фунцией устройства. Главная цель гитарного усилителя - формирование звука электрогитары. Исходя из этой задачи, на свете существует множество самых разных гитарных усилителей, которые придают самые разные окраски звучанию электрогитары. Здесь мы не будем нагружать его многочисленными аналоговыми эффектами, типа "Драйв, Дисторшн, Трэш ", со всем этим прекрасно справляется любой смартфон или ноутбук (при наличии установленной спецпрограммы), а просто усилим звук до приемлимой мощности.

Печатная плата была разработана под подходящую схему - выбор пал на трехтранзисторный вариант.

Ток у него, как оказалось, весьма небольшой - 15-20 мА в режиме покоя, и 30-40 мА в режиме работы с учетом индикатора, который выполнен на светодиоде и служит индикацией включения питания.

Плата самодельного гитарного усилителя выполнена на текстолите. Она обточена для минимальных размеров, так как требовалась компактность всей схемы.


Разъемы заводские - что колодка для кроны, что разъем - типа "мама", для выхода на штекер наушников (джек 3.5 мм).


На регуляторе громкости не экономьте, советские СП-шки тут не уместны. Шуршание и неравномерность сопротивления могут быть слишком заметны. Но если не хотите покупать новые дорогие ALPS - можно просто вытащить их из импортной нерабочей аппаратуры.


В УНЧ транзисторы применены недорогие отечественне - КТ315, можно применять с любым буквенным индексом, предварительно проверив их, так как советские транзисторы обладают неким разбросом по параметрам. Для уменьшения шумов рекомендуется использовать более качественные (импортные).


Резисторы и конденсаторы берём как можно меньше по типоразмеру, можно вообще SMD использовать, так как тут греться особо и нечему.


На деле получилось что чувствительность у схемы хорошая, порядка 100-150 мВ по входу. На наушники 32 Ома работает громко и четко, все остались довольны простотой, экономичностью и малыми размерами схемы. Конечно вы можете со временем купить гитарную технику посерьёзнее, но для начала, этого аппарата хватит вполне. Автор проекта: Redmoon .

Обсудить статью ГИТАРНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

Поскольку каждый из описываемых здесь усилителей является если не легендой, то частью её, а многие достойные герои остались за кадром, то топ с полным правом можно считать условным.

Давно забытое, но актуальное как никогда:

1485-й начал выпускаться компанией Danelectro в начале 60-х. На тот момент он был одним из самых доступных и, в тоже время, громких ламповых усилителей. Несмотря на простоту дизайна, этот 50-ти ваттный американец имел свое визуальное очарование и очень многое мог в техническом плане, так он имел: встроенный пружинный ревербератор, полностью ламповое тремоло, двух кнопочный футсвитч и режим ожидания «standby».

Закрытый кабинет был изготовлен из ДСП, комплектовался двумя 8-ми омными, 12-ти дюймовыми динамиками Jensen, в нижней части имел пространство, для хранения усилителя при транспортировке. К сожалению, после 60-х, популярность 1485-ого, пошла на убыль, пока в двухтысячных его снова не популяризировал Jack White бессменный лидер The White Stripes.

Преимущества Silvertone Model 1485:

  • Жирный брейк ап с естественной компрессией, отлично подойдет для indie музыки
  • Винтажный внешний вид
  • Ламповое тремоло и ревербератор
  • Возможность убрать голову в кабинет при транспортировке

Звук британского вторжения:

В январе 1958 года JMI выпустила 15-ваттный гитарный усилитель AC1/15 под брендом VOX.В усилителе использовался один 12-ти дюймовый динамик Goodmans Audiom, установленный в корпус напоминавший телевизор. VOX AC15 пришелся по душе многим музыкантам.

В 1960 году появилась первая версия VOX AC30, оборудованная двумя 12-ти дюймовыми динамиками Celestion и входами лицевой панели, имел два канала — один Normal, с кристально чистым звуком, и один Vib/Trem с эффектами вибрато и тремоло. В 1960 году, дабы удовлетворить потребности масс в современном звуке, было принято решение о модернизации AC30.

Для возможности управления тембром в широких пределах был смонтирован блок «Top Boost». С 1963 года данный блок стал входить в состав схем усилителей. Именно в этот год рождалась легенда, но в полную силу всю её мощь почувствовали после того как The Beatles приобрели свои первые усилители VOX в рассрочку. John взял себе AC15, а George — AC30 сделав их несомненным хитом номер один в Британии.

С тех пор эти комбо «прошли через руки» бессчетного числа гитаристов со всех концов земного шара, среди которых Ritchie Blackmore, Brian May, Rory Gallagher, Peter Green, The Edge

Преимущества Vox AC15/AC30:

  • Четкий, но прозрачный звук, с невероятно упругой атакой, тот самый звук «британского вторжения»
  • Стильный ретро дизайн
  • Великолепные ревер и тремоло

Лучший чистый:

Twin Reverb был представлен компанией Fender в 1952 году, с того момента он подвергся ряду изменений как внешних, так и внутренних. В связи с этим усилители разных лет весьма сильно отличаются. Однако их и кое-что объединяет – свой изумительный характерный только им чистый звук.

На данный момент комбоусилитель имеет мощность 85 ватт, два 12-ти дюймовых динамика в кабинете открытого типа, два канала, пружинный ревербератор и ламповый эффект вибрато. Многие известные музыканты использовали усилители Twin Reverb среди них Jimi Hendrix, Eric Clapton и Keith Richards. Многие преподаватели гитары (в том числе и преподаватели автора статьи, коих было несколько) рекомендуют данный прибор. Автор, уже кое-что понимая в звуке (спасибо курсу Михаила Русакова), получал истинное удовольствие от звучания.

Преимущества Fender Twin Reverb:

  • Эталонный чистый звук, мягкий и теплый
  • Великолепный винтажный дизайн
  • Изумительные эффекты тремоло и вибрато
  • Универсальность, подойдет практически для любого стиля где нужен чистый звук

Плекси Хендрикса:

В 1966 году компания Marshall выпустила свой первый 100 ваттный усилитель, тогда еще под названием «Super 100», он был необычайно громким и давал повышенную нагрузку на динамики. Панели управления усилителя была изготовлены из прозрачного плексигласа, текст названия был набран черными буквами на золотом фоне.

В связи с этим, такие 100 ваттные головы, в среде музыкантов получили название «Плекси» и очень высоко котировались за их мягкий и в тоже время мощный звук.Кабинет был изготовлен из фанеры и имел четыре 12-ти дюймовых динамика Celestion 15 ватт, в период 1969 – 1976 компания совершила постепенный переход от динамиков этих динамиков к ставшей живой классикой модели Celestion G12H-30 30 ватт.

Deep Purple и Guess Who, а также многие другие великие группы 1970х гастролировали с такими усилителями, породив тем самым некий культ «Плекси», однако самая стойкая ассоциация с Super Lead — это Jimi Hendrix, который на концертах и в студии использовал «плекси» с басовыми кабинетами.

Преимущества Marshall Super Lead 100:

  • Классический hard rock звук, выделенная середина и естественная ламповая компрессия
  • Стильный классический «маршаловский» дизайн
  • Высокая мощность и громкость

Ходячий концерт:

Pignose сейчас известный как Legendary 7-100. Действительно легендарный усилитель был создан в 1969 году Ричардом Эдландом и Уэйном. Кимпбеллом и являлся первым в мире портативным гитарным комбо. Несмотря на свой компактный размер, Pignose весит около 3-х килограммов. Может питаться как от батареек, так и от адаптера.

Для переноски на корпусе имеется специальная ручка, а также крепления для ремня. Из органов управления у усилителя только ручка громкости, которая, по совместительству, отвечает за включение-выключение и гейн. Несмотря на мощность всего в 5 ватт, транзисторную схему и 5-ти дюймовый динамик комбо имеет взрослый, серьезный звук, благодаря которому многие именитые музыканты (включая Eric Clapton и Frank Zappa) использовали его в студийной работе.

Не стоит так же забывать о великолепном фильме «Перекресток» (CrossRoads) звездой которого стал этот малыш.

Преимущества Pignose:

  • Серьезный звук, не смотря на размеры
  • Работа от батареек и полная мобильность использования
  • Простота использования
  • Стильный дизайн

Люди слышат глазами:

Orange Rockerverb 50 MKII

Фирмы Orange образовалась второго сентября 1968 года, после того как Клифорд Купер занял у своего отца 300 фунтов и организовал в подвальном помещении дома на лондонской улице магазин по продаже музыкальных инструментов. Но магазин не приносил прибыли и Клифорд решил самостоятельно начать производство гитарных усилителей.

Однажды к нему в руки попал запас ярко оранжевого винила, который он использовал для отделки своей продукции. Таким образом, его усилители приобрели название и уникальную внешность. Однако с Orange привлекали внимание не только яркой внешностью, но и великолепным звуком, в связи с чем они быстро обрели популярность. Вскоре на Orange обратили внимание и ведущие исполнители, такие как Stevie Wonder и Jimmy Page, так же продукцию Orange использовали ZZ Top и Tony Iommi из Black Sabbath.

На данный момент одним из наиболее отличительным в линейке усилителей Orange является Rockerverb 50 MKII, и внешне, и по звучанию он просто великолепен. Богатый чистый тон на этой модели звучит очень густо и насыщенно. А гибкие настройки драйва обеспечивают очень широкие возможности применения.

Преимущества Orange Rockerverb 50 MKII:

  • Классический British Sound с открытым верхом
  • Необычный и яркий дизайн
  • Универсальность
  • Надежность и простота использования

Кто сказал, что хороший high gain можно получить только из лампового усилителя?

Без преувеличения, всем любителям рок музыки знакома группа Pantera и её гениальный, безвременно ушедший гитарист Dimebag Darrell, обладавший оригинальным и узнаваемым, что редкость для тяжелой музыки, метал саундом. Основой которого служил трехсот ваттный транзисторный усилитель Randall Warhead.

Именно на нем, а не на Krank Даймбег впервые нашел свой звук, главным секретом которого, возможно был встроенный 9-ти полосный графический эквалайзер. Так же усилитель имел на борту два канала, чистый и овердрайв (на деле зубодробительный хай-гейн), петлю эффектов на задней панели. Кабинет с 4-мя динамика Celestion комплектовался удобными ножками колесиками, что очень актуально, в изнурительных концертных турах.

Преимущества Randall Warhead:

  • Мощный сухой перегруз, с подчеркнутым верхом, идеален для thrash metal
  • Агрессивный дизайн
  • 9-ти полосный параметрический эквалайзер
  • Отсутствие необходимости, замены дорогостоящих ламп, как следствие транзисторной схемы

Гром тяжелых орудий:

В марте 1981 года компания Marshall представила новый усилитель JCM 800, названный так по номерному знаку машины основателя компании, буквы же в свою очередь, означали его инициалы, Джеймс Чарльз Маршалл. Изначально, усилитель представлял собой логическое продолжение проверенного временем «Super Lead» со слегка измененным дизайном.

Панель управления стала полноразмерной, имела подпись Джима и надпись «JCM 800», передняя сторона была обтянута тканью с белой окантовкой. JCM800 считался «самым горячим усилителем, поскольку в то время, он имел значительно больше гейна, чем другие серийные усилители и в Lead режиме, триод обеспечивал дополнительное усиление для предварительного усилителя, в связи с чем это был лучший усилитель для Heavy metal на тот момент.

Поэтому нет ничего удивительного, что JCM 800 стал любимцем у Slayer, Anthrax, Judas Priest, Iron Maiden и ещё огромного числа метал команд восьмидесятых.

Преимущества Marshall JCM 800:

  • Мощный перегруз с эталонной серединой, классический heavy metal sound
  • Надежность и простота использования
  • Стильный «маршаловский» дизайн
  • Высокая мощность и громкость

Трехмерный звук

Matamp была основана в начале 60-х в Англии. Её основатели Мет Метиас и Тонни Эмерсон черпали вдохновение для своих усилителей не из схем Fender, как большинство в то время, а из Hi-Fi оборудования. Первым успехом для них было сотрудничество Fleetwood Mac, тогда еще под брендом Orange.

Однако, настоящим культом они стали гораздо позже у бесчисленного количества sludge и post-metal команд, которым пришлось по вкусу «трехмерное звучание», которое проникает во все уголки комнаты, занимая собой все пространство, никому, ни до, ни после не удавалось повторить ту монументальную стену звука, что давали усилители Matamp.

На данный момент самым интересным усилителем у компании является 1224 mkII. Это одноканальный усилитель, собранный, как и все Matamp навесным монтажом. Созданный для тех, кто реально хочет заморачиваться со всеми нюансами своего звука.

Преимущества Matamp 1224 mkII:

  • Уникальный характер перегруза, свойственный только Matamp идеальный для sludge metal и post metal
  • Высочайшее качество изготовления
  • Широкие возможности настройки
  • Строгий, но стильный дизайн

Великолепный транзистор:

1975 году компания Roland выпускает один из первых полупроводниковых комбо — JC-120. Он становится своеобразной революцией в сфере гитарного усиления, поскольку выглядел и звучал совершенно иначе, по сравнению с тем что было на рынке в то время. Jazz Chorus представлял из себя 60-ти ваттный комбо усилитель с двумя двенадцати дюймовыми динамиками, узнаваемым звуком хоруса, свойственный именно этому усилителю, эффект вибрато с регулируемой глубиной и частотой, пружинным ревербератором, двумя независимыми каналами (чистым и с эффектом) с независимой трехполосной эквализацией, а также стеро разрывом.

В связи с тем, что он имел великолепный чистый и мощный звук, колоссальную прочность и относительно низкую стоимость, по сравнению с наиболее часто используемыми усилителями тех времен нет ничего удивительного, что к началу 80-х годов, он стал очень популярен, особенно среди групп новой волны (Andy Summers (The Police) и пост панк сцены (Robert Smith (The Cure.Siouxsie and the Banshees).

Он так же нашел широкое применение, у игроков фанка и даже суровых металистов, использовавших его для кристально чистого звука, самыми известными из которых являются James Hetfield и Kirk Hammett из Metallica.

Преимущества Roland JC-120 Jazz Chorus:

  • Мощный, но кристально чистый клин, без каких либо искажений, хороший выбор для post-punk
  • Уникальный звук хоруса, свойственный только этому комбо
  • Высокая прочность и надежность

Сделано в России:

Да, в России тоже делали отличные усилители, Mig-60 является изрядно переработанным Marshall JCM800, но, по мнению некоторых авторитетных музыкантов, во многом даже лучше прародителя. К примеру, Dean DeLeo из Stone Temple Pilots регулярно использует его в студии. Быть может на такое решение повлияли уникальные схематические разработки или детали советской оборонки или частичная ручная сборка (handwired), но на данный момент Sovtek Mig-60 приобрел культовый статус, особенно он в цене у американских stoner`шиков.

Преимущества Sovtek Mig-60:

  • Жирный перегруз с ярко выраженной серединой, отлично подходит для stoner rock
  • Частичный ручной монтаж
  • Низкая стоимость на вторичном рынке

Папа high gain`а

Майкл Солдано занимался мелкосерийным производством и модингом гитарных усилителей в Лос-Анджелесе, параллельно развивая свои разработки, одной из которых стал Soldano SLO-100, являвший собой изрядно переработанный японский усилитель Yamaha T-100. Выпущенный в 1987 году, SLO-100 стал мгновенным хитом в среде профессиональных музыкантов.

Существует легенда, что Майкл Солдано ввел термин «high gain» только, для того чтобы предоставить хорошее описание его нового усилителя и это как нельзя лучше его характеризует. Канал перегруза — жемчужина этого усилителя, великолепный сверхчитаемый хай гейн, один раз услышав который вы никогда уже не забудете, однако он обладает так же и великолепным чистым каналом.

Также SLO-100- это великолепные компоненты и никаких компромиссов в качестве конечного продукта. В связи с чем огромное число музыкантов, в число которых входят Lou Reed, Michael Landau, John Fogerty и конечно же Mark Knopfler, отдали свое сердце этому усилителю.

Преимущества SLO-100:

  • Эталонный звук современного high gain`а
  • Высококачественные комплектующие
  • Ручной монтаж
  • Бескомпромиссное качество изготовления

Усилитель обладает всеми атрибутами своих "старших братьев" - прототипов. Наличие двух регуляторов (усиления и громкости) позволяет гибко перераспределять усиление каскадов тракта под желаемый звук. Для расширения функциональности усилитель имеет два входа разной чувствительности, а изменение коэффициента усиления тракта позволяет получить звук от чистого Clean до мощного и плотного Overdrive с Sustain"ом. Оснащение петлёй эффектов - Effects Loop - даёт широкие возможности для экспериментов со звуком с использованием внешних педалей эффектов или гитарных процессоров. Двухполосный регулятор тембра обеспечивает глубокую регулировку частотной характеристики усилителя. Переключатель выхода для двух значений номинального сопротивления (8 или 16 Ом) акустической системы и переключатель дежурного режима делают завершённым облик усилителя.

Усилитель испытывался совместно с электрогитарой Yamaha EG 112, с набором звукоснимателей S-S-H, при работе с гитарными кабинетами (громкоговорителями), имеющими динамические головки размером 6" (BCS 0608), 8" (Tesla), 10" (PSR1030), 12" (4А-32). Для домашнего применения лучше использовать громкоговоритель с головкой 6 или 8 дюймов, не создающий большого звукового давления. В помещениях большего объёма лучшие результаты даёт применение головок размером 10 и даже 12 дюймов.

По нелинейным искажениям параметры данного усилителя можно сравнить с усилителем Fender Blues Junior (модель 1995 г.), который при мощности 13 Вт на тональном сигнале и нагрузке 8 Ом имеет коэффициент гармоник 5 % вполне допустимый для гитарных усилителей.

Технические характеристики

Входное сопротивление (на разъёме Х1), Мом 1
Входное сопротивление (на разъёме Х2), кОм 500
Чувствительность по входу
Low, мВ 22
(в режиме HG) 8,5
Чувствительность по входу
High, мВ 1,8
(в режиме HG) 0,8
(с перемычкой S1) 0,8
(с перемычкой S1+HG) 0,3
Сопротивление нагрузки, Ом 8, 16
Выходная мощность, Вт, при коэффициенте гармоник не более 5% 10...12
Уровень интегральной помехи, дБ -68
Частотный диапазон по уровню -3 дБ, Гц 60...9000

Значения чувствительности по обоим входам указаны с учётом комбинации включения перемычки (джампера) S1 и выключателя SA1 (режим HG), отмеченной в скобках.

Описание схемы и особенностей усилителя

Принципиальная электрическая схема усилителя показана на рис. 1.

Рис.1. Принципиальная схема гитарного усилителя

Сигнал, подаваемый на вход Х2 (High), поступает на ФНЧ R1C3, который способствует уменьшению ВЧ шумов и наводок, а также препятствует проникновению на вход сигналов вещательных станций. Далее сигнал поступает на каскад предварительного усиления. Он выполнен на малошумящем нувисторе 6С51Н-В (VL1), установленном на отдельной печатной плате. Для снижения собственных шумов каскада сопротивление резистора утечки сетки уменьшено до 510 кОм и понижено напряжение анодного питания. Коэффициент усиления каскада равен 10. Когда установлена перемычка S1, параллельно резистору R4 подключается конденсатор С5 и коэффициент усиления возрастает до 30. Для исключения микрофонного эффекта при использовании входа Х2 усилитель не следует располагать на акустической колонке при работе на больших уровнях мощности.

Вход Low (разъём Х1) имеет меньшую чувствительность. Входной сигнал подаётся на управляющую сетку триода 6Н2П-ЕВ (VL2.1) через цепь R6C6, обеспечивающую подъём АЧХ усилителя в интервале 2...5 кГц. Таким образом создаётся более яркое звучание инструмента, известное как Bright. Коэффициент усиления каскада равен 50. Для повышения устойчивости его работы анодная нагрузка в виде резистора R9 шунтирована конденсатором 08, ёмкость которого влияет и на АЧХ усилителя.

Усиленный сигнал с анодной нагрузки триода VL2.1 через разделительный конденсатор C9 подаётся на регулятор усиления R12 - Gain. Конденсатор C12 совместно с частью резистора регулятора усиления обеспечивает подъём АЧХ в области 2...5 кГц, его действие прекращается в верхнем положении движка резистора. С регулятора усиления сигнал подаётся на сетку триода VL2.2.

Каскад на триоде VL2.2 служит для усиления и компенсации ослабления сигнала в темброблоке, а при высоких уровнях усиливаемых сигналов - для их ограничения. При большом усилении предыдущих каскадов и высоком уровне входного сигнала каскад выходит из режима линейного усиления - возникают его перегрузка и ограничение усиливаемых сигналов, что приводит к обогащению спектра сигнала гармониками и создаёт характерный жужжащий звук эффекта Overdrive.

Для увеличения устойчивости работы каскада на высоких частотах анодная нагрузка триода шунтирована конденсатором небольшой ёмкости, который также влияет на АЧХ усилителя в области высоких частот. Выбор коэффициента усиления каскада производят переключателем SA1. При его разомкнутых контактах усиление равно 20, при замкнутых - 48. Для исключения громких щелчков при коммутации служит резистор R15, обеспечивающий протекание зарядного тока конденсатора C13.

Сигнал с анодной нагрузки R17 через конденсатор С17 поступает на регулятор тембра. Разделение полос регуляторов НЧ и ВЧ находится в области 600...800 Гц. При среднем положении ручек регулирования тембра коэффициент передачи блока равен примерно -22 дБ. Для ограничения спектра усиливаемых сигналов в тракте установлен ФНЧ R29C21, он определяет спад усиления в области высших частот и отфильтровывает "немузыкальные" компоненты спектра. Это благоприятно влияет на чистоту звука при работе с Overdrive. Высокоомный выход темброблока подключён к входу истокового повторителя на полевом транзисторе VT1, что исключает влияние каскада на работу темброблока.

Для расширения функциональности в усилитель встроена "петля эффектов" - Effects Loop. Сигнал на внешние устройства (педали эффектов, гитарный процессор) снимается с резистора R13 истокового повторителя на транзисторе VT1 и через конденсатор С16 поступает на регулятор уровня R19 (Х3 Send). Для обеспечения необходимой нагрузочной способности этого выхода ток покоя транзистора задан равным 4 мА. Низкое выходное сопротивление каскада уменьшает влияние ёмкости соединительного кабеля и обеспечивает нормальную работу с устройствами, имеющими входное сопротивление не менее 10 кОм. Обработанный внешними устройствами, возвращаемый сигнал подаётся через разъём Х4 Ret на регулятор уровня R26. Входное сопротивление по входу Ret - 50 кОм, достаточное для подключения внешних устройств с повышенным выходным сопротивлением. Наличие регуляторов позволяет оптимизировать входные и выходные уровни сигналов в петле эффектов. При исключении из состава элементов петли эффектов сопротивление резистора R30 нужно увеличить до 1 МОм, а сигнал с выхода ФНЧ R29C21 подать на резистор регулятора громкости R30.

При отсутствии внешних устройств, включённых в петлю эффектов, сигнал с выхода истокового повторителя через регулятор громкости R30 (Master volume) поступает на вход фазоинверторного каскада, формирующего парафазные сигналы возбуждения двухтактного выходного каскада. Различное включение по переменному току двух триодов фазоинвертора обусловливает небольшую разницу в амплитуде сигналов на резисторах анодной нагрузки. Их выравнивания достигают подбором резистора R39. Коэффициент усиления фазоинверторного каскада равен 24.

Оконечный каскад (VL3, VL4) выполнен по двухтактной схеме на лучевых тетродах комбинированных ламп 6Ф3П, их триодные части используются в фазоинверторном каскаде. Лампы оконечного каскада работают с фиксированным смещением в режиме АВ1, т. е. без сеточных токов . Такое смещение позволяет легко оптимизировать режим работы для получения максимальной выходной мощности с более высоким КПД при допустимых нелинейных искажениях.

Регулятором баланса токов покоя ламп (R40) возможно компенсировать разброс в режимах используемых ламп для уменьшения нелинейных искажений и исключения подмагничивания магнитопровода трансформатора разностным током ламп. Резистором R33 регулируют напряжение смещения, устанавливая необходимый ток покоя ламп.

Ток покоя ламп (2x30 мА) устанавливают, контролируя падение напряжения на катодных резисторах R47 и R48. Их сопротивления равны 1 Ом (отклонение не более ±1 %). Падение напряжения на этих резисторах, измеренное в милливольтах, численно равно сумме токов анода и экранной сетки лампы, выраженных в миллиамперах. Напряжение питания анодов и экранных сеток ламп оконечного каскада подаётся через гасящий резистор R53, который совместно с конденсатором С41 образует фильтр, снижающий уровень пульсаций напряжения питания оконечного и фазоинверсного каскадов.

Блок питания построен с использованием сетевого трансформатора, сравнительно низковольтного для подобных устройств. Необходимое напряжение анодного питания формируется выпрямителем с удвоением напряжения на диодах VD4, VD5. Для получения напряжения -47 В (для сеточного смещения) и +49 В (для стабилизатора с выходным напряжением +9 В) использовано переменное напряжение от одной секции анодной обмотки (-27 В). Анодная обмотка при работе приобретает потенциал относительно общего провода примерно +130 В, поэтому для "развязки" выпрямительного моста VD2 введены конденсаторы С32, С34. Кроме того, такой вариант включения диодных мостов позволяет получить почти удвоенное выпрямленное напряжение. Подобную роль выполняют и оксидные конденсаторы С31, С35 в выпрямителе напряжения смещения с диодным мостом VD3. При монтаже необходимо обратить внимание на полярность включения этих оксидных конденсаторов, поскольку нарушение указанной полярности приведёт к их перегреву и разрушению.

Необходимый ток для питания подогревателей ламп достигается параллельным соединением всех накальных обмоток трансформатора. Выпрямительный мост VD6 с конденсатором С42 обеспечивает питание накала ламп VL1 и VL2 постоянным током, что практически исключает фон частотой 100 Гц.

Для продления срока службы ламп анодное питание следует включать после прогрева катодов ламп, а при перерывах в работе усилителя анодное питание целесообразно отключать выключателем SA4 (Stb).

Анодное питание на фазоинверсный и предварительные каскады подаётся через дроссель L1, который совместно с конденсатором С26 и RC-фильтрами R5C1, R25C18 эффективно подавляет пульсацию напряжения питания.

Конструкция и детали

Шасси изготовлено из оцинкованного железа толщиной 0,6...0,8 мм. Достоинством этой конструкции являются доступность материала и лёгкость изготовления в домашних условиях. Такое шасси эффективно экранирует каскады усилителя от магнитных и электрических полей, имеет приятный внешний вид и не подвержено коррозии. Заготовка шасси с размерами для установочных компонентов усилителя показана на рис. 2. Размеры (ВхДхШ) - 50x280x150 мм.

Рис.2. Чертеж шасси лампового гитарного усилителя

После раскроя заготовки, ещё до гибки, необходимо сделать все отверстия под установочные элементы. Затем в местах сгиба, с внутренней стороны шасси, резаком, изготовленным из ножовочного полотна, по металлической линейке сделать канавки глубиной примерно 1/3...1/2 от толщины металла, это позволит легко и ровно на краю стола согнуть шасси. Места стыка стенок в углах пропаять по всей высоте. Дополнительно в углах шасси впаяны латунные стойки диаметром 8...10 и длиной 6...10 мм с резьбой М3, это обеспечивает дополнительную прочность и жёсткость всей конструкции. В дальнейшем к этим стойкам крепят нижнюю крышку шасси.

Все печатные платы изготовлены из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм.

Чертёж печатной платы и расположение на ней элементов предварительного усилителя на нувисторе (VL1) показаны на рис. 3 (прямоугольные отверстия под плоские выводы разъемов формируют высверливанием с воротом сверла). Чертёж печатной платы и расположение элементов источника напряжения смещения и стабилизированного напряжения +9 В приведены на рис. 4. Аналогичные чертежи для платы петли эффектов показаны на рис. 5, а для платы выходного гнезда для подключения акустики и защитного резистора - на рис. 6 (размыкаемые контакты соединяют параллельно).

Рис.3. Чертеж печатной платы предварительного усилителя

Рис.4. Чертеж печатной платы источника напряжения смещения

Рис.5. Чертеж печатной платы петли эффектов

Рис.6. Чертеж печатной платы выходного гнезда

Декоративные передняя и задняя панели изготовлены из алюминия толщиной 1,5 мм. Их размеры - 280x60 мм.

Корпуса оксидных конденсаторов С18, С26, С39-С41, С43 изолированы термоусадочной трубкой. Конденсаторы С26, С41, С43 закреплены хомутами из жести на алюминиевых пластинах толщиной 1,5 мм. Пластины установлены на трубчатых стойках высотой 10 мм, с отверстиями под винты крепления трансформаторов.

Дроссель L1 изготовлен из трансформатора абонентского громкоговорителя типа ТАГ. Его новая обмотка намотана проводом ПЭЛ-0,15 до заполнения каркаса. Сечение магнитопровода - 12,7x5,3 мм при высоте керна 15 мм, хотя допустимо использовать и любой другой с большим объёмом керна. Пластины собраны вперекрышку, без немагнитного зазора, при малых значениях тока это допустимо. Индуктивность L1, измеренная без тока подмагничивания, равна 10 Гн, активное сопротивление обмотки - 145 Ом.

Большая часть деталей усилителя смонтирована навесным монтажом с использованием вертикальных монтажных стоек. Для размещения ряда элементов, имеющих соединение выводов с общим проводом, очень удобным оказалось применение монтажных планок шириной 4...5 мм, изготовленных из фольгированного стеклотекстолита. Вокруг отверстий под винты крепления планок фольга удалена. На планке, где смонтированы детали каскада с лампой VL2, в фольге дополнительно прорезаны площадки для пайки деталей, соединяемых проводами с другими узлами; на фото это видно. Указанная на схеме нумерация выводов лампы наиболее удобна для монтажа каскада. Для разводки питания накала ламп VL1, VL2 изготовлена витая пара из одножильных проводов диаметром 0,5...0,6 мм. Питание накала ламп оконечного каскада сделано свитыми проводами МГШВ-0,35.

Подключение выхода платы предварительного усилителя к каскаду на триоде VL2.1 выполнено экранированным проводом. Экранная оплётка с обоих концов припаяна к лепесткам и соединена с шасси.

Конденсатор С39 установлен на шасси на изолирующих втулках. Его корпус находится под напряжением, равным половине анодного.

Для исключения повреждения выходного трансформатора при включении усилителя без нагрузки служит нагрузочный резистор R54 мощностью 5 Вт (ПЭВ или импортного производства типа SQP на 5-10 Вт) и сопротивлением 20...30 Ом. Резистор фильтра R53 (ПЭВ 7,5 - ПЭВ 10) установлен в подвале шасси. Он также ограничивает импульс зарядного тока конденсаторов при включении анодного напряжения.

Постоянные резисторы плат петли эффектов и источников +9 В и смещения - МЛТ-0,25. Остальные - МЛТ-0,5 или импортные MF. Допустимо использование некоторых резисторов и меньшей мощности (см. на схеме). Переменные резисторы R12, R18. R28, R30 - СП-П или СП3-30, с обратнологарифмической зависимостью изменения сопротивления от угла поворота (группы В). Использование резисторов группы А (с линейной зависимостью) для регуляторов нежелательно, это затруднит управление усилением и громкостью, особенно на малых уровнях, и сделает грубой регулировку тембра. Сопротивление резистора R30 можно увеличить до 470 кОм и более. Металлические крышки переменных резисторов R12, R18, R28, R30 нужно соединить проводом с шасси. Корпуса R19, R26 платы петли эффектов также соединяют проводником (под гайку) с общим проводом платы. Подстроечный резистор R40 - проволочный ПП2-11, ПП3-11 или ППБ-1 Б. Подстроечные резисторы R19, R26, R33 - СП4-1 мощностью 0,5 Вт. Резистор R53 - ПЭВ мощностью 7,5 или 10 Вт.

Конденсаторы С26, С41, С43 - оксидные К50-27. Конденсаторы С39, С40 - К50-12. Постоянные конденсаторы в анодных и сеточных цепях каскадов должны иметь минимальные токи утечки. Можно использовать плёночные или бумажные К73-17, К40У-9, БМТ-2 и им подобные на напряжение 400-630 В. Конденсаторы С32, С34 - К73-16В, возможная замена - К73-14. Конденсаторы в темброблоке - К10-17.

Переключатель SA1 - тумблер МТ-1, переключатель SA3 - тумблер МТ-3. Выключатели SA2, SA4 - импортные с встроенной индикаторной лампой (балластные резисторы в цепи неоновых ламп на схеме не показаны). Разъёмы Х1, Х2, Х5 - Jack 6,35 мм (ST-020) с двумя парами контактов на размыкание, разъёмы Х3, Х4 - с тремя парами.

Лампы 6Н2П-ЕВ можно заменить любыми из её модификаций, а 6С51Н-В - любым триодом-нувистором (с некоторой коррекцией режима). При установке анодных токов ламп предварительных каскадов, работающих при малых амплитудах сигналов, увеличивать анодный ток свыше 1 мА нецелесообразно, это не улучшит их работу.

В качестве выходного трансформатора применён сетевой унифицированный ТПП252-127/220-50 , также возможно использовать накальный ТН33-127/220-50 . При этом необходимо произвести пересчёт коэффициента трансформации обмоток. В блоке питания применён сетевой анодно-накальный трансформатор ТАН 1-220-50 . Лучшей заменой ему будет ТАН 13-220-50 (без изменения схемы включения).

ЛИТЕРАТУРА

1. Цыкина А. В. Электронные усилители. - М.: Радио и связь, 1982.

В. Овсянников, г. Пермь

Журнал "Радио" 2012, № 2-3