Как писать красивые мелодии. Легкие метод

03.08.2019 Принтеры и сканеры

Если у человека возникает желание сочинить мелодию, значит, он, как минимум, неравнодушен к музыке и имеет определённую творческую жилку. Вопрос в том, насколько «на ты» он с музыкальной грамотой и есть ли у него способности к сочинительству. Как говорится, «не боги горшки обжигают», и необязательно родиться Моцартом, чтобы писать свою музыку.

Итак, попробуем разобраться, как сочинить мелодию. Думаю, правильным будет дать различные рекомендации для разного уровня подготовки, более подробно объясняя для начинающих музыкантов.

Сейчас существует много преобразовательных компьютерных программ, которые позволяют просто напеть мотив и получить обработанный результат в виде нотной записи. Это, будучи удобным и занимательным, всё же больше напоминает игру в сочинение музыки. Более серьёзный подход предполагает изучение азов теории музыки.

В первую очередь нужно познакомиться с ладовой организацией музыки, ведь характер мелодии напрямую зависит от того – мажор это или минор. Следует научиться слышать тонику, это опора любого мотива. Все другие ступени лада (всего их 7) так или иначе тяготеют к тонике. Следующим этапом должно стать освоение пресловутых «трёх аккордов», на которых можно упрощённо сыграть любую несложную песню. Это трезвучия – тоническое (строится от 1-ОЙ ступени лада, той самой «тоники»), субдоминантовое (4-Я ступень) и доминантовое (5-Я ступень). Когда ваши уши научатся слышать взаимосвязь этих основных аккордов (критерием этого может стать способность самостоятельно подобрать по слуху какою-либо песню), можно пробовать сочинить простые мелодии.

Не менее важен в музыке ритм, его роль подобна роли рифмы в поэзии. В принципе, ритмическая организация – это простая арифметика, и теоретически научиться этому несложно. А чтобы почувствовать музыкальный ритм, нужно прослушать много разной музыки, вслушиваясь именно в ритмический рисунок, анализируя какую выразительность он придаёт музыке.

В целом, незнание теории музыки не мешает рождению в голове интересных мелодий, но зато знание её чень сильно помогает эти мелодии выразить.

Средний уровень, (человек знает основы музыкальной грамоты, умеет подбирать по слуху, возможно, обучался музыке)

В этом случае все проще. Некоторый музыкальный опыт позволяет вам безошибочно строить мелодию так, чтобы она слушалась гармонично и не противоречила музыкальной логике. На этом этапе начинающему автору можно посоветовать — не гнаться за излишней сложностью музыки. Ведь не случайно хитами обычно становятся не самые затейливые мелодии. Удачная мелодия хорошо запоминается и удобно поётся (если она рассчитана на вокалиста). Не следует бояться повторений в музыке, наоборот, репризы помогают восприятию и запоминанию. Интересно будет, если в мелодии и привычном аккордном ряде возникнет какая-то «свежая» нотка – например, разрешение в другую тональность или неожиданный хроматический ход.

И, конечно, мелодия должна нести в себе какой-то смысл, выражать какое-либо чувство, настроение.

Высокий уровень владения теорией музыки (не обязательно подразумевающий профессиональное обучение)

Людям, достигшим определённых высот в музыке, давать советы на тему «как сочинить мелодию» уже ни к чему. Здесь уместнее пожелать творческих успехов и вдохновения. Ведь именно вдохновение отличает ремесло, которым может овладеть каждый, от настоящего творчества.

Все-таки,мне обычному человеку,думается,что сочинять музыку-это невероятное дело,семь нот,а сколько красоты получается!Какое влияние имеет на человека,практически регулирует настроение!

Мелодия песни

Авторы часто слышат от музыкальных издателей, звукозаписывающих компаний и других профессионалов индустрии, что «мелодия недостаточно цепляет», «мелодия не очень запоминающаяся», «в песне нет настоящего хука», но от них редко можно услышать советы, как сделать ее более цепляющей, запоминающейся и усилить хук. (Хук – самая запоминающаяся и цепляющая часть песни, как правило – припев. Для того чтобы песня попала в плэйлисты радиостанций, необходимое для нее условие – наличие хорошего хука). Существуют определенные техники, узнав о которых вы сможете улучшать мелодии ваших песен, делать их более запоминающимися и при этом выражающими чувства, которые вы хотите передать слушателю.

Написание мелодий а-капелла

А-капелла – значит без инструментального аккомпанемента. Вы пишете а-капелла, если вы придумываете мелодии в голове, не используя для этого каких-либо музыкальных инструментов. Для многих известных авторов такой способ написания является наиболее эффективным. Наверняка, это будет приятно слышать авторам, которые не умеют играть на каком-либо музыкальном инструменте. Все, что вам будет нужно, если вы пишите а-капелла, - это ваш голос и диктофон, чтобы зафиксировать мелодию. Когда встанет вопрос об аккордах песни, вы сможете напеть мелодию музыканту, или поставить ему вашу запись.

Помните, что:
умение превосходно играть на музыкальном инструменте не является необходимым для сочинения мелодий будущих хитов;
умение считывать ноты с листа не обязательно для написания отличных песен (вы просто должны быть способны слышать мелодию у себя в голове и находить способ выразить ее);
незнание теории музыки не является препятствием для сочинения успешных песен.

Пишите проще

Не забывайте, что ваша задача как автора – донести ваши чувства до сердца другого человека с помощью слов и музыки. Когда пишется мелодия, язык, который нам доступен для этого, состоит из нот, ритма, и аккордов, но не из слов, образов или рифм.

Многие начинающие авторы делают процесс написания мелодии более сложным, чем он должен быть. Они совершают ошибку и пишут сложные мелодии, которые певцу запомнить очень тяжело. Обычный слушатель не запомнит слишком длинную или запутанную мелодию.

Слушателю проще запомнить и потом напевать любую мелодию, которая может сопровождать простую фразу «Я тебя люблю», чем любую мелодию, которая соответствует второй фразе.
Если ваша мелодия не находит отклика у вашей аудитории, значит задача такой мелодии не выполнена. Слушатели предпочтут мелодию, которую легко напеть, и у такой мелодии будет эмоциональная отдача с их стороны. Поэтому пишите простые мелодии, если вы хотите, чтобы песня стала популярна среди самого большого круга слушателей.

Место названия в мелодии

После первого прослушивания мелодии, у слушателя в идеале не должно быть сомнений в какой части песни звучит ее название. Та часть мелодии, в которой звучит название, должна каким-то образом ограничить себя от остальной песни. Это может быть достигнуто с помощью использования некоторых техник, или их сочетания:

Изменение диапазона (название может быть пропето с использованием более высоких или низких нот, чем те, которые звучат в остальной части мелодии);
Изменение ритма (ритм, который отличается от ритма остальной мелодии, может выгодно подчеркнуть название песни);
Вставка пауз (название может быть выделено на фоне остальной мелодии, если вставить короткую паузу непосредственно перед мелодической фразой, содержащей мелодию).

Сочетание мелодии и слов

Хорошая песня написана таким образом, что мелодия естественно сочетается со словами, и наоборот. У радостной, счастливой мелодии песни должны быть слова, которые несут приятный, позитивный посыл. Если слова песни выражают грусть, они должны сопровождаться нотами, аккордами и музыкальными фразами, выражающими сходные чувства. Обычно минорные аккорды соответствуют чувству грусти, а мажорные – чувству радости.

Чтобы убедиться, что слова и мелодия соответствуют друг другу, полезно записать на диктофон мелодию без слов. Можете записать как инструментальный вариант мелодии, либо напеть а-капелла, используя любые бессмысленные слоги типа «ла-ла» или «та-ра-рам». После этого, слушая мелодию, вы сможете ответить себе на вопрос, какие чувства она выражает. Если ваш текст не соответствует этим чувствам, нужно его переписать, или переписать мелодию.

Несмотря на то, что и слова и музыка песни могут быть несколько раз переписаны и изменены, финальный вариант песни должен звучать так, чтобы любой слушатель не смог бы представить вашу мелодию с другими словами, или слова с другой мелодией.

Мелодия песни. Контрольный список вопросов

Распечатайте этот список и повесьте его там, где вы обычно пишете. Каждый раз, когда вы заканчиваете набросок песни, убедитесь, что мелодия песни отвечает этим пунктам:

Мелодию легко запомнить и спеть.
Мелодия не слишком сложна и не слишком «многословна».
Без текста ясно, где должно петься название песни.
Ритмические и мелодические фразы повторяются достаточно часто.
Мелодия и слова хорошо друг другу подходят.
Ритмический размер различаются в куплете, припеве и бридже.
У мелодии не слишком большой диапазон, и большинство певцов могут ее пропеть.
Мелодические фразы короткие и запоминающиеся.
Мелодия содержит «сюрприз» - свежую, неожиданную ноту или аккорд.
У слушателя не возникает сомнения, где припев, а где – куплет.
Мелодию хочется слушать и без слов.

Если Вы предпочитаете сочинять песню исходя из готового текста, то возможно для Вас большую проблему составляет и аккордового сопровождения для Ваших текстов.

Особенность написания мелодии из текста является то, что в этом случае имеет первостепенное значение, в отличие от аккордовой последовательности. Это объясняется тем, что в хорошем тексте уже заложены яркие образы, которые необходимо подчеркнуть именно в мелодическом движении.

Для начала Вы можете создать схематичную прогрессию аккордов, а в последствии Вы можете ее поменять. Но на первом этапе это хороший инструмент для работы над мелодией. Возьмите любую базовую прогрессию и начинайте.

1. Прочитайте текст вслух несколько раз.

Попробуйте варьировать темпы - быстрый, средний, медленный. Прочувствуйте вашего стиха. Он может дать вам импульс для построения фразировки. Очень часто внутри текста уже заложенное определенное ритмическое движение и прообраз фразировки, не стоит ими пренебрегать.

Простое описание может быть оценено в 1 или 2 бала. Яркие фразы и образы - например - я кричу, но ты не слышишь в 9 или даже 10 баллов. Это даст вам более ясное понимание того, какие художественные средства необходимы для подчеркивания текста мелодией. Здесь нужно учитывать базовые правила написания текстов и помнить о том, что и в целом аранжировка должна помогать тексту и уж точно не противоречить ему.

3. Для каждой части песни напишите 2-3 слова которые характеризуют ее наиболее четко и ясно.

Это те слова, которые привлекут внимание аудитории при прослушивании вашей песни. Они должны емко, четко и лаконично показывать идею, суть куплета или припева.

4. Найдите кульминацию каждой части текста. Это должно быть одно слово.

Кульминация текста поможет вам при построении кульминации в мелодии.

5. Перейдите к музыке .

Писать музыку самостоятельно не сложно. Потратив не так много времени на изучение основ этого мастерства, можно создавать поистине неплохие музыкальные композиции, не выходя из дома! Как написать музыку? Все просто! Для написания музыки , в помощь «молодым талантам», предлагаются самые разнообразные программы. Наибольшей популярностью пользуются Fruity Loops, Cubase, Sonar, Sibelius и другие. Каждая из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Например, Фротилупс достаточно прост в освоении и использовании, а потому прекрасно подходит для начинающих композиторов, что, несомненно, является её большим «плюсом». Однако есть в этой программе и «минуса». Например, нет нотного стана и, соответственно, сохранить и распечатать написанные партии невозможно, что является существенным недостатком для тех участников музыкальной группы, кто не может подобрать написанную партию на слух. Да и качество звука у многих вызывает нарикания.

На освоение каждой программы уходит не мало времени. Поэтому, перед тем как написать музыку, очень важно понять какую именно музыку хочется написать! Важно изначально сделать правильный выбор - определиться с желаемым направлением, стилем и т.д. Например, Фротилупс - это программа, которая прекрасно подходит для написания популярной музыки и мелодий в стиле «диско», а также «техно», «рейва» и другой музыки. Кубейс – универсальная программа, «на все случаи жизни». Для создания симфонической музыки и нот следует использовать программу Сибелиус, изначально рассчитанную на написание сложных разнообразных партий для множества инструментов и т.д.

Для написания музыки, непременно понадобятся специальные vst-плагины и инструменты. Говоря простым языком, это виртуальные программы музыкальных инструментов. В каждой музыкальной программе, конечно же, и без того заложен определенный набор музыкальных звуков, однако качество их звучания находится иногда на низком уровне. Потому, профессиональные музыканты предпочитают использовать дополнительные vst-плагины, записанные на лучших мировых звукозаписывающих студиях.

Вот некоторые важные нюансы. С опытом, каждый сам начинает понимать, как писать музыку лучше, быстрее, удобнее или проще, начинает понимать все тонкости работы с программой и её особенности. Однако существуют много маленьких нюансов при написании музыки, которые изначально стоит учитывать новичкам. Например, каждому инструменту рекомендуется присваивать имя в микшере. Первый канал, например, – гитара, второй – пианино, третий – бас или скрипка и т.д. Это очень важно, так как иначе во время сведения и мастеринга можно запутаться в звуковых дорожках и потратить колоссальное количество времени на переборы, что называется «пальцем в небо». Лучше начинать писать всегда с ритмгруппы. Это бас, ударные, затем уже гитара, если она нужна и т. д. Ритм это основа всего произведения, его характер. И ваш секрет к успеху и популярности:). Именно поэтому это один из самых важных и ответственных моментов в написании вашей музыки.

При написании музыки необходимо постоянно эксперементировать с различными инструментами, эффектами, сэмплами. Мелодическим рисунком и ритмом каждого инструмента. При желании, можно записать свои собственные «семплы» и использовать их. Вообщим, с современным софтом для написания музыки, возможности ваши неограниченны. Все тонкости создания музыки описать в одной статье невозможно. В помощь новичкам – многочисленные видео-школы, посвященные той или иной программе или различные теоретические уроки.

Что «мелодия недостаточно цепляет», «мелодия не очень запоминающаяся», «в песне нет настоящего хука», но от них редко можно услышать советы, как сделать ее более цепляющей, запоминающейся и усилить хук. (Хук – самая запоминающаяся и цепляющая часть песни, как правило – припев. Для того чтобы песня , необходимое для нее условие – наличие хорошего хука ). Существуют определенные техники, узнав о которых вы сможете улучшать мелодии ваших песен, делать их более запоминающимися и при этом выражающими чувства, которые вы хотите передать слушателю.

Написание мелодий а-капелла

А-капелла – значит без инструментального аккомпанемента. Вы пишете а-капелла, если вы придумываете мелодии в голове, не используя для этого каких-либо музыкальных инструментов. Для многих известных авторов такой способ написания является наиболее эффективным. Наверняка, это будет приятно слышать авторам, которые не умеют играть на каком-либо музыкальном инструменте. Все, что вам будет нужно, если вы пишите а-капелла, - это ваш голос и диктофон, чтобы зафиксировать мелодию. Когда встанет вопрос об аккордах песни, вы сможете напеть мелодию музыканту, или поставить ему вашу запись.

Помните, что:

  • умение превосходно играть на музыкальном инструменте не является необходимым для сочинения мелодий будущих хитов;
  • умение считывать ноты с листа не обязательно для написания отличных песен (вы просто должны быть способны слышать мелодию у себя в голове и находить способ выразить ее);
  • незнание теории музыки не является препятствием для сочинения успешных песен.

Пишите проще

Не забывайте, что ваша задача как автора – донести ваши чувства до сердца другого человека с помощью слов и музыки. Когда пишется мелодия, язык, который нам доступен для этого, состоит из нот, ритма, и аккордов, но не из слов, образов или рифм.

Слушателю проще запомнить и потом напевать любую мелодию, которая может сопровождать простую фразу «Я тебя люблю», чем любую мелодию, которая соответствует второй фразе.

Если ваша мелодия не находит отклика у вашей аудитории, значит задача такой мелодии не выполнена. Слушатели предпочтут мелодию, которую легко напеть, и у такой мелодии будет эмоциональная отдача с их стороны. Поэтому пишите простые мелодии, если вы хотите, чтобы песня стала популярна среди самого большого круга слушателей.

Место названия в мелодии

После первого прослушивания мелодии, у слушателя в идеале не должно быть сомнений в какой части песни звучит ее название. Та часть мелодии, в которой звучит название, должна каким-то образом ограничить себя от остальной песни. Это может быть достигнуто с помощью использования некоторых техник, или их сочетания:

  • Изменение диапазона (название может быть пропето с использованием более высоких или низких нот, чем те, которые звучат в остальной части мелодии);
  • Изменение ритма (ритм, который отличается от ритма остальной мелодии, может выгодно подчеркнуть название песни);
  • Вставка пауз (название может быть выделено на фоне остальной мелодии, если вставить короткую паузу непосредственно перед мелодической фразой, содержащей мелодию).

Сочетание мелодии и слов

Хорошая песня написана таким образом, что мелодия естественно сочетается со словами, и наоборот. У радостной, счастливой мелодии песни должны быть слова, которые несут приятный, позитивный посыл. Если слова песни выражают грусть, они должны сопровождаться нотами, аккордами и музыкальными фразами, выражающими сходные чувства. Обычно минорные аккорды соответствуют чувству грусти, а мажорные – чувству радости.

Чтобы убедиться, что слова и мелодия соответствуют друг другу, полезно записать на диктофон мелодию без слов. Можете записать как инструментальный вариант мелодии, либо напеть а-капелла, используя любые бессмысленные слоги типа «ла-ла» или «та-ра-рам». После этого, слушая мелодию, вы сможете ответить себе на вопрос, какие чувства она выражает. Если ваш текст не соответствует этим чувствам, нужно его переписать, или переписать мелодию.

Несмотря на то, что и слова и музыка песни могут быть несколько раз переписаны и изменены, финальный вариант песни должен звучать так, чтобы любой слушатель не смог бы представить вашу мелодию с другими словами, или слова с другой мелодией.

Мелодия песни. Контрольный список вопросов

Распечатайте этот список и повесьте его там, где вы обычно пишете. Каждый раз, когда вы заканчиваете набросок песни, убедитесь, что мелодия песни отвечает этим пунктам:

  • Мелодию легко запомнить и спеть.
  • Мелодия не слишком сложна и не слишком «многословна».
  • Без текста ясно, где должно петься название песни.
  • Ритмические и мелодические фразы повторяются достаточно часто.
  • Мелодия и хорошо друг другу подходят.
  • Ритмический размер различаются в .
  • У мелодии не слишком большой диапазон, и большинство певцов могут ее пропеть.
  • Мелодические фразы короткие и запоминающиеся.
  • Мелодия содержит «сюрприз» - свежую, неожиданную ноту или аккорд.
  • У слушателя не возникает сомнения, где припев, а где – куплет.
  • Мелодию хочется слушать и без слов.

Об авторе. Александр Шульгин - композитор, артист и путешественник. За время своей карьеры в шоу-бизнесе, Александр сочинил множество песен, и некоторые из этих произведений стали бессмертными хитами, заняв свои прочные позиции в эфире российских музыкальных радиостанций. Сегодня Александр Шульгин путешествует по экзотическим странам и ведет свои блоги, где рассказывает своим читателям о мировых достопримечательностях и культурных особенностях разных народов мира.

Еще о сочинении музыки