Что такое пакет яровой и. Пакет яровой

29.07.2019 Социальные сети

Ответ редакции

Последнее обновление: 07.07.2016 г.

В четверг, 7 июля, президент РФ Владимир Путин , усиливающий уголовную ответственность за преступления террористической и экстремистской направленности. Также Путин поручил правительству контролировать ход реализации утвержденных инициатив.

«Говоря проще, правительство будет строго смотреть за тем, как будет реализовываться этот закон, и при необходимости, если будут выявляться действительно какие-то нежелательные проявления, правительство по поручению президента будет принимать соответствующие меры. То есть закон подписан в тандеме с перечнем поручений», — сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков .

Пакет антитеррористических законов в СМИ прозвали «пакетом Яровой», так как подготовила их председатель думского комитета по безопасности Ирина Яровая.

Лишение гражданства или свободы за «несообщение о преступлении»

Закон вводит статью УК (205.6) называется «несообщение о преступлении». По ней будут привлекать к ответственности тех, кто не сообщил правоохранительным органам «о лице/лицах, которые по достоверно известным сведениям готовят, совершают или совершили» преступления некоторых категорий. Закон вводит список из полутора десятков преступлений, о подготовке которых необходимо сообщить компетентным органам: от международного терроризма до вооруженного мятежа, направленного против территориальной целостности России. Максимальное наказание за недоносительство — лишение свободы на срок до одного года.

От ответственности по статье освобождаются люди, которые не стали сообщать о подготовке и совершении преступления их супругом или близким родственником.

Усиление ответственности за призывы к террористической деятельности

Закон усиливает ответственность за призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма в интернете. Теперь они будут приравнены к призывам в средствах массовой информации; за счет этого наказание за призывы к терроризму в интернете ужесточится. Максимальное — семь лет лишения свободы с дальнейшим запретом занимать некоторые должности на срок до пяти лет (до этого публичные призывы грозили лишением свободы на срок до пяти лет без дальнейших ограничений).

В документе уточняется, что к оправданию терроризма будут относить «публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».

Люди с непогашенной судимостью по «террористическим» статьям лишаются права покидать Россию

Власти вводят новую категорию невыездных. Права покидать Россию лишатся люди с непогашенной или неснятой судимостью за некоторые виды преступлений. Часть этих статей названа напрямую — по номерам. В основном они касаются преступлений, связанных с терроризмом: теракт, захват заложников и прочие. В этом же списке «насильственный захват или удержание власти», «посягательство на жизнь государственного деятеля», «вооруженный мятеж».

Операторы будут обязаны полгода хранить записи телефонных звонков и переписку пользователей

Операторов связи и «организаторов распространения информации» в интернете обяжут хранить на территории России записи звонков («голосовую информацию»), переписку, изображения, звуки, видео- и другие сообщения пользователей. Срок хранения — до шести месяцев с момента передачи, приема и/или обработки.

Информацию о факте приема или передачи сообщения или звонков (то есть не содержание, к примеру, переписки, а только сведения о том, что она состоялась) операторы должны будут хранить в течение трех лет. Все эти данные надо будет передавать в правоохранительные органы, если они понадобятся для оперативной работы.

Одновременно законопроект вводит в административный кодекс ответственность за использование «несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“». Для юридических лиц — штраф от 30 до 40 тысяч рублей с конфискацией нелегального средства.

Вводится понятие «миссионерская деятельность»

В статье о свободе совести и вероисповеданий, согласно принятым поправкам, появится определение понятия «миссионерская деятельность». Ею считается религиозная практика вне специальных заведений, кладбищ, мест почитания, религиозных школ — богослужения, церемонии, распространение литературы и других материалов, чтение проповедей. Также миссионерством признаётся «распространение веры и религиозных убеждений» через СМИ и в интернете.

При этом закон предусматривает, что миссионерской деятельностью смогут заниматься только представители зарегистрированных организаций и групп — или люди, которые заключили с ними официальный договор. Каждый миссионер должен иметь при себе документы с определенной информацией, подтверждающие его принадлежность к той или иной организации или группе.

Ужесточения наказаний за преступления экстремистской направленности

Публичные призывы к терроризму или его оправдание в интернете будут грозить штрафом до 1 млн рублей или лишением свободы на срок до 5-7 лет. Под публичным оправданием понимается «публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании». Участие в террористической организации предлагается карать тюремными сроками от 10 до 20 лет (сейчас от 5 до 10 лет).

Также ужесточается и наказание за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем, в том числе за рубежом: верхняя планка наказания по этой статье повышается на 5 лет.

УК дополняется новой статьей, вводящей наказание за склонение или вербовку для совершения массовых беспорядков. Такие действия будут наказываться штрафом в размере от 300 тыс. до 700 тыс. рублей либо лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Вводятся нижние планки наказания и по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), в частности, минимальный срок лишения свободы составит 3 года, максимальный - 6 лет. По аналогичному принципу ужесточается наказание за организацию деятельности экстремистской организации, экстремистского сообщества, финансирование экстремистской деятельности.

Кроме того, закон дает новое исчерпывающее определение финансированию терроризма. Под ним в том числе будет пониматься «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения» террористических преступлений.

Вводится статья о международном терроризме

В Уголовном кодексе появится новая статья — «Акт международного терроризма». По ней будут судить тех, кого обвинят в совершении теракта за пределами России, в результате которого погибли или пострадали российские граждане, а также тех, кто финансирует подготовку терактов. В качестве наказания статья допускает пожизненный срок лишения свободы.

Посылки почты проверят с помощью рентгена на предмет запрещённого содержимого

Закон вносит поправку, которая обяжет «операторов почтовой связи» («Почту России» и частные почтовые компании) следить за тем, чтобы в посылках не было ничего запрещенного. В список запрещенного для пересылки входят: деньги, оружие, наркотики, яды, скоропортящиеся продукты и вещества, которые могут навредить сотрудникам почты или повредить другие посылки. Проверять посылки предлагается с помощью рентгена, металлоискателей и других подобных устройств. Сотрудники могут задерживать и даже уничтожать посылки с запрещенными предметами.

Расширение уголовных статей, по которым можно судить с 14 лет

Закон расширяет список статей, по которым можно судить подростков, достигших 14-летнего возраста. Так им могут вменяться уголовные статьи за:

За международный терроризм;
. за участие в террористических сообществах, террористических организациях и незаконных вооруженных формированиях;
. за прохождение обучения терроризму;
. за участие в массовых беспорядках;
. за посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля и за нападения на лица и учреждения, которые пользуются международной защитой, а также за угон самолета, поезда или водного транспорта.
. за несообщение о преступлении.

Скандальные антитеррористические законопроекты Ирины Яровой приняты парламентом и подписаны Президентом РФ Владимиром Путиным 6 июля, вопреки надеждам правозащитников и операторов связи на президентское вето. Надежды на вето вообще было мало, потому что с 2013 года Президент РФ не пользовался этим правом. Закон мог бы остановить Совет Федерации, который крайне редко, но всё же пользуется своим правом вето. Но и этого не произошло. Законы вступят в силу 20 июля 2016 года, за исключением некоторых положений, вступающих в силу позже.

Законы были приняты в короткие сроки: за три месяца они прошли и Государственную Думу, и Совет Федерации, и Президента РФ.

Мы уже проводили , поэтому сейчас есть смысл остановиться на тех изменениях, которые были внесены в первоначальный текст проектов.

Федеральный закон от 06.07.2016 №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии терроризму“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» состоит из 19 статей, первоначальный проект был дополнен девятью статьями.

В первоначальной редакции законопроекта №1039149–6 содержалась норма, согласно которой в целях обеспечения координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по профилактике терроризма по решению Президента РФ могут формироваться органы из представителей этих органов. Эти органы могут принимать решения по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений. Решения оформляются актами указанных органов и являются обязательными. В итоговом варианте норма дополнена полномочием субъектов РФ установить административную ответственность за неисполнение этих решений, в случае если она не предусмотрена федеральным законом.

Статьи 2-4 были включены в текст законопроекта его авторами в процессе работы над ним, они посвящены полномочиям спецслужб. ФСБ и СВР наделяются правом получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на них обязанностей информационные системы и базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним.

В Федеральном законе «О ФСБ» исключается второе предложение из нормы следующего содержания: «Военнослужащие органов федеральной службы безопасности не несут ответственность за вред, причиненный лицам и организациям при применении боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы, если применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Возмещение такого вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Предполагается, что ответственность (гражданско-правовую) за причиненный законными действиями военнослужащих ФСБ несет сама ФСБ, однако исключение второго предложения из приведенной нормы вносит некоторую неопределенность в вопрос о том, будет ли ФСБ возмещать вред. При этом в Законе остаются общие положения о том, что государственные органы, организации и граждане вправе требовать от органов ФСБ возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного действиями должностных лиц органов ФСБ при исполнении ими служебных обязанностей.

Изменения в закон «Об оперативно-розыскной деятельности» вносят получение компьютерной информации в перечень оперативно-розыскных мероприятий. Мероприятия, связанные со снятием компьютерной информации, проводятся при участии ФСБ и органов внутренних дел только по судебному решению.

В закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» внесены изменения в части исключения выдачи обыкновенной гуманитарной визы лицам, осуществляющим профессиональную религиозную деятельность, в том числе миссионерскую. Первоначальное предложение о запрете на выезд из России в случае наличия у гражданина предостережения о недопустимости нарушения закона было исключено. Резонансная неконституционная статья 5 законопроекта, предполагавшая лишение гражданства РФ за совершение преступлений террористической направленности, также была исключена из закона по инициативе самих авторов законопроекта.

Возникает вопрос: когда законодатели Яровая и Озеров писали закон, они не знали, что другим законом запрещено лишать человека российского гражданства? А если знали, то зачем включили такое одиозное положение в проект? Как вариант - чтобы отвлечь внимание от других вопросов.

Уточнены некоторые положения закона «Об оружии»: конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия, а при производстве таких изделий и определенных видов оружия запрещается использовать основные части не только боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия, но и снятого с учета в государственных военизированных организациях, а также списанного (статья 6).

Большие изменения вносятся в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»: в него вводится новое понятие миссионерской деятельности и соответствующая глава. Данной главы не было в первоначальной редакции законопроекта.

Миссионерская деятельность - это деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, сети «Интернет» либо другими законными способами. Миссионерской деятельностью не может заниматься представительство иностранной религиозной организации. Однако российские религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями.

Закон запрещает осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе, которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо законом «О противодействии терроризму». Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на нарушение общественной безопасности и общественного порядка; осуществление экстремистской деятельности и другие деструктивные цели.

За нарушение правил осуществления миссионерской деятельности предусмотрена административная ответственность.

Статья 9 Федерального закона №374-ФЗ с изменениями в закон «О почтовой связи» также появилась в процессе работы над законопроектом. Закон дополняется обязанностью операторов почтовой связи принимать меры по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях запрещенных предметов и веществ. В этих целях могут использоваться рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение. По существу, закон зафиксировал то, что уже применяется на практике службой почтовой безопасности.

Самый большой резонанс вызвали изменения в закон «О связи». В итоговом документе число поправок увеличилось. Помимо резонансных поправок в закон вошла новая обязанность операторов связи прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах. Это означает, что могут перестать работать все «левые» сим-карты, выданные без указания паспортных данных в договоре, а также все сим-карты, использующиеся не тем лицом, на которое оформлен договор. За несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов вводится административная ответственность. Также в законе появилась обязанность операторов связи выдавать информацию о пользователях и оказанных им услугах связи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

В законе осталась норма о том, что операторы связи обязаны хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение трех лет. Однако следует предположить, что «информация о фактах» - это, по сути, так называемые логи, а не сама информация. В отношении самой информации - текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных сообщений пользователей услугами связи - установлен срок хранения до шести месяцев. Важно, что порядок, сроки и объем хранения указанной в информации устанавливаются Правительством РФ. То есть до того как Правительство РФ установит этот порядок норма фактически не будет действовать. Для данной нормы предусмотрена отсрочка вступления в силу на два года: она начнет действовать с 1 июля 2018 года.

Аналогичные правила хранения информации с аналогичными оговорками вводятся в отношении организаторов распространения информации в сети «Интернет». Кроме того, провайдеры обязаны при использовании в электронных сообщениях пользователей сети «Интернет» дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в ФСБ информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых электронных сообщений. Как эта обязанность будет реализовываться на практике, пока не очень понятно.

Изменения в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», предусмотренные статьей 6 законопроекта, оказались в статье 12 принятого Закона. Замечания Правового управления Госдумы и несоответствие данных норм предмету закона не стали препятствием для их сохранения в тексте. Кроме того, редакция была дополнена нормой о том, что при заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. За нарушение этой обязанности предусмотрена административная ответственность, формулировка уточнена в соответствии с замечаниями Правового управления Госдумы.

Федеральный закон от 06.07.2016 №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» также увеличил количество статей вдвое по сравнению с проектом - с двух до четырех статей. Однако изменений по сравнению с проектом не так много.

По статье 205.6 Уголовного кодекса РФ «Несообщение о преступлении» учтены замечания Правового управления Думы: максимальное наказание уменьшено с трех лет лишения свободы до одного года.

В статье 208 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем» санкции выросли по сравнению с тем, что было в проекте. В проекте закона предлагалось повысить на 2–3 года нижние пределы сроков лишения свободы, а в итоге на пять лет выросли и высшие пределы.

В статье 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», статье 282.3 «Финансирование экстремистской деятельности» предлагаемые безальтернативные санкции в виде лишения свободы с учетом замечаний юристов заменили на альтернативные - с наказаниями в виде штрафа, принудительных работ, лишения свободы.

Статья 282.4 «Содействие экстремистской деятельности» не вошла в итоговый закон.

Изменилась редакция изменений, которые вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В целом, закон, вносящий изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, практически не изменился по сравнению с первоначально внесенным проектом.

ВЫВОДЫ

1. «Антитеррористический пакет» Яровой был существенно доработан с учетом поправок, однако это привело к ужесточению закона. Из самых громких положений законопроекта в закон не вошло только лишение гражданства, ограничение на выезд и статья 282.4 «Содействие экстремистской деятельности». Все остальные положения сохранились. Например, статья 205.6 «Несообщение о преступлении» будет действовать с 20 июля 2016 года.

2. Закон был дополнен новыми нормами, в частности, изменениями в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в который вводится новое понятие миссионерской деятельности и соответствующая глава.

3. Закон дополнился полномочиями органов, осуществляющих ОРД, и органов безопасности получать удаленный доступ к любым информационным системам и базам данных, а также, по решению суда, компьютерную информацию (электронные сообщения частных лиц). Надо полагать, что у спецслужб и так есть доступ к информационным системам и компьютерной информации.

4. Шум вокруг законов Яровой стал сводиться к переживаниям операторов связи и интернет-провайдеров о повышении их расходов в связи с необходимостью соблюдения закона и шутками пользователей в интернете на тему «большой брат следит за тобой». Однако по поводу «слежки» нельзя утверждать, что со вступлением в силу закона что-то должно кардинально измениться в сторону тотального нарушения тайны сообщений. Также нет смысла возмущаться ужесточением ответственности за терроризм. Странно, что в Интернете не поднялся такой же шум, например, по поводу уголовной ответственности за недоносительство.

5. Акцентирование внимания общественности на заведомо одиозных и непроходных положениях законопроектов приводит к тому, что действительно важные, значимые нормы и законопроекты, которые могут привести к нарушению прав рядовых граждан (не террористов), остаются в тени.

С сегодняшнего дня начнёт действовать ряд поправок в законы, предложенные депутатом Ириной Яровой и направленные на противодействие терроризму и прочей противозаконной деятельности. Два года назад операторы утверждали, что техническая реализация ряда пунктов закона практически невозможна. В этом году они инвестировали в строительство новых хранилищ данных пару десятков миллиардов рублей и, в целом, готовы полностью отстроить всю необходимую инфраструктуру в течение трёх лет. Что изменится из-за "пакета Яровой" лично для нас?

О том, как появлялся когда-то "пакет Яровой", и о том, как его воспринимала общественность, я - два года назад. С тех пор многое, в том числе и пресловутый "пакет", значительно изменилось. Во-первых, требования закона стали не только понятнее, но и мягче, во-вторых, операторы и провайдеры в ходе рабочих встреч уяснили, чего от них хотят, и что они должны сделать, наконец, в-третьих, необходимость противодействия терроризму и в электронном пространстве.

Главное, что изменилось в "пакете" и что нужно знать вам: оператор или провайдер обязан хранить все данные о вашем телефонном звонке либо переписке с октября 2018 года в течение месяца с момента их совершения, а в дальнейшем - вплоть до полугода. Через месяц эта информация удаляется. Первоначально предполагалось, что данные сразу могут храниться до полугода и, исходя из этого, операторы утверждали, что им буквально придётся застроить цодами всю Сибирь.

Впрочем, проблемы были не только на стороне операторов. Поправки к законопроекту Яровой до последнего задерживали в реформированном ныне Минкомсвязи. Тем более из-за того, что последние поправки были сданы буквально "позавчера", Минюст вернул их на переоформление, поскольку не может зарегистрировать документы, созданные не существующим уже министерством. После того как последние документы будут переоформлены, закон начнёт действовать полноценно и всеобъемлюще.

Прослушка или перлюстрация же вашей переписки спецслужбами или правоохранительными органами, в связи с вступлением закона в силу, по-прежнему будут невозможны без санкции прокуратуры, Следственного комитета или органов судебной власти. То есть, говоря проще, если вы никак не нарушаете закон, вашу ругань, милования, адюльтеры, деловую переписку или любое другое общение никто никоим образом прочитать или обнаружить не сможет.

С другой стороны, изменения, вступающие в силу, напротив, в некоторых случаях могут оказаться полезными. В России, как и во многих других странах, юридическую силу имеют в том числе и устные договорённости. Будь то договор аренды или договор купли-продажи автомобиля. Если ваш партнёр по каким-то причинам нарушает условия договора, вы с помощью установленной процедуры сможете затребовать доступ к своей переписке и предъявить её в качестве доказательств в суде. Эти доказательства будут иметь юридическую силу и в перспективе помогут разрешению многих споров между гражданами.

Шифрование вашей переписки, шифрование ваших телефонных разговоров, точнее их защита от взлома в сетях связи, сохранится в полном объёме и никаким изменениям подвергаться не будет. Ключи шифрования, например для декодирования переписки в мессенджере, правоохранительные органы также смогут получать исключительно после имеющегося разрешения или достаточной мотивации (открытие уголовного дела, судебный запрос и тому подобное).

Москва. 1 июля. сайт - С 1 июля в РФ вступил в силу пакет антитеррористических поправок в законодательство (так называемый "Закон Яровой"), подписанный президентом 7 июля 2016 года. Согласно документу, операторы связи и интернет-компании обязаны хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей в срок до шести месяцев. Вслед за законом был подписан перечень поручений правительству в части разъяснения правил хранения.

В апреле 2018 года правительство утвердило правила для операторов связи. Согласно постановлению, которое вступило в силу также с 1 июля, телеком-компании обязаны будут хранить аудиозаписи разговоров и SMS-сообщения пользователей в течение шести месяцев. При этом правительство дало отсрочку для операторов в части хранения пользовательского интернет-трафика. Так, с 1 октября 2018 года операторы связи должны будут хранить весь интернет-трафик пользователей за последние 30 суток в течение шести месяцев. При этом емкость технических средств хранения будет увеличиваться ежегодно на 15% в течение 5 лет с даты ввода их в эксплуатацию.

Данные можно хранить на серверах других операторов, но по предварительному согласованию с ФСБ.

Разъяснения для интернет-компаний правительство опубликовало 28 июня, за пять дней до вступления в силу закона. В отличие от операторов связи, интернет-сервисы не получили отсрочку по хранению пользовательских данных. Согласно постановлению, записи переговоров в интернете, текстовые сообщения, видео- и иной контент, пересылаемый их пользователями, должен храниться полгода. Речь идет о пользователях, осуществляющих доступ в интернет на территории России или с использованием телефона российского сотового оператора.

"Закон Яровой" в течение последних двух лет подвергается критике со стороны отрасли. Бизнес и государство активно обсуждали возможность смягчения требований в части объемов и сроков хранения данных, также предлагалось отложить вступление в силу закона.

Обязанность хранить большие массивы данных, часть которых дублирует друг друга несколько раз, требует масштабных капитальных затрат со стороны бизнеса, заявляли представители отрасли.

Ранее большая тройка операторов связи озвучила свои оценки на исполнение закона в течение пяти лет. "Мегафон" заложил в бюджет 35-40 млрд рублей, VEON оценивает затраты в 45 млрд рублей, "МТС" - 60 млрд рублей. ПАО "Ростелеком" вовсе назвало "затруднительным" выполнить требования по исполнению "Закона Яровой" из-за нехватки оборудования на рынке. Интернет-компании не дают оценок затрат на реализацию закона.

Зако́н Ярово́й (также паке́т Яровой или пакет Яровой-Озерова) - два законопроекта, декларировавшиеся их авторами как имеющие антитеррористическую направленность, были приняты в России в июле 2016 года. В СМИ и общественных дискуссиях закон стали называть именем одного из его авторов - Ирины Яровой . Пакет состоит из двух федеральных законов :

Поправки, вносимые этим набором дополнений в федеральное законодательство, можно условно разделить на следующие части:

История принятия

13 мая 2016 года законопроект был принят Госдумой в первом чтении , до этого получив одобрение Правительства (потребовавшего лишь доработать пункт касательно операторов связи ) и возглавляемого Яровой Комитета по безопасности. 24 июня закон успешно проведен через 2-е и 3-е чтение в Думе. 7 июля 2016 года пакет подписан Президентом РФ В. В. Путиным . В итоговой версии документа, которая была направлена на рассмотрение Совета Федерации, срок хранения данных о фактах передачи информации пользователями был сокращён с трёх лет до одного года .

Поправки, дающие Правительству полномочия обязывать операторов связи хранить записи телефонных разговоров, SMS и интернет-трафик пользователей сроком 6 месяцев, должны были вступить в силу 1 июля 2018 года . При этом, как это следует из поправок, указанная информация должна была храниться исключительно на территории России. Однако 19 июля 2016 член Совета Федерации Антон Беляков внёс законопроект о переносе срока вступления в силу этих поправок на 2023 год .

Законопроекты приняты Думой во втором и третьем чтениях 24.06.2016 , на последнем пленарном заседании VI созыва . Во втором чтении за проект 1039101-6 получено 276 голосов (61 %) , в третьем - 277 (61 %) . За проект 1039149-6 - 266 голосов во 2 чтении и 287 в 3 чтении . За проекты проголосовали все представители партии Единая Россия и около 40-50 депутатов партии Справедливая Россия.

Среди нововведений содержатся повышение срока по ряду уголовных статей, введение дополнительных причин для запрета на выезд и въезд, повышение срока хранения операторами мобильной связи информации о фактах приёма, передачи и содержимого голосовой информации и сообщений (от полугода до трёх лет) , дозволение следователям получать информацию из электронной переписки , лишение гражданства (убрали из закона) для совершивших террористические и экстремистские действия, введение понятия «акт международного терроризма» и введение уголовной ответственности за недоносительство.

«Пакет Яровой» состоит из двух законопроектов:

Уголовный кодекс

Первый законопроект дополнил уголовный кодекс России тремя новыми составами преступления - несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности и совершение акта международного терроризма.

Хранение интернет-трафика

Второй законопроект обязывает операторов связи хранить звонки и сообщения абонентов за период, определяемый Правительством Российской Федерации (но не более, чем за 6 месяцев) в соответствии с 64-й статьей федерального закона «О связи», а информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков - 3 года .

Согласно проекту приказа Минкомсвязи, интернет-компании и сервисы должны хранить и предоставлять спецслужбам: псевдоним, дату рождения, адрес, фамилию, имя, отчество, паспортные данные, языки, которыми владеет пользователь, список его родственников, текст сообщений, аудио- и видеозаписи, адрес электронной почты, дату и время авторизации и выхода из информационного сервиса, наименование программы-клиента .

12 апреля 2018 года правительство РФ подписало постановление о том, что с 1 октября 2018 года операторы связи обязаны хранить в течение 30 суток текстовые, голосовые, видео- и другие сообщения пользователей. Далее оператор обязан увеличивать объем хранения на 15 процентов в год.

Средства шифрования

Законопроект устанавливает запрет на использование несертифицированных средств кодирования (шифрования). За нарушение этого запрета нарушителю грозит штраф в размере от 3 000 до 5 000 руб. с конфискацией средств шифрования . В Федеральной службе безопасности уточнили, что обязательная сертификация средств кодирования (шифрования) требуется только при передаче сведений, составляющих государственную тайну , поэтому сертификации систем мгновенного обмена сообщениями (месенджеров), таких как Telegram , WhatsApp и прочих при передаче сведений не составляющих гостайну, не требуется .

Также «закон Яровой» обязывает организаторов распространения информации в интернете декодировать сообщения пользователей. По требованию ФСБ компании должны будут предоставлять ключи к зашифрованному трафику.

Деятельность религиозных организаций

Закон также накладывает ограничения на деятельность религиозных организаций. В частности, устанавливается закрытый перечень мест, в которых допускается миссионерская деятельность, также вводится запрет миссионерской деятельности в жилых помещениях (кроме проведения религиозных обрядов и богослужений) .

При ведении миссионерской деятельности закон обязывает миссионеров иметь пакет документов, подтверждающих их полномочия. Вводится ограничение на участие иностранцев, въехавших в Россию по приглашению религиозной организации, на миссионерскую деятельность от имени иных религиозных организаций. Вводится запрет на миссионерскую деятельность, направленную против общественной безопасности, общественного порядка, прав и свобод личности и ряда иных целей

Оценки

Директор отдела анализа и контроля рисков, информационной безопасности PwC в России Роман Чаплыгин отмечал, что исполнение закона может привести к созданию хранилищ данных с большим объёмом накопленной информации, которые могут стать привлекательной целью для злоумышленников и спровоцировать рост числа кибератак. При этом угрозой конфиденциальности могут стать недобросовестные сотрудники, обладающие доступом к данным .

Пакет законопроектов критиковали Правовое управления Государственной думы [ ] , Совет по правам человека при президенте РФ (заместитель председателя - правозащитник Евгений Бобров и член - директор информационно-аналитического центра «Сова» и вице-президент и главный редактор информационно-исследовательского центра «Панорама» Александр Верховский) , министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров , депутаты КПРФ [кто? ] и ЛДПР (в частности В. В. Жириновский ), а также интернет-издание Meduza за жёсткость, внесудебность, нарушение прав граждан и регламента.

Затраты на реализацию

Авторы законопроекта заявляли, что бюджетных денег для его реализации не потребуется . Как отмечала газета «Ведомости», это вполне возможно в случае, если оборудование для сбора информации закупят операторы, а в центры хранения данных вложатся инвесторы (в роли потенциальных инвесторов упоминались Ростех и Ростелеком) .

На реализацию требований «закона Яровой» потребуются следующие затраты:

Для сравнения: ВВП России в 2015 году в текущих ценах составил около 80 трлн рублей .

После принятия закона акции российских операторов сотовой связи упали в цене: акции МТС упали на 2,5 %, МегаФона - на 1 % .

За полгода (максимально возможный срок, которым Правительство может в будущем обязать операторов связи хранить информацию) абонентами сотовой связи в России создается порядка 700 млрд минут телефонных переговоров и 50 млрд SMS-сообщений, а также потребляется 6 Эксабайт интернет-трафика . Для снижения затрат на хранение записей телефонных разговоров российская компания Spirit предложила алгоритм сжатия этих данных, сжимающий до 1 МБ голосовую запись длительностью 2 часа . Таким образом, при использовании этого алгоритма для хранения 700 млрд минут телефонных переговоров понадобится хранилище ёмкостью около 6 петабайт .

Уже после подписания этого закона Президентом выяснилось, что оборудования, необходимого для хранения таких гигантских объёмов данных, нет не только в России, но и во всём мире. В связи с этим Путин распорядился запустить собственное производство необходимого аппаратного обеспечения . К 1 сентября 2016 года он также поручил проанализировать возможность, сроки и затраты на организацию производства отечественного оборудования и программного обеспечения, нужного для хранения и обработки данных.

Виктор Озеров оценивал ежегодные затраты операторов связи на хранение трафика в 3 млрд руб. Такой вывод он сделал на основе расчётов правительственных экспертов об исполнении закона в Москве (там сумма равнялась 287 млн рублей) .

Летом 2017 года рабочая группа РСПП выступила с предложением выбрать, кто будет оплачивать расходы (государство или пользователи). Согласно расчётам организации, реализация закона в нынешнем виде будет означать рост тарифов на услуги мобильной связи на 180 %, на проводной интернет - на 1257 % .

На выполнение требований закона Яровой Билайн в течение 5 лет планировал потратить 45, Мегафон - 35-40, МТС - 60 млрд руб. Агентство Fitch оценивало чистые убытки в 2,5-3,3 % от общей выручки, по сравнению с 2017 годом рост капитальных инвестиций составлял 14-23 %. В июне 2018 года интернет-операторы начали повышение тарифов на 8-10 %, которое оправдывали затратами на закупку требуемого по законопроекту оборудования.

Хранение интернет-трафика

Соавтор закона Виктор Озеров среди возможных исполнителей указывал Ростех . Дочерняя структура этой фирмы - Национальный центр информатизации, по данным газеты «Ведомости» , предлагала создать единый центр хранения и обработки данных, который бы предоставлял операторам связи «соответствующие услуги». Возможными выгодоприобретателями это издание также называло «Ростелеком », предложивший создать систему хранения данных на базе мощностей, которые сейчас используются поисковиком «Спутник » .

Оценки размера сохраняемого трафика:

Оценки суммарных пропускных способностей сетей передачи данных.

Из этих данных:

Крупнейшие хранилища данных

В 2011 году было объявлено о постройке компанией IBM для неназванного заказчика крупнейшего на тот момент хранилища данных размером 120 петабайт , а в 2014 году компания Backblaze (англ. ) объявила о вводе в эксплуатацию хранилища данных объёмом до 500 петабайт, построенного в Калифорнии неподалёку от Сакраменто (на ноябрь 2013 - 75 петабайт) .

В России в 2015 году были созданы хранилища данных в интересах ФНС (2 петабайта с потенциалом до 10) и Минфина (до 5 петабайт) .->

Петиции и протесты против закона Яровой

12 апреля 2016 года было получено отрицательное экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на законопроект .

На следующий день после подписания этого законопроекта Путиным на сайте Российской общественной инициативы появилась петиция, призывающая отменить этот закон , набравшая за первый день более 10 000 подписей , что является удивительным промежуточным успехом , и в итоге меньше чем за месяц набрала все 100 000 подписей , необходимых для рассмотрения инициативы . 16 августа 2016 года инициатива была направлена руководителю экспертной рабочей группы при правительстве министру по вопросам Открытого правительства М. Абызову . 19 января 2017 года экспертная рабочая группа сочла недопустимой отмену так называемого «закона Яровой». «Недопустима отмена фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы, в угоду интересов отдельной группы коммерсантов» - указано в перечне выводов по итогам заседания, на котором обсуждалась петиция об отмене «закона Яровой».