Цап asus xonar essence stu отзывы. Технические измерения ASUS Essence STU

30.10.2019 Android

Проблема решена

Достоинства: Отличная карта, при правильной настройке, наушниках. Плюс, что есть регулировка уровня усиления выхода наушников (3 варианта). Отличное качество изготовления. Цена думаю вполне оправдана (при правильном подходе). Недостатки: Основной недостаток вижу, в регулировке громкости, как понимаю регулирование происходит за счет повышения разрядности до 24 или 32 бит и пересчет уровней, хотя для 16 битного сигнала деградации прямой не происходит, но выход работает на пониженных напряжениях, что относительно макимального выхода должно ухудшать параметры, такие как шум, динамический диапазон, искажения могут менятся, конечно если использовать выход для наушников...Но в целом это относится ко всем встроенным звуковым картам этого класса. Комментарий: Карта отъигрывает свои возможности при хорошем блоке питания, хороших наушниках вроде Sennheiser HD 650 или AKG K550 и грамотной программной настройке. В общем лучший и думаю максимальный звук получается (конечно на моей системе): APlayer Игоря Антонова, последнюю версию (2.9) можно скачать на сайте http://vv.uka.ru/aplayer.html , при проигрывании лучше использовать ASIO, причем не тот который идет по умолчанию в папке с плеером, а пока ещё опытный вариант, который позволяет регулировать громкость через ASIO, комплектный драйвер в плеере у меня на Windows 7 не позволяет регулировать громкость ни микшером, ни плеером. Скачать драйвер можно с того же сайта http://vv.uka.ru/out_asio_new.rar . Плеер простой и без установки, поэтому и звучит отлично, потому, что точная передача и минимум операции ЦП, за счет этого снижается джиттер, это не миф, это реально измеряется (на форуме IXBT по плееру есть реальные графики, разница хорошо видна, выигрывает у foobara2000, конечно на той системе где измеряли, на другой системе может быть по другому), новый драйвер просто заменяется в папке с программой. На панели плеера правой кнопкой выбирается "Режим вывода..." и там можно выбрать ASIO (нужно поставить галочку для управления уровнем, если не стоит). Вот в общем-то и всё...Ещё не плохо звучит XMPlay 3.6 тоже через ASIO можно настроить или по умолчанию, но на мой взгляд APlayer лучший, даже через директ саунд хорошо играет! На других программных плеерах, вроде foobar2000 через ASIO, AIMP 3 тоже через ASIO, WinAmp и пр. на моей системе звучание катры не интересное, но похоже это не карта, это влияние джиттера. Кто разочаровался ST попробуйте мой вариант, возможно сильно удивитесь, разница конечно не фатальная, она в мелочах, в объеме, размере звука, при длительном прослушивании особенно сильно это заметно.

Как говорится в фирменном пресс-релизе, новый USB ЦАП ASUS Xonar Essence STU построен по схемотехнике популярных внутренних звуковых карт Xonar Essence ST/ STX (различаются интерфейсами, у первой — PCI, у второй PCI-E). Можно подумать, что внутренняя аудиоплата выбралась из глубины компьютерного корпуса и превратилась во внешний аудиоинтерфейс с подключением по USB (отсюда и буква «и» в обозначении). Но мне всё же кажется, что перед нами не компьютерный девайс, а полноценный ЦАП. А значит, сбываются прогнозы о том, что ASUS всерьёз выходит на Hi-Fi-рынок.

В чём на самом деле главное отличие производителей компьютерной техники от Hi-Fi-брэндов? В настоящее время это почти исключительно модель дистрибуции: первые распространяют продукцию в основном через IT-каналы, вторые — через AV-салоны и магазины бытовой электроники. Однако в последнее время и эта граница постепенно размывается. Чем, к примеру, различаются ассортименты торговых сетей «Юлмарт» и «М.видео»? Только тем, что в первой чрезвычайно богат выбор компьютеров и комплектующих, а во второй приоритет отдан бытовой и AV-аппаратуре, хотя и там и там можно, к примеру, приобрести ноутбук или десктоп, компьютерную периферию, ЖК-телевизор, видеокамеру или мультиварку.

Как бы то ни было, но модель дистрибуции практически не связана с техническими особенностями товара. И если отвлечься от рыночной специализации брэндов, можно обнаружить, что ЦАП Musical Fidelity M1 SDAC по своей сути ближе к компьютерным аудиоинтерфейсам, поскольку в нём задействован модуль АЦП (хотя цифровой поток не передаётся для записи в компьютер, а выводится на цифровые выходы), а у ASUS Xonar Essence STU оцифровка аналога вообще не предусмотрена, а потому он ближе по функциональности к традиционным ЦАПам, которые, между прочим, приобрели USB-интерфейс относительно недавно. Впрочем, для нас, то есть людей, покупающих технику, совершенно не важно, как позиционирует себя производитель, нам интересно, как аппаратура работает. Вот это мы сейчас и выясним.

снаружи и внутри

Очень симпатичная и качественная упаковка — в этом деле ASUS знает толк. В комплекте: кабель USB (на первое время его хватит), переходник для наушников с джека 3,5 мм на разъём 6,3 мм, диск с драйверами, бумажная документация и внешний адаптер питания. На тыловой панели: USB, Toslink и коаксиальный входы, выход аналог стерео на солидных RCA-разъёмах, а также переключатель HP Gain (о нём — позже).

На лицевой панели, кроме регуляторов громкости, кнопка выбора входов и ряд индикаторов на белых светодиодах, включая Bit perfect и HP Gain. Очень симпатично. Блок питания — импульсный и совсем махонький, хотя на нём написано, что он способен отдавать в нагрузку 3 А — чудеса технологий!

Внешне Xonar Essence STU разительно отличается от вышедшего ранее ЦАПа Xonar Essence One: компактный, поверхности прямые со сглаженными углами.

Корпус выполнен из металла, но на фото выглядит как пластиковый, видимо, из-за скромной серой окраски — людям, которые не видели ЦАП «живьём», этот дизайн чаще всего не нравится. Но в реальности аппарат выглядит, на мой вкус, весьма привлекательным и прекрасно вписывается в музыкальную систему с традиционными Hi-Fi-компонентами. Чего не скажешь, кстати, о Xonar Essence One с его подчёркнуто эффектным оформлением, явно рассчитанным на компьютерную молодёжь.

Схожесть по конструкции с PCI-моделями подтверждается совпадениями по комплектующим: используются тот же чип цифро-аналогового конвертора Texas Instruments РСМ1792А, усилитель для наушников на микросхеме ТРА6120А2, электролиты Nichicon Fine Gold. Однако в перечне операционных усилителей (из которых четыре установлены в «кроватки» для лёгкой замены) нет бюджетных ОУ NJM2114, но зато есть вполне приличные ОРА2132. Плёночные конденсаторы — WIMA FKP2.

А вот наиболее существенное отличие от старшей модели — в том, что у One два 32-битных чипа РСМ1795 в дифференциальном включении, а у STU — один 24-битный РСМ1792А, как и у ST/STX. Именно это, очевидно, объясняет более высокий уровень шумов у STU, даже больший, чем у внутренних моделей ST/STX.

Управление громкостью — как у более дорогого One: уровень на линейных выходах и разъёме для головных телефонов корректируется отдельными регуляторами. Переключатель степени усиления для наушников HP Gain необходим, чтобы выровнять уровень громкости у низко- и высокоомных моделей. Контактной группы, отключающей линейный выход, нет, и это, на мой взгляд, хорошо: надёжные и не влияющие на звук контакты обходятся недёшево, поэтому в бюджетном аппарате от них лучше вообще отказаться. Вы же знаете: иногда, чтобы найти, надо что-то потерять.

по большому счёту

Начинаю с установки драйверов на музыкальный компьютер, который служит цифровым источником — в моей системе вывод осуществляется через PCI-карту Xonar Essence ST. Но её драйверы для тестируемого ЦАПа не подходят из-за разных интерфейсов связи с ПК, приходится ставить отдельные. Процесс проходит успешно, и в настройках вывода в проигрывателе Foobar2000 появляется интерфейс ASIO Xonar Essence STU. Переключение между ним и выводом звука на референсный источник осуществляется там же.

Регулятор громкости ЦАПа ставлю на максимум, чтобы свести к минимуму его влияние.

Играет на удивление комфортно и приятно. Хотя и возникает странное ощущение «зализанности». Но, может, это хорошо? Мельчайшие детали слышны, перкуссия «остренькая». Басы округлые и отчётливые. Звуковые образы чётко сфокусированы, и вместе с тем они плотные, телесные. Динамика слегка сглажена, но экспрессивность от этого не страдает. Главное — нет резкости при сохранении чёткости и детальности. Панорама достаточно глубокая, расположение инструментов на сцене близко к реальному.

Роскошно играет блюз. Без грязи и «гаражности», всё так же комфортно и приятно. У этого аппарата есть свой звуковой почерк, и это хорошо. Тем более что при переходе на коаксиальный вход ощущение заглаженности сходит на нет. А при воспроизведении записей в 192 кГц вообще очень трудно к чему-либо придраться.

Референсный ЦАП чуть более подробен, передаёт больше звуковой информации. Не создаёт ощущения приглаженности, напротив, он абсолютно беспристрастен и реалистичен. Лучше отображает динамические контрасты. И разница в подаче материала 44,1 кГц и 192 кГц у него минимальна. Хотя различия в звуке у двух конверторов отнюдь не столь велики, как соотношение их стоимости.

Как писал выше, при подключении наушников выход на колонки сам не отключается — надо убрать громкость левым регулятором и вывести правым. Играет усилитель достойно и, думаю, вполне способен избавить от необходимости покупать отдельный аппарат. Правда, на тяжёлом роке ему явно не хватает питания (речь идёт, скорее, о его способности быстро отдавать ток в нагрузку). У ЦАПа ASUS Xonar Essence One усилитель для наушников построен на той же микросхеме, но проблем с интенсивными жанрами не наблюдалось. Понятно, ведь у него блок питания встроенный и линейный. Так что любителям хэви подумать о дополнительном усилителе всё же придётся. Хотя есть и более доступный способ решения проблемы. Например, приобрести блок питания посильнее. Приличный импульсный адаптер 12 В/6,6 А можно найти по цене менее тысячи рублей. Идеальный вариант — линейный стабилизированный блок питания с ёмким банком конденсаторов — обойдётся подороже, но овчинка стоит выделки. С таким «тюнингом» встроенный усилитель для наушников должен работать лучше. Возможно, и сам ЦАП тоже.

STU обладает чрезвычайно привлекательным соотношением качество/ цена, а значит, его будущая популярность не вызывает у меня сомнений.

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. Сборник «Burmeister Reference CD II». FLAC 44,1 кГц/16 бит
2. Beth Hart & Joe Bonamassa, «Don"t Explain». FLAC 44,1 кГц/16 бит
3. «Tutti!». Оркестровый сэмплер. FLAC 44,1 кГц/16 бит
4. «McIntosh Spectacular Reference». FLAC 192 кГц/24 бита
5. Deep Purple, «Machine Head». FLAC 96 кГц/24 бита
6. Black Sabbath, «13». FLAC 44,1 кГц/16 бит

ПОРАДОВАЛО
Точный, подробный и комфортный звук. Встроенный усилитель для головных телефонов с отдельной регулировкой громкости. USB-драйвер с поддержкой ASIO.

ОГОРЧИЛО
Слабоват блок питания. Видимо, из-за этого усилитель в сочетании с 600-омными наушниками хорошо справляется только со спокойными музыкальными жанрами.

ASUS Xonar Essence STU
Производитель: ASUSTeK Computer Inc.
(Тайвань)
www.asus.com
Отношение сигнал/шум (А-взвешенное): на линейном выходе 120 дБ, на выходе для наушников 117 дБ
THD + шум (А-взвешенное): на линейном выходе -108 дБ, на выходе для наушников -101 дБ
Выходное напряжение (RMS): на линейном выходе 2,0 В, на выходе для наушников 7,0 В
Диапазон частот (-3 дБ, 24 бит/192 кГц): 10— 48000 Гц I
Потребление энергии (максимум): 12 Вт I
Выходы: аналог стерео (2 х RCA). на наушники (6,3 мм)
Входы: USB 2.0, коаксиальный (RCA), оптический (Toslink), аналог стерео (3,5 мм)
Габариты: 210 х 36 х 172 мм
Масса: 0,725 кг
Цена: 11200 руб.

Комплектующие:
Процессор USB-аудио: C-Media CMI6631A II S/PDIF-приёмник Tl РСМ9211 II ЦАП Tl РСМ1792А
Операционные усилители с возможностью замены пользователем: LME49720 х2, LM4562 xl, 0РА2132 х1 II ОУ на аналоговом выходе LM4562
Усилитель для наушников ТРА6120А2 I
Конденсаторы плёночные WIMA FKP2, электролитические Nichicon Fine Gold

Текст: Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
По материалам издания Салон Audio Video

Какие возможности появляются у фирмы, когда объём её годовой выручки переваливает за 14 млрд. долларов? "Почти любые", скажите вы, глядя на компанию ASUS - и будете почти правы. Но если речь идёт о таком бизнесе как компьютеры, не следует отождествлять огромные производственные мощности и хорошую репутацию фирмы с налаженной инфраструктурой в области hi-fi техники.

Розничная цена: $399

Когда тайванский гигант решил-таки поместить свои лучшие модели звуковых карт во внешние корпуса (вспомним звуковую карту Xonar Essense One, недавно протестированную нами и получившую награды), получился очень хороший асинхронный 24/192 ЦАП /предварительный усилитель/усилитель для наушников - который, увы, было достаточно сложно продавать через традиционные дилерские сети, не предназначенные для продажи аудиотоваров. Собственное звуковое инженерное подразделение фирмы ASUS доказало на деле, что их наработки в области аудио "не лыком шиты". Тем не менее, я опасался, что объёмы продаж звуковой карты Xonar Essense One, несмотря на все комплименты, расточаемые ей экспертами, окажутся несоразмерно малы. Фактически, так и получилось. А вы можете себе представить, чтобы среднестатистический потребитель, выбирающий себе ноутбук ASUS в ближайшем магазине "MediaMart", вдруг отвалил бы за внешнюю звуковую карту (ЦАП) цену, сопоставимую с ценой самого компьютера ($899), после того как вдумчиво протестировал её с помощью наушников Audeze LCD-X и файлов высокого разрешения, воспроизводимых… каким, собственно, источником? Фантасмагория да и только!
"Сделай ЦАП и покупатели сами за ним придут". А вот фиг вам! После моего обзора Xonar Essense One мой электронный ящик был буквально засыпан письмами от читателей с одним и тем же вопросом: где и как можно купить эту карту? Продавцы в местных компьютерных магазинах разводили руками и говорили, что ничего не знают о существовании такой модели. Читатели докучливо вопрошали, какого чёрта я вообще берусь тестировать какие-то полумифические аппараты? Ладно, забыли. Переворачиваем страницу истории. Наступил новый день - встречаем модель STU ($399). Вот с такой суммой на ценнике дистрибьюторам ASUS продавать новинку будет гораздо легче. Если с помощью прилагающейся подставки поставить этот ЦАП вертикально, внешне его с трудом отличишь от NuForce. И это - вовсе не случайность. NuForce уже проник на европейский рынок массовой электроники, закрепиться на котором ASUS ещё только предстоит.

Проблема, собственно, вот в чём. Традиционные дилеры hi-fi-техники вымирают. На плаву остаются лишь магазинчики, торгующие всякой электронной и электрической всячиной - начиная от холодильников и кончая телевизорами. Они - не те места, куда мы обычно ходили в прошлом за высококлассной аудиоаппаратурой, не так ли? Но жизнь-то продолжается. В таких условиях выживают лишь производители, ориентирующиеся на большие торговые сети и способные работать с ними на их же условиях. Обычные hi-fi-бутики работать в подобных условиях, увы, не могут - в отличие от, скажем, гигантских корпораций вроде Apple, Samsung, Sony и т.д. Вуаля! Знакомимся с ASUS Xonar Essence STU.

Что такое - STU? Говоришь, что это - твой дядя, давным-давно потерявшийся в Тихуане? Хм… Впрочем, если полное имя твоего родственника звучит так: "Усилитель для наушников на базе TPA6120A2, с соотношением сигнал/шум 120 дБ, возможностью подключать наушники 600 Ом, с асинхронным USB-приёмником C-Media CM6631A, с цифро-аналоговым преобразователем PCM 1792A, с зеркальной схемотехникой, с конденсаторами Wima FKP2 и Nichicon Finegold, с прецизионной регулировкой генератора тактовых импульсов, с возможностью "горячей" замены операционных усилителей, с переключением уровня усиления сигнала, с двумя отдельными регуляторами громкости - для наушников и для выхода предусилителя, двумя цифровыми и одним аналоговым входными разъёмам, с операционными усилителями TI NS-LME49720 и 4562NA в стандартной комплектации, но с возможностью их замены на другие в трёх разных точках схемы", то STU, выходит, и правда - твой дядя. Передавай ему привет от меня!

Если вам мало возможности поиграться вволю с заменой операционников и мало двух отдельных регуляторов громкости, STU может похвастаться ещё двумя "фишками" в виде внутренних перемычек, которые не часто встретишь в этой ценовой категории: отключаемый серводвигатель постоянного тока и отключение регулировки громкости.

Таким образом, этот аппарат готов к апгрейду и без труда способен превратиться в ЦАП, подключаемый в дальнейшем к отдельному предварительному усилителю - при этом такой апгрейд никак не повлияет на аттенюатор сигнала для наушников.
Герой нашего обзора имеет светодиод, загорающийся при работе в режиме "bit perfect" (точная побитовая передача сигнала) - а это означает поддержку драйвера ASIO. Чувствуется, что тайваньские аудиоинженеры действительно постарались на славу и "нашпиговали" нашего бюджетного новичка функциями, присущими более дорогим моделям hi-end - при этом они оснастили своё детище интерфейсом, который не отпугнёт даже самого неопытного пользователя, спрятали внутри пару "приятных сюрпризов" для более отважных пользователей и, наконец, предложили его по "вкусной" цене новой целевой аудитории, которую, как твердят все в hi-fi-кругах, мы должны "взращивать и лелеять". Когда все вокруг лишь заламывают руки и болтают, приятно видеть, как кто-то пытается реально что-то сделать для изменения ситуации.

STU поставляется во внушительного вида коробке с инструкцией Quick Start на разных языках. Глядя на такую упаковку, понимаешь, что держишь в руках изделие мега-корпорации. Не всякая фирма может себе позволить "заморачиваться" на упаковочную коробку такого качества ради бюджетной модели стоимостью всего $399.

Впрочем, после того, как модель вынимаешь из коробки и берёшь в руки её плоский корпус, возникает ощущение, что держишь в руках дешёвую "жестянку": подставка сделана из пластмассы, а не из механически обработанного алюминия; небольшого размера импульсный блок питания в виде "кирпичика" имеет разъём под "восьмёрку", а не 3-х штырьковый IEC - т.е. использовать его вы сможете лишь с входящим в поставку шнуром электропитания. Так что обольщаться слишком тоже не стоит.

Впрочем, ни на лицевой, ни на верхней или боковых поверхностях корпуса визуально никаких крепёжных деталей обнаружить не удалось. Не зная, как снять эту - судя по виду, явно защёлкивающуюся - крышку, не отломав при этом попутно что-нибудь, я благоразумно решил спросить об этом Раджу. Он прислал на мой электронный адрес схему разборки в PDF. Оказалось, нужно было вывернуть шесть болтиков снизу, а затем использовать ногти на пальцах. Ничего сложного. Не забудьте сначала надавить на крышку, чтобы отсоединить её от лицевой панели (она к ней прищёлкивается). Иначе сломаете себе ногти.

Снаружи имеются два регулятора громкости; сделаны они довольно качественно - никакой хлипкости или люфта. Хорошей оценки также заслуживают прочные разъёмы RCA, надёжно прикреплённые к корпусу, и переключатель коэффициента усиления для наушников. В целом, аппарат, несмотря на свой лёгкий вес, внешне производит хорошее впечатление и выглядит по-своему элегантно.

Подключив к ЦАПу в качестве источника Astell&Kern AK100, модифицированный Red Wine Audio, с помощью самого лучшего оптического кабеля Diamond фирмы AudioQuest, я, наконец-то, получил первые впечатления от звука - он был плотным и неоднозначным. Зернистое, немного тусклое звучание с полупрозрачным, вымученным разрешением. Так звучит выход на наушники в iPod. Или iTunes из неоптимизированного ноутбука без специального программного плеера. Но откуда полицейским, патрулирующим улицы, где живут "мажоры", и слушающим доступный им по цене hi-fi, знать цены на звуковую аппаратуру, которой владеют люди, проживающие в этом районе. Чего мы реально можем ожидать?

В качестве референсного ЦАПа я решил использовать AMI Musik DS5 за $599, который в тот момент был у меня на руках.
Для целей тестирования мы решили не трогать заводские настройки и оставили перемычки в положениях, при которых функции DC Servo и Volume Control Bypass были отключены. DC Servo не пропускает щелчки, возникающие при включении аппарата, в наушники. Но я бы посоветовал оставить перемычку в дефолтном положении и надевать наушники через пару секунд после включения аппарата.

ЦАП от ASUS показал своё преимущество над DS5 ($599) благодаря разнице между аналоговым регулятором громкости и цифровым регулятором, используемом в AMI Musik DS5. Для выравнивания уровня звука я использовал интегрированную модель gainclone 25i фирмы Clone Audio (Гонконг). При аналоговой регулировке громкости звук был куда лучше чем при цифровой. При высоком уровне сигнала цифровая регулировка громкости приводила к тому, что звук становился бледным, плоским и тонким.

Дерзкий, яркий, пробивной характер - молодой, энергичный и слегка резкий, а не выдержанный, зрелый, спокойный и близорукий - оказался прекрасной парой для STU, поскольку легко поглотил его характерное звучание - густое, немного размытое, но при этом не стал настаивать на собственной доминантности. Это как брак между немецким парнем-интеллектуалом и приземлённой итальянской девушкой.

В качестве настольного предварительного усилителя с ЦАП там, где требуется, прежде всего, ослаблять сигнал, STU одержал верх над DS5. Но в качестве настольного ЦАП с фиксированным выходом, японско-корейский аппарат звучал явно лучше - прозрачность и разрешение звука у него оправдывали разницу в цене. Итог - ничья. Имея более высокий уровень выходного сигнала, Ami Music без труда раскачивал HifiMan HE-6. Но, с другой стороны, благодаря своему аналоговому регулятору громкости ASUS хорошо сочетался со всеми наушниками, обеспечивая при этом ровное качество звучания. Для DS5 оптимальной будет нагрузка, при которой его цифровой регулятор громкости находится в верхней трети диапазона. Именно в таких условиях DS5 раскрывал свой потенциал, но картина менялась, стоило лишь подключить его к лёгкой нагрузке (например, Aëdle"s VK-1), при которой цифровой регулятор громкости приходилось поворачивать слишком сильно влево (чтобы ослабить сигнал).

Настольная система с конкурентом Ami Musik DS5

Настольные колонки не могут быть большими по определению. И, если небольшой размер не компенсируется задранным с помощью цифрового эквалайзера баса, часто для полноты звучания под столом размещают сабвуфер. Особенно, если ты - геймер, разрушающий всё подряд в своём виртуальном мире, или любитель музыки с глубокими басовыми нотами. И хотя большинство сабвуферов могут подключаться прямо к колонкам (по принципу biwire, когда сабвуфер подключается прямо к колонкам), всё-таки, лучше всего сабвуфер подключать к линейному выходу. И в таком случае нам уже потребуются либо две пары выходов на предварительном усилителе, либо придётся использовать Y-образные адаптеры. STU не имеет выходных разъёмов для сабвуфера. DS5 тоже их не имеет. Как я заметил в прошлом обзоре, для этой цели хватило бы одного 3,5-мм выхода на задней панели, если уж смета расходов не позволила производителю раскошелиться на вторую пару RCA-разъёмов. Жаль, что ни на одном из рассматриваемых аппаратов я не обнаружил такого выхода.

Точно такая же система с ASUS. На фото видны кожаные Aëdle VK-1 и красно-вишнёвые наушники MrSpeaker™ Alpha Dog

Пришлось, как и в случае с DS5, использовать металлические адаптеры. И тут обнаружилась одна странность с двойной схемой регулировки громкости. Воткнутый разъём наушников не заглушал сигнал на главных выходных разъёмах. Сигнал на них можно было отключить только специальной регулировкой. Если вы относитесь к редкому виду audiophilicus extremus, то сможете надеть открытые наушники и одновременно включить колонки с громкостью, достаточной проникновения их звука в ваши наушники, для получения интересного FX-эффекта. А если у вас при этом есть сабвуфер, то будет вообще здорово! Кстати, когда разъём 6,3 мм занят, переключить коэффициент усиления для наушников не получится. Для этого вам придётся сначала вытянуть штекер из разъёма. Если вы переключаетесь с низкого коэффициента усиления на высокий, не забудьте сначала уменьшить громкость, т.к. разница в громкости между двумя режима значительная.

Мои основные претензии к давно потерявшемуся дяде STU? Парень немного располнел. Распух, знаете ли. Учитывая предыдущий опыт с заменой операционных усилителей, а также моё ранее сравнение с тремя вариантами Essence One, отличающимися друг от друга лишь операционниками и ценой, эту особенность можно было бы использовать на благо - для придания веса звучанию, улучшения разделения и придания воздушности. Было бы желание. Я решил почитать, что ранее про STU написал другой обозреватель - Майкл Лаворгна на сайте AudioStream: "Мои главные претензии… при работе в связке с MacBook Pro, Pass INT-30A и DeVore Fidelity The Nines, звук получился чересчур тяжеловесным. Музыка звучала аморфно там, где музыкальный образ был довольно плотным, а разделение между отдельными музыкантами было не столь ощутимым, как при прослушивании через другие модели ЦАП". Я услышал то же самое. Впечатление было практически идентичным. Майкл затем написал, что ASUS звучит не так воздушно, как хотелось бы. И снова в точку. Затем он пишет: "Более тёмное "жирное" звучание ассоциируется у меня с прослушиванием ради удовольствия, а более лёгкий и детальный звук - с интеллектуальным подходом к прослушиванию. Исходя из этого, я бы поместил STU USB DAC в первую категорию".

Astell&Kern AK100, модицицированный RWA, с оптическим кабелем AudioQuest Diamond; iPod Classic 160 Гб с кабелем S/PDIF Zu Event; Windows XP Pro, проигрывающая музыку со стриминг-сервиса Spotify+ с битрейтом 320 mbps через USB-кабель Telos Audio

Мои ощущения насчёт "удовольствие vs. интеллекта" могут отличаться, но я полностью согласен насчёт "более тёмного". А вот что касается "жирного звука", то это зависит от обстоятельств. Если речь про дешёвый шоколад, то я тут согласен с Майклом. Детальность, послезвучия, тональная модуляция - я бы назвал это не "жирным" звуком, а "слегка завуалированным, немного тусклым, сухим и тёмным". Приятное, неагрессивное звучание, которое не действует на нервы. Учитывая ценник в $399, эту модель лучше подключить к аппарату с прямо противоположным звучанием. Это будет разумная комбинация, компенсирующая слабые стороны обоих аппаратов. Если моё мнение показалось кому-то чересчур резким, то это лишь потому, что у меня нет аппаратуры с таким "противоположным звучанием". Моим аппаратам попросту не требуется подобная "коррекция". Я бы потратил на $50 больше и купил бы NuForce Icon HDP. Если в вашей ситуации вам требуется звучание "a-ля Burson", то вам наверняка понравится ASUS. Несмотря на его яркий и острый звук, его работа в паре с французскими наушниками Aëdle VK-1 (€350) показалась мне безупречной - как с точки зрения звучания, так и соотношения цена/качество.

Mad Dog ($300), так же как Audeze LCD-2, сами по себе дают достаточно "шоколадный" звук. Их звучание ассоциируется у меня с солнечными странами. А вот топовый Alpha Dog ($500) отличается более совершенным звуком, чем две модели выше. Он сочетается с ASUS STU куда лучше. Если Sennheiser HD800 со стоковым кабелем кажется вам слишком ярким, то, возможно, STU приживётся в вашей системе. Если вы думаете, что по детальности звучания с 800-ыми мало что может сравниться, вы заметите, что ASUS немного притупляет разрешение этих наушников. У вас AKG K-702 и вы находите их звук немного сухим и слишком уж сдержанным? В таком случае не рассчитывайте, что STU "оживит" их. Надеюсь, что эти замечания окончательно расставили все точки над "i". В конце концов, наш полицейский-сноб, коротающий часы на дневном дежурстве, слушая музыку на бюджетной аппаратуре, признал правду. Сегодня, покупая Xonar Essence STU USB DAC, вы платите за хорошую функциональность. За простой, но элегантный корпус, за добротный и солидный звук. Звучание этого ЦАПа не утомит вас даже при продолжительном прослушивании, при использовании дешёвых источников и при воспроизведении не очень качественных звуковых файлов - за которые, в иной ситуации, "аудиофильская полиция" выписала бы вам штраф. Нет, никто вам не испортит удовольствие штрафом. В общем, этот ЦАП есть за что полюбить!

Тем, кто знает, для чего существуют такие вещи, как DSD 64/128, AES/EBU, балансный выход на наушники, балансные линейные выходы, дистанционное управление и встроенные линейный, а не внешний импульсный источник питания, предназначается новая модель от ASUS - ASUS Xonar Essence 3. Она имеет цифро-аналоговый преобразователь AD1955, USB-приёмник CMedia CM6631 и размещается в почти таком же корпусе.

Используемое оборудование

Source: 27" iMac with 3.4GHz quad-core Intel Core i7, 16GB 1.333MHz RAM, 2TB hard disc, 256GB SSD drive, ADM Radeon HD 6970M with 2GB of GDDR5 memory, PureMusic 1.89g in hybrid memory play with pre-allocated RAM and AIFF files up to 24/192; Audirvana 1.4.6 in Integer mode 1, Metrum Hex, AURALic Vega, SOtM dX-USB HD with Super-clock upgrade & mBPS-d2, RWA-modified Astell & Kern AK100, Apple iPod 160GB Classic with Pure i20 and Cambridge Audio iD100 digital docks
Preamp/Integrated: Nagra Jazz, Esoteric C-03, Bent Audio Tap-X, Crayon Audio CFA-1.2, Bakoon AMP-12R, Gato Audio DIA-250 , April Music Stello HP100MkII
Amplifier: First Watt SIT1, SIT2, F5 & M2, Goldmund/Job 225, AURALiC Merak
Speakers: soundkaos Wave 40, Boenicke B10, German Physiks HRS-120, AudioSolutions Rhapsody 200, Zu Submission
Headphone amps: April Music Eximus DP1, Burson Audio Conductor, Bakoon AMP-12R
Headphones: ALO-recabled Audeze LCD-2 & LCD-3, Sennheiser HD800, beyerdynamic T1 and T5p, AKH K702; HifiMan HE500 & HE6; Aëdle VK-1
Desktop speakers: Gallo Strada II with TR-3D subwoofer, Amphion Ion+ , EBTB Luna II , Boenicke Audio W5
Cables: Complete loom of Zu Audio Event, KingRex uCraft USB cable, Zu split USB cable, Van den Hul AES/EBU cable, Tombo Trøn S/PDIF cable, AudioQuest Diamond Toslink
Stands: Artesania Audio Exotyeric for front end, Rajasthani hardwood rack for amps
Powerline conditioning: GigaWatt PF2 and PC3 SE Evo

По материалам издания Six6Moons

Компания ASUS продолжает развивать линейку специализированных звуковых адаптеров для ценителей качественного звука. На этот раз мы расскажем об одной из новинок нынешнего года - внешнем звуковом интерфейсе Xonar Essence STU.

Постоянные читатели наверняка помнят, что примерно два года назад мы испытывали модель Xonar Essence One. Это был первый опыт ASUS в области создания высококачественных звуковых интерфейсов, выполняющих функции связующего звена между компьютером и компонентами Hi-Fi-аудиосистем. Подробно о назначении подобных аппаратов можно прочитать во вступительной части той публикации; здесь же мы ограничимся лишь констатацией того, что модель Xonar Essence STU (как и Xonar Essence One) не является внешней звуковой картой в привычном понимании этого термина и предназначена для решения более узкого круга задач.

Знакомство

Черная коробка, в которой поставляется Xonar Essence STU, внутри разделена картонными перегородками на несколько отделений. В середине находится заботливо обернутый жесткой защитной пленкой Xonar Essence STU. Помимо самого устройства в комплект поставки входят: внешний блок питания, два силовых кабеля с разными вилками (двухконтактной «европейской» и трехштырьковой британской), подставка, интерфейсный кабель (USB Type A - USB Type B), переходник для подключения наушников с 3,5-мм разъемом mini-jack в четвертьдюймовое гнездо, краткая инструкция по установке, а также компакт­диск с драйверами и электронной версией руководства пользователя.

Освободим корпус устройства от упаковки и рассмотрим его. Судя по всему, дизайнеры, занимавшиеся внешним оформлением Xonar Essence STU, черпали свое вдохновение, созерцая Hi-Fi-компоненты 70-80-х годов. Передняя панель, выполненная из матированного алюминия, ручки регуляторов с ребристыми боковинами и мелкими концентрическими бороздками на торцах, массивные ножки - всё это отлично передает стиль той эпохи. Не вписывается в него разве что черная пластиковая рамка, окаймляющая переднюю панель.

Дизайн корпуса Xonar Essence STU выполнен
в стиле Hi-Fi-компонентов 70-80-х годов

Устройство довольно компактное: размеры корпуса - 208×150×30 мм без учета ножек и выступающих деталей (ручек, разъемов и пр.). Основой конструкции служит нижняя панель: на ней закреплена печатная плата, а также передняя и задняя панели. Сверху корпус закрыт П-образной крышкой, которая крепится к нижней панели шестью винтами. Снаружи на нижней панели корпуса имеются четыре большие ножки тороидальной формы, обеспечивающие надежный контакт с опорной поверхностью.

Передняя панель изготовлена из матированного алюминия и разделена пополам темной полосой. Эта линия служит своего рода осью, на которую нанизаны две кнопки (включения питания и выбора источника сигнала), отверстия световых индикаторов, пара регуляторов громкости (отдельно для линейного выхода и для наушников), а также четвертьдюймовое гнездо для подключения наушников. Все индикаторы оборудованы белыми светодиодами. Чтобы создаваемая ими иллюминация не была чересчур навязчивой, отверстия, через которые свет выходит наружу, сделаны очень маленькими - диаметром не больше миллиметра. Выглядит это весьма эффектно, причем не в ущерб информативности.

Разъемы на задней панели корпуса

На задней панели, окрашенной в черный цвет, установлены в одну линию разъемы блока питания, интерфейсного кабеля, одного аналогового и двух цифровых входов, а также линейного стереовыхода. Слева находится рычажок для переключения режимов работы усилителя для наушников.

В комплекте есть специальная подставка, позволяющая установить корпус Xonar Essence STU в вертикальном положении. В этом случае для размещения устройства будет достаточно участка поверхности размером всего 150×90 мм.

Закончив с внешним осмотром, разберемся с тем, что находится внутри. В корпусе Xonar Essence STU объединены три функциональных модуля: внешний цифровой аудиоинтерфейс (USB - S/PDIF), цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) и усилитель для наушников.

Специальная подставка позволяет установить
корпус в вертикальное положение

Модуль цифрового аудиоинтерфейса реализован на базе специализированного микропроцессора C-Media CM6631A. С целью минимизации джиттера используется асинхронный режим передачи звукового потока по USB. Ресивер интерфейса S/PDIF реализован на микросхеме TI PCM9211.

Ответственная задача преобразования цифрового сигнала в аналоговый возложена на высококачественный двухканальный ЦАП TI PCM1792A. В тракте линейного выхода установлены операционные усилители LM4562. Усилитель для наушников построен на микросхеме TPA6120A2.

Так выглядит Xonar Essence STU внутри

В спецификации Xonar Essence STU заявлены впечатляющие характеристики аналоговой части: диапазон воспроизводимых частот от 10 Гц до 48 кГц (при неравномерности АЧХ 0…–3 дБ) и соотношение «сигнал/шум» в 120 дБА. Правда, с оговоркой, что достичь этих показателей можно лишь при воспроизведении фонограммы, оцифрованной с частотой дискретизации 192 кГц и разрядностью 24 бита.

Как и в старшей модели линейки, в Xonar Essence STU предусмотрена возможность аппаратного апгрейда путем замены четырех операционных усилителей (LM4562, OPA2132 и пары LME49720). Эти микросхемы установлены на специальных колодках, позволяющих изымать и устанавливать их без пайки. Таким образом, продвинутые пользователи имеют возможность производить тонкую настройку звучания в соответствии со своими предпочтениями. В руководстве пользователя приведено несколько вариантов рекомендуемых сочетаний операционных усилителей для получения того или иного эффекта.

В данной модели предусмотрена возможность
замены некоторых операционных усилителей

На печатной плате также имеются джамперы для отключения регулятора громкости линейного выхода, а также цепей управления подачей напряжения, которые предотвращают возникновение щелчков на выходе при включении и выключении питания.

Для доступа к печатной плате необходимо снять верхнюю крышку корпуса. На практике оказалось, что сделать это не так­то просто, поскольку помимо винтов крышку удерживают довольно тугие защелки. Чтобы открыть их, требуется определенная сноровка.

Эти джамперы позволяют отключить
регулятор громкости линейного выхода

Питание устройства обеспечивает внешний импульсный блок, выдающий напряжение 12 В постоянного тока.

Подключение

Теперь поговорим о подключении. Первое, что необходимо сделать, - подсоединить блок питания. Он подключается к коаксиальному разъему на задней панели Xonar Essence STU посредством полутораметрового кабеля, снабженного удобной лентой-липучкой. Для подсоединения к электросети на блоке питания имеется стандартный двухконтактный разъем, что позволяет использовать кабели с различными вилками.

Следующий шаг - подключение источника сигнала. В случае если воспроизведение записей будет осуществляться на ПК, необходимо соединить при помощи интерфейсного кабеля розетку USB Type B на задней панели Xonar Essence STU с портом USB компьютера.

При подключении к источнику цифрового сигнала Xonar Essence STU может функционировать в качестве внешнего модуля ЦАП. Для соединения с такими устройствами, как CD- или DVD-проигрыватели, AV-ресиверы, медиапроигрыватели и т.п. предусмотрено два цифровых входа S/PDIF - оптический (Toslink) и электрический коаксиальный (RCA).

И наконец, имеется аналоговый линейный вход с 3,5-мм разъемом mini-jack, предназначенный для подключения портативных устройств - смартфонов, MP3-плееров и т.п.

Для передачи аналогового сигнала от Xonar Essence STU на усилитель или активную АС предусмотрен линейный стереовыход, оборудованный парой разъемов RCA. Они имеют цветовую маркировку и разнесены на достаточно большое расстояние, что позволяет без проблем подключать даже толстые межблочные кабели со штекерами в массивных корпусах.

Наушники подсоединяются к четвертьдюймовому гнезду на передней панели. Переходник из комплекта поставки позволяет подключить модели, оборудованные 3,5-мм разъемом mini-jack.

Настройка

Включается Xonar Essence STU нажатием кнопки питания. Отдельного индикатора включения питания в этой модели не предусмотрено. Готовность устройства к работе можно определить по горящим индикаторам выбранного входа и режима работы усилителя для наушников.

Выбор источника сигнала осуществляется путем циклического переключения соответствующей кнопкой на передней панели; над названием активного входа загорается световой индикатор.

При подключении внешнего оборудования по интерфейсу S/PDIF устройство поддерживает работу со стереофоническим цифровым потоком, имеющим частоту дискретизации 44,1; 48; 96 либо 192 кГц и разрядность 16 либо 24 бита. В случае работы с ПК по интерфейсу USB помимо перечисленных режимов возможно также воспроизведение потока с частотой дискретизации 88,2 и 176,4 кГц. Все режимы поддерживаются ASIO-драйвером, который позволяет задействовать функцию Bit Perfect.

В иерархии системных устройств
Xonar Essence One отображается как выход
обычного звукового адаптера

Одной из особенностей данной модели является возможность выбора одного из двух режимов работы усилителя для наушников. Режим L (low gain) предназначен для наушников с низким импедансом (до 32 Ом), а режим H (high gain) - для моделей с высоким импедансом. Переключение осуществляется при помощи рычажка на задней панели и только при отключенных наушниках. Обозначение выбранного режима подсвечивается световым индикатором.

Регуляторы уровня сигнала на линейном выходе и усилителя для наушников работают независимо. Как уже упоминалось, регулятор линейного выхода можно отключить при помощи джамперов на печатной плате.

При подключении Xonar Essence STU к компьютеру необходимо установить драйвер с прилагаемого компакт­диска (либо загруженный с веб­сайта производителя).

Утилита Xonar Essence STU Audio Device
позволяет узнать версию прошивки и драйвера

Процедура установки драйвера не заняла много времени, однако после ее завершения потребовалось перезагрузить ПК. В иерархии системных устройств Xonar Essence One отображается как выход обычного звукового адаптера.

Как и во многих современных устройствах, в Xonar Essence STU предусмотрена возможность обновления прошивки. Узнать версию микропрограммы, которой оснащено устройство, можно при помощи утилиты Xonar Essence STU Audio Device, которая устанавливается вместе с драйвером. Свежую версии прошивки и утилиту для ее обновления можно загрузить с веб­сайта ASUS.

Прослушивание

Для оценки звучания Xonar Essence STU была использована подборка записей разных жанров, представленных как на физических носителях (компакт­дисках формата AudioCD), так и в виде файлов lossless-форматов (FLAC, APE, WAV) с различной точностью представления аудиоданных (44,1; 88,2; 96; 176,4 кГц/24 бита). Воспроизведение аудиофайлов на ПК осуществлялось при помощи программного проигрывателя AIMP 3.51 через ASIO-драйвер.

Помимо компьютера были задействованы два внешних источника сигнала - CD-проигрыватели NAD C521i и Yamaha CDX-397, подключенные соответственно к электрическому коаксиальному и оптическому входам Xonar Essence STU.

Аналоговый сигнал с линейного выхода Xonar Essence STU транслировался на вход усилителя NAD 310, который, в свою очередь, был подключен к акустической системе B&W DM302. Для проверки возможностей встроенного усилителя для наушников были использованы две модели: компактные AKG K451 (импеданс - 32 Ом) и полноразмерные Sennheiser HD 580 Precision (300 Ом).

Описывая особенности звучания Xonar Essence STU, прежде всего следует отметить точную передачу динамических нюансов и тембральной окраски акустических инструментов, а также максимально четкий и выверенный бас без малейшего намека на излишнюю агрессию. Впрочем, при использовании наушников многое зависит от особенностей выбранной модели. Например, имевшиеся в нашем распоряжении компактные AKG K451 имеют склонность к преувеличению низкочастотной составляющей и, таким образом, позволяют удовлетворить запросы любителей мощного баса даже без частотной коррекции.

Несомненным достоинством Xonar Essence STU является отличная передача пространственных особенностей стереозаписей, в частности ширины и глубины звуковой сцены. Кроме того, нельзя не обратить внимания на поистине ювелирную точность локализации источников звука. При прослушивании некоторых записей (таких, например, как альбом «Love Over Gold» группы Dire Straits) звук просто завораживает.

Еще одно крайне ценное (с точки зрения меломанов) качество Xonar Essence STU - способность максимально полно и наглядно демонстрировать слушателю различия и нюансы разных записей. Мы смогли в полной мере оценить эту особенность в процессе прослушивания композиций из сборника «The Blue Box - Blue Note’s Best».

Если попытаться охарактеризовать звучание Xonar Essence STU одним словом, то, пожалуй, наиболее точным будет определение «комфортное». Суммируя впечатления от прослушивания, можно уверенно констатировать, что по качеству звучания это устройство как минимум не уступает лучшим моделям внутренних звуковых карт линейки Xonar Essence (в частности, Xonar Essence ST и Xonar Essence STX), а кое в чем и превосходит их. Естественно, что в сравнении со «старшим братом» (Xonar Essence One) модель Xonar Essence STU немного проигрывает, что вполне логично, учитывая разницу в цене и менее изысканные схемотехнические решения.

Заключение

Подведем итоги. Устройство Xonar Essence STU обеспечивает великолепное качество звука как при подключении к внешнему усилителю, так и при использовании наушников. Благодаря возможности замены операционных усилителей имеется возможность тонкой настройки характера звучания. Наличие двух типов цифровых входов обеспечивает совместимость с большинством бытовых воспроизводящих устройств. Небольшие, но удобные регуляторы с плавным ходом обеспечивают максимально точную настройку громкости даже в начале шкалы. Встроенный усилитель для наушников с двумя режимами работы обладает огромным запасом мощности.

Компактный и легкий корпус Xonar Essence STU не займет много места на полке или в стойке с оборудованием, а в особо стесненных условиях его можно установить вертикально на штатной подставке. Кроме того, при необходимости это устройство без труда уместится в сумке с ноутбуком. Разъемы на задней панели расположены с достаточно большими интервалами, что обеспечивает удобство подключения и отключения кабелей. Отдельно стоит отметить великолепный дизайн в стиле винтажных Hi-Fi-компонентов.

Что касается недостатков, то весьма спорным решением является внешний импульсный блок питания. Это идет вразрез с устоявшимися представлениями о питании качественных звуковых устройств, которые, как правило, оснащаются встроенными трансформаторными блоками.

Есть и пара менее значительных претензий. Как нам представляется, гнездо для подключения портативных устройств было бы логичнее разместить на передней панели. Кроме того, вызывает недоумение необходимость обязательного отсоединения наушников для переключения режима работы обслуживающего их усилителя.

Конечно, в сравнении со старшей моделью Xonar Essence STU выглядит компромиссным решением. Однако после близкого знакомства с этим устройством у нас не осталось и тени сомнения в наличии у него той самой «сущности», которая, образно говоря, является фирменной ДНК моделей семейства Xonar Essence. А если изучить ассортимент доступных на данный момент устройств подобного типа, то вряд ли удастся найти за те же деньги что­либо с таким же набором функциональных возможностей и сопоставимым качеством звучания. Именно поэтому мы решили отметить Xonar Essence STU знаком «Редакция рекомендует» как отлично сбалансированное устройство, позволяющее органично интегрировать компьютер в домашнюю аудиосистему.

Редакция выражает благодарность российскому представительству компании ASUS (http://www.asus.com/ru) за предоставленное устройство Xonar Essence STU.

Легкость прослушивания музыки на ПК сыграла с людьми злую шутку: если все и так играет, зачем дополнительное оборудование, поиск идеала, ломание копий вокруг маленьких нюансов? Вдоволь наслушавшись «сжатых форматов со встроенных аудиокарт через встроенные динамики», некоторые эстетствующие граждане задались вопросом почти по Чернышевскому: что делать?

Звук в компьютере

Ветераны IT помнят, что первоначально звук в ПК издавал малюсенький динамик, умевший лишь пищать и булькать. Это потом появились аудиокарты, устанавливающиеся в разъем материнской платы и в свою очередь подключаемые к усилителю/активным колонкам/наушникам. Менялись интерфейсы, микросхемы и драйверы, но принцип оставался.

Все было замечательно до тех пор, пока ноутбуки не проникли в дома рядовых граждан, постепенно вытесняя «тауэры» всех цветов и размеров. В ноутбук, как известно, плату расширения вставить проблематично, особенно в ноутбук современный.

В ответ на зарождающийся спрос и с целью этот спрос создать, появились внешние аудиокарты. Идея проста: из ПК получаем данные в цифровой форме (например, через интерфейс USB), в отдельном устройстве выполняем цифроаналоговое преобразование и уже аналоговый звуковой сигнал отдаем на усилитель/активные колонки/наушники.

Беда ранних изделий такого рода заключалась в «компьютерном» подходе к проектированию и изготовлению, в результате качество звука не сильно отличалось от «встроенных» компонентов.

Компания Asus давно известна своими встроенными аудиокартами, и ее выход в сегмент внешних устройств был как минимум прогнозируемым. А выпуск Xonar Essence STU наглядно продемонстрировал две полезные для покупателей истины. Первая: при разумном подходе к проектированию, производству и маркетингу можно сделать продукт «аудиофильского» качества за разумные деньги. Вторая: компьютерная компания может расширить круг своих покупателей, создавая «пограничные» устройства.

Xonar Essence STU: хватит ли двух каналов?

С появлением многоканального звука в фильмах и играх аудиокарты стали многоканальными. Таково было веяние времени. Но стерео не исчезло, мало того, это по-прежнему доминирующий стандарт в музыке. И наушники, невзирая на несколько попыток, также остались двухканальными.

Безусловно, любое стерео сегодня – продукт нишевый. Xonar Essence STU не умеет работать с многоканальным звуком, но это, скорее, его достоинство. Ведь сосредоточившись на одной задаче – воспроизведении музыки, Asus смогла сделать замечательный и по качеству и по соотношению цена/качество продукт. Пора познакомиться с ним поближе.

Комплектация

Asus Xonar Essence STU продается, как и подобает продукту премиального сегмента, в красивой картонной коробке с «суперобложкой». Припрессовка фольги, выборочная лакировка – такое не выбросишь сразу после распаковки.

В комплект поставки входит собственно устройство, внешний блок питания, подставка для вертикальной установки, переходник для наушников 6,3 на 3,5 мм и USB-кабель. В отдельном конверте – диск с драйверами и краткое руководство пользователя.

Дизайн

Тонкий корпус с парой кнопок, парой ручек и гнездом для наушников на передней панели напоминает скорее уменьшенный Hi-Fi-компонент, нежели еще одно устройство для компьютера.

Впрочем, почему уменьшенный? По ширине он идеально подходит, например, к линейке аппаратуры легендарной английской фирмы Cyrus.

Сам корпус металлический, окрашенный темно-серой краской. Передняя панель – серебристый металл с характерной отделкой. Кнопки и ручки также металлические.





При включении на передней панели светятся два (или три) холодно-белых светодиода. Днем они практически не заметны, однако вечером могут доставлять неудобство, особенно если Asus Xonar Essence STU стоит в стойке с аппаратурой и смотрит прямо на слушателя. Светодиоды показывают, какой источник работает и какова степень усиления для наушников.

В комплекте поставки есть подставка для вертикальной установки. Этот вариант подойдет тем, кто хочет сэкономить место на рабочем столе. В качестве бонуса получается подставка для наушников.


Функциональность

Asus Xonar Essence STU решает две задачи – преобразует аудиоданные из цифровой формы в аналоговую и усиливает звук до уровня, пригодного для воспроизведения через наушники.

Подключение к компьютеру – одна из возможных схем, наличие оптического (Toslink) и коаксиального (S/PDIF) цифровых входов позволяет обойтись и без него. ЦАП будет работать, например, с медиаплеером, что позволяет отказаться от CD-плеера и коллекции дисков в пользу сжатых без потери качества файлов, NAS и при этом сохранить гордое звание Hi-Fi-системы.

Три цифровых входа разместились на тыловой панели. Расстояние между ними внушительное, так что самые толстые кабели можно подключить без проблем.

Есть также аналоговый вход на 3,5-мм гнезде, но его реальная необходимость крайне сомнительна.

Входы переключаются перебором кнопки на передней панели. При этом в звуковом тракте ничего не щелкает, задержка есть, но она не критичная.

Кстати, устройство разрабатывалось для использования рядом с компьютером и местом прослушивания, поэтому пульт ДУ не предусмотрен. Если установить его в стойку с аппаратурой, получается настоящий Hi-Fi – технике нужно поклониться и переключать/вертеть вручную.

Как уже упоминалось, у Xonar Essence STU два регулятора громкости. «Левый» отвечает за линейный выход (и может быть исключен из тракта простой перестановкой перемычек внутри корпуса), правый – за наушники. Оба имеют точки минимума и максимума, но претензий «не хватает промежуточных положений» нет, громкость настраивается комфортно.

Гнездо для наушников 6,3-миллиметровое, с намеком на позолоту. Усилитель рассчитан на работу с нагрузкой сопротивлением до 600 Ом, но справляется и с низкоомными наушниками.

Рядом со входами на тыловой панели пара RCA-разъемов (на вид достойного качества, тоже с намеком на позолоту) линейного выхода и переключатель степени усиления для компенсации сопротивления наушников.

Кроме «обычного» соединения с компьютером можно использовать асинхронный. Для этого необходим соответствующий плеер, например, бесплатный Foobar2000 (модуль асинхронного выхода не входит в стандартный пакет загрузки, его надо скачать и установить вручную).

При работе в асинхронном режиме на передней панели загорается дополнительный индикатор Bit Perfect.

ЦАП построен на микросхеме TI РСМ1792А. Это Burr-Brown, сделанный Texas Instruments, 24-разрядный.


Электропитание

Блок питания импульсный, внешний и отдает Xonar Essence STU напряжение 12 вольт и ток 3 ампера (правда, неясно, как может такой маленький блок дать такой ток). Разъем обычный, значит, при желании можно запросто либо заменить блок на более внушительный, либо поиграться с питанием от постоянного тока, аккумуляторным, полностью развязав ЦАП с сетью переменного тока.

Если вилка блока питания вставлена в розетку, пропадание и последующее восстановление подачи электричества не приводит к самопроизвольному включению устройства, так что вынимать ее стоит только из соображений экономии.

Качество звучания

Для оценки качества звучания использовалась референсная система, состоящая из CD-плеера Cyrus CD 6, усилителя Cyrus 7, пары АС Chario Constellation Delphinus на модифицированных стойках Atacama, подключенная кабелями соответствующей ценовой категории, стабилизатор питания PS Audio.

Для сравнения качества ЦАП у Asus Xonar Essence STU и Cyrus CD 6 они подключались к разным входам усилителя Cyrus 7, 6 при этом Cyrus CD соединялся с Xonar Essence STU оптическим кабелем.

Тестовые диски – Patricia Barber Café Blue (издание на «золоте»); Tom Waits Swordfishtrombones; Rammstein Reise, Reise; W. A. Mozart Requiem d-mol (оркестр Берлинской филармонии, дирижер Herbert Von Karajan) и KEF ultimate resolution demonstration disc.

Прослушивание показало, что ЦАП Asus Xonar Essence STU как минимум не уступает Cyrus CD 6 – а в свое время это был настоятельно рекомендуемый журналом «What Hi-Fi? Звук и Видео» плеер в ценовой категории $1000.

С тестовых дисков были оцифрованы треки (в формат WAV, без сжатия), которые использовались для оценки качества звучания с ноутбука (через USB) и медиаплеера (через коаксиальный вход).

На роль источника был взят ноутбук Asus A52J. Записи воспроизводились плеером Foobar2000 в асинхронном режиме.

Если потребуется охарактеризовать звучание Asus Xonar Essence STU одним словом, то оно замечательное.

Запустим A Taste Of Honey , и Патрисия Барбер заворожит своим голосом. Ее ансамбль так самоотверженно играет, что композиция не оставит слушателя равнодушным. Глубина баса (насколько это физически возможно с полочной акустикой) удивляет, но вязкости нет.

Старая запись Swordfishtrombones не ремастированная и не аудиофильская изначально, но Soldier’s Things проникнута такой светлой грустью, что настроение невольно передается слушателю. Необычные инструменты звучат непривычно, но эта непривычность притягивает.

Адекватно передать напор Rammstein может далеко не каждая система. Жесть пост-индустриального рока в Mein Teil сопровождается взрывами ударных, но Xonar Essence STU умудряется извлечь множество деталей из этой «тяжелой» записи.

«Реквием» Моцарта – сложное и многогранное произведение, в котором сплетены оркестр, солист и хор. Струнные – скрипки и альты – звучат без намека на жесткость.

Органная музыка в целом и такое полное динамических переходов произведение И. С. Баха (оставим споры об авторстве музыковедам) как «Токката и фуга ре минор BWV 565» в частности не могут – по причинам физическим – быть точно воспроизведены дома, на бытовой аппаратуре. Но, к чести Xonar Essence STU, эта аудиофильская запись с демонстрационного диска KEF дает очень яркое представление о том, как орган должен звучать в хорошем органном зале.

Воспроизведение Asus Xonar Essence STU музыкальное, в меру аналитичное, детальное (но без излишеств) и динамичное. Сцена широкая, прорисовка и локализация образов точная.

Однако USB – не оптимальный вариант подключения Xonar Essence STU. И через коаксиальный, и через оптический входы результат получается лучше: музыка более полновесная, яркая и динамичная.

Примечательно, что этот эффект наблюдался не только при воспроизведении с дисков, но и при проигрывании копий использованных ранее файлов (в качестве источника был взят медиалеер Asus O!Play HD2, подключенный к оптическому входу).

Для оценки работы Asus Xonar Essence STU как усилителя для наушников к нему подключались мониторные Audio-technica ATH-M50RD (лимитированная серия).

Они низкоомные (38 Ом), но это не создало проблем для усилительного тракта. Даже на максимальной громкости в положении бóльшего усиления устройство справлялось, не захлебываясь от перегрузки.

Приближение источника звука к органу его восприятия имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Пара Asus Xonar Essence STU-Audio-technica ATH-M50RD отыграла тестовый материал легко.

Сцена хорошо прорисована, хотя маленькая стереобаза все же заметна. Басы четкие и быстрые, верха чистые, без намека на жесть.

Возможности модификации

Asus позволяет модифицировать Xonar Essence STU для достижения требуемых характеристик звучания. Корпус можно вскрывать без потери гарантии, на плате распаяны четыре «кроватки» для безинструментальной замены операционных усилителей и два блока перемычек, один из которых, как уже упоминалось, выводит из аудиотракта регулятор громкости линейного выхода, а второй управляет функцией DC servo (в некоторых системах при включении в наушниках слышен шум, чтобы от него избавиться, и используется DC servo).

При вскрытии корпуса глаз радует аккуратность изготовления. Нет «лапши» и клея. Разбирающиеся в электронике отметят грамотную разводку, симметричность аналогового тракта и использование качественных «аудиофильских» комплектующих.

Замена операционных усилителей выполняется элементарно, но требует внимательности и аккуратности.

Следует отметить, что эксперимент по установке микросхем OPA 2132P показал заметное улучшение звука – сцена стала шире, выросла детальность, появилась некоторая «красивость».

Понравилось:
+ Отличный звук
+ Доступная цена
+ Возможности модификации без потери гарантии

Не понравилось:
— Блок питания не выглядит Hi-Fi-ным (лечится заменой на приглянувшийся)
— Светодиоды на передней панели (цвет и яркость, лечится закрашиванием маркером)

Продукт предоставлен компанией ASUS, asus.ua .

ASUS Xonar Essence STU
Уведомить о появлении в продаже
Тип Звуковая карта внешняя
Количество каналов 2.0
Интерфейс USB 2.0
Пульт ДУ
Dolby Digital EX
DTS-ES
EAX
ASIO +
OpenAL
цифровой коаксиальный выход
цифровой коаксиальный вход 1
цифровой оптический выход
цифровой оптический вход 1
линейный вход 1
линейный выход 2xRCA (Un-Balanced)
наушники 1×6,3 мм
микрофон
MIDI
FireWire
Intel HD Audio совместимый разъем
Разрядность ЦАП, бит 24
Максимальная частота ЦАП (стерео), кГц 192
Максимальная частота ЦАП (многоканальный), кГц нет данных
Разрядность АЦП, бит 24
Максимальная частота АЦП, кГц 192
Отношение сигнал/шум, дБ 120
Габариты, мм нет данных
Вес, г нет данных
Питание от сети
звуковой процессор C-Media CM6631A High-Definition; поддержка ОС: Windows (32bit/64bit): 8 / 7 / XP, Mac OS X 10.6 или выше;