Социальные общности и социальные группы. Понятия «социальная общность» и «социальная группа
Благополучие человека в обществе, его связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его интересы и установки во многом связаны с тем местом, которое он занимает в социальном пространстве. Феномен социального пространства является предметом исследования многих социологов прошлого и настоящего времени. Э. Дюркгейм, Р. Парк, Э. Богардус, П. Бурдье, Д. Ленски связывали изучение социального пространства с разработкой научного подхода социальных проблем. Однако основные идеи относительно природы социального пространства сформулированы П. Сорокиным в его классической работе «Социальная мобильность».
Многочисленные исследования и наблюдения за поведением индивидов в социальных группах показывают, что люди, обладающими одинаковыми или близкими статусами, имеют более тесные контакты и более тесные отношения друг с другом. Личности, находясь в окружении близких им по статусу людей, чувствуют себя более комфортно, у них не возникает по отношению друг к другу ощущения неполноценности или наоборот, превосходства. Люди начинают неосознанно или сознательно искать среди социального окружения себе подобных и создавать на этой основе социальные группы. Кроме того, многочисленными исследованиям доказано, что люди, обладающими близкими или одинаковыми статусами в нескольких измерениях социального пространства, как правило, обладают сходными установками и ориентациями, симпатиями и антипатиями, политическими приоритетами и многими другими составляющими структурами мышления.
В связи с этим, достаточно важными для научного анализа обстоятельствами важно определить социальные позиции и социальные статусы, кат как они представляют собой совершенно разные системы социальных отношений и несут в себе совершенно разное содержание.
Для определения различий в принадлежности к этой или иной социальной общности необходимо выделить структурные параметр, составляющие основные структурные характеристики современного общества. Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, которые определят положение индивида в обществе.
Представленные выше параметры могут быть отнесены как к отдельному индивиду, так и к каждой социальной группе. Совокупность этих параметров и будет определять место индивида или группы в социальной структуре. Разделение параметров на номинальные и ранговые соответствует двум важнейшим характеристикам социальной структуры - гетерогенности и неравенству.
Гетерогенность. Эта характеристика социальной структуры общества описывается системой номинальных параметров. Отличительной особенностью этих параметров является то, что на их основании невозможно распределить индивидов и социальные группы по ранговому принципу, т.е. нельзя определить, какой из социальных объектов занимает более высокое, а какой более низкое место в социальной структуре. Например, нельзя сказать, что человек, исповедующий некоторое религиозное учение, занимает более высокое или более низкое место, чем человек, исповедующий иное религиозное учение. Социальное неравенство. Социальное неравенство существовало на протяжении практически всей разумной истории человечества. Не смотря на то, что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критики и никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди в ходе исторической практики с поразительным упорством сопротивлялись созданию «совершенных» обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и принуждения одних социальных групп другими.
Истоки социального неравенства многие современные ученые видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне неустойчиво и не приводит к закреплению социальных статусов.
Следующим формирования отношений неравенства является закрепление существующего положения, которое складывается в некоторый момент в ходе обмена. Это закрепление осуществляется путем создания нормативной базы, которая устанавливает ранговое место (или статус) каждого индивида или социальной группы в социальной структуре при условии наличия в его распоряжении необходимого количества ценностей. Характер имеющихся ценностей формирует вид структуры, относительно которой определяется статус индивида или группы.
Современное социогуманитарное знание характеризуется качественным ускорением прогресса в сфере уточнения и выработки новой социологической парадигмы. Вызвано это целым комплексом причин. Кризис марксизма-ленинизма как идеологии социалистического общества, низвержение исторического материализма как общей социологической теории способствовали появление множества социологических школ и направлений. Однако смена доминирующей концепции характерна не только для социологической науки на территории бывшего СССР, но и для западной и американской социологической теории. Традиция, восходящая к Р.Мертону и рассматривающая социологию как трехуровневую систему, сегодня подвергается сомнению. Так, например, если следовать схеме Мертона, то труд и семья, фундаментальные социологические категории, должны анализироваться специализированными социологическими отраслями с конкретно-прикладным статусом. Резюмируя развитие социологии к концу ХХ века, можно сказать, используя терминологию Т.Куна, в социологической теории, как и двадцать лет назад, проходит "структурная научная революция", что подтверждается усилением дискуссий о предмете науки, коренным образом меняются представления о методах, методологии познания и природе изучаемой реальности.
Сегодня социологи выделяют довольно большое количество социальных групп, что иллюстрирует увеличение объема социологического понятия "социальная группа". Однако в социологии сегодня общепризнанной дефиниции "социальная группа" не существует. На мой взгляд, наиболее удачными являются те определения, где исходным понятием служит слово "совокупность", так как именно в них указываются те признаки, которые отличают группу от других общественных явлений. Хотя и они не лишены недостатков, так, например, предикат, "складывающееся в рамках исторически определенного общества", вызывает ряд вопросов. Под исторически определенным обществом мы подразумеваем первобытное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. В этом случае высказывание "исторически определенное общество" довольно расплывчато, неопределенно.
В многочисленной литературе, посвященной исследованию социальной группы, не исследуются законы ее жизнедеятельности, не рассматриваются механизмы образования группы из отдельных людей, подобно тому, как из отдельных атомов получаются молекулы, а из живых клеток ткани, из отдельных особей животного мира социобиологические сообщества.
При определении любого понятия необходимо выделить те существенные признаки, связи, отношения которые позволяют выделить, классифицировать и идентифицировать определенный объект реальности.
В результате взаимодействия людей, устанавливаются отношения, которые образуют совместную жизнь людей. Причины, порождающие такое взаимодействие, могут быть самыми разными: способность к труду, разделение труда, принадлежность к разному полу, возрасту, географические условия и др.
Именно при наличии такого взаимодействия у отдельных людей начинают складываться к одним и тем же средствам и предметам труда, продуктам труда в форме новых средств труда и предметов потребления отношения владения, пользования и распоряжения, а вместе с ними и отношения распределения, присвоения и потребления. При наличии этих отношений отдельные люди объединяются в определенную группу, именно в них проявляется социальное движение, что находит свое отражение в структурно-функциональных законах. Конкретизируя взаимодействия между людьми, можно установить, что отношения между отдельными людьми складываются в системе трудовой, технологической, личной и индивидуальной жизни.
Выполняя различные социальные функции, человек становится членом многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп. Группа является “микросредой” формирования личности. Поэтому, для умелой организации процесса коллективной деятельности, руководитель должен хорошо знать закономерности поведения и деятельности людей в зависимости от включения их в ту или иную социальную группу. Важной практической задачей для руководителя является изучение социальной психологии групп, механизмов ее образования, динамики развития и наиболее эффективных стилей руководства деятельностью группы.
Что же называют малыми социальными группами? Малые группы, (в отличие от больших, таких как нации, народности, классы), отличают по нескольким признакам:
- 1) социальность группы, т.е. ее принадлежность к определенной социальной системе;
- 2) численность группы (от 2-3 до 30-40 человек);
- 3) единство целостных ориентаций и целей;
- 4) наличие совместной деятельности;
- 5) наличие структуры;
- 6) наличие общих норм и мнений.
Существует большое количество определений для понятия группы Например, Мертон (1968) определяет группу как “...совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.” Наиболее универсальным определением малой группы, на мой взгляд, является следующее: ”Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов”.
К основным характеристикам группы относятся: ее состав, структура, групповые процессы, нормы, ценности, система санкций. Но самой большой проблемой исследования групп является их классификация. Исследователи предлагали огромное количество решения этой проблемы, но так и не пришли к единому мнению. Тем не менее, чертой, объединяющей все предложенные классификации, является форма жизнедеятельности группы. Выделяют несколько видов групп:
Условные группы. Группа, которая отделена от других сущностной или формальной особенностью (образование, возраст, профессия, политическая, этническая или религиозная принадлежность). Члены такой группы могут не пребывать в непосредственном общении один с другим. Это скорее статистическая, чем психологическая группа (женщины, пенсионеры, фермеры, католики, рабочие, украинцы и т.д.).
Но для социально-психологического анализа нам необходимо отделить так называемые реальные группы, в основу классификации которых положен объективный процесс обмена деятельности и ее результатами. Реальная группа создается для достижения совместных целей, объединения усилий, н6еобходимых для совместной деятельности. Исходя из этого, реальную группу можно обозначить, как сообщество людей, которые взаимодействуют между собой, объединены совместной деятельностью, целями, интересами, потребностями.
Наиболее распространенной классификацией малых групп является разделение их по дихотомичному принципу на такие разновидности:
Лабораторно-натуральные. Имеются в виду группы, которые специально создаются для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях и группы, которые существуют в реальных жизненных ситуациях, имеют свою историю, сформированную структуру, уровень развития.
Формально-неформальные, или организованные и спонтанные группы. В данном случае разделение идет по способу создания групп. Возникновение первых из них всегда обусловлено общественной необходимостью достижения конкретных социальных целей, что задает группе собственную структуру и определяет координацию действий, способ руководства. Таким образом, эти группы организационно-оформлены.
Неформальные же группы возникают самостоятельно. Главным стимулом их деятельности являются общие желания, интересы, потребности членов группы в общении, взаимные симпатии.
Первичные и вторичные группы. Различаются силой воздействия на личность, значимостью для члена группы, ролью в социализации индивида.
Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях, а также на высокой эмоциональной вовлеченности членов в дела группы. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами.
Чарлз Кули (1909) впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Согласно Кули, семья считается "первичной", так как она является первой группой, играющей основную роль в процессе социализации младенцев. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Таким образом, влюбленные, группы друзей, члены клуба, которые не только вместе играют в бридж, но и ходят друг к другу в гости, являют собой первичные группы.
Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих, группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Их личностные качества играют важную роль, ни одного нельзя заменить кем-то другим.
В силу того, что роли во вторичной группе четко определены, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. Как правило, они не обнимаются при встрече. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. В организации, связанной с трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения. Таким образом, не только роли, но и способы коммуникации четко определены. Поскольку личная беседа не эффективна, коммуникация часто носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов или телефонных звонков.
Однако не следует преувеличивать некую обезличенность вторичных групп, якобы лишенных своеобразия. Люди вступают в дружеские отношения и образуют новые группы на работе, в школе и внутри других вторичных групп. Если между индивидами, участвующими в общении, складываются достаточно устойчивые отношения, можно считать, что они создали новую первичную группу.
Закрытые - открытые группы. Классификационным принципом является мера открытости, доступности группы для широкой социальной среды. Специфика деятельности, условия жизни подтверждают, что есть существенная разница в мере открытости-закрытости таких групп, как, например, гражданский ВУЗ - военный ВУЗ, группа исследователей на полюсе или на материке...
Группы членства - референтные. Это группы, чьи нормы, установки, ориентации не только принимаются индивидом во внимание, но и становятся мотивом поведения.
Диффузные группы. Это группы, где межличностные отношения еще не опосредованы содержанием совместной деятельности и принадлежность к ней не осознается (например люди, застрявшие в лифте, очередь)
Группа-ассоциация. Члены группы осознают свою принадлежность к данной общности, межличностные отношения опосредуются личностно значимым для каждого человека содержанием совместной деятельности (например, школьный класс, спортивная команда)
Группа-корпорация. В данной группе к межличностным отношениям добавляется осознание асоциального (или даже антисоциального) содержания совместной деятельности (лучший пример - шайка преступников)
Коллектив. Это группа, где межличностные отношения опосредуются личностно-значимыми и общественно ценным содержанием групп новой деятельности.
Учитывая то, что каждая группа характеризуется не одним, а несколькими признаками, малые группы делят еще следующим образом:
По типу основной деятельности и основной функции (производственно-трудовые, социально-политические, учебно-воспитательные, исполнительно-принудительные, семейные, военные, спортивные, игровые, аматорские (объединения в сфере досуга). По социальной направленности (социально-полезные, социально-небезопасные).
По мере организации (неорганизованные, случайные группы, целевые (внешне организованные, внутренне организованные)).
По типу доминирующей структуры (формальные, неформальные).
По уровню непосредственного воздействия на личность (первично-вторичные, основные, неосновные, референтные).
По мере открытости связи с другими группами (открытые, закрытые).
По уровню силы и стойкости внутренних связей (объединенные, малообъединенные, разъединенные).
По продолжительности существования (кратковременные, долговременные).
Важной характеристикой группы, связанной с эффективностью ее деятельности, является количественный размер группы, его нижняя и верхняя границ. Часть психологов считает нижней границей малой группы количество в два человека.
Диады. Диада, или группа, состоящая из двух человек, (например, влюбленных или двух лучших друзей), отличается некоторыми уникальными чертами. Она является очень хрупкой и разрушается, если один из членов выбивает из группы. Члены диады должны поддерживать устойчивые отношения между собой, иначе их сообщество перестанет существовать. Члены более крупных групп знают, что группа сохранится в случае их выхода, исключения из группы или смерти. Будучи хрупкой по своей природе, диада требует более тесном, упорядоченном и позитивном взаимодействия между ее членами, чем группа любого другого типа. В то же время в ней создаются условия для более глубокого эмоциональном удовлетворения, чем в любой другой группе.
Часть психологов считает, что группа должна состоять не менее чем из 3 человек. Триады. Когда к группе из двух человек присоединяется третий, образуется триада, в которой обычно складываются ложные отношения. Рано или поздно произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего. "Два человека составляют компанию, трое образуют толпу": именно так недвусмысленно дают понять третьему члену группы, что он лишний. Согласно точке зрения немецком социолога Х1Х в. Георга Зиммеля, который оказал большое влияние на исследование групп, третий член группы может играть одну из следующих ролей: безучастном посредника, оппортуниста, который использует других в своих интересах, и тактика, следующего принципу "разделяй и властвуй".
Например, первый ребенок в семье может укрепить узы, связывающие родителей, став объектом их общей любви. Вместе с тем появление ребенка может способствовать разобщению родителей и стать причиной ревности и конфликта между ними. Если родители не ладят друг с другом, ребенок может стать на сторону одного из них.
Помимо нижней количественной границы группы, споры также ведутся и на счет верхней границы, хотя на мой взгляд, гораздо важнее не количественный состав, а функциональная необходимость, цель и характер деятельности группы, ее взаимодействие с другими группами, общей ситуации. Так, известный психолог К.К.Платонов считает, что обучающая или экскурсионная группа является наиболее эффективной при составе в 20-25 человек; оптимальное количество группы ученых, которые разрабатывают конкретную проблему - 5-7 человек; группы по изучению иностранного языка - 3-5 человек.
Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов во многих отношениях. Получены данные, что более крупные группы (состоящие из пяти или шести человек) более продуктивны, чем диады и триады. Члены более крупных групп обычно вносят больше ценных предложений, чем представители меньших групп. В более крупной группе, вероятно, меньше согласия, но также меньше и напряженность. Эти различия, возможно, связаны с тем, что для крупных групп решение организационных проблем более необходимо. Члены такой группы, вероятно, понимают, что их поведение должно быть подчинено определенной цели, поскольку они вынуждены прилагать усилия, чтобы координировать свои действия. Кроме того, крупные группы оказывают большее давление на своих членов, усиливая их конформизм. В таких группах наблюдается неравенство между членами; каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на принятие решений. Не удивительно, что члены более крупных групп меньше удовлетворены своей ролью в совместных дискуссиях, чем члены малых группах.
Существуют данные, что группы с четным числом членов отличаются от групп с нечетным составом. В первых в большей мере проявляются разногласия, чем в последних, поэтому группы с четным числом членов менее устойчивы. Они могут распадаться на фракции с равным числом членов. Это невозможно в группах с нечетным числом членов: в них одна из сторон всегда имеет численное преимущество.
К какому бы типу мы не отнесли группу, следует учитывать, что существование группы, ее идеалы, нормы поведения во многом (если не в большинстве) зависят от лидера (формального или неформального), человека, который пользуется авторитетом и готов принимать решения за группу, а с ними и ответственность за ее существование и т.д. По этой причине любой менеджер должен определить для себя тип группы, которой он управляет и для наиболее эффективной работы выбрать оптимальный тип управления.
бытие философский познание социальный
Поскольку общество представляет собой не просто совокупность людей, но прежде всего систему взаимодействий между ними, то и само становление человека как личности, овладение языком и через него — включение в культуру данного общества протекают в ходе такого взаимодействия и благодаря ему. Только таким путем человек обретает ϲʙᴏю социальную природу, воспринимает всю сложную совокупность социальных ценностей, идей, представлений, верований, убеждений. Вся жизнь, деятельность человека от появления на свет и до ухода из жизни — ϶ᴛᴏ история его взаимоотношений с людьми, возникающими как в ходе непосредственных контактов, так и в виде опосредованных взаимодействий, связывающих людей в сложной социальной структуре общества. В ходе взаимодействий между людьми возникают и формируются многочисленные и разнообразные конкретные социальные общности и группы.
Под социальными общностями понимаются структуры, объединяющие ее членов по признаку их ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия конкретному критерию. Таким критерием может выступать род занятий (производственный коллектив, воинское подразделение), профессия, религия, политические взгляды, совместное проживание, проведение досуга, занятия спортом, искусством. Нужно помнить, такие общности могут вести к появлению организаций, ассоциаций (профессиональные союзы, политические партии, церковные организации, сообщества ученых, ассоциации юристов, врачей, учителей, объединения граждан по общему месту проживания в органы самоуправления и т. д.)
Состояние территориальной общности, ее стабильность влияет на характер поведения членов данной общности в сфере формальных и неформальных контактов, совместного проведения досуга, иных формах совместной социальной активности. Профессиональные объединения, ассоциации (производственные, научные, информационные, в сфере искусства, и т. д.) в случае успешного функционирования кроме решения чисто профессиональных задач формируют для их членов чувство трудовой солидарности, защищают их личные и групповые интересы, обеспечивают им ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий социальный статус, поддерживают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение членов таких групп с позиций профессиональной морали и данныеки. (Подробнее о социально-территориальных общностях см. в гл. 8.)
В рамках подобных сообществ или на самостоятельной основе возникают социальные группы , т. е. группы осуществления непосредственных и опосредованных контактов между людьми. Самым общим образом социальная группа может быть определена как совокупность людей, взаимодействующих определенным образом на базе согласованных взаимных ожиданий ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего поведения друг друга. По общему правилу социальные группы — относительно стабильные образования, но возможно и временное объединение людей для действий в спонтанно возникающих ситуациях, например, взаимопомощь в условиях бедствия, несчастного случая, стихийные действия в толпе и т. п.
Социальные группы (общности) как формы взаимодействия людей могут быть определены и с позиции их внешней структуры, и с позиций анализа содержания их деятельности, принятых в группе образцов поведения, а также функций, обеспечиваемых данной деятельностью. Так, характеристика объективных формальных данных о них содержит в себе сведения о демографической структуре, профессиональном составе социальных групп, образовании, социальном статусе их членов и т. д.
С содержательной позиции такие образования характеризуются направленностью действий их членов на достижение групповых целей. Отметим, что тем самым обеспечивается координация ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих действий, что ведет к повышению внутригруи- повой сплоченности. Последняя обеспечивается благодаря наличию образцов поведения, норм, определяющих отношения вн\три группы, а также действия социально-психологических механизмов, направляющих повеление членов группы в указанных рамках.
Именно необходимость координации действий членов социальных групп, общностей, слоев и классов ведет к возникновению социальных норм. Производственная группа, воинское подразделение, спортивная команда, группы совместного проведения досуга, учебный класс, семья, политическая партия, социальные классы общества, группы лиц, взаимодействующих между собой в связи с территориальной общностью, — все данные социальные образования, объединяя действия членов социальной группы вокруг главной цели ϲʙᴏей деятельности, генерируют, сохраняют и передают далее во времени ϲʙᴏю специфическую нормативную структуру, постоянно воспроизводимую в действиях членов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих групп.
Вознаграждение за поведение, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее групповым нормам, пробудет в различных формах социального и психологического поощрения, например, в форме повышения социального статуса лица, его роли в группе, увеличения его доли в достигаемом результате, содействия и зашиты в критических ситуациях и т. д. Негативные санкции за нарушение групповых норм пробудут в понижении статуса, и роли лица в обществе или группе, отказе в защите и поддержке, исключении из общности (остракизм) и др. Отсюда следует, что, во-первых, социальный класс, группа, слой будут носителями, генераторами конкретных социальных норм, во-вторых, указанные социальные образования играют роль гарантов соблюдения данных норм, поскольку реальное воспроизведение ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих социальных норм в поведении индивидов будет важным условием сохранения и успешного социального функционирования данного класса, слоя или социальной группы.
Для того ɥᴛᴏбы социальная группа могла функционировать, она должна быть в состоянии:
- стимулировать желание ее членов добиваться участия в деятельности группы и сохранять ϲʙᴏе членство;
- обеспечивать эффективную систему внутригрупповой коммуникации, систему обмена информацией;
- контролировать действия членов группы, с тем ɥᴛᴏбы направлять их к достижению групповых целей;
- приспосабливаться к условиям социальной среды, угрожающим существованию группы или ее деятельности, обеспечивая безопасность группы.
Первичные и вторичные социальные группы
Сеть взаимодействия людей в обществе достаточно сложна, но особую, принципиально важную разновидность такого взаимодействия составляют отношения, возникающие между людьми, постоянно и непосредственно взаимодействующими между собой. В ходе такого взаимодействия складываются первичные социальные группы. Простая совокупность людей (например, пассажиры автобуса) первичной группой не будет, так как они не взаимодействуют между собой, они просто сосуществуют. Но если в автобус входит хулиган, и пассажиры дружно реагируют на его поведение, пресекают его — на время такого взаимодействия они образуют социальную группу.
В случае если подобное взаимодействие носит не случайный, эпизодический характер, но осуществляется с некᴏᴛᴏᴩым постоянством, то налицо — первичная социальная группа. Нужно помнить, такие группы возникают всюду, где люди совместно проживают, работают или отдыхают. Этотрадиционно группы небольшого объема, но малый объем группы взаимодействующих людей еще не достаточное условие для образования первичной социальной группы. В случае если участники такого взаимодействия резко различаются между собой по происхождению, социальному положению, рангу и т. д., то между ними не возникает первичных социальных отношений. Наличие последних будет непременным условием для того, ɥᴛᴏбы отнести такую группу к числу первичных социальных групп.
Первичные социальные отношения позволяют людям воспринимать друг друга во всей полноте личности, индивидуальности, а не просто исключительно как носителей тех или иных функций, ролей, например профессий и т. д. Подобное взаимодействие в группе позволяет индивиду включиться в групповую общность таким образом, что направленность его личности (в значительном объеме) начинает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать целям, совместно достигаемым такой группой. Возникает и приобретает реальное значение категория «мы», побудет новая целостность, она подкрепляется серьезным эмоциональным переживанием, человек начинает идентифицировать, определять себя как часть ϶ᴛᴏго целого, возникает чувство единства, солидарности между членами такой группы и направленность их поведения во многом задастся таким чувством.
Наряду с первичными существуют многочисленные вторичные социальные группы (производственные, служебные, спортивные, общественные и т. д.), создаваемые в силу необходимости объединения усилия людей для достижения желаемых целей. Здесь возникновение, характер и направленность действий групп предопределяются их функциональным предназначением. Подобное предназначение определяет и особенности взаимодействий между индивидами в данных группах. В отличие от первичных групп здесь доминирует рациональная составляющая таких взаимодействий; отношения во вторичных социальных группах во многом формализованы, обезличены. Сказанное позволяет отнести первичные социальные группы к числу неформальных групп, а вторичные группы — к числу формальных социальных групп. Таковы формальные и неформальные социальные группы (см. ниже)
Формальные и неформальные группы
Любое организованное общество основано на формальных (вторичных) социальных группах, имеющих фиксированную внешнюю структуру (цех, звено, предприятие, мастерская, военное подразделение, спортивная команда, школьный класс и т. д.) Здесь основой объединения людей в группы служат определенные (экономические, производственные, деловые, политические и проч.) условия и потребности, организационные и иные управленческие критерии либо другие требования и правила.
Формальная социальная группа характеризуется некᴏᴛᴏᴩыми основными признаками. К их числу относится прежде всего наличие в такой группе той или иной формы разделения труда, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩой происходит специализация функций в рамках обшегрупповой активности. Ответственность разделяется и делегируется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с характером разделения груда конкретным членам группы или отдельным ее подразделениям. Право принимать обязательные для членов группы решения распределяется по иерархически соподчиненным уровням групповой структуры. Устанавливается обязательный порядок передачи сообщений, команд по установленным каналам (высший уровень связан со средним, средний с низшим, и в обратном порядке)
Разделение труда в формальной группе предполагает необходимость обеспечения координации деятельности всех ее звеньев, создание контрольного механизма, ревизующего деятельность подразделений, решающего возникающие конфликты, вырабатывающего рекомендации по изменению, уточнению направления и форм деятельности группы. Успех в деятельности формальных групп зависит от степени конкретности, ясности в формулировке ее целей и от рационального выбора наиболее целесообразных средств. Поскольку структура социальной группы складывается из системы социальных ролей, предписанных к исполнению членам группы, то выполнение требований социальной роли требует дисциплины ее членов.
В рамках таких формальных групп либо независимо от них существуют неформальные (первичные) группы, главным принципом объединения кᴏᴛᴏᴩых служат прежде всего взаимные склонности, положительные отношения друг к другу (знакомые, приятели, друзья и т. д.)
Формальные и неформальные группы могут полностью совпадать (ученики одного класса, они же друзья вне школы), но могут и различаться (существование нескольких различных первичных неформальных групп в рамках одной и той же формальной вторичной социальной группы)
Главное заключается в различиях процесса приобщения людей к формальным и неформальным группам. Здесь важно подчеркнуть самопроизвольность возникновения неформальных групп. Сплачивающие их силы имеют не только рациональный, осознанный (выгодно-не выгодно), но прежде всего эмоциональный характер (нравится-не нравится) То, что ценится по расчету, отличается от того, что ценится эмоционально.
От содержания прививаемых вкусов и предпочтений часто зависит линия поведения члена неформальной группы. Именно в таких группах, где люди общаются непосредственно, а стремление членства в группе ведет к полной готовности воспринять групповые нормы, наблюдаются интенсивные специфические социально-психологические процессы, обозначаемые понятием «конто гиозности» (заражение и подражание) Отметим, что подражание, как и внушение, относится к числу таких механизмов общения, кᴏᴛᴏᴩыетрадиционно не поддаются полному контролю со стороны сознания человека. При ϶ᴛᴏм уровень, степень интенсивности функционирования различных форм психического заражения находятся в прямой зависимости от степени однородности, уровня присущего ϶ᴛᴏй общности сознания и чувства «мы», а также степени внутренней солидарности, взаимного доверия, и, следовательно, степени взаимной внушаемости.
Для каждого индивида его социальная группа чрезвычайно важна, потому что именно реакции со стороны окружающих составляют в значительной мере источник поведения индивида. Выражение неприязни или симпатии, высокая положительная оценка или осуждение, чувство товарищества служат источниками и регуляторами индивидуального поведения. Часто для лица неважно, одобряется ли его поведение большинством, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует ли оно требованиям всего общества, но важно, что «ϲʙᴏи» одобряют и поддерживают. Стоит сказать, для такого лица гораздо существенней одобрение со стороны того микромира, кᴏᴛᴏᴩый его окружает. Стоит сказать, для него более значимо, что думают о нем непосредственно окружающие его люди, поскольку они выражают ϶ᴛᴏ в словах, обращенных лично к нему, и в поступках, непосредственно затрагивающих его интересы. То, что делают или говорят такие люди, их вид, интонации голоса, жесты, — все ϶ᴛᴏ ведет к формированию определенных социально-психологических позиций, установок.
Именно в первичных неформальных группах действуют неписаные законы и привычки, что зачастую формирует поведение. Человек склонен усваивать ту линию поведения, кᴏᴛᴏᴩая поддерживается, одобряется тем ближайшим к нему миром, в кᴏᴛᴏᴩом он живет.
Референтная группа
Поведение человека и система разделяемых им моральных ценностей могут быть направлены на достижение ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия его поведения нормам, разделяемым группой, кᴏᴛᴏᴩой индивид фактически не принадлежит, но в кᴏᴛᴏᴩую он стремится быть включенным. Группы, чьи нормы и стандарты поведения разделяются лицом, в принципе не принадлежащим к самой ϶ᴛᴏй группе, именуются референтными. Нужно помнить, такие лица избирают нормы, принятые в подобных группах, как образец для оценки собственных действий. Рассматриваемые группы могут существовать в реальности, но могут быть и «сконструированы» в сознании человека. Важно заметить, что однако, при всем этом, если приверженность индивида к ценностям, нормам и стандартам подобной референтной группы достаточно интенсивна, то именно так, путем согласования ϲʙᴏих действий с нормами референтной группы, и строится его поведение.
Понятие референтной группы позволяет объяснить те случаи, когда поведение липа расходится с нормами той социальной группы, членом кᴏᴛᴏᴩой данный человек будет фактически. Стоит заметить, что оно же позволяет объяснить переход лица из одной социальной группы в другую, а также процесс постепенной эволюции и замены норм и правил поведения членов данной социальной группы. Уместно отметить, что определить референтную группу индивида — значит установить существенную социальную характеристику его личности.
Концепция референтной группы позволяет объяснить мотивацию перехода лица изданной группы в ту группу, нормы кᴏᴛᴏᴩой он предпочитает, с одной стороны, и объясняет процесс уϲʙᴏения ϶ᴛᴏй группой норм референтной группы — с другой.
Избрание в качестве референтных групп с более высоким статусом, обещающим социальное продвижение индивида, ведет к соотнесению таким индивидом ϲʙᴏего поведения с нормами, принятыми в данных группах, стимулирует усилия для достижения членства в таких группах. В таких ситуациях референтная группа обеспечивает функцию социального развития, обеспечивает социальную мобильность.
Наличие референтной группы также может иметь значение для объяснения отклоняющегося поведения:
- возможны случаи, когда участник обычных, нормальных социальных групп избирает в качестве референтной группу правонарушителей (романтика уголовного мира) и, следовательно, стремится воплотить в ϲʙᴏем поведении оценки и стандарты противоправного поведения;
- в современных условиях смены социально-политической структуры общества стремление к завладению новыми символами успеха, избрание в качестве референтных норм и стандартов групп, достигших экономического процветания при отсутствии возможности достичь ϶ᴛᴏго законным путем, часто ведет к вспышкам агрессивного поведения правонарушителей, включению их в структуры завладения такими символами вне или против закона.
Социальная структура общества.
Понятие социальной структуры общества.
Социальные институты.
Социальная роль и социальный статус человека.
Совокупность социальных общностей и система взаимосвязей и отношений между ними составляют социальную структуру общества. Отношения между социальными группами регулируются, упорядочиваются социальными институтами, действующими во всех сферах жизни общества. Таким образом, можно сказать, что социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и институтов.
Социальная структура общества часто рассматривается в аспекте разделения общества по классовому, демографическому, территориальному признакам. В этом случае речь идет о социально-классовой, социально-демографической, социально-территориальной структуре общества.
Социально-классовая структура общества подразумевает разделение общества на классы - это совокупность групп, которые характеризуются определенным местом и ролью в материальном, духовном производстве и в политической жизни , а также определенный характер отношений между членами этих групп. Традиционно ядром социально-классовой структуры считалось классовое деление общества. Определение понятия «класс» дано в работе В. И. Ленина «Великий почин». Классами названы большие группы людей, различающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Необходимо отметить, что некоторые ученые считают классовый подход устаревшим, неприменимым к современному обществу, социальная структура которого значительно усложнилась.
В основе социально-демографической структуры общества лежит его разделение на группы по возрастному, половому признакам. Это прежде всего такие группы как молодежь, пенсионеры, женщины, мужчины и др. Каждая из этих групп сталкивается с серьезными социальными проблемами. В частности, для молодежи весьма остро стоят проблемы трудоустройства, преступности, наркомании, СПИДа.
В основе социально-территориальной структуры общества лежит его разделение на территориальные общности разного типа (городские, сельские, поселковые и др.). Территориальные общности действуют в различающихся условиях природной и искусственной среды, различно их историческое прошлое. Все это создает неравные условия для жизни и развития людей, особенно если сопоставить жизнь в деревне и мегаполисе. Территориальные общности различаются социальным составом населения, уровнем его образования, общей культуры и профессиональной подготовки. Из неравномерности развития территориальных структур вытекают многие социальные проблемы, такие как неравномерность в обеспеченности населения жильем, больницами, клубами, театрами, разные возможности получить образование и достойную работу, разная доступность к объектам социально-экономической инфраструктуры.
Социальные общности и группы.
Вся история жизни людей - это история их взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми. В ходе этих взаимодействий формируются социальные общности и группы.
Наиболее общим понятием является социальная общность - совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
В современной социологии выделяется несколько типов общностей. Прежде всего, номинальные общности - совокупности людей, объединенных общими социальными признаками, которые устанавливает ученый-исследователь для решения поставленной им научной задачи. К примеру, быть могут объединены люди одного цвета волос, кожи, любящие спорт, коллекционирующие марки, проводящие отдых на море, причем, все эти люди могут никогда не вступать в контакт между собой.
Массовые общности - это реально существующие совокупности людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющих устойчивой цели взаимодействия. Типичными образцами массовых общностей являются болельщики спортивных команд, поклонники эстрадных звезд, участники массовых политических движений. Чертами массовых общностей можно считать случайность их возникновения, временность и неопределенность состава. Одним из видов массовой общности является толпа. Французский социолог Г. Тард определял толпу как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием. В структуре толпы выделяются, с одной стороны, лидеры, с другой - все остальные.
По мнению социолога Г. Лебона, поведение толпы обусловлено определенной инфекцией, провоцирующей коллективные устремления. Люди, зараженные этой инфекцией, способны на непродуманные, подчас разрушительные действия.
Помимо толпы, социологи оперируют такими понятиями, как аудитория и социальные круги.
Под аудиторией понимается совокупность людей, объединенная взаимодействием с определенным индивидом или группой (например, люди, смотрящие спектакль в театре, студенты, слушающие лекцию преподавателя, журналисты, присутствующие на пресс-конференции государственного деятеля и прочее). Чем больше аудитория, тем слабее связь с объединяющим началом. Обратите внимание, во время трансляции заседания какой-либо большой группы людей телекамера может выхватить кого-то из аудитории, кто заснул, кого-то, кто занимается чтением газеты или рисует фигурки в своем блокноте. Такая же ситуация часто происходит и в студенческой аудитории. Поэтому важно помнить правило, сформулированное еще древними римлянами: «Не оратор является мерой слушателя, а слушатель - мерой оратора».
Социальные круги - общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий. Их функция - обменяться информацией. Например, обсудить изменение курса доллара по отношению к другим валютам, выступление национальной сборной в отборочном цикле чемпионата мира по футболу, намечающиеся правительством реформы в области образования и прочее. Разновидностью таких социальных кругов является профессиональный круг, например, ученые, педагоги, артисты, художники. Наиболее компактным по составу является дружеский круг.
Социальные круги могут выдвигать своих лидеров, формировать общественное мнение, являться основой для формирования социальных групп.
Наиболее распространенным в социологии понятием является социальная группа.
Под социальной группой понимается совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентиров. В науке выделяется несколько признаков социальной группы :
Устойчивость состава;
Продолжительность существования;
Определенность состава и границ;
Общая система ценностей и норм;
Осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом;
Добровольный характер объединения (для малых групп);
Объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп).
В социологии выделяется ряд оснований для классификации групп. К примеру, по характеру связей группы могут быть формальными и неформальными. По уровню взаимодействия внутри группы выделяют группы первичные (семья, компания друзей, единомышленников, одноклассников), для которых характерен высокий уровень эмоциональных связей, и группы вторичные, у которых почти отсутствуют эмоциональные связи (трудовой коллектив, политическая партия).
Приведем пример классификации социальных групп по разным основаниям в виде таблицы:
Виды социальных групп
Основания | ||
классификации | Тип группы | Примеры |
групп | ||
По количеству участников | малые | семья, группа друзей, спортивная команда, |
совет директоров фирмы | ||
средние | трудовой коллектив, | |
жители микрорайона, | ||
выпускники университета | ||
большие | этносы, конфессии, программисты | |
По характеру отношений и связей | формальные | политическая партия, |
трудовой коллектив, | ||
неформальные | посетители кафе | |
По месту жительства | поселенческие | горожане, селяне, жители столичного |
мегаполиса, провинциалы | ||
В зависимости от пола и возраста | демографические | мужчины, женщины, |
дети, старики, молодежь | ||
По этнической принадлежности | этнические (этносоциальные) | русские, белорусы, украинцы, вепсы, марийцы |
По уровню дохода | социально-экономичские | богатые (люди с высоким уровнем дохода), |
бедные (люди с низким уровнем дохода), | ||
средние слои (люди со сред ним уровнем дохода) | ||
По характеру и роду занятий | профессиональные | программисты, операторы, учителя, |
предприниматели, адвокаты, токари |
Подобный перечень можно продолжать и продолжать. Все зависит от основания классификации. К примеру, определенной социальной группой можно считать всех пользователей персональными компьютерами, абонентов мобильной связи, совокупность пассажиров метрополитена и так далее.
Сплачивающим, группообразующим фактором является и гражданство - принадлежность человека государству, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Граждане одного государства подчиняются одним законам, имеют общие государственные символы. Принадлежность к тем или иным политическим партиям и организациям устанавливает идеологическую близость. Коммунисты, либералы, социал-демократы, националисты по-разному представляют себе будущее и правильное устройство общества. В этом отношении очень похожи на политические общности и религиозные объединения (конфессии), только они больше внимания уделяют не внешним изменениям, а внутреннему миру людей, их вере, добрым и злым поступкам, межличностным отношениям.
В нашей стране сейчас существуют практически все из перечисленных выше социальных групп. Самая большая проблема российского общества - огромная пропасть между небольшой группой сверхбогатых людей и основной массой населения, живущей на грани нищеты. Для развитых современных обществ характерно наличие так называемого среднего класса. Его составляют люди, которые обладают частной собственностью, средним уровнем доходов и определенной независимостью от государства. Такие люди свободны в выражении своих взглядов, на них трудно оказывать давление, они не допускают нарушения своих прав. Чем больше представителей этой группы, тем благополучнее общество в целом. Считается, что в стабильном обществе представители среднего класса должны составлять 85 - 90%. К сожалению, у нас эта группа только формируется, а обеспечить быстрый ее рост - одна из основных задач государственной политики.
В зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса социальные группы подразделяются на формальные (официальные) и неформальные.
Формальные группы представляют собой такие объединения людей, которые строятся на основе официальных документов: уставов, служебных инструкций, предписаний и т. д. Члены формальной группы нацелены на выполнение какого-либо вида деятельности и находятся в иерархической соподчиненности (например, производственный коллектив, спортивная команда, воинское подразделение и др.). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии, она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции. Формальная группа рациональна, т. е. в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели. Она принципиально безлична, т. е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служебных, проходящих по определенной программе.
Неформальные группы возникают и функционируют спонтанно, на основе общности интересов, целей и ценностей, личных симпатий. Отношения внутри такой группы во многом определяются индивидуальными особенностями ее членов. Стихийно складывающаяся неформальная группа (например, дворовой коллектив детей, дружеская компания и др.) не имеет особых документов, регламентирующих ее функционирование. Как правило, поведение членов такой группы регламентируется особыми неписаными правилами сти, взаимосвязанного обмена деятельностью, социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности и др. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. В современной социологии можно встретить большое количество критериев деления на группы, например, по времени существования группы, основам формирования, характеру организованности, содержанию деятельности, принципу связи членов группы и др.
В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие и малые, первичные и вторичные социальные группы. Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы, включающие от нескольких человек до нескольких десятков человек, так как результаты этих исследований можно экстраполировать на все более крупные социальные общности. Малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы . Термин «первичные группы» был введен в социологию американским ученым Ч. Кули. Отличительные признаки этих групп - непосредственный межличностный контакт их членов, характеризующийся высоким уровнем эмоциональности. Эти группы первичны в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Через первичную группу осуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, группа друзей, спортивная команда и т. п.
Вторичная группа образуется из людей, между которыми не обязательно существуют эмоциональные отношения. Их взаимодействие подчинено достижению определенных целей, индивидуально неповторимые черты личности не имеют значения, главное - выполнять определенные функции. Основным типом вторичной социальной группы является большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей, например, политическая партия.
Социальные институты.
Животные приспосабливаются к среде при помощи инстинктов. Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты – мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Термин «социальный институт» впервые предложил английский социолог XIX века Герберт Спенсер. Он изучил и описал 6 типов социальных институтов: промышленный, профессиональный, политический, обрядовый, церковный, домашний.
В современной социологии социальный институт понимается как совокупность лиц, учреждений, организаций, призванных удовлетворять определенные потребности общества.
Они помогают в борьбе за выживание и существование всему сообществу. Назначение социальных институтов
– удовлетворение
важнейших жизненных потребностей. При всем обилии потребностей фундаментальных, важных для всех – пять:
1.в воспроизводстве рода (институт семьи и брака)
2.в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство)
3.в добывании средств существования (экономические институты, производство)
4.в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования)
5.в решении духовных проблем, смысла жизни(институт религии)
Внутри фундаментальных институтов складываются менее крупные образования, которые называют неглавными институтами и ли практиками . В фундаментальный экономический институт входит институт частной собственности, рынка, организации и оплаты труда, денежной системы и т.д. В институт религии входит монашество, епископат, церковь как организация и многое другое. В политическом институте можно выделить юстицию, политические партии, исполнительную и законодательную власти, внешние отношения. В институт образования входит система учебных заведений, профессиональные кадры и т.д.
Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, предопределяющие жизнеспособность любого общества в целом. Они образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов, социальных групп и общностей, однако их нельзя сводить к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер и представляют собой самостоятельные общественные образования, имеющие собственную логику развития. Они включают в себя системы ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, обязательных для всех, включенных в социальный институт и тем самым гарантируют сходное поведение людей и направляет в русло их определенные стремления устанавливают способы удовлетворения их потребностей разрешают конфликты , возникающие в повседневной жизни обеспечивают состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и обществе в целом.
Институты – механизм регулирования общества. Институционализация – закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Это формализация социальных связей и отношений. Институционализация невозможна без появления соответствующей социальной потребности – физиологической, материальной или духовной. Например, институт семьи удовлетворяет потребность воспроизводстве людей формировании отношений между полами воспитании детей связи поколений и т. д. Для институционализации, устойчивости социальных институтов необходимы следующие условия:Особый тип регламентации. Институт основывается на социальном регулировании взаимоотношений, которое приобретает довольно жесткий и обязывающий характер.
Каждый институт обладает необходимыми средствами и ресурсами. Например, семья связана с так называемыми загсами, женскими консультациями и родильными домами, больницами, школами,
собесами, нотариальными конторами, в которых оформляются дела о наследстве и т.д.
Развиваясь,социальные институты меняют свою форму. Источники развития по факторам подразделяются на эндогенные (внутренние),экзогенные(внешние). Эндогенные изменения происходят из-за кризисных явлений внутри института, отчего социальный институт уже не удовлетворяет все общественные потребности. Постепенно вызревает необходимость перемен. Например, в догосударственный период общественного развития в человеческом стаде половые отношения были беспорядочными, что грозило генетическим вырождением человеческому роду. Постепенно свободу сексуальных отношений стали ограничивать запретами, что стало одним из первых видов социальных норм.
Экзогенные изменения возникают под воздействием развития культуры как совокупности всех видов человеческой деятельности. Например, в России практически до конца XIX века женщины из верхних слоев общества не работали. Промышленный и общественный прогресс того времени востребовал женщину на рынке труда в качестве учительницы, врача, телеграфистки, журналистки, что привело в конце концов к равному с мужчиной включению в общественную жизнь.
Функции и дисфункции социальных институтов
Социальный институт – это специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечивающие достижение целей. Функция– это та польза, которую социальный институт приносит обществу. Ее характеризуют два момента: сознательно сформулированные цели и объективные последствия деятельности данного института, т.е. функция как задача и как реальный результат. Во многих случаях возникает расхождение между провозглашенными целями и объективными последствиями соответствующих действий.
Следует учитывать наличие скрытой, латентной функции социального института.
Если явная, осознаваемая, признанная функция носит произвольный («управляемый») характер, то латентная функция является непреднамеренной, часто неосознаваемой. Подлинное значение социального института проявляется именно на уровне реально получаемых результатов его функционирования. Например, при существовании только бесплатного образованияв нашей стране все-таки была осведомленность хотя бы на уровне слухов о том, что в вузах допускаются злоупотребления при поступлении. И во многом готовность на материальные и моральные жертвы со стороны абитуриентов и их семей подчеркивала как востребованность высшего образования вообще, так и отдельных профессий на рынке труда. Введение и дальнейшее развитие платы за образование – неоднозначный компромисс, причина которого заключается в невозможности государства обеспечить полноценное функционирование института образования.
Выполняя свои функции, социальные институты стимулируют действия субъектов, согласующиеся со стандартами поведения. Необходимость следовать этим стандартам заставляет людей играть строго определенные роли, жестко предписанные теми институтами, в которые включен человек. Роли в семье отличаются от тех, которые человек выполняет на работе, учась при этом в заочном вузе, он вынужден следовать другим ролям.
Институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами, однако в реальной жизни эти функции эти функции переплетены столь тесно, что провести между ними какую-либо грань чрезвычайно сложно.