Как определить ветви параболы вверх или вниз. Iv случай, появляется «b»

02.04.2019 Приложения

Функция вида a>0, ветви направлены вверх а 0, ветви направлены вверх а 0, ветви направлены вверх а 0, ветви направлены вверх а 0, ветви направлены вверх а 0, ветви направлены вверх а 0, ветви направлены вверх а


Функция вида a>0 ветви вверх n>0 n 0 ветви вверх n>0 n"> 0 ветви вверх n>0 n"> 0 ветви вверх n>0 n" title="Функция вида a>0 ветви вверх n>0 n"> title="Функция вида a>0 ветви вверх n>0 n">


Функция вида a>0 ветви вверх m>0 m 0 ветви вверх m>0 m"> 0 ветви вверх m>0 m"> 0 ветви вверх m>0 m" title="Функция вида a>0 ветви вверх m>0 m"> title="Функция вида a>0 ветви вверх m>0 m">






По графику функции определите знаки коэффициентов а и с 1) a0 4) a>0,c 0,c"> 0,c"> 0,c" title="По графику функции определите знаки коэффициентов а и с 1) a0 4) a>0,c"> title="По графику функции определите знаки коэффициентов а и с 1) a0 4) a>0,c">










0) 2.Укажите наименьшее значение функции 3.Какова область ее значений. 4. Найдите координаты точек пересечения с осью Ох 5. Укажите промежутки возра" title="Постройте график функции 1. При каких значениях аргумента функция принимает положительные значения (у>0) 2.Укажите наименьшее значение функции 3.Какова область ее значений. 4. Найдите координаты точек пересечения с осью Ох 5. Укажите промежутки возра" class="link_thumb"> 17 Постройте график функции 1. При каких значениях аргумента функция принимает положительные значения (у>0) 2.Укажите наименьшее значение функции 3.Какова область ее значений. 4. Найдите координаты точек пересечения с осью Ох 5. Укажите промежутки возрастания и убывания функции 6.Какие значения принимает функция, если 0х4 0) 2.Укажите наименьшее значение функции 3.Какова область ее значений. 4. Найдите координаты точек пересечения с осью Ох 5. Укажите промежутки возра"> 0) 2.Укажите наименьшее значение функции 3.Какова область ее значений. 4. Найдите координаты точек пересечения с осью Ох 5. Укажите промежутки возрастания и убывания функции 6.Какие значения принимает функция, если 0х4"> 0) 2.Укажите наименьшее значение функции 3.Какова область ее значений. 4. Найдите координаты точек пересечения с осью Ох 5. Укажите промежутки возра" title="Постройте график функции 1. При каких значениях аргумента функция принимает положительные значения (у>0) 2.Укажите наименьшее значение функции 3.Какова область ее значений. 4. Найдите координаты точек пересечения с осью Ох 5. Укажите промежутки возра"> title="Постройте график функции 1. При каких значениях аргумента функция принимает положительные значения (у>0) 2.Укажите наименьшее значение функции 3.Какова область ее значений. 4. Найдите координаты точек пересечения с осью Ох 5. Укажите промежутки возра">

Определение. Параболой называется множество точек плоскости, каждая из которых находится на одинаковом расстоянии от данной точки, называемой фокусом, и от данной прямой, называемой директрисой и не проходящей через фокус.

Расположим начало координат посередине между фокусом и директрисой.

Величина р (расстояние от фокуса до директрисы) называетсяпараметром параболы. Выведем каноническое уравнение параболы.

Из геометрических соотношений: AM = MF ; AM = x + p /2;

MF 2 = y 2 + (x – p/2) 2

(x + p/2) 2 = y 2 + (x – p/2) 2

x 2 +xp + p 2 /4 = y 2 + x 2 – xp + p 2 /4

y 2 = 2px (3.7)

Уравнение директрисы:x = - p /2 , координаты фокусаF (p /2;0), Ох Ох (вправо) .

Пучок лучей с источником, расположенном в фокусе, после отражения от параболы обратится в параллельный пучок лучей. На этом принципе построены параболические зеркальные антены.

В зависимости от выбора положения точки начала отсчета и осей координат относительно фокуса и директрисы можно получить еще три канонических уравнения параболы:

y 2 = -2 px : координаты фокусаF (- p /2;0), центр параболы находится в начале координат. Ось симметрии – осьОх Ох (влево).

х 2 = 2 p у: координаты фокусаF (0; p /2), центр параболы находится в начале координат. Ось симметрии – осьОу , ветви параболы направлены в положительном направлении осиОу (вверх).

х 2 = -2 p у: координаты фокусаF (0;- p /2), центр параболы находится в начале координат. Ось симметрии – осьОу , ветви параболы направлены в отрицательном направлении осиОу (вниз).

Однако чаще приходится иметь дело с обычным уравнением параболы, известным из школы:

y = ax 2 + bx + c (3.8) , гдеa, b,c – параметры параболы. Графики при различных значениях этих параметров:

a < 0

a > 0

Обычно для построения графика параболы используют несколько ключевых моментов: корни, ось симметрии, вершина параболы, куда (вверх или вниз) направлены ветви параболы и т.п. Предполагается, что нахождение этих ключевых моментов из уравнения параболы

Пример. На параболеу 2 = 8х найти точку, расстояние которой от директрисы равно 4.

Из уравнения параболы получаем, что р = 4.

r = x + p /2 = 4; следовательно:

x = 2;y 2 = 16;y =4. Искомые точки:M 1 (2; 4),M 2 (2; -4).

§4. Системы координат.

Любая точка на плоскости может быть однозначно определена при помощи различных координатных систем, выбор которых определяется различными факторами.

Способ задания начальных условий для решения какой – либо конкретной практической задачи может определить выбор той или иной системы координат. Для удобства проведения вычислений часто предпочтительнее использовать системы координат, отличные от декартовой прямоугольной системы. Кроме того, наглядность представления окончательного ответа зачастую тоже сильно зависит от выбора системы координат.

Рассмотрим так называемую полярную систему координат ; она весьма удобна и используется довольно часто.

Функция вида , где называется квадратичной функцией .

График квадратичной функции – парабола .


Рассмотрим случаи:

I СЛУЧАЙ, КЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАБОЛА

То есть , ,

Для построения заполняем таблицу, подставляя значения x в формулу:


Отмечаем точки (0;0); (1;1); (-1;1) и т.д. на координатной плоскости (чем с меньшим шагом мы берем значения х (в данном случае шаг 1), и чем больше берем значений х, тем плавнее будет кривая), получаем параболу:


Нетрудно заметить, что если мы возьмем случай , , , то есть , то мы получим параболу, симметричную относительно оси (ох). Убедиться в этом несложно, заполнив аналогичную таблицу:


II СЛУЧАЙ, «a» ОТЛИЧНО ОТ ЕДИНИЦЫ

Что же будет, если мы будем брать , , ? Как изменится поведение параболы? При title="Rendered by QuickLaTeX.com" height="20" width="55" style="vertical-align: -5px;"> парабола изменит форму, она “похудеет” по сравнению с параболой (не верите – заполните соответствующую таблицу – и убедитесь сами):


На первой картинке (см. выше) хорошо видно, что точки из таблицы для параболы (1;1), (-1;1) трансформировались в точки (1;4), (1;-4), то есть при тех же значениях ордината каждой точки умножилась на 4. Это произойдет со всеми ключевыми точками исходной таблицы. Аналогично рассуждаем в случаях картинок 2 и 3.

А при парабола «станет шире» параболы :


Давайте подытожим:

1) Знак коэффициента отвечает за направление ветвей. При title="Rendered by QuickLaTeX.com" height="14" width="47" style="vertical-align: 0px;"> ветви направлены вверх, при - вниз.

2) Абсолютная величина коэффициента (модуля) отвечает за “расширение”, “сжатие” параболы. Чем больше , тем у’же парабола, чем меньше |a|, тем шире парабола.

III СЛУЧАЙ, ПОЯВЛЯЕТСЯ «С»

Теперь давайте введем в игру (то есть рассматриваем случай, когда ), будем рассматривать параболы вида . Нетрудно догадаться (вы всегда можете обратиться к таблице), что будет происходить смещение параболы вдоль оси вверх или вниз в зависимости от знака :



IV СЛУЧАЙ, ПОЯВЛЯЕТСЯ «b»

Когда же парабола “оторвется” от оси и будет, наконец, “гулять” по всей координатной плоскости? Когда перестанет быть равным .

Здесь для построения параболы нам понадобится формула для вычисления вершины: , .

Так вот в этой точке (как в точке (0;0) новой системы координат) мы будем строить параболу , что уже нам по силам. Если имеем дело со случаем , то от вершины откладываем один единичный отрезок вправо, один вверх, – полученная точка – наша (аналогично шаг влево, шаг вверх – наша точка); если имеем дело с , например, то от вершины откладываем один единичный отрезок вправо, два – вверх и т.д.

Например, вершина параболы :

Теперь главное уяснить, что в этой вершине мы будем строить параболу по шаблону параболы , ведь в нашем случае.

При построении параболы после нахождения координат вершины очень удобно учитывать следующие моменты:

1) парабола обязательно пройдет через точку . Действительно, подставив в формулу x=0, получим, что . То есть ордината точки пересечения параболы с осью (оу), это . В нашем примере (выше), парабола пересекает ось ординат в точке , так как .

2) осью симметрии параболы является прямая , поэтому все точки параболы будут симметричны относительно нее. В нашем примере, мы сразу берем точку (0; -2) и строим ей симметричную относительно оси симметрии параболы, получим точку (4; -2), через которую будет проходить парабола.

3) Приравнивая к , мы узнаем точки пересечения параболы с осью (ох). Для этого решаем уравнение . В зависимости от дискриминанта, будем получать одну (, ), две ( title="Rendered by QuickLaTeX.com" height="14" width="54" style="vertical-align: 0px;">, ) или нИсколько () точек пересечения с осью (ох) . В предыдущем примере у нас корень из дискриминанта – не целое число, при построении нам особо нет смысла находить корни, но мы видим четко, что две точки пересечения с осью (ох) у нас будут (так как title="Rendered by QuickLaTeX.com" height="14" width="54" style="vertical-align: 0px;">), хотя, в общем, это видно и без дискриминанта.

Итак, давайте выработаем

Алгоритм для построения параболы, если она задана в виде

1) определяем направление ветвей (а>0 – вверх, a<0 – вниз)

2) находим координаты вершины параболы по формуле , .

3) находим точку пересечения параболы с осью (оу) по свободному члену , строим точку, симметричную данной относительно оси симметрии параболы (надо заметить, бывает, что эту точку невыгодно отмечать, например, потому, что значение велико… пропускаем этот пункт…)

4) В найденной точке – вершине параболы (как в точке (0;0) новой системы координат) строим параболу . Если title="Rendered by QuickLaTeX.com" height="20" width="55" style="vertical-align: -5px;">, то парабола становится у’же по сравнению с , если , то парабола расширяется по сравнению с

5) Находим точки пересечения параболы с осью (оу) (если они еще сами “не всплыли”), решая уравнение

Пример 1


Пример 2


Замечание 1. Если же парабола изначально нам задана в виде , где – некоторые числа (например, ), то построить ее будет еще легче, потому что нам уже заданы координаты вершины . Почему?

Возьмем квадратный трехчлен и выделим в нем полный квадрат: Посмотрите, вот мы и получили, что , . Мы с вами ранее называли вершину параболы , то есть теперь , .

Например, . Отмечаем на плоскости вершину параболы , понимаем, что ветви направлены вниз, парабола расширена (относительно ). То есть выполняем пункты 1; 3; 4; 5 из алгоритма построения параболы (см. выше).

Замечание 2. Если парабола задана в виде, подобном этому (то есть представлен в виде произведения двух линейных множителей), то нам сразу видны точки пересечения параболы с осью (ох). В данном случае – (0;0) и (4;0). В остальном же действуем согласно алгоритму, раскрыв скобки.