Что такое ширина и высота кадра. Все, что нужно знать о том, как изменить соотношение сторон видео

16.04.2019 Разное

При работе над фотопейзажем очень важное значение имеет правильный выбор соотношения сторон «картины». Грамотно подобранные пропорции ширины и высоты снимка способны существенно улучшить даже посредственный пейзаж. А если эти пропорции будут неправильными, то «рассыплется» композиция и отлично снятого пейзажа. Вот поэтому мы считаем, что на эту тему стоит порассуждать, и посвящаем ей сегодняшнюю статью, в которой постараемся дать вам несколько советов о том, как правильно выбирать соотношения сторон пейзажного снимка.

Композицию можно смело назвать главным, ключевым фактором, основой всего фотоискусства. Именно композиция делает фотографию значимой и хорошей. И это совершенно не зависит от жанра снимка - пейзаж это, портрет, натюрморт или репортаж. Композиция всегда и везде, в любом кадре должна быть идеальной. Ну, или, хотя бы, к этому нужно всегда стремиться. И немалую роль в построении композиции играют пропорции кадра, соотношение размеров его сторон относительно друг друга.

В фотографии, как и в любом другом виде изобразительного искусства, существует множество правил и законов. Эти правила и законы принято знать (но не всегда - соблюдать. Это незаконы физики или математики. Как говорили старые мастера фотографии, законы композиции нужно знать для того, чтобы их нарушать). Речь о правиле третей, например, или о так называемом «золотом сечении», или законе ведущих линий… Но вот беда. Когда мы непосредственно берем в руки фотокамеру и начинаем снимать, мы зачастую забываем о самом снимке. О том, что мы получим на нашей фотокартинке в конечном итоге.

Если мы правильно подберем соотношение сторон этой картинки, то композиция нашего снимка значительно улучшится. Например, таким образом можно подчеркнуть в кадре что-то важное, и в то же время отсечь ненужные, незначимые, отвлекающие внимание зрителя от главного детали и элементы. Если же соотношение сторон будет неточным, неправильным, то это может разрушить композиционный баланс всей фотографии. Вот почему мы настоятельно рекомендуем вам думать о пропорциях кадра еще во время съемки. Научитесь представлять себе будущий снимок мысленно. Это умение даст вам возможность выбрать идеальную для конкретно этого снимка композицию.

К сожалению, о пропорциях сторон часто вспоминают на этапе постобработки снимка, при его кадрировании. Но это, чаще всего, есть не что иное, как стремление исправить неудачную композицию уже сделанного снимка.

Давайте подумаем о том, как же всё-таки конкретное соотношение сторон влияет на композицию снимка. Думаю, разобраться в этом будет совсем не сложно даже начинающему фотографу. Сегодня мы рассмотрим это на конкретных примерах. Из нашей статьи вы узнаете о нескольких распространенных вариантах соотношения сторон кадра, о достоинствах и недостатках каждого из них. Расскажем мы и о том, в каких конкретно случаях то или иное соотношение выгоднее использовать.

Некоторые фотографы и теоретики фотоискусства, между прочим, имеют на этот счет свое, особое мнение. Они считают, что кадрирование фотографий без учета устоявшихся пропорций размера сторон позволяет автору создавать своего рода уникальное соотношение, которое основано на его авторском видении композиции данного конкретного снимка, на его, автора, восприятии изображаемого пространства. Но этот подход имеет один минус. Он заключатся в том, что при работе с нестандартными форматами возникают порой серьезные проблемы с печатью и оформлением снимков. Вот поэтому мы и расскажем вам о стандартных, общепринятых форматах, форматах, знакомых большинству.

Формат 1:1 (квадрат)

При помощи такого формата фотографы обычно упрощают картинку с целью расположения главного объекта в геометрическом центре кадра. Так комфортнее глазу зрителя. Дело тут заключается в том, что так уж устроено человеческое мышление. Если ширина изображения равна его высоте, то меняется сам способ «чтения» фотографии. У зрителя практически исчезает необходимость перемещать взгляд по плоскости картинки справа налево и сверху вниз. При квадратном формате кадра фотограф получает великолепную возможность отойти от правила, которое многие начитанные дилетанты считают незыблемым. Речь идет о линии горизонта. В квадратном формате кадра эту линию мы можем совершенно смело, ничего не опасаясь, разместить строго по центру. А главный объект «воткнуть» четко в ее центр. Не бойтесь, композиция кадра от этого только выиграет! Кстати, квадратный формат очень любят приверженцы минимализма в фотискусстве.

Формат 4:3

4:3 - стандартное соотношение, пропорции кадра для фотокамер, которые оборудованы матрицей 4/3. Высота кадра меньше чем его ширина. Что это означает? Это означает, что взгляд зрителя, подчиняясь законам психологии, естественным образом движется по изображению слева направо. Человек «читает» картинку как книгу, как написанный на бумаге текст. Но, если учесть тот факт, что изображение в этом формате пока еще довольно высокое по сравнению с шириной, такие пропорции картинки очень хороши для того, чтобы направить взгляд зрителя в нужном направлении, к главному смысловому или геометрическому центру снимка. Обычно это делается при помощи двух так называемых ведущих линий, которые от переднего плана картинки идут к главному объекту, увлекая за собой внимание рассматривающего фотографию человека. При таких пропорциях хорошо снимать широкоугольными объективами. В этом случае на изображении прекрасно передается глубина пространства, картинка становится объемной. Но, при всём при том, лишние, отвлекающие внимание детали в кадр не попадают.

Формат 6:4

Это классические пропорции кадра 35-мм фотопленки практически всех фотокамер второй половины прошлого века. Сейчас его иногда называют форматом 3:2 и он является стандартным для фотокамер с полнокадровыми матрицами и матрицами APS-C. Проще говоря, это практически все модели зеркальных аппаратов Nikon и Canon. Как и в формате 4:3, ширина этого кадра с такими пропорциями заметно отличается от его высоты. Это, как мы уже говорили выше, заставляет зрителя «читать» картинку слева направо. Хорошим решением композиции в таких пропорциях кадра является введение в картинку ведущих линий, идущих по диагонали.

У кадра 6:4 высота намного меньше ширины. И это создает фотографу при работе некоторые сложности. Дело в том, что вертикальное пространство, с которым можно работать, в нём существенно ограничено. Если вы снимаете широкоугольным объективом, то детали, которые находятся на переднем плане, ввести в кадр будет весьма проблематично. А это приведет к тому, что все объекты, находящиеся на фотографии, будут казаться несколько разрозненными и композиция снимка может попросту развалиться.

Пропорции кадра 6:4 очень хорошо подходят для съемки таких пейзажей, на переднем плане которых немного или вообще нет значимых деталей. Если выстроить композицию кадра, учитывая эту закономерность, то пейзаж у вас будет очень хорошим.

Формат 16:9

Панорамный широкоэкранный формат. Этот формат поддерживался плёнкой Advanced Photo System (APS) в самом начале ее производства. Большую популярность тогда он не получил, и о нем на время подзабыли. Но несколько лет назад, когда в мире появились телевизоры и компьютерные мониторы, а также мобильные устройства с пропорциями 16:9, этот формат кадра вновь стал популярным.

Ширина кадра в этом формате намного больше высоты. Что из этого вытекает? А вот что. Работая с такими пропорциями, фотографу будет намного сложнее обратить внимание зрителя на передний план картинки, нежели снимая на форматы, описанными нами выше. Но для пейзажей это формат, тем не менее, подходит очень хорошо. Особенно если вы снимаете пейзаж с значительного удаления, используя при этом объектив с большим фокусным расстоянием.

Формат 12:6

Или - 18:6, 2:1, 3:1. Проще говоря, панорамный формат. Формат этот для съемки панорам является довольно-таки распространенным. Многими среднеформатными пленочными фотокамерами он тоже поддерживается. Иногда поддерживается и APS. Такое соотношение сторон кадра обычно получается и при склейке двух или более изображений в единое целое, в одну панораму, в один пейзаж. Фотографию такого формата в один кадр сделать очень сложно. Особенно если предполагается её крупноформатная печать. Обычно кадры, которые должны стать частью такой панорамы снимаются объективами с большим фокусным расстоянием. Почему именно так? Для того чтобы «вытащить» те детали пейзажа, которые находятся на достаточном отдалении.

В таком формате практически исключается передний план. Его просто невозможно ввести в кадр.

«Портретный» режим

Сегодня мы намеренно рассказали вам в этой статье о том, какие существуют варианты соотношения сторон фотографического кадра в «пейзажном» формате. А вот в «портретном» формате, как нам кажется, вариантов для создания удачного пейзажа в несколько раз меньше. Для того, чтобы пейзаж, созданный в формате портрета, выглядел прилично, необходимо, прежде всего, сбалансировать композицию кадра. Соотношение сторон, близкое к 6:4, строит нам в этом деле серьезные препятствия. И всё потому, что высота снимка в этом формате значительно больше его ширины. Если вы хотите добиться, чтобы вертикальный пейзаж был по настоящему хорошим, то постарайтесь «заключить» его в более широкий кадр. Ну, например, 3х4, 6х7 или лучше всего 4х5. Последний из упомянутых форматов обычно любят опытные профессионалы, которые работают среднеформатными и широкоформатными фотокамерами. Пропорции 4х5 оставляют в пейзаже довольно мало места для неба. А небо способно испортить в кадре композиционный баланс.

Резюме

В этой статье мы попробовали показать вам на некоторых реальных примерах варианты использования различных пропорций, соотношения сторон фотографического кадра. Конечно же, мы прекрасно понимаем, что эти наши сегодняшние рекомендации далеко не идеальны (идеальным в искусстве ничего быть не может в принципе). Конечно же, они не могут быть подходящими для всех сюжетов, для пейзажей любого вида. Для каких-то фотографий, возможно, лучшим будет соотношение сторон, коренным образом отличающееся от тех, которые мы сегодня описали. Но всё же, хочется думать, эти основы теории соотношения сторон любого изображения на плоскости (неважно, в какой технике оно выполнено - живопись, графика или фотография. Это не играет в данном случае никакой роли) заставят вас хотя бы немного задуматься во время работы над вашим очередным пейзажем. А думать об этом нужно еще до того, как вы нажали спусковую кнопку затвора вашей фотокамеры. Не нужно снимать пейзаж бездумно. Пейзаж никогда не получится красивым, если вы не будете думать над ним. Если вы будете снимать впопыхах, вытащив фотоаппарат из сумки, едва увидев перед собой красивую опушку леса или благоухающую цветочную поляну, вряд ли добьетесь успеха. Если вы усвоите для себя, что соотношение сторон фотографического кадра не намертво привязано к модели вашей фотокамеры, это даст вам возможность эффектно пользоваться знанием этих законов. И ваши пейзажи станут завораживающе красивыми и впечатляющими зрителя.

Существует множество аспектов в искусстве построения композиции кадра, но вы наверняка никогда не задумывались о соотношении его сторон. Формат - это термин, используемый для описания соотношения между шириной и высотой изображения. Причина, по которой фотографы часто не думают о формате, очень проста: этот параметр зависит от камеры, поэтому многие склонны воспринимать формат как нечто неизменяемое.

Технологии изменили ход дела. Современные цифровые камеры дают фотографу возможность выбрать формат из нескольких вариантов, каждый из которых имеет свои характеристики. Изображение также можно обрезать в ходе последующей обработки.

Знание характеристик форматов конкретной камеры помогает фотографу правильнее компоновать кадр, а также учит видеть, когда обрезка фотографии в другой формат позволит улучшить композицию изображения.

Как уже было упомянуто, формат - это соотношение ширины и высоты. Обычно он показывает, насколько квадратным (1:1) или вытянутым (16:9) является изображение. Выражают формат формулой ширина: высота (параметр ширина всегда идет первым). Формат 35 мм камер - 3:2. Цифровые камеры fx или dx, независимо от количества мегапикселей и размера сенсора, применяют формат 3:2. Это значит, что ширина изображения в полтора раза больше, чем его высота (и наоборот, если взять вертикальный или «портретный» формат). Фотографии выше сделаны на цифровую зеркальную фотокамеру 35мм, их соотношение сторон составляет 2:3 при вертикальной ориентации.

Форматы

Большинство камер, за редким исключением, используют один или два формата. 3:2 обычно бывает у 35мм цифровых камер, а 4:3 используют компактные фотоаппараты и микрокамеры. Если вы посмотрите на фото выше, вы увидите, оно сделано в формате 4:3 и больше обрезано. Мне больше нравится вариант 4:3, так как осталось меньше лишнего пространства вокруг белого цветка. Мы поговорим об этом подробнее чуть позже.

Любители пленочных камер имеют больше вариантов на выбор благодаря существованию среднеформатных, крупноформатных и панорамных фотоаппаратов.

Ниже представлен краткий обзор существующих сегодня форматов. После я объясню, как соотношение сторон влияет на композицию.

3:2

Формат 35 мм цифровых и пленочных камер, а также некоторых камер Leica среднего формата, беззеркальных фотоаппаратов и компактов класса «high end». Это соотношение сторон применяется еще с тех времен, когда Оскар Барнак выбрал его для камер Leica.

4:3

Применяется в микрокамерах, в большинстве компактных камер, в некоторых цифровых среднеформатных цифровых и пленочных камерах, которые применяют формат 6x4,5см. Также используется в мониторах и неширокоэкранных телевизорах.

7:6

Применяется в некоторых среднеформатных камерах, таких как серия пленочных фотоаппаратов Pentax 67. Такие камеры создают негативы или слайды размером 6x7 см. Некоторые среднеформатные дальномерные фотоаппараты используют это соотношение сторон.

1:1 (или 6:6)

Традиционный квадратный формат. Применяется в основном в среднеформатных пленочных камерах, например, марок Hasselblads, Rolleiflexes и Pentacon Six TL. Также используется в фотоаппаратах типа «toy camera»(марки Holga, Diana). Несколько производителей создали 35мм камеры с квадратным соотношением сторон кадра в тридцатых и сороковых годах (размер негатива 24x24), однако идея не прижилась. Единственными 35 мм фотоаппаратами с квадратным форматом изображения являются пластиковые камеры марки Lomo и забавные фотоаппараты Blackbird 35mm twin lens reflex.

5:4

Используется крупноформатными камерами, которые работают с плоской пленкой размером 5x4 или 10x8 дюймов. Больший формат 10x8 вышел из употребления, и фотографы в основном работают с пленкой 5x4дюйма.

16:9

Панорамный формат, применяемый в среднеформатных панорамных пленочных камерах. Некоторые ранние модели компактных камер Panasonic имели этот формат. Он также используется при широкоэкранном видеозахвате.

12:6 (или 2:1)

Сверхширокий панорамный формат, используется в панорамных пленочных камерах среднего формата, например, в серии Linhof Technorama (Linhof выпускают фотоаппарат серии Technorama формата 17:6).

Соотношение сторон в композиции

На сегодняшний день формат 3:2 в 35 мм камерах остается самым широко используемым. Причины, по которым именно его выбрал Оскар Барнак для Leica, не зафиксированы; возможно, он выбран потому, что такое соотношение сторон почти совпадает с размерами золотого прямоугольника.

История Золотого прямоугольника берет начало в Древней Греции; он эстетически привлекателен для применения в фотографии, в рисунке, живописи, архитектуре. Фотограф Анри Картье-Брессон, который славился своим мастерством в композиции, использовал теорию золотого прямоугольника в кадре 35мм. Схема выше показывает относительные размеры золотого прямоугольника (красный цвет) и 35мм кадра (желтый), который лишь немного больше.

Правило третей, известное также как закон композиции, является упрощением некоторых идей идеальной композиции внутри золотого прямоугольника.

Проблема 35мм

Кадр 35мм (или золотой прямоугольник) работает хорошо, если камера в панорамном формате, но не так хорош в вертикальном положении. Прямоугольник слишком вытянутый, его трудно заполнить красиво и правильно.

Я называю эту особенность «проблемой 35мм». Она может вызвать затруднения при работе с любой темой, но особенно с пейзажной фотографией: получается слишком много неба, если формат вертикальный (портретный). По этой причине большинство своих фотографий этого жанра я делаю горизонтальными.

На двух фотографиях выше хорошо заметно различие. Первая слишком «высокая», и кадр становится значительно лучше после обрезки до меньшего прямоугольника. Этот пример показывает разницу между соотношением сторон 2:3(не забывайте, что параметр ширина всегда указывается первым) и 4:5, применяемый в широкоформатных камерах 5x4 дюйма.

Эта проблема стала одной из причин, по которым многие ландшафтные фотографы работали со средне- или широкоформатными пленочными фотоаппаратами в те времена, когда цифровые зеркальные камеры еще не стали нормой. Форматы 4:3, 7:6 и 5:4 представляют собой прямоугольники «короче» в вертикальном положении, поэтому в них легче строить композицию. Эти «короткие» прямоугольники лучше соответствуют журнальной и книжной странице, чем формат 35мм. Такие фотографии нужно меньше обрезать, чтобы уместить на всей странице.

Формат цифрового века

Теперь, когда большинство фотографов пользуются цифровыми камерами 35мм, «проблема 35мм» уже не так страшна: легко обрезать фотографию при последующей обработке. Однако я советую обрезать не произвольно, а до определенного соотношения сторон (например, до 7:6, 4:3 или 5:4). У каждого формата свои особые характеристики, и это научит вас «видеть» образ в кадре. Со временем вы сможете распознавать, когда композиция сюжета выиграет от обрезки.

Микро 4:3

Из-за «проблемы 35мм» такие производители как Panasonic и Olympus утвердили формат 4:3. Эти камеры идеальны в отношении композиции: вам не нужно беспокоиться о проблемах, которые вызывает более длинный кадр.

Предпросмотр в реальном времени и электронные видоискатели

Если у вашего фотоаппарата есть режим просмотра фотографий или электронный видоискатель, стоит посмотреть в руководстве пользователя, есть ли возможность менять формат. Если она есть, то в режиме просмотра та часть фотографии, которая будет обрезана, обозначается серым цветом. Если у вашей камеры есть видоискатель, в нем может быть функция отображения в измененном формате при поиске кадра. Таким образом, компоновать кадр в разных форматах становится очень просто.

Квадратный формат

Заслуживает особого внимания. Это один из моих любимых форматов. Несмотря на то, что на рынке в данный момент нет цифровых камер с квадратным форматом кадра, он все еще очень популярен благодаря пленочным камерам и пост-обработке. Больше о нем вы можете прочитать в уроке .

Форматы и печать

Есть одна практическая область, где можно наткнуться на проблему форматов - это печать. Если у вас 35 мм камера, вы знаете: большинство видов бумаги для печати не подходят для ваших фотографий (за исключением размеров бумаги 6x4дюйма). Это справедливо независимо от используемого вами формата, хотя в некоторых случаях придется меньше обрезать фотографии. Это одна из причин, по которым многие фотографы предпочитают широкоформатные камеры: формат 5:4 подходит именно к стандартным размерам фотобумаги (5:4 дюйма, 10:8, 16:20 и т.д.)

Бумага для струйных принтеров отличается от фотобумаги, так как изготавливается в соответствии со стандартами Международной Организации по Стандартизации. Этот стандарт пользуется соотношением 1:1,4142 (квадратный корень из двух) и определяет размеры А2, А3, А4, А5 и другие размеры бумаги.

Решение проблемы печати очень простое: печатайте фотографии, оставляя белую рамку. Это красиво выглядит, а также упрощает выбор формата печати. Изображение выше показывает, как выглядит на бумаге размера А3 или А4 фотография, сделанная на камеру 35 мм.

Как обрезать фотографию

Обрезать фотографию легко в программе Lightroom, в Photoshop CS - немного сложнее. Здесь я приведу краткую инструкцию, как это сделать в обеих программах, в остальных программах методы похожи.

Lightroom

Перейдите в модуль Develop, нажмите на иконку Crop. Кликните стрелку рядом со словом Original справа и выберите новый формат из меню или Enter custom для создания собственного формата.

Photoshop CS

Если вы редактируете в Jpeg или Tiff в программе Photoshop CS (а не в Adobe Camera Raw, которая похожа на Lightroom), необходимо сделать некоторые вычисления, чтобы обрезать фотографию до определенного формата. Проще всего выбрать Crop Tool, ввести размеры, до которых нужно обрезать, в полях ширины и высоты. Высота (или ширина в вертикальном формате) должна совпадать с высотой вашего фото в пикселях, затем можно ввести ширину, необходимую для определенного формата.

Например, если фотография в высоту составляет 3888 пикселей, а вы хотите обрезать ее до соотношения сторон 4:3, нужно задать ширину в 5184 пикселя.

Заключение

Надеюсь, это введение поможет вам понять связь размеров кадра и композиции. Используете ли вы камеру 35мм, микрокамеру, квадратный формат, широкий формат или панорамную камеру, пропорции кадра вносят разницу в композицию изображения. В прошлом формат сильно зависел от используемой камеры. Сейчас фотоаппараты дают возможность экспериментировать с форматами, которые вы предпочитаете.

Поделитесь публикацией

Правовая информация

Переведено с сайта photo.tutsplus.com , автор перевода указан в начале публикации.

* Recommended to upload a 720*312 image as the cover image

Article Description

Приветствую вас, мои дорогие Mi-фаны!Вы готовы дальше повышать ваш уровень в фотосъемке? Сегодня я хочу поговорить с вами о такой настройке в камере как «формат кадра». Вы знаете, как правильно использовать данную функцию? Или вы просто пользуетесьстандартам 16:9, чтобы съемка вашей камеры была полноэкранной? Если да, то этатема специально для вас!И так, не топчемся на месте и начинаем разбираться! Что такое соотношение сторон камеры? Для чего это нужно?Кадр изображения описывает пропорциональное соотношение между его шириной и высотой. Существуют некоторые установленные форматы или коэффициенты, которые широко используются в индустрии фото/видео, и в последнее время 4:3 и 16:9 широко используются в качестве стандартных пропорций в большинстве фотографий и кино (И здесь я сосредоточусь на фотографиях со смартфона, так как эти два соотношения поступают по умолчанию).Давайте так же посмотрим в чем отличие между 16:9 и 4:3. Первый формат на сегодня является самым популярным, который используется практически во всей мультимедиа и технике: у большей части смартфонов соотношение сторон 16:9, так же и практически все фильмы выходят в этом формате чтобы удобно было смотреть и в кинотеатре и дома на телевизоре. А если на телевизоре с форматом 16:9 мы будем смотреть кино/фото с форматом 4:3, то посторонам от кадра будут черные полосы. Мало кому это понравится, конечно.Почему в настройках камеры всего 2 формата, когда есть множество вариантов?Данные стандарты были приняты сообществами фотографов и кинематографистов. Никто не спорит, что есть множество вариантов формата, но для пользователей смартфонов важна легкость и простота использования. Поэтому и было выбрано всего 2 популярных формата. Но если вам нужен другой формат, вы запросто можете кадрировать (обрезать) фото. Как это сделать, вы можете прочитать это в моей теме, пройдя по ссылкеКакой из форматов выбрать?Пришло время ответить на самый главный вопрос: какой именно формат стоит выбрать? Дело в том, что однозначный ответ дать нельзя. При соотношении 16:9 длина почти в 2 раза больше ширины. Этот формат полезен, когда "небо" и "земля"в кадре не нужны, а важно то что слева и справа от объекта. 4:3 - это примерно квадратное изображение. Данное соотношение сторон можно использовать, когда объект в кадре один, но важно показать то, что сверху и снизу его, так называемые "небо" и "землю".ниже я привожу для вам несколько примеров съемок в этих двух форматах, чтобы вы видели разницу. Я очень надеюсь, что эта тема была полезной для вас и вы будете в дальнейшем выбирать формат ваших фото. Желаю всем хорошего настроения и до встречи на просторах Mi Community!

Наиболее распространённые соотношения

1,33:1 (4:3)

2,55:1

Соотношение сторон ранних анаморфированных форматов, в том числе «Синемаскоп» и «Синемаскоп-55». Такое соотношение сторон экрана существовало до 1954 года , когда к четырёхканальной магнитной фонограмме была добавлена стандартная оптическая, занявшая часть пространства фильмокопии, отводившегося изображению. В настоящее время не используется.

2,6:1

Чтобы приблизить форму кадра к естественному полю зрения человека (и, следовательно, усилить восприятие фильма), кинокомпанией «Синерама» была изобретена и коммерчески внедрена панорамная система трёхплёночной киносъёмки и кинопроекции на специальных, сильно изогнутых огромных экранах шириной до 30 м с соотношением ширины и высоты кадра 2,6:1 . Система «Синера́ма» предусматривала высококачественный способ записи и воспроизведения семиканального объёмного звука с отдельной 35-миллиметровой синхронизированной магнитной фонограммы. При такой системе звук следовал за изображением на экране за счёт воспроизведения разными громкоговорителями , расположенными вокруг зрителей.

Первый фильм снятый по системе «Синерама» - документально-видовой (англ. travelogue ) «Это „Синерама“» (англ. «This Is Cinerama» ) был впервые показан публике в 1952 году в специально построенном и оборудованном кинотеатре. Успех фильма был настолько велик, что он не сходил с экранов в течение двух лет. Несмотря на сложность и громоздкость системы «Синерама» были созданы ещё 7 фильмов, включая три художественных фильма: «Как был завоёван Запад » (англ. «How the West Was Won» ) и «Удивительный мир братьев Гримм» (англ. «The Wonderful World Of Brothers Grimm» ) (оба в г.) и «Повелитель ветров: Путешествие Кристиана Радика» (англ. «Windjammer: The Voyage of Christian Radich» - съёмки по системе «Синеми́рэкл» (англ. «Cinemiracle» , , прокат в залах и по системе «Синерама»). Советская система «Кинопанора́ма» была разработана на основе и с учётом ошибок «Синерамы». Её основным отличием являются улучшенная конструкция панорамной кинокамеры и использование девятиканальной стереофонической фонограммы.

2,75:1

В 1959 году «Panavision» приобрела отдел киносъёмочной техники студии MGM . В том же году появилась система «Super Panavision 70», которая была практически копией «Тодд-АО», но использовала значительно более компактные камеры.

Иные соотношения сторон

Существуют киноаттракционы с иным соотношением сторон экрана (например, круговая панорама с обзором 360°). Всё это призвано погрузить зрителя в атмосферу фильма и усилить впечатление от просмотра.

См. также

Примечания

Литература

  • Б. Н. Коноплев Глава II. Классификация кинофильмов // Основы фильмопроизводства. - 2-е изд. - М .: Искусство, 1975. - С. 32. - 448 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. - М.,: «Искусство», 1979. - С. 7-67. - 440 с.

Ссылки

Сегодня в комментариях мне один деятель написал, что именно по причине 4:3 он никому не советует Олимпусы (надо полагать, что заодно он не рекомендует вообще все, что работает на сенсоре 4/3). Однобокость и ограниченность мышления я не люблю. И мог бы просто послать товарища. Но на такие высказывания я все чаще смотрю с улыбкой.
Но раз уж возник информационный повод…

Поясню, я ни в коем случае не пропагандирую тот или иной формат кадра. И никогда не привожу соотношения сторон фотографии как довод за или против покупки той или иной камеры. Уже как-то раз я , почему формат 4:3 лично для меня удобнее и практичнее, чем 3:2. Но захотелось после того комментария развернуть эту тему более детально.

На 3:2 я снимал практически всю сознательную жизнь - примерно с 1999 по 2012 год. Правда там эпизодически бывал средний формат (именно не был, а бывал, как в известном анекдоте:)). Но особой погоды он не сделал. Тем не менее, в 3:2 я всегда чувствовал себя немного не в своей тарелке. В горизонтали не хватало неба. Вертикаль казалась слишком долговязой.

Хотя “панорамный” 3:2 вообще неплохо принимает в себя например горизонтальные пейзажи (хотя это конечно зависит от сюжета), вертикальные кадры с такой пропорцией выглядят для меня узковатыми. А вот стоячий 4:3 в пейзаже, на мой взгляд, смотрится как-то более эстетично. Горизонтальный же 4:3 очень напоминает мне по пропорции самые популярные форматы СФ и БФ.

В портрете вертикальный и горизонтальный 4:3 тоже выглядит более аккуратно и гармонично. Хотя это не мешает многим фотографам любить “панорамные” портреты в пропорции 3:2, где много места отдается фону и жанровому окружению. Дело вкуса, конечно!

Если в пейзаже и портрете доводы в пользу той или иной пропорции скорее относятся к личным пристрастиям, ко вкусовщине, то в предметке доводы более конкретные - при формате 4:3 фактически намного более эффективно используется площадь кадра, меньше остается пустых полей, больше масштаб съемки, значит, выше фактическая детализация при одном и том же разрешении носителя.

Некоторые апеллируют к “киношности” пропорции 3:2, но напомню, что больше половины 20-го века кинематограф и телевидение существовали исключительно в формате вывода 4:3. Начиная с братьев Люмьер и заканчивая IMAX - все это 4:3 или очень близкие соотношения.

Вообще исторически пропорция 4:3 имеет очень солидный “послужной список”.

Узкая пленка:

Half-frame 18 х 24 - очень популярный полукадровый формат (существовало огромное количество компактных камер, в т.ч. со сменной оптикой).

Средний формат:

6 х 4.5 (огромная армия камер 645)
6 х 8
6 х 7 - близкая пропорция, более популярный формат с почти “квадратной” пропорцией, но еще не квадрат. Самый крупный размер из среднего формата.

Большой формат (листовая пленка и стекло):

9 х 12 см
4” х 5” - близкая пропорция
13 х 18 см
18 х 24 см

Кинопленка:

Cinematographe Братьев Люмьер - 0.980” x 0.735”

Academy format (1932) - 0.868” × 0.631” - близкая пропорция

8 mm и 16 mm от Eastman Kodak - 0.192" x 0.145” и 0.404" x 0.295” - популярнейшие любительские форматы, близкие пропорции

Super 8 - 0.245" x 0.166” - популярнейший любительский формат с близкой пропорцией

IMAX HD - 2.772" x 2.072” - очень близкая пропорция

Телевидение:

4:3 (1.33:1) - общепринятый стандарт аналогового телевещания, начиная с первых серийных образцов телеприемников и до сегодняшнего дня.

Компьютерные мониторы:

EGA, VGA, XGA, QVGA, SVGA, XGA, SXGA, UXGA, QXGA, Mac Colour, - разные форматы с квадратным и прямоугольным пикселем, конечная пропорция изображения на выходе - 4:3

Есть о чем задуматься, не правда ли, любители 3:2? :)
Хотя конечно здесь все еще во многом вопрос личных пристрастий. Мне вот очень комфортно в пропорции 4:3. То есть я использую площадь кадра намного более эффективно, чем в 3:2. Практически не обрезаю фотографии. А при необходимости они легко и с минимальными потерями превращаются и в квадрат, и в панораму. То есть формат очень универсален сам по себе. Но, опять же, есть любители квадрата, любители панорам. Я всегда был где-то посередине. Как образцовый псих и опытный шизофреник:)