Русские театры на гастролях за рубежом: эпизоды. Музыкальный тур за рубежом: тактика ближнего боя

04.11.2019 Разное

В феврале вышло два интересных материала об организации концертов российских артистов за рубежом. На сайте Around Prague «Организация концертов в Праге. Тонкости работы со звёздами » и на The Flow «Кто и зачем устраивает концерты русских рэперов за границей «. Мы цитируем главное.

О первых шагах (Прага)

Решил заняться организацией свадеб, спрос был дикий. Очень волнительно и ответственно: тебе доверяют такое важное дело, нужно не облажаться! Постепенно количество свадеб за год росло, все стало приедаться, хотя деньги были отличные. Как-то я подумал, а хочу ли дальше этим заниматься, быть свадебным координатором? Новые горизонты на этом поприще не открывались, орать на весь интернет, что ты самый лучший координатор и профессионал, чтобы привлечь клиентов, – это не наш метод, мы скромные.

О первых концертах (Прага)

Первые два концерта были прикольными, но «в молоко». Делали концерты группы «Каста» в Мюнхене и Праге совместно с Гошей и Надей из NoShowEvents. Я большой фанат этого музыкального направления, знакомство с такой группой для меня – просто космос! На протяжении многих лет я следил за их творчеством, а тут раз и вот они перед тобой, и мы идем вместе искать ресторан в Мюнхене, чтобы попить пивка. Но с финансовой стороны было не все так гладко, зато много уроков извлекли.

О прогнозах по сборам (Прага)

Понять, что человек на волне, несложно. Сложно отбить гонорар такого артиста. По большому счету так было только с Пашей Волей. Мне кажется, вот привези его в лес тайги, и все комарики дружно рассядутся и будут ждать, что он скажет. Человек достиг невероятной репутации среди всех возрастных групп. 12 лет тяжелого труда. Невероятно крут.

О концертах, как в первый раз (Прага)

Каждый концерт – репутация артиста. Я был удивлен, как все нервничают перед выходом на сцену. Группа «Каста» разминается, как перед дракой, ходят, как львы по клетке туда-сюда с отсутствующим взглядом, будто в первый раз идут на сцену! Мы обалдели. И так каждый артист – нервничает, как студент перед самым главным экзаменом. Все без исключения.

О непредвиденных сложностях (США)

В первый раз удивило то, что все это очень непросто. Мы-то думали, что закинем денег, придет куча народа и поднимем бабла. В итоге мы просчитались со всем: затратами, количеством работы и количеством зрителей. В привозах наших артистов очень много нюансов в плане визового процесса. Нужно получить разрешения на работу артистов в Америке, это занимает много времени и много денег, порядка 6000 долларов. И это только визы! Еще мы взяли на себя всю организацию тура, находясь в Бостоне. А попробуй найди площадку в Майами из Бостона. С тех пор работаем с организаторами на местах и разбиваем все затраты на количество городов.

О силе ностальгии (США)

В основном, ходят на то, что было популярным лет десять назад - ностальгия зазывает. Кроме Нью-Йорка, рурэп не собирает особо. Если на Касту в Нью-Йорке приходит 700 человек, то в Сан-Франциско максимум 200. Есть исключение - это мистер Вакуленко, на него везде аншлаг. В Нью-Йорке и Чикаго ходят на все. В Сан-Франциско, Сиэттле и Бостоне обожают русский рок. В Лос-Анджелесе и Майами русский рок вообще не котируется, зато Джиган и Тимати заходят на ура.

Об угрозе срыва концерта из-за снегопада (США)

Самое неудачное, что происходило - в прошлом году подвела погода и мы чуть не отменили концерты Касты в Нью-Йорке и Бостоне. Весь исткост замело снегом, и пришлось добираться до Бостона в шторм. На машине ехать 4 часа, мы доехали за 6 или 7. Так валил снег, что мэр Нью-Йорка запретил выезжать на дороги в 8 утра, но мы проскочили. Помню Влади говорил: » Блин, обычный московский снегопад, что тут такого…»

О случае с Гуфом в отеле (Великобритания)

Запомнился такой случай. Мы поселили Гуфа в хороший отель, который обычно занят. В день выезда он просто не стал открывать двери номера. Такой: «Нууу, нет», без причины. А в отеле было большое киномероприятие, заселялась куча важных актёров, очередь, администраторы в ярости, водитель на парковке несколько часов ждет. В итоге Гуф попросил скрутить, сходил в душ, взорвал и вышел. Отделались четырехчасовым опозданием.

О конкуренции (Великобритания)

Конкуренция среди организаторов очень высокая. Для нашей команды это не основной вид деятельности, но жить этим можно, если заниматься концертами по-настоящему известных артистов: Баста собрал, Jah Khalib собрал, Дорн собрал.

О концертах «в ноль» и «в минус» (Израиль)

В основном, все концерты, кроме Баста/Ноггано, у нас прошли в ноль или в минус. Макс Корж тоже мог быть в плюс, но клубы в Израиле не дотягивают до техрайдера артиста, поэтому установка звука отняла очень приличную сумму.

Об аудитории (Израиль)

Состав публики зависит от артиста. Баста здесь, например, совсем не рэп - на него ходят абсолютно все. На андере больше молодежи. На Макса Коржа родители приводят детей и ждут после концерта, пока те слэмятся.

По всем вопросам пишите на почту блога о музыкальной индустрии: [email protected]
Подписывайтесь на лейбла Respect Production и узнавайте первыми о главных событиях в мире музыкальной индустрии.

-е годы. Война. Гастроли за рубежом

Во время войны Ойстрах, как и Менухин, много играл в военных частях и госпиталях. Причём не только в тылу, но и на фронте. В 1942 году великий скрипач даже выступал в осаждённом Ленинграде. Во время концерта объявили воздушную тревогу, но скрипач продолжал играть и никто не покинул зал.

После войны в 1946-47 г.г. Давид Фёдорович совершает музыкальный подвиг и исполняет исторический цикл скрипичного концерта. Кроме того, Ойстрах находится среди того небольшого количества артистов, которым разрешается (Сталин хотел создать на Западе видимость творческой свободы в СССР) выезд с гастролями за рубеж. В 1945 году он выступает в Вене, Бухаресте, Праге, Варшаве.

-е годы. Международное признание. Гастроли в Европе, Америке, Японии

Уже с этого времени об Ойстрахе и в Союзе и за рубежом пишут как о величайшем скрипаче мира. Музыкальные критики отмечают проникновенность, человечность, одухотворённость его игры. Известная французская скрипачка Элен Журдан-Моранж, побывав на его концерте, пишет в 1954 году: «…Ойстрах - наиболее совершенный скрипач из тех, кого я слышала. Его виртуозная техника обращена на служение музыке. Какая честность, какое благородство в исполнении!»

В 1954 году Давид Фёдорович гастролирует в Японии. В одной из центральных японских газет после его выступления в Токио рецензент написал: «Аудитория в нашей стране склонна в сдержанности в проявлении чувств. Здесь же она, буквально, обезумела. Потрясающие аплодисменты слились с криками "браво!"».

В том же году скрипач с триумфом выступил в Нью-Йорке, в Карнеги-холл. В зале, где выступали до него Яша Хейфец, Иегуди Менухин, и другие великие музыканты. На концерт пришла почти вся музыкальная элита города большого яблока: Ф. Крейслер, Ц. Франческатти, М.Эльман, И.Стерн, Н. Мильштейн, Т. Спиваковский, П. Монте и многие другие. Давид Фёдорович напишет впоследствии: «Когда я увидел Фрица Крейслера, сосредоточенно слушавшего мою игру, а потом стоя аплодирующего мне - всё представилось каким-то чудесным сном».

Гастроли российских музыкантов за рубежом до сих пор нельзя назвать массовым занятием, хотя, положа руку на сердце, в нашей стране уже немало достойных коллективов. В чем плюсы и сложности заграничных туров?

Группы редко организуют собственные концерты в Европе сами. Даже если они вначале пытаются это делать, то потом все равно обращаются в специальное агентство, которое занимается всей административной работой. Чтобы найти концерты, нужно переписываться месяцами с клубами и промоутерами – вряд ли у музыкантов найдется на это время. Агент находится в Европе, в центре событий, он может быстро выслать демо, подписать договор, помочь, если что-то случилось в туре.

Мода на поездки за рубеж началась еще в 80-е, когда интерес к перестройке вытащил многие команды в Европу. Такие группы, как "Аукцыон" и "Вопли Видоплясова", в те времена играли даже больше для иностранного зрителя, чем для российского. Да и сейчас тот же Messer Chups гораздо больше играет за границей, чем на родине. Концертов в одном месяце там гораздо больше, у каждого стиля имеется многочисленная аудитория фанатов, даже в захудалом городишке находится приличная сцена для выступлений.

Заметим, что зачастую большей популярности добиваются группы, построившие свои выступления на ярком шоу, эксцентрике, нестандартности. Понятно, что русской брит-поп группе в Европе делать нечего. На Западе рынок чрезвычайно насыщен англо-саксонскими коллективами. Так что предпочтение отдается либо командам, играющим в стиле world music, либо чему-то необычному, нестандартному в понимании европейской публики.

Российским группам, которые хотят признания в Европе, не стоит копировать иностранные команды, а обратиться к своим корням, найти хоть какой-то национальный колорит, хотя бы намек на него, по которому можно было бы отличить русскую группу от всего остального.

После того, как с клубами достигнута договоренность о концертах, составлено расписание выступлений, оформлены визы, можно ехать в тур. На чем? Лучше всего на арендованном в России микроавтобусе, в который, помимо группы, должен помещаться бэклайн (инструменты, гитарные усилители и тому подобное).

Дело в том, что в Европе принято ездить со своим аппаратом – можно, конечно, арендовать его там, но финансово это окажется невыгодным делом. Хотя, если планируется всего 1-2 концерта, то на выступление музыканты могут добраться самолетом, а бэклайн получить на месте. Концертная площадка еще на этапе договоров получает технический и бытовой райдеры, в котором расписаны пожелания артистов насчет того, что им необходимо на сцене, в гостинице и гримерке.

Тур может длиться как неделю, так и несколько месяцев, и чем больше концертов, тем лучше. Каждый день простоя стоит денег. Порой концерты проходят отнюдь не в соседних городах, так что приходится вставать в четыре утра, чтобы проехать из Вены в Амстердам и успеть к собственному выступлению.

Наталья Подобед, европейский агент нескольких российских групп, живет в Роттердаме, где зарегистрирована ее компания More Zvukov agency. Агентство занимается в основном организацией концертов и менеджментом российских музыкантов в Европе и выступлениями зарубежных групп в России. Еще до эмиграции в Голландию в 2001 году, Подобед организовывала выступления российских групп в родной Беларуси, потом переехала в Петербург и начала участвовать в организации фестиваля SKIF. В Нидерландах у нее постепенно появились знакомые в клубах, агентствах.

У меня уже есть своя обширная сеть – я предпочитаю работать с клубами напрямую, - говорит она. - Зачастую многие агенты делят работу по странам, в разных странах группу представляют разные агентства, а менеджер группы координирует работу агентов. Я же работают с большинством клубов и фестивалей от Финляндии до Португалии и от Нидерландов до России напрямую. Исключения – Испания и Италия – требуется знание языка.

Иногда я стараюсь сама ездить в тур, чтобы поддерживать личные знакомства с промоутерами. Выезжаю на некоторые шоу-кейсы (фестивали, организуемые для работников шоу-бизнеса). Однако на шоу-кейсах начинающим агентам с неизвестными группами, тем более из России, сложно привлечь к себе внимание акул шоу-бизнеса. Рынок уже достаточно сформирован, и любому новому лицу пробиться очень трудно.

Девушки из группы "Ива Нова" обратилась к ней в 2003 году, узнав, что именно Наталья делала концерты "Бабслею", в котором ранее играла часть их состава. Оплата за выступления у них сейчас гораздо выше, чем в первых поездках.

Что касается денег, в Европе могут быть и очень большие, и очень маленькие гонорары – в небольшом клубе, который никто не спонсирует, с публикой из числа политической активной молодежи, - комментирует гитаристка Инна Лишенкевич.

Гастроли для нас – возможность нормально зарабатывать, - говорит вокалистка Анастасия Постникова. - Возможность развиваться, светиться, знакомиться с людьми.

За свои услуги, как и все агенты, беру определенный процент. Поначалу это приносило мало денег. Но теперь, к примеру, у "Ива Новой" очень даже хорошие гонорары, - объясняет Наталья Подобед. - Однако и у них поначалу были и маленькие выплаты, и выступления в основном в небольших клубах. Многие русские поп-рок группы ждут в Европе больших прибылей. А им предлагают €200 и ночевку в спальниках в помещении клуба. Не все группы к этому готовы, они не могут понять, как в такой зажиточной Европе им могут заплатить меньше, чем в России.

При этом затраты на тур – очень высокие, цена энергоносителей выше, чем в России, визы, страховки, оплата дорог, питание – все включается в расходы. Группы окупают их еще и тем, что продают диски – в Европе за них можно назначать цену в €10-15, а то и €20. Так зарабатывают себе славу. Группы могут играть за любые деньги, буквально биться головой об стену, делать туры на полтора года, продать свой давно запущенный дом на родине. И добиться в итоге некоторой известности.

Опрос по теме

Насколько выгодны, по-вашему, такие концерты за границей? Нужны ли российские артисты в насыщенном концертном бизнесе Запада?

Захар Заря, генеральный продюсер компании Bereza Music:
- Отечественные артисты на Западе, в большинстве своем, пока представляют интерес только для русскоязычной публики, эмигрантов. А у местных жителей, скорее вызывает интерес корневая русская музыка, фольклор, которая ассоциируется со сложившимися представлениями о русском мужике, медведях на улицах и водке. Хотя подвижки есть, и уровень конечного музыкального продукта на нашем музыкальном рынке растет.

Артем Копылов, генеральный директор компании "Кап-Кан records":
- Кому именно? Промоутерам или артистам? В любом случае, если они имеют место быть, значит, они выгодны всем сторонам. В музыкальном, концертном, бизнесе, как, наверно, в любом другом, альтруисты долго не существуют. Здесь скорее важно понять уровень и объемы таких гастролей. В любом случае, речь идет о небольших клубах или участии в фестивалях, где наши участники вряд ли будут хэдлайнерами. Большинство же отечественных рок-групп не соответствуют таким требованиям. И имея весьма большую аудиторию у себя на родине, будут абсолютно неинтересны западному слушателю.

Касательно выгоды непосредственно: не люблю считать чужие деньги, но не трудно посчитать, что если группа отправляется в тур на 20-30 концертов с интервалом в один день и получит за выступление даже свой минимальный гонорар, то в результате может получиться весьма внушительная сумма, даже за вычетом всех дополнительных затрат.

Алла Резникова, директор группы Billy’s band:
- Я думаю, что есть наши артисты, которые с успехом гастролируют на Западе. И даже более успешно, чем в России. Мы даже знаем такие группы, к примеру, "Ля Минор". Что же касается Billy’s band - интерес большой, причем этот интерес появляется не только у русскоязычной аудитории. Но все же выгоднее пока гастролировать по России. Гастроли и фестивали за рубежом мы пока воспринимаем как промо-акцию. Как, впрочем, несколько лет назад и по России. Примерим, посмотрим.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Несмотря на глобальный кризис, российские театры продолжают вести активную творческую жизнь и выезжать за границу. Гастрольный опыт бывает разным, но почтение к русскому драматическому театру среди западных зрителей остается неизменным.

Накануне закончился гастрольный тур в Америке одного из самых молодых и успешных российских театров - московской Студии театрального искусства (СТИ) под руководством Сергея Женовача. СТИ приехала в США впервые, по приглашению Михаила Барышникова и при поддержке российских спонсоров.

Спектакль "Мальчики" по роману "Братья Карамазовы", уже принесший театру несколько наград, в том числе "Хрустальную Турандот", прошел с 6 по 10 октября на сцене Jerome Robbins Theater при Центре искусств М. Барышникова в Нью-Йорке, и с 14 по 17 октября во Флориде, в рамках Ringling International Arts Festival. Среди отзывов в местной прессе – "захватывающе", "заставляет задуматься", "сильная актерская игра", "традиционный русский психологический театр", "действие проходит очень быстро, хотя идет на русском языке больше двух часов без перерыва"...

На вопрос о том, почему выбор пал на "Мальчиков" и на такого непростого для восприятия автора как Достоевский, режиссер СТИ Сергей Женовач в беседе с bbcrussian.com объясняет: "Этот выбор сделал Михаил Барышников после того, как отсмотрел несколько наших работ".

"Мы также исходили из возможностей зала, - добавляет Женовач, - чтобы от смены площадки спектакль не потерял, а приобрел. Нам приходилось выступать в таких условиях, которые оставляют травму – ты понимаешь, что показываешь суррогат. В этом смысле мы очень благодарны Михаилу за то, что у нас было время поставить декорации, провести полнокровные репетиции, что приехали не 3-4 актера, которые сами гладят костюмы, а вся труппа, включая реквизиторов и бутафоров. Мы работаем с такими серьезными художниками, как Александр Боровский, Дамир Исмагилов, у нас высокие требования к площадке".

Старая новая классика

По данным минкультуры РФ, в 2009 году состоялось 175 зарубежных гастролей одних только федеральных театров. Текущий же год, помимо прочего, проходит под флагом 150-летия А.П. Чехова. На сайте Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова сообщается, что помимо российских городов в 2010 году чеховские спектакли покажут в Ялте, Париже, Берлине, Мадриде, Стокгольме, Вене, Чикаго, Монреале, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Минске, Баку, Ереване и других городах.

Из гастрольных дневников театров двух столиц за последние 10-12 лет видно, что чаще всего за рубеж везут устоявшуюся классику – Чехова, Толстого, Достоевского, Гоголя, Островского, Шоу, Уильямса, Шекспира...

Но бывают и экспериментальные "уходы" в сторону. Так, полмира, по словам директора "Мастерской Петра Фоменко" Андрея Воробьева, объездил этот театр с "Приключениями Казановы" по М. Цветаевой. "Так как переводить Цветаеву проблематично, перед просмотром зрители просто получали синопсис с описанием того, что они увидят", - рассказал Андрей Михайлович.

Иногда на суд западных зрителей привозят и спектакли на острые социальные темы, как правило, взятые из советской эпохи. Например, "Крутой маршрут" по книге Е. Гинзбург (театра "Современник") прошел с полным аншлагом на Бродвее в 1997 году. "Жизнь и судьбу" В. Гроссмана показывал Малый драматический театр (МДТ) во главе с прославленным режиссером Л.А. Додиным во Франции в 2009 году и в Израиле в 2010...

В Америку в разное время приезжали МХАТ им. Чехова, Современник, Мастерская П. Фоменко, МДТ. В Европу выезжают чаще, и это понятно: везти декорации через океан и дорого, и хлопотно. Кроме того, так сложилось исторически, что европейским зрителям русский театр ближе и понятнее, даже сейчас, во времена антреприз и мюзиклов.

Гастрольная кухня

О частоте гастролей Сергей Женовач говорит: "Поездки за рубеж для нас – не самоцель, мы же не туристы. Важно, чтобы спектакль был нужен, чтобы он состоялся и произошла встреча актеров со зрителями. Выезжать на гастроли 3-4 раза в год, я считаю, для нас достаточно".

В гастрольной политике "Мастерской П. Фоменко" – одного из самых популярных и наиболее часто выезжающих сегодня театров, в том числе и за рубеж – приоритет отдан российским городам. "Нас связывает одна культура, один язык, мы живем одной жизнью, - говорит директор Андрей Воробьев. - Хотя мы и работаем с первоклассными переводчиками, спектакль в переводе – это, по выражению Петра Наумовича - "поцелуй через стекло".

Готовиться к гастролям театры начинают как минимум за год. Основная подготовка ложится на организаторов – технического директора, продюсера, принимающую сторону.

Егор Пахаруков, соавтор и содиректор гастрольного проекта СТИ в Америке, рассказал bbcrussian.com: "Этот проект – первая ласточка театра в направлении фандрейзинга, маркетинга и продюсирования. Мне кажется, что нам удалось правильно его выстроить, учесть интересы всех сторон – публики, принимающей стороны, доноров, нас самих".

"Конечно же, эти гастроли были организованы не ради прибыли, - продолжает Егор. Не думаю, что продажа билетов окупит больше 15-20% от затраченных на поездку нескольких сотен тысяч долларов. Низкие цены на билеты ($30 на любое место – М.Т. ) – наша сознательная политика, которую мы проводим и в России. Важно, чтобы могли прийти все, кому интересно".

"Мы очень довольны результатом, все билеты на спектакль "Мальчики" раскупили", - делится с bbcrussian.com исполнительный директор Центра М. Барышникова Стэнфорд Макиши. "Это несмотря на то, что в Нью-Йорке зрители не только избалованы выбором, но и тем, что все идет на английском. Европейская публика - более изощренная в этом плане. Для нас это первый опыт такого рода, он превзошел все наши ожидания. Думаю, театральные проекты надо продолжать".

Похоже, что вопросы финансирования каждый театр решает сам. Чаще всего гастроли происходят благодаря альянсу нескольких сторон – и государства, и доноров, и принимающей стороны, и театра, и даже авиакомпании.

Обратная связь

"Настоящие ценители драматического театра есть в любой стране, - считает Сергей Женовач. Но кто-то идет в театр для престижа, кто-то, чтобы провести досуг - таких большинство. Вкус и слух к театру есть не у всех. И так же, как есть театральный и нетеатральный зритель, есть и театральные и нетеатральные страны. Но мы готовы взаимодействовать со всеми. Главное – чтобы спектакль произошел, отпечатался в душе", - добавляет режиссер.

Андрей Воробьев рассказал интересный эпизод из гастрольной жизни "Мастерской П. Фоменко": "В Японии после первого действия "Войны и мира" зрители молча встали и вышли из зала. Позже нам объяснили, что мы не провалились, а как раз наоборот, просто японцы побоялись аплодисментами потревожить свои эмоции, расплескать счастье"...

Одна из "фоменок", актриса Мадлен Джабраилова участвовала почти во всех гастролях своего театра - в Европе, Америке, Японии: "С одной стороны, зрители мало чем отличаются. С другой, они могут по-разному реагировать в зависимости от темперамента. В Бельгии нас воспринимали менее эмоционально, в Испании наоборот".

"Где-то люди более вдумчиво относятся к теме, и поэтому больше молчат. Где-то молчат потому, что тема не попадает в "контекст", - говорит Мадлен. - Русских зрителей в зале очень легко узнать по их мгновенной реакции на слова, по тому, как они считывают тонкости игры. Когда мы показываем спектакль за границей, русские зрители присутствуют всегда, даже в самом маленьком городке, но далеко не всегда их большинство".

"Этим летом я была в Нью-Йорке, - добавляет Мадлен, - и познакомилась со студентами и педагогами знаменитой школы актерского мастерства Ли Страсберга. Меня удивило, насколько детально они изучают русский театр. Мы для них – носители театральной традиции, к нам относятся с пиететом, это приятно осознавать".

МОСКВА, 3 сентября. /ТАСС/. Фестиваль "Золотая маска" открывает новый театральный сезон серией региональных и международных проектов. С 7 сентября по 2 декабря гастроли лучших спектаклей российских театров пройдут в городах России, а также за рубежом - в Латвии, Эстонии и Турции, сообщили в понедельник ТАСС в пресс-службе "Золотой маски".

Российские маршруты

Собеседница агентства напомнила, что весной 2018 года региональные проекты уже состоялись в Саратове и Екатеринбурге, в начале лета фестивальные спектакли были показаны в Воронеже. "С 7 сентября по 2 декабря "Золотая маска" побывает еще в 10 российских городах, в числе которых - Ульяновск, Петрозаводск, Костомукша, Череповец, Сургут и Санкт-Петербург, к этому перечню впервые добавятся Новокуйбышевск, Чита, Иваново и Кинешма", - проинформировала представительница пресс-службы "Золотой маски".

В программе осенних региональных фестивалей - спектакли Театра имени Владимира Маяковского, Театра имени А. С. Пушкина, Театра "Около дома Станиславского", МТЮЗа, Театра наций, РАМТа, Электротеатра Станиславский из Москвы, а также театра "Мастерская", Музыкального театра "Карамболь", Молодежного театра на Фонтанке из Санкт-Петербурга, Драматического театра из Минусинска.

"Зрители в регионах смогут увидеть в нынешнем сезоне лучшие работы мастеров российского театра, номинантов и лауреатов премии "Золотая маска", режиссеров Юрия Бутусова, Григория Козлова, Сергея Землянского, Юрия Погребничко, Алексея Песегова, Бориса Константинова, Виктора Шамирова, Генриетты Яновской, Никиты Гриншпуна, Марины Брусникиной, Никиты Кобелева, Римаса Туминаса, Тимофея Кулябина, Максима Диденко, Дмитрия Крымова, Владимира Раннева, Алексея Бородина", - перечислила представительница пресс-службы "Золотой маски".

По ее словам, особое внимание "Золотая маска" уделяет организации театральных гастролей в малых городах России. Программа культурного развития таких городов осуществляется с 2016 года. За это время в рамках региональных проектов прошли показы спектаклей в Губкине, Железногорске, Старом Осколе, Краснокамске, Новотроицке и Орске. В 2018 году в эту программу вошел Новокуйбышевск.

Всего же с 2000-го по июнь 2018 года уже прошло 102 региональных проекта в 43 городах России. За эти годы состоялось 655 показов 246 российских и трех зарубежных спектаклей. В проектах участвовало 106 российских театров.

Зарубежные гастроли

Осенняя программа "Золотой маски" пройдет не только в регионах России, но и за рубежом. В пресс-службе отметили, что "международные проекты фестиваля, направленные на продвижение лучших образцов российского театрального искусства за рубежом, по-прежнему остаются надежным мостом, который соединяет народы разных стран".

"Весной 2018 года уже в пятый раз с большим успехом прошел фестиваль "Золотая маска в Израиле". В октябре 2018 года состоятся традиционные фестивали в странах Балтии: в Латвии, где проект проводится с 2006 года, и в Эстонии, где "Маска" впервые побывала в 2005 году", - сообщила собеседница ТАСС.

Она рассказала, что программа "Золотой маски" 2018 года в Латвии и Эстонии пройдет с 8 по 17 октября. Среди коллективов, которые покажут свое искусство в этих странах, - Большой театр, Театр имени Евгения Вахтангова, Театр имени Владимира Маяковского, театр "Школа драматического искусства", Театр наций из Москвы, Небольшой драматический театр из Санкт-Петербурга, театр "Красный факел" из Новосибирска. Показы спектаклей пройдут не только в столицах Риге и Таллине, но и в небольших городах Нарве, Вильянди, Силламяэ, Вентспилсе и Лиепае. В рамках специальной программы состоятся творческие встречи с деятелями культуры, лекции и мастер-классы.

"Спектакли "Золотой маски" в Эстонии и Латвии неизменно вызывают огромный интерес, билеты обычно бывают раскуплены в первые дни открытия продаж, и показы проходят при полных залах. Причем с каждым годом на спектакли приходит все больше не только русскоязычных жителей этих стран, но и коренных эстонцев и латышей, для которых во время спектаклей организован синхронный перевод", - подчеркнула представительница пресс-службы фестиваля.

О "Золотой маске"

"Золотая маска" учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол). Лауреаты премии определяются на ежегодном фестивале спектаклей-номинантов.

Фестиваль "Золотая маска" в городах России проводится с 2000 года. В его программе участвуют спектакли-номинанты и лауреаты одноименной премии. За рубеж фестиваль "Золотая маска" выезжает с 2005 года. Региональные и международные проекты проходят при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.