Системы mac os. Сравнение операционных систем Windows, Mac os, Linux

19.04.2019 Игры

OS X - одна из самых популярных операционных систем в мире, относится к семейству ОС компании Apple и построена на платформе UNIX. Система интуитивно понятная и красивая. OS X выпускается только для компьютеров Mac. Она является наследницей Mac OS, то есть Macintosh Operating System.

OS X - это главная особенность компьютеров Mac. Без нее они не были бы столь популярными. В ней все работает на ура и главное вместе. Система является полностью интегрированной, а работа с процессорами от Intel обеспечивает ей наилучшую производительность.

Основой OS X является POSIX совместимая ОС Darwin с XNU ядром, в котором используются сервисы BSD и само ядро Mach. В OS X присутствует большое количество возможностей. Это делает ее стабильной и быстрой. Использование закруглённых углов и полупрозрачных элементов делает внешний вид системы восхитительным.


История операционной системы OS X

Mac OS - первое название операционной системы, которая вышла вместе с первым компьютером Macintosh в 1984 году. Первые идеи, которые были воплощены в данную систему, разработчики почерпнули с компании Xerox, которая на данный момент уже имела графическую ОС.

Несколько лет спустя, соединив имеющиеся наработки и собственные идеи компании Apple, разработчики создали абсолютно новую, графическую систему под названием Macintosh Operating System. В ней была доступна мышь, которая дала возможность владельцу передвигать курсор по всей области экрана. Также появился оконный интерфейс с папками и файлами.


Главной целью компании Apple было создание такой операционной системы, которая полностью интегрировалась бы под компьютеры Mac. Она была удобна и интуитивно понятная даже пользователю, который впервые оказался около компьютера.

Большое количество идей, которые придуманы компанией Apple, сейчас в сфере программного обеспечения являются эталоном.

Первая версия Macintosh Operating System занимала всего 216 Килобайт дискового пространства. Этот продукт вовсе не был защищен от подделки, по этому все следующие обновления ориентировались на повышении защиты.

Девятая версия Mac OS стала пиком работы компании, а с выходом десятой - абсолютно новой системы Mac OS X, которая увидела мир в марте 2000 года, Apple получила большое признание. Код системы был полностью переработан, за основу взяли ОС NextStep.

Сейчас в OS X используется ядро Mach, основные возможности системы UNIX и стандартные сервисы BSD. Функциональность, стабильность и, главное, защищенности системы сейчас на высоте.

Особенности OS X

В системе OS X хороший вид имеют полноцветные масштабированные значки, красивые тени вокруг окон с закругленными углами и полупрозрачное меню. Проверка орфографии, выбор цветов и шрифтов, словарь и палитра специальных символов доступны для всех приложений меню.


Качественное сглаживание текста, графики и окон делает операционную систему OS X превосходной. Красивый Dock, который дает возможность перемещаться между окнами, приятные элементы интерфейса и диалоговых модальных окон.

Приложения OS X

В операционной системе OS X интегрировано большое количество приложений для работы с электронной почтой, интернетом, контактами, сообщениями, напоминаниями и видео.

Mac App Store - это профессиональный интернет-магазин . По идеологии он похож на App Store для iPhone, iPod Touch и iPad.

Mac App Store дает возможность скачивать, покупать и устанавливать приложения, а также обновлять их при выходе новых версий.


Time Machine

Time Machine - это прикладная программа выпущенная компанией Apple 7 августа 2006 года для хранения резервных копий документов. Для работы с ней в Mac OS X была выпущена Time Capsule (точка доступа).


Программа Time Machine каждый час создает резервную копию файлов на внешнем жестком диске. У пользователей есть возможность восстанавливать конкретные документы, фотографии, видео и прочие файлы.

Браузер Safari

Safari - компактный и минималистичный браузер, разработанный персонально компанией Apple. Он входит в состав операционных систем OS X и iOS.

Основан на свободном движке WebKit. Он дает возможность открывать в одном окне сразу несколько вкладок, искать нужную информацию в поисковых системах Google, Yahoo и Bing, блокировать всплывающие окна и делать быстрое заполнение форм.


Почтовый клиент Mail для Mac

Apple Mail - универсальный почтовый клиент от корпорации Apple, присутствует в OS X. Mail для Mac имеет возможность поддержки нескольких учетных записей, фильтрацию входящих сообщений по заданным критериям, поддержку почтовых сервисов GMail, Yahoo! Mail, MobileMe и прочее.


Главной особенностью почтового клиента есть создание smart ящиков (умных ящиков), которые дают возможность быстро искать и находить нужную информацию и сообщения.

FaceTime

FaceTime - уникальная технология видеосвязи между владельцами Mac компьютеров, телефонов iPhone, плееров iPod Touch и планшетов iPad. Она разработана компанией Apple и дает возможность осуществлять видеозвонки между поддерживающими гаджетами.


Для того, чтобы совершить видеозвонок нужно иметь учетную запись FaceTime и доступ к сети Интернет.

Игры - это компьютерные программы, которые создаются на основе фильмов и книг. - это набор самых популярных жанров: фантастики, экшенов, шутеров.


Спецификации

Общие требования
  • OS X 10.6.8, 10.7 или новее
  • Минимально 2 ГБ оперативной памяти
  • 8 ГБ свободного пространства на жестком диске
Поддерживаемые
модели
  • iMac (минимально модель 2012 года)
  • MacBook Pro (2012 года или новее)
  • MacBook Air (модель 2012 года или новее)
  • Mac mini (минимально модель 2012 года)
  • Mac Pro (модель конца 2013 года или новее)
Требования для отдельных функций
  • Для Time Machine требуется дополнительный жёсткий диск
  • Для Facetune требуется камера FaceTime, камера iSight или цифровая камера FireWire
  • Для Boot Camp требуется Windows 7
  • Для Exchange требуется включить функцию Autodiscovery сервера
  • Для AirPlay требуется Apple TV, iMac, Mac Mini, MacBook Air или MacBook Pro
  • Для жестов VoiceOver требуется трекпад Multi-Touch или Magic Trackpad
  • Для диктовки требуется микрофон и доступ к интернету

Mac OS X , безусловно, является программным совершенством и наглядным образцом того, как должна выглядеть лучшая в мире настольная операционная система. Но она далеко не всегда была такой. Весь тернистый путь становления от System 1.0 и до macOS 10.14 Mojave в этом материале.

Вконтакте

Впервые операционная система Mac OS была представлена в 1984 году наряду с выпуском первого компьютера Macintosh.

Первый Macintosh (1984 год):

Mac OS (Macintosh Operating System) оказалась в числе первых ОС, предложивших пользователям удобный графический интерфейс вместо командной строки. С 1984 по 2001 годы свет увидели версии System 1 – Mac OS 9, которые принято считать классическими. С 2000 года операционная система получила наименование Mac OS X, а с 2016 — macOS.

В версии System 1.0 Apple реализовала удобный для пользователей графический интерфейс. Уже в самой первой редакции ОС команда разработчиков смогла сделать понятное взаимодействие с элементами в оконном режиме. Фактически, более совершенные версии операционной системы отличаются от своего «предка» лишь качеством графики и более расширенным функционалом.

В этот период разработчики добавили дополнительные возможности, настройки и стандартные приложения, также появилась иерархическая файловая система. Особое внимание создатели операционной системы уделяли ее адаптации под новые комплектующие и устройства. В частности, разработчики позаботились о поддержке слотов расширения, периферийных устройств, новых процессоров и более емких накопителей. Отметим, что полноценная панель многозадачности появилась только в версии System 5.

System 3.0

System 4.2

System 6.0

System 7.0 – 7.6 (1991-1996)

Первое масштабное обновление ОС получила только через семь лет существования. Апгрейд принес цветной интерфейс, хотя многие элементы по-прежнему оставались серыми, некоторые из них были цветными. Разработчики значительно усовершенствовали режим многозадачности. В последующих обновлениях Apple устраняла ошибки, добавляла поддержку новых компонентов, реализовывала новые программы, как собственные, так и от сторонних разработчиков программного обеспечения.

Данная редакция была выпущена летом 1997 года после того, как Стив Джобс вновь присоединился к Apple. Изначально предполагалось, что новая версия продолжит традицию и выйдет под нумерацией 7.7, однако Джобс принял иное решение. В то время пользователи могли устанавливать System 7 на компьютеры других производителей. Apple решила прекратить подобную практику и перестала выпускать System 7. Именно с тех пор «яблочная» ОС устанавливается исключительно на устройства Apple. За первые две недели после выхода System 8, компания продала 1,2 млн копий, а в последующие шесть месяцев реализовала еще три миллиона. Примечательно, что System 8 претерпела лишь немногочисленные изменения. Например, компания добавила больше цветов и оттенков в элементы интерфейса и снабдила ОС новыми темами оформления и панелью управления.

23 октября 1999 года купертиновцы выпустили версию Mac OS 9, ставшую последним обновлением классических Mac OS. Пользователи данной редакции получили возможность хранить свою информацию и устанавливать системные настройки. В числе нововведений также следует отметить появление шифрования данных по технологии Keychain, возможность работы с удаленными серверами и усовершенствованную поддержку USB-протокола. 5 декабря 2001 года состоялся релиз последнего обновления Mac OS 9.2.2.

Mac OS X 10.0 Cheetah (2000)

Первая публичная бета-версия OS X стала доступна 13 сентября 2000. Стоимость дистрибутива составляла $30. Официальная версия появилась через полгода.

24 марта 2001 года состоялся релиз первой официальной версии OS X 10.0. Apple решила сделать кардинальный шаг от классического восприятия операционных систем Macintosh. Был продемонстрирован совершенно новый пользовательский интерфейс Aqua. Впервые использовались такие приложения как TextEdit, Просмотр, Почта и QuickTime.

Cheetah была очень требовательна к железу: 128 МБ оперативной памяти (неофициальный минимум 64 МБ) и 800 МБ свободного дискового пространства (желательно 1,5 ГБ) в то время были предметом роскоши. В последующем из-за таких жёстких требований к памяти OS X 10.0 подверглась критике (стандартным объёмом памяти в Macintosh было 64 МБ RAM).

Mac OS X 10.1 Puma (2001)

Второй крупный запуск Mac OS X произошёл всего через полгода - 25 сентября 2001 года. Владельцы OS X 10.0 могли обновиться до OS X 10.1 совершенно бесплатно. С этих пор купертиновская мегакорпорация сделала Mac OS X операционной системой устанавливаемой по умолчанию на всех новых компьютерах.

Основной упор был сделан не на новые возможности, а на улучшение производительности системы. Появилась более удобная запись CD и DVD, поддержка воспроизведения DVD. Увеличилось количество поддерживаемых принтеров (более 200), OpenGL (3D-графика) начала работать на 20% быстрее, а также был внедрён AppleScript. Появились программы ColorSync 4.0 (управление цветом) и Image Capture (работа с изображениями на цифровых камерах и сканерах).

Со всеми своими преимуществами Mac OS X Puma подверглась довольно серьёзной критике. В основном операционную систему журили за недостаточную производительность, низкую надёжность и функциональность. Проделанной работы было недостаточно для того, чтобы использовать OS X 10.1 в качестве основной операционной системы.

Mac OS X 10.2 Jaguar (2002)

Добавлены новые приложения, такие как iChat и Адресная книга. Сделан большой шаг в сторону людей с ограниченными возможностями. Появилась стартовая заставка: вместо счастливого Mac стал отображаться .

Mac OS X 10.3 Panther (2003)

Руководители компании Microsoft были несколько озадачены, так как Apple решила отказаться от Internet Explorer для Mac в пользу собственного браузера , с другой стороны - OS X 10.3 добавила множество улучшений в области взаимодействия системы с Microsoft Windows (даже появилась поддержка службы каталогов Active Directory).

Немаловажным нововведением стало внедрение технологии Exposé, в которой можно перемещать мешающие окна и удалять их за пределы экрана.

Между запусками «Тигра » и «Леопарда » прошел самый длительный период времени. И это понятно, ведь Apple была занята запуском с оригинальной мобильной операционной системой.

Mac OS X Leopard стала по-настоящему многозадачной многопользовательской операционкой. Из основных нововведений стоит отметить поддержку 64-битных приложений и появление утилиты для резервного копирования данных . Немаловажным новшеством стала возможность установки операционных систем сторонних разработчиков при помощи утилиты Boot Camp.

Mac OS X 10.6 Snow Leopard (2009)

Основной задачей перед разработчиками стало повышение производительности и удобства при использовании новой ОС. Произошёл полный отказ от архитектуры PowerPC («Снежный леопард» работает только на процессорах Intel). Система стала полностью 64-разрядной, как и большинство её приложений.

Стоимость Snow Leopard для новых пользователей составляла $129 и $29 для пользователей Leopard. Если компьютер был приобретён с установленной Leopard в период с 8 июня по 26 декабря 2009 года, то обновиться до OS X 10.6 можно было всего за $9,95.

Восьмая по счёту ОС в линейке OS X получила свыше 250 новых функций. Что ж, на трон сел царь зверей. За первый день продаж было скачано свыше 1 миллиона копий. Дистрибутив распространялся через Mac App Store за $29,99. Кстати, Lion стала первой операционной системой не распространяемой на CD и DVD дисках. Появились жесты многозадачности, Launchpad, функция «Возобновить», Lion Recovery Disk Assistant (восстановление системы) и многое другое.

Впервые был внедрён сервис облачного хранения данных iCloud.

Руководство компании Apple решило выпустить Mountain Lion годом ранее, чем планировалось, тем самым сократив цикл разработки с двух до одного года (скорее всего на данный шаг сподвигнул скорый запуск конкурирующей Windows 8). Настольная версия начала перенимать фирменные возможности iOS: появились Центр уведомлений, Заметки, напоминания, iChat был заменён . Произошла более тесная интеграция с . Всего было интегрировано свыше 200 новых функций. Mountain Lion стала последней операционной системой из семейства кошачьих.

Начиная с OS X 10.9 , Apple перешла на новую систему подбора названий для своих настольных ОС. Отныне имена берутся из памятных мест Калифорнии. Mavericks - популярный пляж. Важным шагом Apple для составления конкуренции стала возможность бесплатного обновления на OS X 10.9 и последующие версии. Из нововведений стоит отметить поддержку нескольких мониторов, тегов, а также интеграцию приложений Карты и iBooks.

При возникновении проблемы с Mac в первую очередь необходимо определить, имеет она аппаратный характер или же вызвана программным сбоем. Но даже это порой сделать довольно сложно, так как симптомы могут быть самые различные, а причин их возникновения бывает несколько. Чтобы разобраться в этом хитросплетении причин и следствий, необходимо иметь под рукой подробную информацию об устройстве и том, что творится у него «в голове». Именно поэтому изучение проблем практически каждого обратившегося к нам за помощью пользователя мы начинаем с просьбы прислать нам отчет о системе. Сделать его можно быстро и без лишних хлопот при помощи входящей в состав OS X утилиты Информация о системе , о которой, вероятно, многие наши читатели и пользователи Mac уже наслышаны. И все же, о том, насколько отчеты могут быть полезны и каким образом их можно использовать, хотелось бы рассказать подробнее. Однако, обо всем по порядку.

Как создать отчет о системе

Как и практически все в OS X, создать отчет о системе можно несколькими способами. Проще всего запустить Информацию о системе из папки «Утилиты» и после появления нового окна программы выбрать меню Файл → Сохранить.

Вы также можете нажать на значок  в верхнем левом углу экрана, выбрать пункт «Об этом Mac» и в открывшемся окне нажать кнопку «Отчет о системе». В результате запустится утилита Информация о системе и вам останется только сохранить отчет, как описано выше.

Если по какой-то причине предыдущие варианты вам не подходят или вы предпочитаете пользоваться Терминалом , вы можете ввести команду system_profiler -detailLevel full -xml > ~/Desktop/system_report.spx В результате файл с отчетом о системе будет сохранен на вашем рабочем столе под названием «system_report».

Окно Информации о системе разделено на две части: в левой представлен список категорий, при выборе которой в правой части окна будет отображена соответствующая информация. Сами категории разбиты на несколько групп: аппаратные средства, сеть и ПО, что значительно упрощает ориентирование во всем этом изобилии.

Аппаратные средства

В этой группе представлена подробная информация о конфигурации вашего Mac, включая данные о модели компьютера, его комплектующих, интерфейсах и внешних устройствах, которые к ним подключены.

Если вы нажмете на название самой группы, вы увидите общие данные о конфигурации вашего устройства (модель, тип и частота процессора, объем оперативной памяти), а также серийный номер устройства, что довольно удобно, так как из окна Информации о системе данные можно свободно копировать. Это освобождает вас от необходимости вводить серийный номер вручную, например, при проверке его гарантийности на официальном сайте Apple.

Электропитание

Если ваш ноутбук перестал держать заряд (или вообще заряжаться), в первую очередь стоит заглянуть в «Электропитание». Здесь представлена подробная информация об аккумуляторной батарее вашего бука, включающая в себя данные о её ёмкости, текущем режиме работы, заряде, а также количестве циклов зарядки и общей оценке состояния.

Если бук используется уже давно, стоит сверить текущее количество циклов с таблицей представленной на официальном сайте Apple и таким образом определить, не приближается ли батарея к исчерпанию своего ресурса. Если ресурс оказывается выработанным, или система при самодиагностике обнаружит иную неисправность, в строке «Состояние» может появиться запись «Требуется обслуживание». В этом случае, стоит рассмотреть возможность обращения в сервисный центр для устранения неисправности (которое, вероятнее всего, будет заключаться в замене батареи). А чтобы аккумулятор вашего бука, будь он новый или старый, послужил вам подольше, стоит следовать инструкциям Apple относительно его использования и хранения.

При приобретении подержанных ноутбуков Apple бывает очень полезно изучить раздел «Электропитание», во избежание сюрприза в виде дополнительных затрат на замену аккумулятора.

Хранилище

При диагностике проблем с Mac (особенно связанных с производительностью) стоит также изучить раздел «Хранилище», в котором представлена информация обо всех подключенных к вашему компьютеру накопителях, как внутренних, так и внешних.

В первую очередь стоит обратить внимание на ёмкость диска и доступный объём (особенно если речь идёт о системном диске). В идеале для корректной работы системы очень желательно, чтобы объём свободного пространства на диске составлял как минимум 10% от его ёмкости. В случае, если свободного места осталось меньше, стоит задуматься об удалении или переносе на другой накопитель ненужных даных, а возможно и о замене диска на более вместительный.

Помимо ёмкости и свободного места, в этом разделе также указана такая информация, как модель диска, файловая система, настройки прав доступа к диску и его статус S.M.A.R.T., что также может очень пригодиться при его дальнейшей диагностике.

Внешние и внутренние интерфейсы

Помимо описанных выше пунктов, в группе «Аппаратные средства» присутствуют разделы, соответствующие всем видам интерфейсов, доступных на вашем компьютере, среди которых присутствуют как внешние (USB, FireWire, Thunderbolt) и внутренние (ATA, SATA), так и беспроводные (Bluetooth). При выборе нужного вам раздела можно увидеть подробную информацию о соответствующем интерфейсе, какие устройства и комплектующие к нему подключены, в каком режиме они работают, их текущие настройки и состояние.

К примеру, если вы выберете в списке интерфейс SATA/SATA Express, то сможете увидеть оптический привод и жесткие диски, установленные в ваш компьютер. Нажав на один из дисков, вы сможете посмотреть информацию о нём самом и созданных на нём разделах.
Таким же образом можно просмотреть информацию о любом устройстве, подключенном к вашему компьютеру, будь то мышь с клавиатурой или ваш телефон. Поэтому, если у вас возникли проблемы с подключением или определением внешнего устройства в системе, начать расследование можно отсюда (к примеру, если подключенного устройства вообще нет в списке, проблема скорее всего физического характера).

Это далеко не полный список аппаратных средств, упоминающихся в отчете о системе. При желании здесь можно найти подробную информацию практически обо всем, что имеет отношение к вашему компьютеру, включая мониторы, камеры, принтеры, картридеры и даже RAID-контроллеры.

Сеть

Нажав на название группы «Сеть» вы увидите все настроенные на вашем устройстве типы сетевых соединений, вне зависимости от того, используются они сейчас для подключения к интернету или нет. А выбрав из списка интересующее вас соединение, вы можете просмотреть подробную информацию о нем и методе его конфигурации (вручную, при помощи DHCP или иным методом).

Также в этой группе присутствует отдельный раздел под названием «Wi-Fi», который содержит информацию о программном обеспечении, при помощи которого осуществляется подключение и его конфигурация, о самом интерфейсе, поддерживаемых им режимах и каналах и его текущем статусе, а также о беспроводных сетях, причем не только о той, к которой он подключен, но и остальных, обнаруженных вашим устройством.

В разделе «Брандмауэр» можно посмотреть включен ли этот сервис и какие правила для него настроены, что может оказаться очень полезно, если у вас возникли проблемы с подключением к серверу какого-то определенного приложения.

Программное обеспечение

Разделы из этой группы, как и следует из названия, описывают программные аспекты работы вашего компьютера. Проще говоря, здесь можно увидеть, что творилось у него «в голове» в последнее время.

Особое внимание стоит уделить разделу «Программы», в котором представлен полный список установленных на ваш компьютер приложений. Для каждого из них указана текущая версия, источник, из которого оно было получено (например, Apple, App Store или установленный разработчик), а также дату последнего его изменения. Если же вы щелчком мыши выберете какое-то конкретное приложение из списка, вы также сможете посмотреть, куда оно было установлено (чаще всего в папку «Applications», она же «Программы», но бывают и исключения) и кем оно было подписано (про подписи приложений подробнее вы можете прочитать в одной из наших ). Если вы увидите незнакомое вам не подписанное приложение, полученное из неизвестного источника, стоит изучить его подробнее и, возможно, проверить систему на наличие вредоносного ПО.

Если проблема возникла недавно, имеет смысл также изучить раздел «Установки» и проверить, не было ли в последнее время установлено обновлений или каких-либо программ, которые могли послужить причиной возникновения сбоя. В этом разделе информации намного меньше, чем в «Программах», но её вполне хватит, чтобы определить, какие изменения произошли в системе за последнее время.

Журналы

Последний в нашем списке, но далеко не самый последний по важности раздел, о котором бы хотелось упомянуть особо, - один из самых информативных и одновременно запутанных разделов, называется «Журналы». Здесь содержатся логи системы за последнее время. К сожалению, их объём ограничен, поэтому, чем активнее вы пользовались компьютером, тем меньше период времени отображенный в этих журналах. В связи с этим, чтобы ничего не потерять, рекомендуем сохранять отчет сразу после возникновения проблемы (или, если без этого не обойтись, после перезагрузки компьютера).

В первую очередь стоит проверить, нет ли в списке журналов неисправностей (отказов) системы. Они присутствуют в списке, только если в прошлом имели место критические сбои в работе системы. При наличии таких отчетов, стоит их внимательно изучить, возможно в них ваш Мак по-своему описывает проблему, с которой вы столкнулись. Часто после заголовка «*** Panic Report ***» указана формулировка ошибки или предполагаемая причина сбоя, что уже даст вам зацепку для поиска решения на тематических форумах и в поисковиках, или же сможет сильно помочь службе технической поддержки, в которую вы можете обратиться.

В сообщениях системного журнала Apple отображается все, что творилось с вашим компьютером в последнее время. Информации здесь много и в ней легко запутаться. Помочь вам может знание точного времени возникновения проблемы, так как все записи имеют отметку времени и даты. В первую очередь стоит посмотреть, что происходило в момент возникновения проблемы и за несколько минут до нее. Также вы можете воспользоваться поиском нажав сочетание клавиш ⌘Command + F и введя часть названия программы, если вы точно знаете, что проблема связана с ней, или ключевые слова «error» или «warning», которые чаще всего присутствуют в сообщениях об ошибках.

Остальные журналы, присутствующие в списке, не менее полезны, но изучать их стоит ситуативно. Если у вас возникли сложности с подключением к беспроводной сети, скорее всего вы сможете найти причину в журнале Wi-Fi. Если ваш Mac не переходит в спящий режим, очень вероятно, что вы найдете программу или процесс, который ему препятствует, в журнале управления питанием. Вариантов может быть много, однако в большинстве случаев, если в процессе работы системы возникла ошибка, она сохранится в логах, а значит её можно будет найти в журналах.

Вариантов применения отчета о системе может быть великое множество, что позволяет использовать их не только для диагностики определенной неисправности, но и при изучении состояния подержанного устройства, которое вы планируете приобрести.

Принципы работы в OS X несколько отличаются от Microsoft Windows, поэтому пользователи, недавно купившие Mac, на замену компьютеру с редмондской ОС испытывают некоторые трудности. Если в США и Европе знакомство с компьютером люди начинают как с РС, так и с Mac’ов, то в нашей стране и СНГ особой альтернативы нет. С вероятностью 99% первым компьютерным опытом будет Windows. Переучиваться, как известно, намного сложнее, чем учиться заново, но следуя нашим простым советам, можно свести все трудности перехода к минимуму.

Установка и удаление приложений

Вашим первым поисковым запросом в Safari скорей всего будет: «Как устанавливать программы на Mac?». Эта простая операция с которой вы неизбежно столкнетесь, кардинально отличается от таковой в ОС от Microsoft. И что примечательно, установка приложения займет меньше времени, чем вы потратите на поисковой запрос.

Большинство программ, распространяются в dmg-архивах (образах) и устанавливаются всего в пару кликов:

  • открываем скачанный.dmg-файл (он будет виден в Finder как съемный диск);
  • перетаскиваем каталог с приложением в системную папку «Программы»;
  • приложение через пару секунд появится на Launchpad (жест «щипок» для открытия) и сразу будет готово к работе;
  • теперь можно извлечь образ с дистрибутивом в боковой панели Finder и удалить.dmg-файл;

Установить приложение из.dmg-файла можно в любую удобную для вас папку, но тогда иконка программы не появится в Launchpad. Поэтому рекомендую пользоваться папкой «Программы», тем более что она для этого и предназначена.

Некоторые приложения имеют свой установщик и устанавливаются через него. В этом случае вы увидите диалоговое окно с кнопками «Принять», «Далее», «Установить» (привет, Windows!).

Начиная с версии 10.7, в OS X появился магазин приложений Mac App Store, аналогичный App Store на iOS. Работать с ним еще проще, для установки — достаточно нажать кнопку «Установить» на странице с приложением.

По аналогии с установкой, деинсталляция приложения заключается в его удалении из папки «Программы». Перетаскиваем каталог с приложением в «Корзину» — и дело сделано. Если программа имеет свой установщик, то деинсталляция происходит тоже через него.

Взаимодействие с окнами. Закрыть или свернуть?


Пользователи Windows в первое время в шоке: мало того, что кнопки управления окном находятся слева, так они еще и работают иначе. В самом деле, кнопка «х» не закрывает программу, а закрывает только ее окно. Это связано с тем, что в OS X приложения могут иметь несколько окон и после того как мы закрыли окно программа продолжает работать. Кнопка «+» не разворачивает окно на весь экран, а масштабирует его до размеров отображаемого контента.

Для того чтобы полностью завершить приложение, следует нажать «Cmd+Q» или сделать правый клик на иконке в доке, и выбрать «Завершить».

Запущенные программы удобно мониторить по индикатору в доке. Эта функция включается в системных настройках, в разделе «Док».

Также с версии 10.7 приложения OS X могут работать в полноэкранном режим, когда скрываются док и строка меню. Для активации этого режима нужно нажать иконку со стрелками правом верхем углу экрана.

Используем мультитач жесты

Одной из главных особенностей OS X является поддержка мультитач жестов. Их здесь очень много (я насчитал более 10 жестов), и что самое главное, благодаря замечательному трекпаду — работают они просто шикарно.

Открываем системные настройки и переходим в раздел «Трекпад» («Мышь»), включаем нужные жесты и смотрим демонстрацию их работы. Кроме банальных имитации правой кнопки мыши, скроллинга и перетаскивания окон, с помощью жестов мы можем: искать выделенное слово; поворачивать, масштабировать изображения; открывать Launchpad, Mission Control, Центр уведомлений.

Потратив несколько минут на изучение жестов — вы сделаете свою работу в OS X продуктивней и намного приятней.

Полезные функции клавиши «Fn»

С помощью кнопки Fn можно получить быстрый доступ к многим функциям системы. Вот несколько полезных шорткатов:

  • Fn+Ctrl+F2 позволяет осуществлять навигацию по меню без использования мыши;
  • Fn+Backspace заменяет кнопку Delete;
  • Fn+F11 показать рабочий стол;
  • Fn+стрелка вверх заменяет кнопку Page Up;
  • Fn+стрелка вниз заменяет кнопку Page down;
  • Fn+стрелка влево заменяет кнопку Home;
  • Fn+стрелка вправо заменяет кнопку End;

Такие шорткаты очень легко запомнить и я рекомендую использовать их в повседневной работе. Кстати, существует крошечная утилита CheatSheet , которая поможет вам запомнить и использовать все доступные сокращения. После установки она встраивается в систему и при нажатии клавиши «Cmd» выводит полный список сокращений, доступный в открытом приложении.

Добавляем приложения в «Автозагрузку»

Некоторые приложения при установке сразу добавляются в список программ которые автоматически будут загружены при старте системы. Вы можете редактировать этот список по своему усмотрению, для более тонкой настройки под себя.

Открываем «Настройки» — «Пользователи и группы» и на вкладке «Объекты входа» редактируем список используя кнопки «+» и «-«. На престарелых маках имеет смысл убрать лишние элементы, это позволит ускорить загрузку системы.

Детальная информация о вашем Mac

В среде Windows для того чтобы получить полную информацию о «железе» компьютера приходится использовать сторонние утилиты, вроде AIDA 64. Операционная система от Apple, в этом плане выгодно отличается от конкурента. В состав OS X включена утилита «Информация о системе», которая дает нам подробный отчет абсолютно всего оборудования и софтварной части. Здесь мы можем посмотреть частоту процессора, количество слотов и тип памяти, мак-адрес wifi и bluetooth, а также множество другой служебной информации.

«Информацию о системе» можно найти в папке «Утилиты» на «Launchpad» или нажав на пиктограмму «Apple» в строке меню и выбрав пункт «Об этом Mac».

Быстрый просмотр файлов

Моя любимая встроенная функция в OS X это «Просмотр». В Finder на любом файле или папке при нажатии пробела откроется окно быстрого просмотра. Поддерживаются все типы файлов известные системе: изображения, видео, документы. Закрывается окошко просмотра повторным нажатием пробела. Быстро, просто и удобно.

Принудительное завершение приложений

Случается, что программы перестают отвечать на запросы или проще говоря зависают. Например вы открыли большое количество вкладок в Chrome или запустили несколько «тяжелых» приложений. Пользователям Windows хорошо знаком шорткат «Ctrl+Alt+Delete», которым они регулярно пользуются. В OS X чтобы вызвать диалог завершения приложений нужно нажать «Command+ Option+Esc», здесь выбираем подвисшую программу и нажимаем «Завершить».

Пусть в Mac OS такое случается редко, но если это произойдет — вы будете знать, что делать.

Включаем поддержку всех видеоформатов

Встроенный QuickTime поддерживает основные видеоформаты и для нужд большинства пользователей этого хватает с головой. Но если вы обладатель разномастной видеоколлекции — вам прийдется расширить список поддерживаемых форматов. Это можно сделать с помощью пакета кодеков Perian или установив сторонний проигрыватель медиафайлов, например VLC . Оба решения бесплатные.

Не забываем делать бэкапы

Последний совет, банальный и избитый, которым тем не менее постоянно пренебрегают. Чтобы ваши данные всегда были в полной сохранности используйте резервное копирование, и регулярно делайте бэкапы с помощью Time Machine . Это также позволит не боясь экспериментировать с системой, что на первых порах будет неизбежно.

АЛЕКСАНДР ПОТЁМКИН

Mac OS X или То, что должен знать каждый

про Macintosh, Apple и операционные системы

Мое первое знакомство с Маком происходило заочно: по скриншотам, описаниям и восторженным крикам людей, которые хоть раз работали с ним. Вполне закономерным было желание познакомиться с этим компьютером, и чем быстрее, тем лучше.

Итак, желание осуществилось – нас «познакомили», вот тут все и началось...

Я расскажу историю развития компьютеров Apple (тем самым затронув создание первых персональных компьютеров) и самой фирмы Apple, а также расскажу про последнюю (на момент написания этих строк) версию операционной системы Mac OS X.

Появление первого персонального компьютера (небольшая историческая вводная)

Первым персональным компьютером (в том смысле, что его можно было «взять с собой») следует считать компьютеры Altair. Однако первые Altair сложно назвать полноценными «компьютерами» – раз; компьютерами, «пригодными» для обычного пользователя – два.

О полноценности: все, что из себя представляла эта техника, было обычной «коробкой» с большим количеством переключателей. Более того, собрать такую технику пользователю предлагалось самому, так что особенными пользовательскими качествами такая техника также не обладала.

Небольшое лирическое отступление о развитии компьютеров в 1970-х годах: основными пользователями были компьютерные профессионалы – хакеры. Их карьера в основном начиналась за большими компьютерами фирмы Dell либо IBM (последние популярностью не пользовались). Компьютерное время было весьма дорогим, а тяга к компьютерам – очень высока. Так стали появляться первые компьютеры, собранные «для себя».

Одним из таких компьютеров, пущенных в «промышленное» производство, были компьютеры Altair фирмы MITS. Сразу же после организации этой фирмы она была завалена заказами на год вперед. Люди платили деньги за возможность получить пакет с микросхемами и схемой сбора всех деталей в один блок.

Количество людей, желающих владеть таким «компьютером», неуклонно росло, что увеличивало общий уровень технического образования, а значит, и количество людей, приобщающихся к хакерству.

Такие «коробки» пользовались спросом, однако всегда есть люди, которые хотят сделать что-то свое, сделать лучше. Одним из таких людей был Стив Возняк. Он регулярно посещал собрания хакеров и в конечном итоге решил создать компьютер для собственного удовольствия.

Процессором компьютера стал чип 6502 от MOS Technology (основным критерием при выборе этого чипа была цена), микросхемы, способные работать с этим процессором, ему подарил Дэн Сокол на одном из собраний клуба.

Через некоторое время Возняк собрал свой компьютер так, что все уместилось на одну плату (что было достаточно красивым решением). Кроме того, ему пришлось написать свой Basic, так как единственной на тот момент версией была так называемая Tiny Basic, что совсем не подходило Возняку – ему нужна была полноценная версия. Без интерпретатора языка программирования компьютер не представлял бы из себя особенного интереса.

Друг Возняка Стив Джобс был вдохновлен этой платой и потому решил, что они просто обязаны выпускать свой компьютер так же, как это делали и другие фирмы.

Так было положено начало легендарному компьютеру Apple II, презентация работы которого никого не могла оставить равнодушным к такой технике.

Компания Apple Inc.

Джобсу удалось заполучить в команду менеджера по имени Майк Марккула, который раньше занимался организацией продаж и добился на этом поприще больших успехов. С тех пор как он уволился из Intel, Марккула занимался различными бизнес-проектами.

Джобс попросил его написать бизнес-план для Apple и Марккула включился в работу: с его помощью компании удалось привлечь капитал для инвестиций, переманить Майка Скотта – одного из менеджеров из Fairchild Semiconductor, которому был предложен пост президента фирмы. Кроме того, Марккула также расписывался на документах в качестве первого председателя совета директоров.

Следующим привлеченным в компанию человеком был Джон Скалли – президент отделения Pepsi-Cola, крупнейшего в составе PepsiCo.

У Скалли не было специального технического образования, однако он давно был поклонником передовых технологий и, кроме того, был очарован Джобсом.

Фраза Джобса, обращенная к Скалли: «У вас никогда не возникало желания изменить мир? Или вы намерены провести остаток жизни, продолжая торговать подслащенной водой?» положила начало весьма тесным отношениям между ними, которым в дальнейшем, увы, будет суждено распасться.

Джон Скалли становится президентом компании в апреле 1983 года.

К началу 1980 года годовой оборот фирмы превысил 10 миллионов долларов.

Первые проблемы

После Apple II у компании начались первые неприятности. 19 мая 1980 г. был презентован новый компьютер – Apple III. Технически эта машина была более совершенна, однако именно с нее и начинается череда неудач: после серии задержек продукт был выпущен на рынок в недоработанном виде, в результате чего так и не был «признан» пользователями. Одной из основных причин подобных проблем была следующая: это был первый компьютер, который собирался в условиях «фирмы» командой инженеров, которыми руководил Джобс.

В 1983 году выходит компьютер Lisa, использующий все преимущества графического интерфейса (разработанного в Xerox) и оснащенный 1 Мб оперативной памяти, Motorolla 68000 CPU (32 bit, 5 МГц), 2 приводами для дискет, жестким диском на 5 Мб.

Марккула отстранил Стива (Джобса, Возняк сам отошел от дел после серьезной авиакатастрофы в 1981 году) от работы над этим компьютером, в результате чего вся энергия Джобса была брошена на компьютер Macintosh.

Компьютеры Lisa станут популярными с выходом «Lisa 2» и значительным снижением цены ($3495 против $9995), однако после назначения на должность руководителя проектами Lisa и Macintosh Стив позаботится о закрытии первого проекта.

Джобс активно продвигал свое детище, в результате чего Macintosh стал гораздо более популярным, нежели Lisa. Тому способствовала и грамотная маркетинговая компания, и, что самое главное, сам неутомимый Джобс.

При разработке этого компьютера была сделана одна серьезная ошибка – по цене в более $2500 его нельзя было назвать дешевым компьютером, и в то же время его техническое оснащение (в частности, отсутствие жесткого диска, невозможность присоединения внешних устройств, наличие небольшого количества программ) не позволяло рассматривать этот компьютер как серьезную технику.

NeXT Inc.

«К 1985 году объемы продаж Apple достигли $2 млрд впервые за непродолжительную историю компании начали сокращаться, в то время как рыночная доля персональных компьютеров IBM и совместимых с ней моделей все увеличивалась. Apple попала в непростую ситуацию, требующую немедленного вмешательства старших.

…Apple было крайне необходимо сократить цикл разработки новых моделей, большую часть которого составляли задержки, вызванные неудержимым стремлением Джобса к совершенству. Кроме того, Джобс все чаще стал вмешиваться в деятельность других подразделений компании, уже не довольствуясь властью только над отделением компьютеров Macintosh. Менеджеры всех подразделений завалили Скалли жалобами, суть которых сводилась к одному: либо над Джобсом будет быстро установлен контроль, либо все судно пойдет ко дну.

…Наконец, после долгих и мучительных колебаний, Скалли принял решение лишить своего друга и учителя реального влияния над деятельностью компании, удалив его на символическую должность председателя совета директоров Apple. Столь принципиальное изменение баланса сил внутри компании требовало одобрения Майка Марккула и совета директоров Apple. Незадолго до начала заседания совета директоров 10 апреля 1985 года Скалли отозвал Джобса в сторону и рассказал ему о своих планах. Джобс отреагировал словно ребенок, которого отправляют в чужую семью на воспитание против его воли.

…Наконец, после бесконечного обсуждения, начавшегося ранним вечером и завершившегося почти сутки спустя, совет директоров Apple принял единогласное решение отправить Джобса в почетную отставку…» [ 1].

Итак, Стив Джобс «ушел». Впрочем, история его деятельности на этом не заканчивается – он основывает новую фирму, сыгравшую большую роль в развитии операционных систем, а впоследствии и самой компании Apple, так что вкратце о стремительном развитии компании NeXT.

Создание компании

Джобс с помощью семи сооснователей, покинувших Apple вместе с ним, в 1985 году создает компанию NeXT Inc. (позже преобразованную в NeXT Computer Inc.) с уставным фондом в 7 миллионов долларов.

Стив Джобс посещает большинство американских университетов в поисках интересных технологий, так, в Университете Карнеги Милона он знакомится с Avie Tevanian, работающим над ядром Mach.

12 октября 1988 Стив Джобс организовывает шоу в Сан-Франциско, демонстрирует все возможности новой элегантной машины NeXTcube (с магнитооптическим диском на 256 Мб, 68030 процессором, без жесткого диска и привода для дискет) и системы NeXTSTEP (версии 0.8).

18 сентября 1990 Стив Джобс устраивает новое шоу в Сан-Франциско для презентации новой машины и новой системы NeXTSTEP 2.0. Эта дата считается датой официального выхода компьютера NeXT.

Tim Berners-Lee, работающий в CERN, разрабатывает первый веб-клиент (браузер) для NeXTSTEP.

25 апреля 1991 Стив Джобс организовывает шоу в CNIT в Париже, приуроченное к официальному выходу компьютеров NeXT во Франции.

Были произведены многочисленные демонстрации машин NeXT и NeXTSTEP2. В частности, Джобс показал таблицы Lotus 1-2-3, работающие через эмулятор SoftPC, после чего, заметив, что можно сделать и лучше, продемонстрировал революционную программу для работы с таблицами – Improv. Также была продемонстрирована работа графической подсистемы.

Вышедшая 25 мая 1993 года на NeXTWORLD Expo, операционная система NeXTSTEP 3.1 была первой версией NeXTSTEP, работающей на машинах, отличных от NeXT, – на PC 486. Версия NeXTSTEP 3.1 для PC называлась NEXTSTEP 486.

23 ноября 1993 года Sunsoft объявляет о лицензировании части кода NeXTSTEP для будущего использования в операционной системе Solaris. NeXT, в свою очередь, анонсирует порт NeXTSTEP на компьютеры на платформе SUN – SPARC.

Сразу же после этого соглашения SUN инвестирует 10 миллионов долларов в NeXT.

В 1994 году NeXT публикует спецификации программного обеспечения, названные OpenStep, базирующиеся на системе NeXTSTEP 3.2. Инициатива получает поддержку в лице GNU – начато развитие GNUstep.

В апреле 1995 года NeXT выкупает все права на Object-C у Stepstone. В это же время выходит PDO (PDO – Portable Distributed Objects – система для распределенных вычислений) и NetInfo – программа, шедшая стандартно с NeXTSTEP.

В июне 1995 NeXT выпускает NeXTSTEP 3.3J и EOF 1.1J – японские версии программного обеспечения.

20 декабря 1996 года Apple выкупает NeXT за 400 миллионов долларов. Впрочем, некоторые утверждают обратное. Загадочная картина на официальном сайте предшествовала анонсу. В любом случае, это уже другая история, которая начинается 24 марта 2001 года с выходом Mac OS X.

Возвращение основателя

20 декабря 1996 года Стив Джобс возвращается в родную компанию, что последней идет только на пользу.

Стив продолжает политику оригинального дизайна корпуса машины (машины NeXT были «упакованы» в весьма стильный черный корпус) и доводит ее до логического завершения: с момента своего зарождения «Маки» по праву считались самыми простыми и понятными в использовании.

Политика Стива Джобса основывается на том, что компьютер не должен более восприниматься как нечто сложное, скорее, как еще одна часть интерьера, бытовой техники. Именно этим обуславливается исключительный дизайн корпусов последних компьютеров (самый яркий пример – iMac) от Apple, а также серия программ, начинающихся с буквы «i» (iTunes, iMovie, iDVD, iPhoto) – идеология простых программ. Apple видит компьютер как простое, но в то же время весьма мощное средство для выполнения любых задач любыми пользователями.

Macintosh: каков создатель, таков и компьютер...

Маки – творение фирмы Apple под четким руководством Стива Джобса – человека, благодаря бешеной энергии которого и была создана эта «яблочная фирма». Краткой характеристикой Джобса может служить такое описание: самоуверенный, немного эгоистичный и, несомненно, талантливый харизматичный лидер. Однако создателем первого Мака был друг Джобса – Стив Возняк, талантливый хакер (в изначальном значении этого слова) по натуре достаточно спокойный, оригинальный и веселый человек. Пожалуй, именно эти качества можно найти в Маках до сих пор. Каждая машина по-своему оригинальна, имеет свои достоинства и недостатки. Кроме того, основным преимуществом фирма Apple может считать по праву тот факт, что можно взять любого человека с улицы, посадить его за Макинтош и через 15-20 минут он уже сможет выполнять большинство необходимых функций. Однако это уже операционная система, а о ней разговор отдельный.

Операционные системы от Apple

Mac OS 9 (Classic)

На Маках от рождения могут «бегать» две операционные системы – Mac OS X и Mac OS 9 – это родное. Впрочем, последнее творение Apple упорно пытается вытеснить с рынка своей более новой системой («десяткой»).

Приживить на Мак можно любую систему, работающую на процессорах PowerPC, а это как минимум Linux, OpenBSD, NetBSD, QNX, однако в родной системе, по-моему, есть своя прелесть и менять ее особого смысла я не вижу.

Итак, в арсенале компании Apple существует две операционные системы: Mac OS 9 и Mac OS X. Первая из них сейчас именуется классикой, точнее, это более ранняя система, не использующая таких прелестей жизни, как защита памяти и вытесняющая многозадачность.

В одном из описаний этой системы я встретил хорошую аналогию: Mac OS 9 предполагает, что все программы дружески относятся друг к другу и к пользователю, и, кроме того, грамотно написаны. Если кто-то «заявляет», что ему и только ему нужны все ресурсы процессора, причем прямо здесь и сейчас, то система предоставит эти ресурсы. В свое время святой обязанностью программы является «отдать» все позаимствованное, как только это более не будет нужно, и не «лезть» не в свою область памяти. Такой подход может показаться кому-то странным, однако он работал более 10 лет, и до сих пор большинство «макузеров» (от англ. – macintosh user) не собираются покидать свою любимую систему, обосновывая свое решение просто и лаконично: «Нам и здесь неплохо». Впрочем, их можно понять: «девятка» очень простая и гибкая система в отличие от «десятки», в основе которой лежит UNIX. Этот факт мало кому нравится из всех ветеранов Мака, зато очень привлекает пользователей UNIX-систем...

Mac OS X

Итак, «десятка». Мое знакомство началось с Mac OS 9.2.2, и эта система своим устройством успела достаточно сильно меня расстроить, и, возможно, не писал бы я этих строк (с некоторым агитационным оттенком), если бы не попалось бы на мои глаза новое творение «яблочников» – Mac OS X (10.2, известная также как Jaguar). Тут уже есть о чем рассказать.

Устройство системы Mac OS X

«Десятка» – достаточно оригинальная система. Системную архитектуру у Mac OS X проще всего представить в виде многослойного пирога. На первом уровне находится микроядро Mach, над ним находится Darwin, далее Core Services, Application Services. Над ними еще два уровня: Carbon и Cocoa. На самом верху – собственно программы. Итак, рассмотрим каждый из этих подуровней отдельно.

Микроядро Mach

Микроядро отвечает за следующие задачи:

  • управление виртуальной памятью (virtual memory);
  • взаимодействие процессов (IPC);
  • поддержка ввода/вывода (I/O) и прерываний;
  • поддержка взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
  • управление заданиями и потоками (Tasks & Threads).

Подобный подход предоставляет достаточно четкую, понятную и легко портируемую структуру операционной системы. Модульность системы реализуется через «клиент-серверную» модель – единственным процессом, работающим в защищенном режиме процессора, является микроядро – первоочередная задача заключается в том, чтобы переместить максимальное количество кода на пользовательский уровень. После загрузки микроядро предоставляет все необходимые сервисы для работы серверов, одним из которых является Darwin.

Darwin

Darwin – это то, что дополняет микроядро до полноценной системы. Возможно, наиболее понятным (хотя и несколько грубым) определением будет следующее: Mach – это ядро, системный уровень; Darwin – это оболочка для пользователя со всеми его приложениями.

Такая структура устройства системы пошла с 4.4BSD Lite – первой свободно-распространяемой в исходных кодах *nix-системой, очищенной от кода AT&T – первоначально, UNIX был детищем этой компании, и вышел из ее исследовательских лабораторий; вначале коммуникационный гигант смотрел на распространение этой системы сквозь пальцы, однако затем, как только была осознана возможная экономическая выгода, все, использующие код, написанный в AT&T, были вынуждены убрать его под угрозой судебного преследования.

Core Services, Application Services

На этом уровне расположены общие для всей системы компоненты, такие как Core Foundation, Carbon Core, Apple Events... (уровень Core Services) и Quartz, QuickDraw... (уровень Application Services). Рассказ о каждом из них выходит за рамки задачи общего рассмотрения системы, но общее у них одно – все они являются базой для всех приложений системы, да и для системы в частности.

Carbon, Cocoa

Это тоже весьма интересная технология, достойная особого внимания.

Mac OS X – это «следующий шаг» после Mac OS 9 (Classic), но в то же время это логическое продолжение развитие NeXT (и спецификаций OpenStep). Посему желательно, чтобы приложения каждой из вышеупомянутых систем могли быть портированы на новое творение «яблочной компании» без особых затруднений.

Выход был найден достаточно оригинальный – новая система поддерживает «классические» приложения через среду Carbon, а «новые» (на самом деле – Next-овские) через среду Cocoa. Для того чтобы приложение заработало в новой системе, для приложений NeXT достаточно просто произвести перекомпиляцию, в то время как приложения из классики будут требовать некоторых доработок.

По заявлениям Apple, «карбонизация» есть лишь временное решение – возможность быстрого портирования приложений на новую систему (в противном случае «десятка» бы просто лишилась бы своих основных приложений, начиная от графики и заканчивая MS Office).

«Карбонизированные» приложения не являются сколь либо ущербными – грамотно портированные приложения мало чем уступают своим новым собратьям (например, одно из основных приложений графического взаимодействия системы с пользователем – Finder – написано с использованием именно этой среды), однако же данная среда не поддерживает всех возможностей системы, предоставляемых в полном объеме через вызовы Cocoa.

Существует мнение, что Carbon останется в системе как стандарт на гораздо больший срок, чем это предполагает сама Apple – слишком велико количество «старых» приложений, и немногие фирмы решатся переписывать их с нуля с использованием новых возможностей, которые могут быть не всем нужны, тем более что в большинстве случаев это повлечет за собой огромные финансовые расходы.

Системная архитектура Mac OS X

Системная архитектура Mac OS X, впрочем, как и NextStep/OpenStep, основана на операционной системе UNIX.

Для лучшего понимания работы этой системы рассмотрим более подробно схему работы *nix-системы от загрузки до «приглашения к работе» (графического либо текстового).

Первый начинается сразу после того, как программное обеспечение, прошитое в компьютере (то, что называется BIOS на x86 платформе, Firmware на PowerPC и некоторых других) передает управление программе, записанной на винчестере (или CD/DVD-диске).

Здесь в дело вступает загрузчик. Его задача относительно проста – загрузить ядро в память и передать ему управление. Возможно, предварительно осведомившись у пользователя, не хочет ли он задать какие-либо дополнительные параметры для загрузки ядра, либо указать, что грузить необходимо другой образ.

Второй этап – загрузка ядра. Основной его задачей является определение доступного оборудования и его инициализация. В дальнейшем ядро будет ответственно за работу всех программ – вызовы напрямую к железу компьютера запрещены. Затем ядро запускает только один процесс – init.

Третий этап – работа процесса init (от англ. – «initialization») – заключается в последовательном исполнении команд, записанных в файлах конфигурации (директории /etc).

Первым делом обычно проверяется отсутствие ошибок на диске, затем устанавливаются переменные среды (такие как пути для поиска исполняемых программ, системная языковая кодировка, тип терминала и другие).

Потом запускаются системные «демоны» – программы, исполняющиеся на заднем плане (background) и ожидающие определенного события, например, веб-сервер ожидает поступления подключения на 80 порт, после чего обслуживает поступающие команды.

Напоследок для пользователя готовят терминал, и запускается программа «login», предлагающая ввести логин и пароль для начала работы.

Это был стандартный вариант запуска системы. Существуют и другие варианты: среди основных – так называемый single-mode и графический.

Первый используется для возращения системы к жизни, если что-то произошло. В таком случае доступ разрешен только локальный, при старте осуществляется минимальное количество действий (обычно это монтирование диска в режиме только для чтения, инициализация одного терминала).

Второй, графический, уже своего рода добавка: после основного запуска вместо или вместе с инициализацией текстового терминала также запускается «нечто графическое». В случае стандартной *nix-системы «нечто графическое» – это «X server», в случае Мака – «WindowServer». С этого момента большинство пользователей попадают в родную для них графическую среду.

Идеи, заложенные в Mac OS X

*nix-системы всегда отличались гибкостью, они создавались и разрабатывались как многозадачные, многопользовательские, сетевые ОС. Нормальным взаимодействием с компьютером во время создания этой системы считалась работа за текстовым терминалом, тем или иным образом соединенным с главным компьютером.

Чуть позже компьютеры начали персонализироваться, а количество пользователей увеличиваться. Причем далеко не всем нравился текстовый режим, впрочем, как и командная строка.

Через некоторое время и не без помощи фирмы Apple (а также компании Xerox) пользователи узнали, что интерфейс компьютера может быть еще и графическим, то вбивать команды хотелось все меньшему и меньшему количеству людей.

Спрос рождает предложение, и многие платформы и операционные системы стали добавлять возможность работы в графической среде, и *nix не остался в стороне – был реализован проект графического сервера, который запускается на одной машине (сервере), и обрабатывает подключения к нему на определенном порте (клиентов). Время шло, и компьютер стал все чаще использоваться одним человеком, и идея «раздачи» ресурсов для других машин становилась все менее актуальной, и сервер уже обрабатывал подключения с той же машины, на которой был запущен и сам.

Кроме того, архитектура работы с графикой была «многослойна». После запуска X server запускалось приложение, позволяющее пользователю взаимодействовать с компьютером – Window manager (оконный менеджер) в терминологии *nix. Оконный менеджер, в свою очередь, мог запускать дополнительные программы (например, приложения, отвечающие за рабочий стол, за панель снизу экрана и другие мелкие приложения, апплеты). Завершение работы оконного менеджера означает выход из X server.

Такая многослойность вполне в духе *nix-системы, где множество приложений хорошо выполняют свою работу, а их соединение позволяет получить один хороший результат. Однако обратной стороной подобной гибкости является значительная фрагментация системы (что, как показывает практика, может быть хорошо для системы в целом, но не для графического интерфейса), а также потеря производительности.

Именно эти факторы и мешают продвижению *nix-системы:

  • отсутствие единой стандартной графической библиотеки для разработчиков (присутствующей в каждом дистрибутиве и не меняющейся от версии к версии);
  • единого графического интерфейса (выбор – это хорошо, но наличие стандарта необходимо);
  • его продуманности (сейчас зачастую интерфейсы либо копируют коммерческие реализации, такие как Microsoft, Apple, Motif, либо не очень ясны для обычных пользователей);
  • грамотной реализации (качество кода, стабильность работы).

Apple решила выбрать в качестве своей базовой платформы *nix, расширить его под себя и переделать всю графическую систему. Так, одним из нововведений является формат сохранения данных конфигурации – теперь все настройки хранятся в файлах формата XML, более трудного для ручного редактирования, однако родного для «программного» хранения данных; кому приходилось редактировать файлы конфигурации после того, как по ним прошелся автоматический, дружественный к пользователю графический конфигуратор на *nix-платформе, поймет о чем я, для остальных поясню: в результате подобных конфигураций оказывается сбита вся логика построения файла, в ней нередко остается немало мусора, и далеко не все параметры могут быть выставлены корректно.

Кроме того, фирма не может терять наработки прошлых лет, в виде большого количества программного обеспечения, написанного для «классики» (Mac OS до 9 версии включительно) и чуть меньшего для NextStep/OpenStep.

Для этого в новой системе поддерживается два вида библиотек – Carbon и Cocoa. Первая из них – для совместимости с «классикой», вторая объявлена новой и приоритетной. Для того чтобы старое (для «классики» или удовлетворяющее спецификациями OPENSTEP) программное обеспечение заработало в новой системе, необходимо произвести перекомпиляцию с незначительными изменениями (либо и вовсе без них). Кроме того, в качестве еще одной рабочей среды объявлена среда Java – виртуальная машина на Mac OS X считается лучшей реализацией среди прочих, и достаточно тесно интегрирована с системой.

Не следует забывать и про слой BSD, и X server, который компания скоро уже должна выпустить в окончательной версии (на данный момент доступна только beta-версия). Также не была упомянута возможность запуска «классических» приложений, не портированных на новую систему. Так что получается, что сейчас, прямо «из коробки» система способна запускать приложения для «классики», приложения OPENSTEP, Java и огромное количество *nix-приложений (для чего создан отдельный проект переноса так называемых портов с FreeBSD на Darwin, позволяющих установить приложение двумя командами «cd» и «make install») как графических, так и работающих из командной строки.

Дополняя картину, нельзя не упомянуть продукт под названием Virtual PC – эмулятор x86 компьютера на Mac OS (последняя 6 версия эмулирует Pentium II MMX, тактовая частота зависит от мощности самого Мака).

Таким образом, компании удалось сохранить старых разработчиков, а также привлечь новых, среди которых и такие ценные «outsource-кадры», как *nix-хакеры и просто пользователи по всему миру, не требующие оплаты, однако же привносящие весьма ощутимый вклад в развитие системы.

Mac OS X в работе

Desktop

Что нужно от жизни обычному пользователю? Простота настройки, наличие офиса, приложений для работы в Интернете, работа с родным (в нашем случае – русским) языком.

Офисных пакета как минимум два: Microsoft Office (стабильно работающим не замечен) и Open Office. И тот и другой обеспечивают совместимость с документами, созданными на «обычных» компьютерах. Причем Office от Microsoft снабжен даже большим количеством «фич», чем его собрат для Windows.

Приложения для работы в Интернете

Здесь выбор весьма велик, а имена производителей достаточно известны, посему просто приведу название приложения и имя производителя:

Браузеры : Internet Explorer (Microsoft), Safari (Apple), Mozilla (Open Source), Opera (Opera Software) и многие другие.

ICQ : ICQ (ICQ Inc.), Fire.app (Open Source), Proteus.

E-mai l: Outlook Express (Microsoft), Entourage (Microsoft), Mail (Apple).

Локализация

Системной кодировкой является Unicode, так что все грамотно написанные приложения не испытывают никаких затруднений при работе с любым языком (систему можно в любой момент заставить «говорить» как на китайском, так и на украинском; то же относится к любому приложению, если его разработчик озаботился многоязыковой поддержкой).

Кроме того, перекодировка текста предусмотрена на уровне системных вызовов.

Server

Требования системного администратора обычно несколько другие, а именно – не позволять пользователям делать того, что им не нужно, и иметь возможность настроить все необходимые параметры под конкретную задачу, а также поддержка системы up-to-date.

Системе известно такое понятие, как пользователь «root», здесь он также царь и бог и при желании может делать с системой все что угодно (особенно из командной строки).

Настройка системы здесь производится несколько проще, чем в обычном *nix – для этого существуют графические программы. Однако в отличие от обычного *nix, где все графическое обычно вызывает горестную ухмылку Unix-гуру, здесь все продумано.

Во-первых, Apple не зря начала создание своей Unix-системы, наслоив на классическую архитектуру свои настройки. До момента чтения и исполнения /etc/rc*-файлов здесь все идет как обычно, однако затем из этих же файлов происходит вызов скриптов от «яблочной компании». Т.е. фактически происходит так: грузится Mach, грузится init, который затем, как это и положено, отвечает за все процессы в системе, однако запускает большинство этих процессов SystemStarter, который читает и запускает другие файлы (из директории /System/Library/StartupItems). Так вот формат файлов конфигурации для всякого приложения в Mac OS X – это XML. Данный формат файлов чуть хуже читабелен для человека, зато легко читабелен для приложений, кроме того, запись конфигурации в итоге не генерирует «мусор», который обычно всегда можно найти в обычных файлах конфигурации.

Однако отсюда минус: то, что нельзя настроить графически, необходимо делать «руками». Нет, дело не в том, что это сложно сделать (командный интерпретатор tcsh и редактор vi никто не отменял), а в том, что все изменения, внесенные непредусмотренным системой образом, могут быть впоследствии переписаны обновлением системы.

Кроме того, брандмауэр (в серверной версии системы Mac OS X Server) в графической версии его настройки имеет два варианта работы с трафиком: allow/deny. И в том случае, если администратор решит настроить NAT (masquerading в терминах других систем), то правила брандмауэра (стандартного ipfw, кстати) придется прописывать напрямую в конфигурационных файлах, что требует достаточно плотного знакомства с устройством системы.

В общем, можно сказать, что сервер под управлением Mac OS X Server имеет смысл ставить туда, где необходима простота администрирования, возможно, в некоторых случаях в ущерб гибкости. С другими системами такой сервер будет жить очень даже недурно (с системой идет samba, nfs, ssh, ftpd и ранее упоминаемый apache), а его обновление производится не более чем 6 нажатиями мышки (и не вызывает таких печальных последствий, как автоматическое обновление на другой популярной платформе известного производителя ПО), и кроме того, наличие обновлений может проверяться каждый день/неделю/месяц, и пользователю будет предложено установить имеющиеся обновления.

Developer station

Разработчик – человек, которому нужно немного и от системного администратора, и от обычного пользователя, но в первую очередь необходима удобная система разработки (IDE), полная документация и, возможно, примеры реализации.

Не могу также пропустить и такое приложение, как Virtual PC, – приложение, позволяющее запускать любую x86 операционную систему и эмулирующее Pentium II MMX, S3 Trio 32/64 (4/8/12 Мб), Sound Blaster, Intel 21041 Based Ethernet Adapter и выделяющее то количество жесткого диска и оперативной памяти, которое будет ему указано. Данное приложение можно отнести и к категории для разработчиков (тестирование своей программы под различные системы), и к категории системщика (количество одновременно работающих систем ограничено только системными ресурсами «хоста») и просто для обычного пользователя – «окошки» в «окошке» позволяют работать с приложениями, которые еще не портированы на Мак, или даже играть в игры (правда, не очень ресурсоемкие).

При подготовке статьи были использованы материалы:

  1. Джим Карлтон. Apple. Взгляд изнутри: история интриг, ошибок и эгоизма. Издательство «ЛОРИ», 2001.
  2. Стивен Леви. Хакеры – герои компьютерной революции. (www.cooler.it/hackers)
  3. История развития NeXT. (