Дайте определения следующим терминам информационная среда. Понятие информационно-образовательной среды

19.12.2023 Интернет

1

Ожерельева Т.А. 1

1 ГОУ Московский государственный университет геодезии и картографии

Статья анализирует отношения между понятиями информационное пространство, информационное поле, информационная среда. Показано, что информационное пространство делится на естественное и искусственное. Информационное поле также делиться на естественное и искусственное. Дается анализ каждого понятия и отношение между ними. Показано, что информационное поле вложено в информационное пространство. Отмечена пассивность информационного пространства и активность информационного поля. Показано, что информационная среда, является подмножеством информационного пространства и информационного поля. Показано, что информационная среда всегда связана с неким объектом. Этот объект есть объект окружения. Показано. что семантическое окружение является наиболее мелким по масштабу среди анализируемых объектов. Показано, что информационное пространство, информационное поле, информационная среда, семантическое окружение объекта исследований – образуют иерархический ряд понятий и не являются равнозначными.

информация

семантика

информационное пространство

информационное поле

информационная среда

семантическое окружение

информационный объект

отношение понятий

1. Тихонов А.Н., Иванников А.Д., Цветков В.Я. Терминологические отношения //Фундаментальные исследования – 2009. – № 5. – С. 146–148.

2. Boisot M. Information space: A framework for learning in organizations, institutions and culture. – Cengage Learning Business Pr, 1995.

3. Morrill R.L., Pitts F.R. Marriage, migration, and the mean information field: a study in uniqueness and generality //Annals of the Association of American Geographers. – 1967. – Т. 57. – № 2. – P. 401–422.

4. Tsvetkov V.Yа. Information field. // Life Science Journal 2014 – 11(5). – P. 551–554.

5. Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда //НТИ. – 1976. – Сер. – 1976. – Т. 2. – С. 3–6.

6. Цветков В.Я. Информатизация: Создание современных информационных технологий. Часть 1. Структуры данных и технические средства.– М., ГКНТ, ВНТЦентр, 1990. – 118 с.

7. Kluver R. Globalization, informatization, and intercultural communication. – 2008.

8. Цветков В.Я. Формальная и содержательная классификация // Современные наукоёмкие технологии. – 2008. – № 6 – C. 85–86.

9. Прангишвили И.В. Энтропийные и другие системные закономерности: Вопросы управления сложными системами. – М.: Наука, 2003. – 428 с.

10. Цветков В.Я. Естественное и искусственное информационное поле// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 5, ч. 2. – C. 178–180.

11. Цветков В.Я. Стандартизация информационных программных средств и программных продуктов. – М.: МГУГиК, 2000 – 116 с.

12. Tsvetkov V.Yа. Opposition Variables as a Tool of Qualitative Analysis // World Applied Sciences Journal. – 2014. – 30 (11). – P. 1703–1706.

13. Tsvetkov V.Ya. Framework of Correlative Analysis // EuropeanResearcher, 2012, Vol.(23), № 6–1, P. 839–844.

14. Tsvetkov V.Ya. Information Interaction as a Mechanism of Semantic Gap Elimination // European Researcher, 2013, Vol.(45), № 4–1, P. 782–786.

15. Майоров А.А., Матерухин А.В. Геоинформационный подход к задаче разработки инструментальных средств массовой оценки недвижимости // Геодезия и аэрофотосъемка – 2011. – № 5. – C. 92–98.

17. Майоров А.А., Цветков В.Я. Геореференция как применение пространственных отношений в геоинформатике // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2012. – № 3. – C. 87–89.

18. Tsvetkov V. Yа. Worldview Model as the Result of Education // World Applied Sciences Journal. – 2014. – 31 (2). – P. 211–215.

19 Цветков В.Я., Чехарин Е.Е. Окружение информационных единиц // Вестник МГТУ МИРЭА. 2014 – № 2 (3) – C. 36–42.

20. Чехарин Е.Е. Информационная модель семантического окружения // Перспективы науки и образования- 2014. – № 4. – C. 20–24.

21. Цветков В.Я. Информационные единицы сообщений // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 12. – C. 123–124.

При достаточно долгом развитии любого научного направления его специальные термины образуют систему согласованных понятий, отражающих содержание этой предметной области. Согласование понятий состоит в том, что научные термины образуют и подчиняются строгой системе терминологических отношений . Система терминологических отношений связана с понятием онтологий и сущностей данной предметной области. Задача создания системы отношений между терминами связана с задачей научных исследований в каждой области. По мере появления новых понятий возникает необходимость пересмотра системы терминологических отношений. особое место занимают термины, которые используются в междисциплинарном значении. Они требуют специального анализа и согласования. Именно к таким относятся термины информационное пространство, информационное поле, информационная среда и семантическое окружение. Термин «информационное пространство» применяется в широком понимании и различных значениях. Термин «информационное поле» также используется достаточно широко и иногда эти понятия рассматривают как синонимы. По нашему мнению это не корректно. В семантической близости с этими терминами находиться термин «информационная среда», который также требует уточнения и сопоставления с информационным полем и информационным пространством.

Информационное пространство . Пространство является одной из базовых категорий физики и философии. Это понятие используется в широком (глобальном) и узком значении, в определенном направлении (информационное пространство) или при решении класса задач (гильбертово пространство). Информационное пространство может быть естественным и искусственным. Естественное информационное пространство отражает внешний мир и служит источником информации и знаний для человека. Оно существует независимо от человека и содержит описания окружающего мира. Однако познание этого пространства осуществляется на основе инструментария, которым владеет человек. По мере развития науки и техники инструментарий совершенствуется. Это расширяет естественное информационное пространство как источник познания окружающего мира.

Искусственное информационное пространство создается человеком на основе знаний, теорий, моделей, систем и опыта. Искусственное информационное пространство с одной стороны является некой объяснительной моделью, с другой стороны, оно служит инструментом воздействия на окружающий мир. Искусственное информационное пространство создается на основе информации, которой располагает человек и поэтому является результатом информатизации общества .

Человечество с древних времен получало знания в информационном пространстве. Современное глобальное информационное пространство, во многих странах с высоким уровнем информатизации , имеет свои более мелкие национальные информационные пространства и отраслевые информационные пространства. Отражением естественного и искусственного информационного пространства является наличие естественной и искусственной классификации .

Для любого государства обязательным компонентом является единое информационное пространство. Оно служит средством управления и воздействия на общество. Оно включает в себя более мелкие по масштабу пространства: отраслевые, региональные, отдельного предприятия и т.д. Единое информационное пространство является системообразующим признаком любого государства . Единое информационное пространство должно опережать создание единого экономического и правового пространства, так же как оно должно опережать принятие решений в разных социальных сферах.

Искусственное информационное пространство можно рассматривать как антропогенную систему, содержащая связанные информационной сетью элементы пространства; информационные ресурсы, технологии их обмена и использования; хранилища информационных ресурсов; систему согласованных стандартов информационного обмена и технологий. Примером искусственного информационного пространства является координатное пространство, которое задается человеком на основе вводимых им координатных систем и произвольно выбираемых точек отсчета для этих систем.

В информационном пространстве, описывающем реальное пространство, может существовать специфическое отношение локализации. В информационном пространстве, описывающем семантическое пространство, может существовать специфическое отношение оппозиции .

Информационные отношения являются обязательным фактором информационного пространства. Они могут существовать в виде явной формы: иерархия, часть и целое, или в неявной форме, например, корреляты . Особенностью информационного пространства является то, что оно может иметь разные масштабы.

Информационное поле. Термин «поле» используют во многих научных направлениях для описания свойств реального пространства и реального мира. Поле, как правило, связывают с непрерывной или дискретной совокупностью величин, отражающих свойства или одно свойство окружающего мира. Иногда используют комбинацию этих совокупностей как дискретно-непрерывную. Примером дискретно непрерывной совокупности являются топологические поля. Широкое использование понятия поля во многих науках позволяет перенести это понятие в области наук об информации.

Информационное поле вложено в информационное пространство. Пространство является пассивным отображением окружающего мира. Поле содержит некие количественные и качественные характеристики пространства. На рисунке дана схема отношений информационного пространства, информационного поля и информационной среды. Цифрами на рисунке обозначены: 1 - информационное пространство. 2 - информационное поле. 3 - информационная среда. 4 - объект кружения информационной среды.

В соответствии со схемой на рисунке информационное поле (2) вложено в информационное пространство (1) и наполняет его количественными характеристиками. При этом следует подчеркнуть, что информационных полей может быть много и каждое может быть в ограниченной части информационного пространства. Информационная, среда в свою очередь, вложена в информационное пространство и информационное поле и может рассматриваться как их подмножество. Для информационной среды характерным является наличие объекта окружения, информационное взаимодействие с которым определяет границы информационной среды.

Рис. 1. Структурная вложенность информационного пространства, информационного поля, информационной среды и объекта окружения

Деление информационного пространства на естественное и искусственное приводит к делению информационного поля: на естественное и искусственное . Естественное информационное поле отражает объективно существующие свойства окружающего мира. Искусственное информационное поле является моделью создаваемой человеком.

Информационное поле характеризуется функциональной величиной, характеризующей количественно точки пространства . В физике эту величину назвали полевой переменной и этот термин закрепился как характеристика поля, хотя по существу эта функция координат пространства. Информационное поле - поле, в каждой точке которого определен один или несколько информационно определяемых параметров.

В информационных полях «параметр поля» может быть не только непрерывной функцией, но и дискретным индикатором. В связи с широким распространением виртуального моделирования появился термин “виртуальное информационное поле” .

Особенностью любого информационного поля является использование информационных отношений для определения полевой переменной или переменных. В семантических полях роль отношений выполняет референция и геореференция

Информационная среда . Информационное пространство можно рассматривать как глобальное описание, в которое вложено информационное поле. Информационная среда вложена и в то и в другое, но является меньшим объектом по масштабу (рис.1).

Информационное пространство и поле является независимой характеристикой относительно объектов, которые в них находятся. Информационная среда всегда связана с неким объектом, относительно которого эта среда рассматривается. Многозначность понятия информационная среда приводит к разным определениям, обусловленные разными аспектами рассмотрения.

Аспект рассмотрения объекта, связанного с информационной средой позволяет определить информационную среду как некое окружение объекта или совокупности исследуемых объектов.

В аспекте информационного пространства, информационная среда - это ограниченная часть информационного пространства, которая окружает объект исследования. Можно сказать, что информационная среда - это часть информационного пространства, редуцированная к объекту исследования. То есть понятие информационное среды подразумевает не только пространство, но и некий заданный объект исследования, который оно окружает и на который оказывает влияние. С этих позиций информационная среда - эта часть пространства, которое оказывает существенное влияние на определенный для этой среды объект исследования.

Используя понятие информационного взаимодействия и информационного поля можно дать еще одно определение информационной среде. Информационная среда - часть информационного поля, для которой существенным являются информационные взаимодействия, влияющие на объект исследования.

Информационная среда всегда искусственная. Она создается человеком для решения его задач. Поэтому она может создаваться как сложная система. Такая антропогенная система может использоваться как система поддержки или как подсистема управления. При создании информационной среды как обеспечивающей подсистемы при пространственном управлении объектом необходимо выполнение следующих условий, которые делятся на пространственные и полевые.

Семантическое окружение . Семантическое окружение объекта исследования является еще более мелким по масштабу объектом, который вложен в информационную среду и тесно связан с объектом следования.

Поле понятий является частью глобального информационного поля . Как показано в информационное поле обладает разрывностью в отличие от физических непрерывных полей. Если построить иерархию сущностей, связанных с информационными единицами, то получится такая последовательность: информационное поле; информационные совокупности; информационные объекты; информационные единицы. Между этими сущностями существуют различные информационные отношения.

Для многих объектов информационного поля существует характеристика - семантическое окружение информационного поля . Семантическое окружение необходимо для однозначной интерпретации объекта информационного поля и его информационной определенности. Информационное окружение единицы проявляется при ее непосредственном использовании. Например, информационным окружением информационной единицы «слово» в предложении или во фразе, будут все связанные с этим словом символы и другие слова, а также такие информационные характеристики как позиция слова и вид его написания. Семантическое информационное окружение является информационной моделью семантического поля понятий.

Модель семантического информационного окружения дает возможность разрабатывать алгоритмы поиска области истинности . Модель информационного окружения позволяет формировать представлять информационные конструкции любой сложности в виде совокупности связанных информационных единиц . Совокупности связанных информационных единиц дают возможность оценки морфологической и смысловой сложности языковых конструкций. В отличие от классического системного анализа данный подход допускает разные критерии делимости. Разные критерии делимости контента влекут появление разных информационных единиц. Семантический анализ объектов информационного поля целесообразно выполнять с использованием информационного семантического окружения.

Заключение

Информационное пространство служит основой получения информации и знаний и содержит в себе остальные объекты. Раскрытие определенных количественных характеристик информационного пространства приводит к информационному полю, которое является вложением и уточнением характеристик информационного пространства. Информационное поле раскрывает характеристики и отношения информационного пространства. Информационное пространство и информационное поле в равной степени относятся ко всем объектам. В отличие от них информационная среда связана с определенным объектом (группой объектов), для которого она является окружением. Информационная среда может быть рассмотрена как подмножество информационного пространства, характеризующего объект окружения. Информационная среда может быть рассмотрена как подмножество информационного поля, характеризующего информационное взаимодействие с объектом окружения. Эти понятия не являются синонимами, они являются разными взаимосвязанными понятиями. Общей характеристикой для рассмотренных понятий являются информационные отношения. Информационная среда вложена в информационное пространство и информационное поле и может быть рассмотрена как подмножество этих множеств. Информационная среда является самым мелким по масштабу из трех объектов. Но наиболее мелким является семантическое окружение объекта исследования. Информационное пространство, информационное поле, информационная среда, семантическое окружение объекта исследований - образуют иерархический ряд понятий и не являются равнозначными.

Библиографическая ссылка

Ожерельева Т.А. ОБ ОТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ, ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА И СЕМАНТИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 10-2. – С. 21-24;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5989 (дата обращения: 06.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Приведем различные точки зрения на содержание понятия информационно-образовательная среда.

Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса (О.А. Ильченко).

Информационная среда как часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида (Е.И.Ракитина).

Информационная среда вуза – это одна из сторон его деятельности, включающая в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации (О.И.Соколова).

Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента (А.А.Андреев).

Можно сказать, что технически ИОС ОО строится с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики.

Под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по задаваемому образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно – предметном окружении (В.А.Ясвин).

Образовательная среда представляет собой совокупность всех возможностей обучения и развития личности, причем возможностей как позитивных и негативных (С.Д.Деряба).

ИОС – системно организованная совокупность образовательных учреждений и органов управления, банков данных, локальных и глобальных информационных сетей, книжных фондов библиотек, система их предметно-тематической, функциональной и территориальной адресации и нормативных документов, а также совокупность средств передачи данных, ин формационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно – программного и организационно-методического обеспечения, реализующих образовательную деятельность (Е.К.Марченко).

Имеет смысл сформировать типологические признаки образовательной среды:

1. Образовательная среда любого уровня является сложносоставным объектом системной природы.

2. Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.

3. Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурной, мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот.

4. Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующего разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.

5. В оценочно- целевом планировании образовательные среды дают суммарный u1074 воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания образовательного процесса

6. Образовательная среда выступает не только как условие, но, как и средство обучения и воспитания.

7. Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальном, пространственно – предметном и психолого-дидактических компонент, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целеполаганий.

8. Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.

Информационные технологии. Жизнь современного человека протекает не только в обществе и окружающей среде, но и в информационной сфере. С ростом народонаселения человек оказался в определенной степени отделенным от реальности. Он непосредственно общается с весьма ограниченным кругом людей, и для него все большую роль приобретает общее информационное поле. Современное общество часто характеризуют термином “информационное”. Во все области жизни человека постепенно входит компьютеризация. Это касается промышленной сферы и сферы делопроизводства, банковских и почтовых услуг, образования и быта.

Создаются новые условия для интеллектуального труда (редактирование и размножение рукописей, доступ к информации национальных банков данных) и досуга (неограниченный выбор развлекательных программ и игр). В системе здравоохранения появляются компьютерные диагностические центры. С помощью электронной почты люди, находящиеся на разных сторонах планеты, могут работать над совместной статьей так, как если бы они были рядом. Компьютерные системы позволили собрать, систематизировать и сделать доступными огромное количество разрозненных данных. Они взяли на себя рутинную вычислительную работу в системе обслуживания. Входят в практику электронное моделирование и электронные экспертные системы.

Однако уже проявились, и все более набирают силу негативные тенденции информационного общества. Уже сама сложнейшая информационная технология является фактором риска. С появлением крупных информационных систем возникла целая серия компьютерных преступлений - от создания компьютерных вирусов, искажающих или уничтожающих информацию, до применения информационной техники для хищений в особо крупных размерах. Централизация информации порождает угрозу создания бюрократических корпораций, обладающих огромной властью. Компьютеризация силовых, полицейских ведомств влечет за собой потерю права личности на тайну частной жизни и возможности использования компьютерных данных в социально-репрессивных целях. Небезопасна компьютеризация и в отношении здоровья людей (рост вероятности профессиональных заболеваний, рака, аллергии, химических отравлений, психических заболеваний). Как отмечается в работе /18/:

“Массовое увлечение общением с компьютерами вызвало ряд негативных явлений в самых разных слоях общества: ухудшение зрения, сидячий образ жизни и связанное с этим ожирение (особенно в США), увлечение далекой от жизни виртуальной реальностью, а также порнографией и насилием. В частности, в Германии работа на видеодисплейных терминалах входит в число 40 наиболее вредных профессий, а в России еще в 1996 году приняты особые гигиенические требования к таким терминалам и персональным ЭВМ со специальными санкциями за их нарушение. Ибо если оператор сидит за ними часами без перерывов, то он в скором времени заработает искривление позвоночника и близорукость”.


Распространение компьютеров достигло внушительных масштабов. Они стали доступными почти каждому школьнику, для работников же науки и сферы управления позволили определенную часть анализа данных вести дома, в спокойной обстановке. Обмен информацией упростился и ускорился во много раз, причем в международном масштабе. Так при наличии в научных публикациях ключевых слов специалист может получать ежедневно новую информацию по своей области за какие-нибудь 15-20 минут. Коренным образом изменилась оргтехника. В повседневную жизнь вошли ксероксы, принтеры, сканеры и многие другие виды информационного обеспечения.

Разработаны специализированные программы отдельно для детей, бизнесменов, бухгалтеров, программистов, медиков и специалистов по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Внедрение несложных компьютеров в фотоаппараты в конце 90-х годов позволяет существенно упростить и ускорить на основе цифровой обработки изображений операции как самого фотографирования, так и размножения фотографий (причем в цветном виде тоже). Перевод бытовой техники на программное управление открывает для людей качественно новые возможности. Это относится, например, к стиральным машинам, микроволновым печам. Были даже сообщения о разработке компьютерных унитазов, которые могут производить анализы и сигнализировать пользователям о состоянии их здоровья. Новые компьютерные и информационные технологии лишь вначале стоят дорого, непривычны по своей сложности и поэтому доступны только ограниченному кругу людей. Однако со временем, особенно с приходом нового поколения, люди привыкают к этим новшествам, начинают ими усердно пользоваться, и тогда цены резко снижаются.

Обилие компьютеров во всех сферах породило столь же массовое “производство” и распространение “отравляющих” компьютеры вирусов самой разнообразной природы. Появилась специальная профессия “взломщиков” компьютерных систем (хакеров), в основном в финансовой области, а также в области военных технологий.

Информационное поле и феномен виртуальной реальности. Средства массовой информации (СМИ), включающие телевидение, радио и прессу, открыли окно в окружающий мир для каждого человека. Они дают оперативную информацию о том, что произошло в любом уголке земного шара. СМИ во многом формируют взгляды людей. Любые события, любой деятель существуют лишь постольку, поскольку они представлены в СМИ. Человек живет в мощном информационном поле, затрагивающем все стороны его жизни.

В последнее время эффективность воздействия информации резко увеличилась за счет компьютеризации. Особенно важную роль в информационном поле приобретает Интернет, который иногда называют глобальным интеллектом. По Интернету можно получить любую справку: о расписании движения железных дорог, авиации и других видов транспорта, об обменных курсах и курсах ценных бумаг, о прогнозе погоды в любой точке земного шара. Пользуясь Интернетом, можно листать страницы многих журналов, газет и книг, перепечатывать их на принтере. В настоящее время информационно-компьютерная революция только начинает разбег.

Однако с течением времени усиливается и негативное влияние информационного поля. Это власть СМИ над душами людей и программирование их поведения. В настоящее время вошло в повседневный обиход понятие виртуальной реальности, соответствующее воображаемой реальности, квазибытию, когда мир воспринимается как настоящий, но в действительности не существует. В первую очередь это связано с быстрым развитием компьютеризации. Современные компьютерные технологии не только позволяют получать трехмерные стереоскопические видеоизображения с высокой разрешающей способностью, но и с помощью каналов обратной связи управлять вымышленными объектами. Видимая человеком псевдореальность подчиняется и изменяется согласно его воле.

К числу характерных особенностей компьютерных виртуальных миров можно отнести /19/:

1. Виртуальная реальность создается не ею самою, а иным, внешним по отношению к ней объектом.

2. Виртуальная реальность наделена собственным пространством, индивидуальным временем, своеобразными законами существования.

3. Виртуальная реальность имеет активную коммуникацию с другими системами, в том числе и с той, которая ее породила.

К понятию виртуальной реальности сейчас относят целый ряд казалось бы разнородных понятий. Характерные примеры: Компьютерные игры, где конкретный человек отделен от реального мира. Средства массовой информации (СМИ), под действием которых огромные массы людей живут в неадекватном мире и могут идти против собственных интересов. Имидж политических деятелей также создается СМИ. В физике существуют понятия виртуальных переходов, виртуальных частиц, для которых не существует обычная, справедливая для реальных частиц, связь между энергией, импульсом и массой. И здесь понятие виртуальности отделено от действительности. Оно носит скорее математический характер. К виртуальной реальности относят и неадекватное восприятие действительности при психических заболеваниях и приеме наркотиков. Галлюцинации и бредовые расстройства в развитой стадии психических заболеваний получают фантастическое содержание. Фантастический смысл приобретают воспоминания прошлого, прежние знания, окружающая действительность.

Итак, виртуальная реальность отделена от действительности. Она отражает то, чего не существует, и в этом плане носит иллюзорный (нематериальный) характер. И соответственно в рамках теории отражения о ней можно говорить как о некоторой особой форме - отражении отражения (или другими словами, отражении вне бытия). Дело в том, что виртуальный мир неизбежно сопряжен с памятью, образами и опытом прошлого, в нем исключается реальное настоящее.

Феномен виртуальной реальности приобретает важнейшее практическое значение. С одной стороны, соответствующие системы оказываются прекрасными средствами для подготовки и тренажа людей, проектирования сложных конструкций. С другой стороны, виртуальная реальность может рассматриваться как своего рода наркотик, поскольку объектом ее воздействия является мозг человека, а также - как средство власти над людьми. Когда человек отрывается от действительности и живет в иллюзорном мире.

Глобальный информационный контроль. Развитие информационных средств ведет к возможности установления такого тотального контроля над людьми, какого еще не было в истории человечества. А еще совсем недавно его невозможно было даже представить. Об этом, в частности, говорится в статье “Киберконтроль” /20/:

“Через 5-10 лет жизнь каждого человека, возможно, окажется под полным контролем государства. Прогресс компьютерной техники позволит контролировать не только ваше перемещение по виртуальным сетям, но и ваши покупки в магазинах, посещаемые вами дома, с кем вы общаетесь и о чем вы говорите”. Такой прогноз сделал глава компании Microsoft Билл Гейтс.

Для спецслужб глобальные системы слежения за информацией в компьютерных и телефонных сетях - дело обычное. В России такая система называется “СОРМ” - Система Оперативно-Розыскных Мероприятий. Она позволяет получить доступ к личной почте и списку сайтов любого посетителя Интернета. В США методы получения информации еще круче. “Вся современная мировая система спутниковой связи прослушивается американской электронной разведкой. Перехватываются практически все частные и государственные сообщения, передаваемые по телефону, факсу или электронной почте”. Так считает комитет по оценке основных направлений научного и технологического развития Европарламента. Система "Эшелон" ежемесячно перехватывает около ста миллионов сообщений, направляемых через спутники и Интернет. Как и “COPM”, “Эшелон” находит нужные сообщения по ключевым словам. При этом полученная информация используется преимущественно не для ловли преступников, а для... промышленного шпионажа.

Благодаря мобильным телефонам спецслужбы прекрасно представляют себе все перемещения их счастливых владельцев. Точность определения местоположения - около сотни метров. Например, швейцарская компания Swisscom записала перемещения миллиона мобильных телефонов своих клиентов за полгода. При этом совершенно точно известно, кто с кем встречался и сколько времени продлилась встреча. Для того, чтобы засечь местоположение, вовсе не обязательно, чтобы абонент беседовал: телефонная трубка регулярно посылает в сеть сигнал доступности.

Напомню, что в России купить сотовый телефон без паспорта нельзя. А следовательно, спецслужбы легко установят, где вы находитесь. Каждая ваша покупка в магазине с использованием кредитной карточки четко указывает на ваше местоположение. После ввода в московском метро магнитных карт компьютер получил возможность фиксировать ваши перемещения. А через год московские власти собираются ввести единую транспортную карту, передающую информацию в компьютерную сеть...

В последнее время особенно популярны видеокамеры наблюдения. Только в Великобритании в общественных местах установлено около 200 тысяч видеокамер! Эти невидимые “глаза” снабжены функциями панорамирования, увеличения/ уменьшения и инфракрасной съемки. Но это не все! Готовится к внедрению система True Face, позволяющая за несколько секунд идентифицировать лицо человека в базе данных из десятков тысяч изображений. Система предназначается якобы для аэропортов, казино и систем безопасности магазинов. Но с ее помощью можно контролировать любого, кем интересуются спецслужбы.

Если можно обмануть компьютерный сервер, введя анонимный адрес, то обмануть биометрический компьютер будет невозможно. Уже началась апробация технологий идентификации на основе сканирования сетчатой оболочки глаза, исследовании геометрии руки, дактилоскопии, распознавания голоса и цифровых фотографий... Полиция в некоторых странах (США, Германии, Канаде) работает над созданием национальных баз данных ДНК.

В этом отрывке перечислена только часть информационных возможностей. Постепенно идет процесс установления информационной власти США над другими странами, над всеми сферами их деятельности, включая СМИ, управляющие структуры, выдвижение лидеров. О деятельности американского Агентства национальной безопасности (АНБ) - гигантского центра, следящего за всем миром, говорится в статье /21/:

“АНБ - гораздо более богатая и независимая организация, чем, например, ЦРУ. Ни Агентство работает около 100 000 человек, а бюджет конторы достигает 16 миллиардов долларов... В задачу АНБ входит отслеживать представляющие даже малейший интерес для Америки телефонные переговоры, факсы, компьютерную почту, сигналы спутников. В целом АНБ каждый день фильтрует миллионы самых разных переговоров. Как отсеиваются нужные? Во-первых, по номерам телефонов из "списка особой важности". К тому же компьютеры Агентства автоматически определяют тысячи людей - террористов, политиков, дипломатов - по голосу. И, наконец, есть постоянно обновляющийся список ключевых слов, использование которых в разговоре привлекает внимание “автошифровщика”. Говорят, что после отсева каждый день от 10 до 15 тысяч становится предметом более детального анализа: их анализируют и на их основе составляют доклады”.

В перспективе с дальнейшим развитием информационных средств человек окажется в обстановке всеобъемлющего контроля всех его действий.




Конкретными результатами воздействия этих угроз могут быть: Исчезновение информации. Модификация информации. Ознакомление с информацией посторонних лиц и т.п. (приведите свои примеры) Противоправные воздействия на информационную среду могут нанести ущерб интересам человека и общества, поэтому одной из задач информатизации является обеспечение информационной безопасности.




1.Защита национальных интересов 2.Обеспечение человека и общества достоверной и полной информацией 3.Правовая защита человека и общества при получении, распространении и использовании информации. Основными целями обеспечения информационной безопасности общества является:


1.Информационные ресурсы 2.Системы создания, распространения и использования информационных ресурсов. 3.Информационная инфраструктура общества 4.Средства массовой информации 5.Права человека и государства на получение, распространение и использование информации 6.Защита интеллектуальной собственности и конфиденциальной информации. К объектам, которыми следует обеспечить информационную безопасность, относятся:


Источники информационных угроз Внешние источникиВнутренние источники Политика стран Информационная война Преступная деятельность Прочие источники Отставание по уровню информатизации Отставание по тех- нологии Недостаточный уровень образования Прочие источники


Источники основных информационных угроз для России: Политика стран, противодействующая доступу к мировым достижениям в области информационных технологий. Информационная война, нарушающая функционирование информационной среды в стране. Преступная деятельность, направленная против национальных интересов Отставание от ведущих стран мира по уровню информатизации. Технологическое отставание электронной промышленности в области производства информационной и коммуникационной техники. Снижение уровня образованности граждан, препятствующее работе в информационной среде




1.Решение прикладных задач, где отражается специфика деятельности конкретного пользователя- специалиста. 2.Решение управленческих задач, что характерно для любой компании. 3.Оказание информационных услуг в специализированной компании, например информационном центре, библиотеке и т.п. 4.Коммерческая деятельность 5.Банковская деятельность Решение проблемы защиты информации во многом определяется теми задачами, которые решает пользователь как специалист в конкретной области.


Расширение областей использования компьютеров т.е. защита информации на уровне технических средств. Высокая степень концентрации информации в центрах её обработки и появление централизованных баз данных для коллективного пользования. Расширение доступа пользователя к мировым информационным ресурсам. Усложнение программного обеспечения вычислительного процесса на компьютере, т.к. современные компьютеры могут работать: В мультипрограммном режиме, когда одновременно решается несколько задач. В мультипроцессорном режиме, когда одна задача решается несколькими параллельно работающими компьютерами. В режиме разделения времени, когда один и тот же компьютер может одновременно обслуживать большое количество абонентов. При разработке методов защиты информации в информационной среде следует учесть следующие важные факторы и условия:





информационный хранение безопасный

Понятие, условия формирования и основные составляющие информационной среды организации

На начальном этапе ценность информации определялась возможностью ее использования для решения задач управления организацией.

В последние годы заметные достижения в области осмысления роли информации в деятельности организаций связаны с развитием информатики -- науки, изучающей процессы передачи, обработки и хранения информации. В результате проведенных исследований было установлено, что в практических задачах управления информация выступает как объективная категория, исполняющая роль регулятора деятельности организации, который отражает требования окружающей среды. Точно так же система внутриорганизационных информационных связей обеспечивает учет воздействия свойств внутренней среды на работу организации.

Указанные свойства объективно определяют ведущую роль информации в развитии любой организации. Чем сложнее по своей структуре организация, тем большие объемы внутренней и внешней информации используются для обеспечения ее жизнедеятельности. Поэтому уровень информатизации организации является ведущим показателем обобщенного понятия качества организации и определяет ее способность к выживанию в условиях конкуренции.

Во множестве функций, которые выполняет информация в процессе жизнедеятельности организации, следует подчеркнуть два основных фактора.

Первый из них обусловлен тем, что информация, используемая в производственном процессе, носит производительный характер и, следовательно, играет роль ресурса, необходимого для выпуска конечного продукта. Особенно наглядно это свойство проявляется в деятельности фирм, для которых информация является предметом и продуктом труда. К ним следует отнести государственные и частные организации, занимающиеся координацией и управлением деятельностью других организаций, в том числе и маркетинговые агентства. Предметом деятельности последних является информация о состоянии рынка и действиях его субъектов, а результатом труда является информация, используемая в системах управления организаций. Вторая особенность воздействия информатизации на жизнедеятельность организаций заключается в том, что развитие подхода к информации как к самостоятельному объекту привело к созданию нового научного направления -- информационной экономики.

Главным элементом информационной среды управления является информация, а основной целью -- обеспечение работников организации необходимой информацией в нужное время. При этом необходимо отделить ценную информацию от пустой, чтобы проанализировать текущее состояние объекта управления и выработать правильное решение.

Классическая теория информации определяет информацию через меру уменьшения неопределенности знания о чем-либо. Универсального определения информации не может быть в силу неотделимости информации от свойств субъекта, который нуждается не в информации вообще, а в конкретной информации и отбрасывает ненужную. В основе понятий «информация» и «информационное взаимодействие» лежат сигнал и субъект, принимающий этот сигнал и формирующий соответствующую реакцию на него.

По мере развития организации усложняются набор целей, структура; непрерывно растет потребность в сведениях; усложняются информационные взаимодействия.

Субъективное восприятие информации (компанией, коллективом, человеком) необходимо при изучении процессов организации и самоорганизации, при изучении поведения и развития целенаправленных систем, коими и являются организационные системы.

Своевременное перераспределение информации в организации, как правило, отслеживает секретарь или специальный уполномоченный работник. В его обязанности входит также управление разграничением доступа к различным видам информации: открытой, для служебного пользования, секретной, совершенно секретной и особой важности. Это ответственное лицо должно точно знать, кому и какую информацию можно передавать. Работники информационной службы должны хранить и структурировать информацию, а также готовить ответы на информационные запросы в удобном для работы виде.

В потоке информации, используемой деловой организацией, выделяются два направления:

  • - информационный обмен с окружающей средой;
  • - коммуникации внутри организации.

Информационный обмен с окружающей средой включает:

  • - входную информацию;
  • - выходную информацию.

Входная информация включает следующие виды информации:

  • - информацию о структуре рынка (маркетинговая информация);
  • - информацию о деятельности государственных органов, которая содержит всю необходимую информацию о документах и постановлениях, регламентирующих деятельность организаций;
  • - информацию о социально-экономическом состоянии общества.

Выходная информация является активным средством, которое обеспечивает создание привлекательного имиджа организации и способствует вхождению организации в рынок. С этой целью используется реклама. Рекламная деятельность - это самое существенное приложение закона информированности и упорядоченности. Другим источником объективной и достоверной выходной информации о деятельности организации являются документы, материалы статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности.