Очки виртуальной реальности в чем суть. Что такое и как работают очки виртуальной реальности для смартфона? Технологии виртуальной реальности

12.04.2019 Социальные сети


Виртуальная реальность поразит ваше воображение

Еще несколько лет назад виртуальная реальность (virtual reality, VR) воспринималась как научная фантастика. Казалось, серия коммерческих неудач и технических ошибок, совершенных в 90-х годах, на заре возникновения индустрии, поставили на технологии жирный крест.

Но сегодня виртуальная реальность переживает второе рождение: это перспективный рынок, игроки которого заключают миллиардные контракты, стремясь обогнать конкурентов в разработке собственных VR-устройств.

Как работают шлемы виртуальной реальности?

Шлем виртуальной реальности создает иллюзию объемного изображения, используя стереоскопический эффект, - экран показывает разное изображение для правого и левого глаза.

Объемный звук и обзор на 360 градусов усиливает эффект присутствия даже без фотореалистичной графики. По ту сторону очков может быть видеоигра, тренировочный симулятор летчика или поверхность другой планеты. Сферы применения технологии ограничены только воображением. Например, исландская певица Бьорк выпустила клип , который можно посмотреть только через очки виртуальной реальности.

Oculus Rift




Новейшая история виртуальной реальности началась с Oculus Rift. В 2012 году изобретатель Палмер Лаки основал компанию Oculus VR, которая первоначально финансировалась на Kickstarter . Технологией виртуальной реальности заинтересовался создатель легендарных игр Doom и Quake Джон Кармак, который стал настоящим евангелистом Oculus, а затем и вовсе перешел в компанию на постоянную работу.

Oculus VR собрала 2,5 млн долларов всего через месяц после старта кампании, с тех пор проект не просто развивался сам по себе, но и подтолкнул к развитию всю индустрию виртуальной реальности. Шлемом Oculus заинтересовались ученые NASA, британские военные и даже порнопродюсеры - сфера применения виртуальной реальности оказалась безграничной.


Так выглядит игровой процесс Skyrim в Oculus Rift, Cyberith Virtualizer и Wii Mote Оценив ослепительные перспективы новой реальности, компанию Oculus VR приобрел Марк Цукерберг за 2 млрд долларов. Эта сделка вызвала шквал возмущения среди пользователей. Главу Facebook обвинили в желании загубить разработку, однако он открещивается от всех обвинений. По словам Цукерберга, он лишь собирается ускорить эволюцию Oculus и расширить область применения шлема.

Как бы то ни было, после двухмиллиардной сделки остальные IT-гиганты резко пересмотрели свое отношение к технологии виртуальной реальности. Началась настоящая гонка вооружений: HTC, Sony, Samsung, Razer и многие другие анонсировали собственные разработки.

HTC RE Vive

Фото сайта theverge.com

Шлем виртуальной реальности Vive был представлен в начале марта на Mobile World Congress 2015. Устройство разрабатывается компаниями HTC и Valve и поступит в продажу уже в конце этого года.

Пока Sony и Oculus находятся на различных стадиях разработки, Vive уже полностью готов. Шлем использует два экрана с разрешением 1280 на 1000 пикселей и частотой 90 кадров в секунду.

Кроме того, создатели Vive решили проблему управления - шлем оснащен системой трекинга Steam VR, покрывающей площадь 5 на 5 метров, и двумя беспроводными контроллерами. Движение головы отслеживают гироскоп, акселерометр и лазерный сенсор.

Разработчики игр и приложений получат доступ к устройству еще до конца весны.


Впрочем, по словам создателей, устройство предназначено не только для компьютерных игр. Оно будет поддерживать и другие разновидности контента - например, сериалы HBO. Да-да, пользователи Vive смогут окунуться в мир Вестероса с головой.

Project Morpheus




В 2014 году в Сан-Франциско компания Sony представила свой прототип шлема VR под названием Project Morpheus. Спустя год компания назвала дату выхода устройства - он поступит в продажу во второй половине 2016 года.

Project Morpheus - эксклюзивная разработка специально для PlayStation 4. Шлем использует 5,7-дюймовый дисплей с разрешением 1920 на 1080 пикселей и частотой обновления 120 Гц. Устройство управляется с помощью PlayStation Camera и контроллера PlayStation Move.

Репортер сайта theverge.com тестирует прототип Project Morpheus

Насчет контента можно не волноваться: Sony как никто понимают важность создания большого количества игр для продвижения устройства. На сегодняшний день ни одна игра для шлема пока не анонсирована, но разработчики Project Morpheus утверждают, что компания тесно сотрудничает с Epic Games (серии Unreal Tournament, Gears of War), Crytek (Crysis, Far Cry), а также с разработчиками Unity 3D и 3ds Max.

Samsung Gear VR


Фото сайта theverge.com

В отличие от конкурентов Samsung уже выпустила шлем виртуальной реальности в продажу.

Компания позиционирует Gear VR как доступное решение - устройство стоит всего $199. Такой низкой цены удалось добиться благодаря тому, что в качестве экрана Gear VR может использовать Samsung Galaxy Note 4 или . Логично, что Gear VR приобретут именно обладатели этих смартфонов, иначе придется доплатить $700 – $800, сведя на нет «доступность» устройства.

Ролик демонстрирует возможности Samsung Gear VR

Потенциально сфера применения Samsung Gear VR не ограничена ничем: посещение концерта на другом конце света, прогулка на другой планете, или «присутствие» на родах ребенка на расстоянии 4000 километров. Но на деле, как справедливо отмечают рецензенты IT-изданий, контента для Gear VR все еще очень мало, а значит, с покупкой можно не торопиться.

Razer OSVR




По техническим характеристикам Razer OSVR можно легко спутать с Oculus. Однако, в отличие от Oculus, разработка Razer изначально создавалась с открытым исходным кодом и предназначена для самых смелых экспериментов с виртуальной реальностью.

VR очки – всего лишь уловка, а точнее, несколько уловок, совмещенных вместе в одном аппарате, чтобы обмануть ваше мышление и заставить поверить, что тело находится в совершенно другом месте, нежели на самом деле. Ключевым элементом в этом деле является концепт присутствия или насколько вы ощущаете, что находитесь не в виртуальном окружении, а в непосредственном физическом.

Выделяют несколько видов очков для погружения в VR:

  • для подключения к ПК;
  • для работы со смартфоном;
  • для игровых приставок;
  • автономные шлемофоны.

Конструкция вышеперечисленного оборудования примерно одинакова и в обязательном порядке содержит следующие элементы: линзы; раздельный экран или два отдельных дисплея, гироскоп, корпус, контроллеры.

Представьте следующую ситуацию: когда вы смотрите 3D фильм, например, Тор: Рагнарёк, вы будете погружены в происходящее, пока сфокусированы на экране, но как-только повернете голову в сторону, стены кинозала мигом напомнят, что вы находитесь не в мифическом Асгарде в окружении богов, валькирий, зеленого монстра и огненного Суртура, а в локальном кинотеатре. Чтобы вы оставались погруженными в виртуальный мир, нужно ограничить ваше фактическое окружение – вот для этого и нужны гарнитура и наушники. Теперь давайте разберемся, как работают VR-очки.

Принцип работы очков виртуальной реальности

Внутри VR-гарнитуры есть экран с перегородкой либо два отдельных дисплея с зоной видимости 110 о, а значит, вы не увидите края экрана своим боковым зрением. Каждый экран отображает слегка видоизмененную картинку для каждого глаза, – задействуется эффект стереоскопии. Чтобы лучше понять, о чем речь, проведите небольшой эксперимент:

1) сфокусируйте зрение на конкретном предмете;

2) закройте левый глаз рукой и запомните местоположение предмета;

3) откройте левый глаз, но закройте правый, – если вы все сделали правильно, то наверняка заметили, что объект слегка сместился в сторону.

Глаза находятся под разными углами относительно объекта наблюдения, поэтому видят его с разных ракурсов и с разной глубиной. Но когда оба глаза открыты, ваш умный мозг совмещает исходные данные, чтобы создать единую объемную картинку. Обычная камера не может создать столь реалистичное изображение – придется использовать сразу две камеры, расположенные аналогично глазам, после чего видеопоток с левой камеры направить в левый глаз, с правой – в правый. Именно поэтому в работу вступают VR-очки – они показывают каждому глазу две одинаковые, но немного смещенные относительно друг друга картинки, а остальную работы проделывает мозг.

Как прибор определяет ваше местоположение в виртуальном мире

И так, вот вы виртуальном мире, но где именно? Для этого была создана технология отслеживания. Если вы повернете свою голову и картинка не изменится в следующие 50 миллисекунд максимум, то вас начнет подташнивать. Поэтому информация собирается воедино из нескольких источников, таких как гироскоп, акселерометр, нужный для измерения вашей скорости, и магнитометр для корректировки смещения.

Технология виртуальной реальности в текущем виде существует с середины девяностых, но почему VR-очки только начали приобретать популярность? Главной причиной являются возможные побочные эффектыранние версии шлемов буквально укачивали пользователей. Тошнота, которую ощущают некоторые люди во время погружения и пребывания в виртуальной реальности, происходит от несовпадения сенсорной информации, возникающей, когда вы перемещаетесь внутри виртуального мира, а в реальности не двигаетесь. Тело и мозг – это входные данные для внутреннего уха, которое отвечает за работу вестибулярного аппарата, то есть – вашего равновесия. А если тело и мозг не синхронизированы, то у вас будет кружиться голова.

Большинство VR-шлемов покрыты миниатюрными диодами, чьи сигналы передаются на ближайшие камеры – отсюда выслеживается точное расположение вашей гарнитуры, а в следствии, высчитывается ваше местоположение в виртуальном пространстве, что позволяет вам двигаться и исследовать. Камеры незаменимы в комнатах виртуальной реальности. Внутри специального обустроенного помещения пользователь может безопасно перемещаться, не испытывая тошноты пребывая в виртуальном мире.

Что это такое – современные виртуальные очки, и как им удалось так быстро завоевать массовый рынок и обрести поклонников по всему миру? Это современные девайсы, которые позволяют пользователю окунуться в мир виртуальной реальности и испытать весь спектр эмоций. Ведь с помощью очков человек попадает в такие условия, в которых теоретически он бы не смог оказаться в реальной жизни.

Принцип работы

Виртуальные очки изготавливаются из высококачественного картона или пластика. Они могут подключаться к персональному компьютеру, смартфону или игровой консоли. В продаже есть и независимые шлемофоны, работающие автономно. Все гаджеты виртуальной реальности похожи и состоят из корпуса, линз, дисплея (один с перегородкой или два раздельных), гироскопа и контроллеров.

Как же работают современные виртуальные очки? За счёт передачи сигнала пространственных датчиков и вывода изображения на экран пользователь может взаимодействовать с объектами виртуальной реальности и (или) управлять ими. При этом все жесты и движения человека считываются в режиме реального времени. Например, гироскоп нужен для лучшей ориентации пользователя в виртуальном мире и для точного отслеживания всех поворотов головы. Каждый глаз пользователя видит отдельную картинку, за счёт чего достигается эффект объёмного изображения. В корпусе есть специальные отверстия против запотевания линз, а также USB-кабель или Bluetooth для соединения с телефоном или компьютером. Звук передаётся на колонки или наушники.

Можно синхронизировать и с компьютером при помощи специального приложения. Например, Trinus VR. Для этого следует:

  1. Скачать с Play Market приложение Trinus VR и установить его на телефон;
  2. На персональный компьютер установить Trinus VR Server;
  3. После запуска приложений включить на компьютере функцию Fake Roll для качественного отображения картинки на телефонеp;
  4. Изменить разрешение экрана на 980 х 1020 пикселей;
  5. Выбрать отображение экрана «в окне»;
  6. Подключить телефон к компьютеру (лучше через стандартный USB-кабель). Для игры удобнее использовать мышь или клавиатуру.

Использовать очки виртуальной реальности можно для просмотра 3D-изображений и игр, игр и приложений с пометкой VR (виртуальная реальность). На Youtube, например, создали раздел для просмотра панорамного видео. Можно смотреть фильмы и сериалы, концерты, общаться с друзьями. Доступ к виртуальному контенту обеспечивается приложениями Oculus или Samsung VR. Качественно новый уровень погружения во всевозможные игры всем желающим обеспечен с их помощью. Имя пользователя или email (если вход осуществляется с Facebook) постоянно запрашиваются для входа в аккаунт Oculus.

Проверить, совместим ли телефон с VR приложениями можно так: после установки приложения пользователю следует повернуть смартфон вокруг себя и сделать наклоны вверх и вниз. Если картинка на дисплее разворачивается вслед за смартфоном по вертикали и по горизонтали – телефон совместим.

Очки виртуальной реальности становятся обучающими, ведь интерактивная реальность даёт возможность смоделировать тренировочную среду. Например, Volkswagen Group уже заявило о своём намерении обучать сотрудников с помощью виртуальной реальности различным производственным навыкам. В Штатах технологию виртуальной реальности планируют использовать в преподавательской деятельности. С помощью VR даже собираются учить медиков проводить операции!

Очки виртуальной реальности, которые будут использоваться в тандеме со смартфоном, следует выбирать, опираясь на 4 важных параметра:

  • Размер дисплея.
  • Характеристики смартфона.
  • Конструкция очков.
  • Угол обзора.

Стандартные очки работают с телефонами разных размеров и операционных систем. Но желательно, чтобы диагональ смартфон была не меньше 4,5 дюймов, с Q HD FullHD-разрешением. Поддержка операционной системы Android – от 4.1,Windows от – 7.0, iOS– от 6.0.

Использование очков виртуальной реальности не должно вызывать дискомфорта. Поэтому чем легче виртуальный шлем, тем он удобнее. Смартфоны тоже приветствуются легче 200 граммов. Угол обзора от 75 – 110 градусов будет оптимальным.

Важен и такой параметр как межзрачковое расстояние. В отдельных моделях его настраивают под владельца, а где-то – выбирают самостоятельно. Следует также проверить наличие сменных линз в комплекте, качество крепления телефона и регулировки ремней.

Если покупкой VR-гарнитуры озадачен геймер, у которого есть игровой компьютер с мощным процессором, имеет смысл сделать выбор в пользу шлема Oculus или HTS. Причём пользователи отмечают, что оптика в Oculus качественнее, а контроллёры –удобнее, чем в HTS. К тому же Oculus дешевле и предлагает пользователям ряд собственных эксклюзивных игр.

Для консолей Sony PlayStation 4 и Sony PlayStation 4 Pro подойдёт PlayStation VR с каталогом эксклюзивных игр в придачу.

“Покупка шлемов Oculus или HTS для подвижных игр оправдана, если у пользователя большая квартира и в игровой комнате достаточно просторно. Ведь девайсы отслеживают движения игрока до 20 квадратных метров.

ТОП-5 очков VR

Ценовой диапазон девайсов для погружения в виртуальную реальность на рынке достаточно широк: от нескольких сотен до десятков тысяч российских рублей.

HTC Vive

Обзор очков виртуальной реальности нужно начать именно с этой модели. Потому что это, пожалуй, самый продвинутый девайс среди прочих VR-гарнитур. Большой угол обзора (110 градусов), невероятное качество картинки (разрешение 2160X1200 пикселей), дополнительные контроллеры и датчики слежения позволяют добиться максимального погружения в виртуальный мир. После знакомства с ними можно понять, что такое по-настоящему качественные виртуальные очки. За удовольствие нужно дорого заплатить. Средняя цена на гаджет варьируется в пределах 60 тысяч рублей.

  • Комплектация;
  • обилие игр;
  • система трекинга;
  • совместимость со всеми ОС.
  • Цена;
  • требуется наличие мощного компьютера;
  • неудобные провода.

Samsung Gear VR

Как и HTC Vive, это скорее шлем, чем очки в их привычном понимании. Но спрос на Samsung Gear VR велик. Шлем подключается к телефону по USB и полностью автономен: пользователь может перемещаться по комнате на своё усмотрение. Батареи, судя по отзывам, хватает надолго, но при необходимости телефон можно подзарядить прямо в шлеме.

  • Регулировка фокуса;
  • сенсорное управление;
  • мягкая подкладка надёжно защищает от внешнего освещения;
  • интерактивный джойстик для управления виртуальной реальностью;
  • высокое качество картинки (угол обзора – 101 градус);
  • встроенные гироскоп и акселерометр.
  • Отсутствует русскоязычный контент в приложении Samsung;
  • дорогой (около 7 тысяч рублей);
  • совместим только со смартфонами этой фирмы;
  • спустя пару часов ношения может возникнуть дискомфорт.

VRBox VR 2.0

Бюджетная версия китайских очков виртуальной реальности с симпатичным дизайном. Девайс не может похвастаться высоким качеством, однако вполне подойдёт для знакомства с виртуальным миром. Очки стали более удобными за счёт съезжающей крышки, которая открывает камеру смартфона (её не было в предыдущей версии очков) и мягкой поролоновой подкладки, обтянутой сеткой. Также их легко закрепить, вместо застёжек в очках появились липучки. Асферичные линзы повышают качество картинки.

  • Совместим с iOS Android;
  • высокое качество картинки;
  • цена (до 1000 рублей);
  • угол обзора 95 – 100 градусов;
  • линзы регулируются по ширине, резкость подстраивается;
  • джойстик;
  • качественный корпус.
  • Нет гироскопа;
  • отсутствуют динамики;
  • тяжеловаты для долгого использования.

Google Cardboard 2.0

Одна из лучших моделей виртуальных очков для новичков, которую можно приобрести всего за 500 рублей. Несмотря на примитивный внешний вид (очки напоминают картонную коробку) Google Cardboard 2.0 справляется с поставленной задачей – погрузить пользователя в виртуальный мир. Для этого стоит воспользоваться любым смартфоном с платформой Android, установив приложение Cardboard.

  • Магнитная кнопка для управления;
  • автоматическое распознавание телефона;
  • цена;
  • простота использования.
  • Низкая износостойкость;
  • дискомфорт при ношении;
  • плохое крепление смартфона(может выпадать);
  • нет регулировки линз.

Zeiss VR ONE Plus

Немецкие очки виртуальной реальности Zeiss VR ONE Plus – лучшая VR-гарнитура среди высококачественных девайсов по доступной цене. Их называют аналогом Samsung Gear VR. Взаимодействуют очки только с телефонами со встроенными гироскопом и акселерометром (ОС iOS или Android) и размером дисплея не меньше 4,7 дюймов (но не выше 5,5). Асферические линзы очков позволяют обойтись без корректировки межзрачкового расстояния. Большой угол обзора (100 градусов) обеспечивает высокое качество дополненной реальности.

  • Съёмная накладка;
  • большое количество приложений;
  • вентиляционные отверстия против запотевания и перегрева;
  • выдвижной лоток для телефона.
  • Не поддерживает телефоны с экранами от 6 дюймов;
  • достаточно высокая цена (5 тысяч рублей);
  • дискомфорт при длительном ношении;
  • нет инструментов для управления шлемом;
  • отсутствует джойстик в комплекте.

VR-гарнитуру с осторожностью следует использовать людям с проблемами восприятия и умственного развития. Не рекомендованы очки тем, кто находится в депрессии или страдает тревожными расстройствами.

При выборе очков виртуальной реальности самое главное – придерживаться разумного подхода. Для знакомства с трёхмерным миром на начальном этапе подойдут простые недорогие модели. Они дадут возможность пользователю познакомиться с технологиями виртуальной реальности и понять, есть ли смысл заменять простой девайс на более дорогой.

Как работает виртуальная реальность?

Как работает виртуальная реальность? Как объяснить технологию, благодаря которой вы можете перемещаться по поверхности Марса, на самом деле переходя из кухни в ванную? Сегодня мы будем объяснять, каким образом функционируют различные гарнитуры виртуальной реальности. Давайте начнем с некоторых основ.

Использование гарнитуры в настоящее время ассоциируется с компаниями Oculus, Sony, Samsung и Google. Для подключения в мир виртуальной реальности, как правило, требуется три вещи. ПК, консоль или смартфон, чтобы запустить приложение, гарнитура, обеспечивающая отображение смоделированного мира в ваших глазах и какой-нибудь адаптер, который отвечает за отслеживание головы, рук и голоса, за контроллеры, включение устройства, а также трекпады.

Полное погружение заключается в том, что гарнитура, запуская различные приложения, делает опыт виртуальной реальности настолько реальным, что пользователь попросту забывает, что все это, на самом деле, искусственно смоделированный мир. Так как же происходит процесс попадания в это пространство?

Основы

VR-гарнитуры, как Oculus Rift и Project Morpheus, часто называют HMD, что на деле означает дисплеи, установленные на голове (head mounted display). Даже без отслеживания звука или движений, надев на голову «картонку» от Google и разместив дисплей вашего смартфона перед лицом, вы сделаете достаточно, чтобы хотя бы наполовину погрузиться в виртуальное пространство.

Цель этих устройств - создать 3D виртуальную среду в натуральную величину и без границ, ассоциируемых обычно с экранами телевизоров и компьютеров. В зависимости от того, куда вы смотрите, экран, установленный напротив лица, следует за вами. Это главное отличие от технологии дополненной реальности, которая в свою очередь накладывает графические элементы на видение реального мира.

Видео передается от консоли управления или компьютера на гарнитуру с помощью кабеля HDMI в случае гарнитур HTC Vive и Rift. Что касается Google Cardboard и Samsung Gear VR, в этих гарнитурах уже находится специальный слот для смартфона.

VR-гарнитуры используют либо два канала, отправленных на один дисплей, либо сразу два ЖК-дисплея, по одному на каждый глаз. Существуют также линзы, которые размещены между вашими глазами и пикселями, что является причиной, по которой устройства называют «очками». В некоторых случаях, они могут корректироваться в соответствии с расстоянием между вашими глазами.

Эти линзы фокусируют и изменяют изображения для каждого глаза и создают стереоскопическое 3D-изображение, поворачивая два 2D-изображения и создавая таким образом имитацию третьего изменения. Для понимания этого на практике попробуйте позакрывать поочередно каждый глаз и наблюдайте за резким перемещением некоторых предметов.

Одним из способов улучшения качества погружения является увеличение поля зрения. Дисплеи на 360 градусов стоили бы немалых затрат, что влияло бы и на их исходную цену. Большинство высококлассных гарнитур предлагают поле зрения в 100-110 градусов, чего вполне достаточно для достижения необходимых ощущений.

И, для пущей реальности показываемого, минимальная частота кадров должна быть около 60 кадров в секунду. Правда, переживать по этому поводу совершенно нет смысла. Современные VR-гарнитуры выходят далеко за пределы 60 fps. Oculus способна выдавать 90 кадров в секунду, а, например, Project Morpheus от компании Sony выжимает все 120.

Отслеживание головы

Отслеживание головы подразумевает, что, когда вы носите VR-гарнитуру, картина перед вами двигается в соответствии с тем, как вы посмотрите вверх, вниз или из стороны в сторону. Система называется 6DoF (шесть степеней свободы), она анализирует размещение головы относительно осей x, y, z для измерения движений головы вперед и назад, из стороны в сторону и от плеча к плечу, иначе известных как тангаж, рыскание и крен.

Также в гарнитуру встроено несколько различных внутренних компонентов, которые могут быть использованы в системе отслеживания головы: гироскоп, акселерометр и магнитометр. Sony Project Morpheus также использует девять светодиодов, размещенных вокруг гарнитуры, чтобы обеспечить 360 градусов отслеживания благодаря внешней камере наблюдения PS4.

Технология отслеживания головы для успешной работы требует низкую задержку - мы говорим о цифре 50мс или меньше, в ином случае пользователь будет ощущать отставание кадров в момент поворота головы. Oculus Rift имеет впечатляюще минимизированное отставание всего на 30 миллисекунд.

Наушники также могут быть использованы для усиления ощущения погружения. Двойной или 3D звук может быть использован в приложениях и играх, чтобы подарить пользователю ощущение реалистичности происходящего (с усилением или затиханием звуков, в зависимости от перемещения по виртуальному миру).

Отслеживание движений


Отслеживание головы - это одно сплошное преимущество. Но пока еще неизданные гарнитуры премиум-класса предлагают эту возможность, более демократичные модели не могут обещать того же. Тут в ход вступает второй важнейший аспект погружения - отслеживание движений. Ведь когда вы одеваете на голову VR-гарнитуру, то первое, что вы хотите сделать, это увидеть свои руки в виртуальном пространстве.

Для этого существует несколько устройств. Одним из первых аксессуаров, позволяющих отслеживать движения рук, является Leap Motion. Устройство использует инфракрасный датчик и присоединяется к гарнитуре виртуальной реальности. Также небезызвестным является Kinect. Но с развитием отрасли начало появляться все больше интересных гаджетов от Oculus, Valve и Sony.

Oculus Touch - это набор беспроводных контроллеров, позволяющих полноценно подключать руки к погружению в виртуальную среду. В каждую руку вы берете по контроллеру и используете кнопки для управления. Так, например, можно стрелять из пистолета или открывать дверь. На каждом контроллере также есть датчики для распознавания различных жестов.

Стоит также отметить технологию Valve Lighthouse и контроллеры HTC для гарнитуры Vive. Устройство включает в себя две базовые станции в частях комнаты, которые пускают через комнату лазеры. Они в свою очередь обнаруживают точное положение вашей головы и рук, и передают информацию на датчики в самой гарнитуре или портативном контроллере. Как и Oculus Touch, датчики оснащены кнопками, а самым невероятным является то, что в одной комнате можно использовать несколько систем Lighthouse от Valve, позволяющих отслеживать несколько пользователей одновременно.

Отслеживание глаз


Отслеживание глаз, пожалуй, является последним кусочком этой головоломки. Функция не доступна на Rift, Vive или Morpheus, но ее предлагает достаточно перспективная краудфандинговая гарнитура FOVE. Итак, как же это работает?

ИК-датчик анализирует, куда смотрят ваши глаза внутри гарнитуры. Главное преимущество этой технологии, помимо более точной реакции игровых персонажей на то, куда вы смотрите, это сделать глубину резкости более реалистичной.

В стандартных VR-гарнитурах все выглядит довольно резко, что отличается от того, как мы привыкли смотреть на мир. Если наши глаза смотрят на объект на расстоянии, например, передний план будет размываться, и наоборот. Отслеживая наши глаза, графический движок FOVE может смоделировать все это в 3D пространстве виртуальной реальности. Соответственно, размытие может быть хорошим.

Гарнитурам следует также увеличить разрешение дисплея, чтобы избежать эффекта «зерна». Кроме того, все, на что будут смотреть наши глаза, должно быть настолько приближенно к жизни, насколько это возможно. В ином случае ваш мозг будет понимать, что что-то не так и вас будет ждать головокружение после получаса игры в гарнитуре.

Где купить

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-292968-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-292968-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Приветствуем вас, наши любимые читатели. Очки виртуальной реальности стали, пожалуй, наиболее заметным событием в индустрии компьютерных и мобильных игр за последние 10 лет. Казалось, что ничего принципиально нового сфера цифровых развлечений предложить уже не может. Улучшение графики и рост физических размеров и разрешения дисплеев практически не сказывались на игровом процессе. Выход первых моделей очков, предназначенных для массового рынка, показал, что игры могут быть совершенно иными — не такими, как мы привыкли.

В обиход прочно вошел термин «виртуальная реальность», а в мобильных магазинах приложений появились разделы, украшенные логотипом «VR». В этой статье мы расскажем о том, какие бывают очки ВР, чем они отличаются друг от друга и с какими аксессуарами их можно использовать.

Виртуальная реальность – это искусственно созданный мир, транслируемый человеку через ощущения. Хотя бум популярности на устройства VR пришелся на последние несколько лет (и продолжается до сих пор), первые попытки создать искусственный мир предпринимались еще в начале 60-х годов прошлого столетия.

Виртуальная реальность полностью искусственна и не связана с реальным миром, в этом ее принципиальное отличие от дополненной.

Кто создатель

Одним из пионеров в области исследования виртуальной реальности считается Майрон Крюгер, американский художник и создатель первых интерактивных произведений. Он же в конце 60-х ввел само понятие «искусственная реальность».

Несколько ранее кинематографист Мортон Хейлиг представил симулятор «Сенсорама». Зрителю транслировалась серия непродолжительных видеороликов, сопровождаемая запахами, создаваемым феном ветром, шумом больших городов.

Первый шлем был описан и сконструирован инженером Айвеном Сазерлендом в 1967 году. Изображение для него генерировалось компьютером. Шлем был оснащен датчиками, отслеживающими движения головы, что позволяло динамически изменять изображение в зависимости от того, в какую сторону поворачивал голову пользователь.

Собственно, уже тогда исследователи пришли к выводу, что картинку для будущих устройств виртуальной реальности будет создавать компьютер. В 70-х годах компьютерная графика окончательно вытеснила фильмы, а мир виртуальной реальности перешел в 3D.

Первые симуляторы со шлемами были отнюдь не для потребительского рынка. На них тренировали летчиков и по своим возможностям они заметно уступали современным моделям. О геймерских устройствах тогда вряд ли кто-то думал, ведь рынка персональных компьютеров еще не существовало.

Задолго до появления первых VR устройств, шлемы искусственной реальности были описаны фантастами.

Для чего нужны очки ВР

VR очки нужны для организации стереоэффекта. Именно с их помощью создается иллюзия объемного изображения и в этом заключается основная функция ВР очков.

Как устроены

Принципиальное устройство современных шлемов ничем не отличается от устройства самых первых моделей. Внутри корпуса располагается экран или несколько экранов, перед которыми установлена перегородка и два окуляра с линзами. Габариты шлемов сравнительно невелики, поэтому их нередко называют очками. Впрочем, отличия есть. Шлемы оснащаются собственными дисплеями, тогда как в очках роль дисплея выполняет экран смартфона.

Конструкция шлема в классическом понимании, то есть с полностью закрытой головой, используется в основном в профессиональных моделях, применяемых для тренировки летчиков, моряков.

Принцип работы VR

И в дешевых и в самых дорогих очках используется один и тот же принцип. Исходная картинка разбивается на два отдельных изображения для правого и левого глаза.

Присутствующая между окулярами перегородка позволяет разделить поле зрения человека на две области. Изображения для каждого глаза транслируются попеременно, но с высокой частотой, поэтому человеческий мозг воспринимает картинку как единое целое. В результате, плоское изображение становится объемным. На самом деле, стереоэффект обманывает мозг, но этого оказывается достаточным для того, чтобы человек ощутил себя в виртуальной реальности.

Эффект присутствия усиливается благодаря системе трекинга. ВР шлем оснащен датчиками (гироскопами, акселерометрами, магнитометрами), позволяющими отслеживать изменения его положения в пространстве. Дорогостоящие модели обладают еще и системой ИК-сенсоров, делающими отслеживание более обширным и точным. Изображение, которое видит человек на внутреннем мониторе очков, моментально изменяется в зависимости от того, в какую сторону и под каким углом он смотрит.

Разновидности ВР устройств

Несмотря на схожее устройство и общий принцип работы, VR устройства принято разделять на шлемы и очки. Правда, граница между ними не всегда заметна, особенно если сравнивать беспроводные очки для смартфона с 3Д шлемом на Android.

Шлем

Шлемы являются более технологичными устройствами. Они обладают собственными дисплеями, датчиками и сенсорами, могут быть оснащены продвинутой системой линз с тонкой настройкой. Обычно достаточно взглянуть на характеристики, чтобы получить полное представление о том, какие возможности предоставляет данное устройство. Как правило, шлем подключается к персональному компьютеру и для него доступно специальное ПО для настройки.

Самые крутые модели продаются с собственными компьютерами или ноутбуками, оснащенными мощными видеокартами и большим объемом оперативной памяти. Для геймеров даже выпускаются специальные небольшие ПК с аккумуляторами и рюкзаками для переноски. Это позволяет не обращать внимание на провода, которыми шлем подключается к ПК, и увеличивает свободу перемещений.

Есть и профессиональные модели. Зачастую они выглядят именно как шлем, полностью закрывая голову пользователя. Игровые модели редко выполняются в таком форм-факторе. Как правило, они больше похожи на очки VR для смартфонов, но с более продвинутой системой крепления и с одним или несколькими разъемами для подсоединения кабелей.

Очки

Если вы хоть раз ходили на сеанс 3D фильмов в кинотеатр, то наверняка имели дело с самыми простыми очками, внешний вид которых практически не отличается от обычных солнцезащитных очков. Это наиболее простой и дешевый вариант, но он подойдет лишь для кино.

Для android и для iPhone устройств существуют более интересные с технической точки зрения VR гаджеты. В качестве экрана в таких очках выступает мобильный телефон.

Разрешение современных дисплеев позволяет добиться относительно качественной картинки даже при условии, что экран будет поделен на две половинки (для правого и для левого глаза). Вычислительных мощностей смартфонов также вполне достаточно для запуска 3d игр, оптимизированных под мобильные устройства.

В чем отличия

Прямое сравнение проводных компьютерных шлемов с, как правило, беспроводными VR очками для Андроида и iOS вряд ли будет корректным — слишком уж отличаются возможности и модели применения.

Для шлемов доступны проработанные и сложные компьютерные приложения с качественной графикой. Хороший шлем обеспечивает гораздо более сильный эффект погружения в виртуальную реальность. Обработка данных происходит на ПК и это означает, что можно не переживать о недостатке производительности (конечно, лишь при условии, что компьютер изначально отвечает требованиям). Шлем обладает чуть большими размерами по сравнению с очками, но разница не столь критична. Основное ограничение – провода и необходимость использовать компьютер.

Недорогие автономные ВР очки не способны создать сильный эффект погружения, да и уровень графики не столь высок. Но зато очки можно взять с собой, не будучи привязанным к ПК. Потеря или поломка устройства вряд ли станет поводом для расстройства.

Стоит ли покупать

Вопрос о том, покупать или не покупать очки можно заметно упростить, если принять за аксиому тот факт, что с виртуальной реальностью должен познакомиться каждый. Если искусственный мир привлекает вас, вы без труда найдете применение новому VR-устройству.

Для начала мы рекомендуем приобрести недорогую модель ВР очков для смартфона. Во-первых, так вы сможете сразу понять, что они показывают и насколько качественно это делают. По описанию такие очки очень похожи друг на друга, поэтому советуем перед покупкой почитать обзоры.

Что касается компьютерных шлемов, то они требуют более серьезного подхода. Такие гаджеты недешево стоят и предъявляют повышенные требования к мощности ПК.

Плюсы и минусы

Дабы подвести итог под вышесказанным, перечислим основные преимущества и недостатки ВР устройств.

Очки для смартфонов

  • Дешевизна
  • Большой выбор
  • Автономность
  • Легкость в настройке и эксплуатации
  • Качество изготовления сильно зависит от производителя
  • Эффект погружения выражен не очень сильно
  • Уровень графики сравнительно невысок
  • Качество картинки во многом зависит от модели смартфона

Компьютерные шлемы

  • Практически полный эффект погружения
  • Высокое качество графики
  • Общее высокое качество изготовления
  • Точное отслеживание перемещений шлема
  • Высокие требования к ПК
  • Отсутствие автономности

Лучший способ понять, что дают очки и что в них видно – отправиться в салон мобильной техники или в магазин электроники, и примерить одну или несколько моделей. Не забудьте взять с собой смартфон, ведь именно он будет использоваться для теста.

Приготовьтесь к тому, что выбор будет исчисляться десятками устройств. Обращайте внимание на общее качество изготовления, на качество используемых материалов, на присутствие света внутри одетых очков (его быть не должно).

Со шлемами все несколько сложнее, хотя лишь несколько брендов их производят. Не все модели представлены в нашей рознице и зачастую ориентироваться приходится преимущественно на отзывы других пользователей и на обзоры. Примерная цена на шлемы начинается от 500$, и это не дешево для компьютерной гарнитуры. Не забываем о требованиях к производительности компьютера. Без хорошей (и, значит, дорогой) видеокарты ничего не получится.

Рейтинг лучших очков и шлемов 2018

Распространенная проблема – человек хочет приобрести хорошие ВР очки, но не знает, как они называются, не помнит, как выглядят. Рынок развивается стремительно, и, если за ним не следить, то будет не просто войти в курс дела. Мы специально составили рейтинг актуальных устройств, приобретение которых вас вряд ли разочарует.

Для смартфона

  • Zeiss VR ONE Plus
  • HOMIDO V1
  • Samsung Gear VR
  • Fibrum Pro


Для ПК

  • Oculus Rift CV1
  • HTC Vive
  • HP Windows Mixed Reality Headset
  • Pimax 4K

Для консоли

  • Sony Playstation VR

Автономные очки на Android

  • Oculus Go — 64 GB

Какие устройства не нужно брать

Однозначно не стоит покупать самые дешевые модели очков для смартфонов. Ультрабюджетные девайсы обычно обладают хлипкой конструкцией, сделаны из некачественных материалов, пропускают внутрь много света. Нет смысла давать рекомендации по конкретным моделям, так как на рынке представлено очень много устройств.

Для компьютеров и приставок шлемов пока не очень много, и все они сделаны известными производителями электроники, то есть, как минимум, проблем с качеством можно избежать.

До сих пор на аукционах и в некоторых магазинах можно найти первые версии шлемов, например, Oculus Rift dk. Покупать их можно только при условии, что вы четко понимаете, что это уже устаревшая версия, и цена на нее не высока. Иначе лучше отдать предпочтение новым моделям с 4К экранами, большим количеством сенсоров и более продуманной эргономикой.

И еще, не пытайтесь найти в продаже детские очки. Возможно, на рынке есть несколько моделей, позиционируемых как детские, но правда в том, что детям знакомство с виртуальной реальностью может принести больше вреда, чем удовольствия. Головокружение и тошнота – частые спутники VR устройств. Так что не оставляйте собственное чадо без присмотра во время игры, контролируя его самочувствие.

Какие существуют аксессуары для очков

С контроллерами играть интереснее и удобнее. Хотя обычная мышь и клавиатура по-прежнему готовы помочь в управлении игровым персонажем, для ВиАр устройств существуют специальные гаджеты. Что можно делать с помощью контроллеров – зависит в большей степени от игры. В некоторых приложениях набор действий, доступных игроку, минимален, тогда как в других механика заточена именно под манипуляции с окружающим миром. Чем более интерактивна игра, тем интереснее окажется взаимодействие с джойстиком, геймпадом, перчатками или пультом.

Перчатки

Пожалуй, самый необычный аксессуар, доступный для ВР шлемов, это перчатки. На видео и фото они выглядят не менее футуристично, чем очки. Стоимость подобных устройств высока, однако они добавляют реализма в игру, позволяют выполнять все действия руками. Датчики отслеживают не только передвижения рук, но и движения пальцев.

Заинтересовавшие нас модели:

  • CaptoGlove
  • MANUS VR

Джойстики

Джойстики более доступны по цене, хотя стоимость отдельных моделей тоже не назовешь низкой. По большому счету любой ПК-совместимый джойстик сможет без проблем работать с компьютерным шлемом. Однако некоторые контроллеры, такие как, например, Oculus Touch, оснащаются дополнительными датчиками для отслеживания положения в пространстве.

  • Razer Hydra PC
  • Oculus Touch
  • Контроллер для Xbox One

Джойстики для смартфонов

Управлять жестами смартфоном, вставленным в VR-очки, не получится. Нужно или голосовое управление видеоиграми (поддерживается далеко не во всех приложениях), или внешний пульт либо джойстик. При покупке обратите внимание на емкость встроенного аккумулятора джойстика и на поддержку беспроводного соединения.

Заинтересовавшие нас устройства:

Топ перчаток и геймпадов

Нам кажется, что наилучшим выбором станут перчатки, но покупать их для игры на смартфоне нет смысла. А вот для компьютерных шлемов они пригодятся.

Наш общий топ по всем устройствам:

  • CaptoGlove
  • Oculus Touch
  • POWER A MOGA Pro Power

Как подключать и во что играть

Подключение зависит от источника контента. Смартфон устанавливается в специальный разъем на корпусе VR очков, тогда как компьютерные шлемы подключаются к ПК. Для игровых консолей последнего поколения есть собственные шлемы, подключаемые к ним.

Подключение и настройка вряд ли вызовут трудности, просто следуйте инструкции, прилагаемой к комплекту.

Самый главный вопрос – во что играть. И на него мы сейчас попробуем ответить. Для геймеров были созданы десятки видеоигр, и их количество непрерывно увеличивается.

Список топ игр для компьютера, консоли и телефона

Для компьютера:

  • Arizona Sunshine
  • The Talos Principle VR
  • Doom VFR
  • Keep Talking and Nobody Explodes
  • Obduction
  • Skyworld
  • Minecraft