Е годы. Международное признание

04.11.2019 Windows

-е годы. Война. Гастроли за рубежом

Во время войны Ойстрах, как и Менухин, много играл в военных частях и госпиталях. Причём не только в тылу, но и на фронте. В 1942 году великий скрипач даже выступал в осаждённом Ленинграде. Во время концерта объявили воздушную тревогу, но скрипач продолжал играть и никто не покинул зал.

После войны в 1946-47 г.г. Давид Фёдорович совершает музыкальный подвиг и исполняет исторический цикл скрипичного концерта. Кроме того, Ойстрах находится среди того небольшого количества артистов, которым разрешается (Сталин хотел создать на Западе видимость творческой свободы в СССР) выезд с гастролями за рубеж. В 1945 году он выступает в Вене, Бухаресте, Праге, Варшаве.

-е годы. Международное признание. Гастроли в Европе, Америке, Японии

Уже с этого времени об Ойстрахе и в Союзе и за рубежом пишут как о величайшем скрипаче мира. Музыкальные критики отмечают проникновенность, человечность, одухотворённость его игры. Известная французская скрипачка Элен Журдан-Моранж, побывав на его концерте, пишет в 1954 году: «…Ойстрах - наиболее совершенный скрипач из тех, кого я слышала. Его виртуозная техника обращена на служение музыке. Какая честность, какое благородство в исполнении!»

В 1954 году Давид Фёдорович гастролирует в Японии. В одной из центральных японских газет после его выступления в Токио рецензент написал: «Аудитория в нашей стране склонна в сдержанности в проявлении чувств. Здесь же она, буквально, обезумела. Потрясающие аплодисменты слились с криками "браво!"».

В том же году скрипач с триумфом выступил в Нью-Йорке, в Карнеги-холл. В зале, где выступали до него Яша Хейфец, Иегуди Менухин, и другие великие музыканты. На концерт пришла почти вся музыкальная элита города большого яблока: Ф. Крейслер, Ц. Франческатти, М.Эльман, И.Стерн, Н. Мильштейн, Т. Спиваковский, П. Монте и многие другие. Давид Фёдорович напишет впоследствии: «Когда я увидел Фрица Крейслера, сосредоточенно слушавшего мою игру, а потом стоя аплодирующего мне - всё представилось каким-то чудесным сном».

Совершенно случайно узнал о том, что группа AC-DC весной-летом 2015 года гастролирует по Европе.
Расписание гастрольной поездки можно посмотреть на официальном сайте AC-DC
Билеты на концерт покупал на сайте Viagogo.com – на этом сайте всегда есть билеты на любые концерты.
Подобных сайтов много – можно проверить запросом в гугле “concert tickets” или “tickets concert”
При выборе билетов смотрел на то, чтобы билеты были электронными и место – танцпол: на сайте можно выбрать места глядя на схему зала
Как выглядит электронный билет на концерт: при оплате картой онлайн и через день электронные билеты приходят на мэйл в виде файла.pdf
Распечатываешь на обычной бумаге, при входе на концерт сканируешь баркод билета и тебя пропускают – все очень просто

После покупки билетов на концерт надо купить авиабилеты до места и забронировать отель.
У меня было так: концерт 26 мая, начало в 18:30. Место проведения Stade de France на севере Парижа
Авиабилеты искал и покупал на
Авиабилеты по 15.000 руб Москва – Париж (аэропорт Орли)
Отель нашел и забронировал в центре Парижа – 6 округ – на сайте бронирования отелей
Бронировал на одну ночь – на концерт же едем. Номер двух уровневый Hotel Le Placide Saint-Germain Des Prés

Прибыв в Париж из аэропорта Орли доехали до нашего отеля на “parisien taxi” за 20 минут и 26 евро (остановка такси у выхода из терминала)
Таксист принимает к оплате карточки (наличман с собой не брали)
Рядом с отелем много ресторанов – бросили рюкзак в отеле и пошли поужинали в одном из
После заказали такси в отеле до Stade de Paris – крупнейшая концертная площадка Франции и по совместительству стадион.
Доехали до места за 30 минут и 50 евро (не хотелось ехать на метро, хотя то на то по времени)

У стадиона были в 19:00
Народ не торопясь проходил через турникеты.
Далее секьюрити ощупывала зрителей (все без давки и нервотрепки) и поверхностно проверяла дамские сумочки.
У Икринки в сумочке лежали небольшие бутылочки виски – пронесли. На билетах было предупреждение, что на концерт запрещено проносить фото-видео аппаратуру, поэтому GoPro брать не стал и не видел на танцполе чтобы кто-то снимал с палки.
Так же нельзя проносить жидкости в таре объемом более 0,33 – люди сами их выкидывали в урну перед входом

На площади перед входом на стадион продают напитки и еду, а так же сувенирную продукцию – большим спросом пользуются бейсболки AC-DC и святящиеся рожки красного цвета на голову
Много торговцев “лишними” билетиками – как отпечатанных типографским способом, так и с интернет-распечатками

Прошли через турникет (сканировали бар код с распечатки – ворота открылись)
После нашли свой вход на танцпол: в билете был указан Sud (юг) Y
По всему стадиону масса мест где можно купить воду, лимонад, пиво и всякие закуски (багеты с наполнителями, пиццу). Если и стоит очередь к киоску – то человек по 5-6
Туалетов много. Очередей туда почти нет. Много голландских туалетов, но это для совсем для обезумевших от выпитой жидкости

Народ одет просто. Все на позитиве. Много компаний.
Никто не орет, не толкается и не бычится пьяный
Много секьюрити в черном и в штатском (заметно по наушникам от рации)

Персонал стадиона подсказывает куда пройти в зависимости от места на билете. Никаких проблем в логистике – много указателей
До 20:30 играла группа на разогреве – народ подтягивался и вообщем-то мало на эту группу обращали внимания.
На танцполе много места: мы не стремились подобраться к самой сцене – для этого пришлось бы приезжать к стадиону рано – запускать народ начали с 17:30
Мы выбрали место с краю – поближе к выходу.
И хотя сверху кажется что на танцполе муравейник – на самом деле очень много места: никто не толкается, не становится перед тобой вплотную – соблюдается комфортная дистанция между людьми

В 21:00 опустились сумерки и концерт AC-DC начался.
После двух песен мы перебрались поближе к сцене – встали рядом с шатрами где наливали пиво и шампанское
Наливают в крепкие пластиковые стаканы с символикой AC-DC и стеклянные бокалы.
Залог за стаканы 2 евро – возвращаешь обратно, получаешь свой залог обратно. Расчет прост и гениален: под ногами не валяются пустые стаканы – их забирают или на сувениры или сдают обратно
Курить на танцполе не запрещено

Народ слушает, танцует, веселится
Кругом сплошной позитив – все радуются и улыбаются
Никакой агрессии если кто-то в танце случайно проливает пиво на соседа – наоборот это только приветствуется. Наверно поэтому на концерт народ одевается попроще: джинсы и кроссовки или шлепанцы
После концерта все не торопясь расходятся: выходы широкие и их много. Кругом указатели как пройти к какой станции метро или на электричку
Через час после окончания концерта мы были в отеле, а на следующий день после легкого завтрака и прогулки по Парижу улетели домой

Вот такое путешествие во Францию на концерт группы AC-DC и это просто: взять и поехать в другую страну на концерт любимой группы
И что самое главное: это комфортно и безопасно для душевного здоровья, а здоровье как известно – самое дорогое, что есть у нас

5 /5 (3 )

В феврале вышло два интересных материала об организации концертов российских артистов за рубежом. На сайте Around Prague «Организация концертов в Праге. Тонкости работы со звёздами » и на The Flow «Кто и зачем устраивает концерты русских рэперов за границей «. Мы цитируем главное.

О первых шагах (Прага)

Решил заняться организацией свадеб, спрос был дикий. Очень волнительно и ответственно: тебе доверяют такое важное дело, нужно не облажаться! Постепенно количество свадеб за год росло, все стало приедаться, хотя деньги были отличные. Как-то я подумал, а хочу ли дальше этим заниматься, быть свадебным координатором? Новые горизонты на этом поприще не открывались, орать на весь интернет, что ты самый лучший координатор и профессионал, чтобы привлечь клиентов, – это не наш метод, мы скромные.

О первых концертах (Прага)

Первые два концерта были прикольными, но «в молоко». Делали концерты группы «Каста» в Мюнхене и Праге совместно с Гошей и Надей из NoShowEvents. Я большой фанат этого музыкального направления, знакомство с такой группой для меня – просто космос! На протяжении многих лет я следил за их творчеством, а тут раз и вот они перед тобой, и мы идем вместе искать ресторан в Мюнхене, чтобы попить пивка. Но с финансовой стороны было не все так гладко, зато много уроков извлекли.

О прогнозах по сборам (Прага)

Понять, что человек на волне, несложно. Сложно отбить гонорар такого артиста. По большому счету так было только с Пашей Волей. Мне кажется, вот привези его в лес тайги, и все комарики дружно рассядутся и будут ждать, что он скажет. Человек достиг невероятной репутации среди всех возрастных групп. 12 лет тяжелого труда. Невероятно крут.

О концертах, как в первый раз (Прага)

Каждый концерт – репутация артиста. Я был удивлен, как все нервничают перед выходом на сцену. Группа «Каста» разминается, как перед дракой, ходят, как львы по клетке туда-сюда с отсутствующим взглядом, будто в первый раз идут на сцену! Мы обалдели. И так каждый артист – нервничает, как студент перед самым главным экзаменом. Все без исключения.

О непредвиденных сложностях (США)

В первый раз удивило то, что все это очень непросто. Мы-то думали, что закинем денег, придет куча народа и поднимем бабла. В итоге мы просчитались со всем: затратами, количеством работы и количеством зрителей. В привозах наших артистов очень много нюансов в плане визового процесса. Нужно получить разрешения на работу артистов в Америке, это занимает много времени и много денег, порядка 6000 долларов. И это только визы! Еще мы взяли на себя всю организацию тура, находясь в Бостоне. А попробуй найди площадку в Майами из Бостона. С тех пор работаем с организаторами на местах и разбиваем все затраты на количество городов.

О силе ностальгии (США)

В основном, ходят на то, что было популярным лет десять назад - ностальгия зазывает. Кроме Нью-Йорка, рурэп не собирает особо. Если на Касту в Нью-Йорке приходит 700 человек, то в Сан-Франциско максимум 200. Есть исключение - это мистер Вакуленко, на него везде аншлаг. В Нью-Йорке и Чикаго ходят на все. В Сан-Франциско, Сиэттле и Бостоне обожают русский рок. В Лос-Анджелесе и Майами русский рок вообще не котируется, зато Джиган и Тимати заходят на ура.

Об угрозе срыва концерта из-за снегопада (США)

Самое неудачное, что происходило - в прошлом году подвела погода и мы чуть не отменили концерты Касты в Нью-Йорке и Бостоне. Весь исткост замело снегом, и пришлось добираться до Бостона в шторм. На машине ехать 4 часа, мы доехали за 6 или 7. Так валил снег, что мэр Нью-Йорка запретил выезжать на дороги в 8 утра, но мы проскочили. Помню Влади говорил: » Блин, обычный московский снегопад, что тут такого…»

О случае с Гуфом в отеле (Великобритания)

Запомнился такой случай. Мы поселили Гуфа в хороший отель, который обычно занят. В день выезда он просто не стал открывать двери номера. Такой: «Нууу, нет», без причины. А в отеле было большое киномероприятие, заселялась куча важных актёров, очередь, администраторы в ярости, водитель на парковке несколько часов ждет. В итоге Гуф попросил скрутить, сходил в душ, взорвал и вышел. Отделались четырехчасовым опозданием.

О конкуренции (Великобритания)

Конкуренция среди организаторов очень высокая. Для нашей команды это не основной вид деятельности, но жить этим можно, если заниматься концертами по-настоящему известных артистов: Баста собрал, Jah Khalib собрал, Дорн собрал.

О концертах «в ноль» и «в минус» (Израиль)

В основном, все концерты, кроме Баста/Ноггано, у нас прошли в ноль или в минус. Макс Корж тоже мог быть в плюс, но клубы в Израиле не дотягивают до техрайдера артиста, поэтому установка звука отняла очень приличную сумму.

Об аудитории (Израиль)

Состав публики зависит от артиста. Баста здесь, например, совсем не рэп - на него ходят абсолютно все. На андере больше молодежи. На Макса Коржа родители приводят детей и ждут после концерта, пока те слэмятся.

По всем вопросам пишите на почту блога о музыкальной индустрии: [email protected]
Подписывайтесь на лейбла Respect Production и узнавайте первыми о главных событиях в мире музыкальной индустрии.

Несмотря на глобальный кризис, российские театры продолжают вести активную творческую жизнь и выезжать за границу. Гастрольный опыт бывает разным, но почтение к русскому драматическому театру среди западных зрителей остается неизменным.

Накануне закончился гастрольный тур в Америке одного из самых молодых и успешных российских театров - московской Студии театрального искусства (СТИ) под руководством Сергея Женовача. СТИ приехала в США впервые, по приглашению Михаила Барышникова и при поддержке российских спонсоров.

Спектакль "Мальчики" по роману "Братья Карамазовы", уже принесший театру несколько наград, в том числе "Хрустальную Турандот", прошел с 6 по 10 октября на сцене Jerome Robbins Theater при Центре искусств М. Барышникова в Нью-Йорке, и с 14 по 17 октября во Флориде, в рамках Ringling International Arts Festival. Среди отзывов в местной прессе – "захватывающе", "заставляет задуматься", "сильная актерская игра", "традиционный русский психологический театр", "действие проходит очень быстро, хотя идет на русском языке больше двух часов без перерыва"...

На вопрос о том, почему выбор пал на "Мальчиков" и на такого непростого для восприятия автора как Достоевский, режиссер СТИ Сергей Женовач в беседе с bbcrussian.com объясняет: "Этот выбор сделал Михаил Барышников после того, как отсмотрел несколько наших работ".

"Мы также исходили из возможностей зала, - добавляет Женовач, - чтобы от смены площадки спектакль не потерял, а приобрел. Нам приходилось выступать в таких условиях, которые оставляют травму – ты понимаешь, что показываешь суррогат. В этом смысле мы очень благодарны Михаилу за то, что у нас было время поставить декорации, провести полнокровные репетиции, что приехали не 3-4 актера, которые сами гладят костюмы, а вся труппа, включая реквизиторов и бутафоров. Мы работаем с такими серьезными художниками, как Александр Боровский, Дамир Исмагилов, у нас высокие требования к площадке".

Старая новая классика

По данным минкультуры РФ, в 2009 году состоялось 175 зарубежных гастролей одних только федеральных театров. Текущий же год, помимо прочего, проходит под флагом 150-летия А.П. Чехова. На сайте Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова сообщается, что помимо российских городов в 2010 году чеховские спектакли покажут в Ялте, Париже, Берлине, Мадриде, Стокгольме, Вене, Чикаго, Монреале, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Минске, Баку, Ереване и других городах.

Из гастрольных дневников театров двух столиц за последние 10-12 лет видно, что чаще всего за рубеж везут устоявшуюся классику – Чехова, Толстого, Достоевского, Гоголя, Островского, Шоу, Уильямса, Шекспира...

Но бывают и экспериментальные "уходы" в сторону. Так, полмира, по словам директора "Мастерской Петра Фоменко" Андрея Воробьева, объездил этот театр с "Приключениями Казановы" по М. Цветаевой. "Так как переводить Цветаеву проблематично, перед просмотром зрители просто получали синопсис с описанием того, что они увидят", - рассказал Андрей Михайлович.

Иногда на суд западных зрителей привозят и спектакли на острые социальные темы, как правило, взятые из советской эпохи. Например, "Крутой маршрут" по книге Е. Гинзбург (театра "Современник") прошел с полным аншлагом на Бродвее в 1997 году. "Жизнь и судьбу" В. Гроссмана показывал Малый драматический театр (МДТ) во главе с прославленным режиссером Л.А. Додиным во Франции в 2009 году и в Израиле в 2010...

В Америку в разное время приезжали МХАТ им. Чехова, Современник, Мастерская П. Фоменко, МДТ. В Европу выезжают чаще, и это понятно: везти декорации через океан и дорого, и хлопотно. Кроме того, так сложилось исторически, что европейским зрителям русский театр ближе и понятнее, даже сейчас, во времена антреприз и мюзиклов.

Гастрольная кухня

О частоте гастролей Сергей Женовач говорит: "Поездки за рубеж для нас – не самоцель, мы же не туристы. Важно, чтобы спектакль был нужен, чтобы он состоялся и произошла встреча актеров со зрителями. Выезжать на гастроли 3-4 раза в год, я считаю, для нас достаточно".

В гастрольной политике "Мастерской П. Фоменко" – одного из самых популярных и наиболее часто выезжающих сегодня театров, в том числе и за рубеж – приоритет отдан российским городам. "Нас связывает одна культура, один язык, мы живем одной жизнью, - говорит директор Андрей Воробьев. - Хотя мы и работаем с первоклассными переводчиками, спектакль в переводе – это, по выражению Петра Наумовича - "поцелуй через стекло".

Готовиться к гастролям театры начинают как минимум за год. Основная подготовка ложится на организаторов – технического директора, продюсера, принимающую сторону.

Егор Пахаруков, соавтор и содиректор гастрольного проекта СТИ в Америке, рассказал bbcrussian.com: "Этот проект – первая ласточка театра в направлении фандрейзинга, маркетинга и продюсирования. Мне кажется, что нам удалось правильно его выстроить, учесть интересы всех сторон – публики, принимающей стороны, доноров, нас самих".

"Конечно же, эти гастроли были организованы не ради прибыли, - продолжает Егор. Не думаю, что продажа билетов окупит больше 15-20% от затраченных на поездку нескольких сотен тысяч долларов. Низкие цены на билеты ($30 на любое место – М.Т. ) – наша сознательная политика, которую мы проводим и в России. Важно, чтобы могли прийти все, кому интересно".

"Мы очень довольны результатом, все билеты на спектакль "Мальчики" раскупили", - делится с bbcrussian.com исполнительный директор Центра М. Барышникова Стэнфорд Макиши. "Это несмотря на то, что в Нью-Йорке зрители не только избалованы выбором, но и тем, что все идет на английском. Европейская публика - более изощренная в этом плане. Для нас это первый опыт такого рода, он превзошел все наши ожидания. Думаю, театральные проекты надо продолжать".

Похоже, что вопросы финансирования каждый театр решает сам. Чаще всего гастроли происходят благодаря альянсу нескольких сторон – и государства, и доноров, и принимающей стороны, и театра, и даже авиакомпании.

Обратная связь

"Настоящие ценители драматического театра есть в любой стране, - считает Сергей Женовач. Но кто-то идет в театр для престижа, кто-то, чтобы провести досуг - таких большинство. Вкус и слух к театру есть не у всех. И так же, как есть театральный и нетеатральный зритель, есть и театральные и нетеатральные страны. Но мы готовы взаимодействовать со всеми. Главное – чтобы спектакль произошел, отпечатался в душе", - добавляет режиссер.

Андрей Воробьев рассказал интересный эпизод из гастрольной жизни "Мастерской П. Фоменко": "В Японии после первого действия "Войны и мира" зрители молча встали и вышли из зала. Позже нам объяснили, что мы не провалились, а как раз наоборот, просто японцы побоялись аплодисментами потревожить свои эмоции, расплескать счастье"...

Одна из "фоменок", актриса Мадлен Джабраилова участвовала почти во всех гастролях своего театра - в Европе, Америке, Японии: "С одной стороны, зрители мало чем отличаются. С другой, они могут по-разному реагировать в зависимости от темперамента. В Бельгии нас воспринимали менее эмоционально, в Испании наоборот".

"Где-то люди более вдумчиво относятся к теме, и поэтому больше молчат. Где-то молчат потому, что тема не попадает в "контекст", - говорит Мадлен. - Русских зрителей в зале очень легко узнать по их мгновенной реакции на слова, по тому, как они считывают тонкости игры. Когда мы показываем спектакль за границей, русские зрители присутствуют всегда, даже в самом маленьком городке, но далеко не всегда их большинство".

"Этим летом я была в Нью-Йорке, - добавляет Мадлен, - и познакомилась со студентами и педагогами знаменитой школы актерского мастерства Ли Страсберга. Меня удивило, насколько детально они изучают русский театр. Мы для них – носители театральной традиции, к нам относятся с пиететом, это приятно осознавать".