Как научить ребенка программировать? Практические советы. Где детей научат программировать

18.08.2019 Windows

12 сентября 2017 в 14:40

Опыт обучения программированию детей от 8 лет онлайн

  • Учебный процесс в IT

Почему мы перешли на онлайн-занятия

Раньше у нас был обычный компьютерный класс, дети со всего города приезжали. Когда мы работали в таком формате выявили много того, что нам не совсем нравилось.

1) Когда в одной комнате собирается даже 5-6 учеников, очень сложно поддерживать качество обучения на высоком уровне. Дети часто отвлекаются, мешают друг другу, балуются. Преподавателю приходится тратить очень много времени, чтобы успокоить и настроить учеников на работу. Это совсем не эффективно.

2) Все дети очень разные. У них разный уровень подготовки, кто-то схватывает быстро, кто-то медленно, всем нравится делать разные игры и проекты. В классе сложно обеспечить индивидуальный подход. Невозможно дать одно задание, которое подойдет сразу всем.
Поэтому мы давали всем индивидуальные задания, подготавливали материалы: видео и презентации, чтобы преподавателю было легче. Нужно подходить к каждому ученику отдельно, если не успеваешь быстро ответить на вопрос и помочь – ребенок начинает баловаться и мешать остальным.

3) Достаточно часто возникали проблемы с компьютерами. То дети воду разольют на клавиатуру, то удалят что-нибудь, сломают, ноутбуки тормозят и т.д. Сразу же начинается шум: «Ааа, у меня комп сломался!» И учитель превращается в системного администратора. Отнимает много времени и нервов.

4) Если вы думаете, что такие очные занятия учат работать детей в команде, то это не так. В силу того, что у детей разный уровень, один из команды будет делать, а остальные ковырять в носу. Программирование – интровертный процесс, нужно погрузиться в проблему, чтобы решить задачу. Развивать soft skills и программировать одновременно невозможно. Это разные виды деятельности, и развивать их нужно по отдельности. Можно учить ребят делить большой проект между собой, чтобы потом они могли части своего кода сгруппировать вместе. Но работают они над своим куском отдельно.

5) Родителям нужно привозить и забирать ребенка. И во время занятия тоже не понятно куда себя деть, не всегда успеешь съездить по делам. Многие родители сидели у нас в коридоре 2 часа, ждали пока закончится занятие.

Один из знакомых родителей, чей сын ходил в одну крупную IT-школу рассказал нам такую историю:

«Моему сыну 9 лет, он сейчас пошел в 3-й класс гимназии и параллельно занимается на IT-курсах для детей. Впечатления сложные, скорее, негативные. Там слабо следят за тем, что делают дети за компьютерами. Пока учитель читает лекцию, некоторые ребята умудряются переписать на компьютер с принесенной флэшки Counter-Strike и подначивать соседей по классу поиграть с ними. Ребенку не хватает нормального общения со сверстниками, т.к. нужно завязывать новые отношения. Он тянется к ребятам, прогибается под них и не всегда, к сожалению, ищет общения с примерными одноклассниками. Так и там получилось. Например, один раз его сосед открыл во время лекции на своем компьютере google images и стал искать там фотографии, простите, говна. А мой сын громко смеялся над этими фотографиями, за что его в конце концов и наказали двойкой, настоящего зачинщика при этом не обнаружив. Кроме того, в отличие от гимназии, где ребята в основном хорошие и круг общения в основном складывается из сверстников, на курсах контингент очень разнообразный, и по возрасту, и по воспитанию. В результате общения с разными ребятами у сына на телефоне появляются такие приложения, за которые должно быть стыдно, и которые приходится вычищать, объясняя, почему это гадость. Мы обращались в учебный отдел, нам ответили, мол, учитель физически не может ни видеть, что на каждом экране, ни блокировать компьютеры. Ещё один момент был: если сын что-то где-то не успевал, он стеснялся сразу уточнить задание или попросить помощи у учителя, а потом было уже слишком поздно. Ему явно больше подойдет индивидуальное обучение».

Переход на онлайн

Все эти проблемы крутились в голове. А однажды к нам подошел папа одной из учениц и спросил: «А вы проводите занятия по скайпу? Ребенок уезжает к бабушке в деревню: свежий воздух все дела, но нагрузки на мозги никакой».

Собственно, так постепенно мы и начали пробовать и проводить занятия по скайпу. И нам очень понравилось. Полностью отказались от обычных очных занятий.

Какие плюсы мы выявили:

  • Преподаватель выдает индивидуальное задание, подбирая по желанию и способностям. Ребенок занимается в своем темпе, ни на кого не отвлекается.
  • Все занятие преподаватель видит экран ученика, может сразу же ему подсказать, помочь.
  • Никаких проблем с дисциплиной. Ребенок чувствует, что за ним все время наблюдают, поэтому стесняется даже лишний раз переключиться на «левую» вкладку в браузере.
  • Ребенок может петь себе под нос, бубнить, рассуждать, и никто не будет смеяться или «затыкать» его.
  • Ребенку не надо стесняться. Он может легко спросить обо всем. Может попросить дать задание посложнее или легче, или на другую тему. Сам выбирать чем заниматься именно сегодня.
  • Родителям не нужно никуда ездить, посадил дома за компьютером и все. Если хочешь, можешь посидеть рядом и понаблюдать, как проходит занятие.
  • Можно заниматься из любой точки мира и не прерывать занятия: на отдыхе с родителями, переехали в другую страну, у бабушки на даче. В общем, везде, где есть интернет.
  • Или наоборот, можно закончить и возобновить занятия в любой момент. Ведь ребенок занимается по своей программе, и ему не придется ничего «нагонять».
Конечно же, не все дети смогут учиться в таком формате. Тут не побалдеешь. Нужно 2 часа работать. Но более спокойные, усидчивые ребята – в восторге. Они радуются, когда создают свои игры и программы.

Онлайн занятия ведем больше года, учится уже больше 100 учеников по всему миру.
Мы учим ребят программировать на Scratch, Python и JavaScript. Плюс есть занятия по Photoshop, 3D-моделированию и информационной безопасности.

Иногда прямо сами завидуем, что у нас в детстве такого не было. Например, у нас есть ученик мальчик Эрол, уже в 12 лет копается в клиент-серверных приложениях, сокетах. Хотя начинал со Scratch, потом перешел быстро на Python. Если бы он занимался в классе, то не достиг и не попробовал бы и половины из этого. А так тренер видит и чувствует, что Эрол быстро схватывает, очень усердный, ему самому нравится копаться, и дает все сложнее и сложнее задания.

Если сейчас формат онлайн-занятий еще для многих в новинку, то через лет 5, я уверена, это будет нормой.

Хотим мы этого или нет, но обучение все больше становится похожим на игру. Особенно если речь идет о детях младшего школьного или дошкольного возраста. Преподаватель Британской высшей школы дизайна Дмитрий Карпов составил список полезных ресурсов для обучения информатике с раннего возраста.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Сегодня дети оказались в совершенно уникальной информационной среде доступности различных мультимедийных впечатлений. Поэтому рекомендую собрать игры в несколько групп.

Эта подборка приложений посвящена знакомству с основами программирования. Можно отдельно собрать подборку с головоломками, лабиринтами и простыми играми на развитие мышления и внимания, например. Вторая группа - рисовалки, музыкальные приложения, простые видеоредакторы для развития интереса к цифровому творчеству. Третья группа приложений- интерактивные книги, сказки, аудиокниги, развивающие вербальную и аудиальную культуру. Они расширяют словарный запас и гармонично формируют личность, которая интересуется текстом.

Новую область знания - computer science (науку прикладного программирования и проектирования) - стоит начинать изучать в раннем возрасте, с 4-6 лет

Когда у ребенка уже формируются представления о мире вокруг. Игра всегда служила обучению. И сегодня главным учебным инструментом становится гаджет (планшет или компьютер) - личный проводник в мир цифровых знаний ребенка.

Code.org - приятный интерфейс и масса простых игр о базовых принципах работы языков программирования. Очень нужный некоммерческий образовательный проект для детей.

Crayon Physics Deluxe - игра просто шедевр, развивает у ребенка инженерное мышление, готовит к пониманию программирования в условиях различных систем и физических движков. Даже не столько про программирование, сколько про логику решения задач через итеративный процесс, что является важнейшей воспитательной дисциплиной.

Lightbot - игра на старике Flash, но с приятной графикой и простым обучающим материалом по построению алгоритмов движения робота. Развивает у школьника внимание к сценарию и понимание пошагового поведения персонажа.

CodeCombat - ветеран на рынке, занимается игровым обучением кодам Python, JavaScript, Lua и экзотическому CoffeScript.

CodeMonkey - изучение принципов синтаксиса через игру с обезьянкой.

Ceebot - управление персонажами, используя команды C++.

Cargo-Bot - простое приложение для дошкольников и их айпэдов.

Игрок решает задачки, которые выдает «игровой» начальник для каждого уровня. К примеру, благодаря пазлам можно научиться создавать модульные функции и их комбинации на основе простейших команд.

Scratch - классика развития мышления будущего программиста.

Kodu Game Lab - большой учебный проект от команды Microsoft Research. Версия для PC бесплатная, а за версию на Xbox придется отдать около $5. Прелесть в притягательности для ребенка мира проектирования игры, его модульности, мышления категориями создания виртуальных миров. Возможно, менее полезна для кодинга и программирования, но лучше помогает изучать основы дизайна игровых приложений.

Hopscotch - обязательное приложение на iPad. Приятный дизайн и базовое изучение основных понятий кодинга.

ПиктоМир - стоит отметить этот российский проект, разработанный по техзаданию РАН, но мне не нравится дизайн. В достоинствах приложения - русский язык. Но это весьма спорное достоинство в изучении основ программирования, так как знание английского языка ускоряет процесс обучения.

RoboZZle - приложение для составления алгоритма движения стрелки. Обучает ребенка пониманию теории алгоритмов на практике.

Kodable - подойдет для малышей. В процессе игры они смогут составить простые сценарии поведения милых шарообразных персонажей.

Естественно, это лишь малая часть всего. Но именно с этих приложений можно знакомство с миром программирования.

Многие успешные разработчики программного обеспечения (ПО) делают первые шаги в раннем возрасте и очень благородно помочь им в этом. С чего начать?

Конечно, не стоит начинать с фундаментальных «взрослых» монографий типа «Искусство программирования» (англ. «The Art of Computer Programming»). Хотя книга американского математика и специалиста в области компьютерных наук Дональда Кнута — знаменательная (проект написания книги был начат автором в 1962, а в 1999 книга была признана одной из двенадцати лучших физико-математических монографий столетия), но ребенку точно рановато ее читать. И лучше начинать с практики, а не с теории. Так, чтоб при минимуме усилий был максимальный результат в кратчайшее время. Начать стоит с чего-то более простого и понятного ребенку и, конечно, желательно, чтобы обучение проходило под вашим руководством.

Обучение можно разбить на несколько этапов. Предполагается, что ваше чадо уже умеет включать компьютер, знает кнопку «Пуск» в Windows, умеет запускать приложения (программы), пользоваться Проводником и смотреть интернет через Internet Explorer или другой браузер (Web browser).

Этап 1. Общий ознакомительный

Для начала покажите ребенку «классический» софт от Microsoft Office и других известных разработчиков:

1. MS Word — оформление текста.

2. MS Excel — электронные таблицы и формулы.

3. MS PowerPoint — создание интерактивных презентаций (с триггерами).

4. Графические редакторы (от стандартного Paint до Adobe Photoshop) и и прочие вспомогательные программы.

Создайте документы (файлы) в этих программах и поюзайте («юзать», комп. жарг. — использовать, применять, пользоваться) с ребенком интерфейс этих программ. Пусть ребенок прочувствует хорошо созданные программы и общие подходы и требования к интерфейсу программного обеспечения (под Windows).

Этап 2. О базах данных

Если ваш ребенок осилит, то дайте ему общее представление об основных концепциях и понятиях базы данных, как-то — таблицы, запросы (SQL-запросы) и процедуры. Для практической демонстрации можно использовать следующие популярные программные продукты:

1. MS Access — реляционная СУБД корпорации Microsoft (тоже входит в пакет Microsoft Office). Имеет широкий спектр функций, включая связанные запросы, связь с внешними таблицами и базами данных

2. MySQL — свободная реляционная система управления базами данных. Разработку и поддержку MySQL осуществляет корпорация Oracle.

Этап 3. Непосредственно программы для обучения

В дальнейшем установите и используйте программы и игры, разработанные специально для обучения детей программированию — основам информатики, логике и алгоритмам. Выберете те их них, которые будут подходить вашему ребенку по уровню развития и, главное, будут интересны ему. Вот некоторые инструменты для такого обучения:

1. Язык программирования для детей Scratch.

Скретч (другое произношение «скрэтч») — это визуальная объектно-ориентированная среда программирования для обучения школьников младших и средних классов. Программы на Скретче состоят из графических блоков, подписи к которым зависят от выбранного для интерфейса языка. Может быть выбран один из 50 языков интерфейса, включая русский. Для программирования сценариев в скретче используется drag-and-drop-подход: блоки из Окна блоков перетаскиваются в область скриптов…

2. Освоение Java, например, по книге для детей — Яков Файн «Программирование на Java для детей, родителей, дедушек и бабушек» (2011).

Яков Файн (автор и соавтор нескольких книг по Java) — программист с многолетним опытом, который имеет звание Java Champion, а подобным могут похвастаться не более сотни человек во всём мире. Эта книга — максимально облегченный и практический учебник — подойдет следующим группам людей: детям в возрасте от 11 до 18 лет; школьным преподавателям информатики; родителям, желающим обучить программированию своих детей; абсолютным новичкам в программировании (возраст значения не имеет). Книга ни в коем случае не является полным самодостаточным руководством, это скорее «приманка», изучение которой должно вызвать интерес к программированию и массу вопросов, на которые уже нужно будет искать ответы во «взрослых» исчерпывающих справочникам.

Порыв к программированию в детстве появляется очень просто — поиграли в игрушку, захотели создать что-то свое, но не знаем как. Берем эту книгу, узнаем о таком языке, как Java, и после прочтения первых 15−20 страниц уже пишем первую программу. Затем устанавливаем Eclipse и пишем вторую программу. Дальше — больше…

Почему язык Java, а не, скажем, C++? C++, как язык программирования, богаче и мощнее, но лучше начать с Java. Язык Java больше учит дисциплине и гораздо меньше подвержен ошибкам, в нем по умолчанию есть поддержка графики, он работает для всех платформ и используется для веб-программирования.

3. Processing — открытый язык программирования, основанный на Java (совместим с ним).

Cоздан в 2001 году Кэйси РИВЗом и Бен Фрайем в Массачусетском Технологическом Институте. Представляет собой лёгкий и быстрый инструментарий для людей, которые хотят программировать изображения, анимацию и интерфейсы. Используется студентами, художниками, дизайнерами, исследователями и любителями для изучения, прототипирования и производства. Он создан для изучения основ компьютерного программирования в визуальном контексте и служит альбомным программным обеспечением (имеется в виду то, что каждый *.pde файл визуальной оболочки Processing’а представляет собой отдельное изображение или анимацию, и т. д.) и профессиональным производственным инструментом. Есть, например, книга для детей — «Яша учится программировать».

4. Компьютерные игры типа Colobot.

Tрёхмерная обучающая стратегическая игра. Разработана компанией Epsitec. Игра призвана обучить детей (от 10 лет и старше) навыкам программирования в игровой форме. Главной особенностью игры является возможность создавать программы, в соответствии с которыми в игре действуют роботы (задавая им алгоритмы самостоятельной работы и заменяя ими монотонные действия, которые может делать и сам игрок), поэтому считается, что игра способствует обучению программированию. Язык программирования, встроенный в игру, похож на C++ или Java…

5. Конструирование, cборка и управление моделями (роботами). Например, LEGO MINDSTORMS.

С помощью LEGO MINDSTORMS вы можете превратить ваши модели LEGO в живых роботов, которые выполняют все ваши команды. Вы можете запрограммировать своего робота так, чтобы он ходил, говорил, двигался и выполнял все, что вы пожелаете, с помощью программного обеспечения LEGO MINDSTORMS EV3 Home Edition; вы можете программировать на интеллектуальном модуле EV3 или загрузив бесплатное приложение Robot Commander для своего смартфона.

Если вашему ребенку стало интересно программирование, то можно задуматься, стоит ли ему дальше учиться на программиста. Об этом .

Те из вас, кто следит за моей страницей , наверняка заметили, что в последнее время я занимался обучением детей программированию. Удивительно как мысли материализуются. После посещения , у меня в голове крутилась мысль попробовать себя в роли наставника в мир компьютерного программирования для детей. И к счастью, такая возможность появилась очень быстро. Меня пригласили в качестве преподавателя в детский лагерь, в программе которого был урок программирования два раза в неделю для двух разных групп. Первая группа состояла из деток постарше (от 8 до 12 лет), во второй преимущественно были дети в возрасте от 6 до 8 лет.

Дело в том, что будучи в США, мне посчастливилось приобрести книгу под названием Teach Your Kids To Code с хорошей скидкой. В ней все примеры приводятся в игровой форме с использованием языка программирования . Возможно в будущем я посвящу ей отдельный пост, а сейчас вернёмся к теме моего опыта преподавания. Так вот, изначально мне казалось разумным строить образовательный процесс, черпая информацию из этой книги, но позже я понял как глубоко ошибался:-) Почему? К слову, книга предназначена для детей в возрасте от 9+.

Во-первых , в каждой отдельной группе было много детей, более 15 на каждом уроке. Это мешало эффективной подаче материала, а также ограничивало меня в индивидуальной помощи каждому (без этого, как выяснилось, совсем не обойтись).

Во-вторых , в младшей группе были детки, которые либо очень медленно читали, либо вовсе не умели читать. Это было серьёзным ограничением, поэтому нужно было как-то решать эту проблему.

В-третьих , навык сносно печатать на клавиатуре отсутствовал у всех. О каком наборе программного кода могла идти речь?

В-четвертых , я преподавал на двух языках: русском и английском. Общение в детском лагере проходило на английском языке, так как в группах преимущественно были дети свободно владеющие обоими языками, а также те, кто говорил либо на русском, либо на английском. Никого не хотелось оставить без внимания.

Визуальное программирование

Немного поразмыслив, я пришел к выводу, что Python однозначно отпадает:-) С ним обучение в таких условиях превратилось бы в кошмарный сон. Решение проблемы не заставило себя долго ждать, на помощь пришло визуальное программирование . Суть заключается в том, что программист не пишет код, он составляет программу путём манипулирования графическими элементами в подходящей для этого среде (IDE). Мне вспоминается мой первый опыт программирования в Borland Delphi и Borland C++ Builder, где можно было создать сложный графический интерфейс не написав ни единой строчки кода. Но специально для детей группой ученых в MIT был придуман инструмент под названием Scratch . Его задача - научить ребенка алгоритмическому мышлению в игровой форме. И стоит отметить, задачу он свою делает на отлично! Вокруг Скретч есть целое сообщество, состоящее из ученых, учителей, родителей и собственно учеников. Инструмент поставляется в двух видах:

  • Как отдельное приложение. Устанавливается на компьютер под управлением ОС Windows/MacOS/Linux (Scratch 2.0 Offline)
  • Веб-приложение, доступное прямо на официальном сайте

Большим плюсом последнего варианта является возможно зарегистрировать свой профайл на сайте и начать делиться своими scratch-проектами с другими участниками сообщества scratch-программистов. Результаты работ последних уже сейчас можно .

Примечательно, что процесс программирования на Scratch увлекателен не только для ребенка. Я сам бывало подолгу "залипал", готовя новый материал для детей.

Scratch: уроки

Вернёмся к теме моего преподавания. Как же были построены занятия?

На официальном сайте Скретч есть хороший раздел о помощи. В нём можно найти пошаговое руководство пользователя на базе которого реально провести первый вводный урок. Умные ребята из Гарвардской Высшей школы образования написали книгу под названием Creative computing (Креативное программирование ), она поможет выстроить полноценный учебный процесс, так как в ней собраны лучшие практики обучения детей программированию. В сети есть русский перевод.

В составлении материала для работы неплохо может помочь и любимый YouTube. Вот ссылка на один из самых качественных туториалов по Scratch, между прочим от автора книги Automate the Boring Stuff with Python .

Выводы

В процессе преподавания я вывел для себя ряд условий, способствующих благоприятному процессу обучения детей программированию.

  • Желательно сократить целевую группу учеников. Лучше всего группа из 4-6 человек. Почему? Читайте ниже.
  • Продолжительность урока не должна превышать 1 часа (в идеале как в школе, 45 минут). Дольше этого времени удержать внимание ребенка будет очень сложно.
  • Ребенку постоянно должно быть интересно. Это одно из самых сложных условий. Если дети теряют интерес, они начинают заниматься посторонними делами: открывать другие приложения, ходить по классу, отвлекать детей, жаловаться на то, что голодны:-)
  • Все дети разные. Одни проявляют смекалку и усваивают материал очень быстро, другие подолгу могут "зависать" над простейшими задачами. Всегда имейте в запасе бонусы для смышлёных детей (дополнительные задания, хитрые условия и т.д.).
  • Хвалите детей за их работу , даже если она незначительна. Для ребенка это очень важно!
  • Поощряйте детей . Я советую в качестве поощрения использовать наклейки, маленькие игрушки или что-то в этом роде. Мотивировать едой, конфетами или печеньем НЕ нужно , никогда не знаешь на что может быть аллергия у ребенка.
  • Просите детей о помощи . Если в классе есть детки, опережающие нормальный процесс обучения, попросите их стать вашими помощниками. Пусть они вместе с вами начнут помогать отстающим. Поверьте, детям это очень нравится.

Минусы Scratch

Scratch не учит реальному программированию . Задача этого инструмента заключается в том, чтобы развить навыки алгоритмического мышления в подходящей для детей форме - играючи. К слову, не только детям этот навык пригодится в жизни:-) Если ваша цель это привить ребенку реальные навыки программирования, постарайтесь как можно раньше осуществить переход от визуального программирования в непосредственный процесс кодирования с использованием одного из реальных языков программирования. Например,

Подрастающее поколение идет в ногу с IT, поэтому мы подготовили список из 12 крутых игр, с которыми ребенок научится программировать.

И даже если вы не видите своего ребенка в роли айтишника, позвольте ему освоить базис: программирование развивает логическое мышление и умение планировать свои действия. Сегодня в подобных играх существует огромный возрастной разброс, что позволяет учиться как двухлетним детям (без шуток!), так и школьникам. Давайте посмотрим, что предлагают разработчики обучающих игр.

: даже самый маленький научится программировать!

Классный онлайн-сервис, который рассчитан на составление обучающего плана. Он подойдет учителям, которые смогут вести уроки в сети, и родителям. Разработчики уверяют, что с игрой справятся даже двухлетние дети. Так что с Kodable ваш ребенок научится кодить раньше, чем начнет читать.

Дизайн яркий и веселый. Ребенку предстоит играть с прикольными рожицами в лабиринтах, а азы программирования будут осваиваться параллельно. Все подсказки представлены в виде картинок, а не сложных инструкций, так что поймет даже самый маленький. Эта программа станет идеальным инструментом для информатики в начальной школе. Обучение может контролироваться как учителями, так и родителями. Здесь есть показатели успеха и уровни сложности.

Программа предлагает реальный язык программирования (CoffeeScript), с помощью которого можно писать свои игры на HTML5. Здесь не требуется начальный опыт: обучение возможно с нуля. Основы информатики осваиваются в рамках своеобразной веселой бродилки, а редактор уровней позволяет самостоятельно видоизменять процесс игры.

Это действительно очень крутая штука, которая подойдет для начальной школы. Забавная обезьянка проведет учеников через ряд уровней, каждый из которых поведает о конкретной возможности в кодинге. Ребенок научится программировать и просто будет хорошо проводить время за игрой, не отвлекаясь на бесполезные консольные или ПК-игры.

3. Git Game

А как насчет системы контроля версий? Да, это игра для детей постарше, но и она не пройдет даром, ведь без VCS в программировании никуда. Все, что нужно, это выбрать игру и использовать команду для терминала:

$ git clone https://github.com/git-game/.git

$ git clone https : //github.com/git-game/.git

Более подробная инструкция для начала работы с Git Game есть на официальном сайте игры.

4. Code.org

Замечательно то, что в начале работы с сервисом можно выбрать родной язык, а не мучиться с переводчиками в попытках установить и запустить игру. Ранее мы писали о Kodable, который подходит для составления обучающей программы родителями или учителями. Здесь то же самое: есть разделы для учеников, преподавателей, а также возможность создать собственную игру.

Внизу страницы также представлен раздел «Исследуй Студию Кода», где есть множество игр, которые можно испытать самостоятельно. Интерактивное обучение на примере Flappy Bird полезное и веселое: можно задавать собственные условия и предлагать готовую игру друзьям. Ребенок научится программировать и поймет базис составления алгоритмов. Приятный бонус – сертификат, который выдается по факту завершения одного из заданий.

Увлекательная игрушка с лабиринтами Vim Adventures позволит в игровом формате изучить Vim. Множество персонажей, которые подскажут, что делать на том или ином этапе, а также дадут полезные первые навыки в работе с Vim. Эта головоломка будет усложняться с каждым пройденным этапом. Очень полезная вещь. Единственное «но» – английский язык: ребенок либо сам будет переводит реплики персонажей (хороший стимул дополнительно подтянуть английский язык), либо помогите ему разобраться, что именно от него требуется в игре.

Здесь также предстоит столкнуться с английским языком, но игра того стоит. Можно скачать на смартфон или планшет. Ключевой персонаж – маленький робот, который будет выполнять те действия, которые ему зададут в соответствии с поставленными условиями. Он переходит от пункта к пункту и зажигает в выбранных местах лампочки. Команды простые, а навыки действительно полезные.

Стоит отметить, что игра настолько увлекательная, что понравится даже взрослым, которые хотят убить время за чем-нибудь интересным. Lightbot развивает логику и способность создавать алгоритмы решения задач.

Несложная для понимания игра, с первыми уровнями которой разберутся даже дети дошкольного возраста. Текста почти нет, поэтому разобраться в заданиях будет просто. Ящики нужно перекладывать с учетом наименьшего количества ходов (правила как в ханойской башне). Уровни повыше предложат более сложные комбинации, и здесь поломают голову даже взрослые. Развивает и позволяет освоить базис программирования.

Приятный дизайн и возможность использовать на Apple-устройствах. К слову, Cargo-Bot целиком разработан на iPad.

Пожалуй, самый популярный проект, разработанный специально для детей. Ребенок быстро научится программировать, да еще и весело проведет время за расстановкой ярких алгоритмических блоков. Дизайн приятный, игровой, хотя, по сути, это и не игра даже, а полноценная обучающая кодингу среда.

Scratch охватывает широкую возрастную аудиторию, но больше придется по душе детям старше 8 лет, которым уже надоело водить обезьянок и роботов по заданным маршрутам. Здесь нет заданий для целенаправленного выполнения, но есть много интересных инструментов, которые позволят создать что-то свое буквально с нуля. К тому же, предусмотрено полное раздолье для творчества, так что фантазия будет развиваться наряду с логикой.

Создатели CodeCombat явно не лишены фантазии и чувства стиля. Во-первых, это уже довольно продвинутый уровень, который позволит неплохо освоить один из предоставленных языков (JS, Lua, CoffeScript). Во-вторых, есть как бесплатные уровни, так и те, за которые нужно платить. Казалось бы, ну кому захочется отдавать деньги за игру, если можно найти что-то бесплатное? Но вспомним аналогичные проекты для взрослых вроде JavaRush: та же система, и она работает. Подход к обучению от CodeCombat уже успел зарекомендовать себя как качественный.

В любом случае, первые 70 уровней о платном контенте можно не думать, и даже этого хватит: школьник научится программировать и откроет для себя совершенно новые горизонты в области информатики. Перед каждым заданием дается мотивация, а сама игра построена таким образом, что на шутеры и стандартные бродилки не останется ни времени, ни желания.

А вот и синтаксис, приближенный к C++. Это можно назвать классикой, которая впервые появилась в 2003 году. Вот только данная полезная разработка в то время прошла мимо большинства наших школ, так как изначально была ориентирована на англоязычную аудиторию. Графика здесь бледненькая, если сравнивать с современными играми, но пользу нельзя переоценить.

Сюжет СeeBot вращается вокруг колонизации доселе неизведанной планеты, и чтобы управлять героями, нужно кодить. На сайте заявлено «Learn , C++ and C#», и это соответствует действительности. Если хотите, чтобы ребенок освоил эти направления в программировании – СeeBot станет лучшим вариантом.

Нужно двигаться по предоставленному пазлу, с чем справятся даже учащиеся младших классов. Но куда более интересной игра будет для тех, кто уже знаком с основами алгоритмизации и понимает всю важность заданий. С одним только Robozzle ребенок не научится программировать, зато поймет, что к чему в построении алгоритмов, разовьет логическое мышление. Здесь предусмотрен поиск и создание новых заданий, что даст самое ценное на данном этапе – практику и постоянное повторение уже пройденного материала.

Суть в том, что в пустые ячейки нужно вставлять необходимые стрелочки и клавиши, благодаря которым двигающаяся по пазлу стрелка сможет правильно ориентироваться в пространстве. Головоломки можно делать как простыми, так и по-настоящему сложными, рассчитанными на тех, кто уже хорошо знаком с игрой.

Не первая, но одна из самых популярных российских игр, направленных на обучение детей. Здесь не придется задумываться о выборе родного языка и платформе (кроссплатформенность: есть версии для ПК и мобильных устройств). Также это открытое программное обеспечение.

Запускается легко, не требует каких-либо сложных регистраций, а при желании игру можно просто скачать. В ходе игры робот окрашивает поле, а графические подсказки направляют маленького пользователя на пути к освоению алгоритмов.