Кто придумал гироскутер – история этого электротранспорта. Что такое гироскутер

09.08.2019 Флешки и HDD

Сегодня существует огромное количество версий и споров касательно того, каким образом появился на свет и вышел данный девайс. История, которую можно принять за правду гласит о том, что изобретатель этого чуда техники – житель «Поднебесной». В 2014 году одна из известных компаний представила на выставке своё новое детище и вскоре открыла миру свое изобретение. Новый вид транспорта настолько вдохновил китайских предпринимателей, что они, не постеснявшись украсть чужую идею, начали выпускать устройство под именем своей торговой марки.

В то же время, другой крупный бизнесмен опровергает эту информацию, заявляя, о том, что именно он начал первым. И выпустил свой первый девайс ещё в 2013 году. Сейчас довольно сложно определить, где – правда, а где – ложь. Одним неоспоримым фактом является то, что, вся эта история началась именно с Китая.

Сегодня на рынке существует достаточно много моделей этих продуктов. Некоторые – полностью соответствуют всем стандартам безопасности и качества, другие являются достаточно опасными в использовании. Многие компании, с целью повышения продаж, оснащают свои устройства встроенными колонками и Bluetooth.

По версии одного из известных американских изданий, пик в США приходится на рождественские праздники. В глобальной сети стали массово появляться видео, на которых счастливые владельцы демонстрируют возможности своего любимого гиро.

В 2014 году на улицах крупных городов России можно было заметить первых «чудаков», пытающихся освоить алгоритм управления этим «чудом техники». Сегодня, спустя 2 года, этим никого не удивишь. Гирики начали набирать большую популярность и сейчас можно встретить всё меньше людей, которые ещё не искусились испытать новые ощущения.

Обратившись в наш салон, у вас будет возможность лично познакомиться со всеми премудростями этого девайса. При ближайшем рассмотрении, становится понятно, что конструкция этого устройства довольна проста. Оба колеса расположены на одной оси. Вам объяснят, что движение аппарата осуществляется путём изменения положения тела. Гироскопические датчики наклона ловят соответствующий сигнал и передают его микропроцессору, задачей которого является осуществление управлением двигателя.

Это отличная возможность прекрасно провести время в компании семьи или друзей. Море положительных эмоций и смеха будут вам обеспечены! Кроме того, не обязательно покупать новое устройство, для пробы предлагаем .


Гироскутер: «кто на новенького?»

Всё большее количество зарубежных знаменитостей можно заметить на этом гироскопическом чуде. Этот вид транспорта является компактным, экологичным и невероятно простым в использовании. В интернете можно найти видео с Майклом Тайсоном и его первые попытки передвижения на розовом гиро, купленном в подарок дочери.

К сожалению, это новшество приносит не только пользу, но и вред, если использовать устройство не в том месте и не в то время. В этом на собственном опыте убедился священник католической церкви на Филиппинах. Он решил удивить прихожан во время рождественской мессы. Молитвенное песнопение он дополнял размеренным передвижением по церкви на гиро. Под конец, вдохновившись, он решил показать все возможности, которыми может обладать человек. Выполненные им трюки были прекрасно отточены и мастерски продемонстрированы. Однако это не избавило его от гнева епархии, которая отстранила его от проведения служб в данном приходе после «скандального» происшествия.

Российские звезды также не отстают. В прошлом году наша соотечественница – Алёна Водонаева, облачённая в пышное платье и хулиганские кеды, на радость публике, демонстрировала своё умение обращаться с скутером. Своими эмоциями она поделилась в Инстаграме.

Активным поклонником стал и Дима Билан, примкнул к почитателям современных транспортных средств Дима этой весной. В перерывах между съёмками и концертами он проводил время со своим «верным другом».

В заключении хотим сказать, что в этом мире не стоит на месте, каждый год появляется, что-то новое, гиро стал одним из таких новинок, яркой и модной. Попробуйте и убедитесь сами, как это весело!


Гироскутеры сейчас

Основными направлениями развития гироскутеров сейчас является установка максимально емких аккумуляторов при сохранении небольшой массы. В колеса устанавливаются более мощные моторы, совершенствуется электроника.

Среди популярных моделей выделим несколько особенно интересных:

– Hiper ES45 – детский гироскутер, который не ударит по семейному бюджету. Модель стоит около 10 тысяч рублей, рассчитана на 60-килограммовых райдеров и весит меньше 6-ти килограмм. Максимальная скорость 5 км/ч, что гарантирует минимум неприятных последствий для ребенка даже при падениях;

– для выездов на грунтовку приспособлен внедорожный HIPER EX90 OFF-ROAD. По колесам и аскетичным обшивкам видно, что этот не рядовая игрушка для катания в парке. Диаметр колес 228 мм, рисунок протектора агрессивнее классических городских моделей, рассчитан на нагрузку до 120 кг, стоит от 10 тысяч;

– молодежный вариант – Wmotion WM6-4, оформленный в стиле стрит-арт. Яркий дизайн дополняет средние характеристики модели: вес в 10 кг, скорость до 12 км/ч, максимальная нагрузка 130 кг, покупка в среднем обойдется в 12 тысяч рублей;

– стильный iconBIT Smart Scooter Kit Black (SD-0012K) оформлен под карбон, выглядит внушительно, но находится в бюджетном ценовом сегменте от 13 тысяч. Весит 10 кг, двигатели установлены суммарной мощностью 700 Вт.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Гироскутер (двухколёсный скутер, самобалансируемый скутер англ. GyroScooter ) - уличное электрическое транспортное средство, выполненное в форме поперечной планки с двумя колёсами по бокам. Использует электродвигатели, питаемые от электроаккумулятора, и ряд гироскопических датчиков для самобалансировки и поддержания горизонтального положения площадки для ног.

Гироскутеры иногда называют «ховербордами», что не совсем верно. Ховерборд - это название летающей доски, изначально вымышленного устройства, которое со временем отчасти воплотили в реальность.

История

Изобретение подобного вида транспорта уходит корнями ещё в 90-е годы прошлого столетия, когда появились первые прототипы транспортных средств, использующих в своей конструкции системы автоматической балансировки. Пожалуй, прародителем современного гиротранспорта подобного типа можно назвать изобретение Segway . Это устройство также имеет два колеса и площадку для ног. В редких случаях модель может быть оснащена сиденьем. Однако главное отличие гироскутера от сегвея - отсутствие рулевого столба. Здесь управление осуществляется не манипуляцией руками, а перемещением массы тела из стороны в сторону. Например, для движения вперёд необходимо наклониться в соответствующем направлении, для торможения и движения назад - наоборот. Повороты осуществляются при помощи смещения массы тела в желаемую сторону.

Первые современные гироскутеры стали появляться лишь в начале 2010-х годов. Тогда несколько корейских и китайских компаний взялись за массовое производство и модернизацию имеющихся прототипов, однако в процессе удешевления зачастую применялись ненадёжные материалы и электроника, функционирующая со сбоями.

Устройство

Данный агрегат состоит из нескольких ключевых элементов:

  • Два электрических мотора;
  • Система гироскопических датчиков;
  • Управляющее устройство, обрабатывающее всю поступающую с датчиков информацию;
  • Корпус гироскутера;
  • Аккумулятор.

В зависимости от модели в гироскутере могут присутствовать дополнительные устройства: информационный дисплей, пульт управления, модуль Bluetooth , динамики для воспроизведения музыки, осветительные приборы и другое.

Принцип работы

При переносе центра тяжести тела вперёд (нажатием носков), гироскопические датчики улавливают данное нажатие и колёса начинают вращаться вперёд. Соответственно, при одинаковом нажатии носками ног на переднюю часть платформы гироскутера устройство двигается прямо. Отклоняясь назад, при этом нажимая обеими пятками на заднюю часть платформы, пользователь задаёт движение назад. Поворот осуществляется наклоном левой или правой половинки платформы вперёд, а разворот на месте (на 360 градусов влево (как пример)), осуществляется: нажатием вниз носка правой и пятки левой ног. Так как каждая половинка гироскутера имеет свой собственный гиродатчик, то и едет она (при соответственном её наклоне), вперёд или назад, независимо от другой половинки. Так и происходит поворот или разворот. И хотя на словах описание этого процесса звучит сложно, на деле всё гораздо проще и интуитивно понятно. Зачастую через несколько минут практики пользователь уже уверенно стоит на гироскутере.

Безопасность

Во многих странах эксплуатация гироскутеров была запрещена как на автомобильных дорогах, так и на тротуарах . Например, подобный запрет действует в Великобритании (разрешено их использование только на частных территориях с согласия владельца) .

Десятки сообщений о самовозгораниях свидетельствуют, что некачественные литиевые батареи, используемые в недорогих ховербордах, могут возгораться как в процессе зарядки, так и при использовании . Несколько авиакомпаний уже запретили перевозку ховербордов в салоне самолёта и в багаже из-за опасности их самовозгорания . Amazon запретила продажу нескольких моделей в своём магазине .

Падения с гироскутеров могут приводить к тяжёлым травмам, в том числе к переломам .

См. также

Примечания

  1. Евгений Золотов . Моноколесо и право (Волшебство гироцикла, ч.4) , Компьютерра (11 декабря 2015). Проверено 12 декабря 2015.
  2. London "hoverboard" bus crash teenager dies (англ.) , BBC (11 December 2015). Проверено 12 декабря 2015. «"Self-balancing scooters" are known by various names including "hoverboards" and "rideables" …some models capable of travelling at up to 12 mph. They are banned from use on public pavements and roads in the UK. The Crown Prosecution Service has issued guidance stating they "are not legal for road use". According to the Department for Transport, it is only legal to use them on private property with the owner"s consent».
  3. Emma Ailes . How the "hoverboards" took off - in spite of laws against them (англ.) , BBC News (13 October 2015). Проверено 12 декабря 2015. «"self-balancing scooters" are actually banned under section 72 of the Highway Act 1835 for use on public pavements and roads in the UK. The Crown Prosecution Service has issued guidance stating they "are not legal for road use".».
  4. TIM MOYNIHAN . WHY HOVERBOARDS KEEP EXPLODING (англ.) , WIRED (12 December 2015). Проверено 12 декабря 2015. «the problem doesn’t have to do with these self-balancing scooters themselves, but with the quality of the batteries being used. They’re cheap, …more-affordable brands are using cheaper components … With these cheap batteries, a lot of things can cause fires. … the separator … may not be aligned correctly.».

Что такое гироскутер - удобное электрическое транспортное средство, внешне выглядит, как планка с колесами по бокам, работает на электродвигателе, встроены датчики для балансировки. Прародителем новинки называют сигвей, где тоже есть два колеса и площадка для ног, без рулевого столба. Научиться ездить на гироскутере просто.

Зачем нужен гироскутер?

Многие пожимают плечами: для чего нужен гироскутер в быту, если имеется другой транспорт? Бесспорный плюс - компактность и скорость. Устройство разгоняется до 15-20 километров в час, до остановки можно добраться в считанные минуты. Коротко о плюсах:

  1. Экономит время, чтобы добраться до места назначения.
  2. Игнорирует дорожные «пробки».
  3. Не требует парковки.
  4. За него не нужно платить в транспорте, легко умещается в сумке.

Гирокскутер отлично подходит для отдыха:

  1. Удобен в использовании, не требует физических усилий для приведения в действие.
  2. Идеален для знакомства с достопримечательностями, скорость легко регулируется.
  3. Можно кататься по парку, использовать для прогулок с собакой.

Как выглядит гироскутер?

Внешне похож на скейтборд, только с двумя колесами, встроенными в платформу. Главные детали устройства:

  • корпус с прорезиненными вставками, удерживающими от скольжения;
  • электродвигатели в колесах;
  • колеса состоят из шин и дисков с двигателем;

Одноколесный гироскутер отличается тем, что:

  • имеет камерную систему колес, поэтому едет мягче;
  • есть система увеличения мощности;
  • колеса – в пластиковом корпусе;
  • на корпусе имеется ручка с панелью управления;
  • с двух сторон устройства имеются специальные подножки;
  • нет передней и задней части, поэтому легко едет и вперед, и назад.

Самое важное в этом устройстве – система балансировки с гироскопами и гироскопическими датчиками. Некоторые модели оснащены подсветкой, чтобы перемещаться ночью. Новые модели имеют приложение, которое фиксирует скорость и заряд батареи. Основное устройство гироскутера включает:

  • микроконтролер системы балансировки;
  • вспомогательные платы, на них размещены гироскопы;
  • платформу с участками управления в виде кнопок;
  • стальное крепление, отвечающее за нагрузку;
  • платы с двух сторон платформы для независимых друг от друга двигателей;
  • два гироскопических датчика, передающих информацию через шлейф, в процессор;
  • процессор, осуществляющий программное обеспечение, через которое поступает команда электродвигателям, куда крутить колеса;
  • аккумуляторы для электродвигателей;

Виды гироскутеров

Какие бывают гироскутеры? Их разделяют по виду колес, размер которых и определяет возможности устройства:

  1. Детский, колеса на 4,5 дюйма, рассчитаны на небольшой вес.
  2. Полусредний, колеса на 6,5 дюймов, высокая скорость, небольшие размеры. Выдерживает груз до 100 килограмм.
  3. Средний, диаметр колес - 8 дюймов, скоростные, с хорошей проходимостью.
  4. Большие. Размер колес около 10 дюймов, самые мощные электродвигатели.

Какой гироскутер лучше выбрать?

Как правильно выбрать гироскутер по основным параметрам? Специалисты советуют ориентироваться на возраст покупателя и его потребности:

  1. Для детей отличный вариант – «Умка», скорость небольшая – до 8 километров в час, мало весят, занимают немного места.
  2. Детям 7-10 лет лучше всего подойдет гироскутер на 6,5 дюймов. Небольшой вес и хорошая скорость. Минус – плохо ездит по неровным дорогам, потому быстро изнашивается.
  3. Подросткам до 18 лет удобнее всего кататься на 8-дюймовых. Справляется с любой дорогой, устойчивый и скоростной.
  4. Для взрослых оптимальный выбор – гироскутер на 10 дюймов, большие колеса обеспечивают проходимость в любую погоду, развивает скорость до 25 километров в час.
  5. Пожилым людям подойдут устройства с ручками, с их помощью гироскутером легко управлять.

Моноколесо или гироскутер - что выбрать?

Эти девайсы представлены на рынке в двух вариантах: моноколеса и гироскутеры. У каждого устройства есть свои плюсы и минусы. Гироскутер на двух колесах – более устойчивый, но на одном колесе – намного мобильнее. В сравнительной характеристике картина такова:

  1. Моноколесо ездит быстрее, его удобно носить в руках. Большие гироскутеры требуют приспособлений.
  2. Одноколесные устройства рассчитаны на расстояния 18 километров, могут разгоняться до 35 километров в час, у гироскутеров самая большая скорость – 25 километров.
  3. Легко проходят в проемы, на нем можно ездить в супермаркетах, гироскутер такой способностью похвалиться не может.
  4. При резком наезде на дорогу моноколеса не успевают перестроиться, в отличие от гирокскутеров.

Что такое гироскутер с одним колесом, чем отличается по типу? Есть моноколеса детские, на 5 дюймов, разгоняются до 10 километров в час, на неровной дороге отключаются. Подростковые, на 12 дюймов, могут набрать скорость до 13 километров, а взрослые – с диаметром 15 и мощностью двигателя в 500 Ватт легко одолевают до 20 километров в час. Если у ребенка проблемы с чувством равновесия, лучше приобретать для него менее скоростную модель.

Как зарядить гироскутер?

Когда зарядка этого транспортного средства совсем «сядет», устройство заблокирует колеса, а во время езды это очень опасно. Если заряда мало, девайс будет хуже «слушаться». Даже, если гироскутер в простое, его стоит подзаряжать хотя бы раз в полмесяца. Сколько заряжается гироскутер - полтора-два часа, в зависимости от того, как им пользоваться. По ровным дорогам зарядки хватит на два-три часа, столько же – на морозе до -5 градусов. Как заряжать гироскутер? Короткая инструкция:

  1. Проверить, чтобы устройство и разъем были сухими.
  2. Включить блок питания в розетку, после этого подсоединить к гироскутеру.
  3. Вставить штекер в нужный разъем.
  4. Выставить время, отмеченное в инструкции. Для разных видов оно отличается, но не более 4,5 часов.
  5. Когда устройство будет готово к использованию, на индикаторе появится зеленый огонек. Выключить штекер, затем – блок питания.

Аксессуары для гироскутера

Аксессуары для этого устройства разделяют на внешние и внутренние. Лучше всего сразу приобретать девайс с внешними приспособлениями:

  1. Сумка-чехол или переноска. Разные гироскутеры предполагают и разные модели сумок, исходя из размеров колес.
  2. Пульт управления.
  3. Корпус гироскутера.

Внутренние аксессуары заранее приобретать не обязательно, их приходится покупать в случае, если необходим ремонт:

  1. Аккумулятор – главная деталь механизма.
  2. Несущая рама.
  3. Надувные колеса, их нужно менять только на девайсе на 10 дюймов.
  4. Система балансировки датчиков, можно купить и по частям, и в комплекте.

Ховеркарт для гироскутера

У разработчиков недавно появилась оригинальная новинка, удобная в семейных поездках - коляска для гироскутера. Ее прикрепляют к корпусу, предусмотрено место, где сидеть, для устойчивости имеется переднее колесо. Впереди предусмотрены подставки для ног. Собирается очень быстро, занимает немного места, так что эту новинку охотно приобретают для катания детей. Удачный выбор и для людей старшего возраста, которым комфортнее передвигаться сидя.

Сумка для гироскутера

О том, что такое транспортное средство, как гироскутер, требует свою переноску, сразу задумываются не все. Но со временем все же приобретают сумку, чтобы защитить девайс от повреждений. Каким должен быть чехол для гироскутера? Несколько ценных советов:

  1. Покупать сумку лучше из жесткой ткани.
  2. Выбрать товар с карманами для зарядного устройства и блока питания.
  3. Изучить качество. Швы должны быть ровненькими, без торчащих ниток.
  4. Проверить, есть ли на дне мягкая вставка, которая защищает от повреждений.

Сумки для больших гироскутеров на 10 дюймов очень объемные и неудобные, специалисты советуют выбрать рюкзак, в толпе он не будет бить по ногам. Лучше всего покупать переноску из ткани, отталкивающей воду, которая защитит в ливень. Если планируете пользоваться девайсом и зимой, стоит приобрести сумку из плотной ткани, она убережет гироскутер во время мокрого снега и сильного мороза.


Защита для гироскутера

Что такое гироскутер для тех, кто привык им пользоваться ежедневно, объяснять не нужно, поэтому, как любой незаменимый помощник, он требует и качественного ухода. Мелкий дождь устройству не повредит, как и глубокая лужа, но только при условии, что оно надежно защищено. Для этой цели предусмотрена аквазащита гироскутера:

  1. Лента из трубочек, ее наклеивают на стыки деталей корпуса с помощью специального скотча.
  2. Чехол для корпуса, бережет от ударов и гасит вибрацию. Лучше выбрать силиконовый.
  3. Аквасостав, его умеют наносить в фирмах, которые специализируются на гидроизоляции гидробордов. Можно сделать это и самостоятельно, обработав составом все электронные устройства и механические узлы.

Прообразом гироскутера, как бы не открещивались его создатели, можно считать сигвей - это исторический факт. О том, кто придумал сигвей существует общепринятое мнение - авторство изобретения Дина Кейна никто не оспаривает, а если оспаривает, то очень тихо и до масс такая информация не доходит. Представляет собой сигвей двухколесный самодвижущийся механизм с электродвигателем. Ногами райдер становится на одноосную платформу, руками - удерживается за руль, напоминающий руль самоката. Маневры обеспечиваются наклонами корпуса в стороны. Для ускорения движения следует наклонить корпус вперед, для торможения - проделать ту же процедуру с обратным вектором.

Первый прототип представили широкой публике в 2001 году - 16 лет тому назад, но популярности, изобретенного значительно позже гироборда ему достичь не удалось. Нельзя сказать, что о сигвеях не знали или не использовали. Это совсем не так. Их применяют, как транспортное средство полицейских, в некоторых развитых западных странах.

Удобны самобалансирующиеся устройства для перемещения в крупных офисах и в организациях с большой площадью территории, как замена велосипедам. В нашей стране сигвей чаще применялся в качестве развлечения в лунапарках, на набережных курортных городов и в оживленных местах отдыха (бульварах, парках, площадях). Причин тому несколько:

  1. Габариты конструкции;
  2. Большой вес.

Новый бестселлер

О том, кто изобрел гироскутер мнение у претендующих на первенство сторон кардинально противоположны. На признание первооткрывателем рассчитывают сразу два представителя конкурирующих компаний: представляющий Solowheel - Шейн Чен и Дэвид Пирс из Chic Robotics. Достоверно установить кто был первым и в каком году произошло открытие не представляется возможным. Взаимные обвинения в плагиате звучат с обеих сторон. Шейн Чен называет 2013 год - годом создания первого прототипа. Мистер Пирс продолжает настаивать, что модель 2014 года - Smart S1 и есть первый гироборд.

Кто бы не придумал гироскутер, то, что это хит продаж последних трех лет не осмелится возразить ни одна живая душа на рынке электротранспорта. Фото сигвея и его современного аналога указывают на причины популярности нового агрегата по сравнению с ранним предшественником. Первое, что бросается в глаза - размер. Вышедшие на новый уровень литиевые батареи позволили существенно снизить вес и габариты гироборда без снижения запаса хода при полном заряде. Современные мини-сигвеи позволяют проходить от 10 до 150 км без подзарядки. Новые технологи разрешают оснастить гироборд дополнительными полезными функциями:

  • аудиоколонки.

Перспективы роста

Пока продолжаются споры об авторстве, все больше компаний вводят в ассортимент товаров гироборды собственного производства. Появились мини-сигвеи с большим диаметром колес, увеличив проходимость транспорта и выведя его за рамки исключительно городского увлечения.

В нашей стране вырастает новое поколение детей, изменивших любимым старшими товарищами самокатам и скейтбордам. Доступность новых электромашин не уступает привычным экстремальным средствам передвижения.

Полезно знать: Китай - страна, где изобрели новое повальное увлечение, продолжает находится в авангарде мирового производства. Гироскутер, как и любой другой товар "made in China", доступен в разных качествах. Некоторые модели запрещены к перевозке вследствие возможности их самовоспламенения. Большинство производителей берегут свою репутацию, предлагая безопасное исполнение и стильный дизайн.

Примерно тридцать лет назад американский инженер-изобретатель Дин Кейман встретился на пешеходной дорожке с инвалидом-колясочником. У инвалида имелась проблема: коляска не могла преодолеть ничтожное препятствие: бордюрный камень…

Медицинская техника была «коньком» изобретателя. «Неужели таким людям нельзя помочь?», думал Кейман.

В этот момент американцу пришла в голову революционная идея: встроить в коляску гироскоп - устройство, которое реагирует на изменение ориентации в пространстве и автоматически поддерживает равновесие.

Вслед за коляской с гироскопом Кейман разработал самобалансирующуюся «колесницу» -сигвей. Правда, работать пришлось много лет.

Россия - родина сигвея?

Впрочем Дин Кейман был не первым! Как всякое крупное изобретение, сигвей имеет давнюю историю.

Первый гироскоп был создан немецким физиком Иоанном Боненбергером еще в 1817 году и усовершенствован французом Жаном Фуко в середине XIX столетия. В то время гироскопы нужны были для проведения физических экспериментов.

Уже в начале XX века русский изобретатель Петр Петрович Шиловский предложил использовать гироскоп в колесном транспорте. Ему удалось построить экспериментальный монорельсовый поезд и гирокар - двухколесный автомобиль. Шиловский считал, что такие транспортные средства станут более маневренными. Машина поддерживала равновесие с помощью гироскопа.

В 1914 году Шиловский построил такой автомобиль в Лондоне, но в серийное производство он не поступил. Уровень технологий не позволял это сделать. Инженерная фантазия Шиловского безнадежно опередила его время. Его машину можно считать «прародительницей» современных сигвеев и гироскутеров.

Гироскопический автомобиль Шиловского

Другой аппарат - уже очень похожий на нынешние сигвеи - запатентовал японский профессор Кацуо Ямафудзи в 1966 году. Впрочем, ученый встретился с большими трудностями при воплощении своего проекта и смог представить публике готовую модель только в 1987 году. В серийное производство она так и не поступила.

Следуй за мной!

Подлинный отец сигвеев и гироскутеров - Дин Кейман - родился в Нью-Йорке в 1951 году и еще в школе был охвачен благородной страстью изобретательства. Позднее он учился в Ворчестерском политехническом институте, но так и не получил законченного высшего образования. И этот самоучка стал человеком, который чуть не перевернул мир.

За свою жизнь Дин Кейман получил более четырехсот патентов на изобретения. Его коньком была медицинская техника - так, например, он изобрел автоматический шприц для больных диабетом или гироскопическое инвалидное кресло iBOT (1990 год) - о нем мы, впрочем, уже упоминали!

Разработка сигвея стоила Кейману десяти лет работы и 100 миллионов долларов. Задача оказалась очень сложной (для науки и техники 90-х годов): пять гироскопов должны были автоматически реагировать на малейшие изменения в положении тела человека, который стоит на платформе. Сигналы от всех гироскопов передавались микропроцессорам, которые в свою очередь посылали сигналы электродвигателям. Этот принцип работы используется и теперь.

Чтобы создать свою «чудо-колесницу», Кейман основал компанию «Сигвей» (название торговой марки первично, название самого транспортного средства - вторично).

Кстати, как правильно писать это слово - «сигвей» или «сегвей»? Правильны оба варианта: в России единой нормы не сложилось. Правда, если исходить из оригинального названия (Segway) второй вариант кажется предпочтительным.

Само же имя происходит от итальянского музыкального термина segue, который означает «Иди за мной».

Изобретатель полагал, что мир последует за ним и что изобретение совершит переворот в городской инфраструктуре. Во всяком случае, именно такое заявление он сделал в декабре 2001 года, когда презентовал уже построенный сигвей на американском телевидении. Кейман хотел перевернуть весь мир, отправив все автомобили и велосипеды на свалку истории.

Эти пророчества оказались слишком смелыми, но все-таки сигвей уже вторгается в городской ландшафт. Уже в 2002-2003 годах было запущено в массовое производство сразу несколько моделей «чудо-колесниц». Сигвей экологичен и экономичен, занимает мало места, развивает скорость до 50 километров в час и используется не только для развлечения. Во многих городах сильные стороны сигвея оценили курьеры и даже полицейские.

Единственный недостаток - машина не слишком-то дешева.

А как же гироскутеры?

А когда был изобретен гироскутер? Некоторые полагают, что сигвей и гироскутер - полные синонимы. Это не совсем так: ведь электронная «начинка» сигвея ответственна только за поддержание равновесия. А управлять колесным средством надо с помощью руля.

У гироскутера же руль как таковой отсутствует. Принцип управления прост, как все гениальное: при переносе массы тела на правую или на левую ногу включается только правый или левый мотор - гироскутер начинает поворот.

Такая машина была пущена в производство совсем недавно, в 2014 году. Даже единого названия пока что не сложилось, и параллельно со словом «гироскутер» звучат слова «мини-сигвей» и «смарт-баланс».

Гироскутер стал производиться сразу несколькими компаниями из Китая и Кореи, которые оспаривают приоритет друг у друга. Истинным изобретателем чаще всего низывают китайского инженера по имени Шейн Чэнь.

К очевидным плюсам гироскутеров следует отнести их дешевизну, малый вес, компактность.

Но есть и оборотная сторона медали - до надежности сигвея современным гироскутерам еще очень далеко.