Методы сжатия цифрового звука. Принцип сжатия звука

09.08.2019 Флешки и HDD

Сегодня большинство из нас имеет дело преимущественно с цифровыми системами воспроизведения звука. В этих системах звук хранится в цифровом виде – то есть – в виде последовательностей нулей и единиц, которые после раскодирования их с помощью специального программного и аппаратного обеспечения, превращаются в звук. В мире цифровой музыки идет борьба, с одной стороны, за качество воспроизведения, а с другой – за объем хранимых данных. Это два противоборствующих понятия – чем выше качество звука, тем, обычно, больше места требуется для его хранения. Для того, чтобы сохранить цифровой звук с как можно более высоким качеством в как можно меньшем объеме информации, были разработаны алгоритмы сжатия звука.

Существует два различных подхода к сжатию аудиоинформации. Первый называется сжатием без потерь ( lossless ) – в ходе такого сжатия звук, записанный в цифровом виде, сохраняется полностью, без потерь. Другой подход к сжатию аудиоданных называется сжатием с потерями ( lossy ) – звук особым образом обрабатывается, из него удаляется все, по заключению алгоритма сжатия, лишнее, а то, что остается, сжимается. Такое сжатие, в сравнении со сжатием без потерь, позволяет добиться гораздо более высоких уровней сжатия, то есть – уменьшить размеры звуковых файлов, в то время как качество звучания, если не стараться сжать файл слишком сильно, страдает не особенно заметно.

Музыкальные записи можно сжимать и обычными архиваторами, однако они не могут работать в режиме реального времени, к тому же, уровень сжатия несжатых музыкальных записей редко когда превышает 50%. Другой, используемый на практике, способ сжатия аудиоинформации заключается в применении специальных программ – так называемых кодеков, с помощью которых можно сжимать и "на лету" заниматься раскодированием и воспроизведением сжатых композиций.

Говоря о кодеках для сжатия аудиоинформации, следует различать понятия кодек и контейнер медиаданных. Контейнер – это, упрощенно говоря, некая стандартная оболочка , в которой хранятся аудиоданные, сжатые тем или иным кодеком. Например, в MP4-контейнере могут храниться данные, сжатые различными кодеками – в частности – кодеком сжатия с потерями AAC , кодеком сжатия без потерь ALAС и другими. Обычно для различных типов данных, которые хранятся в MP4-контейнере, применяются различные расширения файла. Точно так же, в WAV -файле могут храниться различные данные – например, сжатые в популярном формате MP3 или несжатая информация в формате PCM – в случае с WAV -файлами расширение имени файла остается неизменным (. wav ), а различаются эти файлы лишь по своей внутренней структуре.

Перечень программ

В табл. 3.1. приведены программы, описанные в данной теме. Это, в основном, универсальные программы, вы можете выбрать для кодирования тех или иных файлов любую из них. Входным форматом файлов по умолчанию является WAV , однако практически все программы умеют кодировать музыку между форматами и "разжимать" исходные файлы в стандартные WAV .

Таблица 3.1. Программы и форматы файлов
Программы и форматы MP3 OGG WMA AAC VQF FLAC WAV PACK APE ALAC
Lame +
Winlame + + +
RazorLame +
Windows Media Encoder +
aoTuV +
iTunes +
ImToo WMA MP3 Converter* + +
MP4 Converter**
ImToo Audio Encoder + + + + + + +
Flac Frontend +
Cue Splitter ***
WavPack Frontend +
Monkey’s Audio +
dBpoweramp + + + + + + + +

* Программа ImToo WMA MP3 Converter поддерживает большое количество входных форматов файлов, на выходе же могут быть лишь MP3 и WMA .

** Программа MP4 Converter конвертирует видеофайлы различных форматов в формат, понятный плеерам Apple iPod .

*** Программа для разбиения больших аудиофайлов в соответствии с индексными картами.

Сжатие с потерями

Среди существующих форматов сжатия аудиоданных с потерями можно отметить "большую четверку" - MP3 , WMA , Ogg Vorbis и AAC . Ваш MP3 -плеер с практически 100% вероятностью будет поддерживать один из этих форматов, а скорее всего – несколько. Знания о некоторых особенностях форматов будут особенно полезны при практической работе с аудиоинформацией. Например, в следующих лекциях мы рассмотрим ПО для работы со звуком, в частности, подробно остановимся на конверсии звука из одного формата в другой, и если вы будете знать о формате сжатия данных немного больше, чем его название, это может вам неплохо помочь. Итак, начнем с самого популярного формата.

MP3

Полное название MP3 – MPEG 1 Audio Layer 3. MP3 – это формат сжатия аудиоданных с потерями, который добился невероятной популярности по всему миру. В настоящее время существуют варианты стандарта - MPEG-2 Layer 3 и MPEG-2 .5 Layer 3.

История MP3 начинается в конце 1980-х годов, когда рабочая группа инженеров института Фраунгофера (Fraunhofer Society) начала работать над проектом DAB ( Digital Audio Broadcast ). Проект был частью исследовательской программы EUREKA и в ее рамках был известен как EU -147. MP3 стал результатом переработки стандартов сжатия аудиоинформации Musicam и ASPEC, добавления к идеям, используемых в этих стандартах, новых оригинальных концепций. Непосредственное отношение к стандарту имеет так же компания Thomson.

Стандарт развивался в начале 1990-х, в 1995 году была опубликована окончательная версия стандарта, однако еще в 1994 году был создан первый программный MP3 -кодировщик, который назывался l3enc. Тогда же было выбрано расширение. mp3 для файлов, закодированных в данном формате, а в 1995 году появился первый программный MP3 -проигрыватель Winplay3, доступный широкой общественности. Благодаря высокому качеству музыки при небольшом размере файлов, а так же из-за появления простого и качественного программного обеспечения для проигрывания и создания MP3 -файлов (например, широко известного и ныне здравствующего WinAmp’a, который появился еще в середине 1990-х годов), стандарт обрел огромную популярность и пользуется ей до сих пор.

Возможности MP3

Говоря о возможностях формата MP3, пожалуй, надо начать с формата, в котором хранят музыку на обычных музыкальных CD-дисках, на так называемых Audio CD . Звук, записанный на такие диски, имеет вполне определенные характеристики, а именно, это 44.1kHz 16Bit Stereo (44,1 кГц, 16-битный стереозвук). В переводе на нормальный человеческий язык это означает, что каждая секунда звучания состоит из 44100 образцов (этот параметр называют частотой дискретизации), каждый из которых имеет размер 16 бит (то есть – два байта), причем, информация записывается для двух каналов – для правого и для левого. В итоге получается, что для хранения одной секунды музыки в формате Audio CD потребуется 44100*16*2=1411200 бит, или 176400 байт, или 172,2 Кб. Таким образом, пятиминутная композиция займет 176400*5*60=52920000 байт, то есть – почти 50 мегабайт дискового пространства. Даже сегодня, учитывая десятки, а чаще – сотни гигабайт жестких дисков, которые есть в распоряжении обычных пользователей, довольно сложно представить себе музыкальную коллекцию, состоящую исключительно из звука, записанного в таком неэкономном формате. Что и говорить о жестких дисках на пару гигабайт, которые были пределом мечтаний многих лет десять назад.

Файлы, сжатые в MP3 практически без потери первоначального качества, занимают в 6-10 раз меньше места, чем оригинал. То есть из огромного 50-мегабайтного файла получается вполне пристойный 5-мегабайтный. Причем, если сжать такой файл с помощью обычных алгоритмов сжатия (RAR или ZIP, например), которые используются для простых файлов, мы получим, в лучшем случае, 50% выигрыш (то есть файл порядка 25 Мб). В чем же дело? Почему же MP3 способен так сильно сжимать файлы, практически не ухудшая их качества. Ответ на вопрос здесь кроется в слове "практически". Ведь обычное сжатие не изменяет качества композиций, оно полностью сохраняет его, а MP3 проводит некие манипуляции с файлом, которые могут сказаться на его качестве.

Как работает MP3

В основе MP3 лежит множество механизмов сжатия, в частности, так называемое адаптивное кодирование, основанное на психоакустических моделях, которые учитывают особенности восприятия звука человеком и удаляют из него все "лишнее" - все то, что среднестатистическому человеку невозможно услышать при прослушивании композиций. Как мы уже говорили, если не стремиться слишком сильно сжать композицию, применив наиболее качественный вариант MP3-кодирования, то ее размер будет примерно в 6-10 раз меньше оригинала с CD-качеством, а качество этих двух записей будет идентичным – вряд ли даже профессионал различит их. При более высоких уровнях сжатия потери (их еще называют артефактами сжатия) слышны гораздо сильнее, но тот, кто пользуется сильно сжатой MP3-музыкой, сознательно идет на такой шаг. Например, сильно сжатые MP3 чрезвычайно популярны в среде сотовых телефонов – часто встроенной памяти аппарата не хватает для того, чтобы закачать в него достаточное количество качественных MP3, в результате владелец жертвует качеством записи ради количества. Но вернемся к описанию принципов работы MP3, в частности, к психоакустическим моделям.

Адаптивное кодирование, основанное на психоакустических моделях, применяет различные знания об особенностях восприятия звуков человеком. Так, если одновременно воспроизводятся два звуковых сигнала, один из которых слабее, то более слабый сигнал заглушается (или, как говорят, маскируется) более сильным сигналом. В результате получается, что человек слышит более сильный звук, а более слабый – нет. В таком случае информация о более слабом звуке просто отбрасывается. Точно так же происходит, если сразу после громкого звука идет тихий – громкий звук вызывает временное понижение слуховой чувствительности, в результате – тихий звук оказывается не слышным – информацию о нем так же можно убрать. Так же при обработке музыкальных композиций учитывается то, что большинство людей не способны различить сигналы, мощность которых находится ниже определенного уровня для различных частотных диапазонов.

Битрейт

При MP3-кодировании особенную важность имеет так называемый битрейт (bitrate или ширина потока), который задается при кодировании. Например, уже описанный Audio CD может быть закодирован с максимальным битрейтом 320 Кбит/c (килобит в секунду – этот показатель так же обозначают как kbps , kbs , kb/s) до 128 и ниже. На практике, при битрейте ниже 128 Кбит/с качество звучания падает настолько сильно, что кодировать с подобным битрейтом есть смысл лишь тогда, когда другой альтернативы просто нет.

С одним и тем же битрейтом могут быть закодированы различные исходные материалы, например, звук может быть не стереофоническим, а монофоническим, другой может быть частота дискретизации или размер выборки, однако битрейт – это очень важный интегральный показатель качества MP3-файла. В общем случае, чем он больше – тем это лучше. Очень часто при кодировании MP3-записей Audio CD -качества, можно встретить битрейт 192 Кбит/с – он неплохо подходит для этих целей, однако при прослушивании подобных записей на качественной аудиоаппаратуре (особенно, если сравнить их с оригинальными Audio CD ), заметны артефакты сжатия.

Однако, нельзя однозначно утверждать, что любая музыкальная композиция, скажем, записанная на битрейте 192 Кбит/с лучше, чем композиция, записанная на 128 Кбит/с. Многое зависит от самой музыки, от кодировщика, от исходного качества записи, а так же от того, какой тип битрейта использован при записи композиции.

Так, наиболее простой тип битрейта – это постоянный битрейт – или CBR ( Constant Bit Rate ). Этот битрейт не меняется в течение кодирования всей композиции, то есть каждая секунда звучания, независимо от ее содержимого, кодируется одинаковым количеством бит.

Bit Rate ) – его можно назвать комбинацией VBR и CBR . Так, перед началом кодирования пользователь задает средний битрейт, а при кодировании программа, используя переменный битрейт, следит за тем, чтобы в итоге битрейт вписался в установленное пользователем ограничение. Качество выходного файла получается, таким образом, хуже, чем при использовании VBR (но немного лучше, чем при использовании аналогичного CBR ), однако размер файла поддается гибкой и точной регулировке.

В ходе кодирования исходный аудиосигнал разбивается на участки, которые называются фреймами. Каждый фрейм кодируются отдельно, а при декодировании звуковой сигнал реконструируется из декодированных фреймов. Особый интерес при кодировании MP3 представляет способ обработки стереосигнала – давайте остановимся на этом вопросе подробнее.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра «Прикладная информатика»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

КОНТРОЛИРУЕМАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мультимедиа»

Тема «Сжатие звуковой информации»

Выполнил:

студент группы 2ПО

Проверил:

доцент кафедры ПИ,

к. т.н., доцент

Ставрополь, 2011

СЖАТИЕ ЗВУКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Общие сведения

При первичном кодировании в студийном тракте используется об равномерное квантование отсчетов звукового сигнала (ЗС) с разрешением ∆А=16...24 бит/отсчет при частоте дискретизации f = 44,1...96 кГц. В каналах студийного качества обычно

∆А =16 бит/отсчет, f = 48 кГц, полоса частот кодируемого звукового сигнала

∆F = 20...20000 Гц. Динамический диапазон так цифрового канала составляет около 54 дБ. Если f = 48 кГц и ∆А =16 бит/отсчет, то скорость цифрового потока при передаче одного такого сигнала равна V= 48x16 = 768 кбит/с. Это требует суммарной пропускной способности канал связи при передаче звукового сигнала форматов 5.1 (Dolby Digital) или 3/2 плюс канал сверхнизких частот (Dolby Surround, Dolby-Pro-Logic, Dolby THX) более 3,840 Мбит/с. Но человек способен своими органами чувств сознательно обрабатывать лишь около 100 бит/с информации. Поэтому можно говорить о присущей сущей первичным цифровым звуковым сигналам значительной избыточности

Различают статистическую и психоакустическую избыточность первичных цифровых сигналов. Сокращение статистической избыточности базируется на учете свойств самих звуковых сигналов, а психоакустичсской - на учете свойств слухового восприятия.

Статистическая избыточность обусловлена наличием корреляционной связи между соседними отсчетами временной функции звукового сигнала при его дискретизации. Для ее уменьшения применяют достаточно сложные алгоритмы обработки. При их использовании потери информации нет, однако исходный сигнал оказывается представленным в более компактной форме, что требует меньшего количества бит при его кодировании. Важно, чтобы все эта алгоритмы позволяли бы при обратном преобразовании восстанавливать исходные сигналы без искажений. Наиболее часто для этой цели используют ортогональные преобразования. Оптимальным с этой точки зрения является преобразование Карунена - Лоэва. Но его реализация требует существенных вычислительных затрат. Незначительно по эффективности ему уступает модифицированное дискретное косинусное преобразование (МДКП). Важно также, что для реализации МДКП разработаны быстрые вычислительные алгоритмы. Кроме того, между коэффициентами преобразования Фурье (к которому мы все привыкли) и коэффициентами МДКП существует простая связь, что позволяет представлять результаты вычислений в форме, достаточно хорошо согласующейся с работой механизмов слуха. Дополнительно уменьшить скорость цифрового потока позволяют также методы кодирования, учитывающие стати звуковых сигналов (например, вероятности появления уровней звукового нала разной величины). Примером такого учета являются коды Хаффмана где наиболее вероятным значениям сигнала приписываются более короткие кодовые слова, а значения отсчетов, вероятность появления которых мала кодируются кодовыми словами большей длины. Именно в силу этих двух причин в наиболее эффективных алгоритмах компрессии цифровых аудиоданных кодирование подвергаются не сами отсчеты ЗС, а коэффициенты МДКП, и для их кодирования используются кодовые таблицы Хаффмана. Заметим, что число таких таблиц достаточно велико и каждая из них адаптирована к звуковому сигналу определенного жанра.

Однако даже при использовании достаточно сложных процедур обработки устранение статистической избыточности звуковых сигналов позволяет в конечном итоге уменьшить требуемую пропускную способность канала связи лишь 15...25% по сравнению с ее исходной величиной, что никак нельзя считать революционным достижением.

После устранения статистической избыточности скорость цифрового пока при передаче высококачественных ЗС и возможности человека по их обработке отличаются, по крайней мере, на несколько порядков. Это свидетельствует также о существенной психоакустической избыточности первичных цифровых ЗС и, следовательно, о возможности ее уменьшения. Наиболее перспективными с этой точки зрения оказались методы, учитывающие такие свойства слуха, как маскировка, предмаскировка и послемаскировка. Если известно, какие доли (части) звукового сигнала ухо воспринимает, а какие нет вследствие маскировки, то можно вычленить и затем передать по каналу связи лишь те части сигнала, которые ухо способно воспринять, а неслышимые доли (составляющие исходного сигнала) можно отбросить (не передавать по каналу связи). Кроме того, сигналы можно квантовать с возможно меньшим разрешением по уровню, так, чтобы искажения квантования, изменясь по величине с изменением уровня самого сигнала, еще оставались бы неслышимыми, т. е. маскировались бы ис­ходным сигналом. Однако, после устранения психоакустической избыточности точное восстановление формы временной функции ЗС при декодировании оказывается уже невозможным.

В этой связи следует обратить внимание на две очень важные для практики особенности. Если компрессия цифровых аудиоданных уже использовалась ранее в канале связи при доставке программы, то ее повторное применение часто ведет к появлению существенных искажений, хотя исходный сигнал кажется нам на слух вполне качественным перед повторным кодированием. Поэтому очень важно знать «историю» цифрового сигнала, и какие методы кодирования при его передаче уже использовались ранее. Если измерять традиционными методами параметры качества таких кодеков на тональных сигналах (как это часто и делается), то мы будем для них получать при разных, даже самых малых установленных значениях скорости цифрового потока, практически идеальные величины измеряемых параметров. Результаты же тестовых прослушиваний для них, выполненные на реальных звуковых сигналах, будут принципиально отличаться Иными словами, традиционные методы оценки качества для кодеков с компрессией цифровых аудиоданных не пригодны.

Работы по анализу качества и оценке эффективности алгоритмов компрессии цифровых аудиоданных с целью их последующей стандартизации начались в 1988 году, когда была образована международная экспертная группа MPEG (Moving Pictures Experts Group). Итогом работы этой группы на первом этапе явилось принятие в ноябре 1992 года международного, стандарта MPEG 1 ISO/IEC 11172-3 (здесь и далее цифра 3 после номера стандарта относится к той его части, где речь идет о кодировании звуковых сигналов).

К настоящему времени достаточное распространение в радиовещании получили также еще нескольких стандартов MPEG, таких, как MPEG-2 ISO/IEC 13818-3, 13818-7 и MPEG-4 ISO/IEC 14496-3.

В отличие от этого в США был разработан стандарт Dolby АС-3 (ад/52) качестве альтернативны стандартам MPEG. Несколько позже четко сформировались две разные платформы цифровых технологий для радиовещания и телевидения - это DAB (Digital Audi o Broadcasting), DRM (Digital Radio Mondiale), DVB (с наземной DVB-T, кабельной DVB-C, спутниковой DVB-S разновидностями) и ATSC (Dolby АС-3). Первая из них (DAB, DRM) продвигается Европой, ATSC - США. Отличаются эти платформы, прежде всего, выбранным алгоритмом компрессии цифровых аудиоданных, видом цифровой модуляции и процедурой помехоустойчивого кодирования ЗС.

Несмотря на значительное разнообразие алгоритмов компрессии цифровых аудиоданных, структура кодера, реализующего такой алгоритм обработки сигналов, может быть представлена в виде обобщенной схемы, показанной на рис. 4.1. В блоке временной и частотной сегментации исходный звуковой сигнал разделяется на субполосные составляющие и сегментируется по времени, Длина кодируемой выборки зависит от формы временной функции звукового сигнала. При отсутствии резких выбросов по амплитуде используется так назы­ваемая длинная выборка, обеспечивающая высокое разрешение по частоте. В случае же резких изменений амплитуды сигнала длина кодируемой выборки резко уменьшается, что дает более высокое разрешение по времени. Решение об изменении длины кодируемой выборки принимает блок психоакустического анализа, вычисляя значение психоакустической энтропии сигнала. После сегментации субполосные сигналы нормируются, квантуются и кодируются. В наиболее эффективных алгоритмах компрессии кодированию подвергаются не сами отсчеты выборки ЗС, а соответствующие им коэффициенты МДКП.

Обычно при компрессии цифровых аудиоданных используется энтропийное кодирование, при котором одновременно учитываются как свойства слуха человека, так и статистические характеристики звукового сигнала. Однако основную роль при этом играют процедуры устранения психоакустической избыточности. Учет закономерностей слухового восприятия звукового сигнала выполняется в блоке психоакустического анализа. Здесь по специальной процедуре для каждого субполосного сигнала рассчитывается максимально допустимый уровень искажений (шумов) квантования, при котором они еще маскируются полезным сигналом данной субполосы. Блок динамического распределения бит в соответствии с требованиями психоакустической модели для каждой субполосы кодирования выделяет такое минимально возможное их количество при котором уровень искажений, вызванных квантованием, не превышал порога их слышимости, рассчитанного психоакустической моделью. В современных алгоритмах компрессии используются также специальные процедуры форме итерационных циклов, позволяющие управлять величиной энергии искажений квантования в субполосах при недостаточном числе доступных для кодирования бит.

Алгоритмы сжатия звука MPEG основаны на описанных в первой главе свойствах восприятия звуковых сигналов слуховым аппаратом человека. Использование эффекта маскировки позволяет существенно сократить объем звуковых данных, сохраняя приемлемое качество звучания. Принцип здесь достаточно простой: «Если какая-то составляющая не слышна, то и передавать ее не следу». На практике это означает, что в области маскирования можно снизить число битов на отсчет до такой степени, чтобы шум квантования все еще оставался ниже порога маскирования. Таким образом, для работы звукового кодера необходимо знать пороги маскирования при различных комбинациях воздействующих сигналов. Вычислением этих порогов занимается важный узел в кодере психоакустическая модель слуха (ПАМ). Она анализирует входной сигнал в последовательные отрезки времени и определяет для каждого блока отсчетов спектральные компоненты и соответствующие им области маскирования. Входной сигнал анализируется в частотной области, для этого блок отсчетов, взятых во времени, с помощью дискретного преобразования Фурье преобразуется в набор коэффициентов при компонентах частотного спектра сигнала. Разработчики кодеров компрессии имеют значительную свободу в построении модели, точность ее функционирования зависит от требуемой степени сжатия

Полосное кодирование и блок фильтров. Наилучшим методом к кодирования звука, учитывающим эффект маскирования, оказывается полосное кодирование. Сущность его заключается в следующем. Группа отсчетов входного звукового сигнала, называемая кадром, поступает на блок фильтров (БФ) который содержит, как правило, 32 полосовых фильтра. Учитывая сказанное pan критических полосах и маскировании, хорошо бы иметь в блоке фильтров полосы пропускания, по возможности совпадающие с критическими. Однако практическая реализация цифрового блока фильтров с неравными полосами достаточно сложна и оправдана только в устройствах самого высокого класса Обычно используется блок фильтров на основе квадратурно-зеркальных (W. ров с равными полосами пропускания, охватывающих с небольшим взаимным, перекрытием всю полосу слышимых частот (рис. 4.2). В этом случае полоса пропускания фильтра равна π/32T, а центральные частоты полос равны (2к + 1) π /64Т, где Т - период дискретизации;

к = 0,1,..., 31. При частоте дискретизации 48 кГц полоса пропускания секции фильтра составляет 750 Гц.

На выходе каждого фильтра оказывается та часть входного сигнала, которая попадает в полосу пропускания данного фильтра. Далее, в каждой полосе с помощью ПАМ, анализируется спектральный состав сигнала и оценивается, какую часть сигнала следует передавать без сокращений, а какая лежит ниже порога маскирования и может быть переквантована на меньшее число бит. Поскольку, в реальных звуковых сигналах максимальная энергия обычно сосредоточена точена в нескольких частотных полосах, может оказаться, что сигналы в других полосах не содержат различимых звуков и могут вообще не передаваться, личие, например, сильного сигнала в одной полосе означает, что несколько вышележащих полос будут маскироваться и могут кодироваться меньшим лом бит.

Для сокращения максимального динамического диапазона определяется максимальный отсчет в кадре и вычисляется масштабирующий множитель, который приводит этот отсчет к верхнему уровню квантования. Эта операция аналогична компандированию в аналоговом вещании . На этот же множитель умножаются и все остальные отсчеты. Масштабирующий множитель передается к декодеру вместе с кодированными данными для коррекции коэффициента передачи последнего. После масштабирования производится оценка порога маскирования и осуществляется перераспределение общего числа битов между всеми полосами.

Квантование и распределение битов. Все вышеописанные операции не сокращали заметно объем данных, они были как бы подготовительным этапом к собственно сжатию звука. Как и при компрессии цифровых видеосигналов, основное сжатие происходит в квантователе. Исходя из принятых ПАМ решений о переквантовании отсчетов в отдельных частотных полосах, квантователь меняет шаг квантования таким образом, чтобы приблизить шум квантования данной полосе к вычисленному порогу маскирования. При этом на отсчет может понадобиться вместовсего 4 или 5 битов.

Принятие решения о передаваемых компонентах сигнала в каждой частотной полосе происходит независимо от других, и требуется некий «диспетчер», который выделил бы каждому из 32 полосных сигналов часть из общего ресурса битов, соответствующую значимости этого сигнала в общем ансамбле. Роль такого диспетчера выполняет устройство динамического распределения битов.

Возможны три стратегии распределения битов.

В системе с прямой адаптацией кодер производит все расчеты и посылает результаты декодеру. Преимущество данного способа в том, что алгоритм распределения битов может обновляться и изменяться, не затрагивая работы декодера. Однако для пересылки дополнительных данных декодеру расходуется заметная часть общего запаса битов.

Система с обратной адаптацией осуществляет одинаковые расчеты и в кодере, и в декодере, поэтому нет необходимости пересылать декодеру дополнительные данные. Однако сложность и стоимость декодера значительно выше, чем в предыдущем варианте, и любое изменение алгоритма требует обновления или переделки декодера.

Компромиссная система с прямой и обратной адаптацией разделяет функции расчета распределения битов между кодером и декодером таким образом, что кодер производит наиболее сложные вычисления и посылает декодеру только ключевые параметры, затрачивая на это относительно немного битов, Декодер проводит лишь несложные вычисления. В такой системе кодер не может быть существенно изменен, но настройка некоторых параметров допустим.

Обобщенная схема звукового кодера и декодера, выполняющих цифровое сжатие согласно описанному алгоритму с прямой адаптацией, приведена на рисунки 4.3,а. Сигналы на выходе частотных полос объединяются в единый цифровой поток с помощью мультиплексора.

В декодере процессы происходят в обратном порядке. Сигнал демультиплексируется, делением на масштабирующий множитель восстанавливаются исходные значения цифровых отсчетов в частотных полосах и поступают на объединяющий блок фильтров, который формирует на выходе поток звуковых данных, адекватный входному с точки зрения психофизиологического восприятия звукового сигнала человеческим ухом.

Семейство стандартов MPEG

MPEG расшифровывается как «Moving Picture Coding Experts Group», дословно - группа экспертов по кодированию подвижных изображений. MPEG ведет свою историю с января 1988 года. Начиная с первого собрания в мае 1988 года, группа начала расти, и выросла до очень большого коллектива специалистов. Обычно, в собрании MPEG принимают участие около 350 специалистов из более чем 200 компаний. Большая часть участников MPEG - это специалисты, занятые в тех или иных научных и академических учреждениях.

Стандарт MPEG-1

Стандарт MPEG-1 (ISO/IEC 11172-3) включает в себя три алгоритма различных уровней сложности: Layer (уровень) I, Layer II и Layer III. Общая структура процесса кодирования одинакова для всех уровней. Однако, несмотря схожесть уровней в общем подходе к кодированию, уровни различаются п левому использованию и внутренним механизмам. Для каждого уровня определен цифровой поток (общая ширина потока) и свой алгоритм декодирования MPEG-1 предназначен для кодирования сигналов, оцифрованных с частотой дискретизации 32, 44.1 и 48 КГц. Как было указано выше, MPEG-1 имеет три уровня (Layer I, II и Ш). Эти уровни имеют различия в обеспечиваемом коэффициенте сжатия и качестве звучания получаемых потоков. MPEG-1 нормирует для всех трех уровней следующие номиналы скоростей цифрового потока: 32, 48, 56, 64, 96, 112, 192, 256, 384 и 448 кбит/с, число уровней квантования входного сигнала - от 16 до 24. Стандартным входным ^гналом для кодера MPEG-1 принят цифровой сигнал AES/EBU (двухканальный цифровой звуковой сигнал с разрядностью квантованиябита на отчет) Предусматриваются следующие режимы работы звукового кодера:

■ одиночный канал (моно);

■ двойной канал (стерео или два моноканала);

■ joint stereo (сигнал с частичным разделением правого и левого каналов). Важнейшим свойством MPEG-1 является полная обратная совместимость всех трех уровней. Это означает, что каждый декодер может декодировать сигналы не только своего, но и нижележащих уровней.

В основу алгоритма Уровня I положен, разработанный компанией Philips для записи на компакт-кассеты, формат DCC (Digital Compact Cassette). Кодирование первого уровня применяется там, где не очень важна степень компрессии и решающими факторами являются сложность и стоимость кодера и декодера. Кодер Уровня I обеспечивает высококачественный звук при скорости цифрового потока 384 кбит/с на стереопрограмму.

Уровень II требует более сложного кодера и несколько более сложного декодера, но обеспечивает лучшее сжатие - «прозрачность» канала достигается уже при скорости 256 кбит/с. Он допускает до 8 кодирований/декодирований без заметного ухудшения качества звука. В основу алгоритма Уровня П положен популярный в Европе формат MUSICAM.

Самый сложный Уровень III включает все основные инструменты сжатия: полосное кодирование, дополнительное ДКП, энтропийное кодирование, усовершенствованную ПАМ. За счет усложнения кодера и декодера он обеспечивает высокую степень компрессии - считается, что «прозрачный» канал формируется на скорости 128 кбит/с, хотя высококачественная передача возможна и на более низких скоростях. В стандарте рекомендованы две психоакустические модели: более простая Модель 1 и более сложная, но и более высококачественная Модель 2. Они отличаются алгоритмом обработки отсчетов. Обе модели могут использоваться всех трех уровней, но Модель 2 имеет специальную модификацию для Уровня III.

MPEG -1 оказался первым международным стандартом цифрового сжатия звуковых сигналов и это обусловило его широкое применение во многих областях: вещании, звукозаписи, связи и мультимедийных приложениях. Наиболее широко используется Уровень II, он вошел составной частью в европейские спутникового, кабельного и наземного цифрового ТВ вещания, в стандарты звукового вещания, записи на DVD, Рекомендации МСЭ BS.1115 и J.52. Уровень III (его еще называют МР-3) нашел широкое применение в цифровых сетях с интегральным обслуживанием (ISDN) и в сети Интернет Подавляющее большинство музыкальных файлов в сети записаны именно в этом стандарте.

Кодер первого уровня. Рассмотрим более подробно работу кодера первого уровня (рис 4.4). Блок фильтров (БФ) обрабатывает одновременно 384 о счета звуковых данных и распределяет их с соответствующей субдискретизацией в 32 полосы, по 12 отсчетов в каждой полосе с частотой дискретизации 48/32 =1,5 кГц. Длительность кадра при частоте дискретизации 48 кГц составляет 8 мс. Упрощенная психоакустическая модель оценивает только частотное маскирование по наличию и «мгновенному» уровню компонентов сигнала в каждой полосе. По результатам оценки для каждой полосы назначается как можно более грубое квантование, но так, чтобы шум квантования не превышал порога маскирования. Масштабирующие множители имеют разрядность 6 бит и перекрывают динамический диапазон 120 дБ с шагом 2 дБ. В цифровом потоке передаются также 32 кода распределения битов. Они имеют разрядность 4 бита и указывают на длину кодового слова отсчета в данной полосе после переквантования.

В декодере отсчеты каждой частотной полосы выделяются демультиплексором и поступают на перемножитель, который восстанавливает их первоначальный динамический диапазон. Перед этим восстанавливается исходная разрядность отсчетов - отброшенные в квантователе младшие разряды заменяются нулями. Коды распределения битов помогают демультиплексору разделить в последовательном потоке кодовые слова, принадлежащие разным отсчетам и передаваемые кодом с переменной длиной слова. Затем отсчеты всех 32 каналов подаются на синтезирующий БФ, который проводит повышающую дискретизацию и расставляет отсчеты должным образом во времени, восстанавливая исходную форму сигнала.

Кодер второго уровня. В кодере второго уровня устранены основные недостатки базовой модели полосного кодирования, связанные с несоответствием критических полос слуха и реальных полос БФ, из-за чего в низкочастотных участках диапазона эффект маскирования практически не использовался. Величина кадра увеличена втрое, до 24 мс при дискретизации 48 кГц, одновременно обрабатываются уже 1152 отсчета (3 субкадра по 384 отсчета). В качестве входного сигнала для ПАМ используются не полосные сигналы с выхода БФ, а спектральные коэффициенты, полученные в результате 512-точечного преобразования Фурье входного сигнала кодера. Благодаря увеличению и временной длительности кадра и точности спектрального анализа эффективность работы ПАМ возрастает.

На втором уровне применен более сложный алгоритм распределения битов. Полосы с номерами от 0 до 10 обрабатываются с четырехразрядным кодом распределения (выбор любой из 15 шкал квантования), для полос с номерами от 11 до 22 выбор сокращается до 3 разрядов (выбор одной из 7 шкал), полосы с номерами от 23 до 26 предоставляют выбор одной из 3 шкал (двухбитовый код), а полосы с номерами от 27 до 31 (выше 20 кГц) не передаются. Если шкалы квантования, выбранные для всех блоков кадра, оказываются одинаковыми, то номер шкалы передается только один раз.

Еще одно существенное отличие алгоритма второго уровня в том, что не все масштабирующие множители передаются по каналу связи. Если различие множителей трех последовательных субкадров превышает 2 дБ не более чем в течение 10% времени, передается только один набор множителей и это дает экономию расходуемых битов. Если в данной полосе происходят быстрые изменения уровня звука, передаются два или все три набора масштабирующих множителей. Соответственно декодер должен запоминать номера выбранных писал квантования и масштабирующие множители и применять их при необходимости к последующему субкадру. Кодер третьего уровня. Кодер Уровня III использует усовершенствованный алгоритм кодирования с дополнительным ДКП.

Основной недостаток кодеров второго уровня - неэффективная обработка быстро изменяющихся переходов и скачков уровня звука – устраняется благодаря введению двух видов блоков ДКП - «длинного» с 18 отсчетами и «короткого» с 6 отсчетами. Выбор режима осуществляется адаптивно путем переключения оконных функций в каждой из 32 частотных полос. Длинные блоки обеспечивают лучшее частотное разрешение сигнала со стандартными характеристиками, в то время как короткие блоки улучшают обработку быстрых переходов. В одном кадре могут быть как длинные, так и короткие блоки, однако общее число коэффициентов ДКП не изменяется, так как вместо одного длинною передаются три коротких блока. Для улучшения кодирования применяются также следующие усовершенствования.

■ Неравномерное квантование (квантователь возводит отсчеты в степень 3/4 перед квантованием для улучшения отношения сигнал-шум; соответственно, декодер возводит их в степень 4/3 для обратной линеаризации).

■ В отличие от кодеров первого и второго уровней, на третьем уровне масштабирующие множители присваиваются не каждой из 32 частотных полос БФ, а полосам масштабирования - участкам спектра, не связанным с этими полосами и примерно соответствующим критическим полосам.

■ Энтропийное кодирование квантованных коэффициентов кодом Хаффмана.

■ Наличие «резервуара битов» - запаса, который кодер создает в периоды стационарного входного сигнала.

Кодер третьего уровня более полно обрабатывает стереосигнал в формате joint stereo (MS Stereo). Если кодеры нижележащих уровней работают только в режиме кодирования по интенсивности, когда левый и правый каналы в полосах выше 2 кГц кодируются как один сигнал (но с независимыми масштабирующими множителями), кодер третьего уровня может работать и в режиме «сумма-разность», обеспечивая более высокую степень сжатия разностного канала. Стереосигнал раскладывается на средний между каналами и разностный. При этом второй кодируется с меньшей скоростью. Это позволяет несколько увеличить качество кодирования в обычной ситуации, когда каналы по фазе совпадают. Но это приводит и к резкому его ухудшению, если кодируются сигналы, по фазе не совпадающие, в частности, фазовый сдвиг практически всегда присутствует в записях, оцифрованных с аудиокассет, но встречается и на CD, особенно если сам CD был записан в свое время с аудиоленты.

В рамках третьего уровня кодирование стереосигнала допустимо еще тремя различными методами.

■ Joint Stereo (MS/IS Stereo) вводит еще один метод упрощения стереосигнала, повышающий качество кодирования на особо низких скоростях. Состоит в том, что для некоторых частотных диапазонов оставляется уже даже не разностный сигнал, а только отношение мощностей сигнала в разных каналах. Понятно, что для кодирования этой информации употребляется еще меньшая скорость. В отличие от всех остальных, этот метод приводит к потере фазовой информации, но выгоды от экономии места в пользу среднего сигнала оказы­ваются выше, если речь идет об очень низких скоростях. Этот режим по умолчанию используется для высоких частот на скоростях от 96 кбит/с и ниже (другими качественными кодерами этот режим практически не используется). Но, как уже говорилось, при применении данного режима происходит потеря фазовой информации. Кроме того, теряется также любой противофазный сигнал.

■ Dual Channel - каждый канал получает ровно половину потока и кодируется отдельно как монофонический сигнал. Метод рекомендуется главным образом в случаях, когда разные каналы содержат принципиально разные сигналы, например, текст на разных языках. Данный режим устанавливается в некоторых кодерах по требованию.

■ Stereo - каждый канал кодируется отдельно, но кодер может принять решение отдать одному каналу больше места, чем другому. Это может быть полезно в том случае, когда после отброса части сигнала, лежащей ниже порога слышимости или полностью маскируемой код не полностью заполняет выделенный для данного канала объем, и кодер имеет возможность использовать это место для кодирования другого канала. Этим, например, избегается кодирование «тишины» в одном канале, когда в другом есть сигнал. Данный режим используется на скоростях выше 192 кбит/с. Он применим и на более низких скоростях порядка кбит/с.

Основные используемые кодеры III Уровня - кодеры от фирмы XingTech, кодеры от фирмы FhG IIS, и кодеры, основанные на исходном коде ISO.

Кодеры от XingTech не отличаются высоким качеством кодирования, но вполне подойдут для кодирования электронной музыки. Благодаря своей скорости они остаются идеальными кодерами для музыки, не требующей высокого качества кодирования.

Кодеры от FhG IIS известны наивысшим качеством кодирования на низких и средних скоростях, благодаря наиболее подходящей для таких скоростей психоакустичекой модели. Из консольных кодеров данной группы наиболее предпочтителен 13епс 2.61. Пока также используется кодер mр3епс 3.1, но последний никто всерьез не тестировал. Другие кодеры, такие, как Audio Active или МРЗ Producer, обладают значительными недостатками в основном из-за ограничения возможностей настройки и неразвитости интерфейса.

Остальные кодеры ведут свое происхождение от исходных кодов ISO. Существует два основных направления развития - оптимизация кода по скорости и оптимизация алгоритма по качеству. Первое направление наилучшим образом представлял кодер BladeEnc, в котором используется первоначальная модель ISO, но проведено много оптимизаций кода, а вторую модель представляет mpegEnc.

Кодер МР3Рго анонсирован в июле 2001 года компанией Coding Technologies вместе с Tomson Multimedia и институтом Fraunhofer. Формат МР3Рго является развитием III уровня (МРЗ). МР3Рго является совместимым с МРЗ назад (полностью) и вперед (частично), т. е. файлы, закодированные с помощью МР3Рго, можно воспроизводить в обычных проигрывателях. Однако качество звучания при этом заметно хуже, чем при воспроизведении в специальном проигрывателе. Это связано с тем, что файлы МР3Рго имеют два потока аудио, в то время как обычные проигрыватели распознают в них только один поток, т. е. обычный MPEG-1 Layer 3.

В МР3Рго использована новая технология - SBR (Spectral Band Replication). Она предназначена для передачи верхнего частотного диапазона. Дело в том, что предыдущие технологии использования психоакустических моделей имеют один общий недостаток: все они работают качественно, начиная со скорости 128 кбит/с. На более низких скоростях начинаются различные проблемы: либо для передачи звука необходимо обрезать частотный диапазон, либо кодирование приводит к появлению различных артефактов. Новая технология SBR дополняет использование психоакустических моделей. Передается (кодируется) чуть более узкий диапазон частот чем обычно (т. е. с обрезанными «верхами»), а верхние частоты воссоздаются (восстанавливаются) уже самим декодером на основе информации о более низких частотных составляющих. Таким образом, технология SBR применяется фактически не столько на стадии сжатия, сколько на стадии декодирования. Второй поток данных, о котором говорилось выше, как раз и есть та минимальная необходимая информация, которая используется при воспроизведении для восстановления верхних частот. Пока достоверно не известно, какую точно информацию несет этот поток, однако проведенные исследования показывают, что эта информация о средней мощности в нескольких полосах частот верхнего диапазона.

1. Очевидной техникой сжатия, которую можно применять к речи, является удаление пауз, ᴛ.ᴇ. вместо того, чтобы использовать 44 100 выборок с нулевым значением для записи каждой секунды тишины (частота дискретизации 44,1 кГц) просто указывается длительность паузы - ϶ᴛᴏ сжатие без потерь.

2. В случае если амплитуда звука не достигает максимального уровня, который можно представить при данном размере выборки, эффективным должна быть кодирование Хаффмана (Хофмана). В этом случае сигнал представляется выборками меньшего размера. Это алгоритм сжатия без потерь – всœего лишь частный случай сжатия.

3. Техника компандирования (расширения) также внесла вклад в технологии сжатия речи. Она основывается на восприятии человеком разных уровней громкости и состоит в использовании нелинœейных уровней квантования. В случае если расстояние между более высокими уровнями больше расстояния между низкими, то тихие звуки представляются детальнее, чем громкие.

4. Другая техника сжатия - ϶ᴛᴏ дифференциальная импульсно-кодовая модуляция. Эта схема связана с межкадровым сжатием и основана на записи разностей последовательных выборок, а не их абсолютных значений.

5. Эффективное сжатие с потерями состоит в определœении данных, не имеющих значения (ᴛ.ᴇ. не влияющих на восприятие сигнала), и их отбрасывании. В случае если аудиосигнал оцифровывается прямолинœейным образом (в ПК), в оцифрованную версию могут включаться данные, соответствующие неслышным звукам. Это объясняется тем, что сигнал записывает всœе физические колебания давления воздуха, являющиеся причиной звука, но за восприятие звука отвечает мозг, который (вместе с ухом) совсœем не так просто реагирует на звуковые волны.

Звук часто используется как часть видео- или анимационной продукции. В этом случае необходима синхронизация звука и изображения. Для решения этой проблемы используется временная шкала, которая позволяет упорядочить аудио- и видео в некоторых приложениях редактирования видео, к примеру, в Final Cut Pro. Изучая сигналы, редактор может определить контрольные точки звуковой дорожки (начало слогов или ударные такты в музыке), по которым выстраиваются подходящие картины.

Существует два способа генерации движущихся изображений в цифровой форме для мультимедийной продукции.

В первую очередь, с помощью видеокамеры можно записать последовательность кадров реального движения в реальном мире.

Во-вторых, можно создать всœе кадры по отдельности либо с помощью ПК, либо записывая по одному неподвижные изображения.

В первом случае мы будем создавать видео , а во втором – анимацию .

Видеоряд состоит из набора кадров, каждый из которых является отдельным изображением.

n Считается, что для адекватной передачи исходного изображения требуется 16 млн. оттенков, в связи с этим используется 24-битовый формат хранения цветной картинки. В случае если размер изображения 640 пикселœей (ширина) на 480 пикселœей (высота) и глубина цвета 24 бита͵ то каждый кадр потребует 640х480х3=900 Кбайт.

n Запись последовательности кадров в цифровом виде требует от компьютера больших объёмов внешней памяти. Одна секунда несжатого видео стандарта NTSC (сев. Америка, Япония) содержит 30 кадров. Каждая секунда видео потребует более 26 Мбайт памяти. А для стандарта видео PAL (Зап. Европа и Австралия, 24 кадра) для записи одной секунды нужен 21 Мбайт памяти, для минуты – 1,25 Гбайт.

n Но последовательность кадров недостаточно только запомнить, ее нужно еще вывести на экран в соответствующем темпе. Подобной скоростью передачи информации - около 30 Мбайт/с - не обладает ни одно из существующих внешних запоминающих устройств. При таких цифрах запись (воспроизведение) видео на CD, DVD и передача по сетям – проблематична. Запись видео возможна для видео- и телœестудий.

n Для уменьшения объёма данных необходимы схемы сжатия для видео, а также использование других методов.

Чтобы выводить на экран компьютера оцифрованное видео, приходится идти на уменьшение объёма передаваемых данных, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ достигается при помощи:

n вывода уменьшенного изображения в небольшом окне

n снижения частоты кадровой развертки до 10-15 кадров/с

n уменьшение числа бит/пиксель

Это приводит к ухудшению качества изображения.

Существуют различные форматы видео: WMA, ASF, RM, SWF, DVC, VOB, но используются редко, так как либо имеют серьезные недостатки, либо плохо совместимы с обычными средствами создания мультимедийных приложений (но можно конвертировать в другой формат с помощью любого видеоредактора).

n Самые распространенные форматы –AVI и MPEG.

n Audio Video Interleaved (AVI) – ʼʼроднойʼʼ формат для Windows Media от Microsoft. Система Windows использует запатентованный кодек. При записи в данном формате используются несколько различных алгоритмов сжатия (компрессии) видеоизображения. Среди них: Cinepak, Indeo video, Motion-JPEG (M-JPEG) и др.
Размещено на реф.рф
Но только M-JPEG был признан среди них как

международный стандарт для сжатия видео. Первоначально для захвата и воспроизведения видео использовались возможности программного комплекта Video for Windows, разработанного Microsoft, однако сейчас у пользователя имеется для этого лучшие возможности. Файл формата AVI не может иметь размер больше 2 Гбайт. Понимая это, компания Microsoft объявила о разработке новых форматов, призванных заменить формат AVI:

n ASF (Advanced Screaming Format)

n AAF (Advanced Authoring Format)

Поддержка указанных форматов началась с 1999 ᴦ. При этом старый формат AVI также применяется, существуют средства для преобразования этих форматов.

Формат AVI – не только видео, но и синхронизированный с ним звук. Обычно звуковую составляющую называют звуковой дорожкой или аудиотреком . Для AVI это звук в формате WAV. В любом видеоредакторе можно выделить звуковую дорожку, сохранить в звуковом файле, отредактировать в звуковом редакторе

n Windows Media Video (WMV) – новый формат видео от Microsoft, который приходит на смену формату AVI. В его базе Windows Video Codec, разработанный на базе стандарта MPEG-4.

n Quick Time Movie (MOV) – наиболее распространенный формат для записи и воспроизведения видео, разработанный фирмой Apple для компьютеров Macintosh в рамках технологии QuickTime. Включает поддержку не только видео, но и звука, текста͵ потоков MPEG, расширенного набора команд MIDI, векторной графики, панорам и объектов (QT VR) и трехмерных моделœей . Поддерживает несколько различных форматов сжатия видео, в т.ч. MPEG и Indeo, а также свой собственный метод компрессии.

n MPEG (MPG, MPEG ) – формат для записи и воспроизведения видео, разработанный в 1992 ᴦ. группой экспертов по движущимся изображениям (Moving Pictures Expert Group - MPEG). Предназначен для сжатия звуковых и видеофайлов, для загрузки или пересылки, к примеру, через Интернет.

MPEG-4 – стандарт, описывающий правила кодирования цифровой мультимедийной информации. При разработке данного стандарта основное внимание было сконцентрировано на возможности сжимать видеоданные значительно сильнее, чем предусмотрено, к примеру, стандартом MPEG-2. Это позволяет передавать данные на низких скоростях, менее 1 Мбит/с. Такие скорости характерны для большинства пользователœей Интернет и актуальны для потребителœей мобильных беспроводных устройств. Записи MPEG-4 компактнее и значительно дешевле по сравнению с файлами мультимедийной информации, закодированными с MPEG-2. Также средства кодировки и расшифровки MPEG-4 проще

3.2. Mp3 - технология сжатия звуковой информации

Само название МрЗ появилось в результате сокращения аббревиатуры MPEG-1 Layer3.

MPEG (Motion Pictures Expert Group) - это группа при Международной организации по стандартизации и Международном электрическом комитете, которая занимается разработкой стандартов для цифрового сжатия видео и аудио информации. А зачем сжимать эту информацию? Во-первых, для экономии экономических и материальных ресурсов при передаче информации на расстояние по каналам связи (в том числе и спутниковым), а во-вторых, для ее хранения.

Официальное одобрение стандарт MPEG-1 получил в 1992 году, однако до недавнего времени открытие не было востребовано в полной мере. Лишь с появлением достаточно мощных процессоров Pentium (с тактовыми частотами от 300 МГц и выше, позволяющих резко снизить время на кодирование/декодирование сигнала) и высокоскоростных модемов стандарт получил широкое признание.

Стандарт MPEG-1 является потоковым форматом и состоит из аудио, видео и системной частей. Последняя часть содержит информацию об объединении и синхронизации двух первых.

Передача данных происходит потоком независимых отдельных блоков данных - фреймов, получаемых при "нарезке" на равные по продолжительности участки, которые кодируются независимо друг от друга.

Всего в настоящее время существует пять видов (номеров) стандартов MPEG:

1) MPEG1 - сжатие аудио и видео с общей скоростью до 150 Кбайт/сек (аудио 38, 44.1, 48 килогерц);

2) MPEG2 - сжатие аудио и видео с общей скоростью до 300 Кбайт/сек (аудио 38, 44.1, 48 килогерц), сжатие аудио ИДЕНТИЧНО MPEG1;

3) MPEG2.5 - сжатие аудио с пониженным разрешением (аудио 16,22.05,24 килогерц). Интересно заметить, что стандарт MPEG2.5 (еще известный как MPEG2 LSF - LOW SAMPLE FREQUENCY - низкая частота сканирования аудио) введен фирмой IIS Fraunhofer (институт информационных технологий имени Фраунхофера из Германии). Этот стандарт является расширением "чистого" аудио MPEG2 (то есть MPEG1!) для частоты сканирования аудио в два раза меньшей, чем обычно;

4) MPEG3 - многоканальный MPEG1+MPEG2. Этот стандарт практически не используется;

5) MPEG4 - новомодный за рубежом стандарт. Его особенность: может держать до 8-и каналов аудио (то есть AC-3 - цифровое расширение системы Surround.

Чем выше индекс уровня тем выше сложность и производительность алгоритма кодирования, соответственно и увеличиваются требования к системным ресурсам.

Здесь под термином "кодирование" понимается процесс, позволяющий получать файл в сжатом виде, который занимает меньше места на диске и соответственно быстрее передается по каналам связи. В сжатой форме файл использоваться не может, соответственно, перед использованием его необходимо декодировать. Сжатие файла происходит не всегда с положительным результатом. Результат напрямую зависит от метода компрессии и от содержимого самого файла.

Принцип кодирования сигнала в MPEG Audio основан на использовании психоакустической модели (Psycho-acoustics), суть которой в следующем.

Существует ряд звуковых частот, которые человеческое ухо не воспринимает. Происходит маскирование одних звуков другими, как с большей амплитудой, так и с близкой частотой. Так, например, если излучается сильный звук частотой 1000 Гц (маскирующий), то более слабый звук частотой 1100 Гц (маскируемый) человеческое ухо не зафиксирует из-за особенностей порога слышимости человеческого уха. Порог слышимости на краях частотного диапазона (16-20 Гц и 16-20 кГц) значительно повышается, т.к. на этих частотах слух имеет значительно меньшую чувствительность по сравнению с областью наибольшей чувствительности слуха (диапазон 1-5 кГц). Также известно, что время восстановления чувствительности слуха после громкого сигнала составляет порядка 100 мс, а время задержки восприятия этого же сигнала составляет порядка 5 мс.

Таким образом, происходит передача только той звуковой информации, которая может быть адекватно воспринята подавляющим большинством слушателей, а вся остальная, увы, безвозвратно теряется.

Как уже упоминалось, все уровни имеют одинаковую базовую структуру, при которой кодер анализирует исходный сигнал, вычисляет для него гребенку фильтров (32 полосы) и применяет психоакустическую модель. С заранее выбранной частотой квантования, величиной потока и маскирования кодер производит квантование и кодирование сигнала.

Сравнительные характеристики способов кодирования для одного канала при частоте квантования в 32 кГц представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Способ кодирования Скорость передачи (кбит/с) Коэффициент сжатия
Layer 1 192 1:4
Layer 2 128-96 1:6...8
Layer 3 64-56 1:10...12

Перед кодированием исходный сигнал разбивается на фреймы, каждый из которых кодируется отдельно с разными параметрами и помещается в конечном файле независимо от других. Последовательность воспроизведения определяется порядком расположения фреймов. Вся информация о фрейме содержится в его заголовке, а информация о фреймах содержится в заголовке файла. Для информации об артисте, альбоме, названии композиции, жанре и пр. предусмотрен ID3/ID2 tag - заголовок. Подавляющее большинство существующих проигрывателей используют данный заголовок для прокрутки этой информации во время проигрывания музыкального фрагмента.

Между фреймами может содержаться произвольная информация, допустим, авторские права, расположенные ровным слоем по всему файлу. Основное требование к последовательно расположенным фреймам заключается в том, чтобы отсутствовали совпадения с сигнатурой начала фрейма.

Частота следования фреймов называется битрейтом (BIT RATE - битовая скорость, чем она выше, тем ближе будет конечный результат к оригиналу).

Каждый битрейт имеет свою область применения. Для создания качественной копии, соответствующей качеству оригиналу применяются только высокие битрейты порядка 256 кбит/с. При битрейте 128 кбит/с качество конечного продукта кажется вполне нормальным, но заметить разницу между копией и оригиналом способны уже многие. В Интернете чаще всего содержатся как раз МРЗ файлы, закодированные битрейтом 128 кбит/с. Но для создания действительно качественной копии необходимо использовать скорость кодирования в 320 кбит/с, хотя конечный файл получается меньше лишь в 4,3 раза по сравнению с 10,8 раз на 128 кбит/с и 5,4 раза на 256 кбит/с. Поэтому выбирать битрейт необходимо самому, исходя из потребностей.

После фреймовой разметки исходный сигнал с помощью гребенчатых фильтров разделяется на составляющие, представляющие отдельные частотные диапазоны, в сумме дающие обрабатываемый сигнал. Для каждого такого диапазона определяется своя психоакустическая модель и участки фрейма, которые "выпадают" из процесса кодирования. Для оставшихся данных определяется максимально допустимая частота квантования, которая должна обеспечивать потери ниже величины маскирующего эффекта.

После обработки всех фреймов формируется итоговый поток, который дополнительно кодируется по методу Хаффмана. Этот алгоритм также используется в архиваторе ARJ, только с динамической, постоянно изменяющейся таблицей Хаффмана, что требует двух проходов по данным; при фиксированной же таблице Layer 3, сжатие происходит за один проход. Указанный метод позволяет "сжать" до 20 процентов от общего объема. В результате получаем конечный поток кодированных аудиоданных.


При мне" с простым безыскусным напевом Глинки, услышанным от Грибоедова, и более сложное драматическое решение в романсе - восточной поэме Рахманинова, полной элегической тоски и одиночества. Музыкальная пушкиниана ХХ века также весьма обширна и интересна. В числе наиболее значительных произведений - балеты "Медный всадник" Глиэра, одна из главных тем которого поистине стала "гимном великому...

Песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нориолизации просодической стороны речи при импровизации мелодичных и ритмических подпевок. В работе с учащимися начальных классов в коррекционно-развивающем обучении могут быть использованы лишь самые простые инструменты. Это музыкальные инструменты ударной группы как чисто ритмические, не обладающие определенной высотой...

Нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. II. Педагогические условия реализации видов деятельности детей в детском саду 2.1 Методы музыкального обучения в детском саду Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие...

Работы над музыкальным произведением, уровнем эмоционально-поведенческих расстройств. 2. Специфика музыкальной работы в детском доме для умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей Решению задач музыкального образования помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями (см. схему). ...