Приложение для отладчики на андроид. Процедура активации на разных версиях

25.04.2019 Игры

При создании Android приложений большинство разработчиков пользуются различными эмуляторами. Это удобно, поскольку не нужно хранить кучу различных аппаратов в ящиках стола, нет головной боли с подключением устройств к компьютеру, нет кучи проводов на столе. Щелкаем мышкой и видим работу своей программы на экране компьютера. Просто и элегантно. Тем не менее, эмулятор - не телефон. Он ограничен в своих возможностях. Если Ваше приложение использует какие-нибудь специфичные аппаратные функции, например связанные с работой камеры, Bluetooth или USB подключением, работой во время приема телефонного звонка, с большой долей вероятности можно сказать, что Вам не обойтись без отладки на реальном устройстве. К счастью, Eclipse содержит все необходимое для решения этой задачи.

Подключение телефона и запуск программы

Прежде чем подключать телефон к компьютеру с помощью USB кабеля передачи данных, необходимо выполнить несколько подготовительных действий. Дело в том, что Eclipse по-умолчанию настроен на работу с эмулятором, и нам нужно подкорректировать конфигурацию режима отладки. Это просто. Выбираем пункт меню Run > Debug Configuration, а затем DroidDebug. На вкладке Target в разделе Deployment Target Selection Mode нужно установить переключатель в положение Manual и нажать Apply. Таким образом включен ручной режим выбора платформы. Теперь при запуске приложения будет появляться диалоговое окно, где можно выбрать эмулятор или один из подключенных телефонов.

Чтобы телефон мог работать в режиме отладки, его тоже нужно соответствующим образом настроить. Находясь на домашнем экране, нужно щелкнуть по кнопке Menu и найти приложение “Настройки” (Settings). В этом приложении откройте раздел “Приложения” (Applications), а затем пункт “Разработка” (Development). В открывшемся экране необходимо поставить галочку рядом с пунктом “Отладка по USB” (USD Debgging). Данная последовательность действий работает на большинстве телефонов, но вполне возможно, что на Вашем устройстве режим отладки по UBS включается где-то в другом месте.

Подключите телефон к компьютеру и нажмите кнопку Debug в Eclipse. В появившемся диалоговом окне Вы увидите два списка: “Chose a running Android device” и “Launch a new Android Virtual Device”. В первом из них перечислены подключенные к компьютеру телефоны, во втором - эмуляторы. Выберите свой телефон в первом списке. Eclipse выполнить установку отлаживаемого приложения на телефон и запустит его. Можете отлаживать свою программу.

Мониторинг состояния телефона DDMS (Dalvik Debug Monitor Service)

Вся информация о состоянии телефона доступна через специальный инструмент, называемый мониторинговым сервисом отладки DDMS (Dalvik Debug Monitor Service). Для его запуска щелкните кнопку с изображением андроида в верхнем правом углу Eclipse.

Окно DDMS состоит из нескольких панелей. На панели Devices отображается список доступных эмуляторов и подключенных телефонов. Здесь же приводится список запущенных в данный момент процессов. Каждый процесс запускается в собственной виртуальной машине. Потоки отображаются на отдельной вкладке Threads. Вкладка File Explorer предназначена для работы с файловой системой телефона. С ее помощью можно копировать файлы с компьютера на телефон и обратно. С помощью кнопки Screen Capture можно сделать скриншот экрана телефона. Кнопка с зеленым жуком позволяет присоединить отладчик к выбранному процессу. Для использования этой возможности необходимо иметь открытый исходный код этого процесса.

Также следует отметить утилиту журналирования LogCat и соответствующую панель, которая может оказаться весьма полезной при поиске ошибок. Работа с журналом осуществляется через специальный класс android.util.Log. Наиболее часто используются следующие методы:

Log.e() - для журналирования ошибок,
Log.w() - для журналирования предупреждений,
Log.i() - для журналирования информационных сообщений,
Log.d() - для журналирования отладки,
Log.v() - для журналирования подробных записей,

В качестве параметров этим методам необходимо передать две строки. Первая - тэг, который затем можно использовать для поиска и фильтрации в LogCat. Второй - собственно информация, которая заносится в журнал.

После написания первой версии кода нашей программы мы, конечно, захотим запустить и протестировать его для обнаружения потенциальных проблем (или чтобы просто похвастаться). Сделать это можно двумя способами: запустить приложение на реальном устройстве, подключенном к компьютеру с помощью USB-кабеля; вызвать эмулятор, включенный в SDK, и протестировать приложение на нем.

В обоих случаях нам нужно произвести некоторые действия, чтобы увидеть нашу программу в действии.

Подключение устройства

Перед подключением устройства для тестирования необходимо убедиться в том, что оно распознается операционной системой. В Windows для этого нужно установить соответствующий драйвер, являющийся частью инсталляции SDK, которую мы установили ранее. Просто подсоедините устройство и следуйте инструкциям по установке стандартного драйвера для Windows, указав папку driver/ в вашем установочном каталоге SDK. Драйверы для некоторых устройств придется скачать с сайта их производителей. На Linux и Mac OS X обычно нет нужды устанавливать драйверы отдельно – они поставляются с операционной системой. В зависимости от версии Linux может понадобиться совершить несколько дополнительных действий (обычно в части создания нового файла правил для udev). Для разных устройств набор действий может различаться – веб-поиск вам в помощь.

Создание виртуального устройства Android

SDK поставляется с эмулятором, запускающим так называемые виртуальные устройства Android (AVD). Это виртуальное устройство состоит из образа определенной версии операционной системы Android, оболочки и набора атрибутов, включающих разрешение дисплея, размер карты памяти и т. д. Для создания нового AVD необходимо запустить SDK and AVD manager. Вы можете сделать это как описанным в инструкции по инсталляции SDK способом, так и напрямую в Eclipse, нажав кнопку SDK manager (Диспетчер комплекта разработки) на панели инструментов.

1. Выберите Virtual Devices (Виртуальные устройства) из списка в левой части. В результате вы увидите список доступных виртуальных устройств. Если вы ранее не пользовались SDK manager, данный список будет пуст; изменим это положение вещей.

2. Для создания нового AVD нажмите кнопку New (Новый) в правой части. Появится диалог (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Диалог создания AVD в SDK manager

3. Каждое виртуальное устройство обладает именем (поле Name (Имя)), по которому вы впоследствии будете на него ссылаться. В Target (Цель) определяется версия Android, которую должен использовать AVD. Кроме того, вы можете определить объем карты памяти для AVD, а также разрешение экрана. Для нашего простого проекта hel1о world можно выбрать в качестве цели Android 1.5, оставив остальные параметры без изменений. В условиях реального тестирования обычно приходится создавать несколько виртуальных устройств, чтобы проверить работу приложения для различных версий ОС и размеров дисплея.

ПРИМЕЧАНИЕ

Если у вас нет реальных аппаратов на Android разных версий и с различными экранами, для дополнительного тестирования совместимости приложения удобнее использовать эмулятор.

Запуск приложения

Теперь после настройки устройств и AVD вы наконец можете запустить ваше приложение. В Eclipse это делается просто – щелчком правой кнопкой мыши на проекте hel1оworl d в представлении Package Explorer (Диспетчер пакетов) и выбором пункта Run As Android Application (Выполнить как приложение Android) (или же нажатием кнопки Run (Выполнить) на панели инструментов). В результате среда выполнит в фоновом режиме следующие действия.

1. Скомпилирует проект в файл АРК (если с момента прошлой компиляции произошли изменения в файлах).

2. Создаст новую конфигурацию запуска для проекта Android если она еще не существует (скоро мы поговорим о конфигурации запуска).

3. Установит и запустит приложение с помощью запуска нового или использования уже запущенного эмулятора соответствующей версии Android либо его развертывания и запуска на подключенном устройстве (на котором также установлена версия ОС не ниже определенной параметром Min SDK Version (Минимальная версия SDK) при создании проекта).

Если вы только что создали AVD для Android 1.5 (как было описано выше), плагин ADT для Eclipse запустит новый экземпляр эмулятора, развернет в нем АРК проекта hello world и запустит приложение. На выходе вы увидите нечто, похожее на рис. 2.8.

Эмулятор работает почти так же, как реальное устройство, и вы можете взаимодействовать с ним посредством мыши, как будто используете палец. Однако есть и несколько отличий от работы с реальным аппаратом.

Эмулятор не поддерживает мультитач. Двигайте указателем мыши и представляйте, что это палец. В эмуляторе отсутствуют некоторые приложения (например, Android Market).

Для изменения ориентации экрана бесполезно трясти монитор. Вместо этого используйте клавишу 7 на дополнительном цифровом блоке клавиатуры для поворота дисплея. Чтобы не набрать вместо этого цифру 7, необходимо сначала нажать Num Lock.

Рис. 2.8. Потрясающее приложение hello world в действии.

Эмулятор очень, очень медленно работает. Не судите о производительности вашего приложения по скорости его работы на эмуляторе.

На момент написания и эмулятор поддерживает только OpenGL ES 1.0 с несколькими расширениями. Для наших целей этого достаточно (за исключением того, что реализация графической библиотеки на эмуляторе страдает погрешностями и иногда вы можете получать не те результаты, что на реальном устройстве). Пока просто запомните, что не стоит тестировать приложения, использующие OpenGL ES, на эмуляторе.

Попробуйте различные действия с эмулятором, чтобы привыкнуть к нему.

ПРИМЕЧАНИЕ

Запуск нового экземпляра занимает значительное время (до нескольких минут в зависимости от характеристик рабочей станции). Чтобы сэкономить время, оставляйте эмулятор запущенным весь сеанс разработки, не перезапуская его каждый раз.

Иногда при запуске приложения Android автоматический выбор эмулятора/ устройства, выполняемый плагином ADT, становится помехой. Например, мы подключили несколько аппаратов или эмуляторов и хотим протестировать проект на каком-то одном из них. Чтобы этого добиться, можно отключить автоматический выбор эмулятора/устройства в конфигурации запуска проекта Android. Кстати, что такое конфигурация запуска?

Конфигурация запуска предлагает способ сообщить среде Eclipse, каким именно образом она должна запускать ваше приложение, получив соответствующую команду. Обычно это выражается в возможности определить аргументы командной строки, передаваемые программе, аргументы виртуальной машины (в случае с настольными приложениями на Java SE) и т. д. Eclipse и сторонние плагины предлагают разные конфигурации запуска для определенных типов проекта. ADT не исключение – он тоже добавляет свою конфигурацию запуска в набор. При первом запуске нашего приложения Eclipse и ADT создали новую конфигурацию Android Application Run с параметрами по умолчанию.

Чтобы получить доступ к конфигурации запуска вашего проекта, выполните следующие действия.

1. Щелкните правой кнопкой мыши на проекте в представлении Package Explorer (Диспетчер пакетов) и выберите Run As – Run Configurations (Выполнить как – Выполнить конфигурацию).

2. Выберите проект hello world из списка слева.

3. В правой части окна вы можете изменить название конфигурации запуска, а также скорректировать другие настройки на вкладках Android, Target (Цель) и Commons tabs (Общие вкладки).

4. Для переключения развертывания из автоматического в ручной режим перейдите на вкладу Target (Цель) и выберите Manual (Вручную).

Теперь при запуске приложения вам будет предложено выбрать подходящий эмулятор или устройство для развертывания. Этот диалог показан на рис. 2.9. Для наглядности я добавил несколько виртуальных устройств с разными версиями целевой ОС, а также подключил два реальных устройства.

Рис. 2.9. Выбор эмулятора/устройства для запуска приложения

Диалог показывает все запущенные эмуляторы и подключенные в данный момент устройства, также остальные AVD, не запущенные в данный момент.

Отладка приложения

Иногда приложение ведет себя неожиданно или перестает работать. Чтобы определить причину неприятностей, необходима возможность отладки программы. Eclipse и ADT предлагают невероятно мощные возможности для приложений Android. Мы можем устанавливать в коде точки прерывания, получать значения переменных, текущее состояние стека и многое другое.

Перед тем как начать использовать отладку, необходимо подкорректировать файл AndroidManifest.xml. Этот момент – своего рода проблема курицы и яйца, поскольку ранее мы не изучали файлы манифестов. На данном этапе нам достаточно знать, что файл манифеста определяет некоторые атрибуты нашего приложения. Один из них – возможность отладки приложения. Данный параметр задан в форме XML-атрибута тега . Для включения возможности отладки мы просто добавляем следующий атрибут тегу в файле манифеста: androi d:debuggable=true

В процессе разработки приложения вы можете оставить этот атрибут в файле манифеста. Однако не забудьте убрать его, перед тем как передавать пакет на Android Market.

Теперь, включив для приложения возможность отладки, вы можете реализовать ее на эмуляторе или устройстве. Обычно это выражается в установке точек прерывания для анализа состояния программы на определенных этапах. Чтобы установить точку прерывания, откройте файл программного кода в Eclipse и сделайте двойной щелчок в серой зоне перед той строкой кода, которая вам нужна. Для демонстрации этой возможности сделаем это в строке 23 класса Не1oWorl dActi vi ty. Это заставит отладчик останавливать ход выполнения программы при каждом нажатии экранной кнопки. Точка прерывания отмечается в редакторе кода маленьким кружком перед строкой, на которой вы ее установили (рис. 2.10). Чтобы убрать точку прерывания, снова сделайте двойной щелчок на ней в редакторе кода.

Рис. 2.10. Установка точки прерывания

Запуск отладки очень похож на процесс запуска приложения, описанный выше. Щелкните правой кнопкой мыши на проекте в представлении Package Explorer (Диспетчер пакетов) и выберите Debug As – Android Application (Отладка – Приложение Android). Таким образом вы создадите новую конфигурацию отладки для вашего проекта (точно так же, как вы делали при простом запуске программы). Вы можете изменить настройки по умолчанию для данной конфигурации, выбрав Debug As – Debug Configurations (Отладка – Конфигурация отладки) в контекстном меню.

ПРИМЕЧАНИЕ

Вместо применения контекстного меню проекта в представлении Package Explorer (Диспетчер пакетов) вы можете использовать меню Run (Выполнить) для запуска и отладки приложения, а также получать доступ к настройкам.

Если вы стартуете сессию отладки впервые, Eclipse спросит вас, не хотите ли вы переключиться в перспективу Debug (Отладка), на что вы можете соглашаться без колебаний. Рассмотрим эту перспективу. На рис. 2.11 показан ее внешний вид после запуска процесса отладки нашего приложения hel1о world.

Рис. 2.11. Перспектива Debug (Отладка)

Если вы помните наш краткий обзор Eclipse, то знаете, что в ней существуют несколько перспектив, состоящих из набора представлений для определенных задач. Перспектива Debug (Отладка) по виду сильно отличается от перспективы Run (Выполнить).

Первое из новых представлений, на которое следует обратить внимание, – Debug (Отладка) в левом верхнем углу. В нем показаны все запущенные в данный момент приложения и стеки всех их потоков, если они запущены в режиме отладки.

Ниже представления Debug (Отладка) находится представление для редактирования кода, с которым мы уже знакомились при изучении перспективы Java.

Представление Console (Консоль) выводит сообщения от плагина ADT, информируя нас о том, что происходит.

Представление LogCat станет одним из наших лучших друзей при разработке приложений. В нем показан журнал сообщений, поступающих от системных компонентов, других приложений и нашей программы. В нем также можно увидеть трассировку стека, если приложение выйдет из строя, и наши собственные сообщения в реальном времени. Более подробно LogCat будет рассмотрено в следующем разделе.

Представление Outline (Контур) не очень полезно в данной перспективе. Вы, скорее всего, будете изучать переменные и точки прерывания, и текущее положение в программе вам будет ни к чему. Я обычно закрываю это представление из перспективы Debug (Отладка), чтобы оставить больше места для других.

Представление Variables (Переменные) особенно полезно для отладочных целей. Когда отладчик достигает точки прерывания, у нас появляется возможность изучить и изменить переменные в текущем контексте программы.

Наконец, представление Breakpoints (Точки прерывания) демонстрирует список установленных нами точек прерывания.

Если вы любознательны, то, вероятно, уже нажали кнопку в работающем приложении, чтобы увидеть работу отладчика. Он остановится на строке 23 в соответствии с установленной точкой прерывания. Вы также можете заметить, что в представлении Variables (Переменные) появились переменные текущего блока программы, состоящего из самой активности (this) и параметра метода (v). Раскрывая список переменных, вы можете исследовать их более детально.

Представление Debug (Отладка) показывает трассировку стека, относящегося к текущему методу. Обратите внимание: у вас может быть несколько запущенных потоков, любой из которых вы можете приостанавливать в любое время в представлении Debug (Отладка). Строка, на которой установлена точка прерывания, подсвечивается, указывая позицию в коде программы.

Вы можете приказать отладчику выполнить текущее выражение (нажав F6), зайти в методы, вызываемые текущим методом (нажав F5), или продолжить выполнение программы обычным образом (нажав F8). Добиться тех же целей можно также, используя меню Run (Выполнить). Учтите, что на самом деле параметров отладки больше, чем я вам сейчас рассказал. Как и всегда, я предлагаю вам самим поэкспериментировать над тем, что вам нужно.

ПРИМЕЧАНИЕ

Любознательность – основной строительный материал для успешной разработки Android-игр. Вам придется действительно близко познакомиться со средой разработки, чтобы получить от нее наибольшую отдачу. а не может описать все подробности Eclipse, поэтому я вновь призываю вас экспериментировать.

LogCat и DDMS

Плагин ADT устанавливает много новых представлений и перспектив для использования в Eclipse. Одно из самых полезных представлений (о котором вскользь упомянуто в предыдущем разделе) называется LogCat.

LogCat – система журналирования событий в Android, позволяющая системным компонентам и приложениям выводить информацию на различных уровнях. Каждая запись в журнале состоит из даты, времени, уровня журналирования, ID процесса-источника записи, тега (определяемого приложением самостоятельно) и собственно сообщения.

Представление LogCat собирает и выводит эту информацию с подключенного эмулятора или реального устройства. На рис. 2.12 показан пример вывода в представлении LogCat.

Рис. 2.12. Представление LogCat

Обратите внимание на кнопки в верхнем правом углу LogCat.

Первые пять из них позволяют выбрать уровни журналирования, которые вы хотите увидеть.

Кнопка зеленый плюс дает возможность определить фильтр, основанный на теге, ID процесса, уровне журналирования. Он очень поможет вам, если вы захотите увидеть лог только вашего приложения (которое, вероятно, будет использовать особый тег).

Остальные кнопки позволяют редактировать и изменять фильтр, а также очищать окно вывода.

Если подключено одновременно несколько устройств/эмуляторов, LogCat будет выводить информацию только от одного из них. Чтобы получать более подробную информацию, вы можете воспользоваться перспективой DDMS.

DDMS (Dalvik Debugging Monitor Server) предлагает более разнообразные сведения о процессах и виртуальных машинах Dalvik, запущенных на всех подключенных устройствах. Переключиться на перспективу DDMS можно в любой момент с помощью пункта меню Window – Open Perspective – Other – DDMS (Окно – Открыть перспективу – Другие – DDMS). На рис. 2.13 показано, как обычно выглядит перспектива DDMS.

Рис. 2.13. DDMS в действии

Как и в других перспективах, в нашем распоряжении несколько специальных представлений, выполняющих для нас полезную работу. В данном случае мы хотим собирать информацию обо всех процессах, их виртуальных машинах, потоках, текущем состоянии памяти, данных от LogCat по конкретному устройству и т. д. Рассмотрим эти представления.

Devices (Устройства) – демонстрирует все подключенные устройства и эмуляторы, а также работающие на них процессы. С помощью кнопок на панели инструментов вы можете выполнять различные действия: производить отладку выбранного процесса, записывать состояние памяти и данные от потоков, а также делать снимки экрана.

LogCat – аналогично описанному в предыдущем разделе, с одним отличием: выводит информацию от устройства, выбранного в представлении Devices (Устройства).

Emulator Control (Контроль эмулятора) – позволяет изменять поведение запущенного экземпляра эмулятора. Вы можете, например, заставить его гененерировать пробные GPS-координаты для тестирования.

Threads (Потоки) – выводит данные о потоках, используемых процессом, который выбран в представлении Devices (Устройства). Информация будет показываться, только если вы включили отслеживание потоков (это можно сделать, нажав пятую слева кнопку в представлении Devices (Устройства)).

Heap (Куча) (не показано на рис. 2.13) – снабжает информацией о статусе памяти устройства. Как и в случае с данными о потоках, необходимо явно включить отслеживание состояния памяти в представлении Devices (Устройства) нажатием второй слева кнопки.

Allocation Tracker (Отслеживание распределений) – показывает использованные недавно классы. Это очень помогает при борьбе с утечками памяти.

File Explorer (Проводник) – позволяет изменять файлы на подключенном Android-устройстве или экземпляре эмулятора. Вы можете перетаскивать файлы в это представление так же, как вы делаете это при работе с операционной системой.

DDMS на самом деле – отдельное приложение, интегрированное в Eclipse с помощью плагина ADT. Вы можете запускать его и отдельно из каталога $ANDR0ID H0M Е/ tools directory (%ANDROID HOME%/tools при использовании Windows). Оно не подключается к устройствам напрямую, применяя для этого Android Debug Bridge (ADB) – еще одну утилиту, включенную в SDK. Рассмотрим ее, чтобы дополнить наши знания о среде разработке Android.

Использование ADB

ADB позволяет управлять подключенными устройствами и экземплярами эмулятора. Она состоит из трех различных компонентов.

Клиентское приложение, запущенное на машине разработчика с помощью команды adb (эта команда будет работать, если вы правильно настроили ваши переменные окружения). Когда мы говорим об ADB, то имеем в виду как раз эту утилиту командной строки.

Сервер, также запущенный на компьютере разработчика. Он устанавливается в виде фонового сервиса и отвечает за соединение между программой ADB и любым подключенным устройством или экземпляром эмулятора.

Демон ADB, также являющийся фоновым процессом и запускающийся на каждом телефоне или эмуляторе. Сервер ADB использует этот демон для подключения.

Обычно мы применяем ADB через DDMS, игнорируя существование отдельной утилиты командной строки. Но иногда бывает полезно запускать его отдельно, поэтому кратко изучим некоторые его функции.

ПРИМЕЧАНИЕ

Для получения полного справочника доступных команд обратитесь к документации по ADB на сайте Android Developers (http://developer.android.com).

Весьма полезная задача, выполняемая с помощью ADB, – получение списка всех подключенных к ADB-серверу (а значит, и к компьютеру) устройств и эмуляторов. Для этого выполните следующую команду консоли (обратите внимание: символ не является частью команды):

В результате на экран будет выведен список всех подключенных устройств и эмуляторов с соответствующими серийными номерами:

Серийный номер устройства или эмулятора используется для выполнения последующих команд. Например, следующая команда установит АРК-файл myapp. а рк с машины разработчика на устройство с серийным номером НТ019Р803783:

Аргумент -s может использоваться с любой командой ADB, выполняющей какие-либо действия с конкретным устройством.

Существуют также команды для копирования файлов между компьютером и устройством (эмулятором). Результат действия следующей команды – копирование локального файла myfi1е. txt на карту памяти устройства с серийным номером НТ019Р803783:

Чтобы произвести обратное копирование fi1е. txt с карты памяти, используйте следующий набор символов:

Если к ADB-серверу в данный момент подключено всего одно устройство или эмулятор, вы можете опустить серийный номер – adb определит его автоматически.

Конечно, возможности ADB не ограничиваются описанными нами функциями. Многие из них реализуются через DDMS, и в большинстве случаев мы не будем применять командную строку. Однако для небольших задач она бывает идеальным решением.

Подводя итог

Среда разработки Android иногда может вызывать страх. К счастью, для начала работы вам необходима только часть всего функционала.

Самое главное, что вы должны понять после изучения – как все это работает вместе. JDK и Android SDK служат основой всей разработки для Android. Они предлагают инструменты для компилирования, развертывания и запуска приложений на экземплярах эмулятора и устройствах. Для ускорения процесса разработки мы используем Eclipse в сочетании с плагином ADT, избавляющим нас от неудобной работы с JDK и SDK в командной строке. Сам Eclipse построен на нескольких корневых концепциях: рабочих пространствах, управляющих проектами; представлениях, предлагающих особую функциональность (например, редактирование программного кода или вывод LogCat); перспективах, объединяющих представления для выполнения определенных задач (например, отладки); конфигурациях запуска и отладки, позволяющих определить параметры запуска или отладки приложения.

Обязательное условие овладения всем этим богатством – практика, как бы скучно это ни звучало. В ходе изучения данной и мы реализуем проекты, которые познакомят вас со средой разработки Android. Однако не стоит на этом останавливаться – только от вас зависит, делать ли следующие шаги.

Теперь, когда вы усвоили всю эту информацию, можете двигаться вперед к тому, ради чего все это затеяли: разработке игр.

Целью данной главы является написание минимального приложение под Android. Но мы никогда не будем точно знать, смогли ли мы написать нечто работоспособное, не попробовав запустить его на реальном устройстве. Этим мы и займёмся в этой статье.

Возможность тестирования на смартфоне предоставляется ADB (Android Debug Bridge). В этой статье мы настроим его и запустим наше приложение на настоящем смартфоне.

Что такое ADB

Android Debug Bridge (ADB) является универсальным инструментом командной строки, который способствует взаимодействию между средой разработки, в нашем случае Android Studio, и AVD-эмуляторами или физическими Android-устройствами для возможности запуска и отладки приложений.

ADB состоит из клиента, из сервера, который работает в качестве фонового процесса, на компьютере разработчика и из демона, который работает в качестве фонового процесса на каждом экземпляре эмулятора или реального устройства.

Настройка Android-устройства для работы с ADB

Для того, чтобы использовать ADB с устройством, подключенным по USB, необходимо разрешить USB-отладку в системных настройках телефона или планшета в разделе "Параметры разработчика" (название может отличаться). На некоторых устройствах этот раздел по умолчанию скрыт. Рассмотрим шаги в случае, когда нет нужного раздела настроек.

  1. Зайдите в настройки, раздел "Об устройстве"
  2. Найдите пункт "Номер сборки" и щёлкните по нему 7 раз. Должно появиться окно, оповещающее о том, что активирован режим разработчика.
  3. Теперь в настройках должен появиться раздел параметров разработчика.
  4. Включите в нём опцию "Отладка USB".

Теперь, когда вы подключаете устройство к компьютеру, в зависимости от модели у вас может появиться новый вариант подключения.

Настройка ADB на Windows

При настройке Windows, во-первых, убедитесь, что у вас установлен Google USB Driver. Зайдите в SDK Manager в раздел Extras и найдите Google USB Driver, установите его в случае необходимости.


Теперь следует обновить драйвер. Подключите девайс к компьютеру, перейдите в Панель управления -> Оборудование и звук -> Диспетчер устройств найдите своё устройство. Щёлкните правой клавишей по своему устройству, чтобы открыть контекстное меню и выберите "Обновить драйверы...". Драйвер можно найти в директории sdk в подпапке \{директория sdk}\extras\google\usb_driver.

Как проверить правильность настроек ADB?

Для проверки работоспособности ADB подключите устройство к компьютеру, запустите в папке \{директория sdk}\platform-tools командную строку и введите в ней команду:

Adb devices

Должен появится список наподобие этого:

List of devices attached 5cdb2ced device

Запуск приложения на реальном устройстве

Всё тоже самое, что и в случае запуска на эмуляторе . Откройте в Android Studio наш проект, нажмите на зелёный треугольник, но в появившемся окне выбора устройства выберите ваш девайс.


Если написано, что девайс offline, перевоткните USB и разрешите USB-отладку компьютеру:

В результате на экране телефона или планшета покажется наше приложение.

Заключение

На этом заканчивается глава. Мы добились успеха: смогли настроить нашу систему под разработку Android-приложений и даже запустить одно из них на настоящем устройстве.

Если у вас что-то активно не получается или вы запутались, отпишитесь, пожалуйста, в комментариях и я помогу вам разобраться с вашей проблемой.

Большинство людей используют свой планшет или телефон в режиме «как есть», не замечая разных неудобств в работе или просто мирясь с ними. Однако довольно большая категория пользователей старается доработать под свои нужды или получить возможность свободно манипулировать данными и настройками. Ещё одна категория - работники сервисных центров. Отладка по USB - метод для тех, кто хочет познакомиться с планшетом или телефоном поближе. Производить регулировки, изменения, диагностировать неполадки и так далее.

Все немного знакомы с принципом построения операционной системы. Вам должно быть ясно, что искать ответ на вопрос, как включить отладку по USB, нужно в пункте «Настройки» главного меню. Однако расположение и способ включения сильно отличаются. Это , а также выбора производителя устройства. Рассмотрим способы, как именно можно включить режим отладки по USB.

Стандартный вариант

В прошивках, где производитель не постарался усложнить доступ к возможностям рутирования и перепрошивки, а также на устройствах без возможности тонкой диагностики, отладка Андроид по USB включается . В пункте «Настройки» главного меню есть раздел «Разработка», в котором нужно поставить галочку напротив пункта «Отладка по USB».

Другая версия прошивки

Аналогично выглядит расположение и для прошивок с «близкой» версией. Например, это может быть тот же пункт «Настройка», однако дальше подменю будет называться «Для разработчиков», где тоже нужно поставить галочку напротив опции отладки.

Версии операционной системы 2.2 — 3.0

Здесь более развёрнутое меню, пункт разработки находится по адресу «Настройки» - «Приложения». Далее режим отладки по USB Android включается аналогично описанным выше .

Другие прошивки

Может быть вариант, когда подменю «Приложения» в меню «Настройки» называется «Ещё». В остальном - аналогично пункту 3.

Операционная система версий 4.2 и более поздних

Здесь опция Android отладки по USB сознательно скрыта. Чтобы галочка активации стала доступна, нужно зайти , выбрать пункт «О планшете» и примерно 10 раз нажать на «Номер сборки». После этого в меню «Настройки» появится подпункт «Для разработчиков», где станет доступна опция «Отладка по USB».


Другое расположение

Пункт «О планшете» может быть расположен прямо в меню «Настройки». Однако есть версии сборок операционной системы, когда нужно дополнительно зайти в подменю «Система» либо «Общие». В остальном отладка , как в пункте 5.

Подключение к ПК

Прежде чем будет использоваться приложение для отладки по USB или утилита для получения root-доступа, нужно правильно подключить устройство к компьютеру. Первое, что может создать препятствие на этом пути, - отсутствие драйверов. Однако эта проблема решаема. Для брендовых устройств с нестандартными протоколами обмена все необходимое можно найти на официальных сайтах. Кроме того, программы телефонных книг, картинок, музыки от производителей устройства обычно комплектуются наборами драйверов. Достаточно установить соответствующую утилиту.

Как хороший вариант, можно порекомендовать программу MOBILedit Enterprise, которая предлагает огромный выбор драйверов для всех типов оборудования. или смартфонов от китайских производителей на основе процессоров МТК. Если же всё равно не удаётся установить драйвера, стоит поискать их на специализированных сайтах по модели устройства и версии прошивки операционной системы.

Когда драйвера будут установлены, первое подключение к ПК потребует подтверждение доверия. После установки соответствующей галочки в запросе на планшете, обмен данными будет разрешён.

Зачем нужна отладка?

Кратко перечислим некоторые задачи, которые можно решить с помощью отладки по USB:

  • , так и разделов, отвечающих за настройки операционной системы;
  • лёгкая передача файлов, минуя встроенные системы перекодирования;
  • восстановление работы после неверной установки приложений;
  • смена версии операционной системы на более новую;
  • изменение прошивки для получения доступа к отдельным функциям устройства или языковому пакету;
  • получение root (рут) прав.

Видео о том, как включить отладку по USB на Android:

На последнем пункте стоит остановиться подробнее, поскольку рутирование является причиной включения отладки по USB примерно в 99% случаев.

Зачем «рутировать» планшет или смартфон?

Рут-доступ - это, грубо говоря, максимальные права в операционной системе. Они позволяют делать резервное копирование всех контактов, содержимого сообщений, телефонной истории, и информации.


По умолчанию, Андроид не предлагает . Также рут-доступ позволяет изменять оформление: менять иконки приложений, системные звуки и так далее. Но самое главное, что можно делать с таким доступом, - регулировать процессы, которые загружаются в память.

Операционная система построена таким образом, что имеет событие AfterStart. В нём может быть целый список действий, вплоть до запуска других процессов. Часто это показ рекламы, сбор статистики и другие откровенно «ненужные» вещи. С помощью рут-прав и небольших приложений можно гибко управлять работой как Андроид в целом, так и отдельных программ.

Режим отладки по USB - особая функция Android-устройств, необходимая в основном для разработчиков. С её помощью можно проверить работоспособность приложения и протестировать его в разных ситуациях. Но режим отладки полезен и для пользователей. Рассмотрим, для чего он может пригодиться, как включить и выключить его на Андроид-устройствах.

Зачем нужен режим отладки по USB на ОС Android?

Режим отладки позволяет пользователям:

  • Протестировать разрабатываемое приложение.
  • Получить root-доступ к смартфону или планшету.
  • Скопировать и переместить файлы с Android-устройства на компьютер.
  • Установить скачанное на компьютер стороннее (не из Play Market) приложение для Android.
  • Установить разные версии прошивок для устройства.
  • Восстановить неработающее устройство.
  • Создать резервную копию файлов и приложений.

Кроме того, в режиме отладки можно получить доступ к системным процессам, а также проанализировать изменения в поведении оперативной памяти, процессора и других составляющих.

Как включить режим отладки по USB на своём устройстве

Опция «Включить отладку по USB» находится в «Меню для разработчиков» (либо «Параметры разработчика»), которое бывает скрыто от пользователей в версиях Android выше 4.2. Но, опять же, некоторые производители решают открыть доступ к меню, другие - скрыть. Например, на смартфонах компании Meizu меню разработчиков открыто всегда и находится в разделе «Специальные возможности», а на устройствах Samsung доступ к меню закрыт. Всё зависит не только от компании, но и от конкретной модели устройства.

Итак, если доступ к меню для разработчиков закрыт на вашем устройстве, сделайте следующие действия: в настройках устройства откройте вкладку «Об устройстве» и нажимайте на пункт «Номер сборки» до тех пор, пока не появится уведомление о том, что вам присвоен статус разработчика и вы можете использовать специальное меню.

Теперь зайдите в это меню. В зависимости от модели, вход в меню может располагаться в разных разделах меню настроек. Либо в настройках устройства может сразу же находиться раздел «Для разработчиков» («Параметры разработчика», «Меню разработчика»), либо он может быть подразделом пунктов «Специальные возможности», «Другое», «Ещё», «Дополнительные настройки».

Когда войдёте в меню для разработчиков, отмечайте галочкой пункт «Включить отладку по USB» (либо «Режим отладки по USB»). Обычно этот пункт стоит первым.

Где находится режим в разных версиях Андроид (фотогалерея)

Меню разработчика находится в разделе «Ещё» В Android 2.2–3.0 пункт «Отладка по USB» находится в разделе «Приложения» В Android 4.2 и выше меню для разработчиков вынесено в раздел «Настройки»

Видеоинструкция: как включить режим отладки по USB на Android

Как включить режим отладки по USB, если это невозможно сделать с устройства

Есть способы включить режим отладки даже, если это невозможно сделать на самом устройстве из-за, например, неработающего экрана, сломанного тачскрина, неполадок с устройством в целом.

Главное условие: на вашем устройстве уже должно быть установлено стороннее Recovery - CWM или TWRP. Это необходимо, чтобы была возможность получить полный root-доступ к операционной системе.


После перезагрузки с вашим смартфоном или планшетом можно будет работать с помощью QtADB, MyPhoneExplorer, ADB и других подобных программ. То есть, с помощью режима отладки по USB.

Что делать, если ничего не работает

Для работы с отладкой по USB используются специальные ADB-драйверы (Android Debug Bridge, дословно «мост для отладки Android»), которые можно скачать с сайта Google, официальная страница находится по ссылке: https://developer.android.com/studio/index.html. Давайте разберёмся, что делать, если ADB не определяет устройство, почему невозможно использовать режим отладки по USB.

Убедитесь, что мобильное устройство обнаружено компьютером . Для этого:

  1. Проверьте USB-кабель на повреждения. Особенное внимание обратите на сильные изгибы, участки кабеля около штекеров, где часто ломаются соединительные провода. Попробуйте использовать для подключения другой кабель. Если проблема действительно в физических дефектах - замените кабель.
  2. Попробуйте воткнуть штекер в другой USB-порт на компьютере. Желательно использовать порты на задней стороне системного блока, так как задние порты расположены непосредственно на материнской плате. Передние USB-порты не всегда подключены правильно, из-за чего и возникает проблема.
  3. Попробуйте подключить Android-устройство к другому компьютеру. Иногда бывает, что какой-то определённый ПК неправильно распознаёт смартфон или планшет и не считывает с него нужные данные. Если на другом компьютере устройство распознаётся правильно, несите свой ПК в ремонт и объясните проблему, так как причины неполадок могут быть разные.
  4. Попробуйте отключить все USB-устройства от компьютера. Некоторые из них могут мешать смартфону или планшету нормально подключиться к ПК.

Убедитесь, что используете официальную прошивку производителя устройства . Если вы установили на смартфон или планшет стороннюю прошивку (такую, как CyanogenMod или подобные), то отладка по USB может работать некорректно.

Убедитесь, что установили нужные ADB-драйвера . Есть разные версии драйверов для разных устройств. Все они распределены по моделям смартфонов и планшетов на официальном сайте. Также есть и универсальные ADB-драйвера, но использовать их лучше только в том случае, если для вашего устройства нет отдельного драйвера, так как с универсальными драйверами возможны проблемы с подключением, которые можно разрешить только со службой поддержки Google.

Разработчикам программного обеспечения лучше использовать не отдельные ADB-драйвера, а систему Android Studio, которую также можно скачать с официального сайта: developer.android.com. В Android Studio настройка драйверов происходит автоматически, кроме того, там присутствует эмулятор Android для компьютера, так что отладка по USB может и не понадобиться.

Как выключить отладку по USB

Чтобы отключить режим отладки по USB на Android-устройствах, откройте «Меню для разработчиков» и снимите отметку с пункта «Использовать отладку по USB».

Режим отладки по USB - крайне полезный инструмент не только для разработчиков программного обеспечения, но и для простых пользователей операционной системы Android. С его помощью можно устанавливать и переустанавливать прошивки на своих мобильных устройствах, перемещать файлы со смартфона или планшета на компьютер, скачивать на Android сторонние приложения. Умение пользоваться режимом отладки по USB пригодится и в тех случаях, когда устройство перестало работать правильно, так как позволяет копаться в системных процессах, что поможет найти неполадки и неисправности. А кроме того, отладка по USB поможет получить root-доступ к устройству, что значительно расширит возможности операционной системы.