Бесплатные минусовки: - коллекция бесплатных минусовок. Бесплатно скачать минусовки, фонограммы, mp3, мелодии, музыку

01.08.2019 Мобильный интернет

Дмитрий Низяев

Само собой разумеется, нам не было бы интереса учиться различать разные степени родства тональностей только ради академического кругозора. Гораздо интереснее применять сочетания разных тоник в Вашей музыке, заставить их взаимодействовать, согласны? То есть, менять тональность внутри одной пьесы. Давайте сегодня попробуем методично и последовательно построить переход в новую тональность, и вообще, познакомимся с этим явлением изнутри.

Здесь мы снова сталкиваемся с явлением "перекрытия терминов" из разных областей, и причина такого события на этот раз в слове "модуляция". Почти все вы знаете его смысл в радиотехнике, акустике - словом, в науках о волновых явлениях. В гармонии же этим словом обозначается переход в новую тональность - признаться, я и сам не знаю происхождения такого термина. Но Бог с ним, с происхождением, лучше займемся музыкой! Если быть точным, понятие "перехода в новую тональность" имеет в гармонии два наименования. "Модуляция" - это окончательная и бесповоротная смена тоники, то есть, процесс, имеющий подготовительную фазу, собственно переход и - главное - закрепление новой тональности, ее утверждение с тем, чтобы дальнейшая музыка развивалась (возможно, даже до самого конца) уже в ней. Другой термин - "отклонение" - означает лишь временный переход, без закрепления, порой даже лишь намек на новую тонику, не доходящий до ее разрешения. В этом случае дальнейшее развитие музыкального сюжета в полученной тональности не остается, а либо возвращается в прежнюю, либо готовит новую. Словом - на достигнутом не останавливается. Несмотря на разницу в отношении к новой тональности, Вы понимаете, что и отклонение, и модуляция - суть одно и то же явление.

Перейти к новой тонике можно многими путями. Собственно, как Вам угодно. Но в рамках классической школы, с ее аккуратным и логичным отношением к слушателю, годится не всякий способ. Можно ведь просто взять тоническое трезвучие одной тональности, и сразу же - другую тонику. Никто Вам этого не запретит. Но попробуйте-ка сочинить песенку с такими вот прямыми "склейками" тональностей - и Ваш слушатель в большинстве случаев просто поморщится. Казалось бы, а что такого? Ему же все равно, в какой тональности песня, скажем, начиналась. Так какая ему разница, в какой начнется второй куплет? Думаю, что Вы и сами легко ответите на это. В начале песни слушатель еще не настроен , а к началу второго куплета - совсем напротив. Понятие "настройки" ушей и головы в тональности Вам уже знакомо, если Вы брали на себя труд проделать несколько упражнений (см. урок №10 "Тренинг"). И когда звучат первые аккорды песни, Вы испытываете несколько мгновений дискомфорта, пока Ваше музыкальное "Я" не выделит для себя устойчивые звуки и не выловит из воздуха метрическую сетку песни. Прислушайтесь к своим ощущениям. Этот дискомфорт мы испытываем десятки, если не сотни раз в день, поэтому не замечаем его. Вернее, мы понимаем его неизбежность, "нормальность" в первые мгновения знакомства с музыкой. Но к появлению этого неприятного чувства прямо посреди песни мы совершенно не готовы. Понимаете? Слушатель, затративший толику труда на свою настройку в начале музыки, имеет полное право не напрягаться больше, пока не придет время для другой музыки. Вот поэтому, если Вы намерены бережно относиться к его чувствам (а это - Ваш долг, если уж Вы беретесь писать музыку), то любую перемену - темпа, ритма, громкости, тональности - должны подготавливать так, чтобы у слушателя было время понять происходящее, и были логические "зацепки", помогающие связать и объяснить в подсознании эти перемены. Если слушатель настроился в прежней тональности, то вводить новую необходимо логично, предоставляя ему необходимый минимум аккордов, тяготений, да и просто времени, для новой настройки.

Ближе к делу! В классической школе существует три методики модуляции, и мы со всеми познакомимся своим чередом. Первый и основной способ можно назвать модуляцией с общим знаме… ой, аккордом. Принцип простой: находится любое трезвучие, имеющее смысл в обеих тональностях, и используется в качестве "клея". Здесь подразумевается, что выбирать трезвучия можно только из диатонических, то есть, состоящих из чистых, не альтерированных, ступеней. Альтерации, конечно, не запрещены, но Вы должны сознавать, что чем сложнее трезвучие объясняется в тональности, тем труднее Ваша модуляция будет восприниматься на слух. А ведь наша первая задача - как раз наивозможно облегчить восприятие слушателю.

Между тональностями первой степени родства (а мы пока что знаем только эту степень) обычно можно обнаружить сразу несколько трезвучий, отвечающих условию. Попробуем сразу это увидеть. Берем список всех диатонических трезвучий до-мажора, и сравниваем с аналогичным же списком для ре-минора (позвольте мне использовать латинские обозначения для краткости. Вам уже давно пора их знать назубок!. Условимся обозначать мажорные трезвучия прописными буквами, в минорные - строчными, хорошо?):

Рассмотрев эту табличку, видим, что общими для обеих тональностей здесь служат трезвучия ре-минора, фа-мажора, ля-минора и до-мажора. Естественно, что сами тонические трезвучия тоже попали в это число - ведь данная степень родства именно и основана на родстве тонических трезвучий. А так - два трезвучия обнаружились. И такие два трезвучия Вы найдете во ВСЕХ парах тональностей, лежащих в соседних ячейках квинтового круга. Убедитесь сами:

Снова, помимо собственно тоник (си-минор и ми-минор), общими оказались два трезвучия: ре-мажор и соль-мажор. Как находить общие трезвучия - понятно? Кстати, можете опять вырезать бумажные кружки, как в прошлой нашей встрече, рисовать стрелки по этим самым общим трезвучиям, и вертеть в квинтовом круге, как заблагорассудится - всегда железно будут показаны нужные трезвучия.

Пойдем дальше. Какое из найденных четырех трезвучий избрать для модуляции и как все это организовать? Первый вопрос решается, исходя из Вашего вкуса или аккордовой ситуации в музыке. В принципе, любое из этих трезвучий без проблем соединит две тональности, но их окраска может по-разному подойти под настроение музыки, так что - на Ваш вкус. А чтобы организовать процесс, давайте проделаем как бы "штатный" набор действий.

Нужен сначала показ исходной тональности. Для этого нужно просто дать аудитории услышать систему тяготений, то есть, тонику, доминанту, несколько случаев разрешения неустойчивых звуков в их "родные" устойчивые. Собственно, специально этого сочинять не нужно, так как эту работу сделает тот первый куплет, та часть музыки, которая предшествует модуляции. Ну, чтобы не быть голословными, давайте наскоро слепим короткое аккордовое предложение, которое продемонстрирует тональность со всех сторон. А во втором предложении будем модулировать. Начнем, например, так:


Послушать

Ну, пусть это звучит слишком "дубово", когда Вы будете использовать методику в своей музыке, Вы инструментуете и разукрасите все это. Это - звучащая схема, скелет гармонии. Быстренько пробежимся по нему глазами и зафиксируем его аккорды - лишняя практика тоже не помешает: сначала тонический секстаккорд, затем субдоминанта с задержением перед терцовым тоном. Дальше - септаккорд II-й ступени (гармонический - ля-бемоль сверху), доминантовое трезвучие, переходящее в секундаккорд (фа в басу). Второй такт: секстаккорд тоники, квинтсекст II-й ступени и движением восьмушек - квинтсекст двойной доминанты на II-й ступени (да еще с повышенной примой - ре-диез вверху), затем кадансовый квартсекстаккорд и доминанта. Все, с разрешением этой доминанты в тонику в начале следующего такта и начнется наша модуляция.

Куда смодулируем для начала? Ну, давайте сначала попроще - в фа-мажор. Это - одна из главных ступеней в тональности "до", и прозвучит легче всего. Какие трезвучия будут общими для обеих тональностей? Строим в голове табличку, получаем: ре-минор, фа-мажор, ля-минор и до-мажор. Как выбрать из них? Ну, настроения в нашей "музыке" нет пока никакого, наш вкус молчит, поскольку сравнить не с чем. Тогда прибегнем к логике: у нас соединяются два мажора, следовательно в качестве связующего звена разумнее взять минор - чтобы побогаче раскрасить картину. Теперь выбрать из ре-минора и ля-минора: тут я бы посоветовал использовать, если возможно, аккорд из субдоминантовой группы по отношению к тональности назначения, потому что сразу после модуляции нужно будет построить каденцию, которая закрепит новую тональность. А каденцию удобнее всего начинать с какой-нибудь субдоминанты, тогда мы сможем показать все основные функции тональности, каденция выйдет полной. Вот такие соображения: минор, субдоминанта для конечной тональности. Из подходящих нам трезвучий остается только одно - ре-минор; для конечной тональности это VI ступень, слабая субдоминанта. Получается следующий план: где-то после тоники до-мажора, которая начнет вторую фразу, нужно будет взять ре-минорное трезвучие (или септаккорд, кстати; разница для модуляции не принципиальная). Этот аккорд будет общим: для до-мажора это II-я ступень, а для фа-мажора - VI-я. И вот, дойдя в до-мажоре до этого аккорда, мы мысленно, в секрете от слушателя, начинаем считать аккорд уже VI-й ступенью и дальше пишем музыку просто в фа-мажоре. Музыка у нас маленькая - чем короче, тем лучше - поэтому достаточно только показать новую тональность. Для этого нужно создать заключительную каденцию, в которой прозвучат все три функции: субдоминанта (уже есть), доминанта и тоника. Пишем теперь ноты. Я не буду подробно описывать, как эти ноты лучше расположить, какие обращения аккордов выбирать - все эти принципы мы уже рассмотрели раньше. Просто как бы решаем задачку по гармонии, благо, план есть.

Предположим, что Вы озаботились это проделать сами и у Вас есть свой вариант. А я покажу свой, сравните их на слух и глазами:


Послушать

Здесь на картинке только два такта собственно модуляции, а прослушиваются - все четыре. Итак, посмотрим. Последняя доминанта первой фразы разрешилась в тонику, видно? Чтобы наивозможно смягчить движение, я не стал вводить минорное созвучие на слабой доле такта, поэтому вторым стоит опять до-мажор (в виде секстаккорда). На третьей доле такта (это уже не слабая, а относительно сильная доля) - "гвоздь программы" - септаккорд II-й ступени, вполне нормальный аккорд в до-мажоре, не так ли? Теперь я в уме пишу надпись "II7=VI7 " и настраиваю сам себя в тональности фа-мажор. То есть, переключение происходит во время звучания аккорда, слушатель еще не догадывается об этом . Теперь начинается каденция. Первый ее аккорд уже написан, это самая слабая субдоминанта тональности. Где-то дальше нужно будет поставить кадансовый квартсекстаккорд - мы уже знаем, что он придает каденции хорошую долю утвердительности. Поэтому его всегда ставят на сильной доле такта. Вот, в начале последнего такта я и нарисовал кадансовый, видите - фа-мажорный тонический квартсекстаккорд? Потом, следуя "принципу усиления", я заполнил пустоту перед этим кадансовым аккордом еще одной субдоминантой, на этот раз, сильной. Присмотритесь, в четвертую долю, на фоне тянущейся ноты "ре" в басу, получается (уже соображаем в фа-мажоре) терцквартаккорд II-й ступени. А в последнюю восьмушку такта он еще альтерируется (пониженная квинта плюс повышенная терция), и тем самым еще больше усиливает тяготение. После этого кадансовый аккорд звучит как благо, как подарок. И именно в этот момент наш "секрет" раскрывается - только теперь слушатель понимает, что последние несколько мгновений музыка уже была не в до-мажоре. До слушателя факт модуляции "доходит" уже после того, как она произошла , поэтому он не испытывает шока, понимаете? Ну, и после кадансового - самая что ни на есть нормальная доминанта и самая заурядная тоника - тут Вы уже без труда все видите, я уверен.

Итак, понятен ли принцип? Повторю, чтобы Вы проверили свои выводы:
- для создания модуляции данного типа необходим общий для обеих тональностей аккорд (он так и называется - "модулирующим"). Первая степень родства предлагает на эту роль целых четыре аккорда.
- Требуется предварительный показ исходной тональности, включающий несколько случаев разрешения неустойчивых звуков. Эта первая часть, включая сам модулирующий аккорд, развивается обычным образом, ничем не выдавая Ваши намерения.
- Собственно модуляция представляет собой мысленное приравнивание узлового аккорда в "системе координат" новой тональности, то есть, ничем, кроме Вашего выражения лица, не проявляется для слушателя.
- Заключительная часть представляет собой показ новой тональности (по тем же принципам, что и в старой тональности). Началом ее служит модулирующий аккорд, окончанием - ближайшая тоническая каденция.

Для Вас модуляция заключается в мысленном приравнении модулирующего аккорда, а с точки зрения слушателя, самое интересное происходит чуть позже, когда этот аккорд разрешается в устойчивое созвучие новой тональности и тем самым обнаруживает Ваш замысел.

Послушайте и просмотрите еще несколько примеров перехода в разные тональности первой степени из до-мажора. Снова отмечу: в нотах показаны только сами переходы и каденции, а звучит все построение целиком.

До-мажор - ми-минор


Послушать

Общим аккордом служит здесь ля-минорный септаккорд, VI-ступень (помечен красным). Он приравнивается к септаккорду VI-й ступени в ми-миноре. После него Вы видите пример внутрифункциональной замены: II-я ступень превращается в двойную доминанту. Особенность гармонизации: задержание в заключительной доминанте по мелодическому звукоряду (ноты до-диез и ре-диез).

До-мажор - соль-мажор


Послушать

Тот же модулирующий аккорд, и такая же подготовка его, но теперь он приравнивается в септаккорду II-й ступени. Особенность гармонизации - в каденции доминанта с высокой квинтой и затем с секстой.

Пару слов о другом виде смены тональности - об отклонениях. Напомню, это - та же модуляция, только новая тональность не закрепляется, вместо этого немедленно начинается другой переход - обратно, или еще дальше. Отклонения Вы можете вставлять в музыку в любой момент. Как крайность: каждый следующий аккорд в музыке может быть подан в виде отклонения. Для примера, посмотрите еще одну модуляцию в первую степень родства:

из до-мажора в ре-минор


Послушать

Давайте еще разок напряжемся и отследим события, хорошо? Здесь я переделал первое предложение, поэтому в картинке показано все построение целиком. Итак, первый такт ничего особенного нам не дает, разве что можно увидеть случай дезальтерации: двойная доминанта вырождается в секундаккорд II-й ступени.

А вот второй такт содержит сразу два быстрых перехода (поэтому отмечены сразу два модулирующих аккорда). Во-первых, секундаккорд до-мажорной тоники выступает как доминантовый для тональности фа-мажор. Он сразу же разрешается в свой тонический секстаккорд (второе созвучие в такте). И этот секстаккорд тут же, немедленно, тоже приравнивается к субдоминантовому - снова в до-мажоре. Таким образом, мы имеем типичное отклонение в тональность фа-мажор, после которого нет никакого закрепления, а происходит быстрый возврат в исходную тональность. И причиной всей этой круговерти оказалась всего одна-единственная нота - си-бемоль в басу, видите? Не будь его - вторым аккордом в этом такте прозвучала бы обычная субдоминанта до-мажора. А вот си-бемоль - звук, не входящий в до-мажорную диатонику - сразу привносит в звучание неустойчивость, тяготение именно фа-мажорной сферы. Таким вот способом, внося в свои аккорды дополнительное тяготение, Вы можете буквально каждое движение в музыке превратить в путешествие по новым тональностям!

Дальше все идет по знакомому нам алгоритму. Модулирующим аккордом служит сама же тоника до-мажора (красные ноты в третьем такте). Она приравнивается к неальтерированной VII-й ступени ре-минора. Потом берется она же, но уже альтерированная (нотки "до-диез" и "си-бемоль", которые уже относятся к новому звукоряду и своими тяготениями перестраивают слушателя в ре-минор), да еще в виде септаккорда. Затем аккорд разрешается в новую тонику и следует заключительная каденция. Снова маленькая особенность: перед кадансовым аккордом звучит внутрифункциональная замена двойной доминанты, смотрите на обозначения в нотах.

Тема, согласен, довольно трудная. Нужно напряженно всматриваться и вслушиваться. Но никакая другая тема не даст Вашей музыке такого количества красок и такой гибкости. Многие из тех, кого я знаю, освоившись в теме модуляций, восприняли это как умную и красивую игру, гимнастику ума, вроде шахмат; и потом на многие годы увлеклись такой вот звучащей архитектурой или конструированием, получая удовольствие от самого процесса работы мозга. А уж насколько это расширяет возможности при сочинении музыки - не с чем и сравнить! Милости просим, используйте это сразу же в Ваших музыкальных работах. Они станут много интереснее и свежее, обещаю!

Что такое тональность в музыке, учимся определять и изменять тональности

Теория музыки включает в себя огромное количество разнообразной терминологии. Тональность является основополагающим профессиональным термином. На данной странице можно узнать, что такое тональность, как ее определить, какие бывают разновидности, а также интересные факты, упражнения, и способ изменения тональности в минусовке.

Основные моменты

Представьте себе Вы решили сыграть музыкальное произведение. Вы нашли ноты, и при разборе нотного текста, заметили, что после ключа стоят диезы или бемоли. Нужно разобраться, что они означают. Ключевые знаки представляют собой знаки альтерации, которые сохраняются на протяжении всего исполнения музыкальной композиции. По правилам они выставляются после ключа, но до размера (Смотрите рисунок №1), и дублируются на каждой последующей строчке. Ключевые знаки необходимы не только для того, чтобы постоянно не выписывать их около нот, что занимает много времени, но и для того, чтобы музыкант смог определить тональность, в которой написано произведение.

Рисунок №1

Фортепиано, как и множество других инструментов, имеет темперированный строй. В данной системе единицами исчисления можно принять тон и полутон. Благодаря делению на данные единицы от каждого звука на клавиатуре можно образовать тональность, либо мажорного, либо минорного наклонения. Так были придуманы ладовые формулы мажора и минора (Смотрите рисунок 2).

Рисунок №2


Именно по этим формулам звукоряда можно построить от любого звука тональность, либо в мажоре, либо в миноре. Последовательное воспроизведение нот по данным формулам называется гаммой. Многие музыканты играют гаммы для того, чтобы быстрее ориентироваться в тональностях и ключевых знаках при них.

Тональность состоит из двух составляющих: название звука (например, до) и ладового наклонения (мажор или минор). Чтобы построить гамму необходимо выбрать один из звуков на клавиатуре и от него играть по формуле, либо мажор, либо минор.

Упражнения для закрепления

  1. Попробуйте сыграть мажорную гамму от звука «ре». Используйте при игре соотношения тонов и полутонов. Проверьте правильность.
  2. Попробуйте воспроизвести минорную гамму от звука «ми». Играть необходимо по предложенной формуле.
  3. Пробуйте играть гаммы от разных звуков в разнообразных наклонениях. Вначале в медленных темпах, затем в более быстрых.

Разновидности

Некоторые тональности могут иметь определенную связь между собой. Тогда они могут входить в следующие классификации:

  • Параллельные тональности. Особенностью является одинаковое количество ключевые знаков, но разное ладовое наклонение. По сути набор звуков абсолютно идентичен, разница заключается только в звуке тонике. К примеру тональности до мажор и ля минор являются параллельными, у них одинаковое количество ключевых знаков, но разное ладовое наклонение и тонический звук. Существует параллельно-переменный лад, который характеризуется тем, что в произведении две параллельные тональности, и у них постоянно меняется лад, то на мажор, то на минор. Такой лад характерен для русской народной музыки.
  • Одноименные имеют общий звук тоники, но при этом различное ладовое наклонение и ключевые знаки. Пример: ре мажор (2 ключевых знака), ре минор (1 ключевой знак).
  • Однотерцовые имеют общую терцию (то есть третий звук в трезвучии), больше их не объединяет ни тоника, ни ключевые знаки, ни лад. Обычно однотерцовый минор располагается на малую секунду или полутон выше чем мажор. Соответственно однотерцовый мажор по отношению к минору располагается ниже на малую секунду или полутон. Примером могут служить тональности до мажор и до-диез минор, в трезвучиях этих аккордов совпадает звук «ми».

Упражнения для закрепления

Определите, как две тональности соотносятся между собой. Поставьте рядом с примером соответствующую цифру:

  1. Параллельные
  2. Одноименные
  3. Однотерцовые

Вопросы:

  • B-dur и h-moll
  • A-dur и a-moll
  • G-dur и e-moll

Проверьте правильность собственных знаний.

Ответы: 3, 2, 1.

Интересные факты

  • Как музыкальный термин зародился вначале 19 века. Его ввел Александр Этьенн Шорон в собственных трудах.
  • Существует «цветной» слух, который характеризуется тем, что у человека определенная тональность ассоциируется с конкретным цветом. Обладателями этого дара являлись Римский-Корсаков и Скрябин .
  • В современном искусстве существует атональная музыка, которая не принимает в основу принципы тональной устойчивости.
  • Английская терминология использует для параллельных тональностей следующее обозначение – relative keys. При буквальном переводе – это «родственные» или «соотнесенные». Одноименные же обозначаются, как parallel keys, что может восприниматься, как параллельные. Нередко при переводе специфической литературы переводчики допускают погрешность в данном вопросе.
  • Символика классической музыки закрепила за некоторыми тональностями определенное значение. Так Des-dur – это истинная любовь, B-dur определяет красивых мужчин, героев, а e-moll – скорбь.

Кварто-квинтовый круг

Кварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой все тональности располагаются на расстоянии чистой квинты по часовой стрелке, и по чистой кварте против часовой стрелки.


Родственные тональности

Существует такое понятие как тональное родство. Чем больше разница знаков, тем дальше родство. В зависимости от систем различают 3 или 4 степени. Рассмотрим наиболее популярную систему, которая делит тональности на 3 степени родства.

Степень родства

Группа

Разница знаков

Какие тональности

параллель

S, D и их параллели

S гарм для мажора

Тонально-сти на б.2 ↓ и их параллели

Мажор

Мажор – м2, м3, б3 ↓ и Минор ss гарм. – на б2↓ и одноименный минор

Минор

Минор – м2, м3, б3 ↓ и

Мажор DD на б2 и одноименный мажор

Для мажора ув1, ув2, ув4 и ув5, для минора те же интервалы ↓.

Тритонанта и ее параллель

Первая группа разделяется на 3 категории:

  1. Это параллельная тональность. Разница в знаках составляет 0. Объединяет эти тональности шесть общих аккордов. Пример: Фа мажор и ре минор.
  2. 4 тональности. Между основной и конечной тональностью разница один знак. Это тональности субдоминанты и доминанты, а также параллельные к S и D. Пример, для тональности соль мажор: S – до мажор, параллельная S – ля минор, D – ре мажор, параллельная D – си минор.
  3. Рассматривается только для мажорных тональностей. Разница 4 знака – это гармоническая субдоминанта. Пример для C-dur – субдоминанта гармоническая – это фа минор.

Вторая группа родства делится на 2 подгруппы:

  1. 4 тональности. Разница в два ключевых знака. Найти эти тональности легко от основной они располагаются на большую секунду выше и ниже + параллели найденных. Пример: основная тональность – ля мажор. Выше и ниже на большую секунду или тон тональности: си минор и соль мажор. Параллели для найденных тональностей: это Ре мажор и ми минор.
  2. Разница знаков от трех до пяти. Нахождение тональности будет зависеть от того мажорная или минорная тональность.
  • Dur: 6 мажорных и 2 минорных: выше и ниже на м2, м3 и б3; ss гармоническая, располагающаяся на б2 ниже, а также одноименный минор. Пример для G-dur: As-dur, B-dur, H-dur, Fis-dur, E-dur, Es-dur и f-moll и g-moll.
  • Moll: 6 минорных и 2 мажорные: на малую секунду, малую терцию и б3 выше и ниже; DD на большую секунду выше и одноименный мажор.

Третья группа делится на 2 группы:

  1. 3 тональности, не имеющие ни одного общего аккорда, разница на 3-5 знаков в противоположном направлении. Для мажора необходимо найти миноры выше на следующие интервалы, а для минора мажоры на ув.1, ув.4 и ув.5 ниже.
  2. Тритонанта и ее параллель. Находится тритон от исходной тоники, для C-dur – Fis-dur.

В зависимости от степени в гармонии различают множество способов модуляций.

Изменить тональность музыкального трека, записанного в качестве «минуса», который, например, был загружен из Интернета, бывает необходимо очень часто. Это может быть связано с приведением композиции в такой вид, чтобы было легче исполнять вокальную партию, когда в оригинале тональность слишком низка или высока. Действия с темпом (чаще всего с его замедлением) могут быть связаны с процессом, когда та же минусовка находится еще на стадии создания, а исполнителю необходимо просто сыграть какую-то скоростную инструментальную партию. Но как произвести такие действия, используя для этого современные компьютерные средства? Об этом и многом другом далее и пойдет речь.

Как изменить темп и тональность музыкального трека: варианты действий

Для начала предлагается посмотреть, какие вообще действия можно предпринять. Вариантов не так уж и много. В большинстве случаев необходимо изменить либо темп фонограммы, либо тональность, либо и то, и другое. В случае если у вас имеется в наличии файл с разложенными по трекам инструментальными партиями, изменить тональность бывает необходимо только для определенной группы инструментов, исключая ударные, для которых в большинстве случаев это совершенно не нужно. В связи с этим и рассмотрим некоторые варианты простейших действий с использованием различных программ. Сразу же следует отметить и тот момент, что особое внимание нужно обратить на формат файла, в котором записана оригинальная фонограмма.

Как изменить тональность минусовки: простейший случай

Если рассматривать самую простую ситуацию, когда оригинальный файл записан в формате MIDI, действия для изменения темпа и тональности можно производить не только с использованием компьютерных программ в виде MIDI-секвенсоров или редакторов, поддерживающих работу с соответствующими файлами, но даже и на обычных «железных» синтезаторах.

Для рядового пользователя лучше всего подойдут инструменты Yamaha серии PSR или их аналоги. MIDI-файл достаточно записать на съемный носитель, открыть его в интерфейсе инструмента и выполнить смещение темпа и тональности. Собственно, точно такие же действия производятся в программах для работы с MIDI. Но ведь такая копия не дает звучания оригинального трека, а в большинстве случаев треки представлены в формате MP3 или более современном - FLAC. Как изменять тональность или темп в этом случае?

Использование музыкального секвенсора FL Studio для единичного файла

Достаточно просто необходимые операции можно выполнить в популярном секвенсоре FL Studio. Для начала рассмотрим порядок действий, когда у вас имеется фонограмма в виде одного аудиофайла. Сначала оригинальный файл необходимо загрузить на выбранную дорожку, а затем установить в степ-секвенсоре первую долю, которая соответствует ноте С5. Сразу же обратите внимание, что при выставлении базовой ноты для аудио выше или ниже автоматически приведет к тому, что тональность будет смещена вместе с темпом, что очень неудобно.

В этом случае лучше отдельно установить другой темп (программа выдаст запрос на ресэмплирование). Что же касается именно того, как изменить тональность минуса, для этого лучше воспользоваться не пошаговым секвенсором или установкой базовой ноты привязки, а фейдером изменения общего питча (высоты тона).

Однако неудобство состоит в том, что уровень изменения будет показан только в процентном отношении.

Действия с файлами в аудиоредакторах

Теперь давайте посмотрим, как изменить тональность или темп в аудиоредакторах. Опять же, исходим из того, что у нас имеется единичный файл фонограммы. Для выполнения таких действий используется либо функция Pitch Bender (изменение высоты тона), либо Stretch (изменение темпа).

Если говорить о том, как изменить тональность трека, после вызова соответствующего инструмента сначала установите пустое значение (Flat), а затем выберите уровень с использованием полутонов (Semi-tones). Начальный и конечный уровень для всего трека должны совпадать. Для качества установите значение Excellent.

Для изменения темпа воспользуйтесь «растягиванием», но особо не увлекайтесь, поскольку изменять этот параметр, впрочем, как и тональность, можно до определенного предела.

Действия с потрековым изменением тональности и темпа

Однако удобнее всего работать с фонограммами, которые являются не цельными готовыми файлами, а наборами, предназначенными, например, для самостоятельного сведения (в Интернете таких полно).

В этом случае изменить тональность можно в тех же аудиоредакторах и теми же средствами, но преимущество таких действий состоит, как уже говорилось, в том, что партию барабанов можно оставить без изменений (чтобы ударные после внесения изменений в высоту тона не звучали неестественно). Заодно можно изменить громкость каждого фрагмента по отношению к оригиналу, а также добавить собственные эффекты.

Онлайн-сервисы

Наконец, если у вас нет достаточных знаний для работы с вышеописанными программами, можете обратиться к специализированным онлайн-ресурсам, на которые нужно будет загрузить свой звуковой файл, установить конечное значение для тональности и темпа, дождаться окончания обработки материала и скачать результирующий файл на свой компьютер. Вариант, прямо скажем, не самый лучший, хотя и не затратный по времени и средствам. Намного лучше воспользоваться предложенными методами, а заодно и изучить в процессе обработки файлов основные операции, так сказать, «методом научного тыка». Вполне возможно, что в будущем такие навыки пригодятся.

Заключение

Напоследок остается добавить, что в самых простейших случаях, когда особое качество звучания конечного материала не требуется, можно воспользоваться и разного рода примитивными утилитами для проведения быстрых изменений (например, Audio Speed Changer). Но в любом случае нужно четко понимать, что изменять параметры высоты тона и темпа в слишком широких пределах нельзя, поскольку такие действия приведут только к тому, что и вся фонограмма будет звучать абсолютно неестественно. В лучшем случае, как считается, особых изменений заметно не будет, если не превышать изменение тональности на 1,5-2 тона вверх/вниз и не более того. После этого порога изменения в сторону ухудшения становятся слишком явными.

У некоторых пользователей может возникнуть необходимость смены тональности какой-либо музыкальной композиции. Разумеется, для этого можно использовать специализированные стационарные программы (уровня музыкальных редакторов « » или «Sony Sound Forge Pro»), но будет проще и удобнее использовать сетевые онлайн-сервисы, способные легко поменять тональность нужной нам песни. В данном материале я расскажу о способах изменения тональности песни в режиме онлайн, и какие сервисы нам в этом помогут.

Как известно, под тональностью в музыке обычно понимается высотное положение музыкального лада. Изменение последнего обычно производится с помощью специальных программ, позволяющих менять значение тоники и лада под нужды пользователя («MixMeister Studio», «Audacity», «Prosoniq TimeFactory», «Adobe Audition» и др.)

Альтернативой стационарным программам является ряд сетевых сервисов, позволяющих легко сменить темп музыки онлайн. Работают они в следующем ключе: вы переходите на такой ресурс, загружаете на него нужный аудио файл, устанавливаете нужное значение тональности (мажор и минор, обычно это показатель от -12 до +12). После этого прослушиваете полученный результат, и если последний вас устроил, тогда сохраняете модифицированный файл к себе на ПК.

Все инструменты, которые я перечислю ниже, имеют бесплатный характер, позволяя легко установить уровень тональности онлайн.

Лучшие сервисы для изменения тональности в мелодии

Перейдём к перечислению сервисов для смены тональности в Интернете онлайн с описанием особенностей их работы.

Vocalremover.ru

Первый из сетевых сервисов, позволяющий трансформировать тональность – это vocalremover.ru. Среди возможностей данного онлайн редактора обрезка вокала, смена темпа композиции, наличие онлайн-диктофона, а также нужная нам смена тональности онлайн. Для работы с сайтом лучше использовать браузер «Google Chrome» (на других браузерах сайт может работать нестабильно)

Чтобы поменять тональность с помощью данного сервиса выполните следующее:


Ruminus.ru — поможет установить правильный темп

Второй русскоязычный сервис, о котором я хочу рассказать – это ruminus.ru. В отличие от уже упомянутого мной сервиса vocalremover.ru, настройка тональности на ruminus.ru проводится с помощью стрелок, которыми вы указываете нужное числовое значение тональности. Также здесь можно сменить скорость музыкальной композиции и её темп.

Для работы с сервисом выполните следующее:


Если вам нужно ознакомьтесь со следующей статьёй.

Conversion-tool.com

Англоязычный ресурс conversion-tool.com предназначен, в первую очередь, для конвертирования аудиоформатов из одного в другой. При этом его возможности позволяют легко изменить тональность трека онлайн.

Для работы с данным сервисом выполните следующее:


Onlinetonegenerator.com

Данный англоязычный сервис работает по подобному алгоритму с уже описанным сайтом vocalremover.ru, позволяя изменить тональность без затрагивания скорости трека.

Для этого выполните следующее:


Transposr.com

Ещё один англоязычный сервис, работающий по крайне простому алгоритму, и позволяющий легко внести изменения и настроить тональность любимой песни.

  1. Вы переходите на указанный ресурс transposr.com .
  2. Нажимаете на «Upload your file here», и загружаете нужную музыку на ресурс.
  3. Кнопками «плюс» и «минус» устанавливаете нужный показатель тональности, затем жмёте на кнопку «Transpose».
  4. Дожидаетесь окончания процесса обработки файла, а потом жмёте на кнопку «Download My MP3» для загрузки результата на ПК.

Заключение

Если у вас возникла необходимость модифицировать тональность песни в режиме онлайн, то рекомендую обратиться к функционалу перечисленных в данном материале сервисов. Все они имеют бесплатный характер, крайне простой и удобный интерфейс, позволяя сменить тональность нужной вам композиции за несколько кликов. Наиболее удобным из данных сервисом считаю vocalremover.ru – его возможности демонстрируют быстрый и качественный результат.

Вконтакте

Перед изменением тональности песни онлайн стоит убедиться в наличии актуальной версии Adobe Flash Player, так как именно от отвечает за воспроизведение звука в браузере.

Для изменения тональности можно использовать следующие сервисы:

Vocal Remover – один из самых популярных сайтов, который имеет в своем наборе различные сервисы для работы со звуковыми файлами.
Для начала работы необходимо загрузить медиа-файл на сайт. Для этого нужно нажать на кнопку «Выберите аудио файл для обработки».


В окне проводника укажите путь к файлу и сам файл и примените операцию.

Спустя некоторое время аудио запись будет загружена в программу и с ней можно начать проводить различные манипуляции.

В окне прослушивания демо версии есть пункт «Тональность» - он то нам и нужен. Изменяя ползунок вверх или вниз можно с легкостью изменять тональность звучания.

После изменения тональности нужно указать формат битрейта и качество записи, с которыми нужно сохранить измененную звуковую дорожку.

Онлайн-сервис RuMinus имеет обширный арсенал инструментов, среди которых и возможность изменения тональности песен.
Для начала необходимо загрузить песню в сервис. Для этого нужно открыть сайт и выбрать «Выберите файл». В окне проводника указать путь к файлу, сам файл и применить операцию.