Практические работы по информатике 10 кл

10.07.2019 Мониторы

Практикум входит в УМК по информатике и ИКТ для старших классов наряду с учебником для базового уровня. Практикум состоит из трех разделов, Первый раздел предназначен для закрепления и повторения навыков работы с программными средствами ИКТ, изученными а основной школе. Второй и третий разделы включают практические работы для обязательного выполнения соответственно в 10 и 11 классах. Помимо практических заданий ряд работ содержит необходимый справочный материал. Предлагаемые задания имеют разные уровни сложности. Темы практических работ соответствуют содержанию Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям, рекомендованной Министерством образования и науки PФ в 2004 г.

Работа 1.1. Работа в среде операционной системы Microsoft Windows.
Цель работы: отработка основных действий пользователя в среде операционной системы Microsoft Windows:
работа с объектами интерфейса;
инициализация программ;
работа в многооконном режиме;
навигация по файловой системе;
создание папок и документов;
выполнение основных операций с файлами: копирование, перемещение, удаление, переименование.
Используемое программное обеспечение: операционная система Microsoft Windows и ее стандартные приложения.

Основные понятия
Рабочий стол - исходный экран диалоговой среды Windows. Раскрывается после запуска Windows. На «поверхности» Рабочего стола располагаются ярлыки наиболее часто используемых приложений, документов, папок, устройств.
Окно - основной элемент интерфейса Windows. Используются окна программ (приложений), окна документов, диалоговые окна. Окно можно перемещать по Рабочему столу, сворачивать в значок на панели задач, разворачивать на весь экран, закрывать.
Объект - любой элемент в среде Windows, в том числе: Рабочий стол, окно, папка, документ (файл), устройство, приложение (программа). Объект обладает определенными свойствами, над ним могут быть произведены определенные действия.
Контекстное меню - меню, связанное с объектом. Контекстное меню раскрывается щелчком правой кнопкой мыши, если указатель мыши установлен на объекте. Через контекстное меню можно просмотреть свойства объекта (в некоторых случаях их можно изменить), а также выполнить допустимые действия над объектом.

СОДЕРЖАНИЕ
Для учителя.
Раздел 1. Основы технологий .
Работа 1.1. Работа в среде операционной системы Microsoft Windows.
Работа 1.2. Текстовый процессор Microsoft Word: ввод, редактирование и форматирование текста.
Работа 1.3. Текстовый процессор Microsoft Word: шрифты, размер символов, начертания.
Работа 1.4. Текстовый процессор Microsoft Word: вставка объектов, работа с таблицами.
Работа 1.5. Текстовый процессор Microsoft Word: итоговая работа.
Работа 1.6. Векторная графика. Инструментальные средства для рисования в Microsoft Word.
Работа 1.7. Подготовка презентаций: знакомство с пакетом Microsoft Power Point.
Работа 1.8. Электронные таблицы: табличный процессор Microsoft Excel.
Работа 1.9. Электронные таблицы: деловая графика в Microsoft Excel.
Раздел 2. Практикум для 10 класса.
Работа 2.1. Измерение информации.
Работа 2.2. Автоматическая обработка данных.
Работа 2.3. Шифрование данных.
Работа 2.4. Структуры данных. Графы.
Работа 2.5. Структуры данных. Таблицы.
Работа 2.6. Управление алгоритмическим исполнителем.
Работа 2.7. Выбор конфигурации компьютера.
Работа 2.8. Настройка BIOS.
Работа 2.9. Представление чисел.
Работа 2.10. Представление текстов. Сжатие текстов.
Работа 2.11. Представление изображения и звука.
Работа 2.12. Подготовка презентации на тему Компьютерные сети».
Раздел 3. Практикум для 11 класса.
Работа 3.1. Гипертекстовые структуры.
Работа 3.2. Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями.
Работа 3.3. Интернет: работа с браузером. Просмотр Web-страниц...
Работа 3.4. Интернет: сохранение загруженных Web-страниц.
Работа 3.5. Интернет: работа с поисковыми системами.
Работа 3.6. Интернет: создание Web-сайта с помощью MS Word.
Работа 3.7. Интернет: создание Web-сайта на языке HTML.
Работа 3.8. Поиск информации в геоинформационных системах
Работа 3.9. Знакомство с СУБД MS Access.
Работа 3.10. Создание базы данных Приемная комиссия.
Задание на самостоятельную разработку информационной системы.
Работа 3.11. Реализация простых запросов с помощью конструктора.
Работа 3.12. Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой.
Работа 3.13. Реализация сложных запросов к базе данных Приемная комиссия.
Работа 3.14. Реализация запросов на удаление и использование вычисляемых полей.
Работа 3.15. Создание отчета.
Работа 3.16. Получение регрессионных моделей в MS Excel.
Работа 3.17. Прогнозирование в MS Excel.
Задание для самостоятельного выполнения на получение регрессионных зависимостей.
Работа 3.18. Расчет корреляционных зависимостей в MS Excel.
Задание для самостоятельного выполнения по теме «Корреляционные зависимости».
Работа 3.19. Решение задачи оптимального планирования в MS Excel.
Задание для самостоятельного выполнения по теме
Оптимальное планирование».
Ответы к заданиям практических работ.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Тест по теме «Моделирование. Информационные модели. Назначение моделей»

Вариант 1

а) Модель - это некое вспомогательное средство, объект, который в определенной ситуации заменяет другой объект

б) Модель - это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования

в) Модель - это физический или информационный аналог объекта, функционирование которого - по определенным пара метрам - подобно функционированию реального объекта

г) Модель некоторого объекта - это другой объект (реальный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, который обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект

2. Верно ли, что моделирование - всегда целенаправленная деятельность?

а) Нет б) Да

3. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предложенного ниже списка. Если материальная модель объекта - это его физическое подобие, то информационная модель объекта - это его...

а) описание б) точное воспроизведение

Компьютерная модель - это (1) модель, выполненная с помощью компьютерных (2).

а) информационная б) схематичная в) электронная

г) устройств д) технологий е) сетей

5. Какое до утверждений верно?

а) Информационные модели одного и того же объекта, предназначенные для разных целей, могут быть совершенно разными

б) Информационные модели одного и того же объекта, пусть даже предназначенные для разных целей, должны быть во многом сходны

6. Могут ли у разных объектов быть одинаковыми модели?

а) Нет б) Да, но только для конструктивных (искусственных, созданных людьми) объектов

в) Да

7. Укажите для каждого аспекта моделирования возможное назначение модели (с какой целью она создается). Аспект Возможное назначение модели моделирования

1.Внешний вид 2. Структура 3.Поведение между компонентами объекта моделирования

а) Идентификация (узнавание) объекта б) Наглядное представление взаимосвязей

в) Прогнозирование г) Установление причинно-следственных связей с другими объектами

д) Долговременное хранение образа объекта е) Изучение свойств объекта

ж) Выявление значимых связей з) Управление объектом

и) Конструирование технических устройств к) Изучение стабильности состояния объекта

8. Может ли передаваться информация от человека к человеку и от поколения к поколению без использования моделей?

а) Нет, без моделей никогда не обойтись б) Да, иногда, например, генетическая информация

в) Да, чаще всего знания передаются без использования каких-либо моделей

9. Модели объектов реальной действительности (предметов, процессов, явлений) используются для...

а) представления (репрезентации) материальных предметов б) объяснения известных фактов

в) построения гипотез г) получения новых знаний об исследуемых объектах

д) прогнозирования е) управления ж) другого (для чего именно)

10. Можно ли построить модель понятия «модель»?

а) Нет б) Да

Тест по теме «Моделирование. Информационные модели. Назначение моделей».

Вариант 2

1. Какие из приведенных ниже определений понятия «модель» верные?

а) Модель - это некоторое упрощенное подобие реального объекта

б) Модель - это схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе или обществе

в) Модель - это некий объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие нас свойства и характеристики оригинала, причем этот объект-заместитель имеет существенные преимущества или удобства (наглядность, обозримость, доступность испытаний, легкость оперирования с ним и пр.)

г) Модель - это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или явления, существенные с точки зрения цели моделирования

2. Построение любой модели начинается...

а) с выделения свойств и признаков объекта-оригинала б) с определения цели моделирования

в) с выбора вида будущей модели

3. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предложенного ниже списка. Если материальная модель объекта - это его..., то информационная модель объекта - это его описание.

а) физическое подобие б) точное воспроизведение

в) схематичное представление г) преобразование

4. Вставьте пропущенные слова, выбрав их из предложенного ниже списка. Информационная модель - это целенаправленно отобранная (1) об объекте, которая отражает наиболее (2) для исследователя (3) этого объекта.

а) информация б) схема в) описательная характеристика

г) интересные д) существенные е) полезные

ж) законы функционирования з) отличительные особенности и) свойства

5. Какое из утверждений верно?

а) Информационные модели одного и того же объекта, предназначенные для одной и той же цели, но созданные разными людьми, могут быть разными

б) Информационные модели одного и того же объекта, предназначенные для одной и той же цели, даже если построены разными людьми, должны быть во всем сходны

6. Может ли одна и та же модель соответствовать разным объектам?

а) Нет б) Да, но только для конструктивных (искусственных, созданных людьми) объектов в) Да

7. Установите соответствие. Аспект моделирования Свойства объекта отражаемые в модели

1.Внешний вид 2. Структура объекта с течением времени 3. Поведение

а) Изменение внешнего вида и структуры б) Набор чувственно воспринимаемых признаков объекта

в) Перечень элементов, составляющих объект, и описание отношений (взаимосвязей) между ними

8. Верно ли, что моделирование представляет собой один из основных методов познания, способ существования знаний?

а) Нет б) Да

9. В каком из видов человеческой деятельности можно обойтись без построения и использования моделей?

а) Познание б) Общение (коммуникация)

в) Практическая (преобразовательная, производственная) деятельность

г) Ни в одном из перечисленных в пунктах а) - в) видов деятельности нельзя обойтись без моделирования

д) В любой деятельности человек может обойтись без использования моделей

10. Можно ли построить модель модели?

а) Нет б) Да


Ответы. Тест по теме

«Моделирование. Информационные модели.

Назначение моделей»


Номер вопроса


Ответ варианта 1


Ответ варианта 2


1


а - г (т. е. все определе­ния по-своему верны)


2


б


б


3


а


а


4


1 - а, 2 - д


1 - а, 2 - д, 3 - и


5


а


а


6


в


в


7


1 - а, д; 2 - б, е, ж, и, к; 3 - в, г, е, }, и


1 - б; 2 - в; 3 - а


8


б


б


9


а - е


г


10


б


б

Работа 2.9. Представление чисел

Цель работы: закрепление знаний о системах счисления и о представ лении чисел в памяти компьютера, полученных при изучении базового курса информатики.

Задание 1

Выписать алфавиты 2-ичной, 5-ричной, 8-ричной, 16-ричной систем

счисления.

Задание 2

Записать первые 20 чисел натурального числового ряда в 2-ичной, 5-ричной, 8-ричной, 16-ричной системах счисления.

Задание 3

В каких системах счисления справедливо равенство: а) 2 . 2 = 10; б) 2 . 3 = 11; в) 3 . 3 = 13?

Задание 4

Записать в развернутом виде числа.

Пояснение. Развернутой формой записи числа называется запись вида:

Здесь A q — число, q — основание системы счисления, а i — цифры дан ной системы счисления, п — количество разрядов целой части числа, т — количество разрядов дробной части числа.

Например:

В последнем примере использована десятичная развернутая форма за писи двоичного числа.

Задание 5

Перевести числа в десятичную систему счисления.

Задание 6

Перевести целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы: а) 856; б)664; в) 5012; г) 6435; д) 78.

Задание 7

Перевести десятичные дроби в двоичную и восьмеричную системы счисления, оставив пять знаков в дробной части нового числа. а) 21,5; б)432,54; в) 678,333.

Задание 8

Составить таблицы сложения и умножения в двоичной системе счисле ния и выполнить вычисления:

а) 1110+101; 6)10101-11; в) 101 . 11; г) 1110: 10.

Задание 9

Представить числа в двоичном виде в восьмибитовой ячейке в формате целого без знака.

а) 5; б)17; в) 64; г) 255.

Задание 10

Представить числа в двоичном виде в восьмибитовой ячейке в формате целого со знаком.

а) 56; б)-56; в) 127; г)-127.

Задание 11*

Представить вещественные числа в четырехбайтовой ячейке памяти в формате с плавающей точкой.

а)0,5; б)25,12; в)-25,12; г)-3456,1.

Подписи к слайдам:

Проверочная работа B – IИзвестно, что сообщение учителя о том, что к доске пойдет Саша Орлов, содержит 5 битов информации. Сколько учеников в классе?В детской магнитной азбуке 32 буквы. Какое количество информации содержит сообщение о том, что из них было собрано слово «муравей»? B – IIКакое количество информации получит второй игрок при игре в крестики-нолики на поле размером 8Х8 клеток, после первого хода первого игрока, играющего крестиками?В некотором алфавите записан текст из 300 символов, количество информации в тексте – 1200 битов. Сколько символов в алфавите?

Предварительный просмотр:

§18

Программное

обеспечение

компьютера

Компьютер — это программно управляемое автоматическое устройство для работы с информацией. Без программ любой компьютер — просто «железо».

Совокупность программ, хранящихся в долговременной памяти компьютера, составляют программное обеспечение (ПО) компьютера.

Все множество программ, составляющих ПО, можно разделить на три группы:

  1. прикладные программы;
  2. системные программы;
  3. системы программирования.

Общая схема состава программного обеспечения компьютера приведе на на рис. 4.4.

Рис. 4.4. Состав программного обеспечения компьютера

Прикладное программное обеспечение

Прикладные программы дают возможность пользователю непосред ственно решать свои информационные задачи, создавать и обрабатывать информационные объекты.

Информационный объект:

  1. обладает определенными потребительскими качествами (т. е. он
    нужен пользователю);
  2. допускает хранение на цифровых носителях в виде самостоятель
    ной информационной единицы (файла, папки, архива);
  3. допускает выполнение над ним определенных действий путем ис
    пользования аппаратных и программных средств компьютера.

Прикладное программное обеспечение делится на две части. К первой части относятся те программы, которые полезны большинству пользова телей независимо от их профессиональных интересов. Они называются прикладными программами общего назначения. В таблице 4.1 приведе ны основные виды прикладных программ (программных комплексов) и соответствующие информационные объекты, которые с их помощью со здаются и обрабатываются.

В последнее время за списком перечисленных видов программ закрепи лось название «офисные программы». Этот список постепенно расширяет ся: появляются программы-органайзеры, несложные программы верстки макетов печатных изданий и пр.

Таблица 4.1. Программы и информационные объекты

Вторую часть прикладных программ составляют специализированные программы (профессионально ориентированные). Дать их полный перечень практически невозможно. Математики, инженеры, научные работники многих специальностей нуждаются в программах, выполняющих математи ческие расчеты; профессиональные издатели книг не могут довольствовать ся текстовыми процессорами общего назначения и нуждаются в специаль-

ных программах — издательских системах; бухгалтерам и экономистам тре буются свои программы. Фактически для любой профессии, связанной с обработкой информации, уже создано свое специализированное ПО.

К классу специализированных программ следует отнести также обуча ющие программы, с которыми, возможно, вы имели дело на уроках или дома. Кроме того, специально для учителей созданы инструментальные программы, позволяющие им самостоятельно конструировать цифровые (электронные) средства обучения. Совокупность таких средств представ ляет собой новый вид образовательных ресурсов.

Системное программное обеспечение

Назначение операционных систем

Особое место в программном обеспечении занимают операционные сис темы.

Операционная система — это комплекс программ, обеспечивающих:

  1. управление устройствами и задачами (процессами) — согласован
    ную работу всех аппаратных средств компьютера и выполняемых
    программ;
  2. работу с файлами — организацию хранения и обработки файлов на
    внешних носителях;
  3. пользовательский интерфейс — диалог пользователя с компьюте
    ром.

Кроме того, существуют специальные программы, выполняющие неко торые дополнительные услуги системного характера (например, управле ние внешними устройствами, архивирование файлов, защиту от вирусов, «лечение» и оптимизацию дисков и т. д.). Эти программы называются утилитами.

Управление устройствами

В предыдущем параграфе мы отмечали, что современный компьютер может включать много (иногда десятки) устройств — ресурсов компьюте ра. Эти устройства иногда работают одновременно, иногда «встают в оче редь» друг за другом. Это и центральный процессор, и несколько видов устройств оперативной памяти, и периферийные (внешние) устройства, среди которых:

  1. устройства ввода (клавиатура, мышь, сканер и др.);
  2. устройства вывода (монитор, принтер, графопостроитель и др.);
  3. внешние запоминающие устройства (дисководы для магнитных и
    оптических дисков, устройства для работы с флэш-памятью);
  4. устройства управления (мышь, джойстик и др.);
  5. мультимедийные устройства.

Все это оборудование должно работать согласованно, по заданной про грамме, в едином режиме. При этом скорости работы различных устройств различаются в сотни, тысячи и более раз. Деятельность опера-

ционной системы по управлению ресурсами можно уподобить действиям дирижера, которому надо управлять огромным оркестром, включающим десятки различных инструментов, чтобы они вступали в игру в нужный момент и отдельные звуки переплетались бы в стройную мелодию.

Для управления работой внешних устройств в состав операционной системы входят специальные программы, которые называются драйвера ми внешних устройств. Для каждого типа и каждой конкретной модели внешнего устройства существует свой драйвер. Иногда ОС автоматически подбирает подходящий драйвер, иногда об этом приходится заботиться пользователю.

Управление процессами

В память компьютера может быть загружено одновременно несколько программ, которые будут выполняться частями параллельно. Иногда мы сознательно поручаем это нашему ПК, запустив, скажем, одновременно почтовую программу и текстовый процессор. Но даже если мы этого не де лаем, все равно: на экране идут часы, в то же время компьютер произво дит незаметные, но совершенно необходимые операции по защите от виру сов, защите от удаленных хакерских атак по сети, контролю состояния устройств и т. д.

Каждую выполняемую программу называют процессом. Отсюда тер мин «управление процессами». Организовать параллельное выполнение программ очень непросто, поскольку они обращаются к одним и тем же ре сурсам — к центральному процессору, к различным видам памяти, к внешним устройствам. Решает эту задачу операционная система.

Компьютеры первых двух поколений работали в однозадачном режи ме: пока не заканчивалось выполнение очередной программы, другие про граммы в компьютер не загружались. При этом значительная часть време ни уходила на механический ввод программы и данных с перфорационно го носителя, вывод на бумажную печать, чтение и запись на магнитные носители. Все это время процессор «простаивал», ожидая, когда свою ра боту закончат его «медленные сотрудники».

Ситуация изменилась с появлением на ЭВМ третьего поколения кон троллеров внешних устройств. Стало возможным освободить процессор от управления «неповоротливыми» механизмами, переложив эту задачу на контроллеры. А процессор получил возможность все время заниматься своей основной работой — обработкой данных. Пока одна программа (про цесс) ожидает, например, завершения ввода/вывода данных, другая про грамма может занимать процессор. При этом состояние первого, прерван ного процесса должно быть сохранено, чтобы его в нужный момент можно было восстановить и продолжить выполнение программы. Такой режим работы называется многозадачным режимом.

Наиболее сложны многопользовательские многозадачные операцион ные системы, применяемые в многотерминальных системах — вычисли тельных комплексах, в которых к одному общему компьютеру подключа ется несколько устройств ввода/вывода или персональных компьютеров (терминалов) для одновременной работы многих пользователей.

Пользовательский интерфейс

Важная функция ОС — поддержка пользовательского интерфейса, В настоящее время общепринятым стал графический интерфейс, поддер живаемый системами меню (по крайней мере, в мире ПК).

Наибольшее число ПК во всем мире работают под управлением ОС Windows, с которой вы наверняка знакомы. Тем не менее напомним основ ные правила пользовательского интерфейса. Взаимодействие пользовате ля с ОС происходит по схеме:

  1. ОС находится в состоянии ожидания команды пользователя;
  2. пользователь отдает команду в какой-либо форме (чаще всего — че
    рез меню);
  3. ОС исполняет команду или сообщает о невозможности выполнения;
  4. ОС возвращается в состояние ожидания следующей команды по
    льзователя; и т. д.

Рис. 4.5. Рабочий стол Windows XP

Графический интерфейс, который пришел на смену некогда сущест вовавшему символьному, позволяет пользователю выбирать объекты для команд с помощью графических образов этих объектов. Когда мы за пускаем современную версию ОС Windows, перед нами на экране" дис плея возникает Рабочий спгол (рис. 4.5), на котором расположено не сколько графических объектов — символических изображений тех про грамм, с которыми пользователь работает наиболее часто. Кроме того, в нижней части экрана находится панель задач, содержащая ряд кнопок для запуска программ.

Меню — один из основных элементов графического интерфейса. С внедрением панелей с ниспадающими и каскадными меню удалось обес печить комфортную работу любому пользователю. Каскадные меню предо ставляют пользователю список возможных действий с выделенным инфор мационным объектом. На рис. 4.6 видно, что выполняется процедура от правки текстового документа в виде сообщения электронной почты. В зависимости от текущего состояния объекта содержание меню может из меняться. В одном случае некоторые из пунктов могут стать недоступными для выбора, в другом может измениться набор пунктов меню. Меню в при ложениях могут настраиваться пользователем.

Рис. 4.6. Каскадное меню

Ядро ОС

Операционная система — большая и очень сложная программа. Ее объ ем может быть настолько велик, что она целиком не уместится в оператив ной памяти. В ОС выделяется некоторая часть, которая является основой всей системы и называется ядром. В состав ядра входят наиболее часто ис пользуемые модули, например средства распределения оперативной па мяти и процессора, система прерываний и др. Программы, входящие в со став ядра, при загрузке ОС помещаются в оперативную память, где они по стоянно находятся и используются при работе компьютера. Такие программы называются резидентными программами. Остальная часть ОС хранится на жестком диске и автоматически загружается в оперативную память по мере необходимости, а затем удаляется из нее.

Работа с файлами

Работу пользователя с файлами обслуживает подсистема ОС, которая называется файловой системой. Этой функцией ОС вы часто пользуетесь, поэтому сейчас подробно о ней говорить мы не будем. Отметим только то об стоятельство, что на современных компьютерах используется иерархичес кая, многоуровневая файловая структура. Необходимость этого связана с большим объемом внешних носителей информации. Для ускорения поиска в таких условиях иерархическая структура — самая рациональная.

Системы программирования

Системы программирования — инструмент для работы профессиональ ных программистов. Каждая такая система ориентирована на определен ный язык программирования: Паскаль, Бейсик, Фортран, Си, Ассемблер и др. Системы программирования позволяют создавать тексты программ, отлаживать и исполнять программы. Все перечисленные выше виды ПО со здаются программистами с помощью систем программирования.

Вопросы и задания

  1. Приведите классификацию программного обеспечения современных компью
    теров.
  2. В чем принципиальное отличие прикладного программного обеспечения об
    щего назначения от иных видов прикладного программного обеспечения?
  3. В чем заключается принцип организации диалога «компьютер—пользова
    тель» с помощью меню?
  1. Что такое ядро ОС?
  2. Какие программы управляют работой внешних устройств?
  3. Что такое система программирования?