Есть ли смысл ставить 16 гб памяти. Сколько оперативной памяти нужно для нормальной работы компьютера

25.04.2019 Социальные сети

Оперативная память, которая обычно обозначается как ОЗУ или RAM, является одной из самых важных частей любого компьютера. Но сколько ее нужно для хорошей работы устройства? Текущие новые ПК и аналогичные девайсы предлагают значения от 2 ГБ до 16 ГБ и более.

Объем требуемой памяти зависит от двух факторов - что вы намерены делать и сколько вы готовы потратить.

Введение в ОЗУ

Емкость памяти часто путают с длительным хранением, предлагаемым твердотельным или механическим жестким диском. Иногда даже производители или розничные торговцы смешивают эти понятия. Чтобы понять, сколько оперативной памяти нужно для нормальной работы устройства, нужно разобраться, в чем ее значение.

Стол - полезная аналогия, чтобы рассмотреть разницу между ОЗУ и памятью. Думайте о RAM как о вершине стола. Чем больше его поверхность, тем больше бумаг вы можете разложить и читать сразу. Жесткие диски больше похожи на ящики под столом, способные хранить документы, которые вы не используете.

Чем больше у вашей системы, тем больше программ она может обрабатывать одновременно. ОЗУ не является единственным определяющим фактором, и вы можете технически открыть десятки программ одновременно даже с очень небольшим объемом RAM, и это замедлит работу вашей системы. А теперь представьте стол еще раз. Если он слишком мал, он становится загроможденным, и ваша работа будет замедляться, когда вы попытаетесь найти любую бумагу, которая вам нужна в любой конкретный момент. Вы будете вынуждены часто копаться в ящиках, чтобы поместить то, что не поместится на поверхности стола, а также доставать нужные бумаги.

Компьютер с большим количеством ОЗУ работает заметно быстрее, но только до определенной точки. Наличие большого стола не поможет вам, если у вас есть только несколько статей для чтения.

Оптимальное соотношение

Сколько оперативной памяти нужно вашему устройству? Ваша цель состоит в том, чтобы иметь достаточное количество ОЗУ для всех приложений, которые вы используете на этом конкретном устройстве. Если ее слишком мало - работа замедляется. Слишком много оперативной памяти может означать лишь то, что вы заплатили большие деньги за то, что никогда не сможете использовать.

Отличие от других характеристик

Стандартное ОЗУ не следует путать с видеопамятью, однако эти понятия тесно связаны с компьютерными графическими картами. Высокопроизводительные 3D-игры основаны на видеопамяти (VRAM), часто выражаемой как GDDR5, тогда как стандартную память называют RAM или DDR3. На самом деле большинство производителей очень хорошо идентифицируют VRAM и не путают ее с другими параметрами. Поэтому, чтобы определить, сколько оперативной памяти нужно для GTA 5, к примеру, нужно рассматривать оба вышеуказанных показателя в совокупности.

Тяжелые приложения

Самые большие сервисы на большинстве домашних компьютеров - это сама операционная система и веб-браузер. Вы не можете сделать так, чтобы Windows или MacOS потребляли меньше памяти, но больше ОЗУ на вашем компьютере означает, что вы можете открыть больше вкладок в Chrome, Firefox, Internet Explorer и т. д. Кроме того, некоторые веб-сайты используют больше оперативной памяти, чем другие. Простые текстовые новости почти не занимают ресурсы, в то время как что-то вроде Gmail или Netflix требует несколько больше мощности.

Программы, как правило, используют поскольку они увеличивают сложность работы. В программе чата или в игре (например, Minesweeper) почти не будет использоваться оперативная память, в то время как гигантская электронная таблица Excel или огромный проект Photoshop могут использовать больше одного гигабайта. Профессиональное и инженерное программное обеспечение создано для решения очень сложных проектов и, как правило, потребляет большинство оперативной памяти всех программ. Современные 3D-игры также могут использовать довольно много ОЗУ и VRAM. Другими словами, ваша потребность в том, сколько оперативной памяти нужно установить, зависит от используемых вами программ.

  • ОЗУ 2 ГБ: хорошо только для планшетов и нетбуков.
  • Оперативная память 4 Гб: Минимум для бюджетных систем Windows и MacOS.
  • 8 ГБ: отлично подходит для систем Windows и MacOS.
  • 16 ГБ: Скорее всего, слишком много; идеально подходит для рабочих станций среднего уровня.
  • 32 ГБ и более: только для энтузиастов и специализированных рабочих станций.

Для планшета

Предполагается, что планшеты не будут иметь дело со сложными задачами программного обеспечения, поэтому их потребности в оперативной памяти, как правило, довольно низки. Однако, поскольку браузеры с несколькими вкладками и более сложное программное обеспечение продолжают развиваться, потребности планшетов становятся все более похожими на потребности ноутбуков. Текущие параметры спецификации обычно варьируются от 2 до 16 ГБ оперативной памяти, причем скорость процессора играет важную роль в определении диапазона.

Например, iPad Air 2, который имеет около 2 ГБ ОЗУ, много внимания уделяет универсальному процессору. А такое устройство, как Microsoft Surface Pro, может вмещать в себя RAM объемом до 16 Гбайт, потому что пользователи этого девайса могут захотеть запустить большое количество профессионального программного обеспечения, а также настольную ОС.

И это дает вам ориентиры для выбора оперативной памяти - для чего вы используете свой планшет? Если вы просматриваете только один сайт за один раз и не используете девайс для каких-либо больших проектов или рабочего программного обеспечения, то оперативная память 4 ГБ, вероятно, будет достаточной. Однако если вы также используете планшет в качестве основного ПК, вы должны оснастить его необходимой оперативной памятью. Как правило, это означает, что вам потребуется от 4 до 8 Гб.

Выбор ОЗУ для ноутбуков

Сколько нужно Новые ноутбуки имеют от 2 ГБ до 16 ГБ ОЗУ, в то время как элитные игровые модели предлагают до 32 ГБ. Как уже упоминалось ранее, потребности в планшетах и ​​ноутбуках сходятся, но большинство пользователей чувствуют себя комфортно с запуском более сложных программ на ноутбуках, и это означает, что оперативная память играет здесь более важную роль.

Для чего-то вроде Chromebook, который работает в основном в облаке и имеет очень мало места для хранения, вам не понадобится многого ОЗУ. Достаточно выбрать 4 ГБ оперативной памяти, тем более что вы можете использовать Google Play Store для загрузки приложений Android прямо на вашем компьютере.

Сколько оперативной памяти нужно для Windows10 и новых модификаций MacBook? Вы должны подумать о том, чтобы увеличить это число до стандартного 8 ГБ. Большинство лучших ноутбуков поставляются с этим значением по уважительной причине. Конечно, если вы выполняете много графических работ или хотите открывать сразу несколько вкладок, возможно, стоит рассмотреть возможность увеличения RAM до 16 ГБ. Особенно это актуально для геймеров - вопрос о том, сколько оперативной памяти нужно для игр, всегда остается актуальным.

Стационарные компьютеры

ОЗУ в стационарных компьютерах стоит дешево, поэтому довольно легко найти ПК с большим объемом памяти по более низким ценам. Кроме того, большее количество оперативной памяти на ПК может оказаться полезным, поскольку люди предпочитают использовать их дольше, чем планшеты или ноутбуки.

Сколько оперативной памяти нужно для ПК? 8 ГБ - хорошее значение для начала. Обновление до 16 ГБ рекомендуется для энтузиастов, хардкорных геймеров и среднего пользователя рабочей станции. Серьезные пользователи рабочей станции могут перейти на 32 ГБ. Даже говоря о том, сколько оперативной памяти нужно для игр, можно убедиться, что слишком значительные параметры не требуются.

Все, что больше - край экстремальных специальностей, оборудованных для обработки огромных массивов данных, огромных видеофайлов или нишевых программ, предназначенных для исследователей, корпораций или правительства.

Обратите внимание, что объем оперативной памяти, а также тип и скорость, поддерживаемые вашей системой, будут зависеть от вашей материнской платы.

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

Введение

С появлением новых процессоров Intel Skylake в этом году, многие задумались об апгрейде своего компьютера до новой платформы. И для этого потребуется купить не только новый процессор, но и материнскую плату на новом чипсете. Кроме того, на многих новых платах установлены разъёмы для оперативной памяти нового стандарта - DDR4, цены на которую отличаются от цен на DDR3 в среднем на 20-40%.

Но независимо от того, хотите ли вы собирать компьютер на самой новой платформе с использованием DDR4 или модернизировать свою систему с установленной памятью DDR3, вы, вероятно, задавались вопросом: «Сколько памяти мне нужно? 8 или 16 Гигабайт?»

Когда цена на комплект памяти 8Gb DDR3-2400 в среднем составляет 55$ - меньше, чем многие из вас будут тратить на кусок алюминия, из которого сделан ваш процессор - вы, вероятно, в меньшей степени задумываетесь о том, чтобы сильно экономить на памяти и ставите 16Gb, средняя цена за комплект которой 90$. Для DDR4 эти цифры будут - 65$ за 8Gb и 130$, если вы хотите 16Gb.

На самом деле, если вы покупаете компьютер с процессором Corei7, топовой видеокартой и скоростным SSD диском, траты на оперативную память покажутся вам пустяками. Тем не менее, если вы собираетесь получить максимальную отдачу от затраченных средств, выбирая детали по лучшему соотношению цена-производительность, собирая компьютер на платформе Core i5, Core i3 или любой другой, то вы действительно хотите знать, пойдёт ли установка дополнительных 8Gb вам на пользу и насколько при этом повысится производительность?

Нет особого смысла брать большое количество памяти «на перспективу», ведь на материнской плате, как правило, у вас останутся свободные слоты и, в любой момент, вы можете докупить планку памяти и вставить её в свой компьютер.

В последний раз, когда я задавался вопросом сравнения производительности разных объёмов оперативной памяти, был в 2007 году. Тогда последним писком моды была память DDR2. И я обнаружил, что в то время, увеличение памяти в два раза, с двух гигабайт до четырёх, почти не давало преимущества в играх.

Сегодня современные игры могут потреблять свыше 4-х гигабайт, поэтому нет причин не устанавливать планку на 8Gb. Но необходимость апгрейда до 16 Gb стала темой дискуссий в интернете и сегодня мы разберёмся, когда такой большой объём памяти будет полезен и на сколько.

Спецификации тестового стенда :

Системный блок на базе Intel Skylake

Процессор : Intel Core i7-6700K (4.0GHz - 4.2GHz)

Мат.плата : Asrock Z170 Gaming K6+

Комплект оперативной памяти (двухканальный режим): 16GB DDR4-2666 RAM

Комплект оперативной памяти (двухканальный режим): 8GB DDR4-2666 RAM

Планка оперативной памяти : 4GB DDR4-2666 RAM

Видеокарта : GeForce GTX 980

Винчестер : Crucial MX200 1TB

Блок питания : SilverStone Essential Gold 750w

Операционная система : Windows 10 Pro 64-bit

Работа с приложениями

Проведя несколько часов, перебирая популярные приложения, используемые для выполнения типичных задач, было сложно найти такое, которое бы использовало больше 4-х гигабайт.

К примеру, запустив на компьютере Windows 10, пару браузеров с десятком открытых вкладок в каждом, почтовый клиент Postbox, Adobe Photoshop, Microsoft Word и Excel, пару IM-клиентов, Sublime Text, SFTP приложение, Plex Server, Dropbox, OneDrive, и другие системные утилиты, запущенные в фоновом режиме, память использовалась не более чем на 70%.

Когда у вас установлено достаточное количество памяти для запуска всех используемых вами одновременно приложений, дальнейшее увеличение объёма памяти не приведёт к росту производительности. Другими словами, работая на компьютере с рядовыми программами, будет сложно уловить какие-то существенные различия в производительности между 8Gb и 16Gb.

Среди протестированных нами программ видео-редактор Adobe Premier CC оказался наиболее требовательным к оперативной памяти. И это видно на графике ниже:

В качестве эксперимента мы монтировали 17-и минутное видео, составленное из нескольких маленьких клипов, картинок и аудио записей. Что бы по максимуму задействовать оперативную память мы произвели необходимые настройки программы, которая может использовать до 12Gb при кодировании.

С установленными 16Gb памяти рабочая задача была выполнена за 290 секунд. Удивительно, но с 8Gb памяти время кодирования почти не увеличилось и составило 300 секунд. И только когда мы заменили память на 4Gb, мы увидели существенную потерю в производительности. Если быть точным, 4Gb оказались на 38% медленнее 8Gb.

Перейдём к архиватору 7-Zip. По умолчанию в настройках бенчмарка используется длинна словаря на 32Mb, чего обычно достаточно, что бы провести сжатие. Но если вы собираетесь сжимать несколько файлов, размер которых измеряется в гигабайтах, то размер словаря предпочтительнее выставить больше. Это замедлит процесс сжатия, но даст больший результат. Чем больше вы выставите размер словаря, тем меньше по итогу получится архив. И тем больше будет задействована ваша оперативная память.

При запуске бенчмарка с длинной словаря 32Mb наш компьютер, на базе Intel Skylake, задействовал около 1.7Gb системной памяти, показав при этом рейтинг производительности 25120 MIPS (миллионов инструкций в секунду). Увеличение длины словаря в два раза, до 64Mb, потребовало 3.1Gb системной памяти, до 128Mb - 6.1Gb.

Наш тест мы провели при настройке длинны словаря в 512Mb, что дало ошеломляющую нагрузку на системную память. Необходимое количество памяти определилось как 24Gb и система стала задействовать файл подкачки Windows что бы справиться с этом процессом. Чем больше мы загружаем данных на SSD диск, тем медленнее становится наша система.

С 16Gb памяти на борту система выдаёт 9290 MIPS, а система с 8Gb становится медленнее более чем в три раза.

Если мы сравним скорость сжатия, измеренную в килобайтах за секунду, то увидим, что конфигурация с 8-ю гигабайтами в 11 раз медленнее конфигурации с 16-ю.

Хотя в этом тесте мы увидели существенную разницу между 8Gb и 16Gb, мы всё таки создали совсем маловероятный сценарий использования архиватора. Конечно, те люди, которые занимаются сжатием больших объёмов информации, прекрасно понимают необходимость установки как можно большего количества оперативной памяти, но рядовому пользователю это вряд ли понадобится.

Тест производительности в приложениях

Мы провели тестирование с помощью бенчмарка SPECwpc V1.2. В этой программе не так много тестов, которые имеют отношение к приложениям, регулярно используемых рядовыми пользователями. Однако, этот бенчмарк один из немногих, который позволяет провести тесты, которые задействуют более 8Gb системной памяти. Мы тщательно подобрали некоторые из них, которые наиболее сильно отражают разницу в производительности памяти, хотя следует обратить внимание, не все из них задействовали больше чем 8Gb.

Blender - бесплатная программа с открытым кодом для создания трёхмерной графики, используемая профессионалами со всего мира. К сожалению, при нашем тестировании бенчмарк задействовал максимум 6,1 Gb памяти, так что сравнивать в этом тесте производительность 8-и и 16-и гигабайт будет некорректно. И всё таки, мы не увидели какого либо значительного прироста производительности между 4Gb и 8Gb.

LAMMPS - программный пакет для расчётов в молекулярной динамике. Тест производительности в этой программе с помощью бенчмарка SPECwpc задействовал 10.5Gb памяти. И это означает, что он подойдет нам для сравнения 8Gb и 16gb.

По результатам можно заметить, что использование дополнительных 2.5Gb памяти дало прирост в 10%. Это довольно существенная разница. Более наглядно её можно увидеть при сравнении 4Gb и 8Gb. Разница в производительности этих объёмов составила 306%.

NAMD - ещё один программный пакет, используемый в молекулярной динамике. Он задействует только 7.2Gb, поэтому мы будем сравнивать результаты 4Gb и 8Gb. Смотря на результаты теста, можно сказать, что увеличение объёма памяти несущественно влияет на производительность в программе NAND. 8Gb всего лишь на 10% опережает 4Gb.

И последний из тестов приложений - тест программы Rodinia, которая создана для разработчиков, занимающихся изучением архитектуры графических процессоров и других платформ.

Наш тест показывает несущественный прирост производительности с установкой дополнительной памяти. Установка 16Gb вместо 8Gb увеличило производительность системы только на 4%.

Производительность в играх

Как и предполагалось, многие геймеры считаю 8Gb достаточным объёмом. В последний раз, когда мы говорили о потенциале памяти, многие из вас хотели увидеть тесты с запущенным параллельно браузером Google Chrome с большим количеством вкладок, ожидая, что это повлияет на выводы, сделанные по итогам тестирования.

Учитывая то, как Windows распределяет системную память, мы не думаем, что это сильно повлияет на производительность в играх. Тем не менее, в этот раз мы запустили игровые тесты вместе с запущенным в фоновом режиме браузером, в котором загрузили 65 вкладок и который потреблял 2.26Gb памяти при доступных 16Gb.

С установленными 16Gb памяти мы увидели, что Chrome и GTA V потребляют 9Gb памяти, но не увидели никакой разницы между конфигурациями 16Gb и 8Gb. Более того, конфигурация с 4Gb в одноканальном режиме показала результат лишь на 1 fps меньше, чем c 8Gb.

Batman: Arkham Knight может быть не самый разумный выбор, но этот тест позволяет протестировать значительный объём памяти, почти 10Gb вместе с открытым в фоновом режиме Google Chrome. Несмотря на это, конфигурация с 16Gb оказалась всего на 1 fps быстрее чем конфигурация с 8Gb, а с 8Gb на 4 fps быстрее, чем с 4Gb. То есть шестнадцать гигабайт оказались лишь на 4% быстрее четырёх.

Из следующих двадцати протестированных игр только один тест потреблял более 6Gb. Это была игра F1 2015, на результаты которой смена планок памяти никак не повлияла.

Делаем выводы

Для тех, кто собирает новую систему или просто думает улучшить имеющуюся до 16Gb, ответ простой: не стоит выбрасывать деньги на ветер. Для рядовых пользователей и геймеров нет особых преимуществ в использовании 16Gb.

В игровых сценариях 4Gb памяти, как правило, выдаёт приемлемый fps, но идеальным выбором всё-таки остаётся 8Gb. Те из вас, кто сфокусирован исключительно на играх и не имеет возможности потратиться на 16Gb, не переживайте, вы абсолютно ничего не упускаете. Для людей, кто будет настаивать, что определённые игровые моды используют больше 8Gb, хорошо, действуйте, но пока нам не удалось найти какую-либо современную игру без экстра модов, которая потребовала более 8Gb.

Более того, в тесте, где мы задействовали почти 10Gb памяти, запустив игру Batman и браузер Google Chrome с большим количеством загруженных вкладок, снижение количества памяти с 16-и до 8-и гигабайт не привело к снижению фреймрейта.

Оставим в покое игры, даже такое приложение как Adobe Premier CC, которое задействовало 12Gb в нашем тесте, не стало работать намного быстрее, когда мы меняли планки с 16-и на 8 гигабайт. Однако мы видели значительное замедление системы с 4-я гигабайтами. Пользователям, кто занимается кодированием видео, мы рекомендуем ставить не менее 8Gb.

Только один SPECwpc тест показал преимущество в использовании 16Gb памяти вместо 8Gb, хотя разрыв не был уж столь значительным. И тех людей, кто использует профессиональное программное обеспечение, дополнительные затраты в 100$ на оперативную память вряд ли будут беспокоить вообще.

Единственным приложением в котором чувствовалась реальная польза от 16Gb был архиватор 7-Zip, правда при этом мы выставили в настройках нереально большую длину словаря, что бы задействовать максимальный объём памяти. При длине словаря 128Mb системе требуется 6Gb памяти, и вряд ли многим из вас когда-нибудь потребуется большее. Я, конечно, не являюсь экспертом в деле сжатия файлов и занимаюсь этим крайне редко, так что не могу дать стопроцентно достоверного совета, но думаю, если вы регулярно занимаетесь сжатием файлов сумасшедших размеров, то наверняка знаете, что требуется от вашей системы.

Виртуализация - ещё один случай, когда вам может понадобиться большое количество оперативной памяти. Если вы создаёте у себя несколько виртуальных машин, то нужно сказать, вы захотите, что бы у вас в компьютере была тонна оперативной памяти, но это не имеет отношения к рядовым пользователям.

Подводя итог, скажем, что 8Gb - это стандарт сейчас, которого нужно придерживаться. Собираете ли вы бюджетную систему или мощный игровой компьютер - 8 гигабайт будет хорошим выбором, а 16 гигабайт на сегодняшний день необходимы только для некоторых узкоспециализированных задач.

Оригинал статьи вы можете найти на сайте techspot.com . Текст для вас перевёл

Еще недавно персональные компьютеры довольствовались . Такого объема хватает для повседневных задач, но если установить 8, 16, или даже 32 Гб RAM, то производительность системного блока серьезно возрастет. Мы узнали, как влияет объем памяти на вычислительную мощность компьютера, и выяснили, сколько оперативной памяти нужно для игр в конечном итоге.

Для проверки производительности были выбраны модули памяти, являющиеся одними из популярных решений для энтузиастов – Kingston HyperX Fury, Savage, Predator и Impact. Чтобы минимизировать влияние таких параметров как частота и тайминги, для каждого из тестов подбирались модули одной серии, различающиеся только объемом.

Разница между 4 и 8 Гб оперативной памяти в играх

Если вы уже перешли на Windows 10, а в вашем компьютере до сих пор установлено только 4 Гб памяти, то пришло время его модернизации. Как показали тесты, разница производительности в играх между 4 и 8 Гб довольно существенная. Измерения проводили используя память Kingston серии KVR два модуля по 2 Гб PC3-12800 и два модуля .


Увеличение быстродействия при увеличении объема памяти с 8 Гб до 16 Гб

Чтобы выяснить, много или мало 8 Гб оперативной памяти, мы провели вторую серию тестов c использованием модулей памяти и , которые относятся к серии Fury. созданы для любителей компьютерных игр, имеют отличную производительность и высокий разгонный потенциал. Кроме того, радиаторы охлаждения модулей памяти данной серии различаются цветом, поэтому можно выбрать подходящий, чтобы система имела лучший внешний вид.

Тестирование осуществлялось в системе с процессором Intel Core i7-4790K и видеокартой NVIDIA GEFORCE GTX960


Разница в производительности в системах с 16, 32 и 64 Гб оперативной памяти при монтаже видео

Третья часть измерения производительности заключалась в проверке быстродействия компьютера при обработке видео в Adobe Premiere и Adobe After Effects. Для данной серии тестов были выбраны самые производительные модули серии . В процессе тестирования измерялось время необходимое для рендеринга видеоролика, поэтому чем меньше результат, тем лучше.


Увеличение объема памяти в ноутбуке

Нельзя забывать и о таком виде компьютеров как ноутбуки. Модели с объемом памяти в 4 Гб очень распространены, и их модернизация путем добавления памяти очень популярна. Кроме того во многих ноутбуках оперативная память используется и в качестве видеопамяти, поэтому имеет смысл не просто установить память большего объема, но и имеющую лучшую производительность. Отличным примером такой памяти является

Многие экономно собирая игровой компьютер, например, на основе Intel Core i3-6100 и NVIDIA GeForce GTX 1050 Ti, сразу покупают только один модуль оперативной памяти ради перспективы позднее докупить еще один такой же и получить не только в 2 раза больше ОЗУ, но и работу её в двухканальном режиме. Поэтому для многих пользователей будет интересно оценить влияние двухканального режима работы ОЗУ в играх. Что мы и проверим в этом материале.

В роли процессора в нашем случае выступает очень популярный , который по своей игровой вычислительной мощи находится на приблизительно одинаковом уровне с новыми 4-поточными представителями серии Intel Pentium. А в качестве видеокарты использовалась . Оперативная память в обоих системах работала на частоте 2133 МГц, только в первом случае использовалась 8 ГБ в одноканальном режиме, а во втором моделируем результат апгрейда - 16 ГБ в двухканальном.

А теперь переходим к сравнению. Очень высокий профиль графических настроек в DiRT Rally не очень требователен к оперативной памяти - для запуска понадобилось менее 4 ГБ. Но сразу же в глаза бросается чуть большее потребление ОЗУ и в основном более высокая загрузка CPU при работе памяти в одноканальном режиме. На среднем фреймрейте это отобразилось не сильно: разница составила почти 2 FPS или 2%.

Ультра высокий пресет графики в режиме DirectX 12 в бенчмарке Total War WARHAMMER позволил зафиксировать более высокую разницу в среднем уровне FPS: 64 против 69 кадров/с в пользу двухканального режима, что эквивалентно прибавке в 9%. Потребление ОЗУ в одноканальном режиме было чуть выше 3,5 ГБ, а в двухканальном оно достигало 4 ГБ. Нагрузка на процессор в обоих режимах была практически одинаковой.

Первобытный мир Far Cry Primal мы решили изучить при очень высоком профиле графических настроек. Сразу же видно, что ОЗУ в двухканальном режиме используется на 70-150 МБ больше, зато общая нагрузка на процессор существенно ниже. В итоге минимальный FPS в обоих случаях был одинаковым, а средний и максимальный фреймрейт оказался на 1-2 кадра/с выше в системе с двухканальным режимом работы ОЗУ.

Ультра настройки качества в Rainbow Six Siege должны были достаточно хорошо загрузить обе системы, чтобы отчетливее прочувствовать разницу. Потребление ОЗУ в двухканальном режиме было на 300 МБ выше, а нагрузка на процессор местами была ниже на 15%. Однако на скорость видеоряда это особо не повлияло: лишь в начале теста разница почти достигла 1 FPS, а в остальных случаях была еще ниже.

Более требовательный бенчмарк The Division мы запустили с высоким пресетом графики в режиме DirectX 12. Уже с самого начала потребление ОЗУ в двухканальном режиме было выше на 400 МБ, зато использование видеобуфера было чуть ниже. Средняя загрузка CPU также была ниже на 7%. А вот производительность в обоих случаях получилась одинаковой.

HITMAN с высоким уровнем детализации и качеством текстур показал аналогичную тенденцию: потребление ОЗУ в двухканальном режиме выше ориентировочно на 350 МБ, зато CPU местами загружен на 10-15% меньше, поэтому у него остается больше ресурсов для фоновых процессов. Разница же в частоте кадров минимальная. Если точнее, то в среднем менее 1 кадра/с.

Требовательная Rise of the Tomb Raider с высоким профилем графических настроек сразу же показала, что нагрузка на процессор в системе с двухканальным режимом работы ОЗУ может быть даже на 50% ниже, особенно в тяжелых сценах. В то же время потребление оперативной памяти было на 100 МБ выше. В последней же сцене потребление ОЗУ выровнялось, зато наблюдался очень высокий перевес как в загрузке процессора, так и в уровне FPS в пользу системы с двухканальным режимом работы ОЗУ. В числовом эквиваленте разница в скорости составила почти 8 кадров/с или 14%. Но в целом по бенчмарку разница достигла лишь 3 FPS, т.е. только 4%.

Для получения более-менее комфортного фреймрейта Deus Ex Mankind Divided в данном случае лучше запускать со средним профилем настроек графики. Поначалу загрузка процессора была выше в конфигурации с двухканальным режимом работы ОЗУ, но потом ситуация поменялась, поэтому общая тенденция сохранилась. Но поскольку все уперлось в возможности видеокарты, то разницы в частоте кадров не было вовсе.

Живой геймплей в GTA V при включенном сглаживании, но с некоторыми послаблениями в настройках для разгрузки процессора, дал весьма интересный результат. В системе с двухканальным режимом работы ОЗУ частота кадров держалась в районе 50-55 FPS, а при одноканальном - на уровне 40-45 кадров/с. То есть разница достигала 10 FPS или более 20%. Потребление ОЗУ в первом случае было выше на 600 МБ, а загрузка CPU была на несколько % ниже.

При высоких настройках графики Mafia III неиграбельна в такой системе, поэтому параметры были уменьшены до среднего уровня. Сразу же видно, что прирост FPS от двухканального режима работы ОЗУ достигает 4-8 кадров/с, то есть более 10%. В тяжелых сценах это обеспечит некий запас, удерживая скорость выше 30 FPS. Загрузка процессора будет на несколько % ниже, зато оперативной памяти потребуется почти на 700 МБ больше.

Еще одна тяжелая игра - WATCH _ DOGS 2 - при высоких настройках графики частенько загружает CPU на все 100%. При этом скорость видеоряда опять существенно выше в случае двухканального режима работы ОЗУ. В целом частота кадров держалась на уровне 40-50 FPS, а у конкурентной системы - в диапазоне 30-40 кадров/с. То есть разница достигала 10 кадров/с или более 25%.

Высокое качество графики в Battlefield 1 не позволяет прочувствовать разницу между системами: загрузка процессоров практически одинаковая и держится на максимальном уровне, а показатель FPS в обоих случаях находится в пределах 50 кадров/с. Традиционно лишь потребление ОЗУ в двухканальном режиме выше - в данном случае на 400 МБ.

И в завершении несколько более простых онлайн-проектов. World of Tanks при максимальных настройках, но на разных картах, обеспечивал в целом комфортный геймплей при более чем 100 FPS. Конечно, большее количество кустов и деревьев местами просаживало скорость ниже этой отметки в системе с двухканальным режимом работы ОЗУ. Зато в ней было чуть меньше подергиваний, поэтому удобство стрельбы в снайперском режиме было немного выше.

А вот в Dota 2 при игре с ботами на максимальных настройках графики показывает заметный прирост от активации двухканального режима ОЗУ: в одинаковых сценах разница может составлять 10-20 кадров/с или около 15-20%. При этом загрузка процессора была приблизительно на одном уровне.

При ультра настройках качества в Overwatch с двухканальной памятью можно наблюдать в целом более высокий FPS. Разница ориентировочно составляет около 10 FPS, что соответствует 12%. Нагрузка на процессор в обоих случаях держалась возле максимального уровня.

Итог

В итоге использование двухканального режима работы ОЗУ в большинстве случаев дает ощутимый позитивный результат, который выражается как в поднятии уровня FPS, местами даже на более 20%, так и в уменьшении загрузки процессора. А это означает более плавный геймплей, особенно если в фоне запущены дополнительные программы. То есть, если вы ориентируетесь на 8 ГБ, то целесообразнее сразу взять две планки по 4 ГБ - выйдет чуть дороже, но система порадует лучшей отзывчивостью.

С другой стороны, ничего критичного в покупке одной планки на 8 ГБ нет, если в последствии вы планируете докупить еще 8 ГБ и реализовать двухканальный режим. Да, фреймрейт будет ниже, но лишь в особо тяжелых играх типа Mafia III и WATCH_DOGS 2 одноканальный режим может потребовать дополнительного снижения настроек графики для получения более комфортного уровня FPS.

Статья прочитана 18200 раз(а)

Подписаться на наши каналы